Достопримечательности древнего египта сфинкс

Обновлено: 04.10.2024

Когда речь заходит о Древнем Египте, в представлении возникают пирамиды и сфинкс. Эти образы овеяны тайнами и легендами; многие из которых не раскрыты до сих пор. С давних времен образ сфинкса воплощал загадочность, мудрость, непостижимость. О том, как менялся его облик на протяжении тысячелетий, повествуют изображения этого фантастического существа.

Большой сфинкс фараона хефрена в Гизе. Известняк. Древнее царство. XXVII век до н.э

В Египте, уже в эпоху Древнего царства (XXVII — XXIII века до н. э.) сложились устойчивые формы изображения Сфинкса, сочетавшего тело льва с головой человека. Слова сфинкс у египтян не было для его обозначения существовало несколько названий. В эпоху Древнего царства вошло в употребление слово май. Тогда же был создан и гигантский сфинкс фараона Хефрена, вошедший в ансамбль его заупокойных памятников наряду с пирамидой и поминальным храмом в местечке Гизе, где также рапсположены пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

Знаменитый гизехский сфинкс высечен из естественной скалы длиной в 57 и высотой в 20 метров.

Некоторые египтологи считают, что при сооружении пирамиды Хеопса использовалась наклонная плоскость, воздвигнутая строителями для подъема камня, которая затем была превращена в пандус, ведущий из нижнего храма в верхний. Возможно, что эта грандиозная глыба известняка являлась остатком древней каменоломни, откуда добывался камень для строительства пирамид; ее очертания напоминали силуэт лежащего льва. Голове сфинкса придан портретный облик фараона Хефрена. Гизехский сфинкс, которого иногда называют Большим, считался воплощением солнечного бога Хора (Гора), известного также под именем Хармахис, что означало Хор на горизонте. Этот бог олицетворял собой восход. Лицо сфинкса обращено на восток к лучам солнца. Он символизировал бессмертие фараона и мудрость.

Танисский сфинкс фараона Аменемхета III. Серый гранит. Среднее царство. XIX-XVIII вв. до н.э. Каир. Египетский музей.

В одном из древних текстов содержался рассказ о том, как однажды фараон Тутмос IV, будучи еще молодым наследным принцем, уснул после полдневной охоты в тени между простертых лап Гизехского сфинкса и во сне услышал глас: Взирай на меня, сын мой Тутмос, я твой отец Хармахис Атум Хепри. Ты должен владеть Белой и Красной короной и троном Геба. Эти вещие слова сфинкса были высказаны не только им самим, но и от имени бога-творца Атума, и отождествлявшегося с ним бога Хепри, который изображался в виде скарабея образа утреннего солнца. Обладание Белой и Красной короной символизировало власть над Верхним и Нижним Египтом. Трон Геба трон древнего бога Земли. Согласно гелиопольскому мифу Атум назначил Геба наследником престола. Образ сфинкса полон образных параллелей и тесно связан с мифологией Древнего Египта.

У фараонов Нового царства бог Хармахис был особенно почитаем.

В его честь возводились храмы, посвящались молельни, так же, как и в подвластной Египту стране Куш в Нубии. Образ сфинкса вошел в число изображений, закрепленных каноном. Сочетание разнородных элементов выглядит настолько убедительным, что он кажется рожденным с головою человека и телом льва. Это достигалось за счет пропорционального равновесия всех его частей. Иначе было бы невозможно высечь из 57-метровой скалы такого исполина, как Гизехский сфинкс. Прежде чем приступить к работе, древнеегипетские мастера делали замеры, отмечая местоположение основных деталей уровень плеч, головы, глаз, носа, рта. Тем самым, пропорции обеспечивали техническое и художественное совершенство исполнения. Этот образ получил широкое распространение. От эпохи Среднего царства (XXI — XVIII века до н. э.) дошел знаменитый Танисский сфинкс с портретной головой фараона Аменемхета III. Позднее создавали аллеи из статуй этих существ, которые вели от пристани на Ниле к заупокойным храмам фараонов на западном берегу. Таков сфинкс царицы Хатшепсут, сохранивший местами первоначальную пеструю окраску. Таковы, наконец, сфинксы, составлявшие дорогу процессий к несохранившемуся заупокойному храму Аменхотепа III, два из которых ныне стоят на набережной Невы.

Сфинкс царицы Хатшепсут. Фрагмент. Гранит.

Изваяния Среднего и Нового царства становятся значительно меньше по размерам.

Обнаруженный в Мемфисе, древней столице Египта, сфинкс фараона Тутмоса III находится на месте, где некогда был храм бога Пта. Все они созданы по единообразному типу, но лицо каждого портретно, что объясняется религиозными представлениями египтян о потусторонней жизни. Этот образ как бы стоит на грани двух миров земного и загробного. Отсюда сочетание индивидуальных и обобщенных черт. Однако каждая эпоха, помимо философского осмысления сфинкса, вырабатывала свой художественный почерк и приемы исполнения. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. В образах утрачивается незыблемый покой, свойственный владыкам Древнего царства. Это наглядно видно при сравнении Гизехского и Танисского сфинксов. В облике последнего индивидуальные человеческие черты преобладают над обожествленной сущностью. Помимо изображений с портретными головами, существовали и бараноголовые сфинксы, связанные с образом бога солнца Амона. Аллеи таких существ соединяли храмы Амона в Карнаке и Луксоре. Они посвящались живому богу и, следовательно, были установлены на восточном берегу Нила, где находились храмы и дворцы фараонов.

В эпоху классической античности, когда греки, а затем римляне близко соприкоснулись с культурой Египта, своеобразие внешнего облика египетских богов было им малопонятно.

Казалось странным, что божества древнеегипетского пантеона часто представлены в виде животных. То, что для египтян было мифом как формой мировоззрения, для греков стало фантастическим преданием. Египетские сфинксы изображались как с мужскими, так и с женскими лицами; греческие изображения были исключительно женскими. Заимствовав с Ближнего Востока этот образ, греки связали его со своей мифологией, которая по сравнению с древнеегипетской была значительно конкретней. Сфинкс древнегреческое Сфинга являлся фантастическим чудовищем, порожденным Тифоном и Ехидной. Прародитель Тифон имел человеческое тело с множеством голов, нижняя половина туловища переходила в змееобразные кольца. Ехидна мать сфинкса полудева, полузмея, прекрасная ликом, но страшная в своей животной сущности. Во внешнем облике греческого сфинкса сочетаются разнородные элементы обычно он изображался с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы.

Наксоосский сфинкс. Мрамор. 570 — 560 гг. до н.э. Музей в Дельфах.

Образ этого чудовища фигурирует в ряде греческих литературных произведений.

Наиболее известное среди них Царь Эдип Софокла, где сфинкс олицетворение возмездия, ниспосланного богиней Герой на греческие Фивы. Расположившись на горе близ города, это существо загадывало прохожим загадку: Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? С теми, кто не мог дать правильного ответа, женщина — сфинкс жестоко расправлялась. Только Эдип догадался, что речь идет о трех возрастах человека, и получил право стать царем Фив. Сфинкс же в отчаянии бросился в пропасть и разбился насмерть.

В Беотии он воплощался в обличье свирепого чудовища Фикс, о котором говорилось, что оно обладало способностью заглатывать добычу целиком. Согласно беотийской версии мифа, царь Эдип с оружием в руках победил чудовище. Греческие сфинксы, несущие в себе злое начало, оказываются побежденными мудростью человека и в результате гибнут. В Египте же сфинкс воплощал вечную, совершенную жизнь, и потому даже фараоны стремились к его покровительству. Этот образ оставался воплощением мудрой и могучей сверхъестественной силы.

Пока египетские и греческие сфинксы несли печать мировоззрения своей эпохи, их образы гармонично сочетали божественную и человеческую природу. Со временем они утратили былое величие. В Средние века не питали интереса к языческим богам, и принимали лишь те изображения, которые можно было перевоплощать в христианские: Исида с младенцем Хором становятся прообразом Богоматери и Христа, сокол Хор на коне, борющийся с крокодилом, ассоциировался с Георгием Победоносцем победителем дракона, шакалоголовый Анубис со св. Христофором.

Фанагорейский сфинкс. Полихромный керамический сосуд. Конец V века до н.э. Государственный Эрмитаж.

К образу сфинкса европейцы вновь обратились лишь в XIII веке.

Но для них он остался лишь фантастическим существом, память о котором сохранилась в легендах. Делались попытки отразить сфинкса в его изначальном облике, но это принимало довольно неожиданные формы. Своеобразное решение получил сфинкс, исполненный в Риме в 1286 году, изображающий конкретного человека фра Паскуале. Внешне он согласно традиции сочетает тело льва с головой человека. Однако, трактовка утрачивает мифологический ореол. Старческое лицо с полуоткрытым ртом приобретает мимическую выразительность, напоминая маску со страдальческой улыбкой. Детальная проработка поверхности львиного тела с обозначением ребер придает существу немощный, болезненный вид. Не случайно его голова развернута в три четверти относительно профиля фигуры. Лицо же египетского сфинкса всегда обращено в вечность.

Эдип и сфинкс. Д.Энгр. Масло. 1808 г. Париж, Лувр.

Древнеегипетские сфинксы сохраняли величие и тогда, когда судьба забрасывала их под чужое небо, подобно тем, которые стоят на набережной Невы. Фантастические существа, сохранившиеся спустя века и тысячелетия, продолжают оставаться предметом исторического и культурного интереса, и каждое время вносит в их осмысление свое понимание.

Большой Сфинкс

Большой Сфинкс, расположенный на западном берегу Нила в Гизе является древнейшей из сохранившихся на планете скульптур монументального размаха.

Изготовленному из монолитного известкового массива скалы в виде колоссального сфинкса — лежащему на песке льву, лицевая часть которого имеет по преданию портретную схожесть с изображениями фараона Хефрена (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), о чем свидетельствует близость его погребальной пирамиды.

В длину скульптура — 73 метра, в высоту — 20 метров; пространство между передними лапами когда-то использовалось для небольшого святилища. Величественная статуя с человеческой головой и львиным телом ориентирована в восточном направлении вдоль тридцатой параллели.

В течение десятков столетий Сфинкс подвергался неоднократному заносу песчаными массами, но фараоны в своем большинстве считали своей священной обязанностью перед предками не допускать предание его забвению песочных бурь. Сохранившаяся до наших дней памятная таблица фараона Тутмоса IV свидетельствующая об этом, и сейчас красуется у передних лап Сфинкса.

Нередко египетская мифология представляет льва как хранителя культовых и священных мест. Львами охранялись врата загробного мира, они же исполняли роль хранителей горизонтов запада и востока.

Согласно преданиям древних египтян отправной точкой пути солнца страною мертвых являлась пасть западного льва, а конечным пунктом был восточный лев, через пасть которого обновленное и омоложенное светило вновь попадало в мир людей. Очертания львиных фигур символизировали восточные и западные горные массивы страны, которые нередко трактовали как связь между прошлым и будущим.

Таким образом, устанавливалась взаимосвязь между львиным образом и богом Солнца, потому Сфинкс создан с человеческой головой, имеющей сходные с лицом фараона чертами лица, божьего сына, который, умерев, сам перевоплощался в бога Солнца. Величественных размеров скульптура Сфинкса в Гизе охраняла спокойствие мира мертвых, во времена Древнего царства он считался земной интерпретацией бога Солнца и Гелиополя — Атума. В период нового царства Сфинкс отождествлялся с воплощением бога Солнца — Ра.

Большой Сфинкс

Загадка сооружения Сфинкса не оставляет в покое людей ничуть не меньше загадочность сооружения пирамид. Нынешние специалисты по египетской истории утверждают, что появление Сфинкса имеет смысл датировать эпохой IV династии. При этом в текстах Древнего царства отсутствуют какие-либо упоминания о нем.

Одной из причин этих утверждений является слог, который высечен на поверхности гранитной стелы, расположенной между передними лапами скульптуры, и трактующийся доказательством того, что Сфинкс воздвигнул Хафра.

При открытии стелы генуэзским искателем приключений Джанбаттистой Кавилья в 1817 году, в строке 13, которая в нынешнее время абсолютно стёрта, было уже достаточно повреждений. Факт существования этой строки известен нам лишь потому, что сразу после окончания раскопок филолог из Англии Томас Янг, ведущий специалист расшифровки древнеегипетских иероглифов, оказался в состоянии изготовить факсимиле надписи.

Большой Сфинкс

Дело в том, что все надписи Древнего Египта, от самого начала и до окончания цивилизации фараонов, царские имена всегда размещались в овальных рамках — картушах. В связи с этим крайне сложно понять, каким образом на поверхности гранитной стелы имя столь исторически значимой фигуры, как Хафра — впрочем, как и любого другого властителя — могло появится без положенного картуша.

Со стороны может показаться, что засыпать такую монументальную статую как Сфинкс трудно, однако рекогносцировка на местности позволяет оценить реальные перспективы песчаных заносов в первую очередь потому, что его расположение у подножия холма с пирамидами может способствовать этому процессу.

Тут есть смысл отметить, что плато Гизе является каменистой пустошью, а не привычной в нашем понимании пустыней с барханами песка, что гораздо больше напоминает карьер известняка, для заноса которого необходимо не одно десятилетие.

По сведениям почерпнутым из текста той же стелы, Сфинкс неоднократно бывал не только засыпан, но и реставрирован. «Однажды, являясь одним из претендентов на трон, Тутмос охотился в непосредственной близости пирамид.

Утомившись, он заснул полуденным сном в тени скалы-монолита, и в сновидениях ему явился бог Хармахис, в обличии Сфинкса, и потребовал раскопать его тело, придавленное песками. А в качестве бонуса им была обещана двойная корона Египта — то есть, верховное владение Верхним и Нижним Египтом.

По всей видимости, будущий фараон испытывал какие-то сомнения в коронации, и он вполне мог поклясться исполнением воли бога, чтобы быть уверенным на все сто. После того как Тутмос IV стал фараоном, он сдержал данную Хармахису клятву. При его живейшем участии Сфинкса откопали.

Были обнаружены отколовшиеся части головы. Эти фрагменты располагались на земле, засыпанные слоем песка. Скорее всего, голову статуи Сфинкса в целях упрощения работ по восстановлению облика монумента пришлось распиливать на несколько крупных блоков и водружать их на место по частям.

Используя эхолокаторы, японский ученый Сакуджи Иошимура в 1988 году выяснил, что обработанный камень статуи Сфинкса намного древнее блоков пирамид. Следует подчеркнуть, что древнее сам материал монумента. Сопутствующий результат исследования был ещё более ошеломляющим: электронная аппаратура обнаружила под основанием левой лапы каменной скульптуры наличие узкого тоннеля, ведущего по направлению к пирамиде Хефрена.

Большой Сфинкс

Тоннель берет свое начало на глубине двух метров и имеет наклонность к углублению. Отследить дальнейшее его направление пока не представляется возможным, но профессор Иошимура настойчиво работает над созданием устройства нового поколения, разрабатываемого специально в целях изучения этого подземного лабиринта.

Дальнейшие исследования пространства между лапами и боковой стороны статуи свидетельствуют о том, что в этом пространстве существует полость прямоугольной формы размером 9 х 12 метров при глубине залегания менее пяти метров, что позволяет предположить о рукотворности её создания.

Принимая во внимание изложенное последовательность развития событий можно подытожить следующим сценарием. В районе 12,5 тыс. лет назад неизвестные зодчие соорудили комплекс пирамид, зашифровав в его планировке соединение трех планет Солнечной системы, а в ориентации Сфинкса – дату, когда оно состоялось. Неумолимый бег времени разрушил пирамиды, но Сфинкс, высеченный из монолитной глыбы известняка и, вероятно, засыпанный песком, устоял.

Вероятно, и Сфинкс был подвержен реставрации: возможно, что изначально монумент изображал обычного льва, а голову человека схожего на голову фараона Хефрена была приделана при его же правлении.

Источник

Большой Сфинкс в Египте: фото, где находится на карте, статуя, видео, википедия, что это такое

Египет давно уже стал излюбленным местом отдыха для тысяч туристов со всего мира. Одних привлекает теплый климат и ласковые волны Красного моря, других — восточная атмосфера традиционных рынков и лавок, а третьи приезжают сюда за таинственными достопримечательностями и артефактами Древнего Египта. Можно сказать, что если турист приехал в Египет и не увидел величественных пирамид Гизы и Сфинкса, то он не видел ничего. Древние тайны, которые хранят храмы и пирамиды Египта, привлекают до сих пор не только профессиональных археологов, но и тех, кто готов открыть для себя новые знания и массу впечатлений.

Большой Сфинкс в Египте

Песчаное плато Гизы является одним из самых популярных мест в Египте. Здесь находятся знаменитые пирамиды, которых в целом начисляется больше тысячи, а самые большие из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Кроме того, нельзя не заметить стражника некрополя — Большого Сфинкса. Именно Сфинкс до сих пор несет за собой темные загадки прошлого. Как известно, Большой Сфинкс представляет собой огромную статую, длина которой составляет целых 72 метра, а её высота достигает 20 метров. Сама статуя, выглядит как существо с головой человека (предположительно это было лицо фараона Хефрена) и телом льва. Статуя значительно изменилась под воздействием времени, помимо огромных искажений в чертах лица, исчез гипс, который покрывал облицовку Сфинкса и был ярко разукрашен в синий, красный и желтый цвета. Ученые установили, что изначально Большой Сфинкс был окрашен вообще в фиолетовый (синий) цвет полностью, а также нес на себе службу места для казни и повешения.

Где находятся в Египте Пирамиды и Сфинкс

Пирамиды и Сфинкс на карте Египта:

Находится Большой Сфинкс и пирамиды в западном районе Каира — Гизе. По дороге Pyramids Road любой турист, миновав десятки кафе и ночных клубов, сможет добраться до известных достопримечательностей. Добираться до этого района можно как на рейсовом автобусе, так и на метро или же на такси. Помимо загадочного Сфинкса, чей взор вечно уставлен на Восток, в комплексе стоит еще одно чудо света — пирамида Хеопса. Основание пирамиды — квадрат, сторона которого равна 227,5 м.; а её высота — 134,6 м. Внутри самая большая пирамида в мире, как ни странно, но абсолютно пуста. Когда её обнаружили, не нашли ни мумий, ни саркофагов, стены пирамиды не имели ни надписей, ни барельефов. Предположительно, пирамиду Хеопса разграбили еще раньше, до обнаружения археологами. Рядом с пирамидой Хеопса стоят еще две известные пирамиды: вторая по величине — Хефрена, третья — Микерина.

Помимо этого, для туристов устроили специальное светозвуковое шоу, которое подсвечивает по очереди, каждую из достопримечательностей Гизы и во время чего идет рассказ о Древнем Египте. Посетители смогут услышать рассказ на разных языках, в том числе и на русском. Ведь Гиза — это место, где каждый турист сможет встретиться с Вечностью, навсегда застывшей в таинственном взгляде Сфинкса, который освещается первыми лучами солнца.

Мистическое происхождение Сфинкса в Египте

Происхождение статуи остается таким же загадочным, как и его название, и предназначение. Основная версия, которой придерживаются многие египтологи, это то, что Сфинкс был возведен фараоном Хефреном (он же Хафру). Этим же и объясняется лицо статуи, якобы имеющие черты того самого фараона. Позже была выдвинута еще одна версия, что Сфинкс изображает фараона Хеопса, отца Хефрена. Также, по этой версии колосс был сооружен именно Хеопсом. Но, эти две версии, как оказалось, были лишь одним из глубочайших заблуждений ученых.

А все произошло вот почему: Марк Ленер, работающий в Чикагском университете, при помощи компьютерных технологий воссоздал облик Сфинкса с лицом фараона Хефрена, по уже имеющемся изображениям фараона на стенах храмов. На самом деле, после нападения мамелюков, обстрела Сфинкса артиллеристами Наполеона и банальных песчаных бурь, лицо статуи было обезображено до неузнаваемости. В 90-хх годах прошлого века, голову статую пришлось реконструировать, поскольку была угроза её отвала от туловища. А вот версия с тем, что статуи построил фараон Четвертой Династии Хефрен, оказалась ошибочной. К тому же, после еще одних длительных исследований, оказалось, что негроидные черты лица Сфинкса, никак не могут принадлежать ни фараону Хефрену, ни его родственникам.

Далее, еще одну реставрацию в древности провел уже фараон Рамзес II. Но при учете того, что статуя была создана в 2650 г. до н.э, все-таки во время правления царя Хефрена, то каким образом она была захоронена под песком вплоть до 1450 г. до н.э, когда её впервые откопал Тутмос VI? Сложность этому вопросу добавляет еще один факт, что с 1450 г до н.э Сфинкса ни разу не засыпало песком так сильно, а это приблизительно 3,5 тысячелетия. Таинственный страж в Гизе задает человечеству все больше и больше загадок, наверное, поэтому Сфинкс стал одной из самых популярных достопримечательностей Египта.

Статуя Египетского Сфинкса – скульптура в высшей степени загадочная. Тайна этого существа, имеющего женскую голову, лапы и тело льва, крылья орла и хвост быка, так и осталась неразгаданной. Большой Сфинкс находится в Гизе, на берегу реки Нил, по соседству с пирамидами огромного размера. Это грандиозное сооружение, которое породило немало легенд и мистических историй о фараонах Египта.

Большой Сфинкс наблюдает за восходящим Солнцем и течением Нила. Выполненная из скальной породы статуя поражает своими размерами: длина ее превышает 57 метров, а высота составляет около 20 метров.

Египетский Сфинкс - фото объекта

В настоящее время египетский Сфинкс имеет серопесчаный цвет, а в прошлом он был довольно ярко окрашен. В некоторых местах на теле статуи сохранились следы желтой и синей краски, а на лице – красной.

Что символизирует собой Сфинкс (Египет)

По мнению большей части египтологов, скульптура человекольва является посвящением возрождающемуся на Востоке дневному светилу и текущему Нилу. У древневосточных цивилизаций лев был символом Солнца, а фараон – воплощением Бога, и зачастую последний изображался в зверином обличии, беспощадно расправляющийся со всеми недругами. Существует мнение, что это мифическое создание охраняет вечный покой фараонов.

голова Сфинкса

Как уже было сказано выше, египетский фараон часто изображался в виде беспощадного льва. Отсюда и возникло мнение, что Большой Сфинкс находится на страже покоя усопших фараонов. Доподлинно неизвестно, кто является автором этого уникального изваяния, но большинство исследователей предполагают – это творение фараона Хефрена. У сторонников данной теории имеется свое доказательство. Оказывается, что расположенная поблизости пирамида Хефрена выстроена из камней точно такого же размера, что и скульптура человекольва. К тому же в этих местах было обнаружено и изображение самого властителя.

Однако в среде ученых-египтологов также есть версия, что Большой Сфинкс сооружен фараоном Джедефра, который посвятил статую своему отцу Хуфу. Так это или нет, доподлинно неизвестно.

Внешний вид скульптуры

Как известно, Большой Сфинкс не имеет носа. А ведь данная часть лица шириною около полутора метров наверняка существовала – остались красноречивые следы. Так куда же она подевалась? Есть мнение, что нос пропал во время сражения Наполеона с турецкими войсками. Однако датский путешественник Норден эту теорию опровергает. Он побывал Египте в 1737-38 гг., и уже в то время носа у статуи не было. Имеется и другая версия, которая гласит о том, что еще в 14 веке по завету Мухаммеда, запрещающему изображать человеческое лицо, скульптуру изувечил неизвестный фанатик.

Сфинкс - вид сзади

Помимо носа, у человекольва также о тсутствует накладная борода. По этому поводу ученые спорят и в наши дни. Одни предполагают, что бороду изготовили позже, чем скульптуру, другие доказывают, что для закрепления бороды местное население еще не имело соответствующей технической возможности.

Малоизвестные факты о Сфинксе (Египет)

Именно то обстоятельство, что скульптура была частично разрушена, а затем отреставрирована, позволило исследователям обнаружить любопытные факты. К примеру, археологи доказали – Большой Сфинкс возник еще до возведения пирамид. Помимо этого, левая лапа статуи прикрывает вход в туннель, ведущий к пирамиде Хефрена. Кстати, первыми о туннеле заговорили советские ученые.

Продолжительное время скульптуру покрывал толстый слой песка. В древние времена монумент пытались откопать египетские фараоны, но все попытки оказались тщетны. В начале 19 века человекольва откопали из песка по грудь. А еще спустя сто с лишним лет освободили полностью.

Это интересно! Строители Большого Сфинкса покидали свое рабочее место в невероятной спешке. Об этом широкой публике поведали археологи, обнаружившие под толстым песчаным слоем неиспользованные строительные блоки и многочисленные инструменты. Видимо, что-то (или кто-то) заставило рабочих в беспорядке побросать инвентарь и поспешно удалиться с объекта.

По мнению многих ученых-египтологов, строители уникальной статуи были обычными рабами. Но их рацион говорит нам об обратном. Оказывается, что все рабочие регулярно употребляли в пищу козлятину, баранину и говядину. К этому выводу исследователи пришли, обнаружив рядом с подножием статуи сохранившиеся остатки мяса.

Сколько лет Большому Сфинксу

Точный возраст этой уникальной статуи до сих пор еще не определен, также как и доподлинно неизвестен и ее создатель. Скорее всего, человеколев появился во времена Хефрена 2500 лет до нашей эры.


Фараон Хафра стал автором целого ряда храмов, некрополей и пирамиды имени себя. Близкое расположение перечисленных сооружений со знаменитой статуей Сфинкса позволило археологам предположить, что Хефрен сотворил грандиозный памятник с собственным лицом.


Многие исследователи предполагают, что человеколев гораздо древнее пирамиды. Голова изваяния сильно пострадала от воздействия воды, и не исключено, что это произошло во время большого наводнения, случившегося 6 000 лет до нашей эры, то есть гораздо раньше появления пирамиды.

Читайте также: