Город калинов расположен в красивейшем месте на берегу

Обновлено: 15.09.2024

Эпиграф: Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным.

Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

Оргмомент. Самостоятельная работа.

Вступительное слово.

С первых страниц произведения обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал автору возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта.

Анализ произведения.

1. Место действия пьесы.

- Где разворачиваются события произведения? Чем особенно это место? Провинциальный город Калинов – собирательный образ многих подобных провинциальных городов России.

- Как можно интерпретировать эту деталь? Это возможность высоко взлететь и низко упасть.

2. Жители города Калинова.

В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.

- Какие же законы лежат в основе жизни г. Калинова?

а) у кого деньги – у того и власть;

б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;

д) заставить лгать;

е) заставить приспосабливаться.

- Кто такая Феклуша? С каким героем её можно противопоставить? Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы. Если Кулигин несёт в общество культуру, то Феклуша – тьму, невежество. Её нелепые рассказы создают у калиновцев искажённые представления о мире, вселяют в их души страх.

- Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.

- Давайте попробуем распределить героев произведения на 2 группы. Заполнение таблицы.

города Калинова

угнетенные и бесправные

олицетворяют гнетущую власть

враги всего живого и нового

- Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.

- Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

- Как горожане выражают своё отношение к Дикому? Во время разговора Дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над Кулигиным.

- На чём основано самодурство таких людей как Дикой? На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев.

- На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь? Основой семьи она видит домостроевские, освещённые стариной законы жизни. Героиня искренне убеждена, что если не соблюдать законов, никакого порядка не будет.

- Как относятся к Кабанихе и её поучениям члены её семьи? В чём проявляется их отношение? Зависимые от Кабанихи, домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить её в своём послушании. Варвара не перечит матери, но про себя иронизирует над ней, осуждает её. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь. И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве.

- Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Дикой побаивается Кабаниху.

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

Природа в драме обрисована как отдельный персонаж со своим самостоятельным поведением, а люди уделяют большое внимание и значение природным явлениям. Также мы видим, что автор описывает и разное отношение героев к явлениям окружающей природы. Если Кулигин, один из персонажей драмы, восхищается окружающими город пейзажами, то Кудряш, ещё один из персонажей, не видит ничего особенного. И главная героиня Катерина является тонкой восприимчивой натурой, которая обращает внимание на красоту природы. Она часто вспоминает своё детство и родительский дом. Там со своей мамой она часто совершала прогулки по саду. Катерина вспоминает любимые цветы, которых очень много было в её саду. Вообще образ главной героини в произведении постоянно окружает природа.

Катерина, мечтательная и страстная натура, которая способна на любовь, попадает в тяжелую для себя среду, в которой царят жестокость, грубость и самолюбие. И здесь автор использует пейзаж окружающей природы, чтобы отразить чувства и эмоции героев в данном произведении. В зависимости от переживаний людей, природа меняется, будто переживает и страдает вместе с ними. Любовные встречи главных героев происходят на фоне чудесного пейзажа летней ночи. Природа окружает их и отстраняет от грязной людской жизни, приглашая, погрузится в её спокойную отрешенную от суеты атмосферу. И совсем противоположное соединение эмоций человека и природы мы видим, когда с началом грозы, Катерина не выдерживает и признается мужу в том, что любит другого.

Другие темы: ← Снегурочка — анализ произведения↑ ОстровскийЖенские образы в Грозе →

Популярные сочинения

Действие разворачивается в маленьком провинциальном городе Калинове на берегу Волги летом. Об этом мы узнаем в самом начале пьесы. И время года, и место имеют огромное значение. В начале первого действия мы видим Кулигииа, который смотрит на Волгу и восхищается ее красотой. В любом произведении, а тем более, драматургическом, нет и не может быть мелочей. Все, на что обращает внимание автор, имеет большое значение.

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.

Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.

В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!

Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.

Катерина — натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.

Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.

Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.

Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.

Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте.

Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь. Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях. В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости. Катерина — натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой. Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг. Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни. Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада. Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте. Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.

Действие разворачивается в маленьком провинциальном городе Калинове на берегу Волги летом. Об этом мы узнаем в самом начале пьесы. И время года, и место имеют огромное значение. В начале первого действия мы видим Кулигииа, который смотрит на Волгу и восхищается ее красотой. В любом произведении, а тем более, драматургическом, нет и не может быть мелочей. Все, на что обращает внимание автор, имеет большое значение.

Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.

4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?

5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.

Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.

Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.

Материал с сайта

11. Опишите быт города Калинова.

Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.

Советуем почитать

  • T-Killah (Александр Тарасов) — Биография, личная жизнь, дневник хача
  • ‘Света из Иванова’ Лична-я жи-знь Светы из Ива-ново
  • Казарновская Любовь – биография, семья, дети Фильмография Любови Казарновской
  • Когда родился и умер Бунин?

Вариант 2

Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будет описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами. Сцена такая-то и такая-то! Или ещё пейзаж представлен в речи персонажей, они могут возмущаться или восхищаться, обсуждать что-то из увиденного.

А вот Кулигин признается, что не налюбовался красотой местной природы, хотя каждый день ей восхищается. (В реальности все мои знакомые, кто был на Волге, тоже говорят, что виды просто необыкновенные!) Про тут самую грозу этот герой говорит, как про что-то живое и темное, что подбирается к городу.

И Катерина восхищается пейзажем. Она говорит о них более образно и подробно. Например, она видит в солнечном луче, в пылинках ангелов. У неё красота природы будто вызывает подъем религиозных чувств, от восхищения она начинает молиться, плакать слезами счастья. Грозы Катерина боится как наказания за любовь к Борису.

Кстати, жители Калинова боятся грозы, так как суеверно считают, что она послана им в наказание за их грехи, которых, на самом деле, много. Понятно, что новость о самоубийстве тоже прогремит, как гроза над этим несчастным городом. Показное спокойствие, чинность с прогулками по главной улице хотя бы на недолгий срок пропали в городе. Слишком много плохого скрывается под внешней, как говорится, благопристойностью.

И ещё гроза в сознании Катерины. Она страдает от своей греховной любви, мечется. Тут гроза создаёт напряжение в атмосфере. Тучи сгущаются и в небе, и в душе главной героини.

В общем, в этой пьесе пейзаж имеет огромное значение. Думаю, что даже большее значение, чем во многих других пьесах. Где нужно, создаёт контраст, где нужно, усиливает события, как б подчеркивает их значимость. Хорошо образно представлять эту волжскую красоту, надвигающуюся мощную грозу. По крайней мере, мне это очень помогло при чтении этой пьесы.

Другие сочинения: ← Женские образы в произведении Гроза↑ ОстровскийОбраз купечества в Грозе →

Сочинение на тему значение пейзажа в пьесе гроза

Путешествие по Карелии

А.Н. Островский.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад — это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги — матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза — это кара божия за грехи.

У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его старое прошлое. Вишневый сад — это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.
Стоит посмотреть следующий материал:

Тема : Закрытый город Калинов: пространства самодурства и страха.

Цели: углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.

I. Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися по вопросам:

2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?

4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?

5. Расскажите о жителях Калинова.

6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?

Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие – терпят.

Выбрав местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.

II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).

III. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Расскажите о семье Кабановых.

2. Докажите, что Марфа Игнатьевна – глава семьи.

4. Каким открывается нам внутренний мир Катерины?

5. Почему Кабаниха ненавидит Катерину?

6. В чем различие жизни Катерины в доме родителей и в семье мужа?

7. Каковы взаимоотношения Катерины с другими членами семьи Кабановых?

8. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

IV. Пересказ содержания 2–5-го действий (или отдельных фрагментов) от лица одного из главных героев: Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары. (Ученик сам выбирает, от чьего лица будет рассказывать о событиях в Калинове.)

Ответить на вопросы:

3) Что является причиной необузданного произвола Дикого?

4) Как относится Кабаниха к Катерине, Тихону, Варваре?

Похожие документы:

Арийская империя. Гибель и возрождение

. способствовать самодурству . просьбой", "аупад" - "с закрытыми глазами", "др" - "разделённая . Дурга играющая". Калино - город в Пермской области . города имели капище Богов, т.е. открытое, а порой лишь огороженное пространство . подсознательные страхи, .

Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Модуль 3 Н. В. Гоголь (1809-1852) вопросы и задания

. план, принялся объезжать пространства Руси, с тем чтоб . ; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не . — о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, . олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.) На страхе разрушения .

Законы пишутся людьми. Они же, люди, и преступают эти законы, и так будет до конца времен. Только Никита X. мог пообещать ошарашенным согражданам, что они, мол

. города С. А именно в этом городе . из шукшинской "Калины красной" вполне реальные . В закрытом тюремно-зоновском пространстве человек . одновременно переживать и исследовать самодурство и мрак средних веков . этика под страхом смерти запрещала подводить .

. пулеметы. На пространстве с версту . городов Камышина и Царицына, Саратовской губернии и города . казаками и самодурствовал, — то . замешательстве, в страхе Григорий оглянулся. . и вяжущей калиной… Григорий с . долго лежал с закрытыми глазами, вслушиваясь .

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красникова Олеся Николаевна

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Красникова Олеся Николаевна

KALINOV AND BRYAKHIMOV: VOLGA TOWNS CREATED BY A. N. OSTROVSKY

The article analyses the poetics of A. N. Ostrovsky ’s plays, which unfold in the artistic space of two imaginary Volga towns Kalinov and Bryakhimov . A. N. Ostrovsky ’s “Volga” plays have attracted relatively little scientific attention in comparison with “Moscow” ones. However, the study of the artistic space of “Volga” plays, such as “The Storm” (1859), “The Ardent Heart” (1869), “The Forest” (1870), “Without a Dowry” (1879), “Talents and Admirers” (1881), “The Handsome Man” (1882), is essential taking into account that A. N. Ostrovsky ’s creative work forms the core of the Volga text . The study deepens and broadens the modern conception of a local text in its particular aspect the Volga text .

Красникова Олеся Николаевна

КАЛИНОВ И БРЯХИМОВ: ВОЛЖСКИЕ ГОРОДА, СОЗДАННЫЕ А. Н. ОСТРОВСКИМ

Статья представляет собой анализ поэтики пьес А. Н. Островского, действие которых разворачивается в художественном пространстве двух вымышленных волжских городов - в Калинове и Бряхимове. Волжские пьесы А. Н. Островского рассмотрены не столь подробно, как московские. Тем не менее изучение пространства пьес, действие которых происходит в вымышленных городах на Волге, а именно: "Гроза" (1859), "Горячее сердце" (1869), "Лес" (1870), "Бесприданница" (1879), "Таланты и поклонники" (1881), "Красавец мужчина" (1882), - нам представляется принципиальным, поскольку творчество А. Н. Островского формирует ядро Волжского текста. Настоящее исследование углубляет и расширяет современную концепцию локального текста в ее частной презентации - Волжский текст. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/1 0/б.1^т!

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 26-30. ISSN 1997-2911.

живое формотворчество, предлагая идущим за ним опираться на нравственную философию христианского эллинизма, где Божественная Красота реального слова является одухотворенной реальностью, нетленным веществом, не способным к разложению. Это тяготение к Божественной реальности для поэта представляется естественным и объективным движением этического и эстетического начала в человеке, движение к тому, что вызывает симпатию, которая для Анненского выступала синонимом Прекрасного. И это Прекрасное служит сближению и оправданию человеческого естества. Но путь к совершенству сопряжен с жертвенностью. Способность к жертве не обезличивает человека, но творит новую личность, которая неуничтожима, подобно Меланиппе, воскресает, как Лазарь из гроба, творит новую жизнь, как Христос на пасхальной Заутрене.

Таким образом, религиозно-философские искания И. Ф. Анненского, имеющие в своей основе антино-мичность сознания, претерпевали творческую эволюцию, в которой как утверждалась, так и отрицалась христианская сотериология. Отрицалась основной тематикой творчества - идеей смерти, утверждалась - самоценностью и нетленностью божественного слова, которое спасительно, по сути.

2. Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Наука, 1990. 367 с.

3. Волошин М. А. Лики творчества / изд. подгот. В. А. Мануйлов, В. П. Купченко, А. В. Лавров; вступ. ст. С. Наровчатов. Л.: Наука, 1988. 848 с.

4. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 414 с.

5. Городецкий С. Формотворчество // Золотое Руно. 1909. № 10. С. 56-57.

6. Каминский С. Пессимизм как философская доктрина // Наблюдатель. 1885. Ноябрь. С. 124-125.

7. Мандельштам О. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Терра - Terra, 1991. Т. 2. 316 с.

9. Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М.: Азбуковник, 2016. 720 с.

10. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Паломник, 1991. 601 с.

INNOKENTY ANNENSKY'S RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL SEARCH AS A THESIS AND ANTITHESIS OF CHRISTIAN SOTERIOLOGY

Zayats Mikhail Sergeevich

The article analyses the religious and philosophical search of Innokenty Annensky, the Russian poet of the turn of the XIX-XX centuries. The researcher traces the evolution of the poet's spiritual world, filled with antinomies of denial and affirmation, to the truths of the Christian soteriology and eschatology; describes the stages of the poet's creative path, where the conceptions of death and immortality overlap into a single vector. The paper reveals the general spiritual atmosphere of the transitional epoch characterized by aspiration for justice and Beauty as an aesthetic category that promotes revival and liberation of a human being.

Key words and phrases: I. Annensky; turn of the centuries; Silver Age; poetical word; conceptions of death and immortality; Christian soteriology; eschatology.

УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 04.07.2019

Ключевые слова и фразы: А. Н. Островский; драматургия; пьеса; Калинов; Бряхимов; образ города; Волжский текст.

Красникова Олеся Николаевна

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина oln. krasnikova@gmail. com

КАЛИНОВ И БРЯХИМОВ: ВОЛЖСКИЕ ГОРОДА, СОЗДАННЫЕ А. Н. ОСТРОВСКИМ

Современное литературоведение большое внимание уделяет концепции локального текста, что неразрывно связано с новым подходом к изучению пространства и его текстуализации. Драматургия А. Н. Островского

Задача настоящего исследования - описать образ вымышленных волжских городов - Калинова и Бряхи-мова, а также проанализировать причины появления и особенности функционирования в художественном мире Островского этих топосов.

Драматургическое наследие А. Н. Островского велико. Не так мало и исследовательских работ, посвященных изучению и анализу его пьес. Неоднократно исследовался хронотоп пьес Островского, однако большее внимание литературоведы уделяют московским пьесам драматурга. Научная новизна исследования обусловлена тем, что хронотоп волжских пьес драматурга изучен в гораздо меньшей степени, что не позволяет в должной мере описать тот слой Волжского текста, который составляют пьесы А. Н. Островского.

Город Калинов - переходный топос. Этот город находится между реальным миром (типичный город на Волге) и ирреальным сказочным закрытым пространством. Этот город - граница между миром живых людей и мертвых душ, город - своеобразный фольклорный Калиновый мост, соединяющий человеческий мир с миром потусторонним. Усиливает пограничность этого города и тот факт, что здесь протекает река - классический символ границы пространств. Калинов - мертвый город не только потому, что здесь трагически гибнет Катерина. В этом городе нет жизни, движения и прогресса, это город тишины, неволи и запретов.

Действие двух пьес разворачивается в одном и том же пространстве: топос тот же, художественное время также схоже, даже герои типологически родственны. Однако, несмотря на некую схожесть, в одном художественном пространстве разворачиваются конфликты, предполагающие различное разрешение.

Калинов - город небольшой, уездный. Когда же перед драматургом встала задача показать нравы жителей крупного волжского города (спустя примерно десять лет), появился новый топоним - Бряхимов. В комментариях к пятому тому Полного собрания сочинений Островского мы можем прочесть заметку, что в настоящее время города Бряхимова не существует, но из летописей известно, что ранее он существовал в верховьях Волги.

В Бряхимов можно добраться из Калинова. Вот такая картина открывается перед читателем. Судоходная и полноводная Волга. На высоком берегу городской бульвар, а также площадка перед кофейной. Площадка огорожена чугунной решеткой. Лариса, смотря через эту решетку на крутой обрыв, говорила, что у нее кружится голова. На Волге находится пристань, к которой швартуются пароходы Паратова. Выйдя с пристани, можно

Пьесы Островского, действительно, изображают не только отдельные лица и их конфликты, но описывают проблемы, характерные для широкой общественности. Современники Островского считали его пьесы эпическими. Эпический характер пьесам придает фон, на котором разворачиваются события, то есть изображенное художественное пространство: картина города и пейзаж.

Подводя итоги нашим размышлениям о созданных Островским городах, заметим, что для понимания специфики анализируемых пьес важно осознавать, что их действие происходит не просто в городе (Калино-ве или Бряхимове), но на Волге.

Волга не только создает культурно-исторический фон исследуемых пьес, но и добавляет им типично русское звучание, являясь главным русским водным топонимом. При всей оригинальности и самобытности образ каждого из городов разрастается до символа, который объединяет в себе типические черты городов провинциальной России.

Анализируемые пьесы, таким образом, являются важным компонентом Волжского текста, ядро которого сформировано в том числе драматургическим наследием А. Н. Островского.

1. Журавлева А. И. Кое-что из былого и дум: о русской литературе XIX века. М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. 272 с.

7. Соколова В. Ф. Народоведческие истоки творчества А. Н. Островского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (59). Ч. 3. С. 51-54.

9. Холодов Е. Г. Мастерство Островского. М.: Искусство, 1967. 544 с.

KALINOV AND BRYAKHIMOV: VOLGA TOWNS CREATED BY A. N. OSTROVSKY

Krasnikova Olesya Nikolaevna

Pushkin Leningrad State University oln. krasnikova@gmail. com

The article analyses the poetics of A. N. Ostrovsky's plays, which unfold in the artistic space of two imaginary Volga towns -Kalinov and Bryakhimov. A. N. Ostrovsky's "Volga" plays have attracted relatively little scientific attention in comparison with "Moscow" ones. However, the study of the artistic space of "Volga" plays, such as "The Storm" (1859), "The Ardent Heart" (1869), "The Forest" (1870), "Without a Dowry" (1879), "Talents and Admirers" (1881), "The Handsome Man" (1882), is essential taking into account that A. N. Ostrovsky's creative work forms the core of the Volga text. The study deepens and broadens the modern conception of a local text in its particular aspect - the Volga text.

Key words and phrases: A. N. Ostrovsky; dramaturgy; play; Kalinov; Bryakhimov; town image; Volga text.

УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 17.07.2019

Меркушов Станислав Фёдорович, к. филол. н.

Тверской государственный университет stas2305@gmail. com

МОТИВ ПОТЕРИ РАССУДКА КАК БАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ АБСУРДИСТИКИ Д. А. ГОРЧЕВА

Мотив потери рассудка если не постоянен, то, по крайней мере, частотен в русской литературе. Исследователи сходятся во мнении, что он всегда присутствует там, где нарушаются какие-либо связи, начиная с бытовых

Читайте также: