Место встречи изменить нельзя красиво

Обновлено: 18.09.2024

Меню сайта

  Суд определил, кому уступить "Место встречи. "
Арбитражный суд Москвы определил правообладателя популярного телефильма режиссера Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Авторские права на картину, за право на прокат которой телеканалам приходится выплачивать от $10 тыс., принадлежат "Союзтелефильму" (бывшее ТО "Экран"). Однако Бюро интеллектуальной собственности, представляющее интересы Одесской киностудии, намерено оспорить этот вердикт.

Конфликты по поводу принадлежности авторских прав на телефильмы стали возникать с момента ликвидации в 1995 году телекомпании "Останкино", владевшей всем советским телефондом. Споры киностудий и творческих производственных объединений переместились в залы судов. Сейчас идут тяжбы по многим телефильмам. А недавно Гостелерадиофонд заявил о намерении оспорить в судебном порядке продажу киностудиями "Ленфильм", имени Горького и госпредприятием "Союзтелефильм" ЗАО "Медиа-Мост" авторских прав на целый ряд художественных и мультипликационных телефильмов (см. Ъ от 12 марта).

В июне 1998 года на канале ТВ-6 был показан популярный пятисерийный телефильм "Место встречи изменить нельзя". Весной нынешнего года Бюро интеллектуальной собственности (БИС) подало на телеканал в суд, потребовав заплатить за прокат ленты.
БИС представляет интересы Одесской киностудии, которая передала бюро права на фильм в апреле 1998 года. Сумма иска составила 204 тыс. рублей. Объясняется она просто: за недавний прокат на НТВ бюро получило $10 тыс.
Однако юрист ТВ-6 Виктор Сухинин заявил, что права на показ фильма были приобретены по договору с "Союзтелефильмом" и платить дважды его телевещательная корпорация не намерена. Одновременно "Союзтелефильм" заявил, что принадлежность БИС авторских прав на фильм спорна. Дело в том, что авторские права на картину признаются за предприятием, осуществившим съемку. Юрист "Союзтелефильма" Светлана Волкова настаивала, что таким предприятием в данном случае является "Союзтелефильм", правопреемник ТО "Экран", которое в 1977 году обратилось на Одесскую киностудию с предложением снять "Место встречи изменить нельзя", о чем был заключен договор. С 1977-го по 1979 год "Экран" осуществлял руководство творческим процессом, который происходил на киностудии: утверждал сценарий, следил за расходованием средств и сроками производства, принимал фильм и позже представлял его на зарубежных фестивалях.
Таким образом, "Экран" был заказчиком, а киностудия — лишь исполнителем заказа. Значит, утверждала Волкова, именно "Экран" (а теперь "Союзтелефильм") и есть истинный обладатель прав на картину.
Представитель интересов истца адвокат Арнольд Татаринцев не согласился с позицией "Союзтелефильма". Он заявил, что по закону об авторском праве права на фильм принадлежат творческому коллективу, то есть коллективу киностудии.
Тем не менее судья вынесла решение в пользу "Союзтелефильма". БИС в иске отказано. Однако это только первый раунд: истец намерен обжаловать решение в вышестоящей судебной инстанции.

«Станислав

Придя на аукцион, Станислав Юрьевич и Лариса Ивановна и представить не могли, что их лот (на фото ниже) так удачно будет разыгран. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Как Говорухин пригласил вас сниматься?

У меня долго хранился сценарий фильма с оригинальными пометками. Но потом мы с Ларой Удовиченко продали его на благотворительном аукционе в ГУМе у Куснировича. За две тысячи долларов.

- Сценарий ведь сильно отличается от романа Вайнеров.

Когда же министры, посмотрев фильм, дали добро, Вайнеры тут же вернули свои имена и запели другие песни, взахлеб рассказывая, как чуть ли не в соавторстве с Высоцким писали сценарий. Спустя четверть века у них появилась бредовая идея снять продолжение, но, слава богу, мечта не осуществилась. Снимать было некого. Как говорится, кто не умер, тот уехал.

Нищий вор

- Правда, что использовались материалы реальных уголовных дел?

«Станислав

Фото: кадр из фильма

Прототип Кирпича - знаменитый вор-карманник, один из патриархов российского преступного мира Александр Прокофьев (Шорин), больше известный в преступных кругах под кличкой Шора. Саша Шорин, судимый десять раз, был смотрящим и судьей на трех вокзалах. Остановиться не мог, воровал до последнего, даже в конце жизни ходил по трамваям, но уже для удовольствия, с тростью с золотым набалдашником.

«Станислав

Тот самый подстаканник с зоны, который теперь хранится в музее. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Правда, что вам до сих пор присылают подарки, связанные с ролью Кирпича?

- Год назад я получил презент из мест не столь отдаленных. Заключенные колонии строгого режима прислали оригинальный подстаканник ручной работы. Остается только догадываться, сколько долгих вечеров провели в кропотливой работе зэки, создавая филигранный рисунок на нем. Таким образом, как написали они мне, сидельцы выказали уважение за роль Кости Сапрыкина. Сейчас этот подстаканник в Чувашском национальном музее - когда недавно нас с композитором Игорем Демариным пригласили на празднование 100-летия чувашской автономии и Дня города Чебоксары, я его туда и передарил.

«Никита

Никита Сергеевич купается в своей власти. Фото Бориса Кудрявова

Трижды народный

- В августе вам исполнилось 70 - еще раз от всей души поздравляем с юбилеем! Все ждали, что к этой дате вам присвоят звание народного…

Что тут скажешь? Нет, мне не печально. Мне смешно. Предлагаю, чтобы и мое, и Конкина звания отдали Михалкову. Чтобы он был трижды народный артист!


Культовый советский детективный мини-сериал "Место встречи изменить нельзя" снят Станиславом Говорухиным по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия". Главные роли в фильме исполнили Владимир Высоцкий и Владимир Конкин.

Сюжет фильма Место встречи изменить нельзя

Действие сериала "Место встречи изменить нельзя" начинается летом 1945 года. Страна только начала возвращаться к мирной жизни после самой жестокой войны XX века, но и в это непростое время находились люди, которые вместо того чтобы восстанавливать народное хозяйство, занимались разбоем и грабежами, объединившись в различные шайки и банды.

Разведчик Владимир Шарапов (Владимир Конкин) вернулся с войны старшим лейтенантом и, демобилизовавшись из армии, поступил на службу в Московский уголовный розыск на должность оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом.

События тем временем развивались стремительно: не прекращались налеты "Черной кошки", попытка внедрения в банду окончилась неудачей и привела к гибели молодого оперативника Васи Векшина (Евгений Леонов-Гладышев), зашло в тупик дело об убийстве Ларисы Груздевой, от уголовников стала поступать информация о некоем Фоксе (Александр Белявский) – бандите, чье имя наводило страх даже на матерых урок.

Этот запутанный клубок событий, фактов, улик и преступлений предстояло распутать героям сериала "Место встречи изменить нельзя" Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову, чтобы одержать победу в поединке с хладнокровным, безжалостным и хитрым противником.

История создания фильма Место встречи изменить нельзя

Пятисерийный художественный фильм Место встречи изменить нельзя вышел на экраны в канун Дня милиции, 11 ноября 1979 года.

Так же, как и другая легендарная картина, "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой, лента Станислава Говорухина произвела на советских зрителей, не избалованных ни количеством телевизионных каналов, ни обилием качественных отечественных телепродуктов, просто магическое действие. Во время показа сериала улицы городов становились пустынными, и даже, если верить милицейским сводкам, резко сокращалось количество преступлений.

Секрет такого успеха сериала "Место встречи изменить нельзя" имеет, безусловно, несколько причин. Прежде всего это добротная сценарная основа: роман уже ставших к тому времени признанными мастерами детективного жанра братьев Вайнеров, безусловно, занимает достойное место среди образцов остросюжетной литературы.

О том, как появился замысел экранизации вайнеровской "Эры милосердия", Станислав Говорухин вспоминал:

Важную роль сыграл также и безошибочный подбор исполнителей ролей. В актерский ансамбль картины вошли артисты, составляющие гордость отечественного кинематографа: суперпопулярный в то время Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян, Леонид Куравлев, Виктор Павлов, Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Александр Белявский, Владимир Конкин, Станислав Садальский, Лариса Удовиченко, Зиновий Гердт, Александр Абдулов и другие. Созданные ими колоритные, харизматичные персонажи фильма "Место встречи изменить нельзя", которые (даже такой отъявленный негодяй, как главарь банды Горбатый, или вор-карманник Кирпич) стали горячо любимыми зрителями, а прозвучавшие в фильме их фразы и отдельные словечки сразу после выхода картины прочно вошли в обиход.

Интересно, что, несмотря на народную любовь и очевидный творческий успех создателей фильма "Место встречи изменить нельзя", никаких наград и призов сериал не завоевал.

Лишь в 1987 году, уже посмертно, Владимир Семенович Высоцкий за исполнение роли Глеба Жеглова был удостоен Государственной премии СССР.

Интересные факты о фильме Место встречи изменить нельзя

Съемочная группа фильма Место встречи изменить нельзя

Режиссер фильма Место встречи изменить нельзя: Станислав Говорухин
Авторы сценария фильма Место встречи изменить нельзя: Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер
В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Наталья Фатеева, Леонид Куравлев, Светлана Светличная, Александр Белявский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян и другие
Оператор: Леонид Бурлака
Композитор: Евгений Геворгян

Дата премьеры фильма Место встречи изменить нельзя: 11 ноября 1979 года




Коллаж на основе кадров из фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год

Но концовку фильма пересняли, оставив Варю живой. В конце фильма она встречает Шарапова у себя дома с усыновлённым ребёнком, которого они в начале фильма отвозили в роддом.



Наталья Данилова в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год

Здесь я эту статью не публиковал, так как об этом было написано уже не раз в других статьях о фильме. Но если кому-то интересно, то вы можете прочитать по этой ссылке - Другая концовка фильма "Место встречи изменить нельзя" .

Но речь не об этом. Когда я читал комментарии читателей к той статье, я заметил, что довольно многие видят в этом некую нестыковку. Дескать в фильме Говорухин сначала снял сцену гибели Вари, а потом в конце показал, что она жива.

И под сценой гибели невесты Шарапова они подразумевают эпизод взятия Фокса, когда "студебеккер" с бандитами сбил девушку-милиционера, пытавшуюся остановить нарушителей.



Кадр из фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год

Но была ли эта девушка Варей?

Может быть Говорухин действительно хотел, слегка изменив действующее лицо, показать гибель Вари?

Но для внимательного зрителя ответ очевиден – бандиты в фильме сбили другую девушку.



Кадр из фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год

И этот ответ есть как в книге, так и в фильме.

Да, с момента взятия Фокса и до взятия банды, Шарапов ни разу не виделся с Варей. Но он с ней разговаривал по телефону. Помните, в сцене, где Шарапов запоминал карточки с различными Анями, прежде чем идти на встречу с подружкой Фокса. Вот этот фрагмент в книге:

Жеглов ушёл вместе со Свирским, а ребята принесли мне все новые регистрационные карточки на всех интересующих нас женщин по имени Аня. Я специально читал не спеша, некоторые карточки перечитывал дважды, внимательно подолгу разглядывал фотографии, старался запомнить особые приметы. А стопа выросла на столе уже огромная.
Анна Шумкова, 23 года, воровка.
Анна Махова, самогонщица, 37 лет, отрезана мочка левого уха.
.
Ребята разошлись по своим делам, в нашей комнате было непривычно тихо. Я придвинул к себе телефонный аппарат и набрал Варин номер.
- Алло-ало-ло-о-о, - прибежал по проводам ко мне ее голос.
- Здравствуй, Варенька, это я.
- Здравствуй, мой родной.
- Я тебя ужасно хочу увидеть.
- И я.
- Варюша, у нас сегодня дело есть, если оно не получится, я освобожусь
рано и мы весь вечер будем вместе. Ты ведь с полуночи дежуришь?
- Да. А если получится?
- Тогда не знаю. Дня три меня не будет, если получится.

В фильме этот момент снят немного по-другому. Там Жеглов лично натаскивает Шарапова. И когда тот решил позвонить Варе, Глеб Егорыч из вежливости вышел.



Владимир Конкин и Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год

Но это не так уж и важно. Важно, что после взятия Фокса, Варя была жива. И не стало её (в книге и в оригинальном сценарии фильма), скорее всего, в ту ночь, когда Шарапов ночевал в банде.



Наталья Данилова и Владимир Конкин в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год

Использованы фрагменты из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия" и кадры из телевизионного фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя"

Оригинал статьи опубликован мной на моём канале в Яндекс Дзен - "Место встречи изменить нельзя". Кого сбил "студебеккер" Фокса

Если вам понравился материал и вас это сильно не затруднит - лайкните пожалуйста этот пост на моём канале в Яндекс Дзен - "Место встречи изменить нельзя". Кого сбил "студебеккер" Фокса

Читайте также: