Как не потерять ребенка на отдыхе

Обновлено: 19.09.2024

В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых кли

В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции [1, 6]. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн А. М., 1981].

Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.

Задачи исследования

Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.

Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект [3, 5].

Критерии включения больных в исследование:

Критерии исключения больных из исследования:

Наличие декомпенсированных заболеваний или острых состояний, которые могут влиять на проведение исследования.

Применение вегетотропных и ноотропных препаратов в период исследования и в последние две недели перед исследованием.

Участие в других клинических исследованиях в течение четырех недель перед включением в данное исследование.

Материал исследования

Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.

Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.

По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.

Распределение заболеваемости детей основной и контрольной групп по нозологическим формам

Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).

Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. (модифицированный опросник А. М. Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.

Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона–Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.

Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.

После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.

Результаты исследования

Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника А. М. Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспептических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).

Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.

Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.

КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе (14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.

Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40–1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ± 0,32 (норма (Swanson J., 1992) — 0,27–1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26–1,52) (p

Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук, профессор
Т. Ильичева
Cаратовская областная детская инфекционная клиническая больница,
Саратовский государственный медицинский университет, Саратов

ЭРИКА, надо подумать и о себе. Стоит поехать. Только, если вы всю поездку будете переживать, дети даже на расстоянии эту почувствуют.
Еще, главное, это принять мысль, люди, окружающие вашего ребенка, чуть разные, но хотят для него добра и сделают все, как надо!.
А чтобы чувствовать себя в своей тарелке оставьте список ЦУ:
режим (что можно пропустить, что нельзя)
телефон человека, который поможет, если вдруг что
Не стоит звонить домой 3 раза на дню, составлять мысленный список того, что вы забыли.


Какой ужас - отдыхать, бросив своего малыша на произвол судьбы, только одна маленькая деталь: ребенок, который никогда не видел свою мама отдохнувшей, может получить о ней неверное представление. Подумайте, как много в мире вещей помимо фрикаделек.

ЭРИКА, а вариант поехать всем исключен? Если средства позволяют (а я так понимаю, позволяют ) - можно взять с собой ту же бабушку или двух, пусть они уже на месте чуть-чуть детьми занимаются. И сердце будет на месте.

Ну почему не отдых? Отдых, только из другой оперы . Ну и, конечно, смотря какие бабушки, няни и все такое.
Хотя отдых с ребенком и отдых вдвоем - это все ж таки две большие разницы. Это только поначалу кажется, что я самая незаменимая, и если я уеду, то все рухнет. Да ничего не рухнет. А маме с папой надо иногда, хоть недельку в году, побыть вдвоем, и желательно, сменив обстановку. Иначе бытовуха и однообразность заедает .
И никакой это не эгоизм . Любому человеку (ЛЮБОМУ ) надо хоть изредка побыть одному, любой паре - вдвоем. Для поддержания. для возрождения. для открытия нового или забытого старого. Да мало ли еще для чего.
Оглядываясь назад, я с ужасом понимаю, что мы с мужем никогда нигде вдвоем не были . Всегда с детьми. С одной стороны - это хорошо, а с другой. А как же МЫ? Только вот нас бабушки не хотят понимать .

ЭРИКА, знаешь, меня терзают те же сомнения, по тем же пунктам, что и у тебя. С тех пор, как родился старший, мы ни разу не отдыхали (даже недельку!) одни. Мне тоже очень хочется поехать куда-нибудь вдвоем, но боюсь, что в отлучке будет мучать совесть, а так лучше не ехать. Наверное, уже пора признать, что мы - семья и отдыхать надо СЕМЬЕЙ! Как бы тяжело это не казалось. Во многом согласна с Jitel.

полностью согласна! Дело еще в том, что стало мужа жалко очень. Он действительно устал, я даже предлагала ему поехать одному, но он отказался. У нас на днях умер от инсульта его однокурсник,это нас всех так потрясло. Думаю, мужикам, тоже не сладко. Деньги. деньги. жена. дети..будущее.

Nataly Koot, спасибо за ссылку. Очень порадовалась за Дашу. Такой романтик оказывается

И вообще девчонки, спасибо, что откликнулись. Будем напряженно думать!

ЭРИКА, я так считаю - если ОЧЕНЬ хочется, то надо делать. Если хочешь позаботиться о муже, выдели ему 2 недели, да и себе самой. Детей в надежные руки, может, с помощниками. И не волнуйся, никто из малышей не забудет

Gritat, спасибо!

Если честно, даже не знаю, ОЧЕНЬ ли мне хочется. Почитала, вот Дашин пост, они сумели по настоящему расслабиться,порадовалась за нее, а у Natty вишь.

Правда не знаю, что там в маленьких головешках происходит, когда вдруг родные лица исчезают в неизвестном направлении? Эх. залезть бы им в голову

ЭРИКА, главное, насчет мужей ты верно заметила. Действительно, они в большом забросе, мой-то хоть ноет все время на эту тем, а другой будет гордо и одиноко мучаться. Надо их тоже холить и лелеять - тоже люди

Я тоже пока не готова уехать от Мишки куда-нить. Но у тебя, ЭРИКА, уже двое, без остановки. Отдыхать нужно, сменить обстановку бывает очень полезно.

Я вот своего сегодня спросила про отдых, причем настойчиво: поехали отдыхать в этом году! Да ты чё, грит, Сеня маленький пока, ну куда мы поедем? Ну а на будущий год? На будущий-то он уже побольше будет - был его ответ

Вот знаете сколько себя помню всё лето проводила с бабушкой, а к маме хотелось только когда баба накажет. Вот и мой сын два месяца летом с бабушкой то на даче, то на море, а последние два года они в Италии по две недели отдыхают. У сына спрашивала не напрягает ли его то, что большую часть времени летом проводит с бабушкой, говорит нет. А в этом году попросился в лагерь какой нибудь. Самостоятельности хочется.

Мне кажется, что еще дело в том, насколько ты доверяешь тому, с кем оставляешь ребенка. Если уверен в этом человеке, то можно расслабится, если нет, то это не отдых.

Если я не уверена, что детю без меня будет хорошо, то мысль о том, что я тут на море валяюсь, а его там кутают (кормят ), не будет способствовать расслаблению.
А к тому же так приятно показывать детям новые места, у них всегда столько кайфа и эмоций. И всегда после поездок они делают огромный скачок в развитии.

Нельзя с ребенком на юг? Ну и бог с ним с этим югом! Можно съездить в кучу других мест.
Лично моя позиция -- подстраивать отпуск под детей.
Но мы с мужем вместе уже 12 лет, из них с ребенком 9. Время, когда детей не было мы оба уже просто не помним. Ни интиму ни романтике дети абсолютно не мешают.


Gritat, нет. Дело не в этом.
Я абсолютно спокойно отпускаю САшку в лагерь, я совершенно не клуша. Обе девченки у меня вполне самостоятельные (каждая на свой возраст ), но я считаю, что детям нужно давать по максимуму -- если бы у меня была возможность пять раз в год ездить на море, то, возможно, один раз мы бы и поехали вдвоем. Но поскольку этот раз в году один, этот вопрос даже не возникает.

ЭРИКА, мы с мужем недавно съездили на десять дней в отпуск, в Египет. Детеныша (год и 4 мес.) оставили на попечение бабушки, поскольку для него эта поездка была бы слишком тяжелой (жара, долгий перелет).
Когда мы уезжали - я сильно переживала, что мы вот так бросаем малыша, что он будет без нас тосковать и плакать. Но очень быстро успокоилась, чему отчасти способствал замечательный отдых вдвоем , а отчасти - ежедневные рассказы бабушки о том, что ребенок не тоскует и не плачет, ведет себя прекрасно, спит хорошо, кушает тоже хорошо, и вообще все у них в порядке И это было чистой правдой, в чем мы сами убедились по приезде.

Когда мы приехали - он нас признал, хотя с радостью к нам не бросился: как сидел на горшке, так и сидел . Только смотрел на нас очень-очень внимательно какое-то время. Но быстро вспомнил и привык, и уже через полчаса мы играли с ним, как раньше.

Короче, нам не пришлось пожалеть, что оставили ребенка дома - тем более, что поездка далась бы ему нелегко. У нас в отеле было несколько детенышей около годика, и они не выглядели бодрыми и довольными жизнью - постоянно были какими-то расквашенными, хнычущими - а ведь их выводили только утром или к вечеру.

А у нас с мужем был настоящий медовый месяц, ужатый до десяти дней Мы постоянно были вдвоем - первый раз за полтора года - и это было замечательно! У нас уже давно имелось чувство, что нам друг друга не хватает: почти все наше внимание и почти все свободное время принадлежит ребенку. И хотя это чудесно, но нам недоставало общения "не на детские темы"
Это было так здорово! Мы вместе плавали в море, вместе ныряли с аквалангом, вместе фотографировали. Пили вино ночью на берегу моря, а днем устраивали обалденные сиесты Вели себя просто как молодожены, да и ощущения были такие же.

Домой вернулись отдохнувшие, радостные, со свежими чувствами, полные любви - и малышу это в конечном итоге пошло на пользу: у нас теперь больше сил, как физических, так и душевных, и ему этих сил достается по-максимуму.

добавлено спустя 1 минуту:

В общем, мы собираемся и с ребенком путешествовать, но и вдвоем периодически куда-нибудь выбираться

1. На отдыхе везде берите с собой фотографию ребёнка. Непосредственно перед входом в места массового скопления народа фотографируйте ребенка на сотовый телефон (скажите, что это игра такая) – таким образом, в случае, если ребенок потеряется, у вас будет самая свежая фотография непосредственно в той одежде, в которой он потерялся.

2. Если Вы собираетесь на отдых заграницу, необходимо всегда иметь при себе документы, подтверждающие, что ребёнок на самом деле Ваш.

4. Не выводите ребенка в места скопления народа с дорогими вещами и ценностями (плейеры, айпады, дорогие телефоны, золотые украшения, броская и дорогая одежда могут оказаться притягательным объектом криминального посягательства).

5. В магазинах, торговых центрах, на площадях договоритесь с ребёнком о месте встречи, если он вдруг потеряется. Обговорите с ребёнком, что он должен делать, если потеряется:

- громко позвать родителей и немного подождать;

- обратиться за помощью к взрослым (к милиционеру, продавцу, охраннику, женщине с детьми);

- назвать своё имя, фамилию, адрес проживания или дать визитку с необходимой информацией.

Если вы заметили ребенка, не зовите его, постарайтесь не терять его из виду и начните продвигаться к нему. После того как вы нашли друг друга, не обрушивайтесь на ребенка, ругая его за неправильное поведение, лучше разберите с ним ошибки, которые были допущены. Проанализируйте, правильно или нет было выбрано место для встречи, и почему ребенок сразу не смог его найти.

6. Объясните ребёнку, что ему ни в коем случае не следует ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или идти с ними в малолюдное место. Подросток должен знать, что никогда не следует перемещаться автостопом. Если же кто-то попытается заманить в машину силой, затаскивать в малолюдное место или просто следить — нужно громко кричать и звать на помощь.

8. Объясните ребёнку, что никто не имеет права касаться любых частей его тела, особенно половых органов.

9. Ребенок никогда не должен играть в пустынных зданиях и изолированных районах. Подросток должен избегать передвижений через пустые парки, поля или аллеи.

10. Уходя куда бы то ни было, ребенок или подросток должен оставлять информацию о себе: с кем, когда, куда, до какого времени.

11. Периодически играйте с ребёнком в ролевые игры, изображая чужого человека, который куда-то его заманивает. Так малыш научится отказывать незнакомым людям и обращаться за помощью.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОПАЛ

2. Позвоните в бюро регистрации несчастных случаев, в справочную скорой помощи, обзвоните городские больницы и выясните, не поступали ли к ним за последние часы дети с похожими приметами. Постарайтесь как можно точнее рассказать об особых приметах вашего ребенка и описать одежду, в которой он находился до исчезновения. Позвоните в ГИБДД и уточните, не было ли каких-то дорожных происшествий в тех местах, где мог находиться ребенок.

4. Если ребенок пропал за городом или в лесу, организуйте для его поисков как можно больше людей, в том числе работников лесхозов и спасателей МЧС. Обратитесь за помощью в районный радиоузел. Продолжайте поиски даже в ночное время. Если поблизости есть водоем, необходимо, чтобы его обследовали водолазы.

5. Постарайтесь выяснить, где в последний раз видели вашего ребенка, не дожидаясь помощи милиции осмотрите места сбора местной молодежи, спортивные и детские площадки, гаражи, ближайший лесопарк и т.п., расположенные недалеко от вашего дома.

6. Расскажите участковому уполномоченному или сотруднику милиции, который будет вести розыск ребенка, всю информацию о пропавшем. Постарайтесь спокойно ответить на все вопросы, которые зададут вам милиционеры, даже если они покажутся вам странными. Имейте в виду, что для эффективного розыска именно первичная, абсолютно точная информация может иметь решающее значение.

7. Не скрывайте от милиционеров информации о подозрительных друзьях вашего ребенка, плохих привычках, а также о конфликтах пропавшего с вами, в школе. Вспомните малейшие детали, был пропавший чем-то расстроен или напуган, и не показалось ли вам его поведение в последние дни странным. Вспомните, не было ли в последние дни странных звонков, не замечали ли вы, что ребенок не хотел подходить к телефону. Крайне важны любые сведения, которые предшествовали пропаже ребенка. Это и как начался злополучный день, что делал пропавший, о чем говорил перед уходом, куда собирался, был ли он там и во сколько ушел.

8. Посоветовавшись с органами милиции, разместите информацию о происшествии в Интернете или других средствах массовой информации, своими силами организуйте расклейку ориентировок. Если обнаружится свидетель, который расскажет, что видел ребенка, то обязательно возьмите его точный домашний адрес и телефон. Если вам показалось, что вы видели человека, который, по вашему мнению, может быть причастен к исчезновению ребенка, расскажите о нем сотруднику милиции и постарайтесь подробно описать его.

10. Постарайтесь держать себя в руках и не впадайте в панику. Каждая деталь или слово, которое вы вспомните, в дальнейшем помогут в поисках.

У нас в обществе не принято говорить на тему перинатальных потерь (смерти ребенка до или в течение семи дней после родов), и люди, которые сталкиваются с этой проблемой, часто не обсуждают ее даже внутри семьи. Однако стигматизация такой болезненной темы вредит: она не дает информировать о проблеме тех, кто может с ней столкнуться, а также не позволяет лучше заботиться о профилактике рисков и вовремя обращаться за помощью.

Чтобы раскрыть тему перинатальных потерь наиболее полно, нам было важно не только погрузиться в опыт переживших потерю родителей, но и понять, как эта непростая тема воспринимается их окружением, а главное — как вырабатывать язык для ее обсуждения.

Снимаем табу

Результаты показали, что более 50% опрошенных так или иначе сталкивались с перинатальной потерей: кто-то лично, а кто-то знает людей, перенесших утрату. При этом тема вызывает огромное сопротивление в обществе как у несостоявшихся родителей, так и у тех, кто их окружает. Больше четверти (28%) респондентов, не сталкивавшихся с горем, считают эту тему для себя неактуальной, а 12% сознательно избегают.

Но обсуждать эту ситуацию необходимо. Только грамотный диалог поможет:

  • снять табу с этой темы;
  • научиться разговаривать о проблеме, не раня других людей;
  • пережить горе тем, кто с ним столкнулся, и предупредить тех, кто может столкнуться;
  • узнать, куда можно обратиться за помощью;
  • улучшить стандарты медицины для (будущих) родителей.

Как же говорить на эту непростую тему корректно? Главное — не навредить и не попасть в ловушки негативных мифов и стереотипов. В особенности самого популярного из них — гендерного.

Еще один болезненный миф связан с причинами потери ребенка. Многие убеждены: любую перинатальную потерю можно объяснить неправильным образом жизни или проблемами со здоровьем матери. Также люди считают, что правильная подготовка к беременности может предотвратить потерю ребенка.

Однако эксперты уверяют: далеко не всегда тщательная подготовка гарантирует удачную беременность, а стереотип о том, что исход беременности зависит от подготовленности родителей, легко превращается в стигму, обращенную против людей, потерявших детей.

Из этого убеждения следует, что если пара подготовилась, обследовалась и здорова, то ничего плохого случиться не должно. Так люди обретают иллюзию, что есть четкая последовательность действий, которая поможет избежать проблемы.

Поэтому когда потеря случается, перед родителями встают вопросы, на которые часто просто невозможно найти ответы: почему мое тело не справилось?, почему я не смог(ла) позаботиться о себе и о своем будущем ребенке?, я виноват(а)?, что делать дальше.

Маскулинность без эмпатии

Важнейший аспект в ситуации перинатальных потерь — роль отцов. К сожалению, в нашем обществе она часто замалчивается, или ей не придается достаточного значения. Акцент в обсуждениях чаще делается на переживаниях матерей, и в разговорах с самими отцами тоже.

Большинство наших респондентов склонны считать, что именно женщины больше подвержены стрессу в этой ситуации, и только 33% опрошенных убеждены, что партнеры переживают потерю одинаково сильно.

Фокус на женщин в первую очередь объясняют ее физиологической включенностью в процесс. К тому же у нас в стране все еще сильны стереотипы о том, что мужчины менее эмоциональны и менее склонны проявлять эмпатию.

Многие также уверены: в ситуации потери ребенка мужчина должен оказывать поддержку женщине. При этом перенос фокуса на партнершу свойственен и самим отцам, что иногда мешает им получить поддержку для себя, понять, что им самим нужна помощь.

Вероятно, и на самих мужчин, столкнувшихся с перинатальной потерей, влияют стереотипы о маскулинности. Поэтому даже если они признаются в том, что испытывают сильные эмоции в этой связи, они могут отстраняться от ситуации и стараться быстрее забыть о ней, меньше обсуждать произошедшее и собственные переживания.

Наше исследование показывает, что за моральной и психологической поддержкой после потери ребенка большинство столкнувшихся с ней вообще не обращались — речь о 64% тех, кто ответили, что сталкивались с перинатальной потерей лично. В благотворительные фонды обращались всего 4%.

Важно понимать: разговор со специалистом не означает, что человек не справляется сам. Это всего лишь безопасное пространство, которое поможет как можно более экологично пройти через такую беду.

Открыть новую страницу жизни

Говорить о перинатальных потерях большинству из нас действительно сложно. Около половины участников нашего исследования не обсуждают ситуацию с родственниками и друзьями, потерявшими детей. Они просто не знают, что сказать, как помочь, и боятся задеть чувства людей, переживающих горе.

Сложно начать разговор и тем, кто сам пережил утрату. Тема воспринимается как слишком личная, не всегда хочется возвращаться к переживаниям и делиться ими с другими людьми.

Но, как бы ни было сложно, молчание все равно хуже. Оно создает ощущение запретности темы, приносит чувство одиночества, ощущение того, что тебя отвергают. И в конечном счете приводит к еще большим проблемам — моральным и физическим.

Читайте также: