Почему стоит посетить третьяковскую галерею

Обновлено: 15.09.2024

Недавно в моей жизни произошло значимое событие, которое оставило незабываемые впечатления и кучу положительных эмоций. Даже спустя время я вспоминаю свой первый визит в Третьяковскую галерею. И вот сегодня, в своем сочинении-рассуждении я расскажу про Третьяковскую галерею, куда я попал впервые в своей жизни.

Экскурсия в Третьяковскую галерею

До недавнего времени о Третьяковской галерее я слышал лишь от друзей и родителей, а картины известных художниках видел на репродукциях, фото и в интернете. Но экскурсия, организованная для нашего класса, все изменила. Она позволила прикоснуться к бесценному наследию и дала возможность побывать в месте, которое по праву можно назвать сокровищницей живописи и всего русского искусства.


Сказать, что экскурсия в Третьяковскую галерею мне понравилась — значит ничего не сказать. Третьяковская галерея меня вдохновила, окрылила и впечатлила, подарив самые лучшие мгновения в моей жизни. Я даже не мог представить, насколько огромна эта сокровищница и сколько здесь прекрасных и удивительных картин хранится годами. Прогуливаясь залами, мы невольно перемещаемся по самым разным местам нашей страны. Мы оказываемся свидетелями разных событий, которые запечатлели художники на своих полотнах. Оказывается, репродукции и фотографии картин совершенно не передают тот дух времени, который нам оставили в наследие именитые художники. Другое дело оригинал. Смотришь на полотно и понимаешь, именно к нему прикасалась рука мастера, и на этом холсте осталась частица души живописца.

В своем сочинении на тему Третьяковской галереи, хочу сказать, что мне удалось там увидеть работы любимых художников, среди которых были полотна Левитана. Эти пейзажи, природа, изображенные на картинах — как живые. Создается впечатление, что я нахожусь посреди всего этого великолепия. Меня покорили и работы Айвазовского, и картины Шишкина, и полотна Рериха, и портреты Васнецова. Почти все картины вызывали положительные эмоции, чего не скажешь о картине Репина Иван грозный и сын. На этой жуткой картине отец убивает сына. С болью смотришь и на картины, которые заставляют вспоминать страшные страницы нашей истории. Очень сильно впечатляет картина Верещагина Апофеоз войны. Жутко и больно рассматривать изображение, где над горой из черепов в степи кружат вороны.

Словом, мой поход в Третьяковскую галерею, не только помог написать сочинение для школьного урока, но и подарил возможность духовного роста. Надеюсь, что это не последняя моя экскурсия, и однажды, я буду вновь наслаждаться прекрасными картинами, отмечая для себя что-то новое снова и снова.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Посещение выставки в картинной галерее. статья (4 класс) на тему

Прежде чем осуществить выход на выставку, была проведена с детьми подготовительная работа: раскрыта цель посещения, знакомство с содержанием выставки, правилами поведения при посещении выставки. Такая работа была, своего рода, эмоциональным настроем для посещения выставки.

Выставка прошла с большим успехом! Присутствовали представители прессы и телевидения. Наталья Япрынцева рассказала о том, что ей с детства нравилось шить наряды своим куклам. Потом это перешло в более серьезное увлечение: она начала изготавливать кукол из различных материалов сначала своим детям, а потом и просто для себя. Ученики 4 класса увидели много изящных кукол в роскошных одеяниях. Куклы изготовлены с большой любовью и дети с интересом рассматривали каждую деталь: как и во что одеты, из чего изготовлены. Задавали много вопросов автору произведений. Дети, имеющие с собой мобильные телефоны, пытались на них запечатлеть понравившиеся экспонаты. В конце посещения работники телевидения взяли интервью у детей, в которых школьники рассказали о своих впечатлениях от выставки. Мальчишки и девчонки были в восторге! По дороге домой с нескрываемым удовольствием дети продолжали рассказывать о своих чувствах и впечатлениях, не дожидаясь организованного классного обсуждения в стенах школы.

На следующий день в классе было организовано целенаправленное обсуждение данного мероприятия с детьми. Из высказываний и отзывов детей о художественных произведениях, представленных на выставке стало ясно, что им понравилось на выставке, и было даже интересно ещё и потому, что это был коллективный выход всего класса, что не так часто бывает в их будничной школьной жизни. Многие высказали пожелание посещать картинную галерею чаще.

Средства искусства действительно способствуют эстетическому, интеллектуальному и духовному воспитанию детей. Воспитанию красотой!

Кл. руководитель 4в Панченко Лилия Нургалиевна.

Сочинение по картине Левитана Золотая осень

На своей картине И. И. Левитан изобразил золотую осень, показал все краски этого времени года.

На картине изображен осенний день во всей его красе. Небо мы видим голубым и светлым, но появились уже легкие облачка. Вдали виднеется деревушка в уходящий осенний денёк.

На темно – зелёном поле стоят берёзы в золотых нарядах. Некоторые деревья уже потеряли свою листву, а какие — то еще стоят в зелёных листьях. Скоро все деревья будут готовы к зиме.

И вот мы видим темную речку. Такое ощущение, что наступила осень и речка стала холоднее и спокойнее. А кустарники пытаются её прикрыть от непогоды…

Золотая осень прекрасна и грустна. Мне показалось, что природа не готова встречать холода. Картина кажется не яркой и не мрачной, хочется оказаться в этой тишине.

На переднем плане тихая лесная речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. В её голубой воде отражаются белые облака. На левом берегу реки берёзовая роща в золотом осеннем наряде, играющем всеми оттенками жёлтого цвета. А справа, у изгиба реки, стройная одинокая берёзка, которой хотелось бы поводить хоровод вместе с берёзками-подружками. Её резные золотистые листочки легко покачиваются на поверхности воды. Трава на лесных полянках ещё не успела пожелететь. Вдали на высоком берегу виднеется ярко-зеленое поле. Рядом с полем маленькие деревенские дома. Небо на картине ясное, светлое. Воздух чистый, прозрачный. Солнца на небе нет, но вся картина пронизана светом и теплом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов.

Глядя на картину, я понимаю, что художник очень любил осень. Вместе с художником я любуюсь и восхищаюсь красотой родного края.

Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Мы видим березовую рощу. Она расположилась на левом берегу небольшой реки. Стройные деревья как будто выстроились в хоровод. В картине использовано много оттенков желтого, коричневого и красноватого цвета. Но все-таки осень еще не полностью вступила в свои права. Все деревья одеты листвой, трава еще не совсем пожухла, а на правом берегу реки бодро зеленеет маленькая рощица каких-то деревьев. Природа пышная и торжественная. Но все равно в этом пейзаже неуловимо сквозят грустные нотки. На переднем плане две осинки как бы взбегают друг за другом по косогору. Они уже потеряли почти всю свою листву и кажутся озябшими. Настроение грусти создает и образ одинокой золотой березки, которая стоит на самом краю правого невысокого, но обрывистого берега реки. Да и небо уже не такое яркое, как летом. Оно покрыто облаками и кажется тяжелым. Вода в реке отражает синеву неба и переливается холодным блеском.

В картине чувствуется присутствие человека. На заднем плане мы видим какие-то строения и поле, на котором уже взошли озимые. Эта зелень кажется неестественной на фоне осенних красок.

Линии горизонта нет. Край неба скрывается за верхушками дальнего леса, и это создает ощущение бескрайнего простора.

Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей, которые создают настроение у каждого, посмотревшего картину. Его гениальный талант заключался в необычном умении вкладывать в свои картину столько души и наблюдательности, что природа на картинах Левитана выглядит живой, настоящей. Художнику, несомненно, удавалось передавать состояние, настроение и красоту окружающего нас мира.

Недаром эту пору принято считать очень лирическим временем года. Все поэты, писатели, да и вообще творческие люди очень любили и продолжают любить это время. Золотая осень создаёт задумчивое настроение, с лёгкой и светлой грустью. И Левитан, конечно же, смог прочувствовать и понять эту необычайную пору. Более того, ему удалось написать картину так, что всё происходящее в природе начинаем понимать и мы. При этом на сердце возникает нежная радость, и даже скорое наступление зимы и холодов не омрачает этого настроения.

Вся картина сияет золотисто-желтыми оттенками. Хотя на улице и осень, но день, показанный автором, очень солнечный и, кажется, даже теплым. Небольшая речка тихо проплывает через большую часть картины. По обе стороны от нее обрывистые берега, поросшие травой. Она уже пожелтела и даже приобрела красноватые оттенки. Немного выше по берегу открывается прекрасный вид на березовую рощу. Все листья уже пожелтели, но не облетели. От этого деревья преобразились и поражают своим сиянием золота при солнечных лучах. Вдали картины показаны обработанные людьми поля. Растения на них еще зеленые. А за ними еле заметно открывается вид на небольшую деревушку. Светлое небо немного прикрыто белоснежными тучами.

Картина поражает каждого, кто на нее посмотрит. Не оставила она равнодушным и известного коллекционера Третьякова, который приобрел картину в свою галерею. Там она находится на сегодняшний день и радует зрителей своим сиянием, красотой и богатством природы.

Для природы осень — это трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов. Правда, местами режет глаз непривычно яркая зелень, которая скоро уйдет. А вот вода в реке становится такой темной, глубокой, что становится немного не по себе. Она словно завораживает случайного наблюдателя — и устоять перед этим темным омутом сложно.

Многие творческие люди относятся к осенней теме по-особенному. Они видят в этом времени года не только слякоть, грязь, частые перемены погоды и настроения, но и ее прекрасную палитру. Незабываемо описывают это время года А.С. Пушкин в своих известных произведениях и И.И. Левитан.

Видно, что даже ветра нет, потому что автор показывает водную гладь, словно зеркало. Некоторые деревья уже скинули свой золотой наряд. Поодаль мы видим отдельно стоящую березку. Она удивительно красива, потому что листья на ней еще не опали. Кое-где художник изображает багровые, бардовые оттенки листьев, показывая всю фантазию природы. Небо мы видим ясное, но оно уже не такое яркое, как летом.

В целом картина мне понравилась своей солнечностью, особой энергией, которая заряжает на долгие зимние месяцы и улучшает настроение.

Третьяковская галерея в Москве была основана коллекционером и меценатом Павлом Третьяковым в середине 1850-х годов. Сегодня она насчитывает более 190 000 произведений русского искусства XI-XXI веков, созданных последовательными поколениями художников, внесших большой вклад в свое национальное художественное наследие.

Хотя Третьяковская галерея и не является крупнейшим Национальным художественным музеем России (этот титул принадлежит Русскому музею в Санкт-Петербурге), она считается одной из лучших художественных галерей в мире.

Третьяковская галерея в императорской России

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

Это интересно: К своей смерти в 1898 году Павел Третьяков приобрел 2000 картин, рисунков и скульптур русских художников.

Благодаря своей коллекции Третьяков создал для потомков целостную картину русского искусства, культуры и общества. Благодаря своему уважаемому общественному положению и богатству он мог покровительствовать как начинающим, так и признанным художникам, приобретать ценные произведения искусства и вращаться в выдающихся культурных кругах, заказывая портреты знаменитостей того времени и принимая в своем доме таких выдающихся деятелей, как Илья Репин, Иван Тургенев, Иван Крамской и Петр Чайковский.

Желание молодого коллекционера было благополучно осуществлено в 1892 году. После смерти своего брата Сергея, который завещал городу собственную художественную коллекцию и половину особняка в Лаврушинском переулке, Павел Третьяков передал галерею в дар городу Москве. Коллекционер умер 4 декабря 1898 года, пожертвовав сотни тысяч рублей на дальнейшее содержание и приобретение картин для галереи. В течение следующих двух десятилетий коллекция была профессионально отреставрирована, каталогизирована и упорядочена, чтобы поднять Третьяковскую галерею на уровень ведущих европейских музеев.

Это интересно: Царь Александр III предложил Павлу Третьякову дворянский титул за службу Москве, но тот отказался. Вместо этого в декабре 1896 года его сделали почетным гражданином Москвы.

Третьяковская галерея во времена СССР

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

3 июня 1918 года был издан декрет о национализации Третьяковской галереи и передаче ее в ведение Народного Комиссариата просвещения. Хотя многие памятники имперской русской культуры считались несовместимыми с советской идеологией и приходили в упадок, Третьяковская галерея продолжала процветать. Были расширены выставочные площади, созданы научные отделы, библиотека и архивы личных книг и бумаг Третьякова. Галерею оборудовали электричеством и отоплением.

Это интересно: В 1926 году директором Третьяковской галереи назначили Алексея Щусева — архитектора Мавзолея Ленина.

С началом Второй мировой войны коллекция Третьяковской галереи была подготовлена к эвакуации в Новосибирск, где она хранилась в Новосибирском оперном театре наряду с сокровищами многих других галерей и музеев. Это было мудрое решение, так как основное здание галереи пострадало от нескольких прямых попаданий немецких бомбардировщиков.

Это интересно: Несмотря на продолжающуюся войну, культурная деятельность не прекращалась. В годы войны в Третьяковской галерее было проведено 9 выставок, из эвакуированной коллекции в Новосибирске организовали 20 выставок (впервые работа была показана в Сибири). Сотрудники галереи даже читали лекции на вокзалах, военных базах, в госпиталях и школах различных сибирских городов.

Третьяковская галерея процветала в послевоенный период, организовывая передвижные выставки по всему СССР и всесоюзные выставки, демонстрирующие лучшее советское искусство. Были проведены обширные исследования с целью расширения сферы деятельности галереи. Самые заметные выставки включали древние иконы Андрея Рублева и новаторские художественные направления 1920-х годов, которые были подавлены Сталиным. Галерея являлась закрытой между 1986 и 1995 годами, в течение которых ее коллекция была перемещена в недавно построенное выставочное пространство на берегу Москвы-реки — это позже стало Новой Третьяковской галереей.

Что можно увидеть в Третьяковской галерее?

  • Третьяковская галерея: основная коллекция галереи представляет русское искусство с XI века до начала XX века, созданное самыми выдающимися российскими художниками. Она включает в себя драгоценные старинные иконы, портреты, пейзажи, исторические и религиозные сцены, работы влиятельных групп, таких как Передвижники, а также тенденции, развивающиеся наряду с политическими и социальными сдвигами в России
  • Новая Третьяковская галерея: филиал современного искусства Третьяковской галереи является домом для самой полной выставки национального искусства России с XX века до наших дней. Она включает в себя шедевры авангардного искусства 1910-1920-х годов, живопись и скульптуру, охватывающие семь десятилетий советской власти, а также неофициальные художественные течения, возникшие к концу СССР.

Третьяковская галерея

Шедевры русского искусства XI — начала XX веков выставлены в исторической Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Древнерусское искусство

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

Искусство XVIII века

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

В этом разделе представлена живопись и скульптура XVIII века в 7 выставочных залах. Сюда вошли скульптуры Ивана Мартоса и Федота Шубина, городские пейзажи Санкт-Петербурга и Москвы Федора Алексеева, сельские пейзажи семена Щедрина, большое количество портретов Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Ивана Никитина (основоположника русской портретной школы), исторические сцены Антона Лосенко (одного из основателей исторического движения в русской живописи).

Искусство XIX века

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

Искусство ХХ века

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

Художественные тенденции, сопровождавшие бурные политические и социальные сдвиги в России конца XIX — начала XX века, представлены в 12 залах. Здесь можно увидеть портреты Андрея Рябушкина из обычной русской жизни, импрессионистские сцены Константина Коровина, постимпрессионистские картины Игоря Грабаря (впоследствии директора Третьяковской галереи). Также вы найдете здесь мифические портреты и религиозные сцены Михаила Нестерова, скульптуры Анны Голубкиной (первой выдающейся женщины-скульптора России), мастерские жанровые полотна Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, работы Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля (основоположников русского символизма).

Новая Третьяковская Галерея

Новая Третьяковская галерея занимает огромный павильон на Крымском Валу на берегу Москвы-реки, где размещается самая полная в России выставка национального искусства с ХХ века до наших дней.

Искусство 1910 — 1920-х годов

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

В 11 залах экспозиции представлены живопись и скульптура ведущих художников-авангардистов, работавших на протяжении этих двух десятилетий. Некоторые произведения первоначально присутствовали в главном собрании Третьяковской галереи в 1920-х годах, а затем были удалены оттуда в 1930-х годах.

Искусство 1920 — 1980-х годов

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

Неофициальное искусство 1960 — 1990-х годов

Третьяковская галерея в Москве. История, коллекции

В 3 залах живописи, скульптуры, инсталляции и фотографии представлены ключевые неофициальные и андеграундные художественные течения последних десятилетий Советского Союза, включавшие авангард, советский нонконформизм и московский концептуализм.

На выставке представлены работы художника-концептуалиста Ильи Кабакова, а также Александра Косолапова и Эрика Булатова. Туда же входят скульптуры и инсталляции исторических артефактов Бориса Орлова, а также картины Виктора Пивоварова, выражающие одновременно критику и ностальгию по СССР.

Мероприятия в Третьяковской галерее

Помимо галерейной деятельности, в основных филиалах Третьяковской галереи проходят лекции, концерты, театральные постановки, мастер-классы и конференции. В Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке находится кинотеатр с ежедневными кинопоказами.

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, ставший символом национального самосознания и отечественной культуры, - основана московскими купцами и коллекционерами братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми.

Фасад Государственной Третьяковской галереи


Фасад Государственной Третьяковской галереи
Фото: Анастасия Замятина, Евгений Алексеев

Для Павла Михайловича создание общедоступного музея русской национальной школы стало делом всей его жизни. Первые покупки молодой Третьяков совершил в 1850-х годах на развалах Сухаревского рынка, самого популярного в Москве места антикварной торговли. Сначала он заинтересовался старинными гравюрами, книгами, затем приобрел девять произведений малоизвестных западных художников. Но очень быстро принял решение коллекционировать только русскую живопись.

Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901


Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 90 × 194. ГТГ

Имя Сергея Михайловича Третьякова известно не столь широко. Он начал коллекционировать позже старшего брата, в основном интересовался современной западноевропейской живописью, прежде всего французской, которая ценилась дороже русской школы. Принципы собирательства и характер коллекций Павла Михайловича и Сергея Михайловича отличались друг от друга.

Внезапная смерть Сергея Михайловича ускорила слияние коллекций братьев Третьяковых и переход галереи в собственность города. Учитывая желание брата, изложенное в духовном завещании, П.М. Третьяков пожертвовал объединенное собрание Москве для создания городской художественной галереи. Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи, продолжая пополнять собрание теперь уже не только на свои средства, но и на проценты от суммы, пожертвованной С.М. Третьяковым на приобретение произведений отечественного искусства, а также на деньги, выделяемые Московской городской думой.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ В ХХ ВЕКЕ

В 1913 году попечителем Галереи избран И.Э. Грабарь. Он провел ряд реформ: построил новую экспозицию в исторической последовательности, по его инициативе была создана реставрационная мастерская, началось составление научного описания коллекции.

Александр ИВАНОВ. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857


Александр ИВАНОВ. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857
Холст, масло. 540 × 750. ГТГ

С конца 1920-х годов в Галерее был организован отдел новейшей современной живописи, который начал активную политику комплектования работами художников, входивших в ведущие творческие объединения, в том числе в Ассоциацию художников революционной России (1922-1932), в Общество станковистов (1925-1931) и другие. Большой блок произведений поступил в Галерею в 1929 году из расформированного Музея Живописной Культуры. Среди них были картины В. Кандинского, К. Малевича, И. Клюна, Н. Удальцовой, В. Татлина, Л. Поповой, О. Розановой, А. Родченко, А. Древина, М. Ларионова, Н. Гончаровой и других. С этого времени в залах Третьяковской галереи были выставлены полотна художников русского авангарда. Тем самым музейная политика 1920-х годов на долгие годы определила лицо и своеобразие Третьяковской галереи.

В эту пору живо встал вопрос о расширении экспозиционных площадей Третьяковской галереи, сооружении новой пристройки к зданию и о техническом обновлении помещений. Двухэтажный корпус по проекту А.В. Щусева, бывшего директором Галереи в 1926-1929 годы, был завершен в 1936 году.

Александр ДЕЙНЕКА. Вратарь. 1934


Александр ДЕЙНЕКА. Вратарь. 1934
Холст, масло. 119 × 352. ГТГ

В первые недели Великой Отечественной войны в Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации собрания. Большая часть произведений была отправлена в Новосибирск, меньшая - в Пермь. Многие сотрудники ушли на фронт, часть коллектива отправилась в эвакуацию и находилась при коллекции. Научная деятельность не прекращалась: сотрудники Галереи вели просветительскую работу, читали лекции по истории русского и советского искусства в воинских частях, госпиталях, школах в Москве, Новосибирске, Томске, Соликамске, Красноярске, Перми. За годы войны в залах Галереи прошло девять выставок, а новосибирским филиалом было организовано около двадцати выставок. Во время бомбежек Москвы в 1941-1942 годах здание Галереи пострадало, в 1942-1944 годах прошла его реконструкция. А через неделю после Победы - 17 мая 1945 года - в залах Галереи открылась экспозиция, представившая более 2500 произведений. После возвращения из эвакуации Третьяковская галерея оказалась первой среди центральных музеев страны, распахнувшей двери перед публикой.

В начале 1980-х годов в Третьяковской галерее началась масштабная реконструкция, инициированная ее директором Ю.К. Королевым16. Ее главной целью стало создание крупного музейного комплекса в Лаврушинском переулке, а одной из задач проекта было расширение выставочных площадей, реставрационных мастерских, переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика. В 1985 году было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Картинной галереи СССР, располагавшейся на Крымской Валу, с сохранением исторического названия Государственная Третьяковская галерея. Не все знают, что решение о строительстве здания на Крымском Валу было принято еще в 1956 году - в год столетнего юбилея Третьяковской галереи. Однако в течение 1959-1962 годов проект был изменен, а здание на Крымском Валу передано Картинной галерее СССР и Союзу художников. В конце 1970-х годов его строительство (архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян, М. Круглов и другие) было завершено.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ СЕГОДНЯ

Третьяковская галерея на Крымском Валу


Третьяковская галерея на Крымском Валу

В настоящее время Третьяковская галерея располагается на двух основных территориях: в историческом здании в Лаврушинском переулке экспозиция начинается с лучшей в мире коллекции древнерусского искусства XI-XVII веков и завершается демонстрацией основных стилевых направлений и художественных группировок рубежа ХIХ-ХХ веков. Экспозиция на Крымском Валу является непосредственным ее продолжением и представляет изобразительное искусство с 1910-х годов вплоть до произведений новейших течений ХХ-ХХI веков.

Каждый год в Третьяковской галерее организуется более 30 выставок, посвященных разным периодам искусства от византийской иконы до новейшего актуального искусства, многие из них становятся выставками-легендами, бьющими рекорды по посещаемости и количеству упоминаний в СМИ. Это прежде всего выставки-блокбастеры Валентина Серова и Ивана Айвазовского, беспрецедентный выставочный проект из музеев Ватикана. Сейчас Галерея готовит ответный проект, связанный с экспонированием шедевров русского искусства в галерее Карла Великого в Ватикане, показ которого запланирован на осень 2018 года.

Галерея организует уникальные выставки за рубежом, одна из них состоялась в 2016 году в Национальной портретной галерее в Лондоне.

Расширение собрания - один из основополагающих вопросов любой музейной деятельности. Для Третьяковской галереи, представляющей отечественное искусство начиная с XI до XXI века, это особенно актуально, ведь она начиналась как частное собрание современного искусства.

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является приобретение работ молодых современных художников. Сейчас время собирать их работы.

В настоящее время ведется работа над концепцией реконструкции здания на Крымском Валу, в планах - открытие части запасников. Результаты этих начинаний заметны уже в 2017 году.

Музейный мир перестает быть замкнутым внутри себя. Осознание значимости таких институций, как музеи, происходит сейчас во всем мире, и Третьяковская галерея активно участвует в строительстве и развитии общего музейного пространства.

Иван КРАМСКОЙ. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876

Илья РЕПИН. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901. Фрагмент

Павел Михайлович Третьяков. Первая половина 1880-х

Павел Михайлович Третьяков. Первая половина 1880-х
Фотография. К. Фишер с негатива Дьяговченко в Москве. Кузнецкий мост, 11. Отдел рукописей ГТГ

Виктор ВАСНЕЦОВ. Грамота об избрании Московской городской Думой П.М. Третьякова Почетным гражданином города Москвы. 1897

Виктор ВАСНЕЦОВ. Грамота об избрании Московской городской Думой П.М. Третьякова Почетным гражданином города Москвы. 1897

Василий ХУДЯКОВ. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853

Сергей Михайлович Третьяков. 1885

Экспозиция Третьяковской галереи. 1900

Дом братьев П.М. и С.М. Третьяковых в Толмачах. 1890-е

Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1422–1427

Иван КРАМСКОЙ. Портрет Ивана Ивановича Шишкина. 1873

Федор ВАСИЛЬЕВ. В Крымских горах. 1873

Алексей САВРАСОВ. Грачи прилетели. 1871

Иван КРАМСКОЙ. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876

Василий ПУКИРЕВ. Неравный брак. 1862

Илья РЕПИН. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1887

Николай КУЗНЕЦОВ. Портрет Петра Ильича Чайковского. 1893

Валентин СЕРОВ. Девушка, освещенная солнцем. 1888

Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ. Деревенская любовь. 1882

Илья МАШКОВ. Автопортрет. 1911

Петр КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Георгия Богдановича Якулова. 1910

Илья МАШКОВ. Портрет Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой). 1910

Илья МАШКОВ. Портрет Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой). 1910
Холст, масло. 166 × 124,5. ГТГ

Петр KОНЧАЛОВСКИЙ. Автопортрет в сером. 1911

Александр КУПРИН. Натюрморт с тыквой. 1912

Наталья ГОНЧАРОВА. Китайский натюрморт. Около 1910

Михаил НЕСТЕРОВ. Автопортрет. 1928

Александр ДЕЙНЕКА. Мать. 1932

Александр ДЕЙНЕКА. Перед спуском в шахту. 1925

Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., зал М.А. Врубеля. Концерт в рамках 2-го Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE, 2017 год. Фото: А. Замятина

Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., зал М.А. Врубеля. Концерт в рамках 2-го Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE, 2017 год. Фото: А. Замятина

В Третьяковской галерее,
В Третьяковской галерее
Каждый новый гость московский
Жаждет побывать скорее.

Убегая с заседаний,
Притворяясь беззаботным,
Я хожу, как на свиданье,
К акварелям и полотнам.

В "Незнакомку" в экипаже
В сотый раз могу влюбиться.
В дымке - пажить на пейзаже,
Страшен в гневе царь-убийца.
Кончаловского сиренью
Надышусь до одуренья.


Государственная Третьяковская галерея - крупнейший музей русского изобразительного искусства.

Днем основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года . В этот день начинающий коллекционер и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел свою первую картину русского художника Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853). И, как полагается, составил расписку в получении денег. Расписка, помеченная 10 мая (по новому стилю - 22 мая), впоследствии стала для историков и сотрудников Третьяковки своеобразным "свидетельством о рождении" первого в России художественного музея национального искусства.


В.Г. Худяков. "Стычка с финляндскими контрабандистами", 1853

Но позднее сам Павел Михайлович, называя 1856 год временем создания галереи, рассказывал, что первым в его собрании на самом деле было реалистическое полотно Н.Г. Шильдера "Искушение".


Н.Г. Шильдер. "Искушение", 1856

Но известно, что Шильдер завершил эту работу в 1857-м году. Историки так объясняют неувязку: вероятнее всего, коллекционер, увидев годом раньше только начатый живописцем холст, задумал приобрести его и внес задаток за "сырую" картину. На картине изображена молодая девушка, ее спящая мать или бабушка и сводница, которая подговаривает красавицу продать свою любовь. Кстати, этот сюжет настолько тронул Павла Михайловича (а возможно, ему был известен какой-то конкретный аналогичный случай), что он в первом же завещании выделил средства бедным невестам, чтобы те могли беспрепятственно выходить замуж за малообеспеченных, но добропорядочных молодых людей.


Так 23-летний предприниматель, сын купца второй гильдии Павел Михайлович Третьяков, сделал первый шаг к осуществлению поставленной себе еще в молодые годы цели - создать музей русской национальной школы живописи. Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни.

Собирая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков полагался исключительно на собственный художественный вкус и способность отличить подлинное произведение искусства от претенциозной поделки. Само собой, его мнение по поводу многих картин неоднократно оспаривалось его современниками, однако, сломить волю Третьякова было невозможно.

Убежденный в том, что собирает коллекцию произведений искусства не для себя, а для потомков, Третьяков был несгибаем - он не гнался за сиюминутной актуальностью тем приобретаемых им полотен, его не интересовала техника, в которой они были выполнены - он слушал только свое сердце.

С этого времени П.М. Третьяков старался покупать работы непосредственно "из рук" художников: либо с выставок, либо прямо из мастерских, таким образом сосредоточивая внимание на произведениях современного отечественного искусства. Он был в дружеских отношениях с художниками - передвижниками, всячески их поддерживал, в том числе и материально, благодаря чему в коллекцию попали лучшие произведения передвижников.

Павел Михайлович Третьяков - не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Ф.И. Прянишников и П.П. Свиньин. Но Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий.


А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871


В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881


А.И. Куинджи. Березовая роща. 1879

"Грачи прилетели" Саврасова и "Утро стрелецкой казни" Сурикова, "Березовая роща" Куинджи и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова - 102 этюда. Картины художников ХVIII - начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. "Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем", говорил о Третьякове Крамской.

Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно. К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционером было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому.


Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. И в 1881 году галерея была открыта для всеобщего обозрения.


Дом П.М. Третьякова до перестройки.

В августе 1892 года П.М. Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова - Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу.

Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и Павел Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем.

Городская картинная галерея начала работать для публики 15 августа 1893 года.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. "Я родился купцом и умру купцом", – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

Последний дар Третьякова галерее - эскиз Левитана к картине "Над вечным покоем".


И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894

После смерти Павла Михайловича Третьякова в декабре 1898 года делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: Валентин Серов, Илья Остроухов, Иван Цветков, а также дочь Павла Михайловича - Александра Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.

В 1899-1900 годах дом Третьякова в Лаврушинском переулке, к которому примыкала галерея, был перестроен и приспособлен для нужд галереи. В 1901-1902 годах весь комплекс был объединен новым фасадом в неорусском стиле, построенным по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова.


Эскиз фасада дома П.М. Третьякова выполненный В.М. Васнецовым.


В начале ХХ века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополнялась произведениями как нового, так и старого русского искусства.

В 1913 году на должность попечителя Галереи был избран известный художник и историк искусства И.Э. Грабарь (в 1917-1925 годах - директор Третьяковской галереи). С его деятельностью связаны преобразования всей экспозиции музея, осуществленные в 1913-1915 годах. Развеска картин стала последовательно отражать историю русского искусства с выделением монографий выдающихся художников. Под началом Грабаря Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Игорь Эммануилович оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

В 1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, картинная галерея Румянцевского музея.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации, уникальная коллекция вернулась в Лаврушинский переулок. Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта.


В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений.

Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Кипренского, Тропинина, Васнецова, Брюллова представлена русская живопись начала XIX века. В коллекции галереи - лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина.

В 1985 году Государственная картинная галерея СССР, располагавшаяся на Крымском Валу, фонды которой формировались из произведений художников XX столетия, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия - "Государственная Третьяковская галерея".

В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был введен в строй депозитарий - хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году приступили к реконструкции основного здания. Произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, были перевезены либо в специально оборудованный депозитарий, либо в здание на Крымском Валу.

В 1989 году был построен еще один новый корпус, получивший название "Инженерный". Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии, а также большой части инженерных систем и служб.

В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрела церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время Павел Третьяков, получившая статус "домовой церкви" при музее, то есть Храма-музея.

В 1986 году к Государственной Третьяковской галерее на правах отделов был присоединен ряд московских музеев мемориального характера - Дом-музей П.Д Корина,

Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной. В связи с этим Третьяковская галерея получила новый статус и стала именоваться "Всесоюзное (с 1994 года - Всероссийское) музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея".

В апреле 1995 года в основном здании в Лаврушинском переулке для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства.

Указом президента РФ в 1995 году Государственная Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.

Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них - свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими, а само собрание ГТГ, которому, собственно, все это и принадлежит, насчитывает около 170 тысяч произведений, разместившихся в 62 залах двух зданий. Все случилось так, как и хотел основатель: теперь каждый из нас может "иметь понятие о всех русских художниках".

Все это многообразие размещается в архитектурном комплексе в Лаврушинском переулке и в здании на Крымском валу.


Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера.

В Новой Третьяковке близится к завершению выставка, посвященная Василию Верещагину. Но если вы хотели на нее попасть вместе с друзьями и поговорить о живописи, не отходя от картин, будьте осторожны — возможно, сотрудники музея вам не обрадуются. Об этом в социальных сетях предупреждают посетители выставки, которых выгнали из музея за нелегальные экскурсии.

The Village выяснил, почему Третьяковская галерея пытается регулировать свободные беседы об искусстве в своих стенах, а заодно узнал политику других московских музеев по этому вопросу.


Что происходит в Третьяковке

На днях пользователь фейсбука с ником Tnargime Rǝnni посетил Третьяковскую галерею на Крымском Валу с двумя друзьями. Просмотр и обсуждение экспозиции были прерваны сотрудником службы охраны, который потребовал предъявить бейдж гида. Затем компанию друзей выставили из музея. Журналистам The Village Tnargime Rǝnni сообщил, что никто из Третьяковки не вышел с ним на связь после случившегося инцидента и не принес извинений.

В июне несколько сотрудников МГУ опубликовали открытое обращение к министерству культуры, в котором рассказали об отказе в посещении выставки на Крымском Валу совместно с аспирантами и студентами. Авторы письма сообщили, что работник музея обратил их внимание на запрет экскурсий, после того как они стали обсуждать увиденное. Об аналогичной ситуации заявил и редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов: он комментировал друзьям картины в Третьяковке в Лаврушинском переулке.

Что говорят в Третьяковке

Официальный комментарий Третьяковской галереи

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например в Музеях Московского Кремля. Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий или экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы. А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме галерее не приходится сомневаться. Но есть просто лихие специалисты, которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией. И сейчас на страницах ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.

Анна Котляр

пресс-секретарь Третьяковской галереи

Мы не против того, чтобы компании друзей и семьи посещали галерею. Многие СМИ и блогеры стремятся к своей кликабельности и доводят эту ситуацию до абсурда. Мы не просим никого не разговаривать, а просим говорить тише, чтобы не мешать другим посетителям.

Система новых бейджей была создана исключительно для противостояния нелегальным экскурсиям, которых очень много. Многие люди пытаются делать бизнес: берут деньги за экскурсию на стороне и проводят ее в стенах галереи. Тем самым они мешают обычным посетителям и авторизованным экскурсоводам. Система новых бейджей была создана также для урегулирования экскурсионных потоков, а не против людей и обычных посетителей. Преподаватели, которые хотят провести экскурсию для своих студентов, действительно должны оформить занятие на сайте галереи.

Читайте также: