Куда можно поехать с восточного вокзала в москве

Обновлено: 18.09.2024

Маршрут нашей с Ильёй varandej августовской экспедиции был крайне необычен и пролегал по малоизученным и труднодоступным местам на севере Западной Сибири. Местом старта основной части маршрута был сибирский город Омск, до которого мы добирались по отдельности. Илья, желая обновить свой взгляд на этот город, решил приехать туда на день раньше, чем я. Ну а я поехал следом. Причём из-за плохой транспортной связности Петербурга с Сибирью ехать было решено через Москву. В столице во время пересадки с одного поезда на другой мне предстояло провести всего чуть меньше двух часов. Поэтому ограничился я на этот раз небольшой прогулкой в районе Трёх Вокзалов (прибывал я в Москву на Ленинградский вокзал, а уезжал в Омск с Ярославского) и даже не спускался в метро.

Из практического интереса я решил наконец обкатать "Сапсан", на котором доехал от Питера до Москвы за четыре с небольшим часа. Поехал я на нём скорее действительно из интереса, чем из удобства: объективно говоря, мне было бы намного удобнее ехать в Москву ночным поездом, отоспавшись в своём вагоне, чем вставать ни свет ни заря и ехать на Московский вокзал к половине седьмого утра.

2. Начало дня на Московском вокзале Петербурга и Сапсаны. Мой — тот, что слева. А тот, что справа, уехал на десять минут раньше.

"Посдака окончена, поезд отправляется" — объявляет в назначенное время автоинформатор на двух языках. Салон вагона, наверное, похож, скорее на самолёт. Довольно многие пассажиры на Сапсане едут, как и я, впервые (что явствует из разговоров). Кстати, билет, если кому интересно, стоил 2200 рублей, и при этом, если бы я его купил на пару недель раньше, то есть в первые дни продажи, то заплатил бы примерно 1800. За окном постепенно проплывают пути Московского вокзала, потом Сортировочная, Обухово, Славянка. Петербург исчезает, — надо же, а ведь в следующий раз я его увижу уже после того, как побываю в. захватывает дух, когда я представляю, где мне предстоит побывать. Интересно, много ли среди окружающих меня пассажиров людей, которые в Москве будут пересаживаться на ещё какие-то поезда и ехать дальше. Наверное, всё-таки большинство просто ездит периодически меж двух столиц. К примеру, по соседству со мной едут женщины, по разговорам которых понятно, что обратно в Питер они поедут сегодня же ночным поездом.

Тем временем, я обнаруживаю, что южные окраины Питера, Колпино, Тосно — всё это остаётся позади как-то чересчур быстро! Да, я на таких скоростных поездах ещё не ездил. Правда, не могу сказать, что меня это сильно впечатлило, — всё же, мне более по душе езда не быстрее, чем примерно 120 км/ч. Хотя тот факт, что ещё ранним утром я выходил из дома в Питере, а вечером уже проезжал на поезде Нижний Новгород (при этом весь день не летая на самолётах, а перемещаясь только по земле), всё-таки впечатляет сам по себе.

3. Новгородская область. Утренняя Окуловка. Хорошо видна церковь Александра Невского рядом с вокзалом.

Кроме Окуловки, наш скоростной поезд ещё делал остановку в Бологое. А вот Тверь, как ни странно, пролетел без остановки. В общем, после четырёх часов скоростной езды, я уже в одиннадцать утра выходил на перрон Ленинградского вокзала. Традиционно его принято считать полной копией Московского вокзала в Петербурге, как это задумывалось в изначальном проекте, но заметные отличия у него были и до современной реконструкции. А после обновления Ленинградский вокзал внутри и вовсе почти перестал быть похожим на своего собрата в Северной Столице.

4. Ленинградский вокзал. Однако, архитектор Константин Тон в середине XIX века не знал, что строит Ленинградский вокзал :) Кстати, он и снаружи выглядит как, скорее, усечённая копия Московского, — у последнего ещё есть заметное боковое крыло со стороны Лиговского проспекта, где, в частности, находится, второй вестибюль метро "Площадь Восстания".

5. А вестибюль станции метро "Комсомольская" в Москве расположен в отдельно стоящем здании, построенном в 1952 году по проекту архитектора А. В. Щусева, — при открытии "Комсомольской-Кольцевой", и служащий при этом вестибюлем для обеих станций пересадочного узла.

6. Типовой гранитный памятник Ильичу по соседству:

7. Итак, Комсомольская площадь, более известная как "площадь Трёх Вокзалов". Правее кадра и за спиной у меня находятся соответственно, Ленинградский и Ярославский вокзалы. На другой стороне площади виден Казанский. А правее него — сталинские высотки: гостиница "Ленинградская" на площади, а чуть левее и дальше — бывшее здание Минтранса СССР.

На одной площади собраны не просто три вокзала, а ещё и какие три вокзала! Наиболее, пожалуй, оживлённые вокзалы Москвы. С Ленинградского вокзала огромное количество поездов ходит в Северную Столицу, а в придачу и ещё несколько (Псков, Новгород, Петрозаводск, Мурманск, Хельсинки, Таллин), а Ярославский и Казанский, вместе взятые, отправляют из Москвы больше половины всех поездов, идущих в Поволжье, Урал, Сибирь и на Север. Если бы на площади Трёх вокзалов были бы, к примеру, Павелецкий, Савёловский и Рижский, место было бы более спокойным. Но вот такое переплетение транспортных потоков возле одной площади придаёт этому месту суматохи, а также, между прочим, криминальности. Впрочем, рассказывать здесь об этом, наверное, ни к чему. Думаю, что на скопление бомжей и прочего не очень приятного контингента на одной площади обращали внимание, наверное, многие. Плохо, что, будучи расположенным у вокзалов, это место для многих приезжих является первым впечатлением от Москвы. И, забегая вперёд, скажу, что именно Три вокзала в Москве, пожалуй, что и были самым злачным и опасным местом на всём моём маршруте, — а вовсе не города и веси Крайнего Севера, как многие могут подумать.

Впрочем, не будем о плохом. Пока у меня есть почти два часа до поезда №92 Москва - Северобайкальск, который отправится с Ярославского вокзала в 12-45, я решил немного погулять. В тот день в столице стояла жара, — табло на Ярославском вокзале показывало +28 градусов. И тем более странно мне было представлять, что в моём большом рюкзаке за спиной лежит тёплый свитер, шарф, шапка. И главное, что всё это мне действительно в итоге пригодилось.

8. Краснопрудная улица и красивый столичный сталинский ампир. Семиэтажный дом на другой стороне улицы построен в 1947 году.

Кстати, обратите внимание на отсутствие машин в кадре. Это может, пожалуй, послужить подтверждением того, что причиной пустынности улиц на многих моих снимках городов является не постоянная якобы их пустынность, а именно моя привычка выжидать. Но ведь здесь же всё-таки Москва, а не провинциальный райцентр.

9. Но в целом обстановка на столичных улицах оживлённая. Люди куда-то спешат, ездят машины, трамваи, троллейбусы. А вон, кстати, на другой стороне перекрёстка — метро. Это вестибюль станции "Красносельская", которая была открыта в мае 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена, отмечавшего, таким образом, в 2015 году 80-летний юбилей.

10. Посмотрим чуть правее. Улица Краснопрудная уходит дальше и пересекается с Третьим кольцом. Это одно из основных радиальных направлений города (транспортная система Москвы ведь исторически сложилась как система лучей, расходящихся в разные стороны), ведущее из центра в Сокольники и Черкизово, а затем переходящее в Щёлковское шоссе.

11. Покажу теперь этот же перекрёсток с других ракурсов. Этот ракурс противоположен предыдущему снимку, — это вид назад на Краснопрудную в сторону Вокзалов. Длинный серый восьмиэтажный дом известен как "Дом ударников-железнодорожников" и построен в 1933-1937 годах.

13. Модерновый дом родом откуда-то из начала прошлого века, ныне сильно задавленный окружающей застройкой. Кстати, обратите внимание на Серп и Молот, — довольно забавно выглядит на таком фасаде.

14. Я свернул на довольно узкую и тихую (по московским меркам, конечно) улицу Нижнюю Красносельскую, по которой ходят трамваи. Девятиэтажный дом слева я уже показал на фото 12.

15. Примечательная деталь этой улицы — виадук. то есть, простите, эстакада (хотя, на самом деле, путепровод) над железной дорогой. Это — пути и вагонный парк Казанского вокзала, который скрывается за новостройками в правой части кадра.

16. Сразу за путепроводом — храм Покрова Богородицы в Красном Селе, построенный в 1751 году, и значительно перестроенный после обветшания в 1838. Первая церковь на этом месте стояла ещё в начале XVII века, когда Москва была совсем другой.

17. Доходный дом постройки 1914 года, ныне расселённый из-за аварийности. Чему посвящён современный рисунок на фасаде, — не знаю.

18. Противоположная сторона. Довольно живописная, в общем, улица.

19. Перекрёсток с Ольховской улицей и усть-катавский трамвай:

20. И вид дальше по Нижней Красносельской. Из-за домов выглядывают хорошо узнаваемые купола Богоявленского Елоховского собора (1845-1853), в котором, в частности, похоронен патриарх Алексий II. Было бы время, — сходил бы и туда, но, к сожалению, времени уже было маловато.

Хотя можно было дойти до собора, а потом сделать круг, вернувшись к Трём Вокзалам по улице Новорязанской. Но я как-то не догадался.

21. На обратном пути зашёл в один из дворов по Нижней Красносельской. Типовые дома, переходные от сталинской архитектуры к хрущёвкам, напоминают мой дом в Питере.

22. И даже в центре Москвы можно увидеть вездесущих лебедей из шин!

Посидев и передохнув во дворе, я выдвинулся в обратном направлении — теперь уже на Ярославский вокзал. До отправления северобайкальского поезда, которым мне предстоит ехать в Омск, осталось уже почти полчаса.

23. Снова путепровод над железной дорогой. И вдалеке видна игла Останкинской телебашни.

24. Это снова Краснопрудная улица (Комсомольская площадь уже видна впереди). В пятиэтажном здании, кажется, начала XX века сейчас находится управление Московской железной дороги. А в серой позднесоветской высотке, стоящей чуть дальше, — вычислительный центр системы "Экспресс-3".

Снова выглянуло солнце. Город плавится от жары. Необычно было, находясь в центре столицы, представлять, что впереди у меня — могучие сибирские реки, тихая и спокойная тайга, холодный Ямал и Полярный Урал. А главное, — всё это одна страна!

25. Трамвайная электроподстанция (1904 год), служащая по назначению и в наши дни.

26. Так я снова вернулся на площадь Трёх Вокзалов:

27. Я уже ездил из Москвы в восточном направлении с Казанского вокзала, и прибывал на него тоже. А в этот раз мне предстоит покидать столицу страны с Ярославского вокзала.

Лучше, конечно, было бы всё же перейти на другую сторону площади и запечатлеть его оттуда.

28. В вычурный псевдорусский стиль здания снова ненавязчиво вклинилась советская символика.

В Москве заработал новый железнодорожный вокзал Восточный. Это комплекс площадью более 9 тысяч квадратных метров с комфортными переходами, платформами и залом ожидания. На Восточном вокзале курсируют 24 пары поездов дальнего следования, в том числе в Нижний Новгород и Иваново, которые перевели с Курского вокзала. Рассказываем подробности о новом транспортном узле, а также о том, что думают о его открытии жители столицы.


Фото: Москва 24/Юлия Иванко

Первый полноценный вокзал за 100 лет

Восточный вокзал построили в 2020–2021 годах в составе крупного транспортно-пересадочного узла "Черкизово". Он должен объединить станцию "Черкизовская" Сокольнической линии метрополитена, станцию Локомотив МЦК, а также наземный городской транспорт.

По словам Сергея Собянина, Восточный – первый новый полноценный вокзал, который появился в городе за последнее столетие. Он также является десятым по счету вокзалом для поездов дальнего следования в столице.

Новую точку на транспортной карте города Сергей Собянин открыл вместе с генеральным директором ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым. Вместе с вокзалом также был представлен второй вестибюль станции Локомотив МЦК.

Впервые за 100 лет открывается полноценный новый вокзал, который объединяет Курское направление железной дороги и станции метрополитена и МЦК, создавая крупный пересадочный узел, давая возможность тем пассажирам, которые прибывают в Москву, быстрее добираться до места назначения.


Собянин отметил, что новый вокзал представит москвичам и гостям столицы новые транспортные возможности, а также качественно разгрузит центр города.

В свою очередь, Олег Белозеров добавил, что Восточный вокзал предложит пассажирам качественно новый сервис обслуживания. В частности, в новой гавани оборудована инфраструктура для маломобильных граждан, кассы бесконтактной оплаты и даже аромамаркетинг.

"Новый вокзал – это новое качество, новый подход, новый набор услуг, здесь все совершенно новое. Это возможности для маломобильных граждан, новые кассы, новые возможности бесконтактного использования практически всех элементов, бактерицидные специальные приспособления, которые работают для того, чтобы обеззараживать эскалаторы. Это аромамаркетинг – может быть, сейчас в масках не все замечают, но мы хотели, чтобы вокзалы обладали приятным специфичным запахом", – заявил он.

Белозеров рассказал еще об одном преимуществе: в дальнейшем загруженный Комсомольско-Курский участок расширят для работы с МЦД.

Планы на будущее

В этом году в Москве планируется открыть еще 9 пригородных вокзалов на МЦД в рамках развития Центрального транспортного узла. Среди них – станции Печатники и Щукинская МЦД-2, а также Кокошкино, Апрелевка, Толстопальцево, Аминьевская, Мещерская, Матвеевская, Минская МЦД-4.

Ранее, кроме Восточного, были открыты пригородные вокзалы Баковка – 14 января 2021 года – и Внуково – 22 апреля 2021 года.


Фото: Москва 24/Юлия Иванко

"Ждали открытия"

Открытие вокзала состоялось 29 мая. Некоторые горожане уже успели оценить достоинства нового транспортного узла.

"Из метро попал на пересадочный хаб МЦК, из которого можно легко попасть на платформы МЦК и Восточного вокзала. Навигация на месте. Все понятно и доступно", – поделился впечатлениями в Сети житель столицы Николай.

Другие пассажиры уже воспользовались вокзалом для дальних поездок, например в Нижний Новгород и даже на море.

Москвичка Ольга рассказала Москве 24, что жители северо-востока с нетерпением ожидали открытия новой транспортной точки. "Мы ждали открытия вокзала, следили за его строительством! Так как мы живем недалеко, на бульваре Рокоссовского, буквально наблюдали за его возведением с момента котлована", – отметила девушка.

В первую очередь она обратила внимание на внешний облик района.

Территория стала лучше. Раньше на месте вокзала был пустырь, даже было страшно заходить за станцию метро. Сейчас все чистенько, аккуратненько. Очень хорошо, что появились остановки транспорта общественного ( для автобуса № 171, следующего по маршруту "Камчатская улица" – "Электрозаводский мост". – Прим. ред. ).

Также пассажиры отмечают облик самого вокзала – как внешний, так и внутренний. "Уже довелось побывать на новом вокзале. Всегда нравится все новое. И здание приятное, современное. Внутри все чисто, ухоженно, самое главное – просторно", – поделился с Москвой 24 впечатлениями житель столицы Павел.


Фото: Москва 24/Юлия Иванко

Еще меньше времени

Открытие Восточного вокзала должно благоприятно отразиться на транспортной ситуации в городе. Прежде всего в новую гавань перевели 24 пары поездов дальнего следования с Курского вокзала. Среди них – "Ласточка" и "Стриж", следующие в Нижний Новгород и Иваново, а также транзитные поезда из Санкт-Петербурга и Мурманска в Адлер, Анапу, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Ейск, Кисловодск, Махачкалу, Новороссийск, Челябинск и другие города России. Отмечается, что такое решение позволит разгрузить Курский вокзал на 35% и сделать его более комфортным для пассажиров.

Однако Восточный вокзал способен повлиять не только на ситуацию с междугородними пассажирами, но также облегчить маршруты москвичей и гостей столицы внутри города. В частности, открытие вокзала снизит нагрузку на станции "Курская" и "Чкаловская", увеличит пропускную способность железнодорожного участка Каланчевская – Курская, которая к настоящему моменту была практически исчерпана.

Возможность пересадки на МЦК сделает более удобным маршрут для транзитных пассажиров, следующих через Восточный в московские аэропорты. Предполагается, что 70% людей, прибывающих на вокзал, будут пересаживаться именно на центральное кольцо.

Однако, если есть необходимость попасть в центр города, это также не займет много времени. От станции метро "Черкизовская" до "Охотного Ряда" ехать всего 17 минут. В целом с помощью Восточного пассажиры смогут экономить до 40 минут на поездках по городу.



























Вокзал европейского уровня

Площадь Восточного составляет более 9 тысяч квадратных метров . Интерьеры вокзала выполнены в светлых тонах с использованием большого количества естественного освещения. Он также оборудован современными системами вентиляции, отопления, кондиционирования, пожарной и транспортной безопасности.

В здании вокзала обустроен зал ожидания на 200 мест, в котором для пассажиров установлены USB-зарядки, есть автоматические камеры хранения, универсальные билетные кассы, фуд-корт, комнаты матери и ребенка, помещения для приема делегаций и бизнес-зал. На всей территории вокзала работает Wi-Fi.

Что касается платформ, по всей длине на них установлены навесы, защищающие пассажиров от снега, дождя и солнечных лучей. Для родителей с колясками, пожилых и людей с ограниченными возможностями для доступа ко всем участкам вокзала установлены четыре эскалатора и три лифта.

У Восточного есть два выхода: один – к стадиону "РЖД Арена", второй – к станции метро "Черкизовская". Попасть на станцию Локомотив МЦК можно с помощью наземного остекленного пешеходного перехода длиной 50 метров. Он построен по принципу "сухие ноги" и имеет естественную вентиляцию,

Позже возле комплекса будет обустроена перехватывающая парковка на 311 мест, а также парковка для каршеринга на 46 мест. Кроме того, появятся отдельные зоны такси и kiss&ride – "поцелуй и поезжай" – для быстрой высадки пассажиров личного транспорта.

В Москве открылся новый железнодорожный вокзал - Восточный. 29 мая 2021 года в 1.36 на него прибыл первый в истории поезд №81 "Белгород - Санкт-Петербург", а в 2:03 с вокзала отправился первый поезд.



Не каждый день у нас вокзалы открываются, поэтому я решил, что такое знаменательное событие нужно увидеть.

Восточный вокзал расположен на Московской кольцевой железной дороге около станции метро Черкизовская и станции МЦК Локомотив. Предназначается он, главным образом, для транзитных поездов (в основном из Питера и Мурманска на юг и восток). Но также с него будет отправляться несколько скоростных "стрижей" и "ласточек" в Нижний Новгород и Иваново.

Вокзал устроен довольно странно. Во-первых, это первый вокзал, у которого нет своего направления и нет электричек. Только дальние поезда. У вокзала всего две платформы - высокая и нижняя (для обычных поездов и для "Стрижа" соответственно).

А между ними - куча путей, неиспользуемых для пассажирских поездов (судя по всему ,для прохода и сортировки грузовых). Пути соединены длинным конкорсом.

Основной вход в вокзал расположен со стороны задрипанной промзоны Калошино, что уже само по себе символично (есть ли ещё такие вокзалы где-то?).

Примыкает к вокзалу Амурская улица и Северо-восточная хорда. С другой стороны конкорс переход прямо на станцию Локомотив, и отсюда можно быстро спуститься как на МЦК, так и на метро.

Ну, конечно, прошмонаться не забудьте, точнее, вам не дадут забыть,

В вокзале 2 бесплатных зала ожидания и один платный.

Есть буфет, который пока доделывается

Табло с информацией о маршрутах наземного транспорта и не только

а также - камера хранения в виде ячеек. Цены - полная жесть, конечно, тут РЖД проявило жлобство во всей красе.

Походу, если хранить вещи несколько дней, то дешевле будет новые вещи купить.

Больше всего вопросов к названию этого объекта.

Вывески "Москва", похоже, носят больше декоративный характер.

Потому что станция называется - Черкизово, станция МЦК - Локомотив, но вокзал - Восточный. При этом, повторюсь, станция - не Москва-Восточная, что бы было логично. Можно видеть, что даже в расписании указано Черкизово. А на табличках - просто Восточный, будто один посёлок водопроводчиков на востоке города.

Нумерация путей тут - сквозная с путями МЦК. У ПДС-ов - 3-й 4-й, а у "стрижей" - 5-й.

Походу, сюда собираются дополнительный досмотр сделать.

Функции охранников, не пускающих через выход, выполняют турникеты. А освободившиеся от таких задач охранники могут теперь следить за турникетами.

Вокзал пока активно доделывают. Как всегда, всё сделать не успели, приходится дошлифовывать уже после запуска.

Можно понаблюдать нераспакованные указатели и лайтбоксы в картонных коробках, крепления для будущих указателей, коридор с едким запахом свежей краски..

Тем не менее, в первую же ночь, вокзал оказался заполнен народом! Все быстро сориентировались и приехали сюда.

В целом, вокзал произвёл, скорее положительное впечатление. Выглядит красиво и современно,

но есть участок, не продублированный лифтом, где подниматься придётся пешком по лестнице.

Однако заезд сюда увеличил время хода поездов на 2-3 часа. Дело в том, что многие съезды с МЦК на радиальные направления до сих пор неэлектрифицированы. И поездам приходится совершать лишние манёвры.

В частности, не электрифицирован самый основной съезд на Ленинградское направление, из-за чего все проходящие через Восточный поезда вынуждены менять направление в Лихоборах.

Первый поезд прибыл на новый вокзал.


На табло вагона до сих пор "Москва - Курская".

Так что, с новым вокзалом всех нас, с десятым вокзалом! Будем отсюда теперь ездить! Число вокзалов с дальними поездами всего за месяц успело упасть до 7, но выросло обратно до 8! Вашему вниманию, отправление первого поезда в истории!

Отправление первого поезда в истории вокзала. №81 Белгород - Санкт-Петербург".



Впрочем, глупо не отметить новаторские начинания города и РЖД, заваривших очередную амбициозную транспортную кашу. Если верить рендерам, новый хаб и правда будет больше напоминать европейские аналоги, а не подуставшие (не с архитектурной, а сугубо с инфраструктурной точки зрения) за десятилетия московские вокзалы. Правда вот, в отличие от Казанского, Белорусского или Рижского, новый вокзал (хотя уместнее всё же называть Восточный большой станцией) не будет памятником архитектуры. Это творение XXI века со всеми вытекающими:функционально, просто, со временем грязно.

Продажа билетов на поезда дальнего следования через Восточный уже стартовала.


«Основное назначение Восточного — это остановка транзитных поездов, которых не так мало и которые сейчас почти все идут через Курский вокзал. Но он сейчас будет переживать период реконструкции, а значит, его надо разгрузить. До сих пор не очень понятно будущее нового московского вокзала. С какой именно частотой там будут ходить поезда Московских центральных диаметров? Пока рассматривается вариант, что поезда по всем МЦД будут ходить каждые пять минут.

Но в этом случае становится ясно, что никакой транзитный поезд, кроме как глубокой ночью, через вокзал проехать не сможет.

Я думаю, что так не поступят. Считаю, что МЦД-2 и МЦД-4 интервал в пять минут не требуется. Даже так: для МЦД-4 меньше десяти минут интервал вообще не нужен. Не будет там пассажиропотока. И если сделать увеличенный интервал, транзитные поезда смогут спокойно проехать. На период реконструкции Курского, транзитные поезда, конечно же, будут на Восточном вокзале останавливаться. А вот как будет дальше — непонятно.


Путь до платформы по прямой займёт меньше минуты.

Все сервисы вокзала сбалансированы: кафе, фудкорт и магазины органично вписаны в пространство. На вокзале будет всего один пункт досмотра. Для примера, на Ленинградском досмотр приходится проходить два раза. Кроме этого, перейти с Восточного на МЦК и Сокольническую линию метро можно будет по тёплому переходу за несколько минут, а время в пути до центра столицы составит не более получаса, отмечают в Дептрансе .

Безбарьерная среда, включающая четыре эскалатора и три лифта, облегчит пользование вокзалом для маломобильных пассажиров — пожилых людей, родителей с колясками и людей с ограниченными возможностями здоровья.


Благодаря пересадке на МЦК пассажиры поездов дальнего следования смогут быстро добираться до аэропортов.

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram

Читайте также: