Какой есть способ посетить музей

Обновлено: 07.09.2024

Посещаемость музеев растет из года в год. Московский Департамент культуры отмечает, что посещаемость музеев Москвы выросла в 1,5 раза за последние 7 лет. В 2017 году по всей России музеи посетили 125 миллионов человек, для сравнения в 2011 году у музеев было только 83 миллиона посетителей. За 6 лет прирост музейной аудитории составил 50%.

В современном мире ни один музей уже не может игнорировать цифровую среду. Пользователи музейного сайта могут перерасти в реальных посетителей, так как некоторые люди делают свой выбор, ориентируясь на сайт и социальные сети. Свои представительства в виртуальном пространстве музеи завели еще в начале 2000-х годов, а к 2010-ым стало очевидно, что необходимы новые подходы к их организации [5] .

Наиболее инновационные музеи уже давно открыли отделы новых медиа, которые занимаются оценкой онлайн-сообщества [6] . Посетители получили открытый доступ к информации и перешли к цифровым средствам общения, а музеи должны говорить с посетителями на одном языке [7] . На конференции MuseumNext в 2011 году обсуждалось, что пользователи заинтересованы в том, чтобы следить за учреждениями в социальных сетях, но ожидают от музея диалога, а не просто продвижения мероприятий. Традиционные модели коммуникации музеев основаны на пассивном потреблении понятий или контекста [8] .

Сегодня исследователи все чаще обращаются к изучению виртуальной аудитории музеев. Сильвия Филиппини Фантони, директор вовлечения аудитории в Музее искусств Северной Каролины, Роберт Штейн, вице-президент Американского альянса музеев, и Грей Боуман, IT-эксперт, доказали, что мотивация посетителей — это ключевая переменная для понимания онлайн-впечатлений посетителей и она может использоваться как способ сегментирования аудитории и прогнозирования ее поведения на веб-сайте [11] . Сегодня музеям приходится искать новые пути взаимодействия с аудиторией и использовать для этого новые платформы. Интернет позволяет им стать демократичнее и ближе к своей аудитории, уделить больше внимания уже лояльным посетителям и охватить тех, кто еще не пришел в музей. Цифровая среда дает музеям возможность проявить себя, провести новые запоминающиеся эксперименты и привлечь к себе внимание посетителей [12] .

Последние 10 лет музеи активно развивают свои представительства в цифровой среде. Исследователи начали изучать поведение посетителей не только в музее, но и на его сайте, они выделяют определенные категории пользователей сайта, исходя из их мотивации и особенностей поведения. Виртуальная аудитория музеев — это большие сообщества, которые гораздо более многочисленны, чем аудитория реальных посетителей.

Говоря об изменениях в деятельности музеев и в поведении музейной аудитории с наступлением эпохи цифровой среды, нужно выделить следующие аспекты:

Переход на сторону посетителя: как работать с аудиторией

Как любая организация, музеи должны заниматься экономическими и социальными направлениями, чтобы обеспечить себе устойчивость. Чтобы сделать это, музеи должны обращать внимание на два аспекта:

1. Необходимо строить глубокие и долгосрочные отношения с целым рядом аудиторий;

2. Необходимо реагировать на изменение политического, социального, экологического и экономического контекстов и определить свою четкую долгосрочную цель.

Переход музея на сторону посетителя — ключевой фактор для удовлетворения потребностей аудитории и формирования желания вернуться в музей снова. Музеи должны найти способ привлечь внимание посетителей. Для этого они должны знать, кто их конкуренты и кто их нынешние и потенциальные посетители.

Экспонаты музея — это осязаемые объекты, а эмоции, которые они вызывают — неосязаемые, соответственно эмоции в музейной коммуникации необходимо сделать более ощутимыми, чтобы они повлияли на опыт посетителей [14] .

На опыт посещения влияет множество факторов, в том числе архитектура, окружение и интерьер музея. Окружающая среда производит впечатление на посетителей, когда они еще только приближаются к музею. Архитектура создает определенную ауру; стиль здания представляет собой определенное время и, возможно, своего рода грандиозность, проецирующую ощущение атмосферного пространства [16] . Исследователь Мартин Трондль утверждает, что экономика внимания в среде художественного музея зависит от правильного расположения паттернов движения посетителей по музею [17] . Исследователь Стефан Битсгуд считает, что для успешного посещения человеку необходимо, сохранять концентрацию внимания [18] . Для этого Битсгуд предлагает поощрять посетителей к перерыву на кофе, закуски или обед. У них должна быть возможность сесть и отдохнуть, прежде чем они устанут.

Очевидно, что в работе с аудиторией музеем стоит сконцентрироваться на мотивации людей к посещению музея и улучшении его качества. Вот еще несколько важных аспектов работы музеев с аудиторией:

1. Чтобы добиться достоверных выводов о качестве и количестве аудитории, нужно провести несколько исследований разными методами и сравнить результаты.

2. Музеи должны рассматривать развитие аудитории как долгосрочную цель, в работе над которой принимает участие весь персонал музея. Переход на сторону посетителя — ключевой фактор для удовлетворения потребностей аудитории и формирования желания вернуться в музей снова.

3. Разные посетители имеют разную мотивацию и работать с каждой группой нужно по-своему. События, которые удовлетворяют потребности и интересы посетителей, становятся мотивами для следующих посещений. Для увеличения числа посетителей нужно придумать мотивацию для неохваченных групп людей.

4. Необходимо разнообразить аудиторию: привлекать национальные меньшинства и другие сообщества.

5. Необходимо сделать эмоции более ощутимыми в музейной коммуникации, чтобы они стали запоминающимися и повлияли на опыт посетителей.

6. Необходимо сохранять концентрацию внимания посетителей как с помощью коммуникации, маршрутов передвижения, так и с помощью предложения передохнуть и выпить кофе.

Потрет музейного посетителя: об особенностях российской аудитории

Все музеи в основном проводят количественные исследования. Качественные используются на подготовительных этапах или пока остаются в планах будущих исследований. На данный момент изучаются только люди, которые уже являются аудиторией музеев. Исследований потенциальной аудитории музеи не проводят. Алена Агапиева считает, что на данном этапе такие исследования не нужны:

Государственная Третьяковская галерея

Руководитель PR-отдела Третьяковской галереи Алена Агапиева рассказывает, что в декабре 2017 года Третьяковская галерея совместно с Пушкинским музеем, Еврейским музеем и центром толерантности и Политехническим музеем провела сегментацию аудитории художественных музеев. Исследование помогала делать компания BCG. Опрос проводился на четырех музейных площадках: в Главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина, в Новой Третьяковке на Крымском валу, в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке и в Еврейском музее и центре толерантности. Всего было опрошено 1400 человек. Для обработки данных использовался кластерный анализ и анализ, проведенный участниками рабочей группы. Было выделено 10 сегментов по критериям вовлеченности в искусство и потребности в социализации.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Теперь рассмотрим аудиторию ГМИИ им. А. С. Пушкина. В сентябре 2015 года в ГМИИ был проведен опрос посетителей музея. Посетители опрашивались во всех зданиях музея по заранее подготовленной анкете. Выборка была сформирована на основании данных о ежемесячной посещаемости музея по группам посетителей. Всего было опрошено 1050 человек.

Speak Visually. Create an infographic with Visme

Частота посещения связана с полом респондентов: среди мужчин значительно больше тех, кто отмечал, что бывает в музее реже раза в год (29% против 18% среди женщин). При этом, среди женщин почти в два раза больше тех, кто бывает в музее несколько раз в месяц. Интересно, что среди респондентов с высшим образованием самая небольшая доля тех, кто отметил, что приходит в музей несколько раз в месяц.


Интересна взаимосвязь между частотой посещения музея и предпочтениями в проведении свободного времени у респондентов. Так, не обнаружено связи между частотой посещения музея и посещением кино, занятиями спортом/фитнесом, прогулками в парках, дополнительным образованием, походами в кафе и рестораны. В то же время есть связь между посещением музеев и театров/концертов.

Чаще всего посетители узнают о событиях в ГМИИ на сайте музея и на интернет-порталах о событиях в Москве. То есть, Интернет является одним из основных каналов коммуникации. Тем не менее, тот факт, что наибольшая доля все-таки приходится на собственный сайт музея, может свидетельствовать о том, что в настоящий момент аудиторию музея составляют его лояльные посетители — те, кто следит за новостями музея и специально посещает его сайт.


В 2016 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина было проведено необычное исследование с применением современных технологий [21] . Исследовательская группа составила тепловую карту перемещений посетителей по залам музея, отследив это по камерам видеонаблюдения. Исследователи проанализировали 3000 часов с камер Главного здания за неделю работы музея в августе 2016 года.

В результате были визуализированы перемещения людей по экспозиции, то есть взаимодействие посетителей с пространством музея. В динамике хорошо видны самые посещаемые залы и залы, в которые редко заходят посетители. Глядя на карту можно заметить, где посетители чаще останавливаются, где они растеряны и не знают, куда им идти дальше, где они присаживаются отдохнуть, где пользуются установленными в залах мультимедиа экранами, какие объекты привлекают их внимание, а какие остаются незамеченными. В 2023 году Главное здание музея будет закрыто на реконструкцию, поэтому такое исследование окажется особенно полезным при планировании нового пространства музея.

Виртуальная аудитория музеев России

Для анализа виртуальной аудитории были выбраны подписчики музеев в социальной сети ВКонтакте, так как это самая популярная социальная сеть в России, а также ее API дает возможность выгрузить разные данные об аккаунтах пользователей.

По половой принадлежности у всех музеев лидируют женщины. Мужчин больше всего у Третьяковской галереи — 33%. По возрастным категориям прослеживаются сходства среди аудитории Пушкинского музея и Третьяковской галереи.




В результате, можно предположить, что у Третьяковской галереи наиболее широкая виртуальная аудитория: половина подписчиков живет в нестоличных городах России, почти треть в других городах мира, тогда как у остальных музеев преобладают москвичи. Так как аудитория Третьяковской галереи очень широкая, у нее очень разносторонние интересы.

Пушкинский музей популярен в социальных сетях среди москвичей — их больше половины среди подписчиков, и они больше всего интересуются событиями в Москве — каждый третий подписан на группу Интересная Москва, каждый пятый — на группу KudaGo: Москва. Можно предположить, что виртуальные аудитории Третьяковской галереи и Пушкинского музея похожи, возможно, аудитория ГМИИ им. А. С. Пушкина входит в число аудитории Третьяковской галереи, так как у нее в 5 раз больше подписчиков. Этим людям в целом интересны музеи, культура и искусство, поэтому они следят сразу за несколькими музеями.

Реальная аудитория музея ограничена такими факторами как его расположение, вместимость, доступность. Виртуальная аудитория таких ограничений не имеет, поэтому любой человек может стать частью музейного сообщества. Потенциал расширения виртуальной аудитории огромен. Она даже может превышать реальную аудиторию музея.

Третьяковскую галерею посещают в основном русскоговорящие туристы — 28% от аудитории музея. Это отражено и среди подписчиков — суммарно 78% виртуальной аудитории проживают в нестоличных городах России и других городах мира. По полу посетители и подписчики почти совпадают — в основном, это женщины (60% реальной аудитории и 67% виртуальной). По возрасту люди 25–34 лет лидируют среди туристов (34%), эта же категория оказывается самой большой среди подписчиков (29%). Людей до 25 лет среди подписчиков также много (29%), а среди реальных посетителей меньше (18%). Среди возрастов 35–44 и 45–54 виртуальная и реальная аудитория почти совпадают и набирают около 10–16%. Посетители в возрасте больше 55 лет и подписчики в этом возрасте также практически совпадают и набирают 16% соответственно.

Для посетителей Третьяковской галереи важно почувствовать приобщение к культурному наследию страны. При выборе музея они ориентируются, прежде всего, на его известность и престижность, а также на факт того, бывали ли они в этом музее ранее. Попадая в музей, многие полностью погружаются в его атмосферу, забывая о вопросах и заботах внешнего мира. Среди других видов досуга они предпочитают театры и концерты, прогулки по городу. Все это можно отнести и к подписчикам Третьяковской галереи в социальных сетях. Они следят за другими популярными музеями, театрами, группами о культуре в социальных сетях. Можно предположить, что они подписываются на музей в социальных сетях, так как они знают о самом музее, ценят и любят его, он имеет для них символическое значение.

В данном случае бренд Третьяковской галерее работает отлично и у нее очень широкая и разноплановая аудитория. Однако музею стоит обратить внимание на молодых людей до 18 лет, а также 18–24 лет, так как эти категории следят за музеем в социальных сетях, но приходят туда не так часто. Люди в возрасте 55+, наоборот, чаще приходят в музей, чем следят за ним в социальных сетях. Это можно объяснить тем, что пока не все люди старшего возраста постоянно пользуются социальными сетями, однако, сейчас активно идет прирост аудитории интернета именно за счет людей старше 55 лет, так что в перспективе они также станут большим сегментом виртуальной аудитории.

Что касается ГМИИ им. А. С. Пушкина, большинство посетителей — жители Москвы и Подмосковья. То же самое и с подписчиками, у Пушкинского музея самый большой процент москвичей из всех музеев — 57%. Чаще всего в музей приходят женщины, среди подписчиков их тоже много. По возрасту среди посетителей больше всего людей от 18 до 24 лет (31%), но среди подписчиков эта категория на втором месте (26%). Среди виртуальной аудитории больше всего людей от 25 до 34 лет (37%), среди реальной аудитории эта категория находится на втором месте и набирает 19%. На третьем месте по посещаемости люди старше 55 лет (17%), но среди подписчиков таких всего 9%.

Чаще всего посетителей в музей привлекают временные выставки, что также характерно и для подписчиков музея, они активно интересуются событиями в Москве. Также виртуальная аудитория музея подписана на другие музеи и группы о культуре, что значит, что они интересуются культурной жизнью города. Эксперт из ГМИИ им. А. С. Пушкина Динара Шарлапаева говорила, что аудитория Пушкинского музея — это те люди, которые ходят в одни и те же музеи и являются аудиторией сразу многих музеев Москвы. Получается, что бренд музея работает не так хорошо, как у Третьяковской галереи. Пушкинский привлекает в основном людей из Москвы своими временными выставками.

Для туристов или детей, например, постоянная экспозиция может быть важнее временных выставок, но при этом и весь маркетинг музея направлен не на нее, а на временные выставки. Музею стоит больше обращать внимания на постоянную экспозицию для создания большего коммьюнити вокруг себя. Также стоит обратить внимание на детей, для которых с возрастом музей может приобрести символическое значение, и они будут возвращаться туда со своей семьей. Также люди от 25 до 34 лет активно следят за музеем в социальных сетях, но пока реже туда приходят, а люди от 18 до 24, наоборот, чаще приходят в музей, но не так активно на него подписываются в социальных сетях.

Работа с аудиторией и ее развитие должно стать долгосрочной целью музея. Во всех трех изученных музеях есть специальные отделы, которые занимаются работой с посетителями. Такие сотрудники могут стать внутренними адвокатами посетителей и изменять деятельность музеев исходя из запросов аудитории. Но они не смогут это сделать, если остальные сотрудники музеев не будут заинтересованы двигаться в сторону посетителя, поэтому очень важно, чтобы вся команда музея работала вместе.

Все исследования аудитории, которые музеи проводят, не доступны для просмотра. Тем не менее очень важно делиться методологией и результатами исследований внутри музейного сообщества, чтобы выработать коллективные опыт и знания.

Ни один из исследуемых музеев не изучает свою потенциальную аудиторию, тех людей, которые еще не пришли к ним. Все музеи проводят анкетирование в здании музея и онлайн-опросы, размещая их на сайте или рассылая по базе людей, которые уже к ним приходили или подписывались на их рассылку. Однако изучение потенциальной аудитории очень важно для понимания того, как привлечь новую публику в музей.

Также музеи не изучают свою виртуальную аудиторию, только следят за социально-демографическими характеристиками подписчиков в социальных сетях. Это приводит к тому, что музеи не знают, как к ней обращаться. Например, Третьяковская галерея, проведя онлайн-опрос подписчиков рассылки, обнаружила, что большая часть подписчиков старше 55 лет. До этого сотрудники музея не догадывались о том, кто читает их рассылки.

При сравнении реальной и виртуальной аудитории стали очевидны пробелы, которые музеям нужно заполнить, чтобы охватить аудиторию целиком. Третьяковской галерее стоит обратить внимание на локальную аудиторию, музей находится в Москве, но среди аудитории преобладают жители других городов России. Также люди старшего возраста часто обсуждают галерею на своих страницах и среди посетителей их много, однако, лишь небольшой процент этих людей подписан на галерею в социальных сетях. Молодежь, наоборот, следит за Третьяковской галереей в интернете, но реже приходит в музей. Самые малочисленные категории среди и реальной и виртуальной аудитории — люди в возрасте от 35 до 54 лет. С ними тоже нужно проводить отдельную работу.

Повышение качества посещения музея и работа с аудиторией важна не только для удержания лояльных посетителей, но и для привлечения новых. Чем лучше работает с аудиторией музей, тем комфортнее будет посетителям, и тем чаще они будут возвращаться, приводить своих близких и друзей, а также рекомендовать музей друзьям. Поэтому важно не просто сконцентрироваться на охвате новой аудитории, но и доработать подходы к уже имеющимся посетителям. Соблюдение рекомендаций может помочь любому музею стать лидером среди российских культурных учреждений.

Pavlou, V. The educational potential of museum websites: Building an instrument for assessing preservice teachers’ views. // Museum Management and Curatorship. 2012.


Данную статью стоит рассматривать как один из вариантов эффективного продвижения школьного музея в социокультурном пространстве российского общества. Восприятие приведенных ниже положений осложняется тем, что опыта руководства музеем у автора нет. На момент написания статьи я руковожу музеем чуть более двух месяцев. Но это не означает, что идеи, выдвинутые здесь, не имеют реальной основы.

Итак, для начала, давайте разберемся в логике нашего размышления.

1. Что такое музей?

2. Что такое школьный музей?

3. Кто такие посетители?

4. Зачем посещать музей?

5. Зачем привлекать посетителей?

6. Какую роль выполняю я?

Давайте попробуем дать ответы на поставленные вопросы. Итак, что такое музей? Это государственное или негосударственное учреждение, элемент официальной организации, созданный с целью сбора, сохранения, систематизации, демонстрации и популяризации культурно-исторического достояния человека или естественного достояния природы.

Школьный музей преследует ту же цель, но его деятельность зависит от условий, созданных в образовательном пространстве школы. В связи с этим, возникает ряд ограничений, касающихся накопления и использования памятников природы и человеческой истории, основной категории посетителей, условий посещения и т.д.

Соответственно, следующий вопрос: кто такие посетители школьного музея? Будет закономерным считать, что в основной своей массе это учащиеся данного образовательного учреждения. На примере своего музея, посвященного истории политических репрессий в СССР, могу с определенностью сказать, что уже сама тематика музея накладывает ограничения на возраст не только посетителей, но и актива Совета музея. Что такое репрессии? Что такое политика? Кто такой Сталин? Эти и многие другие вопросы, в силу психических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, не воспринимаются. Проведение экскурсий для них, знакомство с подавляющим большинством экспонатов, не имеет практического смысла. А вот дети 10-11 лет уже частично способны воспринять сложность и тяжесть получаемой в музее информации.

Всеобщая информатизация социокультурного пространства диктует новые условия существования музея. Новые способы получения и передачи информации заставляют менять механизмы функционирования музея, в первую очередь те из них, которые направлены на эффективное продвижение музейной деятельности. Используя новые способы привлечения посетителей в музей, не отвергая при этом ставших уже традиционными, он обеспечивает себе стабильное существование.

И, наконец, последний вопрос: какова моя роль в этом процессе? Выступая в роли руководителя музея, я обязан обеспечить всеми необходимыми средствами качественный процесс по достижению цели, обозначенной в начале статьи. Иными словами, я должен быть и отцом, и матерью, и ребенком своей идеи.

Возвращаясь к заглавию этой статьи и пытаясь ответить на первоначальный вопрос с точки зрения имеющихся инструментов, мне удалось обобщить 15 наиболее популярных эффективных способов привлечения посетителей в музей.


На всех этапах развития общества музеи играют очень важную роль. Они представляют редкие, уникальные в своем роде разнообразные предметы и привлекают к ним внимание. Музей призван подчеркнуть ценность наследия с целью сохранения преемственности культуры. На мой взгляд, музей — это социокультурное учреждение, в котором собираются, изучаются и хранятся памятники искусства, истории, науки, техники и других сфер человеческой деятельности. Кроме того, музеи занимается просветительской деятельностью, выставляя разнообразные подлинники и копии экспонатов на всеобщее обозрение.

В настоящее время многие старые музеи основаны на просветительской музейной модели и исторических музеях просветительского типа. В просветительской модели музея все расположено на полочках, ящиках, в коробочках, и отделах. Исторический же музей просветительского типа, устроен как учебник истории — экспозиции расставлены с древнейших времен и до наших дней. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена на хронологической основе. Третьяковская галерея и Русский музей используют историко-монографический принцип: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

На сегодняшний день мы видим, что просветительская Музейная система плохо работает для современного посетителя. Посетители XXI века предъявляют высокие требования к музею, приходят подготовленными, ждут новых впечатлений и интерактивности. Исходя из психологических особенностей современного общества, особенностей образа жизни и перенасыщенности информационного фона, музей делает все возможное, чтобы заинтересовать посетителей.

Именно поэтому музеи все чаще используют интерактивные, мультимедийные элементы при выставке экспонатов. Главным продуктом интерактивного мультимедийного продукта стал виртуальный музей. Концепция виртуального музея зародилась в 1992 году.

Виртуальные музеи нужны современному обществу для того, чтобы показывать произведения искусства и многие другие экспонаты людям, которые по тем или иным причинам не могут прийти в музей. Эта функция применима к обеим моделям виртуального музея. Но есть и более интересные вещи, которые делают эту технологию весьма перспективной. Самое интересное начинается в тот момент, когда в виртуальном музее демонстрируют не то, что где-то существует, а то, чего нет и быть не может. В этот момент современное общество начинает максимально использовать возможности современных технологий в виртуальном музее. Наличие современных технологий помогает музеям создавать выставки, позволяющие посетителям всех возрастных и социальных категорий в доступном для них формате получить новую информацию для дальнейшего ее использования.

Сегодня технологии виртуального музея и активное использование современных средств отображения информации все больше интегрируются с реальной музейной экспозицией. Зачастую виртуальные экспонаты начинают сосуществовать с реальными. Виртуальные музеи решают реальную проблему доступности мирового культурного наследия. По мере развития средств коммуникации в интернете происходит объединение в группы интересов, даже если они расположены в разных частях нашего мира. Пользователи могут обмениваться информацией, впечатлениями и создавать собственные музейные проекты. Сегодня есть возможность говорить о виртуальном музейном пространстве, где уживаются и действуют виртуальные музеи и сетевые сообщества, объединяющие музейных работников и заинтересованных пользователей.

Но, если говорить о тенденции современного музейного развития, компьютеры постепенно начинают покидать музейную экспозицию. По крайней мере, с видимой его части. Причина проста: больше десяти лет назад компьютер как технический способ отображения был весьма привлекательным. Но современное общество уже воспринимает компьютер как нечто тривиальное.

Поэтому виртуальные музейные технологии на данном этапе требуют хороших IT-специалистов, для перехода виртуальных музеев на новый уровень.

Виртуальный музей необходим современному обществу и занимает лидирующее положение, так как только наследие, сохраняемое музеями, формирует личность, сохраняет традиции, показывает жизнь нашего народа и его культурное наследие.

Создание и использование виртуального музея необходимо для привлечения внимания современного общества ко всем музеям мира и вносит неоценимый вклад в развития музееведения. Ведь не каждый экскурсант может посетить реальные музеи. Причем, возможность увидеть уникальные материалы, находящиеся в фондах таких музеев, с помощью виртуальных музеев, значительно возрастает.

  1. Лебедев, А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея / А. В. Лебедев// Мир музея. 2010. № 10.С.5–9.
  2. Лысикова,О. В. Музеи мира [Электронный ресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 130с.
  3. Кулева,О. В. Виртуальный музей [Текст]: термин и характеристика / О. В. Кулева // Книга: Сибирь — Евразия: труды I Международного научного конгресса. Том 3. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. — C. 77–87. с.
  4. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. -№ 4 — С. 186–190.
  5. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. -№ 14 — С. 163–169.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, музей, современное общество, Иваново, компьютер, просветительский тип, Третьяковская галерея.


Подростки традиционно считаются одной из возрастных групп, наименее вовлеченной в музейную сферу. Они уже самостоятельно решают, как провести свой досуг, но при этом не определились с предпочтениями. Как правило, очень восприимчивые, подростки открыты ко всему новому и находятся в постоянном поиске. Для музея очень важно не упустить этот момент и сформировать привычку проводить свободное время именно здесь.

Мы проводили акцию “Пошумим в музее” в рамках проекта “Игра-путешествие “На старт.Внимание… В музей!””. Пермские музеи делают этот проект уже 6 лет. До этого момента мы делали путеводители для подростков по музейным экспозициям, но в этом году решили поэкспериментировать и встретиться в формате “лицом к лицу”. Поэтому мы организовали серию встреч для подростков в пермских музеях.

Анастасия Шипицина, ведущий специалист отдела по научным исследованиям и музейной педагогике музея современного искусства PERMM

7

Встреча с Дмитрием Жебелевым (Благотворительный фонд “Дедморозим”) в Доме Н.В. Мешкова

От краеведческого музея участвовало в акции несколько филиалов. Спасибо коллегам, что заинтересовались нашей затеей и поддержали акцию, помогли в организации встреч. И участникам, и организаторам понравилось, а это самое главное.

Ульяна Сайранова, заведующая Детским музейным центром Пермского краеведческого музея

5

Арт-зарядка в Пермской государственной художественной галерее

QbmDPq5eTCI

Свободное рисование в музее современного искусства PERMM

Так, например, вдохновением для выбора темы встречи в музее истории Пермского университета послужила фигура одного из основателей университета – Николая Мешкова. Он занимался пароходством, поэтому постоянно был в разъездах, и Пермь – это лишь один из его домов. Вместе с ребятами мы говорили о том, кто такой гражданин мира – человек увлеченный, свободный и прогрессивный. Наш гость Никита Классен поделился своими находками: мы слушали истории о путешествиях под музыку, звучавшую с редких пластинок, и пробовали себя в роли диджеев.

Если искренне любишь дело, которым занимаешься, то и рассказывать о нем не составляет никакого труда. Особенно, когда аудитория полна молодых амбиционных людей с горящими глазами. Именно таких слушателей я встретил на мероприятии.

Никита Классен, диджей, путешественник, приглашенный гость проекта

3

Мастер-класс по диджеингу в музее истории Пермского университета

Важно, что в разработке проекта участвовали не только команда представителей музеев Перми (Анастасия Шипицина, Елена Тарарухина, Ульяна Сайранова, Марина Пугина), но и сами подростки (Алиса Кузнецова, Никита Татаринов, Диана Майорова). От создания идеи до ее реализации это была командная работа. Главный принцип – индивидуальный подход к музею: выбор темы и гостя обусловлен коллекцией и историей музея, за все встречи ни один формат знакомства не повторился.

…с детства я очень часто ходила в музеи, но в этот раз я не просто попала в музей, а стала одним из организаторов, это действительно интересно. Всего было шесть мероприятий, очень приятно видеть, как ребята моего возраста ходили в музеи, общались, это не просто дети или подростки, а те, кому действительно нравится развиваться, полноценные взрослые люди. За время, проведённое в этих музеях я узнала много нового, два музея я посещала впервые, мне особо понравилось общение с состоявшимися личностями, готовыми пойти на открытый, даже дружеский диалог.

Диана Майорова, организатор

9

Селфи с университетским “баобабом” – одним из пунктов “Околомузейной экспедиции”

1

Финальная вечеринка в “Доме грузчика”

Читайте также: