Курорт где снимали бриллиантовую руку

Обновлено: 18.09.2024

Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит:

13. Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.

16. Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.

23. Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.

24. В финале фильма эпизод, где подъемый кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о корюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.

25. В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину — зеленая.

28. В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две (!) розы.

29. В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.

30. В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!



Иоганн Себастьян Бах широко известен благодаря двум фактам своей биографии: своей карьере в качестве одного из самых плодовитых композиторов и своему тяжёлому характеру. На самом деле его характер был столь ужасен, что в молодости ему приходилось носить с собой кинжал, чтобы защищаться от молодых людей, которых он раздражал. Когда ему было 20 лет, Баха наняла церковь, чтобы возглавить церковный хор и ансамбль. Большинство музыкантов были старше него, и Баху было… Читать далее…





Дама из Нью-Джерси живёт жизнью мечты любой женщины — она проводит каждый момент своего дня с голливудской звездой Брэдли Купером. Ну, не с ним лично, а с его картонным изображением в полный рост.



10 очень успешных людей, в начале карьеры потерпевших крупную неудачу

Где снимали бриллиантовую руку: увлекательный тур по местам съемок

Доброго времени суток, дорогие друзья! Моя статья понравится всем любителям старых добрых советских комедий. Сегодня я вам расскажу, где снимали бриллиантовую руку.

Эта кинолента может похвастаться обширной географией съемок – это и Баку, Москва и Сочи. Фильм показали в кинотеатрах в 1969 году в июне.

Итак, давайте пройдемся по маршруту съемок прекрасной кинокартины.

Немного интересной истории

Идея сценария была навеяна серий статей журналиста Сахнина, которые рассказывали о методах борьбы с контрабандистами. И там упоминалось о таком способе провоза ценностей – как гипс.
В целом сценарий получил одобрение, но попросили сделать меньше эпизодов с участием управдомши Плющ и сделать больше сцен с милицией.
3 января 1968 года сценарий был полностью одобрен Главным управлением кинематографии. В феврале были начаты пробы актеров.


Занимательные персонажи

Роль Семена Горбункова была создана для Юрия Никулина специально. Что интересно, даже в Союзцирке, где в то время работал актер, ему оформили отпуск продолжительностью в полгода.

Хотя это было большим исключением. На роль второго главного героя был выбран тогда еще малоизвестный 27-летний актер – Андрей Миронов.

Образ харизматичной личности, контрабандиста и модника прославил кинозвезду.


По местам съемок

Теперь выясним, в каком городе происходили съемки. Съемочная группа была уверенна, что съемки будут происходить заграницей. Но Гайдай объявил, что фильм будет сниматься в СССР.

Москва и Подмосковье

Первый эпизод снимался в апреле в 1968 году в студии Мосфильма. В студии были организованы квартиры Графа и Шефа. Позже там происходили съемки квартиры Горбунковых, гостиничный номер с соблазнительницей и каюты капитана теплохода.
Выполнялись в Москве и натурные съемки. Одну сцену делали на Ленинском проспекте, у одного из входов в парк Горького.


На Комсомольском проспекте в универмаге снимали кадры в комиссионном магазине. Место съемок автомобильных сцен – Павловская слобода в Подмосковье.

Съемки на Черном море


Его сменили даже на всех спасательных кругах. Все эпизоды были сделаны за день.

Где снимали рыбалку?

Место, где сняли неудавшуюся рыбалку – Белая скала, которая находится недалеко от Туапсе. Там же снимали черные камни.

Вот один интересный факт. Звуки над водой распространялись очень хорошо и поэтому крики персонажа Андрея Миронова о помощи услышали люди за два километра от объекта съемок.


На подмогу был послан катер, но как только он приблизился к утопающему, грозный голос из громкоговорителя попросил уйти из кадра.

А вы помните сцену, в которой Миронов дает пинка мальчику, наклонившемуся за удочкой? Это был сын Никулина.

Сцена долго не выходила, так как мальчик падал в море еще до того, как Миронов замахивался. А потом Гайдай заверил его, что Миронов пройдет мимо.
А сцену, где во время подводной охоты с Папанова стянули трусы, снимали с дублером. И в те времена не было видеокамер с защитой под водой, и поэтому один умелец слепил из смолы специальный бокс.

Что происходило в Баку?

Сначала актер долго пытался правильно упасть на банановой кожуре, но только зря тратил эти редкие по тем временам фрукты. Когда кончились бананы, Никулину пришлось падать на арбузных корках.

Кстати, многие кинематографисты в советские времена использовали улочки Азербайджана в улицы Стамбула, Аргентины или Тегерана.

Съемки продолжались в течение 15 дней.

Были сняты многие старинные сооружения столицы Азербайджана:

  1. Крепостная стена.
  2. Девичья башня.
  3. Джума-мечеть.
  4. Дворец Ширваншахов.



Все эти объекты по фильму представляла экскурсовод. Кстати, эту роль исполнила жена Никулина. Кроме того, в фильме зрители могут увидеть великолепные пейзажи Каспийского моря.
А вы знали, что язык, на котором общаются персонажи Шпигеля и Каневского – это простой набор тарабарщины, выдуманной Каневским.

Сплетни или факты?

А теперь пройдемся по интересным фактам из периода съемок:



Если хотите поделиться интересной информацией по поводу фильма, или своими впечатлениями, напишите в комментариях.

Смотрите хорошие фильмы и больше смейтесь, дорогие друзья! До новых встреч!

Никакого Стамбула


Особо прославилась улица Кичик-Гала, где была устроена аптека, возле которой Горбункову предстояло ломать руку. На ней группа задержалась надолго – сцена никак не удавалась. Никулин извел несколько килограммов дефицитных бананов и почти целый арбуз – и все не мог убедительно упасть. Ему даже матрас подкладывали.


В результате эпизод получился комбинированным – на арбузной корке в нем поскальзываются ноги Леонида Каневского (контрабандист из аптеки), опаздывавшего на другие съемки и сильно рассерженного задержкой. Зато Миронов на той же улице плюхнулся на пятую точку без всяких корок и с первого раза.

Приключения дома


Город, где проживал Горбунков, получил в сценарии название Черноморск. Населенный пункт с таким названием имеется в Одесской области, но в то время он звался Ильичевском. К Черноморскому в Крыму город из фильма тоже отношения не имеет – он выдуман. Сыграли его Сочи и Адлер.


Немало пришлось попутешествовать группе по побережью ради съемок рыбалки Горбункова и Козодоева. Белая скала, возле которой клев будет просто бешеный, снималась в окрестностях Туапсе (это скала Киселева). С этой рыбалкой возникла географическая несуразность. Их в фильмах бывает немало, но картина должна стать истинно популярной, чтобы об этом узнал кто-то, кроме членов съемочной группы.

Географические несуразности


Поэтому эту часть перенесли под Новороссийск, где в море тянулась Суджукская коса. Получилось, что Миронов преодолел приличное расстояние по воде! Мало того – береговая охрана не поняла, что наблюдает процесс создания кино, и их катер рванул на помощь актеру, очень убедительно звавшему на помощь.

Но еще большее расстояние под водой пришлось преодолеть Лелику (Анатолию Папанову)! Дело в том, что он насаживал рыбу на удочку Миронова… возле крымского Нового Света! Тут вообще телепортация какая-то получилась!


Именно в Новом Свете замерзший Папанов (съемки шли в ноябре!) нелицеприятно охарактеризовал умственные способности оператора, из-за неловкости которого не получалось закончить эпизод с рыбой. Гайдай вставил случайный кадр в ленту…

Память великих


Время шло – популярность не уходила. И уже XXI век решил широко отметить достижения любимых актеров. В 2010 году в Причерноморье появилось сразу два памятника героям комедии.

Так, на Сочинской набережной, в месте, где проходили съемки, установлена скульптурная группа, изображающая семью Горбунковых и наблюдающих за ними Козодоева и Лелика. А под Новороссийском скульптуру Миронова в роли Козодоева с плавками Лелика на палке установили прямо на Суджукской косе.



2 Волги его помощника - Володи. Его и "двойника" :-)

Ну и черная Волга универсал (ГАЗ-22В), которая выезжает из Милиции перед сценой в "отеле АтлантИк" :-)

Самая интересная машина у Лелика. Довольно-таки старенькая ГАЗ М-21И второй серии.
Чем меня эта машина так заинтересовала? Ну, во-первых, она чаще всего появляется в кадре. А главное - в отличии от машин, которые использовала милиция - она не была такси.

Просто приобрести фуражку таксиста и нанести на двери "шашечки" было недостаточно.

Ибо нестандартная окраска для такси, отсутствует рация, нет таксометра и еще передние сидения не разделены (там сплошной диван). То есть, садясь в такую машину, Семен Семенович, несмотря на свою недотепитость, не мог не заметить, что машина фейковая :-)

Ну и еще одна легковая автомашина показана в самом конце.

Семена Семеновича кран загружает прямо в черный фаэтон на базе ЗИЛ-110Б. Стильное авто :-)


Кроме отечественных легковых автомобилей мы можем видеть и несколько иностранных. Их мы можем наблюдать "в Стамбуле", который играет старые кварталы красавца Баку.
Причем иномарка появляется прямо на 1 секунде картины. В ней мчится иностранный контрабандист, который в аптеке берет зонт с монетами :-).

Автомобиль этот Opel Kapitän рейсталинговый образца 1956/57
Интересно, что он двухцветного окраса


Эту же машину мы можем видеть еще дальше - на перекрестке, где стоит регулировщик в белой униформе.

На том же перекрестке мы наблюдаем еще несколько интересных автомобилей.

Прежде всего это белый Oldsmobile Super 88 (1952 года)

Ну и конечно, самая крутая из всех имеющихся в картине машин - Chevrolet Two-Ten 2103 (1953 года)

Но иномарок явно не хватало :-) Ибо в этой же сцене, в самом конце можно наблюдать пронесшуюся на высокой скорости чехословацкая Tatra 603.

А эту машину трудно с чем-то спутать :-))

Кроме легковых авто в фильме мы можем видеть 2 мотоцикла.
Прежде всего это красный чехословацкий Jawa 350 Kyvacka+Velorex , на котором Геша и Сеня едут на рыбалку, а потом Козодоев его использует в засаде.

Номер мотоцикла 37-72 СОН

Ну и классический "Урал М62" на котором милиционеры увозят алкаша в отделение.

Номер на мотоцикле 00-93 СОН.

С наземным транспортом вроде как закончили :-)
Давайте перейдем на водный.
Тут у нас присутсвуют 3 корабля в кадре.
Первый - это "Михаил Светлов". Хороший стеб вообще то :-) Хотя считается, что автор просто любил этого известного писателя и острослова :-)


Теплоход "Грузия" построен в 1939 г. британской верфью "Swan Hunter & Wigham Richardson" для польско-датской компании "Gdynia-America Shipping Lines", давшей ему название "Sobieski". Во время WWII теплоход использовался союзниками для выполнения военных и гуманитарных целей. В 1950 г., после приобретения его СССР, теплоход вошел в состав "Черноморского морского пароходства". Был продан на слом в Италию в 1975 году.

Ну вот, скажите вы - 2 корабля, откуда взялся третий? А вы вспомните самое начало фильма :-) Иностранный контрабандист прибыл на иностранном корабле под наименованием "Viсtory". Что это именно иностранное судно, а не упоминаемая выше "Победа" говорит трап:
А еще обратили внимание на гербовых львов? Очень похожи на бельгийских :-)

Как бы там не было, "Viсtory" играла "Россия" тоже :-)

Кроме больших лайнеров в самом конце фильма мы видим белый катер с номером 42, на которых семья Горбунковых рассекает по акватории.

Вопреки заблюждениям, это вовсе не катер модели 343 "Волга", а куда более скромный КС-1 (проект 370) — служебно-разъездной катер глиссирующего типа, серийно выпускавшийся в СССР с 1945—1946 годов. Был построен на заводе Министерства авиационной промышленности по проекту инженеров Гартвина и Пиама. Он активно использовался речной милицией.

Ну и под конец, в фильме промелькнуло 2 воздушных судна.
Прежде всего это наш замечательных трудяга и один из лучших многофункциональных вертолетов мира Ми-8.


И это удивительно. Ибо никогда Ми-8 МВД СССР не использовался. Сложно, дорого, затратно и главное не отвечает целям милиции. МВД использовался совсем иной борт - Ка-26. И это было полностью оправдано.

Но видим то, что видим :-) Хотя "Москвич" на тросе Ка-226 точно поднять не мог. Так что это сделано все в угоду сценария :-)


Ну и последнее транспортное средство на сегодня - это самолет Ил-18
Именно его, катаясь на катере, видит Семен Семенович, поднимая голову.

Шикарная машинка. Наверное,один из самых удачных наших гражданских самолетов вообще - надежный, простой, неприхотливый.

На этом, пожалуй, все.
Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.











… и нового для себя актёра — Андрея Миронова:


Именно из них Худсовету и предстояло выбрать на итоговом заседании. Вот фрагменты из этого заседания.

Как видите, в подавляющем большинстве Худсовет был именно за Миронова.


Конкуренцию ему составляли Леонид Сатановский:


и Анатолий Папанов:



А после ее отказа ему пришлось выбирать из трех актрис — Эвы Киви, Лилии Юдиной и Светланы Светличной.






Шефом мог стать Владимир Пицек, Борис Рунге или Павел Шпрингфельд, но режиссер предпочел им Николая Романова:


Далеко не все роли достались профессиональным актёрам. Так, роль проститутки из Стамбула досталась случайно встреченной на улице диспетчеру автобазы Виктории Островской:



О том, каким образом он получил эту роль, вспоминает он сам:


Съемки

В конце июля съёмочная группу возвратилась в Москву и возобновила павильонные съёмки. Именно тогда была снята, наверное, самая эротичная сцена советского кино.


Интересный момент: когда фильм уже был запущен в производство, в роли соблазнительницы Анны Сергеевны уже снималась другая актриса. Кто? Почему-то это нигде не озвучивается. Но если судить по воспоминаниям Натальи Кустинской, именно она должна быть этой роковой красоткой. С ней уже было отснято достаточно много материала, когда между актрисой и режиссёром произошёл какой-то конфликт, и Гайдай стал искать срочную замену. Так это было или нет, мы уже вряд ли узнаем точно, но, как я уже рассказывал, выбирать худсовету пришлось из трех актрис — Светланы Светличной, Эвы Киви и Лилии Юдиной. И выбор пал на Светличную.


Кадры с участием Светличной отсняли ещё в Сочи.


Самую знаменитую сцену с халатиком снимали уже в павильоне в Москве.



А вот рассказ оператора И. Черных о том, как снимался эпизод, когда бешено кружатся все лица вокруг бледного лица обманутой жены Горбункова:


В начале августа состоялся худсовет по уже отснятому материалу. Приведу отрывки из некоторых выступлений:

Э. Рязанов: «Материал у меня вызывает тревогу. У Гайдая несомненно необыкновенный дар. Но здесь он попытался отойти от своего обычного взгляда (в смысле бытовых сцен), а эксцентрика осталась. Тут надо привести все в единый план. Я не являюсь сторонником чистоты жанра, но должна быть одна интонация, одна линия. Пока это не очень сочетается. Кажется, что и режиссер в нерешительности. Нет ощущения целого. У меня осталось ощущение некоторой чересполосицы. Эксцентрические куски, безусловно, сильнее.


По актерам. Никулин в основном играет реальный план и вдруг делает трюки. Пока это органически не сочетается. Папанов жмет на всю железку. Он опасный артист. Есть тут куски чудовищного пережима. Двойственность (реальный план и эксцентрика) есть у Миронова. Мордюкова не получилась. Танец Миронова — полная неожиданность, я не был к нему готов. Это чистая условность.






Вот как вспоминает об этих днях Л. Каневский, который сыграл контрабандиста-аптекаря, обошедший на этапе кинопроб своего главного соперника — Спартака Мишулина:


В Баку все мы жили в одной гостинице. После съемок ходили гулять по городу, вместе ужинали… А местные буквально носили на руках, угощали нас шашлыками и вином.




Тем не менее Андрей Александрович очень тепло вспоминает о днях, проведённых в Баку во время съёмок фильма.



А вот как снимали сцену падения поскользнувшегося Никулина. Первоначально предполагалось, что он поскользнется на банановой кожуре. Под это дело закупили несколько килограммов дефицитных по тем временам фруктов (это теперь бананов, что грязи) и хранили их в холодильнике. Однако поскользнуться на банановой кожуре Никулину никак не удавалось. И тогда купили арбуз, которых в Баку было немерено. Падать Никулин должен был на надувной пляжный матрас серого цвета. Но если падение ему удалось практически сразу, то вот на арбузную корку он никак удачно наступить не мог. И тут на помощь пришел Леонид Каневский. Он торопился на съемки в Свердловск, поэтому предложил режиссеру заменить Никулина. На него надели брюки Никулина, и он мастерски поскользнулся. Так что нога в кадре его, а не Никулина. В этот же день сняли кадры, когда возле аптеки падает Граф. В отличие от Никулина, Миронову матрас не понадобился — он упал на обе руки и мягкое место.



В конце сентября съёмочная группа вернулась в Москву уже в начале ноября началась досъёмка недостающих фрагментов и озвучивание фильма. 21 октября состоялся худсовет объединения по отснятому материалу. Вот отрывки из некоторых выступлений:


В конце октября 1968 года Гайдай засел за монтаж. Многое пришлось менять, что-то вырезать и даже переозвучивать.


Не знаю насколько это правда, но говорят, что Нона Мордюкова отказалась переозвучивать этот фрагмент и для второго варианта, с любовницей, пришлось звать пародиста.

Последней сценой в новой картине Гайдай поставил взрыв атомной бомбы, символизирующей максимальное напряжение, так сказать, апофеоз сюжета. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров.


Вот как об этом рассказывает Нина Гребешкова:



Читайте также: