Как помпеи стали курортом римской знати

Обновлено: 18.09.2024

До того как разрушить город, вулкан спал больше десяти веков. Первые признаки своей активности он стал подавать ещё в 62 г. н. э., то есть за 17 лет до трагедии. Никто из жителей Помпеи не мог предугадать пробуждение Везувия, он выглядел спящим и безмятежным, на его склонах располагались пастбища, росли виноградники, около самой вершины водилось большое количество дичи. Однако, пока мирное население обустраивало город, в земной коре происходили большие изменения. Каждый день тектонические пласты — материки Евразия и Африка — сталкивались друг с другом. Этот процесс был очень медленным, поэтому заподозрить катастрофу долгое время не представлялось возможным. Эти столкновения привели к рождению сразу нескольких вулканов в Италии, где и теперь можно ощущать подземные толчки.

62 г. н. э. ознаменовался для Авзонии началом великого крушения Помпеи. В этом году горожане почувствовали первые импульсы из-под земли, вызванные высвобождением сдавленных пластов. Это землетрясение повредило в городе систему подачи воды, начали разрушаться дома, статуи и многие общественные здания, которые были особенно неустойчивы перед подземной стихией. После этого происшествия город начали отстраивать заново, хотя у императора тех времён, Нерона, была мысль оставить это место насовсем.

Никто из жителей не связывал толчки с пробуждением вулкана, поэтому Помпеи быстро привели в порядок. Но уже в начале августа 79 г. н. э на город опять обрушилось ужасное землетрясение. Начали пересыхать родники, а 20 августа скот начал проявлять беспокойство, хотя вокруг царило затишье. Некоторые сразу же собрали свои пожитки и решили покинуть город, опасаясь, что может разыграться подземная буря. И они не ошиблись, так как в ночь с 23 на 24 августа из кратера вулкана начал сыпаться пепел, который в очень быстрое время засыпал поверхность земли. И уже днём из Везувия вылетела пробка из лавы, которая давным-давно запечатала его жерло. Вначале из раскрытого дула выскакивали мелкие части магмы, постепенно их скорость снижалась, они превращались в облако, которое плыло в направлении городов Помпеи и Стабии. По словам Плиния Младшего, который наблюдал за извержением с другой стороны Неаполитанского залива, облако было похоже на итальянскую сосну — пинию.

Когда дядя Плиния Младшего, Плиний Старший, узнал об опасности, нависшей над городами, расположенными рядом с вулканом, он незамедлительно собрался в Стабии для оказания помощи людям.

Тем временем на Помпеи обрушился дождь из камней. Камни были разной величины и состава. В большинстве случаев они состояли из пемзы — пористого стекла, образовавшегося в жерле вулкана, но на землю летели камни и твёрдой породы. Они начали рушить дома и убивать людей. Через пару дней весь город был покрыт пемзой и тяжёлыми глыбами. Те, кто мог бежать, сделали это в первые часы извержения вулкана. Но, по подсчётам историков, в городе во время катастрофы оставалось не менее двух тысяч человек, которые не могли или не желали покидать своих мест. Горожане пытались спастись в самых высоких точках местности, кто-то прятался в домах под самыми крышами, но это людей не спасало, потому что слой падающей пемзы вырастал со скоростью 15 см в час.

В ночь на 25 августа давление в жерле немного утихло, и теперь с вершин вулкана начали падать на землю раскалённые обломки камней, полужидкая пемза и другие мелкие фрагменты пород. Вулкан за 4 минуты полностью накрыл соседний город Геркуланум, удушил многих людей, в том числе и Плиния Старшего, в Стабиях и теперь принялся за Помпеи. Везувий извергался 18 часов подряд, и за это время успел 6 раз извергнуть породы со смертельной для городов скоростью. Огромная часть Помпеев была разрушена.

Помпеи располагались на высоком холме, образованном из лавы. Это место было выбрано неслучайно: люди понимали, что именно здесь они будут находиться в полной безопасности. Сегодня обычный человек не найдёт ничего надёжного в этом холме, поскольку со временем его сровняло с землёй очередное извержение, однако, в те далёкие времена лучшего места для жилья было не найти. К тому же выбранная местность оказалась выгодной в торговом и сельскохозяйственном плане: к возвышенности прилегали плодородные земли, а это означало, что всё выращенное можно было сразу отвезти на холм и продать.

Если обратиться к плану города, то можно увидеть, что город делился на две части: старую и новую. В старой части располагались первоначальные поселения достаточно вольной застройки, в ней жили оски — древний народ Италии, первым заселивший Помпеи. Улицы старой части города были произвольной формы, как и дома. Это позволяет сделать вывод о том, что люди выстраивали свои поселения по мере удобства. Вначале старая часть Помпеи занимала площадь не больше 10 га. Она была разделена двумя улицами на четыре секции. В V в. город стал расширяться.

Новую часть строили по определённому плану. Все её улицы были упорядочены и выровнены, кварталы стали иметь правильные формы. Теперь Помпеи занимали площадь в 65 га. Почему произошла такая перемена в строительстве города, учёные не знают, но они выдвинули три гипотезы. Первая гипотеза гласит о том, что руку к созданию нового плана приложили греки, которым было выгодно иметь поселение в этом районе Италии: так они могли бы создать дополнительную защиту от этрусков. Во второй гипотезе говорится о том, что город построили сами этруски, которым было выгодно сделать Помпеи своей торговой станцией, защищавшей их от греков. Приверженцы третьей гипотезы утверждают, что расширение границ города потребовалось из-за тпоселения в нём самнитов, обособившиеся неподалёку от осков. Среди этих гипотез наиболее вероятной считается вторая гипотеза. Именно этруски старались завладеть лавовым холмом, чтобы использовать его для своих экономических и военных целей.

Этруски позаботились и об укреплении Помпеи. Первоначально вокруг старой части города было выстроено две стены, между которыми была засыпана земля. В толщину эта постройка составляла всего 4 метра, а в высоту не более 3,75 метров. Сложены стены были из каменных глыб разной величины. Историки определили, что местное население брало уроки строительства крепости у греков, но защита получилось слабее, чем могла быть. Греки сделали бы сооружение выше, пространство между стенами они засыпали бы щебнем.

Но вскоре местные поняли, что такая ограда их не защитит, поэтому они начали перестраивать стены. Первую стену они не тронули, вторую подняли вдвое выше, а также достроили третью, каменную стену для того, чтобы не сползала земля. Вопрос о том, кто и когда возводил эту крепость, можно назвать открытым, потому что в разное время её строили разные народы. Одни учёные находят в постройке особенности строительства этрусков, другие утверждают, что стену троили самниты, так или иначе, ограда подвергалась изменениям, которые могли внести как те, так и другие.

История Помпей менялась в зависимости от той или иной эпохи, в которой преобладал материал или технология, необходимые для строительства. Но выбранные варианты застройки или сырьё ещё очень долго использовались у строителей. Более всего ценились такие стройматериалы, как сарносский камень, пенистая лава и серый туф. Из них получались великолепнейшие здания, поражавшие своим величием и размерами.

Этот дом получил своё название за то, что при раскопках на северной стороне бассейна в Средиземном море нашли статуэтку танцующего фавна — итальянского божества. Сейчас эта статуэтка находится в одном из музеев Неаполя, а на том месте, где её нашли, стоит большая копия. Дом Фавна является одной из крупнейших резиденций Италии. Во II в. до н. э. дом подвергся реконструкции. Сад окружили колоннами, сделав из него перистиль, была обновлена отделка, а в декор добавлена мозаика. Хозяева всё время пытались внести во внешний вид дома что-то новое, поэтому в нём всегда шли строительные работы. Мебели в доме всегда было мало, её обычно изготавливали из дерева, бронзы, иногда мрамора. Большой популярностью у итальянцев пользовались ложе и столы, и дом Фавна не был исключением.

Это святилище после извержения вулкана подверглось разграблению, поэтому информации о нём сохранилось очень мало. Известно, что в I в. н. э храм перенёс реставрацию: его отделали мрамором. Занимал он довольно большую площадь, стоял на очень крепком и высоком фундаменте. После землетрясения местное население пыталась его восстановить, но до наших дней от храма осталось очень немного деталей. Учёные нашли его основание, выложенное из блоков, колонну с её верхней частью, капителью, и пьедесталы для статуй. По останкам здания можно судить, что к одной из сторон храма пристраивались помещения со сводчатыми потолками, у другой — лавки. Это было очень посещаемое и уважаемое место в Помпеях.

Помпеи — загадочный и чудесный город, погибший довольно трагично. Но, несмотря на то, что многое было уничтожено подземной стихией, учёные смогли восстановить большую часть истории этого итальянского города.

Помпеи

Археологически раскопки в Помпеи являются одни из самых уникальных мест в мире. Здесь как на фотографии запечатлены жизни целого города, его жителей, одежда, утварь и предметы быта, которыми они пользовались ежедневно. Из всех городов и деревень, которые были уничтожены во время извержения вулкана Везувий в 79 году, Помпеи дает нам наиболее полную картину последствий извержения и последовательности событий, которые сопровождали его. В то время как Геркуланум был одинаково уничтожен, действия населения были разными. Поскольку Геркуланум не пострадал от первоначального выпадения вулканических обломков, большая часть населения успела убежать до того, как пирокластических волна захлестнула город.

Во время первой фазы извержения большое количество пемзы упало на Помпеи, похоронив город на глубину 2-3 метра. Во время этой фазы, большой части жителей удалось покинуть город. Тем не менее, 38% известных жертв были убиты во время этой фазы, главным образом, как следствие обрушение крыш и стен под весом выпавшей пемзы.

Во время второй фазы извержения, 51% пострадавших находились внутри зданий, в то время как 49% были на открытом воздухе. Все жители в этой фазе однако, независимо от их местонахождения, были убиты пирокластических волной, которая наводнила город. Удивительно но видимо первая волна оказалась не столько деструктивной. Некоторые жителей смогли спастись и были накрыты второй пирокластической волной.

Статистика погибших жителей Помпеи

Тела найдены в отложениях падения пемзы (Первые часы извержения вулкана Везувия)

Место нахождения Внутри Знаружи Всего
Регио I 66 9 75
Регио II 12 7 19
Регио III 9 0 9
Регио IV 1 1 2
Регио V 40 0 40
Регио VI 41 2 43
Регио VII 59 5 64
Регио VIII 21 5 26
Регио IX 69 1 70
Неизвестно 10 2 12
За пределами стен Помпеи 17 17 34
Всего 345 49 394

Тела найдены в пирокластическом месторождение (Более поздние часы извержения вулкана Везувия)

Место нахождения Внутри Знаружи Всего
Регио I 86 41 127
Регио II 26 73 99
Регио III 0 4 4
Регио V 0 0 0
Регио VI 11 16 27
Регио VII 33 14 47
Регио VIII 43 51 94
Регио IX 43 7 50
Неизвестно 4 5 9
За пределами стен Помпеи 49 70 119
Всего 234 316 650

Как формировались гипсовые слепки трупов

Жертвы Помпей

Мягкие ткани трупов были уничтожены в процессе хаотичного извержения, однако они оставили после себя пустые ниши. Археологи заполняют эти пустоты гипсом в результате получают точные копии людей, которые некогда здесь погибли. Достоверно известно, что из 20,000 жителей Помпей погибло по- меньшей мере 2,000 человек. Однако это число приблизительное. Многие тела были найдены за пределами городской черты Помпей, а многие пустоты многих тел были уничтожены ранними археологами, которые не поняли важности своих открытий. Несомненно, что существенная часть населения сумела убежать. Как сложилась их судьба и, что именно они чувствовали возвращаясь на место своего города покрытый лавой нам трудно сказать. Можно лишь представить. Никаких записей личных переживаний этих людей не сохранилось. Мы можем лишь представить это себе по материальным находкам археологов.

Вообще организаторы музея Помпеи, мне кажется, совершили грубую ошибку тем, что собрали большинство жертв в одном месте. Куда интересней было бы расставить гипсовые фигуры или их копии по тем местам, где их и нашли. Вот лишь некоторые жертвы гибели Помпей.

Самая известная коллекция тел находится в так называемом Саде Беглецов. Здесь сохранились тела небольшой семьи включая взрослых и детей. Это наверно одно из самых популярных мест в Помпеях.

Труп человека в Палестре

Жертвы и тела в Помпеи

Жертвы и тела в Помпеи

Жертвы и тела в Помпеи

Жертвы и тела в Помпеи

Жертвы и тела в Помпеи

Одна из любопытных находок в Помпеи были найдены в руинах небольшого отеля известных как Отель Морежин. Здесь были найдены два тела. Одно тело принадлежало молодому человеку, а другое молодой женщине. У девушке на руке было найден золотой браслет в форме змей с бриллиантовыми глазами. Браслет весил пол- килограмма. Внутри этого браслета сохранилась надпись "Dominus ancillae suae" (Господин рабу) т.е. хозяин подарил эту дорогую вещь своей бывшей рабыне.

В Римские времена было нормально держать целый гарем из рабынь и иногда рабов для личного удовольствия. Однако в данном случае хозяин освободил свою возлюбленную из рабства. Вполне возможно, что здесь они встретились и проводили время вдали от всех, когда были настигнуты извержением. Девушка и молодой человек пытались спрятаться в знание и переждать природный катаклизм в тщетной надежде, что все это закончиться быстро. Когда на крыже стала собираться пемза, а деревянные перекрытия стали трещать под весом геологических пород любовники попытались убежать, но не успели. Крыша не выдержала и обрушилась. Молодые люди были вмиг погребены и сразу скончались.

Жертвы и тела в Помпеи
Жертвы и тела в Помпеи

Большинство жителей Помпеи погибли не от лавы и даже не от кусков геологических пород и пемзы, которые летели на город. Большинство людей погибли, задохнувшись ядовитыми газами от извержения. Тела многих жертв сохранили последние мучительные секунды жизни этих людей. Некоторые пытались закрыть себе лицо в предсмертных агониях. Их это, к сожалению, не спасло.

Тела погибших - мозг

Тела погибших - мозг

Необычное открытие было сделано доктором Пьером Паоло Петроне, профессором остеобиологии человека и судебной антропологии в Университетской клинике имени Федерико II в Неаполе, Италия. В предыдущей работе Петроне и его коллеги исследовали останки более 300 человек в Геркулануме, которые спрятались в Лодочные Доки во время извержения Везувия только для того, чтобы умереть от сильной жары вулканического взрыва.

Геркуланум находится примерно в 11 милях (20 километрах) от Помпеи, также погребенного в результате извержения, и находится ближе к базе Везувия. Эта близость к вулкану гарантировала, что люди в Геркулануме столкнулись с особенно ужасной судьбой: кипящей кровью, создавая сильное давление в их черепах, вызывая взрыв мозга в прямом смысле слова.

В своем новом исследовании Петроне и его соавторы исследовали жертву Везувия, который умер не на набережной, а на деревянной кровати в здании, известном как Коллегия Августа. Труп был найден в 1960-х годах, в куче вулканического пепла. Обгоревший скелет несет редкие остатки черепа, который лопнул во время извержения.

Команда обнаружила осколки стекловидного черного материала, находящиеся в остатках взорвавшегося черепа и разбросанные среди остатков полости черепа. Соавтор Пьеро Пуччи из Centro di Ingegneria Genetica-Biotecnologie Avanzate в Неаполе взял осколки мозговой ткани и проанализировал обнаруженные в ней белки.

Анализ выявил белки, которые, как известно, обнаруживаются в различных областях человеческого мозга, включая морщинистую кору головного мозга, которые отвечают за более высокие функции мозга, такие как принятие решений; миндалина, важная для эмоциональной обработки; и черная субстанция, которая помогает контролировать движение и наш ответ на вознаграждение. Пуччи также заметил жирные кислоты, которые обычно содержатся в жире для волос человека, наряду с триглицеридами, которые обычно встречаются в образцах тканей мозга.

Скелеты Помпеи

Далеко не все тела, найденные в Помпеи были превращены в гипсовые слепки. Иногда находят полные скелеты. Так недавно был найден труп молодого человека. Причина смерти понятна и без доктора, как говорится.


Гней Помпей Великий (лат. Gnaeus Pompeius Magnus (29 сентября 106 до н. э. — 29 сентября, 48 до н. э.), Гней Помпей по прозванию Великий — римский государственный деятель и полководец.

Биография

Родился в 106 до н. э. Отец его, Гней Помпей Страбон, был известным полководцем, но политическая карьера его была весьма неудачна. Состоя на службе у Суллы, он был естественным врагом Мария, Сертория, Цинны и пр., но в то же время неохотно стал во главе олигархического войска перед битвой при porta Collina, так как оптиматы отказали ему в консульстве на этот год (87 до н. э.). Молодой Помпей, начавший свою военную деятельность под командой отца, вместе с ним подвергся нерасположению партий, особенно по смерти отца, когда ему пришлось защищаться против предъявленного к последнему обвинения в хищении государственных денег (утайке добычи, взятой при завоевании Аскула). Однако, благодаря помощи Марция Филиппа и Квинта Гортензия, он выиграл дело перед претором Публием Антистием, который вскоре стал его тестем. Тогда же Помпей поступил на службу к Цинне, но так как ненависть к его отцу ещё не была забыта среди поборников революции, то скоро он вынужден был удалиться в свои поместья. В 83 г, когда Сулла высадился в Италии, Помпей решил перейти на его сторону и навербовал три легиона в Пиценском округе, где находились его земли и жители симпатизировали его семейству. Разогнав приверженцев Карбона, Помпей двинулся навстречу Сулле, по дороге разбил союзную армию Каррины, Клелия и Брута и взял много городов.

Сулла с радостью принял Помпея и наградил его титулом императора. Отправившись к Метеллу на север Италии, Помпей взял приступом Сену Галльскую, вместе с Крассом проник в Умбрию и при Сполеции разбил Каррину. Когда дело марианцев было потеряно и Сулла провозглашён диктатором, Помпей был осыпан наградами и особенно отличён Суллой, который развёл его с Антистией и женил на своей падчерице, Эмилии, разлучённой для этого с её первым мужем. В 82 г. Помпей был отправлен с сильным войском и 120 кораблями в Сицилию против Перпенны, который оставил остров; тогда же был схвачен и казнён Карбон. Разогнав остатки революционного войска в Сицилии, Помпей переправился в Африку, двинулся против Домиция Агенобарба и в сорок дней покончил с ним. Сулла послал ему письмо с приказанием распустить войско и ждать преемника, но солдаты, полюбившие Помпея, едва не подняли бунта. Боясь раздражить войско и его вождя, Сулла смолчал и даже приветствовал Помпея прозвищем Великого. В 79 г. Помпей, первый в римской истории, получил триумф, не будучи сенатором. По смерти Суллы (79) Помпей не примкнул ни к олигархической партии, ни к народникам: это была первая проба его гражданской беспринципности. Природа наделила его военными способностями, физической силой, энергией, выдержкой, храбростью; но в остальном он представлял собой заурядного римлянина. Он был застенчив, угловат, нерешителен, малообразован, большой формалист; жестокостью он не отличался и был хорошим семьянином. Деятельность его представляет ряд противоречий, и если он имел успех, то лишь благодаря военной славе, сделавшей имя его дорогим для массы народа.

В 77 г. Помпей был отправлен против Лепида на север Италии и осадил Мутину. Стеснённый Катулом и Помпеем, Лепид отплыл в Сардинию, где и умер. Не распуская армии, с которой воевал против Лепида, Помпей ожидал полномочий для отправки в Испанию, против Сертория; но так как он ещё не исправлял ни одной из гражданских должностей, то сенат медлил назначением и уступил только вынужденный необходимостью. Получив наместничество в восточной Испании — в Западной Испании в это время стоял с войском Метелл, — Помпей летом 77 г перешёл Альпы и осенью уже стоял на левом берегу Эбро. Серторий решил не допускать соединения противников и не пропускать Помпея за Эбро; но Помпей прорвал позицию врага и при Валенции разбил Геренния. В 75 г. Метелл двинулся в восточную Испанию для соединения с Помпеем; тем временем Серторий два раза разбил Помпея, и лишь благодаря Афранию — в первый раз, Метеллу — во второй, римляне не проиграли дела. В 74 и 73 г борьба продолжалась на р. Эбро с переменным успехом и закончилась в 72 г только вследствие смерти Сертория, которого убили его же офицеры. В 72 г отряды инсургентов были рассеяны Помпеем, Перпенна взят в плен, после чего большинство испанских городов открыли свои ворота Помпею.

Испанская война не дала Помпею новых лавров; он играл в ней второстепенную роль и не проявил прежней решительности и быстроты. Причиной этому было отчасти небрежное отношение к нему сената, не высылавшего своевременно денег и необходимых припасов и снарядов. Возвратясь в Италию, Помпей решил порвать с сенатской партией и соединиться с демократами, которым обещал, в случае достижения консульства, провести законы в демократическом духе, с целью ниспровержения Сулловой конституции.

Подойдя с войском к Риму, он потребовал себе консульства на 70 год и триумфа, а солдатам — участков; претендентом на второе консульское место выступил Красс. Выборы окончились победой Помпея; народные трибуны были восстановлены в своих правах, всадники получили одинаковое с сенаторами право участия в судах, цензуре возвращена прежняя власть. В руках Помпея было покорное войско, настроение народа было благоприятное, противники молчали; но он не отважился на решительный шаг и, достигнув ближайшей цели, распустил войско. По сложении с себя консульства Помпей жил частным человеком до 67 г, когда прошли два закона сторонника его Габиния: один — об отозвании Лукулла из Азии, где велась война с Митридатом, другой — о назначении главнокомандующего для освобождения моря от пиратов.

Взоры всех обратились на Помпея, для которого собственно и был предложен упомянутый закон. Главнокомандующему в предстоящей войне давалась на 3 года власть над всем Средиземным морем и береговой полосой по всей его окружности на 70 в. в глубину; ему предоставлялось право пригласить 15 сенаторов в звании преторов и 2 квесторов и производить неограниченный набор войска; он мог распоряжаться кассами столичной и провинциальными и получал единовременно 144 миллиона сестерциев. Несмотря на сильное противодействие оптиматов (Пизон, Катулл), избрание Помпея прошло при восторженных кликах народной массы; ему было даже разрешено увеличить вооружения и вместо 15 преторов дано в распоряжение 24.

Весной 67 г. Помпей, с войском, состоявшим из 120000 пехоты и 5000 всадников, и с 500 кораблями вышел в море, предварительно разделив его на 13 округов и вверив каждый отдельному легату, он решил прежде всего очистить от пиратов Сицилийские и Африканские воды, что ему удалось сделать в 40 дней. Затем с 60 лучшими кораблями он отправился к Киликии — главному гнезду пиратов, взял Антикраг, Краг, разорил становища и замки пиратов, захватил около 400 кораблей, истребил до 10000 человек и быстро закончил войну в области восточного бассейна. С лета 67 г торговля и жизнь вновь потекли обычным путём. Между тем, вследствие первого Габиниева закона Лукулл был отозван из Малой Азии и на место его отправлен Глабрион; но как раз к этому времени Помпей покончил с пиратами и ждал полномочий для войны с Митридатом. Один из его приверженцев, трибун Гай Манилий, внёс в народное собрание предложение о назначении Помпея наместником Вифинии и Киликии и о возложении на него войны против Тиграна и Митридата, с сохранением за ним прежних полномочий. Новый закон был принят народом с поразительным единодушием.

Никогда ещё в Риме такая громадная власть не сосредоточивалась в руках одного человека. Помпей заключил союз с парфянами, уступив Фраату Месопотамию, и устроил разрыв Митридата с Тиграном Арменийским. Кроме союзников, у Помпея было до 50000 войска. В 64 г. Помпей появился в Понте и стал брать города один за другим. Митридат, уклоняясь от битвы, уходил всё дальше на восток, но римляне настигли его при Никополе и разбили наголову. Это была последняя битва, в которой участвовал Митридат. С остатками свиты он бежал в Синорию, а оттуда направился к Тиграну, но, узнав, что последний назначил за его голову 100 талантов, решил искать помощи у сына, на севере Чёрного моря. Тем временем Помпей занял Армению и продиктовал Тиграну условия мира, по которым к римлянам отошли Финикия, Каппадокия, Сирия, Киликия, Софена и Кордуена. В 66 г вся Азия к западу от Евфрата была в руках римлян. В 65 г. Помпей прошёл победоносно по южному Кавказу и смирил восставшие племена альбанцев и иберийцев; затем он вернулся в Понт и овладел остальными городами, которые ещё оставались верными Митридату. Когда, в 63 г, умер Митридат, результат войны мог считаться обеспеченным. Помпею оставалось закрепить за собой сделанные завоевания, особенно на отдалённых окраинах, и организовать приобретённые области. Вновь были устроены провинции Вифиния и Понт, Киликия (с Памфилией и Исаврией) и Сирия (с Финикией и Палестиной).

В 61 г. состоялся триумфальный въезд Помпея в столицу, во время которого за его колесницей шли дети царей парфянского, арменийского и понтийского. Ему были оказаны неслыханные почести и, между прочим, дано право носить лавровый венок и триумфальную одежду. Однако, и на этот раз Помпей не дерзнул захватить власть и распустил легионы. С этого времени положение его в Риме стало колебаться; ни одна партия не хотела признать его своим. Ему отказали в консульстве на следующий год и не исполнили обещания дать наделы его ветеранам.

В это время на помощь ему явился Гай Юлий Цезарь, который, вооружившись против сенатской партии, искал поддержки Помпея, все ещё пользовавшегося влиянием в народе, а также Красса, и с их помощью выставил свою кандидатуру на консульство. Триумвират, по счёту первый, состоялся в 60 г, а в 59 г. Цезарь был консулом. В том же году были проведены законы, которыми утверждались сделанные Помпеем на востоке распоряжения и назначались его ветеранам земельные участки в Кампании. Благодаря войску, которое было в распоряжении триумвиров, расположению народной массы и поддержке всадников, которым были облегчены их откупные контракты, сенатская партия потерпела поражение и власть перешла в руки триумвиров. Тогда же, для скрепления союза, Цезарь отдал свою единственную дочь замуж за Помпея. Когда Цезарь отбыл в 58 г в Галлию, Помпей, во главе комиссии, занялся раздачей земель. Тем временем в Риме начались беспорядки, под руководством демагогов, из которых самым смелым был сторонник Цезаря, Клодий. Сам Помпей вскоре оказался в числе преследуемых; Клодий со своими шайками не раз нападал на него и держал в осаде его дом. Бездействие Помпея в Риме, ввиду подвигов Цезаря в Галлии, произвело переворот в общественном мнении. Когда Помпей, желая вернуть себе прежнюю власть и силу, предложил назначить его на 5 лет проконсулом для упорядочения хлебного вопроса, с предоставлением ему войска и казны, сенат принял это предложение со значительными урезками: П. не дали ни казны, ни войска, ни власти над памятниками. Уже с этого времени Помпей стал недружелюбно относиться к Цезарю, завидуя его возвышению и предвидя в нём опасного соперника. Между тем, опасаясь возвышения аристократической партии, с Катоном во главе, триумвиры съехались в 56 г в Луке.

Он провёл законы о подкупах, о буйствах и о праве наместничества в провинции лишь по истечении 5-летнего срока со времени сложения магистратуры. Между тем всё больше чувствовалась близость разрыва Помпея с Цезарем, особенно с тех пор как умерла жена Помпея, Юлия (53). Помпей старался сблизиться с сенатом, ища у него поддержки против усиливающегося могущества противника. В 52 г. Помпей женился на дочери Кв. Цепилия Метелла, Корнелии, и допустил, чтобы на 51 г были избраны в консулы два члена сенатской партии. Когда в 50 г. Цезарь потребовал себе консульства, Помпей открыто восстал против этого требования, ссылаясь на закон, запрещавший соединять магистратуру с промагистратурой, и предложил Цезарю сложить с себя управление Галлией и распустить легионы. В ответ на это Цезарь подкупил Куриона, сторонника оптиматов, через него предложил Помпею распустить свои войска и отказаться от наместничества в Испании. Помпей отвечал уклончиво; Курион предложил сенату решить вопрос категорически; большинство сената приняло предложение, которое было одобрено и народом. Оптиматам и Помпею оставалось только объявить войну Цезарю; Помпей получил полномочия производить набор войска. Несмотря на тактичное и осторожное, скорее примирительное поведение Цезаря, противоположная партия действовала с необдуманной горячностью, ведя дело к неминуемой войне. Когда в начале 49 г пришло письмо Цезаря, с предложением мира, предложение это было резко отвергнуто: Цезарю приказано было к определённому сроку распустить войска, под угрозой поступить с ним как с врагом отечества. Тогда же Помпей был назначен главнокомандующим всех сухопутных и морских сил, с неограниченной военной властью и с правом свободно распоряжаться казной. Цезарь принял вызов и перешёл Рубикон.

Предшественник:
Публий Корнелий Лентул Сура и
Гней Авфидий Орест
Консул Римской республики
(совместно с Марком Лицинием Крассом)
70 до н. э.
Преемник:
Квинт Гортензий и
Квинт Гортензий Метелл Кретик
Предшественник:
Гней Корнелий Лентул Марцеллин и
Луций Марций Филипп
Консул Римской республики
(совместно с Марком Лицинием Крассом)
55 до н. э.
Преемник:
Луций Домиций Агенобарб и
Аппий Клавдий Пульхр
Предшественник:
Гней Домиций Кальвин и
Марк Валерий Мессала Руф
Консул Римской республики
(совместно с Квинтом Цецилием Метеллом Пием Сципионом Назикой)
52 до н. э.
Преемник:
Сервий Сульпиций Руф и
Марк Клавдий Марцелл

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

75: Луций Октавий и Гай Аврелий Котта — 74: Луций Лициний Лукулл и Марк Аврелий Котта — 73: Марк Теренций Варрон Лукулл и Гай Кассий Лонгин — 72: Луций Геллий Публикола и Гней Корнелий Лентул Клодиан — 71: Публий Корнелий Лентул Сура и Гней Ауфидий Орест — 70: Гней Помпей Великий и Марк Лициний Красс — 69: Квинт Гортензий Гортал и Квинт Цецилий Метелл Кретик — 68: Луций Цецилий Метелл и Квинт Марций Рег, суффект — Сервилий Ватия — 67: Гай Кальпурний Пизон и Маний Ацилий Глабрион — 66: Маний Эмилий Лепид и Луций Волкаций Тулл — 65: Луций Аврелий Котта и Луций Манлий Торкват — 64: Луций Юлий Цезарь и Гай Марций Фигул — 63: Марк Туллий Цицерон и Гай Антоний Гибрида — 62: Децим Юний Силан и Луций Лициний Мурена — 61: Марк Пупий Пизон Фруги Кальпурниан и Марк Валерий Мессалла Нигер — 60: Квинт Цецилий Метелл Целер и Луций Афраний — 59: Гай Юлий Цезарь и Марк Кальпурний Бибул — 58: Луций Кальпурний Пизон Цезонин и Авл Габиний — 57: Публий Корнелий Лентул Спинтер и Квинт Цецилий Метелл Непот — 56: Гней Корнелий Лентул Марцеллин и Луций Марций Филипп — 55: Гней Помпей Великий во 2-й раз и Марк Лициний Красс во 2-й раз — 54: Луций Домиций Агенобарб и Аппий Клавдий Пульхр — 53: Гней Домиций Кальвин и Марк Валерий Мессалла Руф — 52: Гней Помпей Магн в 3-й раз и Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион — 51: Сервий Сульпиций Руф и Марк Клавдий Марцелл

drottnar аватар

Культурное наследие древнего города Помпеи невозможно переоценить, так как богатая культура и уникальная цивилизация горных племен юга Италии оказали огромное влияние на развитие целого региона. В связи с этим в 1997 было принято единогласное решение внести целый город в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История города Помпеи

IV век до н.э. ознаменовался входом Помпеи в состав могущественного Римского государства. Город еще долго оставался незначимой провинциальной территорией, однако именно в этот период начался грандиозный строительный бум. Старые кварталы осков оставили нетронутыми и гармонично включили в новый архитектурный проект уже римского Помпея.

В V веке до н.э. город достиг пика культурного, научного и архитектурного развития. Аккуратные мощеные улочки, богатые дома, украшенные живописью, централизованная система водоснабжения и отвода канализационных вод – Помпеи процветал. Восторг у гостей города вызывали фонтаны на каждом перекрестке, а также роскошные алтари, выполненные лучшими мастерами Помпеи. Наибольшего развития достигло изобразительное искусство, о чем свидетельствуют сложнейшие мозаики, дорогие фрески и непревзойденно выполненные статуи на центральных площадях города.

Центральным местом Помпея был так называемый Форум, где проходили все главные события в жизни города. Форум был не только деловым центром, но и важнейшей торговой и ремесленной площадкой Помпея. Здесь заседал городской совет, проходили церемонии и публичные суды. Пожалуй, это было единственное место в городе, где день и ночь бурлила жизнь.

Достопримечательности города Помпеи

Во II столетии до н.э. в городе уже сформировалась большая сеть достопримечательностей и туристических маршрутов. Отправной точкой любого тура всегда был Капитолий – священное здание в центре Форума. Шикарная каменная терраса перед входом в Капитолий (храм Юпитера) была священным местом, откуда вещали только посвященные жрецы.

Особое место в жизни каждого жителя Помпеи занимал храм Исиды. Здесь проходили службы и поклонения местным богам. Интересно знать, что древние римляне никогда не искореняли религию народов на завоеванных территориях. То же самое было и с Помпеем, когда он вошел в состав Римской империи: римляне пытались прислужиться перед идолами Осков и заслужить их милость. Таким образом, храм Исиды стал главным посредником между верой местных жителей и верованиями римлян.

Также следует отметить Большой театр Помпеи. Он был возведен в лучших традициях греческой архитектуры и вмещал до 5 тыс. зрителей. До наших дней дошла лишь часть достопримечательности с ложей для знати.

Трагедия города Помпеи

В 62 году город пережил ужасное землетрясение, в результате которого большинство сооружений было повреждено. За несколько лет Помпеи был полностью отстроен и вернулся к нормальной жизни, но не надолго… В августе 79 года началось извержения вулкана Везувий, который давно считался потухшим. На страницах летописцев очень четко описывался день, когда все началось: огромное облако из пепла поднялось над вулканом и двинулось на город. Через некоторое время черная туча полностью покрыла Помпеи. После этого началось сильнейшее землетрясение, которое рушило все архитектурные шедевры Помпеи - это был последний день существования огромного мегаполиса. Многие пытались спасти свое золото и сбережения, однако ядовитые испарения и обломки домов не оставляли шансов на спасение. Конечно, большинство населения успело покинуть территорию города, однако рабы, малоимущие и просто жадные жители Помпеи остались. На следующее утро Везувий уничтожил город. Метры пепла и лавы навсегда покрыли город.

Более XVII столетий о Помпее никто не вспоминал. И лишь в XVIII веке начались первые раскопки.

Сейчас недалеко от когда-то богатого Помпеи построен Неаполь, откуда можно поехать на экскурсию в музей под открытым небом Помпеи.


Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото

Длинный зал превращен в подобие уходящей в перспективу помпейской улицы, нечто вроде помпейской Виа дель Везувио. С двух сторон — стены домов в видеопроекции. Посреди — линия витрин с немногими музейными экспонатами. Половина улицы — античные Помпеи, половина — нынешние, археологические. Между ними устроен маленький амфитеатр, с которого открывается вид на типичный архитектурный пейзаж с вершиной Везувия на заднем плане.

Раз в четверть часа раздается театральный взрыв, над горой поднимается столп дыма, на экране идет каменный дождь, за ним на сцену врывается черное облако. Гаснет свет, Помпеи гибнут.

Экспозиция, посвященная античному городу Помпеи, в парижском выставочном комплексе Гран-Пале.

Экспозиция, посвященная античному городу Помпеи, в парижском выставочном комплексе Гран-Пале.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Экспозиция, посвященная античному городу Помпеи, в парижском выставочном комплексе Гран-Пале.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Мне вообще кажется, что нас не пугают, нас — предупреждают. Мы видим внутренний дворик богатого дома со статуей. Статуя — реальная, дворик с чашей фонтана в центре — диорама, обманка, но сразу узнается. Это перистиль Дома Веттиев. Один из самых известных помпейских домов, названия которым давали археологи последние три века. Среди них — Дом Трагического поэта, дом Хирурга, Дом Моралиста, Дом Парфюмера — согласно вещам и надписям, которые остались от хозяев. Дом Фавна, Дом Позолоченных Амуров, Вилла Мистерий — согласно фрескам, открытым на стенах и статуям, выкопанным из-под щебня. Ну и несколько домов, окрещенных согласно настроению землекопов.

Считалось ранее, что последний день Помпеев случился в августе. Но нам показывают видео с открытием граффити, доказывающих, что Везувий взорвался двумя месяцами позже. Значит, в августе город еще спокойно жил и люди были уверены, что, хотя земля уже десять лет кряхтит, но как-нибудь все обойдется, деды и отцы за нашу землю боролись аж восемь веков и незачем поддерживать панические настроения, когда есть дела поважнее.

Например, всепомпейское голосование — на стенах домов сохранились надписи, призывающие сограждан отдать свой голос, пока он у них есть.

Работали бары, кафе и предприятия быстрого обслуживания (всякие термополии, попины и каупоны), на Треугольном форуме обсуждали положение в Сирии и то, что в центральном лупанарии девки ведут себя, точно они не в борделе, а в храме Весты. Шли занимательные комедии и драмы в Большом и Малом театрах. Фанаты так разодрались на стадионе, что спортивные лиги лишили Помпеи права на проведение гладиаторских боев. А еще на днях подправили историю, приставив статуе одной прежней императорской жены (как раз той самой, что на выставке) голову более новой и прогрессивной. Как это может исчезнуть, вы смеетесь?

Помпеянцы и помпеянки предстают перед нами сначала в театре теней на стенах зала — пара тогдашних росгвардейцев, женщины с детьми, погонщик с навьюченным мулом, торговец с повозкой, а потом — в двух витринах под амфитеатром.

Здесь выставлены копии слепков тел. Согласно изобретенной в XIX веке технологии, оставшиеся пустоты заполняли гипсом и получали изображения людей, живших 19 веков назад, в таком точно виде, в каком застала их смерть. Сидящий мужчина, закрывший лицо руками, девушка, распростертая на полу, две обнявшиеся фигуры и рядом с ними собака — одна из тех, что, как говорят летописцы, лаяла и выла накануне.


Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Предметы в витринах — единственные музейные свидетельства о том, какой была жизнь всех этих людей. Вещи хорошо подобраны, хотя их немного. Весы с противовесами и бронзовые сосуды, в которые вплавились вулканические лапилли. Мраморный портрет девушки — из Дома Золотых Амуров. Круглое ручное зеркальце, косметические инструменты и сосуды для ароматических масел. Золотые украшения на руки, на голову, на шею. Мраморный зайчик, лежавший на краю фонтана на Виа дель Везувио. Две длинные флейты. Рельеф, на котором Вакх и Ариадна весело соображают на троих с сатиром. Несколько пригоршней амулетов, которые должны были сохранить здоровье и счастье.

Половина интерактивных установок закрыта, потому что нельзя ничего трогать без перчаток, умрешь на месте.


Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Читайте также: