Тинторетто в венеции где посмотреть

Обновлено: 18.09.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Живопись

Сейчас в Лувре проходит выставка работ величайших мастеров, представителей венецианской школы живописи XVI века, получившая название "Тициан, Тинторетто, Веронезе. Соперничество в Венеции". Выставка включает 85 полотен, большая часть которых предоставлена крупнейшими музеями мира.

Тициан "Венера с зеркалом Вашингтон, Национальная художественная галерея .
В 1931 году "Венера с зеркалом" вместе с двадцатью другими шедеврами Эрмитажа была продана советскими властями американскому министру финансов Эндрю Меллону.

Тинторетто, Сусанна и старцы " Вена, Художественно-исторический музей

Веронезе, Венера в зеркале . Омаха, Джослин художественном музее в Америке.

Действительно, едва ли в истории мировой живописи можно найти аналог живописной дуэли, которую три титана Возрождения вели во второй половине ХVI столетия. Каждый из мастеров считал делом чести превзойти соперника. Художники пускались во все тяжкие, чтобы получить заказ, заручиться поддержкой европейских монархов, понтификов и дожей. Согласно преданию, сам император Карл V поднял кисть, которую уронил - преднамеренно или случайно - Тициан, работая над его портретом.

Тем не менее знаменитый и преуспевающий граф Палатинский Тициан интриговал против "плебея" Тинторетто. В борьбе со своим строптивым подмастерьем, которого, приревновав, он прогнал из своей мастерской, граф использовал и Веронезе, и своего друга главного архитектора Венеции Якопо Сансовино. Последний, по просьбе Тициана, лишил Тинторетто выгодного заказа по оформлению интерьеров венецианской Библиотеки Марчиано. Как бы в отместку - уже после кончины своего главного конкурента - Тинторетто, которого называли "самой отчаянной головой среди живописцев", нарисовал женскую головку прямо на картине Тициана.

Тициан Ужин в Эммаусе . Париж, Лувр

Тинторетто, Тайная вечеря Париж, Сен-Франсуа-Ксавье . Христос,двенадцать апостолов и современники художника(заказчики)

Веронезе, Ужин в Эммаусе Париж, Лувр . Христа окружает аристократическая семья, заказчики этой картины.

Соперничество великих мэтров продолжается на протяжении пяти веков. Его отражение - нынешняя экспозиция в Лувре. Художники изображали одних и тех же королей, дожей, адмиралов, патрициев и патрицианок. Многие их полотна посвящены одним библейским сюжетам - жизни и смерти Иисуса Христа, Сусанне и старцам, святому Иерониму. Три гения одновременно писали "богоугодные" картины и воспевали прекрасную плоть.

Тициан(1477-1576) автопортрет Мадрид, Национальный музей Прадо.

Тициан "Таргиний и Лукреция" Кембриджский университет (Великобритания) -жена римского патриция Лукреция,была очень красива и добродетельна,но ей насильно овладел Таргиний. Она дождалась мужа,рассказала ему,что с ней случилось и заколола себя кинжалом.

Тинторетто. "Таргиний и Лукреция" Чикаго Художественный институт.

Веронезе. Персей спасает Андромеду.Ренна Музей изящных искусств.

В наиболее эффектной форме тройственный поединок, пожалуй, проявился в изображении обнаженной женской натуры. Экспозицию открывают и закрывают две тициановские "Данаи" - из неаполитанского Музея Каподимонте и из мадридского Прадо (очень жаль, что не привезли еще одну "Данаю" - из Эрмитажа). Несколько столетий назад, рассматривая одну из них, папский нунций заметил, что "такая" введет в искушение любого монаха.

Тициан, Даная. Мадрид музей Прадо.

Даная ( D a n a h ) · дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы (Hyg. Fab. 63). Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Однако Зевс проник в терем золотым дождем, и Даная родила сына Персея.

Тинторетто. Даная. Лион Музей изящных искусств.

Веронезе. Аллегория Любви. Лондон Национальная галерея.

Апофеоз выставки - ее последний, седьмой раздел - называется "Вожделенная женщина". Помимо "Данай" Тинторетто и Тициана здесь их же полотна на сюжет "Тарквиний и Лукреция". И, конечно, "Аллегория любви" эпикурейца Веронезе из лондонской Национальной галереи. С ней по чувственности может соперничать разве что тициановская "Венера с зеркалом". С этой картиной - торжеством Эроса - Тициан не расставался до конца жизни. К сожалению, с ней пришлось расстаться Эрмитажу

Тициан Мадонна с кроликом. Париж Лувр.

Тинторетто. Эстер и Артаксеркс. Лондон Коллекция королевы Елизаветы II.
Эстер спасает свой народ.
Сюжетом картины послужила библейская книга "Эсфирь" Ветхий завет. Аман, первый визирь и друг персидского царя Артаксеркса, жестоко оклеветал иудеев перед царем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая из Иудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Артаксеркса и Амана, она рассказала о клевете визиря.
Царь приказал иудеям убить всех персов.
Резня шла по всей Персии от Индии до Эфиопии. Персы не могли сопротивляться, так как царь и правители областей с их войсками были на стороне иудеев. Семьдесят тысяч персов были перебиты, после чего иудеи стали ежегодно отмечать “веселый праздник Пурим”. ..

Веронезе. Лондон Национальная галерея. Христос исцеляет женщину с кровотечением.

Выставка работает до 4 января 2010 года. Париж Лувр

Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Живописное наследие Тинторетто огромно. До нас дошло около трехсот работ — алтарных картин, настенных панно, плафонов, портретов, которые большинство современных исследователей связывает с его именем. Проследить творческое становление Тинторетто достаточно трудно, тем не менее очевидно, что его мало притягивали традиции венецианского Высокого Возрождения, представленные именами Джорджоне, Пальмы Веккьо, Тициана. Более того — он противопоставляет этим традициям более сложное и драматическое восприятие мира, поиски нового, экспрессивного изобразительного языка.





Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. С его именем связывается не менее сорока портретов, самые ранние из которых относятся к концу 1540-х годов, самые поздние — к 1580-м. В отличие от Тициана, Тинторетто не стремится раскрыть в облике своих моделей яркие, определенные, сильные характеры. Прекрасно улавливая портретное сходство, он чаще всего стремится передать не столько личностное, неповторимое начало, сколько состояние спокойствия, легкой задумчивости; он сообщает своим персонажам благожелательность к нам, душевную привлекательность.





В 1575 году, через восемь лет после завершения работ в зале Альберго, Тинторетто вновь вернулся в Скуола ди Сан Рокко, где ему предстояла новая, более масштабная работа — живописный декор стен и потолка огромного Верхнего зала. Программа этого грандиозного живописного цикла, отчасти сходная с программой росписей Сикстинской капеллы — украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа.

Самой большой трудностью для Тинторетто были проблемы, связанные с недостаточным освещением огромного зала. Он блестяще их преодолел, построив красочную гамму не столько на цветовой основе, сколько, особенно в плафонах, на сопоставлении светлых и темных тонов. Реальный свет и свет в его плафонах, особенно плохо освещенных, как бы составляют единое целое, и, чем темнее в зале, тем больше проступает в полотнах свет, созданный его кистью.







Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Давно мне хотелось добраться до этого укромного уголка Венеции- Каннареджо.Где долгое время жил великий художник Венецианской школы Тинторетто. В церкви Мадонна делл Орто находятся многие его картины .Здесь же он и был похоронен.

Церковь Мадонна делл Орто была посвящена святому Христофору, а свое название получила после того как в близлежащем огороде ( orto ) была найдена статуя Мадонны с младенцем. Статуя, которой приписывают чудодейственные свойства, была установлена в храме.

Церковь была построена в середине 14 века. Верхняя центральная секция украшена небольшими арками и барельефами с геометрическими мотивами, а в каждой из боковых секций сделано по 12 ниш со статуями апостолов.

Многие приезжают сюда поклонится Мадонне из сада.


Внутри церковь разделена на центральный неф и два боковых придела с двойными стрельчатыми арками, поддерживаемыми мраморными греческими колоннами.



Имя церкви нераздельно связано с Тинторетто.Он и его семья жили в этом районе. В храме расположена гробница великого художника, который был прихожанином этой церкви. Здесь находится несколько картин живописца.


(1518–1594)

Какое‑то время Тинторетто учился у Тициана, но вскоре, по неизвестным причинам, покинул его мастерскую. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности самому учиться у великих предшественников.

Он становится известным венецианским художником Его огромные полотна украшают многие церкви Венеции,особенно церкви Сан Рокко.

Но мне хотелось бы остановится подробнее на одной из его картин,которая хранится в церкви Мадонна делл Орто.



А это оригинал. "Введение Марии во храм"1555 год

Крутая лестница, идущая от зрителя в глубь картины, ведет к преддверию храма. По ней в резко диагональном ракурсе разбросаны охваченные беспокойным волнением отдельные фигуры. Вверху лестницы на фоне спокойного неба вырисовывается торжественно строгий старец-первосвященник, окруженный служками. К нему, подымаясь по последним ступенькам лестницы, стремительно движется хрупкая фигура Марии.

Ощущение огромности мира, стремительной динамики пространства, пронизанность участвующих в действии людей неким стремительно пульсирующим, вибрирующим движением придают всей композиции необычайную взволнованность, особую значительность.

Один из крупнейших представителей венской школы искусствоведения Макс Дворжак (1874 - 1921) оставил нам великолепное описание этой картины, поражающее свежестью восприятия, свойственной этому ученому. "Вдоль стены здания, - пишет Дворжак, - располагаются на ступенях лестницы нищие, lazzaroni, каких по сей день можно увидеть у итальянских церквей.

Эта половина изображения совершенно погружена во тьму, в которой едва можно разобрать отдельные формы: художник словно бы хотел охарактеризовать здесь теневую сторону жизни, нищету, омраченное сознание. Другая половина освещена, и здесь мы видим более приветливые сцены: трех матерей с их детьми.

Этим трем женщинам противопоставлены на самой вершине композиции трое мужчин, и среди них - великан первосвященник, встречающий маленькую Марию. Небо позади Марии озарено: так возвещает о себе новое будущее человечества, о котором , по-видимому, догадывается старик в левом нижнем углу изображения - удивительная фигура, выхваченная из темного фона яркими лучами света и отчетливо напоминающая поздних персонажей Микеланджело".

Мне хотелось сравнить две картины, написанные разными художниками на одну и ту же тему.Тициано написал картину "Введение Марии во храм."1534-1538гг.


Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Одолеть ее высокие ступени под силу лишь гигантам, но по ним легко поднимается крохотная, окруженная ореолом, девочка в голубом платье.

Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария.

Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф


Вы можете сравнить обе картины и высказать своё мнение о творчестве этих двух великих художников -Тинторетто и Тициана.

Тинторетто (1518 - 1594)

Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто ( "тинторетто" - красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Тинторетто - младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Высокого Возрождения. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро - монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями.

В композициях Тинторетто царит прямо-таки неистовое движение; он не терпит спокойных, фронталных фигур, - ему хочется закружить их в вихревом полете, как души прелюбодеев в Дантовом аду. Святой Марк буквально обрушивается с неба на головы язычников, ангел "Благовещения" стремительно врывается в комнату Марии с целой ватагой путти. Любимый пейзаж Тинторетто - грозовой, с бурными облаками и вспышками молний.

С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Гигантский цикл этих картин, занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством, иногда едким ощущением одиночества, чувством ничтожности человека перед величием природы.

Тинторетто много занимался портретом. Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых, венецианских дожей. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна. Полным тяжких раздумий, мучительной тревоги, душевного смятения изображает мастер себя на автопортрете. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.

Даная (2-я пол. 16-го века)



Многие художники писали на мотив этого греческого мифа. Даная - дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал, что у его дочери родится мальчик, который свергнет его с престола и убьет деда. Тогда Акрисий поместил дочь в заключение. Однако влюбленный в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя. После этого она родила сына, названного Персеем. Разгневанный Акрисий приказал дочь и внука посадить в ящик и бросить в море в надежде, что они погибнут в пучине морской. Однако волны вынесли ящик на берег острова Сериф, и рыбак Диктис спас, выходил мать с сыном. Впоследствии по воле случая, не зная, кто его дед, Персей действительно убил Акрисия. Художник изобразил рядом с Данаей служанку, собирающую в фартук золотые дождинки.

Битва архангела Михаила с сатаной (2-я пол.16-го века)



Архангел Михаил в Евангелии выступает как защитник. Его часто изображают борющимся с драконом, змеем, а затем и с сатаной. Вражда с сатаной началась, когда сатана, низвергнутый богом с небес, ухватился за крылья Михаила, чтобы увлечь его за собой в преисподню, однако бог спас Михаила. Эта картина дает хорошее представление о стиле Тинторетто: атакующий порыв небесных воинов, опрокидывающиеся в бездну ангелы и звери сатаны; это длинное копье в руках архангела - по диагонали сверху вниз через всю композицию - и эти разящие лучи. Такую композицию невозможно ориентировать на горизонтальную земную поверхность,- это может быть только в воздухе, и это с триумфом передал Тинторетто.

Купание Сусанны (1555)



Картина написана на сюжет из библейской легенды о Сусанне и лживых старцах. В Вавилоне у богатого жителя Иоакима была очень красивая молодая жена Сусанна. К Иоакиму часто приходили зажиточные горожане, чтобы побеседовать, спросить совета. Однажды, когда мужа не было дома, к нему пришли двое судей из числа старейшин и случайно увидели Сусанну, и воспламенились к ней страстью. Сусанна, не зная, что во дворе гости, решила искупаться, а судьи спрятались за деревьями и стали похотливо наблюдать. А потом стали домогаться ее любви. Когда же Сусанна в гневе отказала. они закричали на всю улицу, что застали ее с юношей, изменяющей мужу. Сбежался народ и Сусанну обвинили а измене. Ее схватили и повели на расправу. В это время к толпе подошел пророк Даниил, он спросил, в чем дело. Ему рассказали, но Даниил решил проверить показания похотливых старцев. Он предложил всем вернуться в дом Иоакима и спросил, под каким деревом Сусанна предавалась любви. Один старец сказал, что под мастиковым, а другой - под зеленым дубом. Так Даниил уличил их во лжи, а Сусанне вернул честное имя.

Нахождение Моисея (2-я пол.16-го века)



Картина написана на библейский сюжет о Моисее. Фараон, боявшийся усиления влияния израильтян, приказал уничтожать всех новорожденных мальчиков-израильтян. В это время в одном израильском семействе родился мальчик и мать испугалась за его жизнь. Тогда она решила подкинуть его дочери фараона, справедливо рассчитав. что у нее он будет в безопасности. Мать положила сына в корзинку и оставила в камышах у реки Нил, где купалась дочь фараона, а сама спряталась и стала наблюдать, что будет дальше. Дочь фараона со своими служанками пришла купаться и увидела корзинку с хорошеньким мальчиком в ней. Она конечно догадалась, что это кто-то из израильтян подкинул младенца, но решила взять малыша с собой. Мать тем временем вышла из кустов и спросила. не нужна ли им кормилица. Дочь фараона взяла женщину в кормилицы мальчику. не подозревая. что это родная мать Моисея - так назвали малыша, что означало "взятый из воды".

Происхождение Млечного пути (1570-егоды)



Картина создана для пражского двора императора Рудольфа II. На нем в удивительно динамичной и экспрессивной манере запечатлена красивая древняя легенда о том, как возник на небе Млечный путь. Громовержец Зевс возжелал, чтобы его сын Геракл для обретения бессмертия испил молока на груди богини Юноны. Тинторетто изобразил момент, когда струи молока, обильно брызжущие во все стороны, на глазах превращаются в звезды, образующие Млечный путь. Картина наполнена движением, живопись сочная и звучная. Мало кто до Тинторетто мог столь уверенно и точно передать человеческое тело в движении.

Сотворение животных



В первых главах Библии говорится о том, что мир был создан за шесть дней. Сначала не было ничего. И в первые четыре дня Бог создал свет, твердь(землю), моря, растительность,солнце и луну. На пятый день Бог повелел, чтобы вода родила пресмыкающихся и рыб, а по небу стали летать птицы. И как только это произошло, Бог убедился, что это - хорошо. Он вдохнул души в живые существа и благословил их плодиться и размножаться. На шестой день Бог сказал, чтобы земля сама произвела живые существа: разных скотов, зверей и гадов. А потом он решил сотворить людей, чтобы люди владычествовали над всей землей: над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и всеми гадами и пресмыкающимися.

Св.Марк освобождает раба (1548)



Эту картину Тинторетто написал, когда ему было около 30 лет. Именно с нее началось признание художника. Полотно было заказано Братством Св.Марка для Скуола ди Сан-Марко - одной из самых крупных венецианских благотворительных организаций того времени. Сюжет картины взят из жизни св.Марка, который считался небесным покровителем Венеции. Сюжет состоит в следующем: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам св.Марка. Когда раб возвратился домой, разгневанный господин приказал казнить его, сначала перебив рабу ноги и выколов глаза. Но небесный покровитель не оставил своего почитателя - он явился в момент казни и спас раба от неминуемой гибели. Художник показал раба, лежащего на земле, а с небес чудесным образом устремился вниз св.Марк и мученик оказался свободным от веревок.. И молот, которым палач должен был перебить рабу ноги, оказался расколот на куски. Палачи и множество зевак в ужасе отпрянули, пораженные увиденным, когда светящаяся фигура св.Марка ринулась вниз. Полотно привлекает динамизмом, живостью сюжета, яркостью красок.

Святой Георгий, принцесса и дракон (1555)



На фоне сказочного пейзажа со стенами крепости на берегу моря развертывается фантастическая сцена. Испуганная принцесса пытается убежать от страшного дракона. Мужественный всадник на белом коне, Святой Георгий, пронзает чудовище длинным копьем. Во всех деталях картины видна напряженность, однако всем этим управляют высшие силы. Такой сплав религиозного, божественного и человеческого, земного был движущей силой всего творчества Тинторетто.

Тайная вечеря (1594)



Распространенный сюжет , однако, у Тинторетто новое его решение. Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. На первом плане слуги достают из корзин припасы, любопытная кошечка заглядывает в корзину, - с истинной венецианской любовью художник изображает бытовые предметы. Но слуги не видят, что при словах Христа целые сонмы бесплотных прозрачных ангелов появляются под потолком.

Возникает причудливое освещение: призрачное свечение ангелов, колеблющийся свет в светильнике, свет ареолов вокруг апостолов и Христа.

Эмоциональным центром картины является в глубине холста Христос, его прекрасная голова высвечена нимбом. Как кротко и задумчиво его лицо, как добра его рука на плече припавшего к нему Иоанна! Выразительны фигуры апостолов.

Яркие вспышки в полумраке, светотеневые контрасты, клубящийся и расходящийся клубами свет, игра теней, - усиливает впечатление движения, смятенности.

Бегство в Египет



Распространенный сюжет из Библии. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Художник подробно пишет мелкие детали: на сухой ветке прицеплен мешочек с едой, тут же глиняный горшок и тряпица - Иосиф подберет скарб, когда одолеют подъем; справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке; другая фигурка вышла из дверей уютного домика. Семья только покинула Назарет, спасаясь от гнева Ирода, и художник старается, чтобы она успела в своем бегстве. Поэтому так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.

Мария Магдалина



Картина посвящена женщине. имя которой всегда рядом с именем Иисуса Христа. Это одна из мироносиц. которую Иисус Христос исцелил от недуга - она была одержима семью бесами. С тех пор Мария Магдалина стала самой большой последовательницей Христа, его помощницей и почитательницей. Художник изобразил пейзаж с дивным тревожным деревом, последнюю вспышку заходящего солнца. Небольшая фигурка Марии оживляет пейзаж. Она читает книгу, у ног ее вода. На горизонте горы. Чувствуется неразделимое, интимное единение природы и юной читательницы, поднявшейся с человеческого дна к ногам Христа, и навек неотделимой от него.

Юдифь и Олоферн



На этот сюжет тоже много полотен. Все помнят, конечно, знаменитую "Юдифь" Джорджоне. Тинторетто представил нам еще один вариант этой истории. Ассирийский царь Навуходоносор готовился после длительной осады взять израильский город Ветилуя. Он знал, что силы и запасы осажденного города на исходе. Командовал войсками выдающийся полководец Олоферн. Но в городе жила богатая вдова Юдифь, которая уговаривала жителей не сдаваться, еще потерпеть. Видя отчаянное положение людей, Юдифь решила сама спасти горд хотя бы и ценой своей чести, а может, и жизни. Юдифь была очень красива и решила воспользоваться своими женскими чарами. Как-то поздно вечером она нарядилась и пришла к шатрам, где находились неприятельские войска. Она попросила стражу отвести ее в шатер Олоферна, чтобы вручить ему дары и поприветствовать знаменитого полководца. Когда Олоферн увидел Юдифь, то сразу воспылал к ней страстью. Они долго беседовали за накрытым столом. Слуг Олоферн отослал. Он много выпил и уснул, когда наступила полночь. Тогда Юдифь приказавла своей служанке, ждать ее у входа в шатер, а сама взяла меч полководца и вонзила ему в шею, отделив голову от туловища. С помощью служанки она унесла голову Олоферна в свой город. Народ радовался и восхвалял Юдифь за подвиг, благодаря которому город был спасен.

Читайте также: