Древний рим как место объединения различных культур

Обновлено: 19.09.2024

Древнейшим населением Аппенинского полуострова были ли- гуры.

В I тысячелетии до н.э. основную массу населения составляли племена, говорящие на индоевропейских языках, оттеснившие прежнее население, - этруски, пришедшие из Малой Азии, греки и другие. К I веку до н.э. в результате завоевания Италии Римом сложилась единая италийская народность.

Особое влияние на культуру Рима оказали этруски, создавшие первые государства на Аппенинах. Их культура имеет много аналогий с культурами Средиземноморья, Малой Азии и Греции.

Быт римлян царского и раннереспубликанского времени отличался неприхотливостью.

Дома и святилища были невзрачными. От обычая изготавливать посмертные маски стала развиваться портретная скульптура, отличавшаяся большим сходством с оригиналом.

В целом, ранняя римская культура, восприняв плодотворное влияние других народов, сохранила свое своеобразие и развила местные италийско-латинские основы.

К III веку до н.э. Рим стал гегемоном на Аппенинском полуострове. Причины римских успехов: удачное географическое положение в центре Аппенин; быстрое социально-экономическое развитие на базе передового античного рабства; военно-техническое превосходство, возникшее на основе передовой экономики и культуры; отсутствие единства у противников Рима. Однако завоевание Италии Римом не означало создания единого централизованного государства. Рим оставался полисом. Вместе с тем, образование римско-италийского союза экономически и культурно сблизило разные районы Италии.

В начальный период республики Рим был полисом с господством полистной идеологии: с обостренным чувством гражданства и гражданской общности, ценностью свободы, достоинством и коллективизмом граждан. Постепенно, по мере римских завоеваний, римская община: город-государство сменилось громадной державой. Разложение античного полиса привело к кризису и идеологию его граждан. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные нравы и обычаи подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

Римская религия, развивавшаяся под сильным греческим влиянием, включала в себя и иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Религия несла печать формализма и практичности. Большое внимание обращалось на внешнюю сторону религии, выполнение обрядов, а не духовное слияние с божеством. Поэтому чувства верующих мало затрагивались и возникала неудовлетворенность. Отсюда рост влияния восточных культов, часто отличавшихся мистическим и оргиастическим характером.

Большую роль в жизни римлян играли праздники, сопровождавшиеся шествиями, спортивными состязаниями, театральными представлениями, гладиаторскими боями.

Причем значение публичных представлений все время росло: они были важным средством отвлечения широких масс от общественной активности.

Возрастание могущества Рима привело к подъему архитектуры, которая выражала идею силы, мощи и величия, отсюда монументальность и масштабность сооружений, пышная отделка зданий, декоративность, больший, чем у греков, интерес к утилитарным сторонам архитектуры: было построено множество мостов, акведуков, театров, амфитеатров, терм, административных зданий. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры, причем римляне придерживались строй симметрии. Римские зодчие стали впервые широко использовать бетон. В I веке до н.э. Рим превратился в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами и многочисленными зданиями общественного назначения.

Быстро развивалась наука, причем с практическим креном: можно выделить агрономов Катона и Варрона, архитектора-теоретика Витрувия, юриста Сцеволу, филолога Фигула. I

Римляне воспринимали, усваивали и перерабатывали культурное наследие древневосточного и эллинистического мира. Они одновременно способствовали приобщению к греко-римской культуре разных слоев населения западных провинций империи, распространяя в их среде латинский и греческий языки, знакомя их с хозяйственными и техническими достижениями, мифологией, произведениями искусства, литературы, архитектуры, с научными знаниями и философскими теориями, с системой римского права.

С III века н.э. Рим вступил в полосу кризиса, имеющего в основе кризис рабовладельческой системы. Усиливалась политическая нестабильность. Углубился кризис традиционной культуры, усилилось потребительство, нарастало моральное разложение, отмечалось стремление к наслаждениям, гедонизм.

Отражением кризиса традиционной римской культуры было появление и широкое распространение христианства, ставшего государственной религией.

В 395 году империя была разделена на Западную и Восточную. В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров, а на востоке образовалась Византия, трансформировавшаяся в феодальное государство, самое культурное в период Средневековья в Европе.

Значение античной цивилизации.

Античная традиция ни на Западе Европы, ни на Востоке Европы никогда не прерывалась, хотя были периоды раннего Средневековья, когда многое было забыто.

Определенные ценности античной культуры впитало христианство. Латынь стала языком церкви и науки в Средневековье. Многие достижения античности сохранялись и развивались арабо-исламской цивилизацией (философия, математика, астрономия, медицина). Система римского права была приспособлена к средневековой Европе. В период Возрождения античные образцы стали предметом изучения. Античные искусство, литература, архитектура, театр связаны с современностью тысячами нитей.

Особое влияние в политике имели идеи античной демократии. Жила и идея Рима, как политического и духовного центра, объединяющего народы.

Для древности характерно и осознание значимости обмена материальными и духовными ценностями, соединявшими культуры Востока и Запада.

Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.

Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)



Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами



Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Триумфальная арка императора Тита



В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м , Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров . Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон - вид внутри

Пантеон снаружи

Колизей снаружи

Колизей внутри


Акведук

Конная статуя Марку Аврелею в Риме



Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения , памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина


Портрет юноши


Рельефная скульптура


Статуя императора Августа из Прима-Порта.

Колонна Траяна в Риме



До наших дней сохранилась колонна , построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Фрагмент колонны Траяна



В конце 4-го и в 5-м столетии происходит "великое переселение народов" - на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Вы здесь: Главная ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕГО МИРА § 4. Физическая культура Древнего Рима

§ 4. Физическая культура Древнего Рима

Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апен­нинском полуострове возрастала военная мощь Рима - сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь антич­ный мир.

История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).

Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннин­ском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественны­ми храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома - будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.

Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по стро­гому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты роспи­сями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, ме­тание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колес­ниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.

В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борь­ба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акро­бата, выполняющего сальто через деревянный барьер.

Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.

Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.

По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состя­зательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.

Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высо­ких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Пред­ставители низших слоев сидят на полу под трибуной.



При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состя­заниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служив­шая местом проведения игр, гонок на колесницах.

В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для про­ведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Рим­ских, или Великих, игр.

Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.

В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гор­дого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.

Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граж­дан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.

Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.

Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно пре­одолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только ново­бранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные ле­гионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на де­ревянном коне.

В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получи­ла такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были привер­женцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, за­нимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нор­мой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были постро­ены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.

Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игро­вых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.

Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалы­ми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.

Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древ­нем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. - V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ рим­ская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связан­ных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, воору­женные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с заб­ралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально постро­енных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в ко­тором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в ред­ких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи нас­читывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских импе­раторов принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биогра­фа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.

Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсцени­ровкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошен­никами.

Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскош­ные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные со­стязания и травля диких зверей.

Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увели­чивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Мало­численная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными сред­ствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установле­нию основанной на военной диктатуре императорской формы правления, про­существовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточ­ная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.

Физическая культура императорского периода. После падения республи­ки произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка ос­новывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с ору­жием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Стар­шего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.

Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физиче­ская культура свободных граждан стала предметом заботы императорской вла­сти. В этих целях строились громадные бани-термы - неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать об­щественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монумен­тальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с боль­шим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для фи­зических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения - судатории - являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.

В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физиче­ских упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.

Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.

Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. про­ходили олимпийские соревнования гимнастов.

Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для сво­бодных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенарод­ных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.

Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.

Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздни­ков. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры - сорев­нования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях - в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания пев­цов и музыкантов.

В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом грече­ских атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала фор­мой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II - до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вме­щавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были рас­ширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воз­двигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.

С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Уча­стившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разруши­ли территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Запад­ную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен за­ключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Рим­ская империя перестала существовать.

Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.

Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цир­ках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.

В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои пре­кратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пе­режили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой ис­тории.

Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный ха­рактер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной под­готовки. В период республики она служила фактором стабилизации политиче­ской жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвле­кались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих про­явлениях на всей территории Римской империи.

* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.

Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Памятники культуры Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи. Памятники культуры Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие цивилизации.

Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества, носит название Археология. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее, что определяет актуальность исследования вопросов археологии культуры Древнего Рима.

Этапы и источники развития культуры Древнего Рима.

В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского. Первая стадия - возникновение, становление явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение в качестве господствующего, доминирующего. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э., момента основания "Вечного города", утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии.

Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э., когда классическое рабство приобрело доминирующее значение в городах, и вплоть до II в. н. э., когда рабство распространилось на периферию республики.

Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э., времени завоевания Рима варварами.

Но иногда можно встретить и иную периодизацию, где за основание отсчёта периодов берётся эволюция политического строя древнего Рима. В таком случае выделяют:

1. культуру эпохи царей (VIII в. до н. э.-VI в. до н. э.);

2. культуру эпохи республики (V в. до н. э.-I в. до н. э.);

3. культуру периода империи (I в. н. э.-V в. н. э.).

1) Царский период. С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате синойкизма (объединения) нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. (традиция датирует это событие 754–753 до н.э.) на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен) – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов (gentes). Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia). Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат (совет глав семей) и царь. Участники комиций собирались по куриям (куриатные комиции). Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената.




Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился в исчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики, заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и его традиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились при Тарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать Тарквиния и установить республиканский строй.

2) Период республики

В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквиния(534/533-510/509 до н.э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти.

Образовалась Республика, просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам сроком на один год, один из которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов. Защиту прав плебсов осуществляли народные трибуны.

В этот период в Риме в колоссальных размерах развивалось денежное хозяйство: существовало множество банков, выполнявших всевозможные посреднические функции в различных денежных расчетах; развивалась внешняя торговля; постепенно все население охватило стремление к приобретению богатства, долгом чести и совести считалось аккуратно вести свои денежные дела и увеличивать, а не проживать полученное наследство.

Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25-100 га), где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым, интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая. Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелким крестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучше организован, использовались разнообразные орудия и применялись передовые агрономические методы.Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде. Владельцами новой государственной земли стали в основном римские нобили, к пользованию казенной землей был допущен и второй имущественный разряд – всадники, люди чисто городских и торговых профессий, теснившиеся на торгах для получения аренды.В аренду сдавались солеварни, леса, дегтярные предприятия. Вместе с тем шел процесс скупки мелких владений и превращения их в большие фермы с целостной экономической организацией. Появляются агрономические трактаты, римляне переводят карфагенских авторов, пользуясь их сельскохозяйственными уроками.

3) Период империи

В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

В 43 г. до н.э. Марк Антоний (83-30 до н.э.), Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.), Лепид (около 89-13 до н.э.) заключили между собой союз, окончательно победили республиканцев и разделили в 42 г. до н.э. между собой Римскую державу. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октавиан в 31 г. начали новую гражданскую войну, окончившуюся победой Октавиана, получившего от сената титул Августа и провозглашенного с 27 до н.э. императором. Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и даже верховным жрецом.

Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца. Он оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.

После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских императоров (сальтусы>, которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор.

При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений – колонат.Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Читайте также: