Как сходить в шахматах

Обновлено: 15.09.2024

Ничья на профессиональном уровне встречается достаточно часто. Чаще чем победа одной из сторон. В основном это связано с тем, что многое в шахматах уже изучено и есть даже целые теоретические варианты, автоматически приводящие к ничье.

Международная Шахматная Федерация (FIDE) последнее время стала даже бороться с так называемой ничейной засухой в профессиональных шахматах. На некоторых турнирах вводится специальное правило, по которому нельзя предлагать сопернику ничью до определенного хода и т.д. Надо сказать, что такие правила не всем шахматистам по душе.

Итак, ничья в шахматах – это результат партии, который означает равенство сторон. То есть не победили ни белые, ни черные.

Ничья может быть зафиксирована в следующих случаях:

1. Исчерпан материал для ведения дальнейшей борьбы.

Это означает, что ни та, ни другая сторона не сможет объявить мат сопернику, ввиду того, что фигур осталось слишком мало, или не осталось совсем. Классический пример, на доске остались одни короли. Обе армии полегли в страшной схватке, остались только монархи, которые не смогут поставить друг другу мат.

Вариантов позиций, когда материал исчерпан очень много. У одной их сторон может остаться легкая фигура против одинокого короля. Большинство позиций, где у каждой стороны остается по ладье; по ферзю и т.д. это все теоретические ничьи. Таких случаев в современных профессиональных шахматах очень мало. Сильные шахматисты обычно предвидят такую перспективу заранее.

Ничья

На доске только короли, это ничья С одной легкой фигурой поставить мат невозможно. Поэтому - ничья

2. Троекратное повторение позиции.

3. Согласие на ничью ввиду предложения одной из сторон.

В целом, это самый часто встречающийся вариант ничьи в современных шахматах.

Имейте в виду, что предлагать ничью нужно только когда очередь хода за вашим соперником. Если сейчас Ваш ход, и вы предлагаете ничью, соперник может попросить сначала сделать ход, а только потом обдумать ваше предложение. Сущность от этого практически не меняется, но психологически это не всегда приятно. В плане психологии, кстати, предложении ничьи это очень сильное оружие. Например, если вы чувствуете, что соперник раздумывает над каким-то рискованным продолжением, сомневается и не совсем уверен в успехе, предложение ничьи может ещё больше сбить его мысли. Но это уже тема совсем другого урока.

4. Вечный шах.

В мире нет ничего вечного, а вот в шахматах есть вечный шах! Шах, как мы знаем, это нападение какой-либо фигуры на короля соперника. Вечный же шах, это ситуация, когда шах ставится королю каждым следующим ходом.
При этом король, скрываясь от нападения, никак не может предотвратить дальнейшее нападение на себя. Учитывая, что ходы в шахматах делаются по очереди, такие шахи будут бесконечными. Но победить никому не удастся, так как мата на доске не возникает. Король всегда может убежать от нападения, но следующим ходом на него снова нападают. Такую игру можно продолжать до бесконечности. Шахматисты, предвидя эту перспективу, соглашаются на ничью.
Вариантов вечного шаха очень много. Чаще всего он применяется, для спасения от поражения.

Вечный шах

На диаграмме выше белые прижали черного короля и следующим ходом готовы объявить мат. Защиты от этой угрозы у черных нет, но очередь хода за ними и их ферзь может объявить шах белому королю. Как мы знаем, когда объявлен шах нужно думать только о том, как защитить короля. Собственные угрозы отходят на второй план.
Король белых отходит от нападения, но ферзь черных снова объявляет шах, как указано на следующей диаграмме. Таким образом, вечный шах спасает черных от неминуемого проигрыша.

5. Пат.

Пат – это ситуация в шахматах, когда сторона обладающая правом хода не имеет возможности совершить данный ход. При этом шаха на доске нет. Пат часто используется как средство спасения для стороны, которая проигрывает.

Пример пата указан на позициях ниже. Очередь хода за черными, но ни одного возможного хода нет. Это и называется пат – ничья.

Отметим, что в шашках подобная ситуация считается выигрышем, а не ничьей.

Пат
Пат

6. 50 ходов без взятия и без движения пешек.

Если в течение 50 ходов ни одна сторона не совершила взятие фигур соперника, и не было ни одного хода пешками, любой из участников партии может фиксировать ничью.

Вот, в сущности все, что можно сказать про ничью в шахматах.
Теперь нам нужно научиться записывать шахматную партию. Об этом в следующем уроке.


В ДЮСШ №1 проходит первенство Камчатского края среди детей до 11 и до 13 лет. Некоторые участники являются дебютантами столь престижных соревнований. И пока ребята сражаются за шахматными досками, родители и болельщики страстно переживают любой успех или неудачу. Как всегда у родителей возникает много вопросов. Спрашивали? Отвечаем!

Соревнования по классическим шахматам длятся не один день, за этот промежуток времени происходит множество событий, как за шахматной доской, так и вне её. Если с шахматными партиями, ходами, шахами и матами всё понятно, объяснять не резон. Это работа для наших шахматных тренеров, а вот вопросы судейства и организации соревнований попробуем в данной статье осветить.

Мы подобрали, как нам кажется, наиболее часто возникающие вопросы родителей юных шахматистов и дадим ответы на них. Если после прочтения статьи у Вас возникнут какие-то иные вопросы или Вы захотите что-то уточнить, то мы будем рады Вам помочь и ответить на все вопросы с помощью нашей электронной почты Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1. Вопросы судейские


– Почему меня не допустили в турнирный зал, во время турнира?
– Родители подчас переживают за исход партии гораздо больше, чем их дети. Они отвлекают от игры своих и чужих детей. Кроме того, при большом скоплении людей в игровом зале становится душно. К сожалению, турнирные залы в нашей ДЮСШ №1 из-за своих размеров не позволяют присутствовать там болельщикам, но зато в нашей ДЮСШ №1 оборудована специальная комната ожидания для родителей, где можно отдохнуть, посмотреть телевизор в тот момент, пока ребёнок играет.

- Я хочу сделать фото своего ребёнка за доской как мне быть?


- По правилам шахмат делать фото можно без фотовспышки и только в первые пять минут тура. Если Вы хотите сделать фото ребёнка за доской, то Вам необходимо получить разрешение главного судьи. Обычно судьи идут на встречу пожеланиям родителей, но если судья отказал Вам и не пустил в турнирный зал, не стоит отчаиваться. На нашем сайте публикуются фотогалереи с каждого соревнования. Вы можете попросить сделать фото Вашего ребёнка и потом скачать его с нашего сайта.

- Что делать, если у меня или ребёнка есть вопрос. К кому из судей обратиться?


- На турнире за всё отвечает главный судья. Но это не значит, что другие судьи ни на что не способны. На всех наших соревнованиях, помимо главного судьи есть судьи в залах. Это линейные судьи, которые могут ответить на любой ваш вопрос. Если вы участник, то в любой момент партии (или до партии) вы можете обратиться к судье с любым вопросом или просьбой. Для этого надо остановить часы в тот момент, когда Ваша очередь хода. Если произошло какое-то нарушение или какая-то спорная ситуация, а линейный судья в вашем зале не смог решить вашу проблему или вы не согласны или вам не понятно решение судьи, вы должны настаивать на том, чтобы к вам позвали главного судью. Вы можете попросить разъяснить вам какой-то пункт правил или то или иное решение. Если по какой-то причине в вашем зале нет судьи или в вашем турнире один судья на несколько залов, то обязательно дождитесь судью. При этом шахматные часы могут быть остановлены до решения проблемы.

- Почему мой ребёнок вчера играл чёрными фигурами, сегодня опять чёрными, когда уже будут белые?

- Компьютерная жеребьёвка проводится по всем правилам, "обмануть" или "заподозрить компьютер в обмане" нельзя. Жеребьёвочная программа swissmanager, с помощью которой мы проводим жеребьёвку лицензирована международной шахматной федерацией и применяется на всех крупных международных турнирах. По правилам две партии подряд шахматист может сыграть одним цветом, это бывает в турнире довольно часто. Хотя программа старается чередовать цвета участникам. Три партии подряд сыграть одним цветом нельзя (за очень очень редким исключением и то в последнем туре). Такие случаи очень редки (примерно один на двести турниров).

- Почему у моего ребёнка судьи "отбирают" сотовый телефон?

- Судьи ничего ни у кого не отбирают. Просто по правилам шахмат участникам запрещается при себе иметь сотовые телефоны в турнирном зале. За нарушение данного правила участнику засчитывается поражение. Если Вам надо связаться с ребёнком после партии, Вы можете отдать телефон тренеру или положить в специальную коробочку, которые находятся в тренерской комнате, и после окончания партии ребёнок сможет позвонить Вам. Категорически не рекомендуется оставлять телефон в раздевалке в карманах и рюкзаках. В нашей ДЮСШ №1, в целях Вашей безопасности, ведётся видеонаблюдение, но не смотря на это администрация МБУДО "ДЮСШ №1" не несёт ответственности за сохранность Вашего имущества, оставленного без присмотра в раздевалке. Лучше сдать телефон судьям,тренеру или положить в коробочку. Также необходимо помнить, что телефон при этом надо выключить.

- Что если во время партии мой ребёнок хочет попить, сходить в туалет или просто выйти из зала? Нужно ли отпрашиваться у судей?
- Все наши турнирные залы оборудованы кулерами с питьевой водой. Во время партии Ваш ребёнок может подойти к кулеру и налить воду в одноразовый стаканчик. Всё абсолютно бесплатно. Если же Вы хотите дать своему ребёнку на партию свою бутылочку с водой (газированным напитком, соком и т.п.), то правилами шахмат это не возбраняется.


В туалет можно выйти во время партии, но только в момент хода противника. При этом обычно судьи не останавливают часы, если для этого нет веских оснований.


Ходить по турнирному залу участники могут беспрепятственно, пока соперник думает. Можно подходить к чужим столикам, но конечно же следует воздержаться от подсказок.

- Ничего не понимаю в тех таблицах, которые вывешивают судьи на информационных стендах!? Как узнать на каком месте мой ребёнок?

- Действительно, на первый взгляд турнирные таблицы кажутся непонятными с большим количеством цифр. Попробуем наглядно объяснить с помощью скриншота.


Самой главной колонкой является колонка №1, там написано то количество очков, которые набрал шахматист. В колонках с №2 по №5 указаны дополнительные показатели, которые применяются при равенстве очков. В колонке №2 (Рез) указан результат личной встречи. В колонках №3 и №4 (ВН) указан коэффициент Бухгольца. Этот коэффициент указывает на сумму очков, которые набрали ваши соперники. Чем она выше, тем ваш коэффициент будет выше. Подробнее о коэффициенте Бухгольца здесь. В колонке №5 указан коэффициент Бергера. Он считается немного по иному, чем Бухгольц. Подробности можно посмотреть здесь. Какие дополнительные показатели применяются при равенстве очков указано в Положении о соревнованиях, которое судьи вывешивают на информационный стенд. В седьмой колонке указано место. которое шахматист занимает по итогам того или иного тура.

- Где я могу посмотреть жеребьёвку?

На главной странице сайта надо выбрать RUS, после чего в списке появятся последние турниры, которые проводились в нашей стране. Обратите внимание на время, которое показывает сколько минут назад был загружен файл. Сам список турниров находится на экране слева. Также ссылки на жеребьёвку турниров, проходящих в ДЮСШ №1 можно найти на нашем сайте.

2. Вопросы тренерские

– Ребенок у всех выигрывает, что делать?
– Во-первых, не захваливать его так, как будто он выиграл Чемпионат мира. Лучше объясните, что, возможно, ему просто повезло с соперниками. Еще есть куда стремиться, надо работать над совершенствованием своей игры.


- Нужно ли ребёнку играть в турнирах со взрослыми шахматистами, ведь всё равно шансов на победу мало?

- Любой шахматный турнир это большая школа. Конечно, годовой план соревнований вырабатывается тренером, совместно с учеником. Поинтересуйтесь у Вашего тренера, в каких соревнованиях он хотел бы видеть Вашего ребёнка. Мы рекомендуем не пропускать соревнования, тем более, если в них играют сильные взрослые шахматисты. Вот несколько советов от чемпиона мира по шахматам норвежца Магнуса Карлсена:

I) Ваши навыки улучшаются после каждой партии. Играйте с людьми с разной силой игры и с разным контролем времени.

II) Чем сложнее испытание — тем интереснее! Играйте в сильных турнирах. Для меня одним из самых сильных испытаний был турнир претендентов в Лондоне в 2013, и он меня сильно закалил.

III) В шахматах нужен опыт. Не отчаивайтесь, если не всё сразу получится.

В любом случае, после каждого турнира постарайтесь сделать вывод из своих ошибок и изучите каждую проигранную партию со своим тренером.


- Почему мой ребёнок в одном турнире записывает свои ходы на бланках, в другом в обычной тетради, а иногда совсем играет без записи?

- Каждый ход партии (свой и чужой) должен быть записан на специальном бланке, который выдают организаторы соревнований. Исключение составляют турниры по быстрым шахматам и блицу. Там игрок, ввиду малого количества времени, отведенного на партию, записывать ходы не обязан! В наших турнирах, проводимых в Камчатском крае, мы выдаём участникам самокопирующиеся бланки. Обычно это происходит на самых важных турнирах (чемпионатах и первенствах города и края). Иногда, когда бланки не выдаются, дети записывают партии в тетради или в специальном шахматном блокноте. Мы рекомендуем всем родителям приобрести для детей шахматные блокноты. Они гораздо удобнее обычных тетрадей. Они не потеряются и Ваш ребёнок будет долго им пользоваться.

Обращаем Ваше внимание, что "вторая часть" самокопирующегося бланка отдаётся после партии участнику. Её не надо выбрасывать или терять. На ней самое ценное, что может создать шахматист - ваша записанная шахматная партия. Обязательно разберите её с тренером, чтобы понять свои ошибки. А ещё будет лучше, если Вы попросите своего ребёнка дома показать вам партию на доске. Разыграйте её, даже если вы ничего не понимаете в шахматах, ребёнок с удовольствием покажет Вам свою победную партию. Обязательно похвалите его. Тогда на следующий тур ребёнок пойдёт в приподнятом настроении, ему будет важно знать, что Вы искренне интересуетесь не только результатом, но и содержанием игры, тогда, вероятнее всего, он будет ещё усиленней стараться за доской. Если Ваш ребёнок проиграл партию, то возможно он захочет показать Вам те места в партии, где он мог бы сыграть сильнее. Не ругайте его за ошибки.

- Надо ли нам оставаться на награждении, если мы всё равно не заняли призовое место и награждать нас не будут?


- Не очень приятно, когда победителей и призёров награждают при пустом зале. Ещё более неприятно, когда (в силу лени или каких-то иных причин) на награждении присутствуют не все призёры. К сожалению, такое случается. Помните, что в следующий раз в числе призёров будет и ваш ребёнок и ему будет приятно, когда ему будет аплодировать полный зал. Не поленитесь и останьтесь на награждении, поздравьте победителей и призёров аплодисментами.

Если у Вас возникли какие-то вопросы, пишите на нашу электронную почту, мы обязательно ответим.


Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой. Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить. Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.

А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
Как быть в таком случае?

Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.

А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
е2-е4.

Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.

Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
Cg5:d8.

Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.

Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.

После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.

Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).

Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.

Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.

Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.

Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
Фh5:f7х.

Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.

Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
b7-b8Ф.

А вот чёрная пешка превращается в коня:
f2-f l K.

Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.

Знак ! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
Знак ? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.

Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула.
Например, вот так:
КbЗ.

Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
Ксb3.

Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.

Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.

Основные понятия

Основные понятия

На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:

  • горизонталь;
  • вертикаль;
  • белая и чёрная диагональ;
  • центр (состоит из четырёх полей);
  • большой центр (16 полей).

Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.

Расположение фигур

Расположение фигур

Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера). Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету. Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.

Особенности нападений

Особенности нападений

Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.

Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.

Необычный ход пешкой

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Одним из самых важных принципов, без которого нельзя научиться игре в шахматы, является контроль над центром доски. Любая фигура, находясь здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, пребывая в этой зоне, держит под контролем чуть ли не половину доски и сможет оказать давление в случае появления вражеских фигур. Помимо этого, важно вводить и пешки на эту территорию.

Необычный ход пешкой

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Есть два случая, когда рокировку делать нельзя: ранее произведённый ход королём, а также момент, когда был поставлен шах или возникла его угроза.

Дебютные принципы

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Тяжёлыми фигурами являются две ладьи и ферзь. При взаимодействии друг с другом они осуществляют сильную совместную игру, а находясь на одной линии, оказывают себе взаимную защиту.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

Во время каждой партии следует помнить эти принципы и развивать игру только в соответствии с ними. Это и составляет фундамент любой победы.

Быстрый способ выиграть

Атака и защита

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Нападать рекомендуется первым способом, потому что со второго хода создаётся уже двойная угроза. Самый слабый ход, который может сделать противник в этой позиции, — походить королём на Е7. В результате можно поставить ферзём мат, переместив его на Е5.

Секреты игры

Некоторые правила

Шахматная стратегия

При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков. Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника. При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.

Читайте также: