Интересные места в пинеге

Обновлено: 19.09.2024

Зачем ехать к Пинежским пещерам

Даже и без пещер (на территории Архангельской области обнаружено 467 пещер. — Прим. ред.) эти места стоят того, чтобы приехать. Пинежский район — это заповедные леса, могучие сосны, русские деревушки, старые избы с потемневшими брёвнами, живописно стоящие посреди тайги. Где-то тут, в чаще, прячутся входы в подземелье.

Фото: Антон Зоркин

Фото: Антон Зоркин

Подземная экскурсия — необычный и запоминающийся опыт: вот фонарик выхватывает из темноты причудливые ледяные сталактиты, вот узкий ход, где приходится ползти, чуть дальше он переходит в просторный зал, где вполне разместился бы небольшой оркестр.

Интересный факт: в конце 1960-х годов Министерство обороны СССР создало специальные карстовые отряды, которые по всей России исследовали пещеры, наносили их на карты, составляли маршруты. Планировалось, что подземные ходы будут использоваться в военных целях (холодная война тогда была в самом разгаре). Архангельская область , на территории которой расположен один из самых больших в нашей стране пещерных комплексов, занимала в этих исследованиях видное место. Сегодня есть подробные карты некоторых подземных ходов, но какие-то и вовсе не исследованы.

Фото: Антон Зоркин

Антон Зоркин

— Путешествие к Пинежским пещерам — очень необычное и запоминающееся приключение. Из леса (тут ветер колышет деревья, тут зелёные листья, голубое небо, поют птицы) попадаешь в безмолвный и чёрно-белый мир. Пространство ограничено белым кружком фонарика, который выхватывает из темноты малопонятные объекты. Мозг поначалу пытается интерпретировать их привычным образом: вот каменная голова коллеги, торчащая из стены, вот шкаф, свисающий с потолка, посудомоечная машина, через которую нужно перелезть, чтобы попасть в узкий лаз. Особенные ощущения: стоя на коленях в беспросветной тишине, вдруг слышишь журчание воды. А через пять минут приползаешь в огромный грот — из стены где-то под потолком срывается внушительных размеров водопад.На мой взгляд, ехать в Пинежский район нужно не только из-за пещер. Мне очень нравятся местные пейзажи — высоченные сосны, лес, уходящий за горизонт, реки с высокими берегами. Тут выбегают на дорогу лисы, ястребы парят в небе — природы в этих местах намного больше, чем человека, мне это близко. Тянется через тайгу бесконечная дорога, лишь изредка прерываясь, чтобы обогнуть какую-нибудь маленькую древнюю деревушку, где люди живут сотни лет. Кстати, есть весьма медитативное развлечение помимо исследования пещер: летом в этих местах какое-то неимоверное количество грибов и ягод, которые можно собирать часами (и сразу же есть).

О чём нужно помнить, планируя путешествие к Пинежским пещерам

Вам непременно понадобится одежда, которую не жалко испачкать. Никаких светлых кофт и белых кроссовок — в пещерах влажно, сыро, наверх вы выберетесь довольным, но предельно грязным. Есть, конечно, места, где ползать особо не нужно, но если вы хотите получить спелеологический опыт в полной мере, полюбоваться видами в отдалённых частях пещер, часть времени точно придётся провести в грязи, протискиваясь вперёд словно под узким диваном.В некоторых из Пинежских пещер вам понадобятся сапоги — кроссовки и ботинки быстро намокнут. Если вы нанимаете гида, фонарик вам, скорее всего, предоставят, но лучше всё-таки купить свой — помощнее. Хороший фонарик в условиях полной подземной темноты — важная вещь, от него зависит, сколько вы увидите и в каких подробностях.

Фото: Антон Зоркин

Фото: Антон Зоркин

Где остановиться и на чём доехать до Пинежских пещер

Если же отправляетесь в путь на своей машине, нужно помнить про бензин, путешествуя по району, а лучше взять с собой запасную канистру: заправок немного, если уедете далеко, на обратный путь бензина может и не хватить. Мобильная связь в некоторых местах нестабильная, может и вовсе пропадать, поэтому надо иметь в виду, что помощь из леса, случись что, не вызвать. В пещерах, понятное дело, связи нет совсем.

Антон Зоркин

— Кстати, если вы побывали в этих местах летом, это не значит, что зимой здесь делать нечего. Это отдельный жанр, пещеры всё так же красивы (и в них не холоднее, чем летом), а наземные зимние пейзажи никак не менее эффектны, чем летние. Но нужно учесть одно обстоятельство: морозы, доходящие иногда и до -40 °C (в этом случае поможет качественная одежда и термобельё). Ну и ещё до некоторых входов в пещеры по снегу добраться сложно — не обойтись без снегоступов. Зато, что касается автомобильных поездок по району, зима — очень удобное время. Весной и осенью некоторые дороги размывает, ездить сложно, долго, муторно. К тому же приходится ждать паромных переправ через реки. А в холодное время года вода замерзает и получаются очень удобные трассы — зимники.


Мы с дороги ног не чуем, был денек горяч и крут.
Отдохнем, переночуем и по новой на маршрут.

Ветер ставенки тревожит, развлекается, злодей…
Человек без дома может. Дом не может без людей.
Потому что, без сомненья, он тогда в один момент
превращается в с т р о е н ь е и ландшафта элемент.

И когда дощечки накрест, и когда хозяев нет,
не поможет даже адрес, даже ящик для газет.
Но всего острей и жальче видеть в горнице пустой,
как печально смотрит мальчик с репродукции простой.

… Вездеход уходит прытко по дороге столбовой.
Тут останется открытка да бесхозный домовой,
да упавшие заборы обветшалого мирка.
Деревенька Кулогоры. Север. Пинега река.

Ременюк Валерий

К стыду своему, о реке Пинеге я узнал поздно – только когда учился в аспирантуре, узнал не из книжек, а от своего друга Кожевникова Юрия Павловича, который, будучи студентом Ленинградского университета, в одиночку сплавлялся на надувной резиновой лодке по этой таежной реке. Он изучал флору бассейна Пинеги, чтобы написать дипломную работу. Дипломную он написал и успешно защитил, а после окончания университета поступил в аспирантуру в Ботанический институт им. В.Л. Комарова, где мы с ним и познакомились. Юра рассказал мне о дремучих лесах по берегам этой реки, пойменных лугах, известняковых скалах по ее берегам, "южных" растениях, которым по их экологии вроде бы не полагалось обитать так далеко на севере. Рассказал он и о карстовых пещерах, которые промыли воды в толще известняков Беломорско-Кулойского плато. А еще он рассказывал о деревнях по берегам этой реки, разрушенных церквах и брошенных домах. В качестве сувенира он привез оттуда звонкий колокольчик, который некогда звенел под дугой, а теперь висел над юриным столом и издавал мелодичный "сладковатый" звон, когда его задевали.



Информация о Пинеге тлела в моем мозгу несколько десятилетий – до тех пор, пока я всерьез не увлекся историей северной Руси. Тут пригодилось и то, что я услышал от Юры, и мои познания в ботанической географии и палеогеографии. Мы как-то не замечаем, а потому и не задумываемся о громадных просторах нашей страны. Но если сравнить бассейн Пинеги с территорией, например, Швейцарии, то окажатся, что на пинежских просторах вполне могло разместиться это европейское государство. А мы, многие жители России, даже и не слыхали о такой реке. Ниже на космоснимках в одном масштабе можно посмотреть и сравнить Швейцарию и бассейн Пинеги. Только в Швейцарии городов больше, чем деревень в бассейне Пинеги.




А вы знаете, сколько таких больших рек в России?


Александр Тунгусов сообщает, что в Сурской волости на Пинеге, согласно переписи 1585 г., значилось 37 деревень, которые за исключением трех носили русские названия. Деревня Осташевская (Новохотцкая) в ХVIII в. значится уже как село Нюхченское (с. Нюхотское). У всех жителей деревень русские (православные) имена, за исключением Мамонка Григорьева и Чюбарка Игнатьева. Считается, что река Сура происходит от вепского СУР (большая река); река Хала – от вепского ХАЛА (иней, заморозок); р. Нюхча – от саамского НЮХЧ (лебедь); деревня Шиднема производится от саамского ШИД (жилое) и от вепского НЕМА (мыс); деревня Шулонема – от вепского СУЛА (талый). Но если в Пинежском уезду многие названия рек и селений переводятся и из вепского, и из коми языков, и из прибалтийско-финских, то в в соседнем Холмогорском районе таких названий немного, все названия там в основном русские. Случайно ли это?



Не могу согласиться с тем, что Сура – большая река, а производить из вепского языка названия в бассейне Пинеги вряд ли следует, так как вепсы обитали много западнее этих мест. А вот саамские названия, вполне возможно, сохранились. Это значит, что коренные саамы здесь довольно мирно приняли мигрантов фино-угров, в противном случае фино-угры не сохранили бы их названия. Вообще саамских названий на севере восточной Европы немало, например, речки с названием "Ухтома", "Ухтомка", "Охтомы" распространены от Ростово-Суздальской земли до берегов Белого моря. А только в переводе с саамского понятен смысл этих названий – это реки с волоком в другой бассейн. Кстати, они такими и являются.


Я бы не назвал эту реку большой.


Глядя на эти здания, невольно подумаешь: "А не такая уж и поганая была здешняя Сура".

Вполне возможно, что название Сура имеет смысл только в древнем арийском языке и в переводе на русский значит "Солнечная". В русском языке это слово сохранилось в фамилии "Суровы" и в названии краски рыжего цвета –"сурик". Кстати, люди с фамилией Суров тоже чаще всего рыжие – солнечные.


В письменных источниках Древней Руси самые ранние сведения о Пинежье относятся к ХII веку. По сей день жителей верхнего течения Пинеги называют чудью. Село Сура – родина святого праведника Иоанна Кронштадтского. Так что не все жители Суры были погаными.


В Суре преобладают дома угрофинского типа, но встречаются дома и русского типа.

Существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев, ушедших когда-то на юг, сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы – апсары, сияющие всеми цветами радуги (северное сияние), а солнце восходит и светит полгода не заходя за горизонт, а потом полгода длится ночь. В мифах эстонцев северное сияние – это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут забраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц. Сходство имеется в названиях богов, например, бог у удмуртов – Инмар, у индоиранцев Индра. В коми мифологии имя Ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Йима – также имеет значение "первочеловек".



Топонимы и гидронимы, существующие в настоящее время на территории Пинежского района, имеют корни, имеющие смысл в языках так называемой финно-угорской группы. Бесспорно, названия речкам, ручьям и урочищам давалось местным населением, говорившем на языках, близких к современному финскому, карельскому, коми. С тех пор эти названия не изменились или изменились лишь частично из-за неудобного произношения – исказились и переназвались, так сказать, русифицировались.


Удивительно, но здесь тоже много домов в русском стиле.

Вопрос в том, можно ли сегодня разглядеть мозаику того субстрата, на котором сформировался финоугорский суперэтнос? Думаю, что кое-что разглядеть можно, если сравнивать не только языки и диалекты, но и традиции в изготовлении одежды, домов, инструментов и т.д. Традиции строить дома очень устойчивы и, по всей вероятности, сохранялись многие столетия. Я выделил русский беломорский и фино-угорский типы домов. Оказалось, что каждый из них имеет определенный ареал распространения, но также оказалось, что в одних селениях в Заволочье преобладает русский тип, а в других – финоугорский.



Если двигаться от Суры по Пинеге вниз по течению, то на пути будут попадаться деревни и села. Обратим внимание на то, какие дома в этих населенных пунктах, в каком стиле они построены. В деревне Чушела дома двух типов: финоугорские с двухскатной крышей и русские с трехскатной крышей и обязательной светелкой. И те и другие рублены в лапу, и те и другие просто огромные. Обратите внимание – на окнах нет украшений в виде резных наличников. Это характерно для северных домов.

Каждый такой дом был построен на одну семью. В наше время такие просторные дома могут себе позволить иметь только очень состоятельные люди. По размерам домов можно судить о имущественном цензе их владельцев. Вот вам и дикие люди, вот вам и Сура поганая. Да, не бедная страна была Биармия – Русь Северная.

В деревне Сояла дома также двух типов – финоугорские и русские. Пока что никто из этнографов на эти различия не обращал внимания. А ведь совсем не праздный вопрос: почему одни хозяева строят дом так, а другие иначе. Ведь в старые времена мода на стиль менялась чрезвычайно медленно. Это сегодня каждый строит дом или коттедж кто во что горазд, а 100 лет назад люди были верны традициям, за сохранение традиций они даже шли на смерть. Ну какая вроде бы разница креститься двумя или тремя пальцами? А ведь сколько народу на Руси сожгли живьем из-за нежелания перейти от двуперстия к трехперстию.



И в настоящее время по поводу местонахождения загадочной страны Биармии ломаются копья. Каждый пытается доказать своё. Но как же на самом деле? Кто прав? На сегодняшний день существует три версии о местонахождении загадочной страны: 1) Биармия – это Пермь; 2) Биармия – это Кольский полуостров; 3) Биармия – это Беломорье и Подвинье. Для окончательного ответа на этот вопрос пока не хватает фактов. Ясно одно – страна такая существовала, она была сильной и технологически не отсталой, народ в ней не бедствовал. А христианские байки о якобы дикости здешнего населения, – мягко говоря, заблуждение, а может быть, и намеренная ложь, чтобы оправдать собственную жестокость и жестокость князей, облагавших здешние народы данью, казнивших упрямых и неугодных.








Когда-то в них хранилось зерно, которое выращивали на ныне заброшенных и заросших лесом полях. Боже! Как легко разрушить строй жизни и превратить некогда процветающие и благодатные края в дикие и малоприятные для жизни. Кто ответит за это? И ответит ли когда нибудь?



Хотя окна и без резных наличников, но некоторые украшения все же имеются.



Ветряные мельницы сломали еще не все. Стоят они на пригорках и рассказывают нам о том, что неплохие хлеба когда-то родила эта северная земля древней Биармии. Но напрочь забыли люди свою историю. Слава богу, что исчисляют ее все же не с 1917 г., а со времени крещения в христианскую веру.




Пинега прорезает толщу коренных пород Беломорско-Кулойского плато – известняков, в которых имеется огромное количество известных и пока неизвестных пещер, которые ждут туристов и спортсменов спелеологов.



В здешних пещерах полно сталактитов и сталагмитов, а может быть, и рисунков, нарисованных древнейшими жителями этих краев.

По мере продвижения вниз по течению Пинеги в деревнях и селах процент домов в русском стиле увеличивается, а в нижнем течении на отрезке от Устья реки до поселка Пинега в селениях дома фино-угорского типа – большая редкость. Вот и в селе Петухово мы видим русские дома.



Дома не выглядят обветшалыми и убогими. Похоже, что перестроечный шок прошел, и северная Русь оклёмывается. Сменится 1–2 поколения людей – и глядишь, к середине XXI в. вновь будут распаханы земли, и на них заколосится рожь, ячмень, пшеница и овес. Появятся на Пинеге рыборазводные заводы и увеличится в разы количество заходящей на нерест сёмги. А на хариузовую рыбалку и в здешние пещеры будут приезжать десятки тысяч туристов. И вновь услышат здешние пригорки детский смех, а с них на санках и лыжах помчатся будущие чемпионы и чемпионки мира. Не знаю, как вы, а я в это верю.



Проведя почти весь день в музее деревянного зодчества, к закату мы были в Карпогорах. Сейчас уже не вспомню, почему мы поехали в Карпогоры, которые были не совсем по дороге, а не оставили их на следующий раз, а на следующий день, в спокойном режиме через Пинегу, недействующий Красногорский Богородицкий монастырь и Мезень доехали по зимнику до Долгощелья, поселка стоящего в устье реки Кулой, фактически на берегу Белого моря.


Фото 2. Деревушки по пути в Карпогоры:


Фото 3.


Фото 4.


Фото 5. Внезапно на переправе:


Фото 6. В Карпогорах успел снять церковь Петра и Павла на закате. Храм построен совсем недавно, и выглядит очень здорово:


Фото 7.


Фото 8. Следующим утром ранний подъем, 250 км. и мы в районе Пинеги в окружении уникальных карстовых ландшафтов юго-восточной окраины Беломорско-Кулойского плато.


Фото 9.


Фото 10. Заезжаем в "Пинежский" государственный природный заповедник, где осматриваем Голубинский лог. В пещеры не ходили, поскольку я ними не дружу после Лаоса:)


Фото 11. Логи это глубокие провалы с одной особенно высокой стеной:


Фото 12.


Фото 13. Следующая остановка, не действующий Красногорский Богородицкий монастырь. Основан в 1606 году преподобным Макарием Красногорским на горе Чёрной, до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём:


Фото 14. Знаменит тем, что на его территории захоронен князь В. В. Голицын, сосланный в Пинегу в 1689 году после свержения царевны Софьи Петром I, где и скончался в 1714 году:


Фото 15. По дороге проезжаем памятный крест, установленный в честь жертв репрессий в лагере "Кучин нос":


Фото 16. Еще немного и мы в Мезени, некогда процветающим купеческим городе на пересечении морских и речных путей в Сибирь. Город был основан на месте Окладниковой и Кузнецовой слобод (XV—XVI века) Мезенского уезда Архангелогородской губернии. Переименован в город Мезень указом Екатерины II от 25 января 1780 года по ст. стилю.


Фото 17. Центральная улица:


Фото 18. Знакомимся с местным населением:


Фото 19.


Фото 20. На зимнике, как водиться, красота:


Фото 21.


Фото 22. В Долгощелье были уже в излете заката, нашли отвороту к устью Кулоя и немного покопав, устроились на ночевку.

Продолжение следует.

Действует гостиница, четыре оператора сотовой связи — МТС и МегаФон, Билайн,Tele2 Россия.

Указом императрицы Екатерины II в 1780 году, на месте упразднённого Кеврольского уезда и части Двинского уезда был образован Пинежский уезд Архангельской области Вологодского наместничества, а Пинега стала уездным городом. Ранее это был погост Пинежский волок в Двинском уезде Архангелогородской губернии.

Пинега до 1927 года была административным центром Пинежского уезда.

В 1927—1929 годах Пинега была в составе Архангельского уезда. В 1929 году при образовании Северного края РСФСР на территории Сурской, Карпогорской и Пинежской волостей Архангельского уезда (бывшего Пинежского) Архангельской губернии были выделены два района: Карпогорский и Пинежский. До 1959 года Пинега была райцентром Пинежского района, когда 2 района были объединены в единый Пинежский район, но с центром в Карпогорах.

В период интервенции район Пинеги был занят англо-американскими войсками.

Пинежские леса являлись местом расположения исправительно-трудовых лагерей Пинежского отделения ГУЛага — Кулойлага.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года Пинежский район был приравнен к районам Крайнего Севера в плане социальных льгот, а с 1993 года Правительственным указом Пинежье отнесено к районам Крайнего Севера Российской Федерации.


Ежегодно проводятся праздничные мероприятия, посвящённые празднованию Дня Пинеги, в 2007 году Пинега отметила своё 870-летие.

Маршал Советского Союза Ворошилов К. Е. написал такой отзыв:

Пинега Архангельской губернии, куда я был определён для отбывания ссылки, оказалась замечательным городом, красиво расположенным на небольшой возвышенности вдоль берега реки. Прибыв в Пинегу под конвоем полицейского стражника, я моментально почувствовал в местных жителях русскую широту и удаль. Все это удивляло и восхищало.

Численность населения
1861 [4] 1970 [5] 1979 [6] 1989 [7] 2002 [8] 2010 [9] 2012 [10]
596 ↗ 3592 ↗ 4262 ↗ 4401 ↘ 3763 ↘ 3225 ↗ 3786

Население посёлка, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляло 3225 человек [11] .

В 1861 году в Пинеге проживало 372 души мужского пола и 294 души женского пола, временно проживающих было 42 д. м. п., 5 ж. п. Не считая же войск, численность населения города составляла 596 душ обоего пола [12] .

Читайте также: