Когда афина воткнула копье в землю какое дерево выросло на этом месте

Обновлено: 13.04.2024

Весной 334 г. до н. э. войско и флот Александра Македонского переправились через пролив Геллеспонт, отделяющий Европу от Азии, чтобы начать завоевание огромной Персидской державы. Как сообщают нам античные авторы, полководец, стоя на корабле, метнул в азиатский берег копье и, первым из македонцев, в полном вооружении спрыгнул на землю, заявив, что боги вручают ему завоеванную им Азию [1].

Александр Македонский. Фреска из Помпей

Не отрицая подобной мотивации, хотелось бы отметить, что символизм этого жеста, как представляется, намного глубже, и истоки имеет в области сакрального, в воинских ритуалах, бытовавших не только у древних греков [3], но и у других индоевропейских народов на протяжении тысячелетий.

Куда более полно и ярко ритуал метания копья засвидетельствован у древних римлян. Еще со времен первых царей [4] в Риме существовал институт жрецов-фециалов, в ведении которых находилось выполнение обрядов, связанных со сферой войны и мира. Архаичность этих обрядов и самой коллегии фециалов неоднократно отмечалась исследователями [5].

Римский историк Тит Ливий сообщает, что в финале многодневной процедуры объявления войны соседнему народу глава коллегии фециалов приносил к границам противника копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом и в присутствии не менее чем троих взрослых свидетелей произносил ритуальную формулу объявления войны, а затем бросал это копье в пределы противника [6]. О чрезвычайной древности обряда говорит последний вариант (примитивное копье с обожженным наконечником). Символичен и сам материал, из которого оно изготовлено это копье – кизил, согласно римским представлениям, был деревом, находящимся в ведении подземных богов [7].

Римская фреска из некрополя Эсквилино, датируемая 300 — 280 гг. до н. э. По-видимому, на ней изображены события Второй самнитской войны.

Такое приспособление архаичного обычая к изменившимся условиям вполне в духе римской религии, но оно же является показателем его значимости. Последний известный случай, когда прибегли к метанию копья, относится к 178 г. н. э, когда император Марк Аврелий начал войну с германским племенным союзом маркоманнов [9].

Один с магическим копьем Гунгнир.Изображение XVIII века в исландской рукописи.

Метание копья недаром названо здесь древним обычаем – его зачинателем считали верховного бога скандинавов Одина. Вот что об этом рассказывает Старшая Эдда, отнеся возникновение подобного ритуала к первоначальным временам:

В войско метнул

это тоже свершилось

в дни первой войны… [11].

Из данного рассказа отлично видно, что символизировало собой метание копья во вражеское войско: таким образом неприятель как бы приносился в жертву Одину. Примечательна и участь конунга-победителя – себя он тоже принес в жертву, хоть и с отсрочкой.

Любоытно в этой связи упомянуть аналогичный римский ритуал devotio, который заключался в том, что полководец, или, по его приказу, любой воин из римских граждан, посвящал себя и вражеское войско подземным богам, после чего бросался в гущу боя, и его смерть, как верили, увлекала врагов в преисподнюю [13]. Вспомним обожженное на огне копье из ассоциировавшегося с подземными богами кизилового дерева; отметим и связь скандинавского Одина с миром мертвых.

В то же время, которое описано в приведенных выше скандинавских источниках, подобный воинский обычай был известен и славянам. Те, кто интересуется историей Древней Руси, знакомы с летописным описанием войны княгини Ольги против племени древлян. Вот как описывает летописец первую битву этой кампании:

Бой войска княгини Ольги с древлянами. Миниатюра Радзивилловской летописи. ХІІІ век.

Как видим, ритуал метания копья был так важен, что битва не могла начаться, пока князь не совершал его. Малый возраст предводителя (на момент битвы Святославу было где-то 3-5 лет [15]) не освобождал от необходимости исполнения этого обряда.

Вполне очевидно, что символическое значение этого жеста литовского князя в целом совпадает с тем, которое вкладывал многими веками ранее Александр Македонский, кидая копье в азиатский берег и утверждая, что боги передали в его власть земли неприятеля.

Весьма примечательным представляется бытование идентичного ритуала у народов в разных краях Европы. На протяжении двух тысячелетий, от эпохи первых римских царей до времени Ольгерда Гедиминовича и Дмитрия Донского, этот ритуал фиксируется в исторических источниках, но, как можно предположить, его происхождение следует искать в более отдаленном прошлом, в индоевропейской древности, к которой уходит корнями происхождение древних и средневековых народов, его практиковавших.

Наиболее полно семантику символического метания копья мы можем наблюдать в римской и скандинавской традициях, но, по аналогии, можно предположить, что первоначальное значение этого акта у греков, славян и балтов, в принципе, совпадало с таковым у италиков и германцев. В основе его лежит характерное для архаического сознания представление о войне, сражении как о священнодействии, а точнее — о жертвоприношении, в ходе которого сражающиеся приносили в жертву и неприятеля, и самих себя [17].

Примечания.

[2]. Шифман И.Ш. Александр Македонский — М.: Наука, 1988. С.49. Ср. Ковалев С.И. Александр Македонский — М.: ОГИЗ, 1937. С. 29.

[4]. Учреждение коллегии фециалов римляне приписывали Нуме Помпилию , Туллу Гостилию или Анку Марцию. Подобный институт существовал и у других италийских племен. См. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1964. С. 125.

[5]. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1964. Сс. 125-126.; Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса — М.: Издательство Московского университета, 1983. С. 248.

[6]. Тит Ливий. История Рима от основания Города, І, 32, 12. Том 1. — М.: Наука, 1989. С. 40.

[7]. Сморчков А.М. Цивитас между миром и войной: последний шаг//ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ. Исследования по античной истории и культуре. Сборник, посвященный юбилею И. Е. Сурикова. – М.: Алькор Паблишерс, 2016. С. 249.

[8]. Там же. Сс. 249-250; Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Сс. 125-126.

[9]. Сморчков А.М. Цивитас между миром и войной: последний шаг. С. 250.

[10]. Сага о Людях с Песчаного берега. Пер. А. В. Циммерлинга// Исландские саги. Том 2. – М.: Языки славянской культуры, 2004 . С. 91.

[11]. Старшая Эдда. Пер. А. И. Корсуна // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М.: Художественная литература, 1975. С. 185.

[12]. Прядь о Стюрбьёрне Воителе Шведов. Пер. Е.А. Гуревич// Исландские пряди. М.: Наука, 2016. С. 209.

[15]. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII веков. — М.: Наука, 1982. С. 369.

В греческой мифологии было много разных богов и богинь. Одной из наиболее почитаемых богинь стала Афина, которая входила в число двенадцати олимпийских богов. В честь нее называется столица Греции.

Богиня Афина в греческой мифологии – краткое описание для детей 5 класса, доклад

Место в мифологии

Отцом Афины, согласно древнегреческим источникам, мог быть и верховный бог Зевс, и бог моря Посейдон.

Богиня Афина в греческой мифологии – краткое описание для детей 5 класса, доклад

Рис. 1. Афина богиня.

Некоторые авторы в качестве отца богини указывали циклопа Бронта и гиганта Палланта.

Матерью ее были нимфа реки Тритон или океанида Метила. На некоторых краснофигурных древнегреческих вазах изображено появление Афины из головы Зевса. Местом ее появления считается озеро Тритонида в далекой Ливии, куда иногда плавали греческие моряки. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский считал, что Афина родилась на Крите. Иные авторы местом ее рождения называли разные города материковой Греции.

Одним из самых известных в мифологии эпизодов, связанных с Афиной, стал ее спор с Посейдоном. Бог моря подарил жителям Аттики источник морской воды, а богиня воткнула в землю копье, и на его месте появилось оливковое дерево. В результате она стала покровительницей местности и одного из крупнейших портов Древней Греции, а ныне ее столицы.

Днем рождения Афины было 18 августа. Этот праздник отмечался во время Панафинейских игр. Некоторые греческие хронисты IV века н. э. датой ее рождения считали 1780 год до н. э.

Богиня Афина в греческой мифологии – краткое описание для детей 5 класса, доклад

Рис. 2. Богиня Афина.

Особенности культа

От остальных древнегреческих богинь она отличается наличием мужских атрибутов в образе. Афина одета в доспехи и, как правило, на голове у нее шлем, а в руках она держит копье и щит. Согласно данным мифологии, ее сопровождала крылатая богиня победы Ника. Атрибутами Афины также были сова и змея. В Греции эти животные считались символами мудрости и вечности.

Афина покровительствовала военной стратегии, тактике, мудрости, знаниям, изобретательности, некоторым ремёслам. У нее не было супруга, хотя ей пытался завладеть бог-кузнец Гефест. В римской мифологии ее именовали Минервой, а у этрусков аналогичная богиня называлась Менфра.

Культ богини был распространен по всей Греции, акрополи в ее честь существовали в Спарте, Аргосе и других городах. Жертвы ей приносил персидский царь Ксеркс, полководцы Спарты, Александр Великий во время похода в Бактрию и царь Македонии Персей во II веке до н. э. В честь Афины греки называли рощи и строили храмы в разных городах: Троя, Родос, Делос, Аргос, Посейдония.

Богиня Афина в греческой мифологии – краткое описание для детей 5 класса, доклад

Рис. 3. Афина, греческая богиня.

Что мы узнали?

Афина была богиней мудрости, военной стратегии и тактики в древнегреческой мифологии. Ее культ был широко распространен по всей Греции.

автор

Афи́на — в древнегреческой мифологии богиня мудрости, военной стратегии и тактики, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Облик Афины

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем).
Эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы.
Появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.
Олива — священное дерево древних греков.
Сова (символ мудрости).
Змея (символ перерождения и вечности).

Мифы об Афине

Рождение Афины

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому, у Ивика и других поэтов, писателей и мифографов. При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери.

Эти детали таковы: предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида[. Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове[, а Прометей воспринял её из головы Зевса (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне и у орфиков. По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день.

Родители: Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители:

Мать:

  • океанида Метида, богиня мудрости — от Зевса
  • По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса.
  • нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона)

Отец:

Места рождения. Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии[. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой. Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера

  • Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор Сицилийский.
  • Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии.
  • Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида.
  • Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии[35], где она была выкормлена местным жителем.

Суд за Аттику

Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно упоминаниям Каллимаха и Нонна, их судьёй был Кекроп-змея, судьями называли также либо Краная, либо Эрисихтона. По другому сказанию, судили двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом, а свидетелем был Кекроп-змея; либо судил один Зевс.

Позднейшую версию мифа приводит Варрон. Когда в городе появилось оливковое дерево, а в другом месте вода, царь Кекроп послал в Дельфы и по велению оракула поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона, а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имени матери и никто не должен был называть женщин афинянками.

Афина, Гефест и Эрихтоний

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причём Посейдон подговорил его просить в жены Афину; по Лукиану, в награду за помощь при родах), и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться.

По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий), но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю (по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца.

Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады.

Также, по версии, Афина вместе с Гефестом создали по воле Зевса первую женщину — Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый ящик Пандоры.

Изобретение флейты

Участие в гигантомахии

Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет. Эту битву локализуют на Флегрейских полях. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой.

Троянская война

Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда.

Афина и троянский конь

Кроме того, Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода.

Когда план приводят в действие, перебежчик Синон говорит троянцам, что этот дар Афине всегда будет охранять их город вместо палладия. Посвящение коня Афине (и даже соответствующую надпись на нём) упоминают многие авторы.

Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) после предложения Лаокоона уничтожить коня; радуется, когда троянцы не верят Лаокоону и решают втащить коня в город, и насылает змей на сыновей Лаокоона. Богиня сама незримо помогала троянцам тащить коня к храму Афины. Гомер упоминает, что Афина заставляет Елену отойти от троянского коня. Трифиодор более подробно описывает, что Елена пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, однако появилась Афина, видимая только Елене, и заставила её уйти.

А в ночь падения Трои Паллада воссела на акрополе, блестя эгидой. Когда началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Функции Афины

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов.

Изобретения Афины

Афина считалась основательницей

  • государства,
  • колесницы,
  • корабля
  • флейты и трубы,
  • изобрела войны.
  • керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
  • научила ткачеству, прядению и кулинарии
  • учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

Афина-дева

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту и предлагает её в жены Кадму, отчего Ника опасается за девственность Афины.

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах.

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония.

Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть.

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить, либо началась чума, и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощь, и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море.

Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьём и в латах[139] либо после победы над титанами, либо сразу после рождения.

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведёт лаконцев. О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид.

Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины. Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо.

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми.

Афина посылает попутный ветер Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса. Изображение лика Паллады было на афинских кораблях.

Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер, называя её наставницей мастера по металлу. Дедал научился своему искусству у Афины. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины.

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам, также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса и, вероятно, дочерей Левкона, а также вообще девушек ремеслам.

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам, а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы.

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств, ради которых почитается.

Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры и обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры. Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама.

Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке.

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море.

Афина-целительница

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых. По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра. Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны.

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился[

Цветы из ткани, фоамирана (броши, заколки). Технология изготовления цветов из ткани, фото мастер-классы, выкройки (схемы) цветов из ткани, статьи по цветоделию.

Олива принадлежит к семейству Маслинных . Оливковая ветвь издавна слыла символом мира и благополучия .

легенды об оливе

Олива

Письменные упоминания о ней встречаются не только в египетских текстах, но и в изображениях на вазах, амфорах, сосудах для хранения оливкового масла, найденных в Кносском дворце на острове Крит и относящихся к третьему и второму тысячелетиям до нашей эры.

1
2

По христианской мифологии, оливковую ветвь принес ангел деве Марии, предуведомляя ее о том, что она родит спасителя; оливковую ветвь, как весть о том, что неподалеку находится земля, принес Ною в клюве голубь во время потопа.

Однако ученые не имеют единого мнения о родине и происхождении маслины. Одни считают, что она впервые введена в культуру на Ближнем Востоке, вторые уверяют, что появилась сразу в нескольких местах Средиземноморья; третьи придерживаются мнения, что дикая разновидность ее не что иное, как вновь одичавшая культурная маслина златолистная.
Как бы то ни было, а культура маслины существует сегодня во всех субтропических странах. На территории бывшего СССР насаждения ее имеются и в Крыму, и в Закавказье, и в Туркмении, и в Краснодарском крае. Жить она может от трехсот до двух тысяч лет и более; выведено свыше пятисот ее культурных сортов, одни из которых употребляются для консервации плодов и стеблей, другие, в частности, жасмин, для производства масла и духов.

3
4
5

Легенда с Ближнего Востока. Прекрасная царевна Маслина полюбила пастуха Оливо, но он не ответил ей взаимностью. Разгневанная Маслина облачилась в черный плащ, и ночью на лошади догнала идущего пастуха и убила его.
На следующее утро в том месте выросло странное дерево с корявым шершавым стволом и удлиненными узкими серебристыми, никогда не опадающими листьями и странными зелеными плодами-ягодами. Плоды назвали оливами, а когда они созрели и почернели, то их стали называть маслинами.
С тех пор люди считают, что оливковое дерево – символ сильной любви и непреодолимой страсти.

В Древней Греции раньше девушек купали в оливковом масле перед бракосочетанием, на голову возлагали венок из ветвей олив, а новобрачным к столу подавали соленые маслины.

В Европе олива была символом победы и мира; символом плодородия и изобилия; чистоты и целомудрия, являлась эмблемой бессмертия.

В Японии олива - эмблема дружбы и успеха. В Китае - символ хладнокровия и невозмутимости.

6
7
8
9

В Древней Греции олива была незаменима. Эллины употребляли ее плоды в пищу: маринованные с уксусом и солью или консервированные с медом и винным суслом. Из оливок выжимали масло трех сортов: первосортное масло также шло в пищу; масло второго сорта, смешанное с благовонными веществами, использовали для умащения; а масло третьего сорта, непригодное в пищу, применяли для освещения домов.

Спортсменов-победителей Олимпийских игр греки увенчивали оливковыми венками, сплетенными в священных рощах.
Во время свадеб невесты подчеркивали невинность и целомудрие, прикалывая к платьям листья оливы.

В христианской религии оливковая ветвь также является эмблемой мира. Это связано с библейской легендой о Великом потопе и Ноевом ковчеге: после потопа, голубь, выпущенный на разведку земли, вернулся к Ною с оливковой ветвью. Христиане истолковали это как знак примирения Бога с человеком.

Олива является священным деревом у иудеев, христиан и мусульман.
В исламе олива получила статус Древа Жизни и считается эмблемой Пророка.
В христианской иконографии оливковая ветвь выражает радость в Благовещении.

В искусстве Ренессанса оливковая ветвь - атрибут Мира и Согласия: первая из них держит ветвь в руке, вторая поднимает ее на щите.
Темно-зеленая оливковая ветвь, как эмблема мира, присутствует в гербах государств: Италии, Франции, Португалии, Сербии, Кипра, Заира, Западного Самоа, Тонга.
Белая оливковая ветвь, отличает эмблему ООН и других международных организаций, чьи миссии состоят в борьбе за мир во всем мире.

10
11
12
13

Чем отличаются оливки от маслин?

Ответ — ничем! Это одно и тоже.

Существуют оливки зеленой зрелости ( Green-Ripe Olives ). Они вполне зрелые. Бывают желто-зелеными, соломенными по цвету, а внутри они белые. Очень плотные, содержат масел меньше, чем оливки черной зрелости. Долго хранятся.

Следующая степень зрелости — оливки, меняющие цвет ( Olives-Turning Colour ). Эти плоды, которые только начали менять цвет и стали красно-коричневыми. Мякоть все еще белая, плоды становятся гораздо мягче зеленых.

И последняя стадия зрелости — оливки естественной черной зрелости ( Naturally Black Ripe Olives ). Эти оливки становятся черными на дереве, в отличие от тех, которые мы покупаем, закатанными в жестяные банки и которые имеют красивую глянцевую гладкую кожуру (это все химия!).

Черные оливки самые дорогие, их собирают перед холодами вручную. Из них делают, в том числе, оливки по-гречески — сушат.

Свежие оливки не продают в магазинах потому что они несъедобны. Имеют горький вкус (из-за полезного вещества — олеоропеина). По старой технологии, горечь удаляли, вымачивая плоды в соленой (очень часто в морской) воде. В этой воде зеленые оливки бродили в течение 6-12 месяцев, а черные в течение 3-6 месяцев.

Как мы все понимаем, такие оливки стоили бы в десятки раз дороже, чем те, которые покупаем мы.
Для того, чтобы быстро избавить оливки от горечи, в рассол добавляют щелочь (едкий натр или каустическую соду). И оливки готовы в течение нескольких дней.

Разумеется, оливки полученные по нормальной технологии значительно вкуснее и полезнее выщелоченных.

На банке с оливками, которые прошли выщелачивание никакой информации об этом нет и это официально разрешено, т.к. щелочь вымывают, а способ изготовления остается в тайне.

Можно ли отличить натуральные оливки от выщелоченных? Это практически невозможно, разве что по некоторым признакам.

Натуральные оливки в 2-4 раза дороже, но где гарантии, что они натуральные?

Выщелоченные оливки продаются почти всегда в жестяных банках, и лишь иногда в иной упаковке.

Когда продают натуральные оливки, то в их составе можно встретить оливковое масло, лимонные сок.

Выщелоченные оливки всегда имеют очень красивый вид — их поверхность гладкая, блестящая без дефектов. На вкус они жестче и суше натуральных.
А на натуральных оливках могут быть точечки, пятнышки, что и доказывает натуральные способы их приготовления.

Больше всего выщелоченных оливок производит Испания.

Есть способ отличить черные натуральные оливки от выщелоченных. Если на банке есть глюконат железа — Е579 (стабилизатор окраски), то это точно не натуральные оливки. Этот стабилизатор позволяет окисленным искусственно оливкам оставаться черными и не позеленеть.

Красивый черный цвет оливок противоестественный. Натуральные плоды всегда окрашены неравномерно — где бочок светлее, где темнее (на солнышке). Если вы видите оливки в стеклянных банках, или продаваемыми на развес, то теоретически можно определить их натуральность.

Натуральные оливки еще могут быть чуть розоватыми, фиолетовыми, коричневыми (это кроме зеленых и черных).

14
15

Можно купить натуральные оливки по-гречески — они не плавают в рассоле, к ним может быть добавлено немного масла. Они подсушенные, их поверхность слегка сморщена. Вкус с горчинкой.

Слово “маслины” — российское изобретение. Произошло от масличного дерева — стало быть маслина. Но почему-то людям больше нравится маслиной называть оливку черной степени зрелости.

Стихи об оливе:

легенды об оливе, стихи об оливе

16

Дерево оливы может прожить более 2 000 лет, а плодоносить начинает только в 20 -ти летнем возрасте.

Интересные материалы сайта

Не стесняйтесь сказать "спасибо" своему цветочному мастеру в комментариях и отблагодарить нажатием на кнопки соц сетей! Заходите почаще!

5 thoughts on “ Легенды об оливе (оливке или маслине) ”

Оля, спасибо за статью, читать было интересно.

Знаю, что баобаб и драконово дерево живут еще дольше, чем олива.

Это удивительно, когда возраст растений исчисляется тысячелетиями.

Очень впечатлили фотографии ствола. Так причудливо изрезан.

Как мало мы еще знаем!

Читать такие статьи очень полезно. Спасибо!

Таня, спасибо Вам за отзыв.

Фотки всегда подбираю такие, чтобы произошло, пусть только визуальное, но соприкосновение с природой. Потому как прочитать текст — это одно, да и люди скорее всего бегло пробегают, а фотки цветов и деревьев, думаю, должны нести хороший заряд энергии. Поэтому стараюсь, чтобы фото было много

Действительно, не зря же говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Многие фотографии обладают прямо-таки магической силой. Порой, увидев снимок всего один раз, человек запоминает его на всю жизнь. А вместе с ним из глубин памяти через много лет всплывает событие или история, которую он сопровождал.

11 священных и культовых деревьев

Экология

У многих культур мира растения занимали особую нишу, однако некоторые из них, особенно деревья, могли становиться священными и культовыми. Им поклоняются, около них молятся, возле них оставляют подношения, им посвящают произведения искусства.

Обожествление деревьев уходит корнями в далекое прошлое, когда люди были более тесно связаны с природой, чем сегодня.

1) Баобаб, Мадагаскар


На Мадагаскаре культура поклонения деревьям основана на вере, что души предков живут в этих растениях и лесах, а также в других живых существах, которые считаются миролюбивыми. Мадагаскарцы верят, что когда умирает член семьи, его душа поселяется где-то поблизости, наблюдает за родственниками, отправляет послания богу, благословляет, исполняет просьбы.

Часто можно увидеть, что у основания баобабов Мадагаскара лежат подношения в виде меда, рома, монет или сладостей. Жители острова также часто оборачивают ствол и ветки дерева белой или красной тканью.

2) Дерево танцев, Германия


Ветки огромной липы, которую прозвали "Дерево танцев" в городе Штайнфурт, Германия, требует поддержки в виде строительных мостов. Впрочем, подобные деревья можно встретить не только там. За ними тщательно ухаживают, чтобы под ними можно было собираться жителям деревень и поселков по разным случаям. Эти деревья обычно проверены временем.

Во многих европейских деревнях деревья танцев являются центром социальной активности, под ними устраиваются танцы или более серьезные мероприятия, вроде собраний и судебных заседаний. Кора этих деревьев очень крепкая, ее можно использовать для производства тканей и веревок. Это также символ силы общественных уз.

Согласно местным легендам, "деревья танцев" представляют космическую связь между Землей и небесами. Эти деревья помогали людям измерять время, наблюдая за сменой сезонов, они были центром местного фольклора, посвященного богини любви. Листья липы в виде сердца – символы страсти, эти деревья также привлекали влюбленные парочки, которые искали уединения.

3) Дерево Бодхи, Тайланд


Во многих культурах по всему миру деревья упоминались в легендах и мифах для объяснения происхождения человека и его духовной сущности. Подобные деревья часто представляли в виде оси вселенной, которая связывает разные сферы космоса, как писал эколог Налини Надкарни в своей книге "Между небом и землей: наша интимная связь с деревьями". "Его ветки держат небеса, его ствол упирается в землю, а корни спускаются глубоко подземный мир".

Это дерево было названо деревом Бодхи, под которым, согласно легендам, Сиддхаттха Готама достиг просветления, став Буддой примерно 2600 лет назад. Деревья Бодхи часто представляют Будду в искусстве и литературе.

4) Дерево Туле, Мексика


Это дерево под названием Таксодиум мексиканский из семейства кипарисовых может похвастаться самым толстым стволом из всех деревьев в мире. Оно попало в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дерево имеет окружность ствола около 36 метров и высоту – 30 метров.

Это дерево с крепким стволом и вечнозеленой листвой названо в честь церкви Санта-Марии-дель-Туле в мексиканском штате Оахака, где оно растет уже долгие века. Предположительно дереву около 2 тысяч лет, и его посадил один из ацтекских жрецов.

Родиной долгожителя Таксодиума мексиканского является юго-западная часть США, Мексика и Гватемала.

5) Священный боярышник Гластонбери, Великобритания


Священный боярышник в городе Гластонбери – популярное место поклонения христиан. Это дерево когда-то гордо возвышалось, как одинокий страж, в небольшой деревне на юге Англии. Так было до 2010 года, когда в одну ночь дерево разрубили на части из-за ненависти или в качестве мести, как сообщила газета The Daily Mail. Все, что от него осталось – ствол.

Согласно легенде, этот одинокий боярышник достиг расцвета в те времена, когда великий последователь Иисуса Иосиф Аримафейский путешествовал со Священным Граалем после того, как великий христианский мессия был распят. Иосиф остановился на ночлег на холме Уиариол, воткнул в землю деревянную палку Иисуса, а когда проснулся, вместо нее росло дерево боярышника.

Со временем считалось, что другие боярышники в этих местах выросли из веток того самого дерева. Поэтому, когда дерево, посаженное Иосифом на холме Уиариол, было срублено во время Английской гражданской войны в 17-м веке, на его месте выросло новое.

Деревья боярышника, которые растут в районе города Гластонбери, считаются уникальными, так как они цветут дважды в год – на Пасху и на Рождество. Каждую зиму веточку одного из этих деревьев отправляют королевской семье.

6) Дерево Ченделир, Калифорния


Культовое дерево – секвойя Ченделир - в Национальном Парке Андервуд имеет высоту около 96 метров. В его стволе было проделано отверстие-туннель, в котором может поместиться легковой автомобиль. Парк необычайно популярен благодаря этому знаменитому дереву, через которое проехало уже немало поколений авто.

Северо-калифорнийские секвойи, которые являются самыми высокими деревьями на планете, остаются популярными для туристов, многие из которых приезжают в Калифорнию специально чтобы полюбоваться ими. Самые старые секвойи на Земле растут недалеко от Национального парка Секвойи Хамбольта, а больше всего этих деревьев можно найти в Национальном парке Редвудс. Через 10 лет после того, как в Калифорнии начали вырубать леса и строить города, осталось менее 5 процентов девственного секвойного леса, который существовал в Калифорнии до этого.

7) Эвкалипт, Австралия


Специфический запах эвкалиптового леса типичен для некоторых районов Австралии. Тут растут сотни разных видов: от ржавых до перечных эвкалиптов. Родиной почти всех их является Новая Зеландия.

Эвкалипт царственный – один из самых высоких цветущих растений в мире, который уступает разве что секвойе калифорнийской.

Как аборигены этих мест, так и переселенцы-колонизаторы, использовали эвкалипты для своих нужд: строили каноэ и здания, делали оружие, орудия труда и инструменты. Эфирные масла, получаемые из эвкалипта, способны избавить от разных вирусных и грибковых инфекций, а также с их помощью лечат раны. Люди, которые живут в очень сухом климате Австралии, научились даже добывать воду из корней этих деревьев.

Эвкалиптовое масло используется в языческих и магических практиках для очистки помещений от нечистой силы. Коалы, родиной которых является Австралия, поедают листья эвкалиптов, которые являются их основным продуктом питания.

8) Одинокий кипарис, Калифорния


Вероятно, самое фотографируемое дерево в мире, Одинокий кипарис растет на обрыве на побережье Тихого океана недалеко от города Монтерей, Калифорния.

Обдуваемый всеми ветрами этот кипарис является одной из достопримечательностей так называемой "17-мильной дороги" на севере Калифорнии. По этому маршруту вдоль побережья океана проезжает более 2 миллионов автомобилистов ежегодно.

Ученые знали, что это дерево очень старое, но не представляли, сколько же на самом деле ему лет. Этот вид кипарисов может жить около 400 лет, но специфические условия в этом месте могли заставить дерево выглядеть старше своих лет.

9) Мамврийский дуб, Палестинская автономия


Мамврийский дуб, которому покланялись в течение долгих веков, расположен недалеко от Хеврона на Западном берегу реки Иордан в долине Мамре. Этому дубу может быть около 5 тысяч лет, и он является последним деревом леса, который когда-то простирался на этих территориях. По религиозным преданиям, это дерево должно умереть перед приходом антихриста. Основной ствол дерева умер еще в 1996 году, однако небольшой побег, показавшийся из-под земли через несколько лет, дал надежду.

На древнееврейском языке дуб - allon или elon связан со словом El - Бог. Дуб играл заметную роль и в других религиях. Он был священным деревом друидов, кельтской касты, существовавшей до появления Христианства, чьи традиции были заимствованы первыми христианами.

10) Дерево-Арка, Калифорния


Два ствола платанов срослись вместе, образовав забавную арку в Парке развлечений Гилрой Гарденс, Калифорния, где можно встретить немало других интересных растений. Свернутые в узел, сплетенные в виде корзинки или растущие в форме скамейки, деревья из парка Гилрой являются примером того, как можно манипулировать деревьями и придавать их стволам какую угодно форму с помощью метода под названием прививка, когда побеги или почки одного растения прикрепляют к стеблям или стволам другого. В результате чего они начинают расти, как одно целое.

11) Сосна остистая, Калифорния


Эта сосна считается одним из самых старых деревьев на планете, ее можно найти на западе США. Некоторым представителям более 5 тысяч лет. Они медленно растут и живут в сухом климате горных районов. Их очень медленная скорость воспроизведения и регенерации, а также ограниченная полоса произрастания на больших высотах могут значительно сократить численность этих растений в условиях изменения климата.

Читайте также: