Какому понятию соответствует определение повседневная деятельность и отдых способ существования

Обновлено: 18.09.2024

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

По кодификатору нам нужно знать:

Там стоит плюс. Будем пытаться разобрать тему, исходя из её названия.

Обозначим главные пункты :

1. Определение понятия "Свобода" :

Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. (по Баранову) Лично мне данное определение не нравится, но оно хорошо связывает понятие "свобода" с понятием "необходимость".

Свобода - возможность выбора видов деятельности, в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества (Боголюбов 10 класс) Определение хорошее, но слишком большое. Наглядно видно, что именно подразумевается под понятием "свобода". Это именно возможность выбора. То есть в задании 18, если вас попросят дать определение этому понятию, то целесообразно будет начать определение со словосочетания "возможность выбора". В данном определении, как мне кажется, лишним является уточнение источника формирования желаний, интересов и ценностей человека.

Свобода - отсутствие принуждения, возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. (по Брандту) Суть та же, что и в определении Боголюбова, но сильно укорочена, а также не имеет в себе такого понятия как "деятельность", на основе которого и строиться вообще вся тема 1.7. (см. название темы)

2. Мировоззренческие концепции о свободе:

В справочнике Баранова представлены только две концепции, как обычно, являющиеся двумя крайними точками.

Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего существующего.

Очень странно, что в справочнике не говориться о такой концепции как Провиденционализм, являющейся как бы серединой между двумя концепциями, упоминаемыми выше, о котором наряду с фатализмом и волюнтаризмом говорит Д.А. Гусев (видео прикреплю в конце статьи).

3. Виды свобод :

Экономическая; Политическая; Духовная.

То есть здесь мы видим перечисление сфер общественной жизни, которые будут обсуждаться в рамках темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы, но без Социальной сферы. Это объясняется, как я понимаю, социальной ответственностью и такой замечательной фразой - "Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого".

Эта тема, как вы уже заметили, носит чисто философский характер, потому что-либо утверждать об этом невозможно. Перед тем как Баранов даёт определение понятию "свобода", он полторы страницы говорит о том, что свобода это как бы философия и как бы каждый понимает это по-своему. В том же учебнике Боголюбова по обществознанию за 10 класс определение понятию "свобода" даётся в конце параграфа в отделе "Словарь".

Но нет, эту тему всё равно решили засунуть в кодификатор.

4. Определение понятия "Необходимость"

Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. (по Баранову) Мне это определение не нравится так же, как и определение свободы.

Необходимость - то, что обязательность должно произойти в данных условиях. (Боголюбов 10 класс)

Необходимость - то, что неизбежно должно наступить при определённых условиях. (по Брандту)

5. Определение понятия "Ответственность"

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективном, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. (по Баранову)

Я не уверен, что определение данного понятия вообще могут спросить на ЕГЭ, так как его нет в учебнике Боголюбова, а так же из-за того, что обычно понятие "ответственность" связано с правовой сферой и проходится в теме 5.3. Понятие и виды юридической ответственности.

6. Классификации ответственности:

Историческая; Политическая; Нравственная; Юридическая и т.д.

Индивидуальная; Групповая; Коллективная (по Баранову)

Возможно, пригодится для плана.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой не нашел ни одного задания на эту тему. Ни из первой, ни из второй части.

Даже на сайте "Решу ЕГЭ", хоть он и не самый хороший, но есть всего 4 задания, два из которых только косвенно затрагивают данную тему.

На что нам опираться - не понятно. Что нам знать - не понятно. А мы всё равно сделаем эту тему. Чтобы вы понимали всю трагичность ситуации, я скажу, что на ютубе не нашёл ни одной полноценной вузовской лекции по философии, на которой разбирается тема свободы и ответственности.

Прикрепляю вам план из справочника Баранова:

Чтобы вы знали, в справочнике отдельным предложением написано, что "план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах ". Но не сказано, что в трёх подпунктах, если, с точки зрения обществоведческой науки, не может быть более двух подпунктов.

У меня эта тема вызывает только отрицательные эмоции.

Делитесь полезными материалами в комментариях!

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Справочник Брандта по обществознанию 2020 года выпуска
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10 класс
  • Видео на ютубе:

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) сред­ства де­я­тель­но­сти

6. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. - 2 б.

«В труде, уче­нии, ___________ (А) фор­ми­ру­ют­ся и про­яв­ля­ют­ся все сто­ро­ны пси­хи­ки.

Cлова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Список терминов.

1) осо­бен­ность

2) спо­соб­но­сти

8) де­я­тель­ность

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .- 2 б.

1) По­треб­но­стью яв­ля­ет­ся пе­ре­жи­ва­е­мая че­ло­ве­ком нужда в том, что не­об­хо­ди­мо для жизни.

2) По­треб­ность в са­мо­ре­а­ли­за­ции, са­мо­утвер­жде­нии от­но­сит­ся к иде­аль­ным по­треб­но­стям.

3) При­ме­ром био­ло­ги­че­ской по­треб­но­сти слу­жит по­треб­ность в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира.

4) По­треб­ность слу­жит по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом де­я­тель­но­сти.

5) По­треб­ность, как пра­ви­ло, на­прав­ле­на на какой-либо пред­мет, с по­мо­щью ко­то­ро­го она может быть удо­вле­тво­ре­на.

Прочитайте текст и выполните задания 8 -11


Со­зна­ние и де­я­тель­ность

Как и ак­тив­ность жи­вот­ных, де­я­тель­ность пред­став­ля­ет собой ин­фор­ма­ци­он­но на­прав­лен­ный про­цесс, пред­по­ла­га­ю­щий спо­соб­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся в среде — вос­при­ни­мать зна­чи­мые со­об­ще­ния, пе­ре­ра­ба­ты­вать их в ко­манд­ные коды по­ве­де­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют, на­прав­ля­ют и кон­тро­ли­ру­ют фи­зи­че­скую ре­ак­цию си­сте­мы.

Ин­фор­ма­ци­он­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся со­зна­ни­ем, ко­то­рое пред­став­ля­ет собой выс­шую форму раз­ви­тия пси­хи­ки жи­вот­ных, об­ла­да­ю­щих нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ных ощу­щать, вос­при­ни­мать и пред­став­лять окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность.

8. Что, по мысли ав­то­ра, сбли­жа­ет по­ве­де­ние жи­вот­ных и де­я­тель­ность че­ло­ве­ка? Ка­ки­ми от­ли­чи­тель­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми автор на­де­ля­ет со­зна­ние (мыш­ле­ние) че­ло­ве­ка, срав­ни­вая с пси­хи­кой жи­вот­ных?. –2 б.

9. Как, по мысли ав­то­ра, из­ме­ня­ет­ся це­ле­по­ла­га­ние под вли­я­ни­ем ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния? При­ве­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки.- 2 б.

10. Какое из двух по­ня­тий — це­ле­на­прав­лен­ность и це­ле­со­об­раз­ность — сле­ду­ет от­не­сти к де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка? Ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ, опи­ра­ясь на дан­ный текст, а также зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния. - 3 б.

11. При­ве­ди­те слова тек­ста, в ко­то­рых от­ра­же­на связь со­зна­ния и речи. Опи­ра­ясь на зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния, по­ка­жи­те зна­че­ние языка для сов­мест­ной де­я­тель­но­сти людей. - 3 б.

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий. - 3 б.

менее 13 б. – «2

Часть I .

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таблице. - 1 б.

Активность и её виды

ВИДЫ АКТИВНОСТИ

ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Действия человека, в основе которых лежит мышление

Действия животных, основанные на инстинктах.

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тии пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние). - 1 б.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер.

2) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми ре­флек­са­ми.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент вре­ме­ни.

4) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

5) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный ха­рак­тер

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми де­я­тель­но­сти, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей

Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага

В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния лич­но­сти

Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти, а в ее про­цес­се

Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та де­я­тель­но­сти

6. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. - 2 б.

Cлова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Список терминов.

1) потребность

2) деятельность

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

9) идеальный (духовный)

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ком­му­ни­ка­тив­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .- 2 б.

1) Одним из ба­рье­ров в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции людей вы­сту­па­ет их лич­ная вза­им­ная не­при­язнь.

2) Сред­ством вер­баль­но­го об­ще­ния яв­ля­ет­ся ми­ми­ка.

3) Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство со­зда­ло новые формы об­ще­ния.

4) Речь яв­ля­ет­ся самым про­дук­тив­ным ин­стру­мен­том че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния.

5) Ос­нов­ной целью ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся обмен эмо­ци­я­ми.

Прочитайте текст и выполните задания 8 -11

В этом плане це­ле­на­прав­лен­ная де­я­тель­ность, свой­ствен­ная людям, не ис­клю­ча­ет на­ли­чия у них на­бо­ра ре­гу­ля­то­ров по­ве­де­ния аль­тер­на­тив­ных со­зна­нию. В дей­стви­тель­но­сти де­я­тель­ность со­дер­жит в себе при­зна­ки не толь­ко про­стей­ше­го фи­зи­че­ско­го про­цес­са, но и при­спо­со­би­тель­но­го по­ве­де­ния жи­вот­ных, ак­тив­но­сти не в её ро­до­вом, а в су­гу­бо био­ло­ги­че­ском по­ни­ма­нии.

Мало того, что си­сте­ма че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния вклю­ча­ет в себя со­во­куп­ность эмо­ци­о­наль­ных про­цес­сов, со­про­вож­да­ю­щих и су­ще­ствен­но вли­я­ю­щих на це­ле­по­ла­га­ние. Сле­ду­ет при­знать, что не­об­хо­ди­мым внут­рен­ним ком­по­нен­том че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния яв­ля­ет­ся об­шир­ная сфера так на­зы­ва­е­мых бес­со­зна­тель­ных им­пуль­сов, без учёта ко­то­рых кар­ти­на со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка будет явно не­пол­ной.

На языке пси­хо­ло­гии по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции, в ко­то­рых от­сут­ству­ет со­зна­тель­ная ре­гу­ля­ция и кон­троль каж­до­го из не­об­хо­ди­мых дви­же­ний, име­ну­ют на­вы­ка­ми. Место со­зна­тель­но­го расчёта в них за­ни­ма­ет ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти в форме дви­га­тель­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных на­вы­ков, яв­ля­ю­щих­ся ос­но­вой пол­но­цен­ной пред­мет­ной де­я­тель­но­сти во внеш­ней среде.

8. Какие со­став­ля­ю­щие, по мне­нию ав­то­ра, об­ра­зу­ют ком­по­зи­тив­ный ха­рак­тер со­ци­аль­но­го дей­ствия? Какие два при­зна­ка де­я­тель­но­сти, по­ми­мо це­ле­на­прав­лен­но­го ха­рак­те­ра, свой­ствен­но­го людям, на­зы­ва­ет автор?- 2 б.

9. Какие фак­то­ры по мне­нию ав­то­ра, кроме ло­ги­че­ских расчётов и пла­нов, обу­слав­ли­ва­ют со­ци­о­куль­тур­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два по­ло­же­ния. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те ещё один любой фак­тор, не упо­мя­ну­тый в тек­сте.. - 2 б.

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности. - 3 б.

менее 13 б. – «2

Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести

1) классы, социальные группы

2) политические партии

3) мораль

  1. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.

Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4) модернизация

1) контрреволюция 3) революция

2) реформа 4) контрреформа

  1. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

1) регрессивная направленность

2) революционные изменения

3) постепенные процессы

4) скачкообразные перемены

  1. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Какой признак относится к постиндустриальному обществу?

1) развитие индивидуализированного сознания

2) возникновение и лидерство массовой культуры

3) наличие однородного характера культуры

4) преобладание устной передачи информации

  1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одной страны или группы стран.

Б. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Социология — это наука об обществе как целостной системе.

Б. Социология — это наука, изучающая историю и закономерности возникновения государства и права.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

4) биосоциальное

  1. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

3) индивидуальность

  1. Какой признак характеризует человека как личность?

1) нейродинамические свойства мозга

2) психофизиологические функции

3) непринуждённость в деятельности

4) жизненная позиция

2) мировоззрение

4) антропоцентризма

А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов

4) житейскому

  1. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки 3) мотивы

2) влечения 4) эмоции

  1. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную 3) социальную

2) биологическую 4) органическую

  1. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями,— это

1) ответственность 3) потребность

2) свобода 4) необходимость

1) свободы 3) познания

2) творчества 4) ответственности

  1. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей

  1. Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

  1. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

  1. Верны ли следующие суждения об институтах общества?

А. Институты общества осуществляют социальный контроль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1) оборудование 3) здание

2) искусство 4) компьютер

  1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

3) Ч. Дарвин

  1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1) обменные процессы

2) творческая активность

3) работа органов чувств

4) потребность в пище

  1. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1) средства должны соответствовать целям

2) цель состоит в получении достоверного знания

3) субъектом выступает отдельная личность

4) результатом является новый продукт

1) биологической программы

2) природной среды

3) социализации

4) собственных взглядов и убеждений

1) объектом деятельности

3) субъектом деятельности

1) безопасности

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

  1. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:

2) индивидом

  1. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребности в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

4) физической активности

1) членораздельная речь

2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя

4) наличие физических потребностей

  1. Основным фактором формирования личности является

1) природная среда

2) общение с окружающими

3) механизм наследственности

4) врожденные склонности

Дополнительные задания

  1. Как человек, так и животное (общие признаки)

а) выдвигает цель

б) обладает механизмом самоконтроля

в) удовлетворяет свои потребности

г) использует природные объекты

д) изготавливает орудия труда с помощью других орудий труда

е) передает трудовые навыки последующим поколениям

ж) осознает собственные потребности

з) общественно активно

а) использование природных объектов

б) стремление понять окружающий мир

в) приспособление к условиям среды

г) инстинкт самосохранения

д) изменение условий своего существования

е) обучение потомства

ж) коллективное взаимодействие

  1. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризует его как

а) индивида б) индивидуальность в) организм г) личность

  1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

а) волю и характер

б) система ценностей

в) физическое развитие

г) знания и умения

д) возрастные особенности

е) половые и возрастные особенности

ж) наследственные признаки

з) моральные принципы

и) мировоззренческая культура

к) половая дифференциация

л) профессиональная деятельность

  1. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

а) индивидуальность б) деятель в) творец г) индивид

Задания уровня В

В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира. – это …………

В2. Какому понятию соответствует следующее определение?

Ответ: задатки (способности)

В3. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

  1. человек, активно осваивающий и преобразующий природу

общество и себя А. Индивидуальность

  1. отдельно взятый человек Б. Индивид
  2. неповторимое своеобразие человека В. Личность

В4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

особенности деятельности область культуры

  1. стремление к достоверности А. Наука
  2. доказательность предположений Б. Искусство
  3. Субъективность
  4. Образное отражение действительности

Ответ: 1-А, 2-А, 3- Б, 4-Б

В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.

1) Способность к совместной преобразовательной деятельности

2) Стремление к самореализации

3) Умение приспосабливаться к природным условиям

4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) Потребность в воде, пище, отдыхе

6) Способность к самосохранению

В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.

тип потребности проявление

В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

3) Строящийся дом

5) Подъемные краны

6) Правила техники безопасности

7) Строительные материалы

В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.

описание функции функция общения

В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

А) Равноправие партнеров

Б) Активность каждого участника

В) уважение к мнению собеседника

Г) Готовность к взаимопониманию

Д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

Ж) Незнание имени собеседника

В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.

1) Доступность для использования

3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца

5) Принципиальная новизна

В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

Характеристика Виды деятельности

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест предназначен для контроля усвоения знаний у студентов по пройденной теме. Деятельность – способ существования людей. Основные характеристики деятельности; Структура деятельности; Мотивация; Многообразие деятельности; В основе деятельности лежит мотив побудительная причина деятельности. Потребности; Интересы; Убеждения; Идеалы; Влечения.Виды деятельности: Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и

1. Какой из признаков деятельности характерен и для животного и для человека?

1) носит продуктивный, творческий, созидательный характер

2) деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры и преобразует сам организм, его способности, потребности, условия жизни

3) формируется и развивается в обучении и воспитании

4) инстинктивно приспосабливает организм к окружающей среде

1) верно 3) верно отчасти

2) неверно 4) указанные признаки всегда характерны для поведения

1) мотив 3) темперамент

2) цель 4) средства

4. То, на что направлена деятельность, называется

1) субъектом 3) результатом

2) объектом 4) поведением

5. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность, называется:

1) целью 3) средством

2) задачей 4) мотивом

6. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования:

1) потребность 3) действие

2) деятельность 4) поведение

7. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности, называется

1) поведением 3) целью

2) поступком 4) мотивом

8. Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки определяются как:

1) потребности 3) интересы

2) цели 4) убеждения

9. Поведение состоит из:

1) поступков 3) потребностей

2) действий 4) инстинктов

10. Черты характера, нравственные качества и соответствующее им поведение, которые представляются как образец нравственного совершенства, называются:

1) интересом 3) потребностью

2) идеалом 4) темпераментом

11. Психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность, называются:

1) влечениями 3) идеалами

2) мотивами 4) действиями

12. Аффективное действие характеризуется:

1) рационально поставленной и продуманной целью

2) осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее

3) длительной привычкой

4) эмоциональным состоянием индивида

1. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) особая сфера человеческой деятельности

2) то, что наиболее свято, дорого

3) движение от высшего к низшему

5) определенная последовательность действий

6) образ мышления, характерный для человека или социальной группы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Установите соответствие между темпераментом и его характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1)несдержанность в проявлении чувств, подвижность, возбудимость, быстрота реакции; устойчивость стремления и интересов, настойчивость, общительность

2) эмоциональность; работоспособность, выдержка, устойчивое внимание, малая общительность

3) быстрые движения, гибкость ума, быстрый темп речи

4) высокая чувствительность, обидчивость, робость, плаксивость, неуверенность в себе: малоподвижность, необщительность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Вставьте пропущенное слово: «Развиваясь, ___________________________

4. Какие из перечисленных типов потребностей американский психолог А.Маслоу относит к вторичным (приобретенным) потребностям? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Читайте также: