Какие органы осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление

Обновлено: 19.09.2024

Летние православные детские лагеря организуются во многих епархиях Русской Православной Церкви. Некоторые из них имеют многолетнюю историю существования, создаются на базе крупных приходов, воскресных школ и центров духовно-нравственного образования.

Организаторам православного отдыха при подготовке и проведении православных лагерей и иных объектов православного отдыха НАДЛЕЖИТ НЕУКОСНИТЕЛЬНО СОБЛЮДАТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

– загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и др.), санаторно-оздоровительные детские лагеря, – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления;

– лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

предоставлять услуги отдыха и оздоровления детей может только юридическое лицо либо специально созданное под эти цели (основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления) в любой организационно-правовой форме, либо образовательная организация, имеющая лагерь в качестве структурного подразделения.

Требования к деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления закреплены в Примерных положениях, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 656.

В частности, данным Приказом утверждены следующие примерные Положения:

– Примерное положение об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия;

– Примерное положение о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);

– Примерное положение о детских лагерях труда и отдыха;

– Примерное положение о детских лагерях палаточного типа;

– Примерное положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности.

Можно выделить следующие основные общие требования к деятельности организаций отдыха детей, независимо от вида:

– деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством во взаимодействии с заинтересованными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, а также с общественными организациями и объединениями;

– осуществление культурно-досуговой, туристической, краеведческой, экскурсионной деятельности;

– организация размещения, проживания, питания детей;

– обеспечение безопасных условий жизнедеятельности детей;

– организация оказания медицинской помощи детям в период их пребывания;

– осуществление психолого-педагогическую деятельности, направленной на улучшение психологического состояния детей и их адаптацию к условиям детского центра;

– право организации на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии);

– дети направляются в организацию при отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания ребёнка в детском лагере;

– пребывание детей в детском центре регулируется законодательством Российской Федерации и договором об организации отдыха и оздоровления ребенка, заключённым с родителями (законными представителями) детей;

– условия размещения, устройства, содержания и организации работы детского лагеря должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, требованиям противопожарной и антитеррористической безопасности;

– при приёме на работу в детский лагерь работники проходят инструктажи по технике безопасности, охране труда, правилам пожарной безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, антитеррористической безопасности, предупреждению несчастных случаев с детьми;

– руководитель и работники детского центра несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за пребывание детей в детском лагере, их жизнь и здоровье.

Перечень весьма обширный и состоит из следующих позиций:

Кроме того, выпущены подробные рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей (письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. № ПЗ-765/09 [1], письмо Министерства образования и науки РФ от 10 мая 2018 г. № Пз-719/09 [2]).

об организации отдыха и оздоровления ребенка

(место заключения договора) (дата заключения договора)

(полное наименование организации отдыха детей и их оздоровления)

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя Организации), действующего на основании ________________________________________________,

(наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя Организации) с одной стороны, и ________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребёнка, дата рождения)

заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.. Предмет Договора:

1.1. По настоящему Договору Организация обязуется оказать услуги по организации и обеспечению отдыха и оздоровления Ребенка по приложению к настоящему Договору (далее – услуги), а Заказчик обязуется оплатить услуги в порядке и сроки, указанные в настоящем Договоре .

1.2. Сроки оказания услуг Организацией (далее – период смены):

(период проведения смены, количество дней).

1.3. Место оказания услуг Организацией: _______________________________

___________________________________________________________________________ (указать адрес места оказания услуг).

Отдельные виды услуг могут быть оказаны Организацией вне указанного в настоящем пункте места оказания услуг Организацией при предварительном уведомлении Заказчика и его письменном согласии.

1.4. Организация оказывает услуги по настоящему Договору самостоятельно.

При оказании услуг Организация вправе привлекать третьих лиц для совершения определенных действий в рамках оказания услуг.

2.1. Организация обязана:

2.1.1. Знакомить Заказчика с условиями размещения Ребёнка в Организации, уставом Организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности (при наличии), образовательными программами (при наличии), нормативными правовыми актами, касающимися организации и осуществления деятельности Организации;

2.1.2. Обеспечить оказание услуг Ребёнку работниками Организации, которые соответствуют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;

2.1.3. Обеспечить необходимые условия для пребывания в Организации Ребёнка, нуждающегося в необходимости соблюдения назначенного лечащим врачом Ребёнка режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания) (далее – режим лечения) , в том числе наличие врача-педиатра, а также условия для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в Организацию законными представителями Ребёнка [4];

2.1.4. Обеспечить Ребёнку доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Организации и предоставляемым услугам, в том числе Ребёнку-инвалиду или Ребёнку с ограниченными возможностями здоровья ;

2.1.5. Незамедлительно сообщать Заказчику о несчастных случаях, произошедших с Ребёнком, а также о случаях заболевания или травмы Ребёнка и обстоятельствах, которые могут нанести вред физическому и (или) психологическому здоровью Ребёнка;

2.1.6. Обеспечить оказание первой помощи Ребёнку лицами, обязанными оказывать первую помощь и имеющими соответствующие подготовку и (или) навыки, и в случае необходимости транспортировку Ребёнка в медицинскую организацию до оказания медицинской помощи Ребёнку при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих его жизни и здоровью [5];

2.1.7. Довести до сведения Ребёнка в доступной ему форме информацию о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка, правил пользования имуществом Организации и личными вещами детей, находящимися в Организации, о проводимых Организацией социально-культурных, оздоровительных и иных мероприятиях, о необходимости соблюдения Ребёнком мер личной безопасности в местах оказания услуг Организацией при перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, а также соблюдения назначенного лечащим врачом режима лечения в случае, указанном в подпункте 2.3.3 пункта 2.3 настоящего Договора;

2.1.8. Довести до сведения Ребёнка в доступной ему форме информацию, касающуюся получения в период оказания услуг Организацией Ребёнком первой помощи и медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

2.2. Организация вправе:

2.2.1. Отказать в приеме Ребёнка в Организацию в случае непредставления в определенный Организацией срок документов, указанных в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 настоящего Договора;

2.2.2. Требовать от Заказчика возмещения вреда, причиненного Ребёнком Организации.

2.3. Заказчик обязан:

2.3.1. При оказании Организацией услуг за плату осуществить своевременно оплату услуг в размере и порядке, определенных настоящим Договором ;

2.3.2. Предоставить Организации в определенный ей срок следующие документы:

– копию документа, удостоверяющего личность Ребёнка;

– копию полиса обязательного медицинского страхования Ребёнка;

– медицинскую справку о состоянии здоровья Ребёнка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления [6];

2.3.3. Сообщить Организации о необходимости соблюдения Ребёнком назначенного лечащим врачом Ребёнка режима лечения;

2.3.4. Обеспечить Ребёнка необходимой по сезону одеждой, обувью и гигиеническими принадлежностями, перечень которых доводится Организацией до сведения Заказчика, в том числе путем размещения на официальном сайте Организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2.3.5. Обеспечить перевозку Ребёнка до определенного Организацией места сбора детей в сроки, установленные Организацией.

2.4. Заказчик вправе:

2.4.1. Получать информацию от Организации по оказанию данной Организацией Ребёнку услуг;

2.4.2. Знакомиться с документами, регламентирующими деятельность Организации, права и обязанности Заказчика и Ребёнка, а также с условиями размещения и правилами посещения Ребёнка в Организации;

2.4.3. Самостоятельно обеспечить организацию перевозки Ребёнка к месту оказания услуг Организацией и обратно;

2.4.4. Требовать от Организации возмещения ущерба и вреда, причиненного Организацией Ребёнку.

3.1. Стоимость услуг Организации составляет ___________________________

______________________________________________ (__________________) рублей.

3.2. Оплата производится в срок _______________________________________

(время и способ оплаты, например, не позднее определенного числа периода, подлежащего оплате, или не позднее определенного числа периода, предшествующего (следующего) за периодом оплаты)

за наличный расчет/в безналичном порядке на счет, указанный в разделе 7 настоящего Договора.

4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, возникших после заключения Договора, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

4.3. Ответственность за пребывание Ребёнка в Организации, его жизнь и здоровье несут руководитель и работники Организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев пребывания Ребёнка в Организации с родителем (законным представителем) Ребёнка.

5.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон.

5.2. Изменения к настоящему Договору оформляются дополнительными соглашениями, являющимися его неотъемлемой частью, и действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

5.3. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно по взаимному письменному соглашению Сторон.

5.4. Действие настоящего Договора прекращается по инициативе Заказчика, если Организацией нарушены существенные условия Договора, в том числе сроки оказания услуг и качество предоставляемых услуг.

5.5. Действие настоящего Договора прекращается по инициативе Организации в случаях:

а) невозможности надлежащего оказания услуг вследствие систематического или однократного грубого нарушения Ребёнком правил внутреннего распорядка и правил пребывания в Организации, установленных Организацией;

б) представления Заказчиком недостоверных документов о Ребёнке, указанных в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 настоящего Договора.

5.6. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в любое время при условии оплаты Организации фактически понесенных ей расходов по предоставлению услуг.

5.7. Организация вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии полного возмещения Заказчику убытков.

6.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств в сроки, установленные настоящим Договором.

6.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

6.3. Споры, возникающие между Сторонами по настоящему Договору, разрешаются Сторонами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.4. В случае неурегулирования разногласий путем переговоров споры между Сторонами разрешаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.5. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.

6.6. При выполнении условий настоящего Договора, а также в случаях, не урегулированных настоящим Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

1. Утвердить прилагаемые Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей (далее - основы).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации основ;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию основ.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач в сфере отдыха и оздоровления детей руководствоваться положениями основ.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

I. Общие положения

Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и законные интересы ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека, исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности и защищает права детей на отдых и оздоровление.

Организация отдыха и оздоровления детей - неотъемлемая часть социальной политики государства.

Поднимаемые на государственном уровне вопросы в сфере отдыха и оздоровления детей еще раз актуализируют проблемы повышения качества и безопасности оказываемых услуг в этой сфере и удовлетворенности детей и их родителей (законных представителей) такими услугами.

В Российской Федерации сфера отдыха и оздоровления детей регулируется посредством взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с координацией их деятельности, реализации функций государственного контроля, информационного обеспечения и повышения уровня материально-технического оснащения организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

В Российской Федерации в целом сложилась и действует система организации отдыха и оздоровления детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также в занятиях физической культурой, спортом, туризмом учитываются при реализации программ проведения смен в детских лагерях. В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного повышения качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей.

На территории Российской Федерации проживают более 15 миллионов детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2016 году в Российской Федерации работало 51,9 тыс. детских оздоровительных лагерей, из них загородные оздоровительные лагеря - более 2,4 тыс., санаторно-оздоровительные лагеря - около 0,7 тыс., оздоровительные лагеря с дневным пребыванием - более 41,7 тыс., лагеря труда и отдыха - более 4,9 тыс. и палаточные лагеря - более 1,9 тыс. Их услугами в 2016 году воспользовались 8,68 миллионов детей.

Вместе с тем существуют проблемы негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски организации отдыха и оздоровления детей. К таким факторам относятся необходимость совершенствования законодательной и иной нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления при возросших требованиях со стороны родителей (законных представителей) детей, направляемых на отдых и оздоровление в указанные организации, в том числе к образовательному компоненту сферы отдыха и оздоровления детей, зачастую недостаточный профессиональный уровень педагогических кадров.

В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организаций отдыха и оздоровления детей", которым предусмотрено разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха и оздоровления детей;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха и оздоровления детей;

по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Эффективная реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивает устойчивый рост доступности получения и повышение качества услуг в указанной сфере, развитие вариативности программ отдыха и оздоровления детей в соответствии с задачами и приоритетами, определенными государством, рост числа детей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильного и независимого государства.

Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей (далее - основы) разработаны в целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.

Главным результатом реализации основ должны стать обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.

Основы определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.

Государственное регулирование организации отдыха и оздоровления детей - это комплекс мер и действий, применяемых государством для установления основных процессов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

II. Цели и задачи государственного регулирования
и государственного контроля организации отдыха
и оздоровления детей

Целями государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для организации качественного и доступного отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование законодательных и нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей уполномоченными контрольно-надзорными органами в установленных сферах деятельности;

обеспечение организаций отдыха и оздоровления детей профессиональными кадрами;

развитие инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей;

формирование образовательной и воспитательной идеологии с учетом многонациональной основы государства;

совершенствование межведомственной системы обеспечения государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей;

повышение доступности услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

формирование информационного поля, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и гражданами, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах повышения качества услуг по организации отдыха и оздоровления детей.

Задача совершенствования законодательных и нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей потребует:

внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей;

установления порядка организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации;

утверждения перечня сведений, включаемых в реестры организаций отдыха и оздоровления детей;

утверждения перечня типов организаций отдыха и оздоровления детей и показателей отнесения к тому или иному типу указанных организаций;

утверждения примерной формы договора об отдыхе и оздоровлении ребенка.

Задача по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей уполномоченными контрольно-надзорными органами в установленных сферах деятельности предусматривает выполнение следующих мероприятий:

организация и проведение плановых и внеплановых проверок организаций отдыха и оздоровления детей;

систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при оказании организациями отдыха и оздоровления детей услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Задача обеспечения организаций отдыха и оздоровления детей профессиональными кадрами предусматривает выполнение следующих мероприятий:

формирование профессиональных компетенций специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей;

повышение общественного статуса специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей.

Задача развития инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей предусматривает выполнение мероприятий, направленных на сохранение и развитие объектов (зданий, сооружений, строений и других объектов) и иной инфраструктуры, предназначенной для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.

Задача формирования образовательной и воспитательной идеологии с учетом многонациональной основы государства предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка и внедрение программ отдыха и оздоровления детей, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, разработанных в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

поддержка программ отдыха и оздоровления детей, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, направленных на формирование активной гражданской позиции, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных народов и национальностей и укрепление нравственных ценностей;

развитие вариативности программ отдыха и оздоровления детей;

консолидация возможностей педагогического сообщества, органов государственной власти, детских и молодежных общественных и общественно-государственных организаций и объединений, специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей для совершенствования системы воспитания детей в Российской Федерации.

Задача совершенствования межведомственной системы обеспечения государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей предусматривает выполнение следующих мероприятий:

формирование межведомственных рабочих, экспертных групп по организации отдыха и оздоровления детей;

формирование системы общественного контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

развитие системы поддержки некоммерческих, социально ориентированных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Задача повышения доступности услуг по организации отдыха и оздоровления детей предусматривает развитие механизмов информирования заинтересованных категорий граждан о возможностях организации отдыха и оздоровления детей.

Задача формирования информационного поля, интенсификации механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и гражданами, а также повышения эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах повышения качества услуг по организации отдыха и оздоровления детей предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка и внедрение программ и проектов, посвященных организации отдыха и оздоровления детей;

системная поддержка программ и проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных народов и национальностей и укрепление нравственных ценностей.

III. Основные принципы в сфере организации отдыха
и оздоровления детей

Деятельность органов государственной власти и организаций отдыха и оздоровления детей по вопросам в указанной сфере основывается на следующих принципах:

законность и соблюдение прав семьи и ребенка;

приоритет интересов личности ребенка в организации отдыха и оздоровления детей;

содействие развитию личности и ее социально активной позиции;

приоритет безопасности ребенка при нахождении в организациях отдыха и оздоровления детей;

доступность услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

конфиденциальность информации о ребенке и его семье;

информационная открытость и ответственность организаций отдыха и оздоровления детей;

ответственность родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

IV. Механизмы реализации основ

В рамках реализации основ планируется внедрение наиболее эффективных механизмов взаимодействия всех заинтересованных органов и организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволяющих совершенствовать процесс организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации и улучшения его качественных характеристик. К таким механизмам относятся правовые, организационные, информационные, научно-аналитические и социальные механизмы.

Правовыми механизмами реализации основ являются:

совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

развитие системы государственно-частного партнерства в целях вовлечения в организацию отдыха и оздоровления детей бизнес-сообществ, общественных объединений и организаций, а также граждан.

Организационными механизмами реализации основ являются:

развитие механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

проведение ежегодного мониторинга оздоровительных кампаний в Российской Федерации;

подготовка ежегодного доклада об организации отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации;

формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров организаций отдыха и оздоровления детей;

финансовое обеспечение государственных и муниципальных организаций отдыха и оздоровления детей за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Информационным механизмом реализации основ является информирование граждан об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и средства массовой информации.

Научно-аналитическими механизмами реализации основ являются:

расширение практики системных научных исследований по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

проведение международных, всероссийских, региональных и межрегиональных научно-практических, учебно-методических

конференций, семинаров и форумов по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

проведение научных исследований по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, подготовки педагогических кадров для организаций отдыха и оздоровления детей на федеральном и региональном уровнях.

Социальными механизмами реализации основ являются:

создание необходимой инфраструктуры в организациях отдыха и оздоровления детей для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование системы общественного контроля над деятельностью организаций отдыха и оздоровления детей.

Порядок обеспечения детей путевками на оздоровление и санаторно-курортное лечение с участием средств ФСС.

С 2010 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей планироваться не будут.

Если раньше отдых ребенка в значительной степени зависел от места работы его родителей (путевки в лагеря распределялись через систему социального страхования), то теперь главным становится место жительства ребенка и его потребности.

Учитывая, к какой категории относится ребенок и в чем он нуждается: просто в каникулярном отдыхе или в оздоровлении, новое законодательство четко разделило полномочия по проведению детской оздоровительной кампании.

С 2010 года за организацию отдыха детей в период каникул отвечают муниципалитеты (районы, городские округа)

На уровне субъектов РФ организуется круглогодичное санаторное оздоровление детей с хроническими заболеваниями, а также – круглогодичный отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сирот, инвалидов, детей из малоимущих семей, детей, состоящих на учете в КДН). В регионах РФ определены уполномоченные организации, которые будут отвечать за проведение детского отдыха в 2010 году. Это, как правило, исполнительные органы системы образования, социальной защиты и по работе с молодежью.

О выделении путевок на оздоровление детей работнику - родителю или лицу, его заменяющему

Для получения путевок в детский санаторий и оздоровительные лагеря (как в загородные, так и в санаторные) родителям или лицам, их заменяющим (осуществляющим опеку (попечительство) в установленном порядке) необходимо обратиться с заявлением в комиссию или к уполномоченному по социальному страхованию по месту работы.

Размер компенсации в различных субъектах РФ определен от 50 до 90% стоимости дестких путевок. Порядок получения частичной компенсации стоимости путевок Организациями, закупившими путевки для оздоровления детей граждан, работающих в этих организациях, определен нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

В Московской области частичная компенсация стоимости путевок организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется за фактически приобретенные путевки при предоставлении следующих документов:

  • копии платежного поручения, подтверждающего оплату путевок, с отметкой банка или иной кредитной организации об их исполнении;
  • копии договора на приобретение путевок либо на оказание соответствующих услуг;
  • копии отрывного талона к путевке или иного документа, подтверждающего пребывание ребенка в оздоровительной организации;
  • выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или нотариально заверенные копии указанных документов, полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня представления документов для получения частичной компенсации;
  • информации для получения средств на частичную компенсацию стоимости путевок в оздоровительные организации по форме согласно приложению № 2 к Порядку;
  • списка детей по форме согласно приложению №3 к Порядку.

В 2011 году величина стоимости путевки, применяемая в Московской области (не превышающем 50 процентов от стоимости путевки, но не более величины, установленной Правительством Московской области) для расчета размера частичной компенсации ее стоимости составляет :

в санаторно-курортных организациях, в том числе в санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, за 21 день пребывания в размере 12600,0 руб.;
в организациях отдыха за 21 день пребывания в размере 11445,0 руб.

Детский оздоровительный лагерь

  • Свидетельство о государственной регистрации
  • Устав или положение о структурном подразделении - загородном стационарном детском оздоровительном лагере
  • Акт приемки лагеря
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии учреждения действующим санитарным правилам:

Детский санаторий, детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия

Порядок направления детей в санатории и приобретения путевок

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей приобретаются работодателями самостоятельно в соответствии с установленными объемами средств, на основании заявлений работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

1. Утвердить положение о городской межведомственной комиссии по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

2. Утвердить состав городской межведомственной комиссии по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

3. Главам администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан с участием профсоюзных и иных общественных объединений:

3.1. организовать информационную работу с организациями, предприятиями и учреждениями, находящимися на территории района, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы по осуществлению отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях;

3.2. привлекать для развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей частные инвестиции;

3.3. организовать отдых, оздоровление и занятость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, детей инвалидов, детей из многодетных, малообеспеченных семей, работников бюджетных организаций, подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органах внутренних дел, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

3.4. организовать бесплатный проезд детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к местам отдыха и оздоровления и обратно;

3.5. принять меры по обеспечению безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

3.6. принять меры по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления, контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

3.7. создать районные межведомственные комиссии по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, не позднее 30 апреля текущего года.

4. Председателям районных межведомственных комиссий по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи:

4.1. разработать и утвердить соответствующие районные программы, предусмотрев в них мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы муниципальных загородных оздоровительных организаций;

4.2. использовать в полном объеме и по целевому назначению средства, выделенные из бюджета Республики Башкортостан, бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании;

4.4. организовать работу лагерей дневного пребывания на базе образовательных организаций городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

4.5. создать в общеобразовательных учреждениях детские лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием из числа учащихся (работа на пришкольных участках, библиотеках, участие в благоустройстве учебных кабинетов, мастерских, работа по озеленению и благоустройству дворов и т.д.) и организовать их деятельность с учетом требований охраны труда;

4.6. совместно с центрами занятости населения районов города Уфы Республики Башкортостан принять меры по организации рабочих мест для временного трудоустройства подростков в возрасте 14-18 лет в учреждениях и предприятиях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе подростков с девиантным поведением, состоящих на профилактическом учете;

4.7. расширить практику организации малозатратных форм отдыха в период летних каникул: походы выходного дня, многодневные походы, экспедиции, детские площадки в соответствии с действующим законодательством;

4.8. обеспечить реализацию мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период каникул;

4.10. представлять еженедельно в летний период в уполномоченный орган по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан информацию о ходе организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

5. Рекомендовать организациям - балансодержателям, руководителям учреждений и организаций, задействованных в обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи:

5.1. провести инвентаризацию имущества и подготовку к открытию детских оздоровительных учреждений всех типов;

5.2. совместно с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, связи принять меры по функционированию инженерных коммуникаций, по бесперебойному снабжению электроэнергией, водой и обеспечению телефонной связью в местах дислокации детских оздоровительных учреждений;

5.4. организовать акарицидную обработку, проведение мероприятий по борьбе с грызунами и насекомыми в местах размещения детских лагерей и учреждений;

5.5. обеспечить антитеррористическую защищенность, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;

5.6. обеспечить соответствие квалификации работников организаций отдыха и оздоровления соответствующим профессиональным стандартам или квалифицированным требованиям в соответствии с трудовым законодательством;

5.7. принять меры по заключению договоров на медицинское обслуживание детских оздоровительных учреждений;

5.8. обеспечить детские оздоровительные учреждения необходимым оборудованием, мебелью, посудой, инвентарем, дезинфицирующими и моющими средствами, оснастить медицинские пункты и медицинские кабинеты - медицинскими изделиями, медикаментами и перевязочным материалом;

5.9. принять меры по первоочередному обеспечению детских оздоровительных учреждений продуктами питания, установить контроль за их качеством и необходимым ассортиментом;

5.10. обеспечить контроль охраны жизни и здоровья детей в период пребывания их в детских оздоровительных учреждениях, проведения экскурсий и походов, массовых культурно-спортивных мероприятий, соблюдение техники безопасности при перевозках организованных групп детей по маршрутам следования к местам отдыха и обратно;

5.11. осуществлять меры по предупреждению детского травматизма и пожаров в местах отдыха детей;

5.12. в целях обеспечения прав и гарантий ребенка на безопасный отдых осуществлять страхование жизни и здоровья детей на период их пребывания в детских оздоровительных организациях за счет собственных или привлеченных средств;

5.14. согласовывать воспитательные программы деятельности детских организаций отдыха детей и их оздоровления с Управлением образования, Комитетом по делам молодежи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

5.15. проводить на базе загородных оздоровительных организаций не менее трех детских заездов.

6. Городской межведомственной комиссии по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи разработать и утвердить городскую план-программу по подготовке и организации оздоровительной работы.

7. Управлению образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с администрациями районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

7.1. разработать планы мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, предусмотрев максимальный охват детей различными формами отдыха;

7.3. практиковать проведение семинаров для руководителей загородных оздоровительных лагерей, начальников центров с дневным пребыванием детей, а также вожатых;

7.4. проводить ежемесячные мониторинги обеспеченности кадрами организаций, осуществляющих отдых и (или) оздоровление детей;

7.5. обеспечить принятие документов в образовательных организациях и учреждениях отдыха и оздоровления по организации оздоровительной кампании, назначить ответственных лиц по организации контроля работы и оказанию методической помощи;

7.6. осуществлять контроль за качеством отдыха детей в детских оздоровительных учреждениях с привлечением специалистов администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан с составлением актов;

7.7. обеспечить работу подведомственных учреждений по организации отдыха детей и подростков по месту жительства;

7.8. обеспечить финансирование мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Б ашкорто стан.

8. Управлению по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

8.1. разработать планы мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8.2. довести до администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан квоты на отдых детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

8.3. обеспечить формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для организации отдыха;

8.4. определить порядок и ответственных лиц за организацию отдыха, оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8.5. осуществлять контроль за качеством отдыха и количеством детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, во время пребывания в детских оздоровительных организациях с привлечением специалистов администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан с составлением актов;

8.6. обеспечить финансирование мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, находящихся под опекой и попечительством за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

9. Комитету по делам молодёжи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно со структурными подразделениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрациями районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

9.1. сформировать реестр организаций отдыха и их оздоровления для размещения на официальном сайте Управления образования и актуализировать по мере необходимости, но не реже одного раза в год;

9.2. разработать планы мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодежи, предусмотрев максимальный охват детей различными формами отдыха;

9.3. практиковать проведение семинаров для руководителей профильных смен в загородных оздоровительных лагерях, начальников центров с дневным пребыванием детей, вожатых;

9.4. обеспечить организацию отдыха для отдельных категорий подростков и воспитанников подростковых клубов, относящихся к детям- сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством;

9.5. обеспечить работу подведомственных учреждений по организации отдыха детей и подростков по месту жительства;

9.6. обеспечить финансирование мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

10. Управлению по физической культуре и спорту Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

10.1. разработать планы спортивных мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, предусмотрев максимальный охват детей различными формами отдыха;

10.2. совместно с Управлением образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан организовать оздоровление воспитанников спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва, осуществлять работу по расширению сети детских туристских маршрутов и походов выходного дня;

10.3. предусмотреть совместно с администрациями районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан для организованных групп детей использование спортивных учреждений;

10.4. обеспечить финансирование мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

11. Отделу охраны здоровья населения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить организационно-методическое руководство, координацию работ по медицинскому обслуживанию в период оздоровительной кампании.

12. Отделу по работе с ветеранами и инвалидами Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан организовать отдых и оздоровление детей инвалидов в загородных оздоровительных лагерях, санаторных учреждениях.

13. Управлению потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с администрациями районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществлять координационную работу по организации питания в местах отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

14.1. организовать обследование и очистку мест купания и другие мероприятия по обеспечению безопасного пребывания детей и подростков на воде с выдачей соответствующих заключений, а также контроль за работой спасательных постов на пляжах;

14.2. обеспечить проведение профилактических мероприятий в учреждениях отдыха и оздоровления по безопасному поведению на воде.

15.1. осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности в местах дислокации учреждений отдыха и оздоровления детей;

15.2. обеспечить проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности.

17. Государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Уфы в период летних каникул обеспечить проведение профориентационных мероприятий в учреждениях отдыха и оздоровления.

18. Информационно-аналитическому управлению - пресс-службе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан организовать освещение хода подготовки и организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в средствах массовой информации.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан А.Н. Сулейманову.

Читайте также: