Выставка рафаэля в эрмитаже как посетить

Обновлено: 18.09.2024

Посещение музея осуществляется только по сеансам: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00.

Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Продолжительность сеанса 2 часа.

Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса.

Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.

Что посмотреть в Эрмитаже

Сегодня экспозиция Эрмитажа занимает семь зданий. Главное из них – Зимний дворец. Современный Эрмитаж – это уникальный музей. Здесь можно изучать экспонаты, одновременно любуясь интерьерами дворцовых залов. Они поражают своей красотой.

Для посетителей открыты все залы, но осмотр возможен только по специально разработанным маршрутам.

  • Павильонный зал поражает сочетанием белого и золотого цветов, чем напоминает восточные интерьеры. Туристов сюда привлекают часы с павлином, подаренные Потёмкиным императрице. Их заводят по расписанию, и тогда все фигуры часов приходят в движение.
  • Георгиевский или Большой тронный зал выполнен в классическом стиле. Он был предназначен для проведения приёмов. Главный его экспонат – царский трон.
  • Гербовый зал создан для проведения торжественных мероприятий, это один из самых просторных залов.
  • Александровский зал назван в честь Александра I. В его оформлении сочетаются элементы готики и классицизма.
  • Малахитовая гостиная декорирована уральским малахитом. В её оформлении были использованы и драгоценные камни. Благодаря этому, гостиная считается самым ценным помещением в здании.
  • В Концертном зале находится серебряная рака покровителя С-Петербурга Александра Невского, целиком изготовленная из серебра.
  • Белый зал был предназначен для проведения свадьбы Александра II, его цвет и оформление соответствует этому событию.
  • Рыцарский зал. Главное украшение его – фигуры рыцарей в доспехах на конях. Этот зал очень любят дети.

Маршруты по Эрмитажу

Посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам. Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.

С 1 сентября 2021 разрешено переходить с одного маршрута на другой в процессе посещения музея, снята строгая маршрутизация.

В Главному музейном комплексе (Зимний дворец) доступны 2 маршруты, в здании Главного штаба – один маршрут.

  • Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Иорданской лестницы).

При выборе данного маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.

  • Маршрут № 2 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Церковной лестницы).

При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.

  • Маршрут №3 проходит в здании Главного штаба.

— На выставке было много сопроводительных текстов и дополнительных материалов. Как смотреть на картину вне этого контекста?

— А почему Рафаэля так любили цитировать и копировать другие художники?

Рафаэль — фактически первый художник, кто оценил преимущества массового производства

Кроме того, очевидно, что Рафаэль отлично знал вещи Микеланджело, который работал во Флоренции в то же время. Он впитывает героизированность композиций Микеланджело и загадочность Леонардо. Вобрав все накопленные за последние несколько лет художественные наработки, Рафаэль их сконцентрировал.

— Рафаэль ведь проявлял большой интерес и к тиражному искусству? Как это сказалось на росте его популярности?

Зоя Купцова: Известно, что у Рафаэля работали граверы. Если не прямо в его мастерской, то при ней. Тут есть два важных момента. Рафаэль — фактически первый художник, кто оценил преимущества массового производства. Не с точки зрения заработка или славы — этого ему хватало, — а из профессионального художественного интереса. Другой аспект — это простота и ясность композиции. Микеланджело тоже пытались гравировать и, может быть, даже раньше, но поскольку он работал со скульптурой или масштабными фресками, то тиражировали только фрагменты. С Рафаэлем было легче, тем более что его граверы работали с рисунками, а образы Мадонн могли служить объектами личного благочестия.

Сейчас слова Вазари о том, что Рафаэль не дописал картину, подвергаются большому сомнению. Даже по составу краски видно, что плащ написан позднее, ближе к концу XVI или к началу XVII века. Он мог быть дописан или исправлен, например, по просьбе заказчиков. Вероятнее всего, изначально картина была закончена Рафаэлем, а уже позднее какой-то другой художник ее корректировал. Лувр планирует опубликовать эту информацию, но результаты исследования пока не вышли в свет, да и французские зрители картину пока не видели. После реставрации она сразу отправилась в Эрмитаж.

Венсан Дельевин: На протяжении столетий Рафаэля ценили больше, но сегодня Леонардо восхищает публику сильнее. Подобного рода перемены во вкусах можно объяснить эволюцией общества. Современных людей что-то роднит с творчеством Леонардо, но ничто не вечно, и в будущем ситуация может вновь измениться.

Тут дело в насмотренности и ощущениях — где есть рука Рафаэля, а где ее нет. Каждая копия, сделанная одновременно с оригиналом, тоже претендует на статус оригинала. Коллекционеры, которые приобретают подобные вещи, будут прикладывать большие усилия, чтобы подтвердить этот статус. Мало того что они финансово в этом заинтересованы, они чаще всего искренне верят, что это так.

0 sadovnica

Картину “Прекрасная садовница” написал итальянский художник Рафаэль Санти в 1507 году. “Прекрасная садовница” или, как ее еще называют, “Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем”, относится к флорентийскому периоду в жизни Рафаэля (с 1504 по 1508 год). В это время он увлеченно изучал творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, перенимая их манеру живописи.

За несколько лет флорентийского периода Рафаэль создал около 20 различных картин с Мадоннами, сюжет которых примерно схож: Мария держит Младенца на руках или играет с ним.

На полотне “Прекрасная садовница” также изображена Мадонна, аккуратно придерживающая младенца, стоящего у её колена. Он пытается дотянуться до книги в руках матери, которая, кажется, совсем забыла о ней, с любовью заглядевшись на ребёнка.

Справа у ног Мадонны изображён, преклонивший колено и смотрящий на Спасителя, Иоанн Креститель. В руках у него жезл в виде креста. Над головами у всех 3-х фигур едва заметные нимбы. Особенно примечательна расцветка платья Марии: традиционно оно изображалось сине-красном, здесь же рукава золотистые.

Их цвет будто перекликается с природой вокруг, символизируя гармонию и единство всего в мире, созданном Богом. Цветы и травы, окружающие фигуры на картине, тоже символичны: фиалки изображают смирение Мадонны, водосбор – страдания Христа. Позади фигур располагается пейзаж: слева – озеро, справа – город.

Картина написана явно под влиянием творчества Леонардо да Винчи: та же пирамидальная композиция, схожесть в манере письма, некая пресыщенность деталями. Но у Рафаэля нет такой мрачной тайны, как на полотне да Винчи.

Яркие, свежие, сочные краски “Прекрасной садовницы” будто подсвечивают её изнутри и создают эффект безмятежности и спокойного счастья. Полотно будто излучает умиротворение и тихую семейную идиллию.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, отметил:

Двадцатилетний Рафаэль приехал во Флоренцию в 1504 году, оставив мастерскую своего наставника Пьетро Перуджино, и сразу оказался в главной кузнице искусства Ренессанса. Он увидел подготовительные рисунки и картоны со сценами битв, которые великие Леонардо да Винчи и Микеланджело разрабатывали для создания фресок Зала Совета в Палаццо Веккио – главного зала правительства Республики.

Рафаэль подмечал и впитывал все то новое, что рождалось в местных мастерских. Подтверждением этому служит и техника создания луврской работы, не характерная для урбинского периода: картина написана на доске в так называемой смешанной технике, с использованием темперы и масляной краски. Подобные приемы Санти позаимствовал у своих новых друзей и коллег. В это же время Рафаэль познакомился с творчеством монаха-живописца Фра Бартоломео. Под влиянием его работ пейзаж в картинах Урбинца приобрел бóльшую значительность.

Образ Марии восходит к образам из картин Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, но мафорий уже не покрывает головы Богоматери, а ниспадает с ее плеча, обнажая невесомую прозрачную вуаль на волосах. Позади Марии открывается панорамный пейзаж: горные вершины и долина с рекой, домиками и башней города. От бескрайних далей блуждающий взгляд зрителя переходит к тонким деревцам, а затем к травам на переднем плане картины, словно сошедшим со страниц ботанического атласа. Растения усиливают символическое звучание произведения: фиалки означают смирение Марии, водосбор (аквилегия) – страсти Христовы, клубника – райский плод. В алтарном образе, созданным для личного благочестия, для созерцания в домашней капелле, царят гармония и семейный покой.

Неясно также, каким путем картина попала во Францию и когда появилась в коллекции Франциска I в замке Фонтенбло. Традиция вести происхождение работы из собрания короля связана с гравюрой Жиля Русселе. В 1793 году она упоминается в инвентарях Лувра. Несомненно одно – этот шедевр относится к числу первых произведений Рафаэля, оказавшихся во Франции.

Когда и где пройдет выставка картин Рафаэля Санти в Санкт-Петербурге

rafa

Без сомнения, Рафаэль Санти является одним из самых известных и талантливых художников в истории человечества. Множество его картин являются просто гениальными шедеврами. За свою короткую жизнь Рафаэль сумел добиться огромной славы и стать одним из самых выдающихся художников Италии и Европы.

Выставка Рафаэля в Санкт-Петербурге

Начиная с 21 июля, в Санкт-Петербурге будет проводиться большая выставка картин художника. Мероприятие будет проходить вплоть до 19 сентября, в Главном музейном комплексе, Аполлонов Зал, начиная с 11 часов дня до 20 часов вечера. Выходной день – понедельник.

rafa1

Работы Рафаэля

rafa2

В эти годы Рафаэль Санти жил во Флоренции. Именно там он нарисовал не один десяток картин, на которых изображена Мадонна. Все они немного похожи между собой сценарием, на большинстве из них Божья Матерь изображена с новорожденным Иисусом.

Несмотря на то, что ранее выставка началась без знаменитой картины, ее место у парадного входа было свободным. Руководство музея таким образом подчеркнуло, что всегда будет выполнять свои обещания, ведь выставка должна была начинаться именно с гениального полотна. Только сейчас картина заняла свое почетное место лидера выставки, и все желающие могут увидеть ее.

Немного из жизни Рафаэля Санти

В 1504 году молодой художник, которому только исполнилось двадцать лет, приехал во Флоренцию. Он покинул мастерскую своего наставника Перуджино, ведь хотел идти по собственной дороге развития художественного искусства. Именно во Флоренции Рафаэль попал под влияние знаменитых и гениальных Леонардо да Винчи и Микеланджело. В те времена художники готовили картины и росписи для главного зала Итальянской Республики.

rafa3

Вдохновившись работами и заготовками талантливых художников, Рафаэль решил взять на вооружение их приемы и манеру написания. Кроме того, Санти в те времена познакомился со многими художниками, которые жили и творили во Флоренции. Они многому научили молодого творца.

Фра Бартоломео – это монах-художник, который оставил значительный след в работах Рафаэля. Именно из-за него молодой художник начал писать картины на религиозную тематику. Рафаэлю настолько понравилось писать Мадонну, что за свою короткую жизнь он создал более двадцати ее разных изображений.

Рафаэль подарил миру огромное количество прекрасных полотен, которые особенно ценятся в наше время. Некоторые сегодня находятся в музеях, а некоторые — в частных коллекциях. Несмотря на то, что он прожил только 37 лет, Санти сумел оставить в мировом искусстве значительный след. Ученые считают, что причиной смерти стала какая-то острая болезнь, что вызвала лихорадку.

Тело художника покоится в Римском Пантеоне. Его надгробие скульптурой Мадонны украсил ученик Лоренцо Лоренцетто.

Рафаэль – самый влиятельный художник Нового времени. С чем связана его слава? Что означало его имя в разные исторические эпохи и что оно значит теперь? Что объединяет последователей художника разных веков? Выставка в Эрмитаже — попытка ответить на эти вопросы, взглянув на искусство последних 500 лет сквозь призму влияния Рафаэля.

В масштабную экспозицию вошли более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и 12 собраний России и Западной Европы. Среди них как знаменитые шедевры, так и ранее неизвестные работы. Десятки произведений живописи и графики демонстрируются впервые, а целый ряд экспонатов выставляется после кропотливой реставрации в мастерских Эрмитажа.

Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с музеями России и Западной Европы, будет работать до 28 марта 2021 года.

Более 300 работ представят на выставке к 500-летней годовщине смерти Рафаэля Санти в Эрмитаже

Подписаться:

normal

Здесь и далее эскизы экспозиции, Архитектурное бюро Planet 9, Москва

Эскизы предоставлены пресс-службой Государственного Эрмитажа

normal

normal

Выставка в Невской анфиладе Зимнего дворца приурочена к 500- летию со дня смерти Рафаэля Санти и посвящена феномену его влияния на европейское искусство с XVI века и до наших дней. На выставке представят более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства, многие из которых ранее не выставлялись.

В выставке участвуют произведения из собрания Государственного Эрмитажа, Лувра, Британского музея и Национальной галереи в Лондоне, Альбертины, Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени Пушкина, научно-исследовательского музея Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и частных коллекций.

normal

normal

normal

normal

normal

normal

"Милый друг" / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.

"Український космос" / Олег Шупляк Шупляк Олег (MrOlik) / Oleg Shupliak .

Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.

Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.

-Метки

-Рубрики

  • APXИB (270)
  • АСТРОЛОГИЯ (419)
  • АРОМАТЫ И ПАРФЮМ (23)
  • АРТ-КАТАЛОГИ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (756)
  • АРХИТЕКТУРА (464)
  • АУДИО И РАДИО:КНИГИ И СПЕКТАКЛИ (68)
  • АФОРИЗМЫ И МУДРИНКИ (378)
  • БЛОГГЕРУ О Л.И.Р.У (1075)
  • Всё для блога (781)
  • Схемы оформления (126)
  • Рамочки (125)
  • Разделители,стрелки,смайлы (112)
  • ВРАЧЕБНЫЕ БАЙКИ (451)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (152)
  • ГРАФИКА (1677)
  • ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА (21458)
  • ДО-И-ШКОЛЬНОЕ (3763)
  • ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ, АРТ (17943)
  • ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО (5917)
  • ИЗРАИЛЬ (4778)
  • моя маленькая страна (4415)
  • израильские фотографы (1162)
  • русские израильтяне (1059)
  • израильские художники (518)
  • еврейская кухня (252)
  • израильские изобретения (103)
  • Байки из Цахала (102)
  • ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (2820)
  • ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (48)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (14725)
  • КОСИЧКИ ДЛЯ ЛАРИСКИ (34)
  • КУМИРЫ - ЖЗЛ (466)
  • КРАСОТА ПРИРОДЫ (1289)
  • КНИЖНОЕ (1230)
  • КРУЖАТСЯ ДИСКИ (666)
  • КАРИКАТУРА И ШАРЖ (537)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (163)
  • КУКЛЫ и ИГРУШКИ (276)
  • МАМИНА КНИГА (38)
  • НА СТРУНАХ НЕЖНОСТИ (12797)
  • ПАРОДИИ (64)
  • ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ (20470)
  • ПОЭЗИЯ (9384)
  • ПРОЗА (2340)
  • ПСИХОЛОГИЯ (3337)
  • ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ (2917)
  • ПЕТEРБУРГ, ЛЕНИНГРАД,ПЕТРОГРАД (1427)
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ- КОЛДУЕМ НА КУХНЕ (285)
  • РАЗНОЕ (48)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (444)
  • СКУЛЬПТУРЫ (502)
  • ТАНЕЦ (667)
  • ТЕСТЫ , ГОРОСКОПЫ, ГАДАНИЯ (517)
  • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА (377)
  • СКАЗОЧНОЕ (1574)
  • Сказки (1294)
  • Музыкальное волшебство (143)
  • Сказки от Эльфики (130)
  • ФЭНТЕЗИ, СЮР от художников и фотографов (2410)
  • ФИЛЬМОТЕКА (378)
  • ФОТО И ФОТОГРАФ (3587)
  • ХОЗЯЮШКАМ НА ЗАМЕТКУ: МАЛЕНьКИЕ ХИТРОСТИ (89)
  • ШТУЧКИ И ОДЕССКOЕ (645)
  • ЭРОТИКА,НЮ (1407)
  • ЭРМИТАЖНО-МУЗЕЙНОЕ (265)
  • ЮМОР (2234)
  • ЯПОНИЯ (527)
  • Я ИВРИТ УЧУ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ (247)
  • Я ЛЮБЛЮ КВН (16)
  • ЯЗЫКОМ КРАСОК ( художники) (17428)
  • aмериканские художники (2757)
  • aнглийские художники (1161)
  • aвстралийские художники (253)
  • aвстрийские художники (211)
  • aргентинские художники (60)
  • aзербайджанские (21)
  • албанские художники (23)
  • aрмянские художники (96)
  • белорусские художники (521)
  • болгарские художники (214)
  • бельгийские художники (215)
  • бразильские художники (96)
  • венгерские художники (143)
  • вьетнамские художники (60)
  • венесуэльскиe художники (12)
  • грузинские художники (127)
  • голландские художники (119)
  • греческие художники (86)
  • датские художники (89)
  • испанские художники (401)
  • иранские , иракские , пакистанские художники (79)
  • индийские художники (72)
  • ирландские художники (40)
  • индонезийские художники (16)
  • итальянские художники (524)
  • канадские художники (469)
  • китайские художники (396)
  • корейские художники (197)
  • кубинские художники (27)
  • кенийские художники (8)
  • латвийские художники (66)
  • литовские художники (171)
  • мексиканские художники (74)
  • малайзийские художники (36)
  • молдавские художники (119)
  • монгольскиe, мозамбикские художники (9)
  • немецкие художники (382)
  • норвежские художники (67)
  • новозеландские художники (15)
  • нидерландские художники (87)
  • oсетинские художники (10)
  • польские художники (593)
  • перуанские художники (53)
  • португальские художники (26)
  • pоссийские художники (4842)
  • pусские художники (402)
  • pумынские художники (105)
  • cингапурские художники (31)
  • сирийские художники (8)
  • турецкие художники (93)
  • тайваньские/ тайландские / тайские художники (93)
  • украинские художники (1156)
  • узбекские художники (49)
  • французские художники (1123)
  • финские художники (99)
  • филиппинские художники (35)
  • художники Казахстана, Киргизии, Татарстана (84)
  • чешские / словенские художники (114)
  • чилийские художники (45)
  • шведские художники (112)
  • швейцарcкиe художники (62)
  • югославские, македонские ,cербские, хорватские (81)
  • эстонские художники (58)
  • южноафриканские художники (56)
  • японские художники (392)

-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 0
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (82706 место)
За все время набрано баллов: 4 (52845 место)

-Приложения

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Музыкальный плеер
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

-Ссылки

-Музыка

-Музыкальный плеер

-Фотоальбом

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

Экспозиции Нового Эрмитажа :Лоджии Рафаэля









Лоджии Ватиканского дворца были созданы по заказу папы римского Льва X в 1517-1519 гг.


Замысел Рафаэля воплотили его ученики и помощники.





К ноябрю 1778 года было получено разрешение римского папы, и художники приступили к копированию фресок. Возглавил эту группу Христофор Унтерпергер, австрийский живописец, лучший ученик Менгса, вместе с которым он расписывал Ватиканскую библиотеку.


По рекомендации Рейфенштейна в 1779 году в Санкт-Петербург был приглашен Джакомо Кваренги.



Перед отъездом он сделал обмеры галереи Ватиканского дворца. Рейфенштейн писал Гримму, что у архитектора «есть образец своего искусства – проект дворца, пропорции которого позволяют поместить в нем Лоджии Рафаэля.



Когда копии фресок, исполненные темперой на холсте, прибыли в Санкт-Петербург, оказалось, что их величина не соответствуют размерам построенной галереи. Это вызвало публичный скандал, окрашенный яркими красками итальянского темперамента участников. Пришлось уменьшить ширину простенков и столбов и увеличить оконные проемы. Все работы были завершены к 1792 году.



Лоджии не стали точным повторением римского оригинала: зеркала заменили оконные проемы, гризайльная живопись - рельефы. В центральном своде помещен двуглавый орел с шифром Екатерины II.


Классический рисунок оконных проемов, наборный паркет, изразцовые печи, хрустальные фонари придали интерьеру оригинальный вид. В центре Лоджий находилась дверь в зал, соединенный с Северным и Южным кабинетами, предназначавшимися для хранения коллекций.


Еще до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников под руководством Х. Унтербергера в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее папского дворца.



Копии исполнялись на холстах, которые в закатанном виде доставлялись в Петербург. Здесь перед установкой полотен живопись приводил в порядок художник Я. Меттерлейтер.


Когда сооружался Новый Эрмитаж, корпус с Лоджиями также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ.


Корпус Лоджий Рафаэля был разобран в ходе возведения здания Нового Эрмитажа в середине XIX века. Совершенно изменился фасад здания, решенный Кваренги в виде строгой классической двухъярусной колоннады.




Лоджии Рафаэля - цельный ансамбль, в котором отлично соединены архитектура, живопись и скульптура. Галерея состоит из тринадцати одинаковых архитектурных объемов, каждый из которых перекрыт отдельным сводом. Упругие арки сводов и мощные опорные столбы создают мерный, четкий ритм.


При эвакуации в 1941 году, в связи с опасением за сохранность живописи, было принято решение холсты не снимать. Специальные щиты плотно закрывали окна лоджий. Меры предосторожности вполне себя оправдали - за время Великой Отечественной войны помещение не получило никаких повреждений.


Характерное для эпохи Возрождения обращение к искусству древних, а также стремление обнаружить связь между античностью и христианством, воплощено и в декоре галереи.


Своды украшены картинами на библейские сюжеты, - по четыре в каждой части. Этот цикл из пятидесяти двух композиций, сорок восемь из которых посвящены Ветхому Завету, а четыре - Новому Завету, - получил название "Библия Рафаэля".


Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона).


Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл.


На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли. Небольшие рельефы, располагающиеся между живописными композициями ватиканской галереи, воспроизведены в эрмитажных Лоджиях также в технике гризайли.


Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной реальностью. Орнамент такого типа получил название "гротеск". Возникшее от слова "грот" (пещера), оно связано с росписями интерьеров "Золотого дома" - дворца императора Нерона, руины которого, со временем оказавшиеся под землей, были открыты в конце XV века.



Гротески, рожденные свободной и яркой фантазией Рафаэля, не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля" (в ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи - рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев X).


За 250 лет чего только не случалось в одном из главных музеев страны. Сюда привозили уникальные мумии, которые хранятся в Эрмитаже до сих пор. Ради картин жгли целые корабли. Однажды пламя чуть ни уничтожило хранившиеся в стенах Зимнего дворца экспонаты. Самое время вспомнить все эти истории подробнее, а заодно еще раз поздравить музей с юбилеем и пожелать ему долгой и интересной жизни.

ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ: БИБЛИЯ НА ПОТОЛКЕ

Пожалуй, самый необычный зал Большого Эрмитажа. Своим возникновением лоджии Рафаэля обязаны. императорской депрессии. Осенью 1778 года Екатерина Вторая была не в духе. Императрица сильно простудилась и была очень плоха. Настроение портил и пейзаж за окном.

фото: сайт Эрмитажа

Ради развлечения государыня взяла в руки альбом с раскрашенными гравюрами. Это были изображения галереи дворца Папы в Ватикане: на стенах - ковер из орнамента, на сводах - сцены из Ветхого и Нового Завета. Все фрески по рисункам самого Рафаэля выполнили его ученики и помощники.

- Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, - велела императрица. - И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они.

Папа Римский дал добро, и художники под управлением австрийского живописца Христофора Унтерпергера приступили к копированию. Закипела работа и в Петербурге: для возведения корпуса лоджий в столицу вызвали архитектора Джакомо Кваренги. Перед отъездом из Италии он специально обмерил оригинал.

Строительство началось в 1783 году. Вся Европа шушукалась: русская царица хочет посмотреть на лоджии, но ехать к ним - дело не царское, так что сами лоджии должны приехать к ней.

Все работы завершили в 1792-м. Однако точного соответствия ватиканским лоджиям не вышло: вместо оконных проемов повесили зеркала, рельефы имитировали искусной живописью. А в центральном своде поместили двуглавого орла с шифром Екатерины.

РАДИ КАРТИНЫ И КОРАБЛЯ НЕ ЖАЛКО

Научить рисовать опытного мастера, пожалуйста! Было и такое в истории Эрмитажа. В 1771 году графа Орлова отправили проверить, как идут дела у немецкого художника Якоба Филиппа Гаккерта. Живописец выполнял заказ Екатерины II - рисовал картины, посвященные Чесменскому сражению.


Гаккерт поправил картину. Да и вообще так приноровился рисовать корабли и взрывы, что посвятил Чесменскому сражению целую серию полотен. К слову, помимо Эрмитажа, их можно увидеть в Петергофском дворце.

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ЕГИПЕТСКОГО ЗАЛА

На мумии, что лежит в стеклянном саркофаге, совсем нет бинтов. Есть надпись, что фотографировать ее нельзя. Но связано это вовсе не с проклятием: телу противопоказаны вспышки камер.

Фото: сайт web-kapiche.ru

О догробной жизни музейного экспоната известно немного. Звали его Па-ди-иста или Пе-те-се - увы, в древнеегипетском не было гласных и оба имени пишутся одинаково. Родился три тысячи лет назад, служил жрецом. В Эрмитаже его мумию выставляют с середины ХХ века.

В девяностых в Петербурге даже объявился ученик жреца Па-ди-иста, утверждающий, что мумия с ним разговаривала. Якобы она рассказала про Атлантиду, черные энергетические дыры, которыми египтяне минировали пирамиды, о том, что тела нельзя кремировать, а все мумии из музеев стоит вернуть обратно в Египет, иначе мир на земле никогда не наступит.

Сами хранители музея наиболее мистическим экспонатом Египетского зала считают скульптуру богини войны и воздаяния Сехмет. В Россию ее привез русский генерал, участник Отечественной войны Авраам Норов. Легенда гласит, что перед катастрофами ноги статуи богини покрываются оранжевым налетом. Последний раз это произошло в 1991 году.

ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ 1812 ГОДА


Она возникла как своеобразный памятник подвигу русского народа в войне против Наполеона. Торжественное открытие состоялось 25 декабря 1826 года. Первые зрители так и ахнули, увидев ее великолепие. По обе стороны висели нескончаемые портреты генералов и полководцев сплошь в золотых рамах. Художник Джордж Доу и его ассистенты трудились над созданием шедевров не один год. В общей сложности они написали 332 картины. Интерьер зала украшали 12 лепных лавровых венков с названиями мест, где шли самые серьезные сражения.

Знаменитый зал пополнялся и в советские времена. Туда поместили портреты четырех бойцов роты дворцовых гренадеров. Это солдаты, которые прошли всю войну и дошли от русской границы до Парижа.

Военная галерея и по сей день остается одним из самых популярных залов Эрмитажа. Посмотреть на нее едут туристы со всего мира.

30 ЧАСОВ ПОЖАРА

Подозрительный запах гари появился в стенах Зимнего дворца уже днем 17 декабря 1837. Первым его заметили в Фельдмаршальском зале у выхода в Министерский коридор. Рисковать не стали и позвали пожарных. Водой залили все щели, из которых шел дым, но огонь все-таки вырвался через рухнувшую стену в зале. Языки пламени взметнулись по деревянным балкам.

К утру пылало здание целиком. Полностью потушить его удалось спустя 30 часов. Из дворца вынесли все, что успели. Например, из Военной галереи спасли все портреты героев Отечественной войны 1812 года. Однако уникальная отделка залов погибла.

- Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, - вспоминал писатель Александр Башуцкий, - освещая широкие переходы: он, то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы.

Сразу после пожара началась реставрация, которой руководил архитектор Василий Стасов. Он почти без изменений воссоздал барочное убранство Парадной лестницы, Большой и Малой церквей. Был сохранен облик Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов. В точности воссоздали убранство Военной галереи. Однако реставрация далась большой ценой – на нее ушло почти два года.

ЧЕРНЫЕ ГОДЫ ЗНАМЕНИТОГО МУЗЕЯ

В истории Эрмитажа есть и совсем мрачная страница. Речь идет о продаже картин на Запад. Она продолжалась примерно шесть лет: с 1928 по 1934 год.


- В 1929 году случился мировой экономический кризис, - разъясняет доктор исторических наук Юрий Жуков. - Спрос на традиционные предметы советского экспорта - пушнину, лес, нефть - резко упал. И власти активизировали торговлю музейными ценностями.

Картины направляли главным образом в Германию, с которой у Советского Союза тогда были тесные торговые связи. С торгов лоты разбредались по европейским музеям, включая знаменитый Лувр.

Хотя отдельные сделки были успешными, в целом торговля шла плохо. С 1929 по 1933 год на Запад отправили 2880 полотен из собрания Эрмитажа. 1600 из них вернули в СССР - покупатели так и не нашлись.

По словам специалистов, в тридцатые годы продажа спичек приносила в казну страны гораздо больше валюты, чем торговля антиквариатом.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДАНАИ

en.wikipedia.org

Группа реставраторов боролась за шедевр, как за живого человека. Поврежденный холст вынули из рамы и перенесли в лабораторию, где, по рекомендации ведущих ленинградских химиков, промыли в вертикальном положении. К вечеру реакция прекратилась, кислота была нейтрализована. От рук безумца пострадала вся центральная часть композиции - тело женщины. Она представляла собой смешение бурых рельефных пятен с массой набрызгов, вертикальных натеков.

Фрагменты Рембрандта в единый образ собирала троица реставраторов высшей квалификации, однако процесс занял двенадцать лет. С тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. В экспозицию она вернулась под бронированным стеклом.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: