В каком подмосковном городе можно посетить музей трамваев

Обновлено: 18.09.2024

Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер

Зато, сколько всего меня поджидало за этой дверью!

Музей городского электрического транспорта Питер

!!Факт: в конце 20 века трамвайная система Ленинграда попала в книгу Рекордов Гиннеса, как самая протяженная. Правда, со временем Санкт-Петербург потерял свое первое место, но, все же, продолжает держаться на лидирующих позициях.

Музей городского электрического транспорта Питер

А вот и наши раритеты, во всей своей красе. Стоят себе, совсем как новенькие. Каждый из них оснащен QR-кодом, а, также, описанием основных параметров (пассажировместимости, габаритов и т.д.), истории эксплуатации, и кратким рассказом о том, как данный экспонат попал в музей. Еще один плюс к карме.

Музей городского электрического транспорта Питер

Сразу же хочу обратить ваше внимание на те модели, что сейчас стоят вдоль левой стены зала. На фотографии слева мы видим разноцветный троллейбус интересной формы ЯТБ-1 (эксплуатировался в Ленинграде в 1936-1959 гг.). Он примечателен тем, что это единственный сохранившийся экземпляр подобного троллейбуса, который пополнил коллекцию музея после долгих реставрационных работ. Мало того, теперь он снова на ходу, ровно также, как и его соседи.

Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

И, наконец, троллейбус справа ЗиУ-5 (эксплуатировался в 1959-1989 гг.), который значительно опережал своих предыдущих собратьев по пассажировместимости и мощности. Мне он приглянулся за свой темно-мятный цвет 🙂

Музей городского электрического транспорта Питер

По интерьеру ЗиУ-5 напомнил мне детство. Особенно я обрадовалась автомату для приема монет. И ценам за проезд 🙂 Эх, нам бы сейчас такие…

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Еще один троллейбус — ЗиУ-9Б, стоит на задней площадке трампарка. Это уже более современная модель (эксплуатировался в 1973-1990 гг.), модификации которого закончили свое производство совсем недавно — в 2013 г. Рядом висит небольшая коллекция табличек с номерами маршрутов наземного общественного транспорта Ленинграда — Санкт-Петербурга.

Музей городского электрического транспорта Питер

Для самых любознательных в музее предусмотрено несколько информационных стендов.

Музей городского электрического транспорта Питер

А мы, тем делом, пересаживаемся из троллейбуса в трамвай.

Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер

Внутри я обнаружила знакомый с недавних времен компостер, а салон немногим отличается от салонов еще существующих потрепанных старичков, ездящих по нашему городу.

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Кстати, о компостерах. В музее есть целая витрина, посвященная этим и похожим девайсам. О существовании некоторых я раньше и не подозревала.

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Количество трамваев музея зашкаливает. На обозрение посетителей представлены модели различных по форме и интерьерам раритетов. Некоторые из них на первый взгляд кажутся похожими друг на друга, но, стоит приглядеться поближе, как ты понимаешь, что они все такие разные и такие уникальные. Глаза начинают разбегаться 🙂

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Экземпляр, уносящий в далекой прошлое — конка №114 (копия). Такие эксплуатировались в нашем городе еще с конца 19 века (1863-1917 гг.), заменив собой кареты-омнибусы. Суть была следующей: эти новые пассажирские вагоны стали ходить по рельсам, но, при этом, их по-прежнему тянули лошади. Причем, для переправы через мосты приходилось запрягать еще одну лошадь, чтобы бедняжки смогли потянуть такую тяжесть. Позже стали появляться двухэтажные конки. Этот вид транспорта являлся более комфортным для пассажиров, чем его предшественники, но и более медленным, что снижало его привлекательность. Оригинальные конки, увы, до наших дней не дошли. Данный экспонат — это копия конки №114 — первого в мире трамвая на электрической тяге, запущенного в качестве эксперимента в 1880 г. в нашем городе. Позже, с официальным появлением в Ленинграде электрических трамваев, конки еще некоторое время использовались в качестве прицепных вагонов.

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Грузовой трамвай Г-67. Такие помогали жителям Ленинграда в перевозках сырья для заводов, продуктов в магазины, а также грузов во времена Блокады.

Музей городского электрического транспорта Питер

Музей городского электрического транспорта Питер

Помимо трамваев и троллейбусов, в задней части трампарка можно увидеть ретро автомобиль, фургон пожарной службы, вагон-лабораторию, и другие экспонаты.

Музей городского электрического транспорта Питер
Музей городского электрического транспорта Питер

Есть в музее и несколько макетов.

Музей городского электрического транспорта Питер

Небольшое дополнение: совсем недавно петербургский трамвай отметил свой 110-й день рождения. В связи с этим событием, музей городского электрического транспорта пополнился еще одним интересным экспонатом — макетом первой трамвайной линии города.

Моя оценка: музей Городского электрического транспорта я настоятельно рекомендую для посещения. Как я заметила в начале статьи, он привлекателен не только своей обширной коллекцией моделей прошлых веков, но и своей интерактивностью. Салоны ретро-трамваев станут прекрасным местом для постановочных фотографий, а информационные стенды и старые фотографии раскроют вам много нового. Музей непременно понравится вашим детишкам. Мне удалось застать в нем несколько мамочек, и я обратила внимание на то, с какой радостью их детки залезали внутрь экспонатов. Так что, смело приходите сюда всей семьей. Напоследок, отправляю еще один жирный плюс в карму музея, ибо минусов в нем я не обнаружила вообще.


Чтобы открыть что-то новое – вовсе не обязательно ехать далеко. Достаточно умело соединить города Подмосковья и ближайших областей в маршруты – например, по принципу следования вдоль старых дорог, выходящих из Москвы. Два-три дня знакомства с историческими, культурными и гастрономическими особенностями, а также особенное обаяние маленьких городков вам обеспечены.

Впадаем в детство в Клину и меряем шлемы в Твери

Вдоль древней и важной дороги до Великого Новгорода за столетия вырастали большие и маленькие города: Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочек. Их судьба тесно связана с судьбой дороги. С одной стороны, это направление меньше, чем южное, страдало от татаро-монгольских нашествий. С другой, на судьбу, политический вес и благосостояние городов влияло противостояние Москвы и Твери. После основания Санкт-Петербурга дорога соединяла старую и новую столицы, а с 1842 года именно в этом направлении началось строительство второй в России ветки железной дороги (первая соединяла город на Неве с Царским селом).

Выйдите на железнодорожной станции в Клину и вглядитесь в здание вокзала, построенное в 1851 году. Если вам покажется, что он был "великоват" для небольшого городка – вы не ошибаетесь. Дело в том, что при строительстве произошла ошибка, и вместо вокзала III класса в Клину построили вокзал II класса – такой же большой, как, например, для Твери, которая на тот момент была губернским городом.


Для прогулок по городу лучше всего выбрать улицы Гагарина, Папивина и Советскую площадь с краснокирпичным зданием Торговых рядов, Троицким собором и Воскресенским храмом. Последний интересен красивым изразцовым иконостасом. Чтобы его создать, понадобилось более 2 тысяч деталей, расписанных вручную.



Кто в детстве не читал "Тимур и его команда", "Чук и Гек" или другие рассказы Аркадия Гайдара? Ближе познакомиться с жизнью и творчеством писателя можно в его доме-музее. Смотрители очень трепетно относятся к своему "детищу" и проводят интересные экскурсии.

Дальше, вспоминая "Вальс цветов" и другие мелодии из "Щелкунчика", переступаем порог дома-музей Чайковского. Сколько всего помнит этот дом! Вспомнить хотя бы знаменитых посетителей – Собинова, Лемешева, Ойстраха и других композиторов. Здесь и сегодня звучит музыка и живет искусство. Например, в один из мартовских праздников будет выступать Русский балетный театр.

Бонус: литература, химия и любовь

Недалеко от Клина расположен знаменитый музейный "треугольник" Шахматово-Тараканово-Боблово. Усадьба Шахматово принадлежала семье поэта серебряного века Александра Блока. Здесь он жил, творил, влюблялся. Его возлюбленная, дочь Дмитрия Менделеева, жила в соседнем имении Боблово. Именно в этих подмосковных "декорациях" разворачивались отношения между поэтом и его "Прекрасной Дамой". Здесь же, в местечке Тараканово, молодые венчались.


Фото: группа "Музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока"

Тверь

Екатерина II, бывавшая в Твери, говорила в одном из писем, что "…Тверь после Петербурга наиболее красивый город". Кстати, именно при Екатерине город приобрел новую регулярную планировку. На каменное строительство вдоль главной улицы из казны был выделен миллион рублей, что и дало ей название Миллионная. В XX веке она была переименована в Советскую. А если пройтись до места, где из нее выходят улица Вольного Новгорода и Новоторжская, мы снова увидим след Екатерининский времен. Эта развилка была заложена при императрице и называлась "Версальским трезубцем".

Среди достопримечательностей Советской улицы можно отметить Путевой дворец Екатерины, построенный в стиле классицизм с элементами барокко (над ним трудились знаменитые архитекторы Казаков и Росси), Преображенскую церковь, Тверскую соборную мечеть.

Красивый вид открывается с набережных. Кроме исторической застройки, на них можно найти интересные здания XX века, например, кинотеатр "Звезда" в стиле постконструктивизм (набережная Степана Разина, дом 1) и Речной вокзал на набережной Афанасия Никитина.


Также интересны самое древнее каменное здание города, храм "Белая Троица", Трехсвятская улица (местный "Арбат") и колоритный район "Двор Пролетарки". Это бывший рабочий городок Морозовской Тверской мануфактуры, построенный в конце XIX–начале XX века. Здесь из простого кирпича были созданы здания в стиле модерна и готики.


Фото6 Светлана Кондратьева

Среди тверских музеев один из самых популярных – дом Салтыкова-Щедрина. Писатель жил в этом доме с 1860 по 1862 год, во время службы вице-губернатором Твери. В музее можно увидеть его личные вещи, мебель, прижизненные издания, документы. А из более "нестандартных" музеев можно упомянуть музей "Дом бабочек" и Музей воинских традиций. В первом вокруг вас будут кружиться разноцветные бабочки, а во втором под рассказы реконструкторов вы сможете надеть на себя воинский шлем, подержать булаву или другим образом приобщиться к культуре доспехов и оружия IV-XVI веков.

Государственный дом-музей П.И. Чайковского

Дом-музей А.П. Гайдара

Музей Клинское подворье


Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина

Музей средневекового оружия и доспехов

Музей "Дом бабочек"

Зарайский кремль и коломенские "вкусняшки"

Рязанская земля помнит много битв и нашествий. Через некоторые города на этом направлении, например Зарайск и Коломну, проходили оборонительные укрепления – "Засечные черты. А если углубиться в историю самой Рязани, увидим, что первый город с этим именем был полностью разрушен во время монгольского нашествия 1237 года. После этого столицей Рязанского княжества становится находящийся неподалеку Переяславль-Рязанский. С 1778 года городу дадут имя Рязань – в честь старой столицы. Во время смуты по выбранному нами направлению проходили отряды Ивана Болотникова, "Тушинского вора", Ополчений. Впрочем, города вдоль дороги интересны не только своей фортификацией, но и интересной литературной и гастрономической историей.

Зарайск


Фото: Архитектурная мастерская Асадова

Наиболее туристическими считаются улицы Карла Маркса и Советская, площади Революции, Советская и Пожарского. Также в городе есть музей скульптора Анны Голубкиной.

Коломна

Знакомство с Коломной традиционно начинают с территории Кремля и Соборной площади. От некогда неприступных стен сейчас сохранилось несколько участков и семь башен. Самая известная и высокая из них – Маринкина. По легенде, заточенная в ней Марина Мнишек, чтобы выбраться из плена, обратилась в сороку.

Архитектурное своеобразие Коломны не заканчивается кремлем – гуляя по городу, можно встретить здания в самых разных стилях. Например, на улице Октябрьской Революции соседствуют модерн и конструктизизм. Интересны Троицкая церковь, построенная в неовизантийском стиле, церковь Николая Чудотворца c пятью ярусами кокошников, и, конечно, Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище, одна из самых древних сохранившихся церквей Подмосковья.


Были в городе и интересные литературные истории. В 1936 году сюда приехала Анна Ахматова, желающая посмотреть на город Бориса Пильняка, некогда в нее влюбленного, и отыскать дом, в котором он жил. Сохранились фотографии от этого небольшого путешествия (некоторые можно увидеть в самом городе) и стихотворения поэтессы с Коломной, посвященные Пильняку и Коломне.

Самые популярные музеи города связаны с коломенскими "брендами" – пастилой (музей "Коломенская пастила") и калачами (музей "Калачная в Коломне"). Из необычных можно упомянуть арт-музей "Коммуналку". Он находится в доме, где когда-то работал магазинным грузчиком учившийся в коломенском пединституте Веничка Ерофеев. В музее воссоздана атмосфера коммунальной квартиры, в реальном времени творят художники, проводятся различные мероприятия.

Бонус: подмосковная псевдоготика

По дороге в Зарайск можно заехать в интересное место – Быково. Это бывшее имение состоятельного москвича, сенатора, действительного тайного советника Михаила Измайлова. Сейчас на территории бывшей усадьбы находится диспансер, но внимания заслуживает редкая по своей архитектуре Владимирская церковь. Она построена в 1789 году в память об умершей жене Измайлова. Может быть, со стороны сложно заметить, что церковь в Быково – единственный в России храм овальной формы, но красивую лестницу и изящные парные колокольни сложно не оценить.


Музей "Зарайский кремль"

Дом-музей А. С. Голубкиной

Музей "Коломенская пастила"

Музей-резиденция "Арткоммуналка. Ерофеев и Другие"

Москва – Тула: оружие, пряники и кусочек Италии

Серпухов

Серпухов, город с большой ратной историей, сегодня в первую очередь ассоциируется с древними монастырями и историями известных фамилий текстильных фабрикантов. Стоит посетить Высоцкий монастырь, заложенный и освященный еще Сергием Радонежским, и самый древний в городе Владычий монастырь. Историческую городскую застройку стоит искать на Калужской улице и улице Володарского, а также площади Ленина, ранее торговой. Любителям музеев стоит заглянуть в Серпуховский историко-художественный музей


Подмоклово

Местечко Подмоклово было некогда усадьбой князей Долгоруковых. От самой усадьбы почти ничего не осталось, зато настоящей жемчужиной Подмосковья можно назвать сохранившуюся и недавно отреставрированную церковь Рождества Богородицы. Она была построена в 1714—1722 по заказу хозяина усадьбы Григория Долгорукова в стиле итальянского барокко. Пожалуй, "визитной карточкой" этого удивительного здания можно назвать 16 статуй по кругу галереи, изображающих четырех евангелистов и двенадцать апостолов.


Фото: Мария Колосова

Бонус: Таруса

Тарусу, находящуюся недалеко от Серпухова, больше всего прославила семья Цветаевых, проводившая здесь лето. Цветаевы даже считались одними из первых москвичей, задавших моду на летние дачные выезды. Если же бегло взглянуть на список музеев города кроме цветаевского, можно убедиться, что Таруса – небольшой городок, обладающий "скромным обаянием интеллигенции", в который стоит заехать на пару часов.


Город Левши, оружия, самоваров и пряника – именно эти слова создают туристический образ Тулы. В городе находится один из самых старых в стране музеев оружия, ведущий историю еще со времен Петра I. К "гастрономической" части истории можно приобщиться в музеях самовара и пряника. Кроме того, если погулять по городу, можно найти памятники огромному прянику и чаепитию. А гулять по Туле действительно стоит – здесь сохранились уютные, небольшие купеческие дома. Конечно, обязательная точка посещения – тульский кремль, памятник архитектуры начала XVI века. В одной из башен есть экспозиция, посвященная вооружению средневекового воина и экспозиция "Пыточная XVII века".


Недалеко от города находится еще одно "место притяжения" – музей Льва Толстого в Ясной Поляне. Одна из уникальных черт музея – в усадьбе сохранена подлинная обстановка жизни писателя. Посетители могут почувствовать, в какой комнате и за каким столом великий писатель создавал "Войну и мир", "Анну Каренину" и другие произведения.

Серпуховский историко-художественный музей

Музей "Тульский пряник"

Адрес: ул. Октябрьская, д. 45.
Время работы: 10:00 – 16:00 Посещение только по предварительной записи тел. (4872) 77-73-90, 34-70-70.

Тульский государственный музей оружия

Музей "Тульские самовары"

Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"

Об одной такой экскурсии хочется рассказать. В Курске есть музей городского электротранспорта. Находится он в Восточном депо. У музея есть свой сайт. Все экскурсии в музее проводятся бесплатно, но по предварительной записи не позднее, чем за два дня. Планируете поездку в Курск? Запишитесь на экскурсию. Не пожалеете! Кстати, в Курске трамвайное движение было открыто в 1898 году, чуть раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге!

До экскурсии или после можно прокатиться на ретро-трамвае (это уже платная услуга, но стоимость символическая, заказывать тоже нужно заранее) по территории депо с остановками. Фотографирование в вагоне и возле него – это тоже особая радость для детишек: вот мы едем в вагоне, вот мы машем рукой у окна, вот спускаемся по ступенькам, вот стоим перед вагоном, вот висим на подножке и т. д. Надо сказать, что и взрослые вели себя, как дети.


Есть возможность заказать и экскурсионный трамвай или троллейбус по городу, но этой услугой мы не пользовались.

К указанному времени мы подъехали к проходной депо. Нас встретили. И мы отправились на посадку в ретро-вагон. Проехали по депо. Дети были в восторге от грохота старого трамвая. Нам рассказали и показали, где ремонтируют трамваи, где хранятся снегоуборочные трамваи и т.д. На территории депо много лип. Ах, как же пахнет цветущая липа!

Музей расположен в административном здании, путь к нему по лестницам и коридорам представляет лабиринт. И вот мы входим в музей, в котором пять залов. Его первый зал представляет собой салон старого трамвая. Вместо окон – информационные фото.


Экскурсовод начинает экскурсию, рассказывая историю трамвая.



Наша группа состояла из мам с детьми-первоклассниками. Экскурсовод рассказывал так, что было интересно и взрослым и детям. В этом вагончике детям разрешили покрутить руль, понажимать кнопки, погреметь рычагами. Создавалась имитация езды в трамвае. И место для фотосессий отличное!

Во втором зале представлены подлинные документы начала и середины XX века, рельсы, используемые в разные годы, макеты трамваев, которые, оказывается, могут двигаться в разные стороны, соединяться и разъединяться.





В третьем зале – выставка мини-трамваев, которые управляются, двигаются по кругу. Интересно послушать про модель, а потом посмотреть её в движении, у каждой из них свои особенности устройства и движения.



Взрослые постарше ещё помнят вот такие кассы в общественном транспорте. А для детей – это непонятный ящик.


Четвёртый зал – самый маленький. В нём представлены предметы советских времён, документы, коллекция игрушечных трамвайчиков и троллейбуов.




А самый большой зал – пятый. Здесь представлены настоящие кабины трамвая и троллейбуса. Можно представить себя водителем: крути руль, объявляй остановки в микрофон, сигналь, включай фары.


Детей из этого зала невозможно было вытащить. Бибикали, смеялись, перебегали из кабины в кабину. Столько радости и впечатлений!


А взрослые в это время знакомились с экспозицией (здесь очень много фотографий), есть альбом с очень красивыми рисунками детей.Я не уделяю внимание истории трамвая, рассказ только о самом музее.


Марина Сютаева обо всех достопримечательностях небольшой Коломны.

Марина Сютаева

Что за Коломна?


Для начала немного истории с географией. Коломна расположена на юго-востоке Московской области в 114 километрах от столицы и находится в объятиях трех рек — Москвы, Оки, Коломенки. По меркам мегаполисов Коломна крошечный городок: в нем проживают всего 150 000 человек. Официально история города начинается в 1177 году — с упоминания в Лаврентьевской летописи, где Коломну называют пограничной крепостью Рязанского княжества.

Откуда взялось название Коломна? Версий много, вот самые популярные.

Благодаря удачному расположению — почти посередине между Москвой и Рязанью — большую часть своей истории Коломна была известна как купеческий город, тому подтверждением добротные каменные дома в старой части и множество храмов, один из которых построен на купеческие деньги (о нем ниже). В советское время эстафету подхватила репутация промышленного центра: в Коломне работали заводы тяжелого станкостроения, тепловозостроения, железобетонных изделий, цементный, текстильного машиностроения, канатная фабрика.

Как добраться в Коломну


Внимание: конечная остановка автобусного маршрута — станция Голутвин, и вам туда не надо. Попросите водителя тормознуть на ближайшей остановке, как только увидите красно-кирпичную стену Кремля на въезде в город.

Что посмотреть в Коломне: маршрут одного дня

Ехать в Коломну на один день обидно: не получится вдоволь нагуляться и увидеть все самое красивое. Но если в распоряжении всего 24 часа, маршрут может быть, например, таким.

Припаркуйтесь у Конькобежного центра — белое здание космического вида находится прямо на въезде в город, слева от дороги и в двух шагах от кремлевской стены.


Кстати, про Маринкину башню. Это одна из семи уцелевших башен коломенского кремля, самый высокий ее сторожевой пункт (31 метр). Визуально она кажется круглой и гладкой, на самом же деле имеет 19 граней, а на стенах в шахматном порядке расположены 27 бойниц. Почему Маринкина? По легенде, в 1611–1612 годах в ней жила польская авантюристка Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II, претендовавшая на русский престол. После казни смутьянов Марину заточили в Коломенской башне, откуда она… исчезла. Суеверные люди говорили, что обернулась сорокой и вылетела в бойницу, хотя в реальности Марину, скорее всего, утопили или замуровали в стене. Сейчас в башне устроен музей ее именитой узницы, внутрь можно попасть с экскурсией.

  • Сразу за кремлевской стеной — Брусенский монастырь. Рассмотрите его до странности яркие строения, зайдите в старинную шатровую церковь, похожую на жилой дом.


Успенский Брусенский монастырь — один из четырех коломенских монастырей. Как водится, с богатой и трагической историей. Основанный в 1552 году после выступления Ивана Грозного в поход на Казань, сначала он был мужским, имел большую библиотеку рукописных книг. После пожара в Смутное время, когда выгорел почти дотла, был заново отстроен и стал женским. В 1920-е насельниц монастыря разогнали, пятерых сестер позднее расстреляли на Бутовском полигоне.


Слева направо: Трапезная Успенской церкви, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженский собор

Но вернемся на несколько веков назад. Одержав победу в Казани, Грозный приказал заложить шатровую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Шатровый храм — русская зодческая редкость, от обычного отличается тем, что вместо купола у него шатер-восьмигранник. С улицы шатер кажется невысоким, но если, находясь внутри, поднимете голову, увидите уходящий в небо свод. Дух захватывает. В 1880-х в Успенской церкви располагалась дюжина келий для престарелых монахинь — богадельня. Однако первыми в Брусенском монастыре взгляды и камеры туристов привлекают зеленые главки и белокаменные наличники Крестовоздвиженского собора — ну просто рождественский имбирно-пряничный шедевр. Строение в стиле классицизма, с элементами древнерусского зодчества и московского барокко, возвели за 6 лет (1852–1858). При советской власти красавец-собор пострадал: разрушили шатры, узорные лестницы и колокольню. До сих пор он на реставрации.




Первое, что вы увидите на старейшей в городе Соборной площади, — внушительные купола-луковицы и белоснежные стены Успенского кафедрального собора. У него две даты рождения: 1382 год, когда по приказу Дмитрия Донского возвели трехглавый собор в честь победы на Куликовом поле, и 1672-й, когда его капитально перестроили в пятиглавый. Красоту и богатство росписи второй инкарнации собора оцените сами, если приедете в теплое время года: в холода неотапливаемый храм может быть закрыт.


Слева от Успенского собора — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (изначально мужской, ныне женский), основанный в 1799 году на месте архиерейских палат, а после закрытия в 1920-х чем только ни служивший. Здесь были управление милицией, лазарет, коммунальные квартиры, в монастырских церквях работали швеи и художники, проживали иногородние. Вот эти церкви, пожалуй, самые интересные в городе. Сразу направо от ворот — небесно-голубая, в псевдоготическом стиле Покровская. Напротив — нарядная Троицкая, с барочной лепниной и разноцветной лестницей, по которой можно попасть собственно в церковь; на нижнем этаже церкви — еще одна, в честь Ксении Петербургской (обратите внимание на необычный керамический иконостас, его сделали в монастырской мастерской). Также к монастырю относится трехъярусная колокольня в стиле ампир.


  • Пройдя площадь, двигайтесь по улице Лазарева к Пятницким воротам. Обязательно сворачивайте на прилегающие улочки, читайте памятные таблички на деревянных домах. Загляните в Музей русской фотографии (ул. Исаева, 19), там мало народу, но много интересного.



Читайте также: