Эрмитаж куда лучше сходить в первый раз

Обновлено: 18.09.2024

Недаром Санкт-Петербург называют культурной столицей Российской федерации. Ведь в городе столько музеев, галерей. Одной из достопримечательностей является Эрмитаж. Он известен на весь мир. Между прочим, располагается на территории ещё одного выдающегося места – дворцового комплекса, который именуется Зимний дворец. За последний год в Эрмитаже побывало свыше 5 миллионов человек.

История Эрмитажа

Интересный факт!Эрмитаж основан в 1764 году за времён правления Екатерины Второй. Изначально коллекция музея основывалась на шедеврах искусства, которые приобрела императрица. Со временем количество экспонатов стремительно увеличивалось и их решили разместить в отдельном флигеле. Так появился музей-галерея. Изначально галерея основывалась на полотнах голландских художников, которые датируются началом 17 столетия.

Публичным музеем, открытым для посещения, Эрмитаж стал при императоре Николае I. В наше время коллекция настолько большая, что она размещается в 5 зданиях. Все они расположены вдоль реки Невы. Вообще история данного музея весьма сложная, ведь он существует уже довольно давно. Во время Великой Отечественной войны экспонаты вывозили в эвакуацию за Урал. И хотя сам музей для посетителей не работал, но работники продолжали проводить научные работы и лекции. После окончания Второй мировой войны все шедевры искусства вернулись в родной Эрмитаж. Все они были в целости и сохранности, лишь некоторым потребовалась реставрация.


Интересный факт! Экспонатами Эрмитажа являются предметы истории и культуры, начиная с Каменного века и заканчивая современным искусством. Между прочим, насчитывается около трёх миллионов произведений искусства.

Что посмотреть в Эрмитаже

Интересные и познавательные факты об Эрмитаже:

Эрмитаж экскурсия по музею

Самая популярная среди туристов обзорная экскурсия по Эрмитажу. Она позволяет осмотреть основные шедевры музея. Кроме того, можно выбрать групповую либо индивидуальную экскурсию. Также зачастую проводятся тематические музейные экскурсии. Разного плана экскурсии можно заказать на официальном сайте музейного комплекса или в экскурсионном бюро Эрмитаж. Туристы имеют возможность скачать официальное приложение галереи, чтобы проще было передвигаться по залам и самостоятельно решать, что смотреть в Эрмитаже. Также можно заказать экскурсию у гида.

Не стоит на месте и технический прогресс. Теперь можно посмотреть в интернете виртуальную экскурсию по Эрмитажу, прямо сидя на своём диване. Стоит отметить, что обзор каждого выставочного зала доступен лишь с одной точки, но это не минус. Ведь картинка высокого качества. Необходимо лишь выбрать определенный зал, который хочется посмотреть.

При помощи виртуальной экскурсии можно посмотреть:

  • Главный музейный комплекс;
  • Зимний дворец;
  • Дворец Меньшикова;
  • Главный штаб;
  • Эрмитажный театр;
  • Музей фарфорового завода.

Если человек ни разу не был в данной галерее, то ему стоит начать с обзорной экскурсии. Благодаря ей, он сможет узнать основные моменты истории появления Эрмитажа, его самые известные шедевры искусства. Эрмитаж для детей предлагает интересный вариант ознакомления с секретами музея. Для этого можно пройти квест в игровой форме. Дети без сопровождения экскурсовода будут искать ответы на вопросы по залам государственного музея.


Основные ошибки туриста

Главная ошибка многих посетителей Эрмитажа – это желание осмотреть всю выставку за один день. Экспонатов очень много и каждый из них достоин внимания. Поэтому быстрая пробежка по выставочным залам не имеет никакого смысла.

Ещё одна особенность посещения Эрмитажа – это простаивание в долгих очередях. Поэтому рекомендуется приезжать к самому открытию, либо даже за полчаса до него. Это касается весны и лета, когда посетителей в галерее очень много. Лучше всего Эрмитаж Санкт-Петербург экскурсии посещать зимой либо поздней осенью. В это время людей здесь совсем мало и можно в комфортных условиях насладиться произведениями искусства.

Важно! Полезный совет для тех, кто ещё ни разу не был в Эрмитаже, но планирует его посетить. Заранее следует посмотреть план расположения всех интересующих полотен, скульптур, выставок, периодов, чтобы сократить время поисков. Все экспонаты осмотреть за один день не получится.

Расписание работы, стоимость билета

Эрмитаж не работает по понедельникам.

В другие дни его график работы такой:

  • среда и пятница с 10-30 утра до 21 вечера;
  • понедельник, вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10-30 утра до 18 вечера.

Кассы, где можно приобрести входной билет и заказать экскурсию работают следующим образом:

  • понедельник, вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10-30 до 17;
  • в среду и пятницу с 10-30 утра до 20 вечера.

Обратите внимание! Билетные кассы закрываются за час до закрытия музейного комплекса.

Стоимость входного билета для разных категорий граждан:

  • 7 декабря и первый четверг любого месяца – вход бесплатный для всех;
  • для граждан Российской федерации и Республики Беларусь стоимость входного билета составляет 400 рублей;
  • студенты, школьники и пенсионеры – бесплатно;
  • для туристов из других государств билет стоит 700 рублей.*

Любительская фото- и видеосъёмка разрешены бесплатно. Однако запрещается использовать штатив для съёмок и вспышку.

Заказать входной билет в Эрмитаж можно и в интернете. А именно на официальном сайте музейного комплекса. При прохождении контроля обязательно надо при себе иметь студенческий, ученический билет либо пенсионное удостоверение. При отсутствии документа придётся оплатить полную стоимость входного билета. Любой желающий может заказать индивидуальную музейную экскурсию с гидом.


Адрес, как добраться

Важно! У музея отсутствует личная парковка для автомобилей. Можно припарковать машину недалеко от Дворцовой площади на близлежащих улицах и парковках.

Магазины сувениров, кафе, камеры хранения

Приятным бонусом для посетителей можно назвать магазины сувениров, в которых можно приобрести книги, журналы об искусстве, открытки, календари с репродукциями. Проголодавшийся посетитель музея может перекусить или выпить кофе в кафе-буфете. Однако цены здесь явно завышены. В целом можно сказать, что Эрмитаж не совсем удобен для туристов. Особенно для тех, кто приехал на личном автомобиле, ведь парковаться придется далеко. А в буфете выбор напитков и продуктов питания не велик.


Однозначно можно рекомендовать государственный музейный комплекс Эрмитаж всем туристам. Здесь можно познавательно провести время всей семьей или в одиночестве. Не будет скучно и детям, для которых здесь проводят квесты. Посещение музея лучше разделить на несколько дней, чтобы как можно подробнее изучить культурное богатство Эрмитажа. Перед экскурсией лучше составить список экспонатов, которые хочется посмотреть и изучить по схеме, где именно они расположены.

*Цены указаны на 2018 год.

В ы не представляете как приятно гулять по музею без толпы посетителей.
Эрмитаж - второй по размерам музей мира. Об истории Зимнего дворца и про все здания Эрмитажа подробно писал здесь Интересное про Зимний дворец, Эрмитаж и не только

Эрмитаж находится в комплексе из пяти зданий и это музей №1 в России по многим показателям и второй музей в мире.

Легенды часто приписывают великие дела игре случая. Есть легенда, что и величайший музей мира, Эрмитаж, своим возникновением обязан простой случайности. но об этом позже.

Именно по приказу Екатерины появился "Малый Эрмитаж" и начал наполняться шедеврами мирового искусства.

В 1764 году в Петербург прибыла первая партия картин, приобретенная у берлинского купца Гоцковского В. С. Долгоруким, которая положила начало уникальной коллекции. есть и другая легенда (что немецкий лавочник отдал часть своих картин за долги), но эта мне нравится больше.

Оригинальный намек на карманников.

Планы трех этажей. Рекомендую взять карту.

1 этаж Эрмитажа план

2 этаж Эрмитажа план

3 этаж Эрмитажа план

"Парадная" или "Посольская" или "Иорданская лестница" с плафоном на котором изображены боги Олимпа.

Иорданской лестницу называли потому что в Крещение Господне по ней спускалась царская семья и другие участники Крестного хода. Он начинался от Большой церкви и выходил к иордани — специальной проруби в замёрзшей Неве.

В знаменитой конозалепуке (фейке) Сергея Эйзенштейна о штурме Зимнего, революционные массы поднимались именно здесь (для красоты картинки) хотя реально, они поднимались по Октябрьской лестнице, а не по парадной Иорданной.

Свет уже частично выключили, так что сорри. Примерно с таким освещением лестница во времена императоров. В наше время посетители по этой лестнице покидают Эрмитаж, а не наоборот.

Главная лестница на втором этаже расходится по двум анфиладным направлениям – по северному - вдоль Невы, и по восточному - вглубь дворца. В любом случае, вы сможете обойти все помещения второго этажа по периметру, благодаря их сквозному анфиладному устройству.

Если идти по северной анфиладе, то через Николаевский аванзал с малахитовой ротондой, можно пройти в зал Николаевский, который считается самым большим помещением Зимнего.

план эрмитажа


Назван он так был после размещения здесь портрета почившего Николая Первого. Этот зал был для проведения приемов и балов, на которых могло собираться до 3000 приглашенных. В эпоху свечей он был таким.

Эрмитаж

Начала собирать коллекцию для Эрмитажа Екатерина Великая, которая скупала целые коллекции в Европе. Но это была императорская коллекция, посетить её можно было только по Высочайшему разрешению.

Император Николай I реализовал идею превращения Эрмитажа в публичный музей.

Временная выставка китайских чайников и прибамбахов для чаепития.

Современная коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

Именно в этом зале заседало Временное правительство, свергнутое в октябре 1917 года. Сегодня здесь можно ознакомиться с прекрасными изделиями из малахита, выполненными русскими умельцами.

Концертный зал который изначально задумывался для концертов, зал несколько раз видоизменялся . Он украшен античными скульптурами, изображающими различные виды искусства, среди них присутствуют всевозможные богини и музы . Сегодня в зале представлена экспозиция русских серебряных изделий, а также уникальная рака Александра Невского, выполненная из серебра и перенесенная сюда из Александро-Невской лавры.

Северо-западное крыло в восстановительный после пожара период оформлялся для семьи Николая Второго, а в начале 19 века здесь находились покои Александра Первого. В 1917 году именно это крыло занимало Временное правительство , здесь же и арестованное.

В этом крыле для осмотра доступны Арабский и Малахитовый залы, Белая столовая, а также Готическая библиотека Николая Второго.

Белая столовая. Её переделали в сочетании стилей классицизма и рококо в конце 19 века к бракосочетанию Николая Второго.

Ныне Эрмитаж - второй по величине художественный музей в мире.

. и Алексей Михайлович по прозвищу "Тишайший". )))

Современная коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия и это один из самых посещаемых художественных музеев мира. Ныне Эрмитаж включает в себя шесть связанных между собой зданий. В них открыты для посещения 365 залов.

Эрмитаж

Знаменитый павлин. Часы идут, но сейчас павлин оживает и поет всего лишь раз в неделю. В 19 часов каждую среду )))

Эрмитаж

Эти часы были привезены по заказу Потемкина. Мастером является Д. Кокс из Англии. Чтобы доставить часы в сохранности, их пришлось разобрать. Но вот последующая сборка оказалась довольно трудной из-за утери или поломки деталей. И только к концу 18 века часы снова заработали, благодаря стараниям умелого русского мастера Кулибина.

Этот экспонат поражает своей красотой и роскошью: клетка с совой вращается, а павлин даже распускает хвост.

Эрмитаж

Один из шедевров Эрмитажа - Феодосийские серьги. Техника, которая была применена для их изготовления, – зернь. Это небольшие золотые или серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное украшение. На этих серьгах изображена композиция, показывающая состязания в Афинах. Хотя многие ювелиры пытались повторить этот шедевр, им это не удалось, так как способ создания феодосийских серег до сих пор неизвестен.

Это знаменитая лестница носящая гордое название "Советская". Но к штурму Зимнего в 1917 году она отношения не имеет)))
в соседнем зале на первом этаже проходили заседания Государственного совета под председательством императора.

Малахитовая ваза работы мастеров Екатеринбургской гранильной фабрики.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта - один их главных шедевров Эрмитажа который не успели продать после революции.

Здесь еще и квесты проводят.

Возвращение блудного сына.

Снятие с креста.

Рембрандт. Саския в образе Флоры.

Многострадальная Даная Рембрандта.

О каждой картине можно писать много и это достойно отдельного поста.

Давайте просто пройдемся.

Эрмитаж

Эрмитаж

Эрмитаж

Радость кентавренка. папа львенка принес на растоптание. )))

Это тоже "Главная лестница", но "Нового Эрмитажа".

Здание Нового Эрмитажа было построено в 1850 году, а лестница стала главным входом в здание и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название - "Теребеневская лестница". Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

Рубенс. Снятие с креста

Картина находится в Новом Эрмитаже в 247 зале. И возможно это первая картина Эрмитажа, положившая начало коллекционированию картин Екатериной.

Снятие с креста

Один из больших парадных залов в восточной части Нового Эрмитажа.

Знаменитый зал с рыцарями, любимый всеми мальчишками с детства.

Здесь хранятся изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.

Государственный Эрмитаж – самая посещаемая достопримечательность Санкт-Петербурга. В любое время года возле него выстраивается очередь желающих увидеть шедевры мирового искусства, а залы музея пустеют лишь перед закрытием.

Возможно, отправляясь в Петербург с детьми, вы сомневаетесь, по силам ли им будет посещение такого огромного музея. Пусть первым аргументом в пользу визита в Эрмитаж станет то, что вход для детей в этот музей бесплатный.

А взрослым достаточно купить билеты через интернет, чтобы не стоять в очереди. Немного дополнительной информации – и вот уже визит в Эрмитаж станет для ребенка синонимом чуда.

История создания Эрмитажа

В 1762 году в Петербурге завершилось строительство Зимнего дворца – архитектор Бартоломео Растрелли в полной мере исполнил волю императрицы Елизаветы Петровны, пожелавшей иметь парадную резиденцию, затмевающую своей красотой лучшие дворцы Европы.

Однако вскоре в Зимнем дворце обосновалась другая императрица, Екатерина Великая. Образованная и проницательная, она не только умело управляла государством, но и коллекционировала произведения искусства.

Для хранения приобретенных ею живописных полотен был построен Малый Эрмитаж, а затем и Большой Эрмитаж.

Позднее, в эпоху императора Николая I, музейный комплекс дополнился зданием Нового Эрмитажа, где в 1852 году был открыт художественный музей – публике стала доступна уникальная коллекция памятников культуры и искусства.

Коллекция Государственного Эрмитажа в Петербурге увеличивалась и претерпевала урон, музей обогащался новыми экспонатами и вынужден был расставаться с ценными произведениями искусства.

Как бы то ни было, он уже много лет остается одним из крупнейших художественных музеев мира, представляющим культуру и искусство народов Земли от каменного века до конца ХХ столетия.

Картинная галерея Эрмитажа

Отвечая на вопрос, сколько экспонатов в Эрмитаже, экскурсоводы любят прибегать к математическим выкладкам. По их словам, если затрачивать на осмотр каждого экспоната не больше 1 минуты, то экскурсия будет продолжаться 8 лет.

Значит, чтобы посмотреть хотя бы все 16 903 живописных полотна, которые хранятся в галерее, придется целый месяц ходить сюда на экскурсии.

А как быть с десятком тысяч скульптур, сотнями тысяч археологических памятников, множеством произведений декоративно-прикладного искусства, богатой коллекцией оружия?

Вывод лишь один: раз уж невозможно осмотреть все сразу, можно выбрать самые знаменитые экспонаты Эрмитажа или просто положиться на собственный вкус.


Нужно заметить, что живописные полотна располагаются в разных зданиях музея. Главный музейный комплекс Эрмитажа, состоящий из шести зданий, стал местом хранения работ величайших художников разных времен.

Так, Эрмитаж владеет наибольшей за пределами Нидерландов коллекцией картин Рембрандта.

Среди мастеров итальянской живописи в галерее представлены Рафаэль, Тициан, Караваджо, Тьеполо, Гварди. Испания представлена полотнами Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Гойи. В числе известных фламандских художников – Рубенс и Ван Дейк.

В залах французской живописи вы также встретите много знакомых имен: от Пуссена и Ватто до Делакруа, Сислея, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса, Пикассо.

Особенная живописная экспозиция Эрмитажа – Военная галерея в Зимнем дворце. Она состоит из 322 портретов русских генералов – участников Отечественной войны 1812 года.

Как не заблудиться в многочисленных залах и найти нужные картины? Можно прибегнуть к помощи экскурсовода или воспользоваться аудиогидом, но лучше заранее разработать собственный маршрут – в этом поможет сайт музея.

Специальная опция позволяет просматривать картины Эрмитажа с названиями и описанием и прокладывать путь от одного шедевра к другому.

Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь

Сколь бы ни были ценны коллекции самого крупного музея России, туристы с детьми обычно озабочены тем, что интересного можно показать маленьким экскурсантам. К счастью, в Эрмитаже предостаточно экспонатов, которые увлекают и изумляют детей.

Первое чудо музея, которое обычно показывают детворе, – часы-павлин. Будет большим везением, если вы окажетесь рядом с ними в те часы работы Эрмитажа, когда часы заводят.

Тогда золотая птица оживает, приходят в движение остальные фигуры сложной композиции, раздается мелодичный звон множества колокольчиков.

Но павлин – не единственная движущаяся диковинка в музее: здесь много других фигур, снабженных хитроумными механизмами. Правда, сейчас фигуры не движутся, поскольку перешли из разряда дорогих игрушек в разряд музейных ценностей.


Многие стараются посетить Рыцарский зал в Эрмитаже. И ненапрасно – парадный выезд рыцарей так хорош, что ими любуются даже противники любых войн.

Кстати, рыцари однажды покидали зал, и это мероприятие было обставлено с подобающей торжественностью, был даже приглашен военный оркестр.

Также детей могут заинтересовать скульптуры и картины в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Например, можно задуматься, сколько в музее детских портретов. Изображения детей найдутся и среди фарфоровых статуэток, и в вышивке, и на предметах декоративно-прикладного искусства.

Что еще в музее может поразить ребенка? Может быть, Колыванская яшмовая ваза, которая весит 19 тонн. Может, крошечные фигурки-нэцке в зале, посвященном культуре Японии.

Может, вазы в китайском стиле, которые использовались в императорском доме вместо упаковки для новогодних подарков. А может, ребенок обратит внимание на восковую фигуру Петра I, сделанную архитектором Растрелли и передающую настоящий облик российского императора.

Так легче выяснить интересы и предпочтения ребенка: вдруг окажется, что ему интересна Пазырыкская культура или искусство Индии.

Нужно сказать, что Эрмитаж для детей – это не только экспонаты. Еще до входа в музей можно рассматривать атлантов на портике Нового Эрмитажа, а внутри зданий вниманием детей завладевают детали роскошных интерьеров.

Экскурсии Эрмитажа для детей

В музее проводят интерактивные экскурсии для детей и целых семей. Игровые задания помогают усваивать информацию об искусстве – особенно это актуально для дошколят.

Правда, такие программы рассчитаны скорее на жителей Петербурга, поскольку состоят из цикла экскурсий или проводятся только для организованных групп.

В Эрмитаже предлагают несколько маршрутов для детей разного возраста. Младшим школьникам наверняка будет интересно узнать о дворцовом зверинце и обойти все лестницы Эрмитажа, а дети постарше попытаются разгадать загадки времени или разыскать бывших обитателей Зимнего дворца. Квесты в Эрмитаже проводят только в низкий сезон, с октября по апрель.

Филиалы Эрмитажа

Помимо Главного музейного комплекса, экспозиции Эрмитажа располагаются в:

Сувениры

И психологи, и искусствоведы рекомендуют поход с ребенком в художественный музей завершать покупкой тематического сувенира.

В магазине Эрмитажа большой выбор полезных для школьников вещей с репродукциями известных картин, также там можно купить книги об Эрмитаже и альбомы-путеводители, аксессуары и ювелирные украшения. Здесь легко выбрать качественный и небанальный подарок родным или друзьям.

1. 3 августа подъем достаточно поздний, в 7.15, т.к. встреча с гостями назначена на 10.00.

2. Из утренних процедур покажу лишь кофе: гид-переводчик - это вечный энерджайзер.

3. Нетипичное для итальянцев имя:

4. Суббота. 9 утра, кипит работа, в ближайшее время должны наконец-то открыть дорогу через железнодорожные пути у Старой Деревни:

5. Время: 9.08 - я в метро "Черная речка". Да, там, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Как в анектоде: "Странно, попал Дантес, а памятник Пушкину поставили". Голова нашего всего выглядывает из-за строительного заборчика (кругом стройки!)

6. Контрльное время: 9.29 - я на "Чернышевской".

7. Иду с опережением графика, можно пройтись пешком по Фурштадтской. Город еще спит. По субботам ранним утром на улицах только гиды и туристы.

8. . и новобрачные. Дворец бракосочетания № 2 (в советское время известный как "Дворец на Петра Лаврова"). Было дело, и Блоха там блошилась, в смысле, замуж выходила (в браке пребывает и по сей день).

9. Рядом, не отходя от кассы, не затягивая процесс, - Дворец торжественной регистрации младенцев "Малютка". Блоха обошлась без помпезности и своих блошат регистрировала по-старинке, в ЗАГСе, точнее, муж пошел и взял документ, без всякой торжественности. А вот когда Блоха была блошонком, то ее сюда затащили в связанном виде (фотография в семейном архиве есть) и зарегистрировали гражданином Советского Союза. Еще и медаль дали "Рожденной в Ленинграде".

10. Атланты олицетворяют мощь отцовского начала важную роль отца в воспитании подрастающего поколения.

11. Еще 25 минут бодрого шага и я на месте:

12. Строгий охранник спрашивает пропуск и, узнав что я - не гость отеля и у меня пропуска нет, отказывается меня туда пустить. А как же, бдительность - превыше всего. Отель - режимный, в непосредственной близости к Администрации города. Мало ли какие у меня намерения. Даже прыткой Блохе кордоны не пройти.

13. Но туристы мои - люди пунктуальные, они уже сидят в холле. Машу им рукой, они выходят.

14. Сегодня я работаю с семьей из 4 человек - муж, жена и двое детей: Беатриче и Джорджо.

- Мы хотим Эрмитаж на целый день.
- Легко! Эрмитаж по субботам как раз до 21.00. Идем? Всего-то пять километров.
- Неужели так далеко? Ведь мы заказали гостиницу в центре!
- Вы, конечно, в центре - вот, например, в непосредственной близости Смольный собор. Но сам-то город занимает площадь 600 квадратных километров.
- Мы поедем на метро?
- Запросто! 25 минутпешком - и мы у метро.
- А почему так далеко? Неужели радом нет никакой станции?
- Видите ли, рядом находится Администрация Санкт-Петербурга, неужели вы думаете, что слуги народа на работу на метро ездят? К тому же, метро рядом с ними чрезвычайно опасно: вдруг террористы подкоп сделают.

15. В общем, мы вызвали такси. Пока оно добирается до нас, обозреем окрестности. Смольный собор, творение великого Растрелли. Кстати, площадь перед ним - одна из немногих в Санкт-Петербурге, носящая имя итальянского архитектора.

16. Рядом - площадь Пролетарской Диктатуры (да-да, осталось это название!) и здание Смольного института Джакомо Кваренги, где и располагается администрация Санкт-Петербурга.

17. На танках к нему не подъехать - заграждения.

18. В случае опасности из земли вырастут барьеры, как на железнодорожных переездах:

19. - А это кто? - вопрошает одиннадцатилетний Джорджо. Даю краткий курс истории ВКП(б). Для закрепления материала фотографируемся (чтоб Джорджо, когда вырастет, не забыл):

20. Тут нам позвонили, что такси поданы, и мы поехали в Эрмитаж. Буря, скоро грянет буря (искусствоведческо-развлекательно-познав ательная).

21. Очередь очень даже маленькая. Но мы к ней не имеем ни малейшего отношения - ммы вошли, минуя всякие кордоны и очереди, т.к. билеты у нас были заказаны предварительно.

21. Итак, у меня здесь целый день. Начнем, пожалуй! Как водится, от истоков. Итак, Михаил Федорович родил Алексея Михайловича, Алексей Михайлович родил Петра Алексеевича (мы в галерее с портретами русских царей и императоров). Коротенечко, с шуточками-прибауточками минут на 30. О, вот уже и 11.10 (Эрмитаж открывается в 10.30). Мы как раз дошли до Малахитовой гостиной:

22. Продемся по экспозиции "Русский интерьер XIX - начала ХХ веков". Туристы очень это любят.

23. "Шоб я так жил!". Мой любимый интерьер - Библиотека Николая II. Любимый с точки зрения назначения. Я тоже ужасно хочу такие же просторы для личной библиотеки. А то книги выживают меня из нашей небольшой квартиры. Кстати, с дочерью архитектора Блоха имела счастье общаться. Великая была женщина (не по архитектурной части, по искусствоведческой).

24. Обожаю внутренню часть Эрмитажа! Вот один внутренний двор. Правда, смотрительница обиделась, что я его фотографирую: "Мало вам экспонатов! Обязательно надо снять что-нибудь неэстетичное. " А я считаю, что в Величайшем музее мира нет ничего неэстетичного, и в этих эрмитажных дворах-колодцах такое очарование!

25. - Гости дорогие, если Блоха сейчас не смочит горло, то вы ее больше не услышите по причине пропажи голоса.

Да, голос у нас - гидов-переводчиков - основной инструмент. Болтаем мы безостановочно, к концу сезона на горле мозоли возникают. Веер, кстати, тоже не для красоты: без веера в Эрмитаже делать нечего, ибо кондиционеры поддерживают необходимый температурный режим только для картин. Обычно за туристический сезон (3-4 месяца) гид-переводчик "снашивает" 4-5 вееров. Мой рекорд был поставлен в прошлом году: 7 вееров. В этом году как-то полегче - не фотографии лишь третий веер в сезоне 2012.

26. Ну, продолжим! А вот, кстати, самая большая в мире ваза! 28 тонн. Как заносили в зал? Да никак! Сначала втащили вазу, потом построили стены.

29. Возвращаемся через Египетский зал. Да, и у нас есть мумия. Рядом с мумией стоит табличка с просьбой не фотографировать. Уважим просьбу жреца Па-ди-иста, скончавшегося 21 век назад, и не будем фотографировать его бренные останки. И, словно одобряя наши мысли, грянуло "Буууум!". Гости встрепенулись, а я их успокоила: "Полдень. Стреляет пушка с Петропавловской крепости".

30. Второй раз поднимаемся по Иорданской лестнице Зимнего дворца (первый раз не сфотографировала). Обратите внимание на лампы. Понятно, что в XVIII - XIX веке лестница освещалась свечами. А вот как запихивали свечи и как они горели фитилем вниз?

Ответ: да никак не горели! Потому что эти лампы были спроектированы в начале ХХ века для электрических лампочек, но в стиле барокко XVIII века.

31. Прошли галерею прикладного искусства Средневековья. Вам эта собачка кого-нибудь напоминает? Умерьте вашу фантазию, собачка украшала камин XIII века!

32. Мы в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Висячие сады Семирамиды Севера.

33. Взгляд на часы - 12.30!

34. Подставка для зонтиков. Надпись "Выход" - не для нас. Мы легких путей не ищем!

35. Ага, если есть народ и не видно картин, - то это зал Леонардо да Винчи! Нам повезло: перед нами стояла всего лишь одна группа.

36. Так, первый оппортунист в наших рядах. Джорджо жалобно спрашивает: "А обед будет?". Будет, дорогой! Только отсюда надо выбраться. Спускаемся по Советской лестнице. Название отнюдь не от советской эпохи, а потому что по ней поднимались члены Государственного Совета.

37. Под лестницей из женского, пардон, туалета, открывается вид во внутренний дворик Эрмитажа. Окна выходят прямо на кошачий красный уголок. Там постоянно происходят хвостатые собрания. Сегодня коты, вероятно, разошлись по своим рабочим местам, осталась лишь председательница местного профсоюза:

38. Пересекаем Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа, где выставлены античные греческие вазы. Один из красивейших мозаичных полов в мире!

39. Далее - маршрут, по которому мы уже ходили: зал Колыванской вазы (самая большая ваза в мире), Египетский зал. По пути бросаем взгляд в еще один внутренний дворик:

40. И вот он - ЭРМИТАЖНЫЙ БУФЕТ.

41. Джорджо счастлив. Мы посидели еще немного. И вновь, в третий раз, поднялись по Посольской (Иорданской лестнице). К 14.00 народу в Эрмитаже прибывает.

42. Быстренько пересекаем Павильонный зал. Часами "Павлин" мы полюбовались часа полтора назад в спокойной обстановке, а теперь к ним не подойти:

43. Контрольное время: 14.00. Мы в Эрмитаже уже больше трех часов. Туристы молодцы, держатся!

45. Одиннадцатилетнего молодого человека без рыцарского зала оставить нельзя!

46. На лошадок поглазели - нас ждет живопись! В зале Рафаэля народу много:

47. Зал Тициана переполнен:

38. В зал Леонардо да Винчи лучше не соваться, но мы, к счастью, там уже были. После 14.00 в Эрмитаже - жаркое время. Самый актуальный в это время зал - со скульптурой Микеланджело, там воздух кондиционируется, создавая идеальную обстановку для фресок на стенах. Но и этот небольшой зал заполнен. Почему Микеланджело так любят китайцы?! Причем, они стоят там подолгу, минут по пять, при том, что на весь Эрмитаж они отводят минут 45-50.

49. "Скорчившегося мальчика" китайцы фотографируют во всех ракурсах и изо всех поз. В результате видим двух скорчившихся мальчиков. Коленка аутентичного, а не китайской копии - слева.

50. На китайцев посмотрели, пойдем итальянские виды узнавать. Каналетто для этого подходит идеально. "Прибытие французского посольства в Венецию". Если на картину смотреть справа, то дворец Дожей занимает половину полотна, а если слева - то только треть. Туристы присматриваются и примеряются.

51. В процессе движения:

52. Папа-инженер дает научное обоснование эффекту перспективы:

53. Теперь давайте про зверюшек. Поттер (Паулюс - не Гарри!):

54. Что можно рассказать о собачке? Тут мы выявляем элементы "репрезентативного" портрета, т.е. парадного (а их мы уже насмотрелись предостаточно). И находим все элементы: и положение фигуры, и дворец-будку, и драгоценности короны (огромную цепь), и пейзаж, дополняющий рассказ. Вроде бы пес счастлив должен быть: все у него есть, и даже шикарный кусок мяса. А вот он не рад:

Тут, конечно, можно разводить философию о свободе-несвободе и о том, что никакой кусок мяса перед тобой не стОит радостей свободы. Добавлю только, что художник написал эту картину вскоре после женитьбы. Папа-инженер понимающе кивает.

Обожаю зал Рубенса! Там я чувствую себя желанной женщиной художника - куда ни кинь взор - сплошные мои формы. А так как Блоха - человек скромный, то "заливать" пост своими изображениями, пусть даже в интерпретации Рубенса, не буду. Кстати, зал еще хорош тем, что там много-много скамеек, на которых можно сделать привал.

55. В Ван Дейке наблюдали за руками - согласно одному из преданий, у Ван Дейка была любимая натурщица, женщина чрезвычайно страшненькая, но которую художник очень ценил. У нее были потрясающей красоты руки, которые живописец изображал на всех полотнах.

56. Тааак! Всего-то 15.00:

57. . а Джорджо уже спёкся! Он жалобно скулит: "Я больше не могу" и эвакуируется. Наши ряды, как во время бегства Наполеона из России, стремительно редеют. За сыном устремился папа:

58. Ничего страшного. Мы, женщины, еще и не такое выдержим. Полчаса спустя, к 15.30:

59. . добрались до Пикассо. Тут тоже можно посидеть и вспомнить один из анекдотов. Так и быть, расскажу:

Приехал как-то Пабло Пикассо в Нью-Йорк, вышел погулять с женой, и потерял ее в суматохе большого города. Пошел в полицию: так мол и так, жену потерял.
- У вас есть ее фотография, сэр?
- Нет, но я вам ее портрет нарисую.
Нарисовал. К вечеру, сверяясь с рисунком, в полицейский участок доставили 5 швейных машинок, 10 утюгов, 3 троллейбуса, 12 стиральных машин и один трамвай.

60. Дамы тоже как-то томно смотрят на Дворцовую площадь, а вид из залов импрессионистов на город потрясающий! Упросили они меня двигаться потихоньку к выходу. Но я их протащила еще по апартаментам Марии Александровны. По дороге нам встречались павшие бойцы, не выдержавшие схватки с Великим Искусством:

61. И целый отряд, судя по всему, без потерь, вышедший из окружения:

62. На выходе из Эрмитажа нас провожает смотритель:

63. Вижу, что гости благосклонно относятся к кошачьим, сердце мое окончательно переполняется к ним любовью (к туристам - к кошкам мое сердце давным-давно переполнено), показываю им свой самый любимый эрмитажный знак:

64. Ну что? Всего-то 17.00! Эх, халтура. "Хотим целый день в Эрмитаже!", а сами только шесть часов выдержали. А ведь для таких как они Эрмитаж по субботам продлил расписание аж до 21.00. Вот и делай добро людям.

65. Как у нас хорошо! Вид на Каменный остров:

66. Возвращаюсь домой. Дорожные работы продвинулись, кучу песка убрали.

68. Уж извините, вечер не фотографировала: тут все обыденно - дом, кошка, Олимпиада. Ладно, кошку покажу, а то она недовольна, что я внимание каким-то котам музейным уделяю, а ей нет (кстати, где она была утром, почему я ее не сфотографировала?).

Надеюсь, этот краткий визит в Величайший Музей мира вызвал у вас желание посетить его уже не виртуально. Ну, если не Эрмитаж, то что-нибудь еще. "Вы хочете экскурсий? Их есть у меня!" (с).

Читайте также: