Какие инстанции пришлось посетить старушке в рассказе старый гений

Обновлено: 18.09.2024

По сюжету рассказа старушка помещица одалживает крупную сумму денег, под залог имения некому франту, но ее должник скрывается и не собирается выплачивать долг. Старушка осознает, что ей грозит бедность и нанимает человека, который назвался “Гением”, он находит франта и спасает героиню от нищеты.

Некоторое время назад пожилая помещица дала в долг франту из Петербурга пятнадцать тысяч рублей под залог имения. Героиня была знакома с матерью этого человека и доверяла ему. Обговоренный срок уже истек, но молодой человек возвращать занятую сумму не собирался. Понимая, что без этих денег семью может ожидать страшный голод и потеря жилья, старушка отправилась в Петербург на поиски должника.

Все шло по плану – героиня одержала победу в суде, решение было принято быстро и в пользу обвинения. Однако произошла серьезная заминка – бумага с распиской так и не дошла до франта, за ним стояли довольно влиятельные люди. Как оказалось, должник числится в доходном доме, но проживает у некой дамы. Поэтому документ ему доставить просто невозможно.

Каждый сочувствовал старушке лишь на словах, а помочь так никто и не осмелился. Франт взял в долг у половины города, но деньги никому так и не вернул. Но к счастью старушки, на ее жизненном пути встретился человек, который предложил помощь. Мужчина, назвавшись гением, предложил старушке заплатить сумму в размере 500 рублей – 200 для себя и 300 для своего помощника. Героине ничего не оставалось, кроме как принять это предложение.

В это время должник собрался в путешествие вместе с дамой, у которой проживал. В день, когда франт уезжал из города, помощник Гения перехватил его на вокзале и спровоцировал потасовку, дав должнику несколько пощечин. В дело вмешалась полиция, и обоих арестовали.

Как только потерпевший представился, полицейский сразу выдал ему расписку с обвинением в неуплате долга. Должник тут же выписал чек на имя старушки – лишь бы разрешили скорее покинуть участок. Так главная героиня получила то, что по праву принадлежало ей, а Гений подтвердил свое прозвище поистине гениальным поступком.

Главные герои и их характеристика:

Иван Иванович (Старый Гений) – человек, с которым никто не знаком близко и не знает его истинную личность. Помогает окружающим, но берет за это небольшую плату. Отзывчивый, ответственный и честный, но скромный и скрытный человек. Всегда качественно выполняет свою работу и держит слово.

Не называет своего настоящего имени, возможно, потому что не желает хвастать своей добродетелью и предпочитает работать анонимно.

Старушка – главная героиня рассказа. Провинциальная помещица, добрая и отзывчивая, готовая прийти на помощь в трудную минуту (именно поэтому оказывает материальную поддержку франту).

Франт – молодой мужчина приятной наружности, модно одевается, создавая образ человека, красивого снаружи, но безобразного внутри. Занимает у знакомых в долг и никогда не отдает, имеет влиятельных покровителей. Азартен – его проблемы с деньгами связаны с карточными неудачами.

Второстепенные персонажи и их характеристика:

Адвокат – настоящий профессионал в своей нише. Помогает бабушке выиграть сложное дело в суде, но только формально – так и не добивается уплаты долга.

Честно и качественно выполняет свою работу, но, к сожалению, его полномочия ограничены.

Рассказчик – рассказывает эту историю, но не участвует в событиях напрямую. Старушка рассказывает ему о случившемся, но рассказчик не в силах ей помочь.

В произведении нет никакой информации о его личности.

Сербский стяжатель – помощник Старого Гения, таинственная личность. Довольно харизматичный и готовый совершить доброе дело. Бывший военный, имеет пристрастие к алкоголю.

Представители закона – типичные чиновники, способные переступить через моральные принципы ради собственной безопасности и сохранения статуса. Опасаются, что, связавшись с покровителями франта, обретут серьезные проблемы.

1 глава.

Несколько лет назад с одной пожилой помещицей произошел неприятный случай. Будучи отзывчивой и добродушной женщиной, она решила помочь финансово одному молодому человеку из Петербурга.

Лесков

Автор: Николай Семёнович Лесков

Старушка доверилась франту, потому что знала его мать, и к тому же он занимал хорошую должность и принадлежал к знатной фамилии – героиня и подумать не могла, что что-то может пойти не так.

Недолго думая, героиня заложила поместье, в котором жила вместе с дочерью и внучкой и отдала молодому человеку нужную сумму.

Срок, на которое старушка-помещица одолжила деньги, почти истек, а франт будто бесследно пропал. Понимая, что писать письма уже не имеет смысла, героиня собрала необходимые вещи и отправилась в столицу на поиски должника, ведь срок закладной подходил к концу.

2 глава.

Сначала все хлопоты старушки были довольно успешны: она обзавелась хорошим адвокатом, знающим свое дело, а суд вынес решение в ее пользу. Однако, когда пришло время воплощения приговора в жизнь, оказалось, что этот франт был родственником некого влиятельного человека, и “приструнить” его, как обыкновенного мошенника не удастся.

Ему нужно было отдать лично бумагу с распиской, но ни один из приставов не решался этого сделать. Они все, как один, уговаривали старушку позабыть о долге и вернуться домой – франт взял в долг у половины города, и никто до сих пор не дождался возвращения занятых средств. Но честная и добрая старушка помещица до последнего наделась, что справедливость все-таки восторжествует и не хотела сдаваться. Ей предложили обратиться в высшие инстанции.

3 глава.

Общение с представителями тех самых “высших инстанций” оказалось для героини довольно затруднительным. Ей ничем не помогли, а лишь посоветовали искать должника, чтобы вручить документ самостоятельно. Хотя старушка знала, что каждый день он находится в собственном доме, была проблема, которая заключалась в том, что дом этот не принадлежал франту.

Дом был записан на его жену, с которой у молодого человека в свое время тоже возникали финансовые неурядицы, доходившие вплоть до суда. Старушка была готова даже дать взятку высшим органам, подняв ее до 3 тысяч рублей, но даже за деньги никто не соглашался выполнить визит к франту, чтобы вручить бумаги.

Отчаявшись, из-за того, что дело уже долгое время не продвигается, главная героиня пошла на необычные и отчаянные меры – ей пришлось нанять сыщика. Этот мужчина, назвал себя гением и пообещал передать бумаги должнику всего за 500 рублей.

Всей этой историей женщина поделилась с рассказчиком, сообщив о своих опасений насчет таинственного детектива. К тому же она совсем ничего не знала про него – лишь имя, которым он представился: Иван Иваныч. Решив все окончательно обдумать, старушка попросила у сыщика немного времени.

4 глава.

Положение старушки с каждым днем становилось все более шатким. Наступил канун Рождества, а дом, в котором героиня жила с семьей, вот-вот будет выставлен на продажу.

К тому же, встретив должника на улице, женщина отчаянно закричала, что он должен ей круглую сумму, но лишь была привлечена к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. Но самым ошеломляющим для нее известием стало то, что фант в ближайшее время собирается уехать заграницу с “дамой своего сердца” на неопределенный срок.

Понимая, что шанса получить выплату может не остаться, старушка снова связалась с загадочным гением. Одолжив у рассказчика 150 рублей, недостающие для установленного сыщиком гонорара, героиня встретилась с сыщиком, к которому испытывала необъяснимое доверие, хотя совсем его не знала.

5 глава.

Рассказчик был крайне удивлен, когда всего через несколько дней старушка вернула ему долг и объявила, что отправляется домой, показав чек на 15 тысяч, да еще и с процентами. Рассказчик поинтересовался: как же ей удалось в такой краткий срок, вернуть всю сумму? Героиня ответила, что все это благодаря заслугам почтенного Ивана Иваныча.

Героиня поведала, что сыщик нашел некого “сербского сражателя”, который помог ему выполнить дело. Иван Иваныч поутру посоветовал напоить своего помощника водкой, якобы для храбрости. Доверяя всей душой детективу, старушка не стала его расспрашивать, для чего это нужно, а покорно выполнила поручение.

Затем все трое поехали на вокзал, откуда ее должник уезжал в путешествие. Старушка разглядела его в толпе и указала на него “сражателю”. Тот направился к мошеннику и его даме и несколько раз прошелся мимо них, а затем, обратившись к франту, спросил, почему тот на него так смотрит?

Недоумевая, франт возразил, что вовсе не смотрел на него, но “сражатель” спровоцировал конфликт, влепив мошеннику несколько пощечин. Устранить переполох явились полиция и сазу их арестовали. Узнав имя потерпевшего, полицейский вручил ему бумагу с информацией о невыплаченном долге. Франту ничего не оставалось, как поставить на нем свою подпись и выписать чек на имя старушки чтобы скорее покинуть участок.

Так старушка получила принадлежащую ей сумму, а детектив Иван Иваныч по праву мог именоваться гением.

Краткая история создания произведения.

В данной проверочной работе вопросы по рассказу Н.С.Лескова приводятся к каждой главе. Такая работа помогает выявить степень понимания и осмысления учащимися содержания произведения, умения запоминать художественные детали, наблюдать за развитием действий, характеризвоать качества персонажей.

ВложениеРазмер
staryy_geniy._kontr._rabota.docx 24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к 1 главе рассказа:

Вопросы ко 2 главе рассказа:

  1. Почему хлопоты старушки были безуспешны?
  2. Почему нельзя было приструнить должника? О чём это говорит?
  3. Как старушка относится к должнику, к людям вообще?

Вопросы к 3 главе рассказа:

Вопросы к 4 главе рассказа:

  1. Назовите 4 причины расстройства старушки, с которым она приехала к рассказчику?
  2. Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги?
  3. Почему рассказчик помог ей деньгами? Какую сумму она у него попросила?
  4. Что было необходимо для того, чтобы вернуть старушкины деньги?

Вопросы к 5 главе рассказа:

Вопросы к 1 главе рассказа:

Вопросы ко 2 главе рассказа:

  1. Почему хлопоты старушки были безуспешны?
  2. Почему нельзя было приструнить должника? О чём это говорит?
  3. Как старушка относится к должнику, к людям вообще?

Вопросы к 3 главе рассказа:

Вопросы к 4 главе рассказа:

  1. Назовите 4 причины расстройства старушки, с которым она приехала к рассказчику?
  2. Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги?
  3. Почему рассказчик помог ей деньгами? Какую сумму она у него попросила?
  4. Что было необходимо для того, чтобы вернуть старушкины деньги?

Вопросы к 5 главе рассказа:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Вопросы для проверки знания текста поэмы А.С. Пушкина "Полтава"

Данный опросник составлен для обучающихся 7 класса с целью проверки знания ими текста поэмы А.С. Пушкина "Полтава". При разработке данного материала учитель опирался на краткое содержание (великий инт.


Контрольные вопросы на знание текста повести М.Булгакова "Собачье сердце"

Данные вопросы помогут определить уровень прочтения повести.


Контрольные вопросы на знание романа М.Шолохова "Поднятая целина"

Данные вопросы направлены на выявление знания текста романа.


Вопросы на знание текста романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Вопросы для проверки знаний по содержанию произведения.


Проверка знания текста романа в 11 классе.


"Евгений Онегин" Вопросы на знание текста.

Роман А. С. Пушкина " Евгений Онегин" не случайно называют " энциклопедией русской жизни", но далеко не всем ученикам понятны многие слова, в данном материале даются объяснен.

Тест на знание текста цикла рассказов А. Азимова "Я, робот"

Тест предназначен для проверки знания текста цикла рассказов А. Азимова "Я, робот" в рамках прохождения программы элективного курса "Зарубежная литература".

Итак, в Петербург искать справедливость приехала очень пожилая дама. Дело в том, что она по своей доброте и мягкосердечности заняла деньги одному великосветскому франту, который был совсем не бедным человеком, но проигрался в карты и пообещал в ближайшее время отдать долг. Помещице пришлось для этого заложить свою недвижимость. Но должник этот куда-то исчез, а срок закладной скоро закончится.


Помещица ума не приложит, что ей делать, известно лишь то, что мужчине надо вручить какую-то расписку, но никто этого то ли не хочет, то ли не может сделать. И вот совсем отчаявшаяся старушка совершенно случайно встречает одного человека по имени Иван Иванович. Именно он берется за это дело, однако ему пришлось заплатить за услуги В это же время должник собирается ехать жить за границу на пару лет, а возможно, и вовсе уже назад не вернется, причем вместе со своей дамой.

Замысел Ивана Ивановича исполнился. Его помощник, увидев должника на вокзале, спровоцировал скандал и драку, поэтому пришлось вызывать полицию. Дебоширов обоих арестовали. Поезд с дамой того должника уехал, а он сам остался давать показания.


Редкий случай счастливого конца

Как только он назвал себя, ему сразу же полицейский вручил бумагу. Франту деваться было некуда, только побыстрее отдать деньги с процентами старухе и освободиться от обязательств о невыезде. Вот так восторжествовала правда, и в доме у помещицы опять стало спокойно.

Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”)

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа “Старый гений” не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: “по своей сердечной доброте и простоте”, “выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость”. Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.
Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом (“он всем нам надоел”), но остающимся безнаказанным, так как “было у него какое-то могущественное родство или свойство”. Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая “мелочь жизнь” изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей “сны снятся” и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон “кто богаче, тот и прав”. Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где “гений Иван Иванович” в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

  1. Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова.
  2. Поэт гениально воплотил в трагедии дух своего времени, проникнутого безудержной жаждой самоутверждения, расчетливостью и жестокостью, и личную жизненную драму. Сюжет пьесы основан на легенде об отравлении известным венским композитором Антонио.
  3. В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и.
  4. Габриэль Гарсия Маркес один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы “магический реализм”. Данное направление возникло как новое направление в латиноамериканской литературе в 30-40 гг. XX века. В ее.
  5. КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В “ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА”? На мой взгляд, ответ на подобный вопрос банален и прост: “Никто не виноват”. Поиски виновного всегда бессмысленны, если они не.
  6. Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно.
  7. Принято считать, что в романе “Война и мир” у Толстого одна любимая героиня – это Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил Наташу. Эта героиня на самом деле прекрасна и непредсказуема. Прототипом.
  8. Раскройте специфику русского национального характера в прозе Н. С. Лескова (на примере любого произведения). При ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте доминирующий характер заявленной темы в творчестве писателя. Укажите.
  9. Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине.
  10. Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! М.
  11. Психологический портрет пушкинской героини Татьяны Лариной весьма интересен и достоверен. Автор создает гармоничный образ провинциальной девушки, к которой впервые в жизни пришла любовь. Татьяна предстает нежной, ранимой, впечатлительной и несколько.
  12. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла.
  13. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему.
  14. ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (по одноименному рассказу Дж. Лондона) 1 вариант Произведения американского писателя Джека Лондона необыкновенно реалистичны. Они посвящены простым людям, на долю которых выпало много трудностей и испытаний. В.
  15. Иногда приходится слышать, что “о любви не говорят – о ней все сказано”. Действительно, тысячи лет, которые существует Человечество, люди говорят, пишут, поют о любви. Но сумеет ли кто-нибудь дать.
  16. В повести “Очарованный странник” Н. Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему.
  17. Не того ждала я, как шла к венцу. Н. А. Некрасов. Творчество Лескова отличается от творчества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, которые интересовали его современников.
  18. Волк является героем многочисленных сказок, мифов, легенд и преданий. И везде его изображают злым, глупым, страшным. И это очень похоже на правду, ведь волк – это хищник. А хищники, как.
  19. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан.
  20. ТРУДНОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”) 1 вариант Из рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского” мы узнаем, насколько трудной и суровой была жизнь после окончания Великой.
  21. ГОСПОДИН СОБСТВЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”) От жизни человечества, от веков, поколений остается на деле только высокое, доброе и прекрасное, только это. И. А. Бунин.
  22. Впечатления от посещения И. Буниным имения своего брата легли в основу и стали главным мотивом рассказа “Антоновские яблоки”. Произведение заслуженно считается вершиной творчества писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались.
  23. Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще.
  24. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ГЕРАСИМ (по рассказу И. С. Тургенева “Муму”) Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой.
  25. Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это – борьба. В его рассказе “Любовь к жизни”. Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей.
  26. Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван.
  27. “В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…” (М. Ю. Лермонтов). (По рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) В каждом человеке живет герой. Но для того, чтобы.

Кто виноват в страданиях героини?

Когда франт не стал выплачивать долг, старушка решилась поехать в Петербург и обратиться в суд. Там дело благополучно решилось в её пользу, однако никто не желал связываться с непорядочным франтом, так как у того были какие-то влиятельные связи и он мог даже учинить какую-нибудь неприятность тем, кто докучает. В высших инстанциях также отказались помогать старушке, сказали, ищите сами, а коли найдете, тогда чек ему и вручим. Франт, тем временем, наделав немало долгов, решил уехать со своей новой дамой сердца из Петербурга. Старушку это обстоятельство еще больше напугало, так как поджимали сроки, и дом вот-вот будет выставлен на продажу. В конце концов, нашелся один человек, который согласился помочь в этом нелегком деле за пятьсот рублей.

Если судить о том, кто виноват в сложившейся ситуации, то можно подумать вначале, что есть доля вины старушки. Ведь это она по простоте душевной поверила малознакомому франту, всего лишь потому, что знавала когда-то его мать. Однако есть доля вины и системы правосудия. Несмотря на то, что дело было решено в пользу старушки-помещицы, ни низшие, ни высшие инстанции не смогли до конца решить эту проблему, не желая связываться с каким-то мелким франтом из знатной семьи. Невольно напрашивается вопрос, если такой пустяковый и очевидный вопрос не мог быть решен, то, каково же людям было жить при таком бесправии? На мой взгляд, своим рассказом автор хотел показать пореформенное время, когда чиновников любых рангов не заботила судьба людей.


Надо было любым способом затащить должника в полицию, чтобы там заодно вручили бумагу. С этой целью сербский солдат затеял с ним скандал и драку в публичном месте.

Да еще при его богатой любовнице, которая не хотела быть замешанной в скандал.

Читайте подібні твори

Сочинение-сказка (для младших классов)

Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова


/ Сочинения / Лесков Н.С. / Разное / Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова

Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными — сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными.

Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения. На первый взгляд Лесков в своих произведениях рассказывает о самых обыкновенных, можно сказать, о заурядных людях.

Но к финалу едва ли не каждой повести, каждого рассказа или романа оказывается, что герой, явно пользующийся авторской симпатией, обладает всеми качествами личности исключительной в морально-нравственном отношении. Лесков — писатель-реалист. Он рисует жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая ее.

Однако в его произведениях жизнь и без приукрашиваний полна удивительных событий, заставляющих человека обнаруживать скрытые стороны своей натуры. Лесков — великолепный психолог. Он умело показывает самые сокровенные стороны человеческой души. И именно поэтому герои его произведений кажутся нам “настоящими” — жившими и творившими когда-то давно.

Лесков великолепно раскрывает особенности русского национального характера. Перечитывая страницы многих его произведений, невольно задумываешься о богатстве, незаурядности и своеобразии загадочной русской души. Особенно примечательно, что русский характер раскрывается в самых сложных условиях.

Противоречие между внутренними стремлениями человека и вынужденными его действиями часто толкает героев на преступления. Например, главная героиня очерка “Леди Макбет Мценского уезда” — купеческая жена Катерина Львовна, безусловно, является в высшей степени сложной и загадочной натурой. Молодая, сильная, страстная женщина вынуждена влачить жалкое существование в богатом купеческом доме.

Она тоскует, томится, мечтая о настоящей страсти и довольствуясь довольно натянутыми отношениями с мужем. Приближаясь к финалу произведения, невольно задаешься вопросом: можно ли осуждать Катерину Львовну за злодейства, ею совершенные. Не только можно, но и нужно.

Но только как же быть с христианской заповедью: “Не судите, да не судимы будете”? Действия Катерины Львовны отчасти продиктованы инстинктом самосохранения, отчасти — желанием получить хотя бы малую толику простого женского счастья, которого она была лишена и о котором так долго мечтала. Героиня способна вызвать восхищение у читателя несмотря на все свои злодеяния.

Характер Катерины Львовны, безусловно, неординарен. Окажись она в иных условиях, возможно, нашлось бы более достойное применение ее физическим и духовным силам. Однако описанная Лесковым среда превращает Катерину в настоящее чудовище. Она безжалостно отправляет на тот свет не только своего свекра, затем мужа, но и губит невинного ребенка.

Вина героини заключается прежде всего в том, что она не пыталась противостоять обстоятельствам. И вместе с тем она предстает достойной сожаления. В русском национальном характере склонность к риску и изобретательность часто идут рука об руку как со злодейством, так и с благородством.

Судьба купеческой жены Катерины Львовны свидетельствует о том, как легко отдать все богатства своей души ради злого дела. Но так бывает далеко не всегда. Например, в повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе.

Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством того, что героя можно отнести к типичным. Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным.

Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают. Фраза, встреченная в произведении: “В России невозможности нет”, — еще раз наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему — и злодейству, посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно — благородному делу, которое исправит положение бедняги. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Но тем не менее образ кажется читателю вполне узнаваемым. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху.

Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное — он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг. Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение.

Он кажется намного более благородным и возвышенным по сравнению с теми, кто отказывал старушке в помощи. И в старом гении-чиновнике удается разглядеть черты русского национального характера: стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным.

Большинство русских людей в опасных обстоятельствах способны проявить самые удивительные качества.

17502 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Разное / Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова

Смотрите также по разным произведениям Лескова:

Заказать сочинение

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!


Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.


Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ПК, мультимедийный проектор, презентация для урока в программе Power Point, учебник, тетради, толковый словарь, выставка книг Лескова, рисунки, афоризмы.
Тип урока: урок изучения новых знаний.

Место в системе уроков изучения творчества Н.С. Лескова: первый.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Вид контроля: текущий
Методы: эвристические,наглядно – практические, проблемного изложения, критического мышления, самоконтроля.

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”, связывать выявленные проблемы с жизнью, осознавать важность нравственной основы жизненных поступков.

— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

(В.И. Даль выделяет целых 8 значений этого слова:

Старушка

— С какой целью приехала маленькая старушка в Петербург?

(у неё было “вопиющее дело”).

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч, а он не желает платить).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? (Сын хорошей знакомой).

— Какие черты характера выделяет в ней автор? Как она относится к людям, франту?

(она добрая, безотказная, наивная, верит людям, он человек хороший)

—К героям какого литературного типа её можно отнести?

Каких представителей этого типа вы знаете?

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

Великосветский франт

— Каким человеком был великосветский франт? Как он относился к своей семье, жене?

— Почему он не отдал долг старушке?

— Как называется поступок франта с точки зрения закона, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке?

(Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей нравственных норм?

— Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения).

— Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать? (эту возможность дали чиновники, относящиеся к своим обязанностям формально)

— Благодаря чему удалось заставить его выполнить свои обязательства?

(Благодаря человеческому отношению, добру, вере в справедливость, в неизбежное наказание зла).

Гений

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”?

(Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги).

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”.

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие)

— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?

(вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Что же это за человек?

(обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, автор не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым).

Работа с иллюстрациями.

Восстановление межпредметных связей литературы и изобразительного искусства.

Анализ системы образов рассказа.

Учащиеся работают в 3 группах, затем знакомят остальных с данными, записанными в кластере:

2 гр. – великосветский франт;

3 гр. – старый гений.

Выступления групп учащихся.

Учащиеся каждой группы раскрывают характеристики персонажей по предложенным вопросам. Остальные заполняют в таблицу в тетради.

(с возрастом или с опытом.Автор имел в виду не возраст персонажа, а его опыт в гениальных делах, сам герой признается в этом).

(Человеческий талант не зависит от времени и не останавливается перед препятствиями).

Каким талантом обладал лесковский гений?

(доброта, способность помогать простым людям добиваться справедливости, хитрость)

— Разве доброта – это талант? Каких людей мы привыкли называть гениальными?

(Совершивших открытия в области науки, техники, искусства, владеющих каким-то редким мастерством).

— Не иронизирует ли автор, называя своего героя гением?

(Нет, автор говорит серьезно, доброта ничуть не уступает по своей значимости всем другим талантам, Лескову не жаль для своего героя столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая миссия.

— А как выглядел старый гений? (найти портрет в тексте, авторское отношение?)

— Что говорит о герое его имя?

(Иван Иванович – исконно русское имя, возведенное в квадрат за счет отчества, значит, все национальные качества (доброта, честность, непрактичность) в нем удвоены). Он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить слабых).

— Кто мог и должен был решить проблему старушки? Чью работу делал старый чиновник? (судебные чиновники)

— Спасибо нашим актерам! Удалось им передать характерные черты героев?

— Каково их отношение к старушке и франту?

Как вы думаете, как автор относится к чиновникам?

(осуждает, обвиняет их в бездействии)

—В каких изученных вами произведениях показан мир чиновничества и что роднит его представителей?

— Так почему же в рассказе Лескова никто не может вручить постановление ответчику? (Наверное, этот вопрос автор задает всем нам. Ответ на него и составляет идею рассказа – он обнажает те проблемы, в которых погрязло общество).

— Легко ли было старушке добиться правды? (Нет, самая острая проблема в произведении — это невозможность в ряде случаев отстоять свои права).

Как можно назвать отношение чиновников к старушке?

(Её никто не защищал. Незащищенность человека перед бюрократической системой).

— Почему они не хотели связываться с франтом? Что бы из этого вышло? (Богатым и знатным закон не писан, их деньги и связи решают всё. Несовершенство законодательной и исполнительной системы порождает бессилие власти перед богатыми).

Как можно охарактеризовать отношение франта к старушке? (жестокое, бесчеловечное, он понимал, что для него она заложила все свое имущество).

Выполнял ли он свои обязательства? (Не был человеком слова, чести).

— Какие проблемы на ваш взгляд главные в этом рассказе?

(несоблюдение закона и вытекающая из этого беззащитность слабого человека перед власть имущими, бесчеловечность представителей высшего света к маленьким людям).

— Помните, как закончился сказ? (Печальный финал).

— А рассказ?(правда восторжествовала)

Почему? (Рождественский или святочный рассказ — малый жанр эпоса, для которого характерен светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. И оно, благодаря вмешательству высших сил, а иногда и счастливой случайности, происходит).

— Какое чудо произошло со старушкой?(встреча с И.И.)

Лексическая работа по разъяснению значения выражений.

Анализ нравственных проблем, показанных в рассказе. Интерпретация заглавия и эпиграфа текста. Словарная работа.

Работа с определением лексического значения выражений.

Выявление авторской позиции через поэтику имени героя.

— Оцените результаты урока. Все ли пункты плана мы выполнили? Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?

— Молодцы. Запишите домашнее задание (слайд 23):

1)выписать в тетрадь пословицы и поговорки из текста и подумать, с какой целью автор их использует.

2)дать толкование лексического значения слов: вопиющее, мирволить, пассаж, франт, приязнь, сражатель, прификс, уряд, закорюка, приструнить, насулила, тайности.

— написать небольшое письмо франту с целью убедить его вернуть старушке деньги.

— написать благодарственное письмо старому гению.

З.1 на 3, з. 1-2 на 4, з. 1-3 – на 5.

— А теперь я попрошу вас закончить предложения, напечатанные на ваших листочках.

— Сдайте свои листы. Наш урок окончен. Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказались в подобной ситуации, и по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!(слайд 24)

Читайте также: