Какой размер максимально возможного уменьшения междусменного отдыха для работников путевой машинной

Обновлено: 19.09.2024

37. Работникам железнодорожного транспорта в соответствии с перечнем должностей, определенных коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, может быть установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, за исключением работников, обслуживающих пассажирские поезда, поездных электромехаников, а также начальников, механиков-бригадиров пассажирских поездов, не несущих сменного дежурства, рабочее время которых определяется так же, как у проводников пассажирских вагонов поезда.

38. Для работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны, применяется суммированный учет рабочего времени, а при необходимости рабочий день, разделенный на части. При нахождении в поездке рабочее время и время отдыха данных работников, за исключением проводников, регулируется начальником вагона или его заместителем.

В поездке продолжительность работы (смены) работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны, не должна превышать 12 часов в сутки, а при работе по месту приписки вагона – 8 часов при пятидневной рабочей неделе.

39. Работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со статьей 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

40. Дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графике сменности.

Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.

41. Предоставление, как исключение, дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться:

а) с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, – за период не более чем две рабочих недели. При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, определяемому в порядке, предусмотренном пунктом 39 настоящего Положения;

б) для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) – за период не более чем две недели, а при потурном учете – за все время туры;

в) проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, – за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца – за время поездки;

г) бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ – за время поездки.

42. Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов – 12 часов) не допускается.

50. В период массовых пассажирских перевозок (июнь – сентябрь) работодателем, с учетом мнения представительного органа работников, может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов – 2 суток, кассиров билетных – 12 часов.

Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.

Неиспользованное время междусменного отдыха, определяемое в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения, должно быть компенсировано работникам бригад пассажирских поездов, кассирам билетным железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

51. В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути, в отдельных случаях, с их письменного согласия, и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц.

Неиспользованное время полагающегося междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам путевых машинных станций и машинистам железнодорожно-строительных машин дистанций пути путем предоставления дополнительного времени отдыха по окончании летних путевых работ, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

Статья 107 ТК РФ определяет основные виды времени отдыха работников, среди которых присутствует ежедневный (междусменный) отдых. В федеральном законе отсутствует норма о порядке его предоставления и продолжительности. Однако по окончании рабочей смены у работника возникает право на получение междусменного отдыха. Работодатель должен освободить сотрудника от исполнения трудовых обязанностей и предоставить ему право распоряжаться свободным временем на собственное усмотрение.
При сменной работе право на ежедневный (междусменный) отдых у работника возникает после отработки им установленной нормы часов. При нормальной продолжительности рабочего времени — нормой является не более 8 часов в день и 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ). Она может варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Работник может привлекаться к работе сверх нормы, например, на условиях внутреннего совместительства. В таком случае рабочая смена не должна продолжаться более 12 часов. При ненормированном графике рабочий день сотрудника не должен быть более 12 часов.

Таким образом, при любом графике, по истечении 12 часов рабочего времени сотрудники имеют право на ежедневный отдых между сменами. Работодатель, соответственно должен его предоставить. В случае отказа, работник реализует свои права собственными действиями.

Продолжительность ежедневного междусменного отдыха: норма

Статья 107 ТК РФ определяет основные виды времени отдыха работников, среди которых присутствует ежедневный (междусменный) отдых. В федеральном законе отсутствует норма о порядке его предоставления и продолжительности. Однако по окончании рабочей смены у работника возникает право на получение междусменного отдыха.

Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена.

А теперь представим, что может случиться с водителем, который поспал всего несколько часов и вовремя не смог отреагировать на сложную ситуацию в процессе дорожного движения. Если он даже на долю секунды вывернет руль позже, могут пострадать люди. Или вспомним конвейер, где от быстроты рук сотрудников зависит не только качество выпускаемой продукции, но и их безопасность.

Аналогичные правила действуют при привлечении работника к суточным дежурствам. В этом случае рабочий день длится у работника сутки, то есть 24 часа. По окончании дежурства работник имеет право на междусменный отдых продолжительностью, равной двум отработанным сменам, то есть 48 часов.

Продолжительность отдыха между сменами

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в федеральном законе не определена. Однако, при сменном графике перерыв не может быть менее двойной продолжительности рабочего времени в предшествующей отдыху смене. Так, при нормальной продолжительности рабочей смены в 8 часов и использовании поденного учета рабочего времени, сотрудник должен отдыхать не менее 16 часов. Данный баланс нарушается при привлечении работника к работе сверх нормы. Но и в этом случае сотруднику гарантируется минимальный ежедневный (междусменный) перерыв, равный отработанному времени.

Аналогичные правила действуют и при привлечении сотрудника к суточным дежурствам. Его рабочий день в таком случае длится 24 часа. По окончании дежурства работник имеет право на полноценный междусменный отдых, равный 48 часам. В исключительных случаях, по согласованию с работником, перерыв может быть сокращен до 24 часов, то есть до продолжительности отработанной им смены.

Таким образом, в качестве минимума ежедневного (междусменного) отдыха, установленного законодательно, выступает величина отработанных сотрудником часов накануне в рабочую смену или день. Меньшей продолжительности ТК РФ не допускает, поэтому данный норматив следует строго соблюдать. Хотя в рамках исключения работодатель и работник могут заключить соглашение о выполнении трудовых обязанностей в период полагающегося отдыха с обязательным предоставлением последнему дополнительных льгот и преимуществ. Такое соглашение может быть отменено только по заявлению его сторон. Поэтому подобные соглашения имеют место быть, несмотря на законодательные запреты.

Почему важен

Не все работодатели уделяют должное внимание выполнению законодательных нормативов. И если в каких-то отраслях это не влечет за собой серьезных последствий, то в ряде случаев именно ежедневный междусменный отдых является основополагающим фактором качества рабочего процесса.

Законодательством установлен норматив длительности отдыха между сменами: продолжительность не может быть меньше его. В противном случае это будет считаться нарушением.

Например, для водителей, перевозящих грузы или людей достаточный отдых положительно влияет на здоровье. А значит – гарантирует безопасность передвижения по трассам. Поэтому междусменный отдых водителей напрямую связан с безопасностью окружающих людей. Соблюдение установленных нормативов снижает вероятность ДТП.

Время отдыха между сменами: важно знать

В ряде отраслей продолжительность отдыха между двумя сменами не может быть менее 12 часов. Такой ежедневный (междусменный) отдых предусмотрен для водителей троллейбусов и трамваев, для работников водного транспорта. Причем временем ежедневного (междусменного) отдыха последних считаются промежутки между вахтами или периоды выполнения судовых работ.

Плавающему составу рыбохозяйственных судов предоставляется отдых между сменами продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от длительности смены (вахты).


При вахтовом методе работы продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, с учетом перерывов на обед, может быть уменьшена до 12 часов. Неиспользованные часы междусменного отдыха суммируются вместе с часами еженедельного отдыха и предоставляются в виде дополнительных выходных дней в учетном периоде.

Продолжительность междусменного отдыха диспетчеров и других работников службы Управления воздушным движением не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях время отдыха может сокращаться до продолжительности предшествующей смены, с соответствующим увеличением в текущем отчетном месяце.

Графики работы водителей

Время ежедневного междусменного отдыха водителей регулируется специальным документом. Так, перерыв между сменами вместе с временем перерыва для отдыха и питания должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). А при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п.
Отметим, что с 1 ноября 2020 г. установлены штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей и за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ).

На кого штрафРазмер штрафа в рублях
Компания20 000 – 50 000
Предприниматель15 000 – 25 000
Руководитель компании7 000 – 10 000
Водитель1 500 – 2 000

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Междусменный отдых: ТК РФ

Точное время отдыха между сменами ТК РФ не устанавливает. Нормы его продолжительности можно найти в следующих нормативных актах:

Значение междусменного отдыха

Право трудящихся на отдых установлено основным законом страны (ст. 37 Конституции РФ) и трудовым законодательством (ст. 21 ТК РФ). Во время отдыха работник может заниматься любой деятельностью по своему желанию. Эти периоды позволяют трудящемуся человеку:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • восстановить физические и душевные силы;
  • уделить время своему хобби и увлечениям;
  • заняться саморазвитием.

Слишком короткие перерывы в трудовой деятельности не позволяют отдохнуть и отрицательно влияют на здоровье человека. Полноценный отдых сотрудников между сменами обеспечивает качество рабочего процесса и здоровую психологическую обстановку в коллективе.

Междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени

Междусменный отдых как разновидность времени, предоставляемого работнику на собственное усмотрение, оговорен в ст. 107 ТК РФ.

В трудовом законодательстве не содержится норм, устанавливающих длительность и правила предоставления междусменного отдыха конкретно при суммированном учете рабочего времени, да и при других режимах тоже.

Это правило распространяется на все режимы, при которых имеются смены.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени (СУРВ) вводится тогда, когда работодатель не может соблюсти требования по дневной/недельной норме трудочасов. Частными случаями СУРВ являются:

Таким образом, время отдыха между сменами при СУРВ не зависит от того, какой режим установлен на предприятии в целом или для конкретного работника. Оно устанавливается с учетом требований гл. 18 ТК РФ.

Для некоторых профессий имеются требования по длительности времени отдыха при СУРВ независимо от режима. Например, согласно п. 25 приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 организации, ведущие СУРВ, должны предоставлять водителям на отдых не меньше 12 часов.

Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график

График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:

  1. График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
  2. Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:

N = (Rn / 5) × Rd – Chppd,

где: Rn — продолжительность рабочей недели;

Rd — количество рабочих часов в месяц;

Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни.

Например, месячная норма за март 2020 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.

В том же приказе указан порядок расчета нормы за год.

  1. Ставить работника в 2 смены подряд нельзя.
  2. В графике учитывается время перерыва, предоставляемое для отдыха и приема пищи. Считается ли оно рабочим, зависит от того, есть ли у работника возможность покинуть рабочее место и использовать время на свое усмотрение.
  3. Один раз в неделю у работника должен быть перерыв не меньше 42 часов.
  4. График сменности составляется не позже чем за месяц до его введения.
  5. Установленный график доводится до каждого работника (на практике под подпись).

Если работник вышел на работу во время отдыха при сменном графике работы, этот день должен быть оплачен не меньше чем в двойном размере в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

Время отдыха при 12-часовом рабочем дне

Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:

  1. Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
  2. Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
  3. Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
  4. Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
  5. Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
  6. Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
  7. В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.

Таким образом, время отдыха при 12-часовой рабочей смене или смене иной продолжительности устанавливается исходя из общих правил гл. 18 ТК РФ. Небольшие особенности имеются в режимах сменной работы или скользящего графика. А вот в отношении времени отдыха при СУРВ в ТК РФ каких-либо примечаний не имеется, но их можно найти в положениях, регулирующих деятельность конкретных специалистов.

Положения ТК РФ об отдыхе

Любой человек, работающий на территории нашей страны, имеет право на отдых. Это закреплено в Конституции РФ (ст. 37).

Право на нормативы отдыха относительно его длительности закреплены в статье 21 Трудового кодекса. Междусменный отдых по ТК РФ является таким же законным временем для отдыха, как официальные праздники, отпуска, выходные дни, перерывы на обед. Все эти разновидности отдыха в совокупности обеспечивают эффективную деятельность предприятия, бизнеса.

Трудовой кодекс в статье 212 обязует руководителя организации, на которую трудятся наемные лица, установить продолжительность междусменного отдыха в соответствии с законодательством и соблюдать такой распорядок.

Предоставление междусменного отдыха: требования законодательства

Основываясь на требованиях документа, можно сказать следующее:

  • если график труда на предприятии предусматривает 12-часовую рабочую смену, длительность отдыха между сменами составит 24 часа;
  • в случае работы в течение суток минимальная длительность междусменного отдыха — 48 часов.

Также при составлении графика работодателю следует помнить о требованиях приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 558н. Им утвержден порядок исчисления норм рабочего времени.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Если работники трудятся 40 часов в неделю и отдыхают 2 дня, их норма труда — 8 часов в день. Рассчитывается она так: 40 часов / 5 дней = 8 часов. Продолжительность междусменного отдыха при этом составит как минимум 16 часов.

Несколько иная ситуация на предприятиях, где рабочая неделя меньше 40 часов. В таком случае работодатель должен разделить недельную норму труда на 5 рабочих дней.

Рассмотрим такой пример. Продолжительность труда сотрудников в течение рабочей недели составляет 35 часов. Трудятся они 5 дней, а 2 дня отдыхают. Длительность междусменного отдыха можно рассчитать следующим образом: 35 часов / 5 дней × 2 = 14 часов.

Продолжительность междусменного отдыха водителей

Приведем общее требование к междусменному отдыху, установленное в п. 25 Положения: минимальный отдых между сменами — это двойная продолжительность рабочей смены.

Однако в некоторых ситуациях отдых водителей имеет свои особенности:

  • В организациях, где водитель не загружен работой полностью и используется суммированный учет рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха — 12 часов.
  • Руководство организации может уменьшить междусменный отдых работникам, занятым перевозками в городе и за его пределами. Минимальная продолжительность перерыва в таком случае — 9 часов.
  • В случае уменьшения периода отдыха между сменами водитель может претендовать на отдых в течение 48 часов после смены, следующей за сменой с сокращенным междусменным перерывом. Отработав смену после уменьшенного перерыва, он может обратиться к работодателю с соответствующим требованием в письменной форме.
  • Стандартная продолжительность отдыха на междугородних перевозках — 11 часов.
  • Возможно уменьшение отдыха водителей, занимающихся междугородними перевозками, до 9 часов. Максимальная частота такого сокращения — 3 раза в течение рабочей недели.
  • В случае сокращения длительности перерывов между сменами во время междугородних перевозок работник имеет право на дополнительный отдых. Он предоставляется на следующей рабочей неделе и суммарно равен времени сокращения перерывов.
  • Отдых водителя между сменами можно разделить на 2 или 3 части. В таком случае продолжительность отдыха увеличивается до 12 часов, а минимальная продолжительность одной из частей составляет 8 часов.

Отсутствие подходящего места для стоянки во время наступления времени отдыха между сменами — распространенная ситуация при междугородних перевозках. Водителю надо следовать до подходящего места стоянки.

Составляя график труда на предприятии, необходимо учитывать требования законодательства и предоставить сотрудникам возможность для полноценного отдыха. Так работодатель сможет повысить эффективность рабочего процесса и избежать административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Статья 107 ТК РФ говорит о том, что одним из видов отдыха работника является междусменный отдых. Это период времени между рабочими сменами, когда человек освобожден от исполнения своих должностных обязанностей и может распоряжаться им по своему усмотрению.

После подачи документов и прохождения обучения, человек обязательно знакомится с внутренним трудовым распорядком в организации, где четко указано рабочее время — зачастую с 8.00 утра до 17.00 вечера. Но не стоит верить цифрам, ведь трудится монтер пути выше нормы, особенно, когда выезжает на перегон.

Существует два вида работ:

  • на базе — это сборка, реставрация, комплектация, погрузка звеньев на укладку или их выгрузка, уборка территории от мусора, металла, погрузка/выгрузка полувагонов;
  • на перегоне — замена шпал (бетонных или деревянных), рельс, скреплений, проверка стыков, борьба с сорняками, очистка стрелочных переводов от снега в зимнее время и т.д.

Основные нюансы рабочего времени на ЖД

Представим, что у монтера пути трудовая деятельность начинается в 8 утра. Руководство требует, чтобы человек был на предприятии или в околотке в 7.45, а чтобы приехать, сотруднику необходимо выехать / выйти из дома где-то в 7.15.

Есть организации, которые записывают в журнал точное время прибытия и ухода, например, приехал человек в 7.45, а домой возвращается в 17.45. Некоторые представители руководящих должностей хитрят, особенно когда у них планерка. Рабочие ждут, а мастера с начальником или действительно обсуждают план работ либо весело рассказывают друг другу анекдоты (кто работает на ЖД, поймет, о чем речь) и тогда целевой инструктаж начинается в 8.30, а то и позже, а потом людей просят остаться на полчаса.

Шаблон с 8.00 утра до 17.00 только на бумаге. Монтер пути работает в разы дольше и называется это переработка, за которую либо надбавка к заработной плате или отгулы.

Конечно, есть пункт о производственной необходимости, и прописаны ограничения в год — не более 120 часов на одного человека, но на ЖД данный показатель выше в несколько раз, а это нарушение.

Стандартная ситуация работы монтера на перегоне:

  • ранний подъем — в летний период, чтобы не находиться на солнцепеке, работники околотка приступают к трудовой деятельности в 6 или в 5 утра;
  • целевой инструктаж;
  • выгрузка инструмента — ломики, молотки, торцевые ключи и т.д. Вид инструмента зависит от типа работ на перегоне;
  • основная трудовая деятельность;
  • сбор инструмента;
  • возвращение домой или в бытовое помещение для отдыха.

На базе ПМС переработка — это частое явление во время погрузки звеньев, стрелочного перевода или сцепа рельс. Традиционно час-два выше нормы за смену, но в отдельных случаях продолжительность переработки достигает с 17.00 до 00.00 или даже до 8.00 утра.

Время отдыха

Сюда относится:

  • обед — с 12.00 до 13.00;
  • межсменный отдых;
  • отгул — от часа до смены;
  • основной ежегодный отпуск;
  • учебный отпуск;
  • отпуск без содержания;
  • по уходу за ребенком.

Некоторые мастера не относят заявление в отдел кадров или вовсе не заставляют писать, но для страховки рекомендуется иметь в архиве данный документ. Если работник случайно получил травму в бытовых условиях, то организация не несет какой-либо ответственности, ведь человек остался дома согласно трудовому закону.

Переработка вносится в табель бригадиром или мастером околотка, где напротив фамилии и имени работника, например, при 8 часовом трудодне, ставиться отметка 8 + (время переработки).

Выгружать вагоны не сложно, когда их мало, то при хорошем мастере или бригадире, за 3-4 часа в выходной день, реально получить целый отгул. Запомните, что важную роль играют рабочие отношения между монтерами и руководством и обо всем можно договориться.


Минтранс России внес существенные поправки в режим труда и отдыха водителей. Работодателям следует увеличить количество водителей на длительных рейсах, создать условия для полноценного отдыха между сменами, включить в рабочее время дорогу от работы до места проведения медосмотра и обратно и др.

В длительные рейсы должно быть направлено большее количество водителей

В пункт 10 Положения добавлено, что если пребывание водителя в автомобиле составляет более 12 часов, в рейс направляются два и более водителя. Ранее предусматривалось только два водителя.

Этот пункт действительно важный, так как он позволяет включить в расходы реальные затраты не только на двух водителей, но и на трех и более, если конкретная ситуация требует того. Если ранее работодателям приходилось с большим трудом отстаивать правомерность расходов на третьего водителя, то после вступления в силу новой редакции Положения взгляд контролирующих органов на данные расходы изменится.

Водитель вправе требовать от работодателя создание комфортных условий

В пункт 13 Положения внесены изменения, в соответствии с которыми работодатель обязан обеспечить полноценный отдых водителя, а последний, в свою очередь, имеет право его требовать.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Ранее перерыв предусматривалось проводить в месте дислокации или месте, определенном для стоянки автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Новая формулировка позволяет надеяться, что теперь водитель сможет отдохнуть, не отклоняясь от маршрута, в местах, обеспечивающих возможность нормального отдыха. Данная поправка повлияет и на безопасность дорожного движения, ведь хорошо отдохнувший водитель – гарант такой безопасности.

Рабочее время

В рабочее время включают время на дорогу от работы до места проведения медосмотра и обратно. Такие изменения внесены в пункт 15 Положения. Конечно, данная поправка в пользу водителя, учитывая, что время следования к месту проведения осмотра и обратно может быть значительным. Кроме того, медицинский осмотр – это требование законодательства, а не пожелание работника, поэтому было бы несправедливо, если бы водитель использовал личное время для его прохождения.

Подтверждена возможность использования суммированного учета рабочего времени

Соответствующие изменения внесены в пункт 18 Положения. И если в старой редакции было указано, что суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не могла превышать 90 часов, то из новой редакции ограничение убрали. Из этого следует, что теперь это время может превышать 90 часов.

На первый взгляд может показаться, что данная норма ухудшает положение водителей, но последующие поправки, касающиеся увеличения времени отдыха водителей, сглаживают это противоречие. Теперь время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух и более водителей), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. То есть нововведение гарантирует третьему водителю оплату труда во время управления транспортным средством наравне с его коллегами. Такие поправки внесены в пункт 22 Положения.

Четко регламентировано время отдыха

Теперь пункт 25 Положения гарантирует водителю отдых не менее 48 часов в том случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха будет сокращена с 12 до 9 часов. В целом предприниматель вправе сократить время междусменного отдыха с 12 часов не более чем на 3 часа с учетом удаленности места отдыха работника.

Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый из них должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха следовать до ближайшего места стоянки.

Безусловно, данные поправки дают возможность водителю полноценно отдохнуть и выполнять свои обязанности более качественно.

Привлекать к работе в выходные и праздничные дни можно лишь в исключительных случаях

Из новой редакции Положения исключен пункт 30, согласно которому работа водителей в нерабочие праздничные дни допускалась в случаях, предусмотренных статьей 112 ТК РФ. Вместе с тем в новой редакции пункта 29 теперь есть ссылка на статью 113 ТК РФ, которая разрешает привлекать сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные лишь в исключительных случаях. Но при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Как видим, изменения в Положении о режиме труда и отдыха в целом направлены на защиту прав водителей и на их полноценный отдых между рейсами. В наше время эта проблема выступает на первый план, так как интенсивность потока автотранспорта возрастает с каждым годом и от водителей требуется предельное напряжение, чтобы обеспечить безаварийное вождение. Обоснованная продолжительность рабочей смены водителей и их полноценный междусменный отдых позволят создать условия для безопасных пассажирских перевозок и, как следствие, улучшат их качество.

Таким образом, рассматриваемые изменения положительным образом отразятся не только на водителях, но и на пассажирах, сделав поездки более безопасными и комфортными. А повышение безопасности дорожного движения в целом касается всех нас. Ведь безопасные дороги – это возможность уменьшения стрессов населения и повышения качества жизни, особенно в крупных городах.

Читайте также: