Когда можно посетить синагогу

Обновлено: 18.09.2024

Итак, гиюр – это обращение нееврея в иудаизм. Как правило, это достаточно долгий процесс, занимающий от 2 до 5 лет. После прохождения гиюра человек получает статус гера. Именно данный обряд дает возможность человеку стать частью религиозной общины. К тому же, гера, в отличие от нееврея, хоронят на еврейском кладбище.

Также без прохождения ортодоксального гиюра могут возникнуть сложности со вступлением в брак в Израиле. Особенно это актуально для смешанных семей, где жених и невеста принадлежат к разным религиям, ведь в Израиле такие браки запрещены. Отсюда огромное значение принятия гиюра для русских в Израиле. Если женщина другой религии собирается выйти замуж за иудея, то гиюр – это единственное решение.

Что входит в понятие гиюра

Процесс гиюра можно разделить на несколько этапов. Первые два определяют духовную готовность человека. Во-первых, это должно быть хорошо осмысленное, проверенное временем решение о соблюдении заповедей еврейской жизни и присоединении к еврейскому народу. Во-вторых, нужно, чтобы раввины, которые дают разрешение на проведение обряда, убедились в истинности желания человека и его готовности принять гиюр.

Два следующих этапа священны для верующих и представляют собой обряды: брит-мила или обрезание (обряд обязателен для мужчин) и погружение в микву (обряд одинаково предусмотрен для мужчин и женщин).

За гиюр в Израиле для иностранцев отвечают не только раввинские инстанции, но и МВД, поэтому на подготовительный к гиюру курс могут быть допущены только граждане Израиля, люди, имеющие право на репатриацию, и постоянные жители страны.

Разговор с раввином

Беседа с раввином очень важна, она проходит до проведения гиюра. По закону Торы раввины должны признать искренность стремлений человека. Если до прохождения гиюра кандидат несколько лет был членом еврейской общины, знаком с организацией повседневного быта и праздников, то в этом случае раввинам легче принять решение, поскольку они видят образ жизни человека.

Как проходит брит-мила

Брит-миле или обряду обрезания обычно подвергаются мальчики на восьмой день после рождения. Но он может совершаться над мужчинами любого возраста. Брит-мила символизирует союз между богом и человеком, поэтому обряд является составной частью гиюра.

Обрезание обычно проводится специально обученным человеком – мюэлем.

Неевреям рекомендуется проходить брит-милу у врача в присутствии раввина. Обычно она проводится при местной анестезии, чтобы кандидат был сосредоточен на принятии заповедей. Но иногда допускается и общий наркоз.

После брит-милы должно пройти 2-3 дня, чтобы мужчина физически восстановился и подготовился к следующему этапу – твиле.

Особенности прохождения твилы

Под твилой подразумевают процесс погружения в микву. Человек входит в бассейн с водой обнаженным и окунается с головой. Гиюр для женщин в Израиле имеет свою особенность: после первого погружения женщина выходит из миквы и одевается в широкие одежды. Мужчина же микву не покидает.

Далее судьи проводят с кандидатом краткую беседу, тот вновь принимает заповеди и происходит второе погружение в воду. Данное омовение – свидетельство обращения нееврея в гера.

После обряда кандидату дают еврейское имя, которое обычно выбрано заранее. Это завершающий этап обращения нееврея в иудаизм.

После обряда выдается сертификат о том, что гиюр был пройден.

Зачем посещать синагогу

Человек, который осознанно решил принять иудейство, как правило, уже имеет базу знаний в этом вопросе, вероятно, он изучает Тору, учит иврит. Таким самообразованием может заняться каждый заинтересованный человек.

Итак, имея небольшие знания, кандидат отправляется в синагогу для разговора с раввином. Тот после беседы может дать разрешение на дальнейшее посещение синагоги, молитву, посещение специальных занятий, возможно, познакомит с членами еврейской общины. Посещая синагогу и разговаривая с членами общины, кандидат приобретает нужные знания и опыт.

Повод для гиюра

Причин для прохождения обряда гиюра несколько, перечислим основные:

  • соблюдение традиций веры;
  • возможность репатриироваться в Израиль;
  • возможность вступить в брак в Израиле;
  • желание супругов жить в одной вере (если один из них нееврей).

Конечно, для действительно верующих людей причина гиюра одна – религиозная. Но часто гиюр используют как одну из возможностей получения израильского гражданства. Хотя на практике не так много людей готовы принять иудаизм со всеми характерными для него бытовыми и культурными традициями только для получения гражданства.

Где можно пройти ортодоксальный гиюр

Большинство израильтян признают только гиюр, который соответствует ортодоксальным законам и был проведен с санкции ортодоксального Главного раввината, так называемый государственный гиюр. Однако нужно напомнить, что сейчас гиюр, проведенный реформистами в Израиле, признается государством, но требует подтверждения через окружной суд.

В России также можно пройти гиюр. Этим вопросом занимается Главный раввинат в Москве. Глава раввината – Берл Лазар. Он руководит заседаниями Бейт-дина – еврейского религиозного суда, одной из функций которого является одобрение гиюра.

В Украине данным вопросом занимается Главный раввинат в Киеве, в Беларуси – Главный раввинат в Минске. Только через этот суд – Бейт-дин – можно стать гером, а потом быть принятым в Израиле.

1. Синагога — открытый для каждого страждущего дом молений. Поэтому ты можешь не стесняться спрашивать советов у прочих прихожан. Но все равно, лучше приходить в этот дом уже подготовленной к тому, что тебе предстоит участвовать в определенных обрядах и совершать самой необходимые обряды.

Приходить в синагогу следует либо по большой необходимости, либо с соответствующим настроем.

2. Одежда, в которой следует посещать синагогу, должна быть чистой, опрятной и достойной. Не стоит приходить в этот храм как в слишком броском платье, так в спортивном костюме или грязной рабочей одежде. И тот, и другой наряды будут одинаково недостойны. Женщинам лучше не надевать брюк, а прийти в юбке, закрывающей ноги ниже колен.

Также лучше подобрать такую одежду, при которой руки были бы закрыты по локоть. Приходить в наряде с глубоким вырезом или открытыми плечами недопустимо.

3. Голова замужней или помолвленной женщины должна быть покрыта, а волосы подобраны. Однако это может быть не только покрывало или платок, но и скромная шляпка или парик.

Конечно, кепка или бейсболка являются неподходящим вариантом.

Незамужняя девушка может прийти в синагогу и без головного убора, но в таком случае ее волосы должны быть собраны в строгую прическу — косу или пучок.

4. Особое правило существует и для того, чтобы переступить порог синагоги и войти внутрь храма. Обязательно необходимо коснуться укрепленного неподалеку от входа футляра, содержащего свиток Торы — Мезузы. Однако установление такого футляра не является обязательным правилом этой религии, поэтому Мезузы может и не быть в храме.

Но если она закреплена (обычно не слишком высоко, чтобы любой, даже небольшого роста прихожанин мог бы до не дотянуться), обязательно дотронься до нее.

5. Основное правило поведения в синагоге: не стоит вести себя слишком шумно или вызывающе, отвлекать остальных прихожан от молитвы и мешать раввину вести службу.

Поэтому разговоры и общение стоит оставить до окончания службы и выхода из синагоги. Среди некоторых конфессий иудаизма есть правила, запрещающие вообще ведение разговоров на любые, посторонние молитве, темы. Если ты принадлежишь именно к такому течению, постарайся вести себя с достоинством и выполнить это правило.

6. Не стоит приводить с собой на службу или оправление длинного обряда маленьких детей. Они не смогут долгое время сохранять спокойное поведение и в скором времени начнут вести себя шумно или капризничать. Тем самым дети будут отвлекать прихожан от молитв, а это недопустимо.

7. Особых запретов на ношение украшений в синагоге нет, однако все-таки стоит ограничить себя в ношении слишком заметных или больших украшений, а также украшений, которые можно воспринять в качестве символов чужого вероисповедания (например, крестики или полумесяц).

8. По закону синагоги, мужчина имеет право прикасаться к женщине, находясь на территории храма, только в том случае, если он является ей близким родственником — отцом, братом или сыном, а также мужем. Поэтому не стоит даже с очень близкими друзьями обниматься или пожимать руки при встрече.

Таких ограничений на обмен прикосновениями между двумя девушками нет, и ты можешь обнять при встрече подругу или пожать ей руку, но даже при таком разрешении следует вести себя прилично и сохранять благочестие.

9. Не стоит произносить свои молитвы во время обряда или важного мероприятия. Для этого есть особые слова, которые предписано произносить в том или ином случае.

Для тех прихожан, которые не владеют ивритом или не знают молитв, в синагоге содержатся книги — силуры, в которых есть как текст молитвы на иврите, так и транскрипция на русском языке. Их использование бесплатно, однако выносить такие книги за пределы синагоги категорически запрещено.

Хранятся эти молитвенники в специальном шкафу, содержащем особые ящики или ячейки, предназначенные для хранения таких книг. Ты можешь спросить у раввина или старшего прихожанина разрешение и взять одну из книг. Также ты можешь спросить о том, где взять молитвенник, если самостоятельно место для его хранения ты найти не смогла. Однако помни, что своим вопросом ты можешь помешать окружающим: лучше спросить об этом до начала обряда либо попросить вежливо, но тихо.

10. Опоздание на общую молитву не приветствуется, но и не осуждается сильно. Поэтому, если ты опоздала, можешь смело войти в синагогу, взять молитвенник, а потом тихо и вежливо спросить ближнего к тебе прихожанина, в каком именно месте сейчас читают.

11. При необходимости ты можешь уйти из синагоги раньше, чем окончится молитва или обряд, но лучше этого не делать.

Однако если обстоятельства, вынуждающие тебя уйти ранее, действительно важны и непреодолимы, тихо положи на место книгу и выйди, стараясь не привлекать к себе внимание.

12. Не стоит забывать о том, что работать в субботу до захода солнца нельзя, поэтому магазин при синагоге закрыт. Если тебе что-то необходимо купить для совершения того или иного обряда, либо позаботься об этом заранее и приобрети необходимую вещь накануне, либо перенеси исполнение обряда на другое время.

Помни также и о том, что зажигать огонь в субботу не принято, в том числе нельзя курить или пользоваться зажигалкой.

Какие храмы других религий могут посещать православные во время туристических поездок? Могут ли они принимать участие в сакральных обрядах и праздниках других религий? Стоит ли им избирательно относиться к пище? Каким образом православные случайно могут нанести урон чистоте своей веры? На все эти вопросы ответил кандидат богословских наук, протоиерей Михаил Широков.

— Отец Михаил, давайте начнем разговор с вопроса, который вам наверняка часто задают прихожане, отправляющиеся в туристические поездки за границу. Могут ли они посещать католические храмы, мечети или синагоги?
— Действительно, с этим вопросом ко мне обращаются часто. У церкви по нему четкая позиция. Нет никаких препятствий для православных в плане посещения католических, лютеранских, англиканских, кальвинистских, баптистских или любых других церквей. Но только с туристической целью — для ознакомления с жизнью иных конфессий. Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей. Это в равной степени относится ко всем религиям. И в этом нет никакого враждебного отношения к инославным.

Отдельно хочу оговорить вопрос с посещением католических храмов. Во многих из них сохранились святыни тех времен, когда католичество и православие были едины. Например, те, что вывезены из Константинополя и Святой Земли крестоносцами, возвращавшимися в Европу из крестовых походов. Если у православного есть возможность поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая, равноапостольной Елены или великомученицы Варвары, то неразумно ею пренебрегать. Можно и даже нужно помолиться угодникам божьим и попросить у них защиты. Но только личной молитвой, не принимая участие в общем богослужении. А главное, ни в коем случае нельзя принимать причастие. Это допустимо только в православных храмах — в том числе, в греческих или армянских.

— А если перед входом в мечеть православному предложат разуться, а его спутнице покрыть голову, они могут это сделать?
— Ничего страшного не будет в том, что вы и обувь снимете, и голову покроете. Так вы проявите уважение к мусульманам и не оскорбите их святыни. Главное — не молиться вместе с ними и не есть жертвенных баранов.

Есть общее правило поведения в инославных храмах. Пусть мы и не разделяем убеждения адептов других религий, мы должны при посещении их храмов вести себя точно так же, как ведем себя в православной церкви, — с уважением к храму божьему.

— В Израиле турист не сможет подойти к Стене Плача, не надев на голову кипу. Допустимо ли это для православного?
— Ни в коем случае. Если говорить на простом языке, то это будет отречением от веры. В иудаизме ношение кипы — это фактически то же самое, что в православии ношение нательного креста. И, надев кипу, православный предаст свою веру. Когда-то первые христиане предпочитали принять мучительную смерть, но не соглашались возложить несколько крупиц ладана к статуе императора. Полагаю, православный сможет отказаться от посещения Стены Плача, не испытав особых мук.

— А может ли православный турист разговаривать в инославных храмах со священнослужителями других религий, например, с раввинами или имамами? Может задавать им вопросы?
— Почему бы и нет? Я сам часто с ними общаюсь. Но никогда не буду молиться вместе с ними. Кстати, некоторые имамы, с которыми я разговаривал, полагают, что православным не стоит, а иногда и категорически нельзя посещать мусульманские храмы, а тем более святыни. Их вообще удивляет, почему в последнее время многие православные предпочитают отправляться в поездки в святые для мусульман, а не для христиан места. Имамы понимают, что такое посещение не даст ничего хорошего для спасения души православного.

Мне встречались и имамы, которые воспринимают интерес христиан к мечетям и святым для мусульман местам как исполнение пророчества. В Коране написано, что люди толпами будут приходить в мечети и принимать ислам. Поток любопытных туристов для имамов говорит о том, что именно так и происходит.

Сожалею, но те туристы, о которых вы рассказываете, по моему убеждению, утратили право считаться православными, если они вообще ими были, конечно. Многие мученики отдали жизнь, отказавшись произнести шахаду. Произнесение этих слов недопустимо для любого христианина. И то, что туристы, о которых вы говорите, не понимали смысла сказанного, не отменяет отречения от бога. Здесь, как с законом — незнание не избавляет от ответственности. Стали они после произнесения шахады мусульманами или нет, об этом судить не мне, а имамам. Я могу лишь призвать православных к осторожности.

— А за пределами мечетей или синагог есть места, к которым православным туристам стоит отнестись с осторожностью?
— Таких мест нет, поскольку все сущее создано богом. Несколько моих прихожан, побывавших с паломнической поездкой в Святой Земле, рассказывали странную историю. Когда они проезжали мимо Мертвого моря, то сопровождающие сказали, что нельзя делать в этом месте остановок и погружаться в воду для омовения, потому как на дне находятся уничтоженные за грехи их жителей города Содом и Гоморра, а в воде — прах содомитов. И теперь место это проклятое, поэтому в Мертвом море не живет ни одно живое существо и погружаться в его воды — великий грех. И даже косметику из местных минералов им запретили покупать и пользоваться.

— Определенная логика есть…
— Лично мне не известны какие-либо церковные правила, запрещающие омовение в Мертвом море. Если бы купание в его водах по какой-то причине являлось грехом, то церковь давно предостерегла бы верующих от этого соблазна. Полагаю, что подобное омовение никоим образом не может приобщить к грехам содомитов. Если следовать такой логике, то нельзя купаться в большинстве водоемов. Например, в Красном море, где есть прах тысяч египтян — гонителей христиан. Или в Средиземном, где прах варваров, громивших святыни Константинополя… С такими рассуждениями можно очень далеко зайти.

Для меня целебные свойства вод Мертвого моря — это свидетельство благословения божия, тем более что в него впадает река Иордан, которая тоже в некотором смысле освящена. Сам Господь освятил своим присутствием эту землю, греха на ней нет. Когда я был в Святой Земле, то с удовольствием искупался в Мертвом море и привез жене косметику из его минералов.

— А как вы относитесь к тому, что многие православные туристы привозят из-за границы и потом носят украшения, имеющие для местных жителей сакральное значение? Например, глаз Фатимы или шестиконечную звезду Давида?
— Безусловно, воцерковленным не стоит украшать себя символами, которые ассоциируются с другой религией. Та же шестиконечная звезда в современном прочтении этого символа является, скорее, символом антихристианским, поэтому иметь ее в числе украшений православному не подобает.

— Давайте представим такую ситуацию. Допустим, православный приехал в Испанию как раз тогда, когда там отмечают католическое Рождество. Может ли он принять участие в праздничных действах?
– Чураться общего веселья не стоит. Почему бы не порадоваться вместе с католиками рождению Спасителя? Здесь общее правило такое же, как при посещении инославных храмов: присутствовать на религиозных праздниках других конфессий можно, но молиться вместе со всеми, исполнять сакральные обряды — нельзя.

— Могут ли православные туристы, посещающие арабские страны, есть блюда, приготовленные из халяльных продуктов? Или есть в Израиле кошерную пищу?
— А разве у них есть выбор? Полагаю, что в ресторанах или отелях никто не станет их предупреждать, что это блюдо приготовлено из халяльного или кошерного мяса. Лучше бы от него воздержаться, но если такой возможности нет, то есть можно — конечно, после молитвы и крестного знамения. Если имеется возможность купить обычную еду, тогда лучше отдать предпочтение ей. Главное, никакую еду не есть и не покупать в мечети или в синагоге.

Понимаете, в прямом смысле слова халяльные или кошерные продукты не являются идоложертвенными, поскольку и иудаизм, и мусульманство относятся к авраамическим религиям. К тому же при умерщвлении животного не произносятся молитвы, а само животное не лежит в том положении, как положено при совершении жертвоприношения. Так что, съев подобное блюдо, вы не приобщитесь к сакральному обряду, не примете в нем участие.

Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь

YouTube-синагога

Праздник шалашей и кошерные угощения

Пять вечеров в неделю в синагоге проходят занятия по изучению Торы — Колель Тора. Посещают их только мужчины — иудейская женщина освобождена от необходимости погружаться в религиозный текст. Все ученики получают небольшую стипендию в качестве компенсации за потраченное время. По словам Симхи Шведика, в месяц выходит не больше 5 тысяч рублей. Их можно забрать себе, а можно оставить в синагоге в качестве цдаки — так называют заповедь, обязывающую каждого иудея отдавать от 10 до 20% своего дохода на помощь нуждающимся, а также на развитие проектов, способствующих распространению иудаизма. После занятий — обязательное чаепитие с кошерными угощениями и молитва. Скоро в синагоге обещают открыть и специальные уроки для женщин.

2.jpg

300 тысяч букв за 30 тысяч долларов

Свитки Торы хранятся в так называемом синагогальном ковчеге — арон кодеше. Это шкаф, покрытый завесой из красного бархата с золотой вышивкой на иврите. Он занимает в молельном зале главное место. В калининградской синагоге есть два свитка Торы. Одному около ста лет, его купил раввин Давид Шведик, с которого в 90-е годы и началось возрождение еврейства в регионе. Другую Тору на открытие синагоги подарил бывший калининградский бизнесмен Михаил Тейтельбом. Стоит свиток с текстом Пятикнижия Моисеева около 30 тысяч долларов. Он пишется вручную на коже кошерного животного специально обученным человеком — софером. Точно так, как его писали и несколько тысяч лет назад. И если хотя бы одна буква из 300 тысяч будет написана неправильно, Тора не может считаться кошерной. Деревянные скамьи в молельном зале сделаны по образцу тех, что стояли в Новой синагоге Кёнигсберга. Их подарил глава Ассоциации калининградских мебельщиков Михаил Майстер. В конце зала — небольшая библиотека с религиозной, художественной и исторической литературой: от толкований еврейских законов до сборников Нотэ Лурье и русско-еврейских словарей.

Шаббатный лифт + ритуальный бассейн

Параллельно со сбором на микву идёт сбор 1,5 миллионов рублей на лифт, который обеспечит доступ на все четыре этажа синагоги старикам и маломобильным группам населения. Подъёмник будет шаббатным: шесть дней недели он работает как обычный лифт, а по субботам, когда евреям следует воздерживаться от работы, открывает двери на каждом этаже, чтобы прихожанам не надо было нажимать кнопку вызова — в шаббат не стоит пользоваться электричеством.

3.jpg

Ортодокс с монеткой

За соседней дверью — кошерная лавка. Брелоки и кулоны из спрессованного в форму шестиконечной звезды янтаря, бело-синие кипы за 850 рублей, сувенирные кружки всё с той же звездой Давида за 650, красные нити, хлопковые футболки с семисвечником, чехлы для телефона с изображением хамсы, денежные талисманы в кошелёк и янтарные обереги. Говорят, чаще всего покупают деревянные фигурки раввина-ортодокса с монеткой в животе. Стоит такая 170 рублей. В холодильнике, расписанном в цвета израильского флага, морозятся кошерные полуфабрикаты: тефтели из говядины, фаршированный говядиной перец, котлеты.

Читайте также: