Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса спортивной тренировки

Обновлено: 18.09.2024

В данной теме будут рассмотрены нагрузка и отдых как специфические компоненты метода физического воспитания, методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, методы использования слова и средств наглядного воздействия.

Нагрузка и отдых являются структурными основами методов физического воспитания. Под нагрузкой понимается величина воздействия физических упражнений на организм и степень преодолеваемых при этом трудностей. Эта величина определяется количественной мерой, объемом (длительность во времени, суммарный объем).

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки. Внешняя сторона характеризуется извне выраженными параметрами объема и интенсивности физической работы, а внутренняя - величиной функциональных сдвигов в организме, биохимических, физиологических, вызываемых упражнением.

Глава 4. Методы физического воспитания Между внешней и внутренней сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны с одними и теми же практическими величинами функциональных сдвигов: чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее сдвиги в организме, чем меньше первые, тем меньше и вторые.

Объем нагрузки выражается в длительности работы или суммарном ее количестве. Показатель нагрузки с внешней стороны может быть оценен по суммарно заданному на работу времени, суммарному весу преодолеваемых отягощений, величине преодоленного расстояния, общему числу повторений упражнений и т.п. Показателем внутренней стороны нагрузки является суммарная пульсовая стоимость, общая энергетическая стоимость упражнения и т.п. Интенсивность нагрузки - это степень требований, предъявляемых мышечной работой организму в тот или иной ее момент, степень напряженности работы и ее концентрации во времени. Мерой интенсивности нагрузки являются, в частности, мощность работы, скорость движений, скорость восстановления, темп движений (с внешней стороны нагрузки), относительная частота сердечных сокращений (ЧСС) и энерготраты в единицу времени (с внутренней стороны нагрузки).

Общая нагрузка = объем и интенсивность [интенсивность] = [м/ед. времени];

[количество раз/ед. времени]

В процессе выполнения отдельного упражнения объем и интенсивность находятся в обратно пропорциональном отношении: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот: чем выше интенсивность, тем меньших значений могут достигать параметры объема.

Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд (например, поднимание штанги предельного веса или бег на 100 м с предельной скоростью). Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. При умеренной интенсивности работы объем ее может достигать очень больших значений (например, рекорд в суточном беге составляет примерно 270 км) (рис. 1).


Одновременно повышать объем и интенсивность суммарных нагрузок можно лишь до определенного предела, в противном случае, они вступают в противоречие и для дальнейшего повышения нагрузки необходимо находить пути преодоления этого противоречия. Структура методов и определяется тем, какова нагрузка.

Интегральное определение нагрузки - сложная и пока еще до конца не решенная проблема. Практически суммарную нагрузку оценивают чаще всего по отдельным внешним параметрам в зависимости от особенностей упражнений. Так, общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю, месяц и т.д.), в упражнениях с отягощениями - по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т.д.), в гимнастических упражнениях - по суммарному числу элементов, связок и комбинаций и т.д.

Использование нагрузок неразрывно связано с нормированием интервалов отдыха между упражнениями в процессе занятия. В методике физического воспитания используются строго регламентированные интервалы пассивного и активного отдыха. Во время отдыха происходят восстановление и адаптационные перестройки в организме. Однако регулирование интервалов отдыха не только направлено на обеспечение восстановления, но и служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок.

По длительности и эффекту интервалы отдыха в ходе занятия могут быть: одинарными, жесткими и экстремальными. Одинарный - интервал отдыха, в течение которого происходит полное восстановление оперативной работоспособности, то есть без значительного дополнительного напряжения систем организма. При жестком интервале отдыха очередная часть нагрузки приходится на период недовосста-новления функций организма и позволяет суммировать действия нескольких повторных нагрузок. Экстремальный интервал отдыха - это когда очередная нагрузка совпадает с фазой повышенной работоспособности.

Итак, задаваемая нагрузка, а также особенности интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов физического воспитания. Конкретизирование

Основы теории и методики физической культуры и спорта особенности того или иного метода определяется именно способом регулирования нагрузки и отдыха.

Методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный относятся к специфическим методам физического воспитания. Оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешное решение комплекса задач физического воспитания.

Все методы строго регламентированного упражнения можно подразделить на две группы:

  • 1. Методы, используемые преимущественно в разучивании двигательных действий.
  • 2. Методы, используемые преимущественно для воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков.

К первым относятся:

  • - методы расчлененно-конструктивного упражнения;
  • - методы целостно-конструктивного упражнения.
  • 1) скольжение (на мелком месте);
  • 2) разучивание движений ног (у бортика бассейна);
  • 3) сочетание скольжения и движений ног (плавание с доской);
  • 4) разучивание движений рук (стоя на мелком месте);
  • 5) то же в сочетании с дыханием;
  • 6) сочетание всех элементов.

В тех же случаях, когда расчленение целого приводит к существенному искажению техники действия, нужно идти путем целостно-конструктивного упражнения. При этом широко практикуют подводящие упражнения. Например, прыжок в длину:

В дальнейшем, в процессе совершенствования разученных двигательных действий, применяют метод сопряженного упражнения, суть которого заключается в обучении технике двигательного действия и развитии физических качеств, необходимых спортсмену одновременно.

В процессе воспитания физических качеств и навыков широко используют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. Для первых характерно повторное выполнение заданных движений без существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки, для вторых - изменение параметров движения (скорости, темпа и т.д.), способа выполнения действия, варьирование интервалов отдыха и внешних условий действия.

  • 1) ставится задача развития общей выносливости, используется метод длительного непрерывного упражнения;
  • 2) ставится задача развития силовой и скоростно-силовой выносливости, используется метод интервального или переменного упражнения с жесткими интервалами отдыха;
  • 3) ставится задача развития силы и быстроты, используется метод интервального упражнения, а интервалы отдыха - ординарные.

Особенность: хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия.

От методов строго регламентированного упражнения существенно отличаются игровой и соревновательный методы.

Суть игрового метода заключается в сюжетной организации процесса физического воспитания. Здесь нет жестко установленных контрольных действий, метод строится на самостоятельности к действию. Его отличает высокая эмоциональность, и мы не можем точно дозировать нагрузку.

Динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий - все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по

Глава 4. Методы физического воспитания величине и направленности. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях (с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки).

Соревновательный метод используется как в элементарных, так и в развернутых формах. Определяющая черта этого метода состоит в сопоставлении сил в условиях упорядоченного соперничества и борьбе за первенство или, возможно, высокое достижение. Он способствует проявлению максимальных возможностей организма. Метод надо применять предельно осторожно при условии: 1) допуска врача к соревнованиям и 2) высококвалифицированного руководства.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач - воспитания физических качеств, волевых и моральных, совершенствования умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и, тем самым, способствует их наибольшему развитию.

В процессе обучения технике двигательного действия широко используются общепедагогические методы: словесного и наглядного воздействия.

Метод слова. Значение данного метода многообразно. Через слово организуется внимание занимающихся, создается представление о движении, стимулируется мышление и побуждение к творческому анализу деятельности, оцениваются результаты деятельности и т.п.

Существуют следующие формы словесной передачи знаний:

Рассказ. Его назначение - обеспечить общее представление о двигательном действии или ознакомить, к примеру, с игрой, рассказать об истории или каком-либо событии в области спорта.

Описание используется с целью передачи знаний о технике двигательного действия, сущности и правилах игры, последовательности действий при преодолении полосы препятствий и т.д.

Объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении двигательного задания. Например, при обучении объясняется, как нужно выполнять ту или иную его часть, на что следует обратить внимание при выполнении действия.

Команда применяется при организации коллективных действий, таких как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений.

Распоряжения и приказания отдаются при построениях и перепостроениях, а также при установке и уборке снарядов и инвентаря. Приказание отличается от распоряжения более волевым тоном.

Разбор - это форма беседы, обсуждения преподавателя (тренера) с занимающимися результатов их деятельности.

Метод наглядного воздействия активно используется в процессе обучения с целью демонстрации двигательного действия, исправления ошибок, совершенствования техники.

Выделяют следующие формы наглядного воздействия:

Непосредственный показ используется для создания представления при разучивании нового двигательного действия (собственный показ преподавателя, показ движения лучшими учениками и т.д.).

Демонстрация наглядных пособий осуществляется с помощью кинограмм, графиков, кинокольцовок, видеозаписей и т.п.

Избирательно-сенсорная демонстрация - воссоздание отдельных параметров движений (чаще всего временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств (метронома, системы электроламп с регулирующим устройстГлава 4. Методы физического воспитания вом и т.д.), позволяющих воспринять зрительно и на слух эти параметры.

Методы ориентирования - это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней и т.д.), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точку приложения усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Это относительно новая группа методов развивается сегодня в связи с прогрессом электроники и техники изготовления автоматических устройств.

Нагрузка и восстановление (отдых) — взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса по физической культуре.

Оптимальный эффект учебно-тренировочного процесса достигается только при оптимальном соотношении и последовательности нагрузок и отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач, используемых методов в занятиях и с учетом периода восстановления после применяемых физических упражнений. Известно, что восстановление протекает неравномерно: вначале процессы восстановления идут очень интенсивно, затем, по мере приближения функционального состояния занимающегося к дорабочему, замедляется. Повторение упражнений в первой трети восстановительного периода создает для организма занимающегося совершенно иные условия, нежели во второй или третьей.

В теории и методике физической культуры рассматривают интервалы отдыха между отдельными упражнениями в ходе отдельного занятия и интервалы между отдельными занятиями.
В ходе отдельного занятия устанавливаются интервалы отдыха в соответствии с необходимостью гарантировать определенную степень восстановления оперативной работоспособности к моменту очередного повторения упражнения, либо нового упражнения, включенного в данное занятие. При повторениях и чередованиях упражнений в

Одинарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения. Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала отдыха приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения.

Напряженный интервал — это интервал, протяженность которого настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой. В результате воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем в ряде ситуаций это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затрудняющим выполнение упражнения. В сопоставимых случаях такой интервал короче, чем одинарный.

Конкретная величина интервалов отдыха в различных ситуациях не постоянна, она колеблется в довольно широких пределах (от десятков секунд при кратковременных упражнениях до многих минут при упражнениях большой продолжительности и интенсивности) — в зависимости от характера упражнений, параметров сопряженных с ними

нагрузок, уровня подготовленности занимающихся и других обстоятельств. Отличия выделенных типов интервалов отдыха, таким образом, не абсолютны, а относительны и переходящие в процессе воспроизведения интервалов по ходу занятий. Продолжительность пауз отдыха следует планировать с учетом периода восстановления после конкретных упражнений.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на ЧСС. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей (мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторной тренировкой. Если тренировочное занятие проводится интервальным методом, то следует учитывать следующее:

— оптимальный эффект достигается только при правильной последовательности нагрузок и отдыха;

— интервалы между нагрузками, как правило, тем длительнее, чем выше их интенсивность и больше длительность;

— по мере повышения работоспособности время интервалов отдыха сокращается.

При планировании длительности отдыха по показателям ЧСС следует различать следующие типы интервалов:

1) полные интервалы — продолжительность пауз гарантирует восстановление работоспособности к началу очередного физического упражнения;

2) неполные интервалы — упражнение выполняется повторно в момент, когда работоспособность хотя еще и не восстановилась, но уже близка к дорабочему уровню. Неполные интервалы составляют примерно 60-70 % времени, необходимо для восстановления работоспособности;

3) сокращенные интервалы - повторное выполнение упражнения приходится на фазу значительно сниженной работоспособности;

4) удлиненные интервалы - упражнения повторяются через промежуток времени в 1,5—2 раза превышающий длительность восстановления работоспособности.

Интервалы между отдельными занятиями в физическом воспитании величина относительно стандартная, так как обусловлена, в основном, общим режимом учебной или профессионально-трудовой деятельности, лимитирующим число и распределением их в недельном распорядке. Наибольший эффект при трех занятиях дает вариант проведения занятий через день, при двух занятиях в неделю - через два дня.

В спортивной тренировке, при дополнительных и самостоятельных занятиях, исходя из особенностей фаз следовых процессов, на которые наслаивается эффект очередного занятия, и кумулятивного эффекта, возникающего при чередовании занятий с интервалами неодинаковой продолжительности, различают три типа интервалов, пригодных в соответствующих ситуациях: одинарный, жесткий и суперкомпенсорный.

При одинарном интервале между занятиями уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего; по этому, а также по восстановлению биоэнергетических ресурсов и ряду других показателей, можно считать, что исходное состояние занимающихся при таком интервале оказывается в начале смежных занятий практически идентичным.

Жесткий интервал между занятиями короче, чем одинарный. При нем происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего, функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов. Чаще чем в иных видах физического воспитания, жесткие интервалы выдерживаются в спортивной тренировке, особенно когда занятия проходят ежедневно (неоднократно в течение дня) — до 18 и более занятий в недельном цикле. Практика убеждает, что это - один из основных путей увеличения действенности системы тренировочных занятий, позволяющих добиваться выдающихся результатов.

Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжительности с достаточным временем для наступления суперкомпенсации — своеобразной фазы реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов. Сверхвосстановление, происходящее за время суперкомпенсаторного интервала, позволяет в очередном занятии справляться с более значительной, чем в предыдущем, нагрузкой и выполнять двигательные задания более качественно.

Исходя из закономерностей физического воспитания, особенностей контингента занимающихся и конкретных условий построения системы занятий, ведущими являются два фактора. Первый - лучше проводить занятия чаще и с меньшей продолжительностью. Второй — слишком большие перерывы между занятиями 4 и более дней суперкомпенсаторная фаза следовых процессов переходит в редуктивную, где эффект прошедшего занятия, а затем и кумулятивный эффект совокупности занятий начинает исчезать или замедляются темпы физической подготовленности в целом.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

В принципе систематичности и последовательности отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха. Очевидно, что эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило “по следам” предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса.

На занятиях по физическому воспитанию объем нагрузок и их частота в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и пола занимающихся.

Последовательность занятий разной направленности может иметь много вариантов. Систематическое использование неадекватных возможностям организма нагрузок разной направленности, кроме снижения роста тренированности, влечет за собой, как правило, и вероятность получения травм.

Принцип постепенности предусматривает необходимость наращивания величины нагрузки на организм на основе последовательной реализации усложняющихся двигательных заданий (упражнений), планомерного увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по мере роста функциональных возможностей организма.

Постепенность увеличения нагрузок является гарантом развития тренированности. Постепенность усложнения развивающе-тренирующих воздействий отражается в динамике физических нагрузок. Постепенность может проявляться и в регулярной смене самого состава упражнений и условий их выполнения. Изменение параметров нагрузки при выполнении упражнений приводит к появлению волнообразности их динамики.

Оптимальная частота занятий для начинающих -- 3 раза в неделю. Более частые тренировки могут привести к переутомлению и травмам опорно-двигательного аппарата, так как восстановительный период после занятий у людей среднего возраста увеличивается до 48ч. Увеличение количества занятий у подготовленных любителей оздоровительного бега до 5 раз в неделю недостаточно обоснованно, так как дополнительный прирост МПК в этом случае очень незначительный или же вообще не наблюдается. Уменьшение количества занятий до двух в неделю значительно менее эффективно и может использоваться лишь для поддержания достигнутого уровня выносливости (но не ее развития). При этом возможно снижение интенсивности нагрузки до нижнего -предела -- при увеличении продолжительности занятия.

Интересные данные в отношении оптимальной частоты занятий получены Е.А.Пироговой (1985). При сравнении эффективности 2-, 3- и 5-разовых занятий по 30 мин (с интенсивностью 60 % МПК) обнаружено, что улучшение ряда функциональных показателей более выражено при трех тренировках, чем при пяти. Ухудшение некоторых показателей деятельности сердечно-сосудистой системы при 5-разовых тренировках объясняется тем, что в этом случае занятия частично проходят на фоне неполного восстановления, тогда как при 3-разовых тренировках организм имеет б6льшие возможности для полноценного отдыха и восстановления. В связи с этим рекомендации некоторых авторов о необхоимости. ежедневных (разовых) тренировок в оздоровительном беге лишены оснований. Однако при уменьшении интенсивности нагрузки ниже оптимальной (например, при тренировке в оздоровительной ходьбе) частота занятий должна быть не менее 5 раз в неделю.

Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения

В основе классификации МСРУ лежит определенный порядок сочетания и регулирования физической нагрузки и отдыха.

Нагрузка — это количественная мера воздействия физических упражнений на организм и степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Из определения следует, что нагрузка имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона нагрузки оценивается количественными характеристиками выполненной работы (продолжительность, число повторений упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса, координационная сложность упражнения и т.д.). Внутренняя сторона нагрузки характеризуется величиной и характером биохимических, физиологических сдвигов и психической напряженностью, вызванными выполнением физических упражнений. Субъективными показателями нагрузки служат ощущение трудности и чувство невозможности продолжать работу; оценить величину нагрузки можно и по внешнему виду занимающегося.

Между внешней и внутренней сторонами нагрузки существует со- размерность: при одном и том же уровне подготовленности одна и та же нагрузка вызывает одинаковую реакцию организма, и, соответственно, если подготовленность у занимающихся различна, то одна и та же количественная мера нагрузки дает различный тренировочный эффект. Еще одна взаимосвязь внешней и внутренней сторон нагрузки: по мере повышения функциональных возможностей, происходящих в результате занятий физическими упражнениями, одна и та же нагрузка вызывает все меньшие сдвиги в организме.

Отсюда следует вывод о необходимости планирования и учета не только количественной меры нагрузки, но и реакции на предлагаемую нагрузку у занимающегося.

Количественная мера нагрузки имеет несколько групп составляющих ее компонентов.

Содержание нагрузки прежде всего характеризуется составом упражнений, включенных в нее, а упражнения делятся на две основные группы: специальные и общеподготовительные. Специфичность тренировочного воздействия — это степень соответствия его соревновательной деятельности и, отсюда следует, чем более специфична нагрузка, тем более глубокое воздействие она оказывает на организм.

Величина характеризуется объемом, интенсивностью и продолжительностью нагрузки, но при этом объем — это ее количественная часть, а интенсивность характеризует ее качественную сторону.

Под объемом понимают длительность выполнения физических упражнений и суммарное количество физической работы, выполненной за определенное время. Объем измеряется в единицах времени, расстояния, веса, количества повторений, элементов в гимнастических комбинациях, атакующих и защитных действий в единоборствах и спортивных играх и т.д. При оценке внутренней стороны нагрузки показателями объема могут быть: суммарный расход энергии, суммарная величина пульса и др.

Интенсивность нагрузки характеризуется степенью ее концентрации во времени и измеряется скоростью, темпом передвижений, игры, боя, частотой применения или проведения приемов, длиной или высотой прыжков, моторной плотностью занятий, весом отягощений.

Между предельными показателями объема и интенсивности существует обратно пропорциональное соотношение (предельно высокие величины объема сопровождается предельно низкой интенсивностью работы, и наоборот).

Под продолжительностью обычно понимается длительность выполнения отдельного физического упражнения, и она определяется направленностью самой нагрузки, ее специфичностью, этапом подготовки и индивидуальными адаптационными ресурсами занимающихся.

Организация тренировочной нагрузки предполагает такое ее упорядочение, которое обеспечивает запланированную динамику функционального состояния занимающегося. Организация определяется двумя критериями:

1) распределением нагрузок различной направленности (т.е. различных по объему и содержанию) и их взаимосвязью во времени;

2) определением характера, количества и места отдыха в ходе выполнения тренировочных нагрузок.

Из вышесказанного следует, что все компоненты нагрузки определяют ее направленность и степень воздействия на организм, но направленность нагрузки может меняться в зависимости от используемого режима деятельности. Так, нагрузка может быть стандартной (неизменной по внешним параметрам) и переменной (меняющейся по ходу упражнения). Используемые МСРУ будут иметь соответствующие названия: стандартный и переменный (вариативный).

В процессе воспитания физических качеств широко используют именно эти методы: стандартного упражнения и переменного (вариативного) упражнения. Для первого характерно повторное или непрерывное выполнение заданных движений без существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки, для второго — изменение параметров движения (скорости, темпа и др.), способа выполнения действия, варьирование внешних условий действия.

Структура методов физического воспитания определяется так же и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный характер (метод непрерывного упражнения), либо включает интервалы отдыха (повторный, интервальный методы). Повторный метод отличается от интервального тем, что задает полные интервалы отдыха, и потому, по сравнению с интервальным, где интервалы отдыха, строго определены и чаще — жесткие, дает меньшую нагрузку на организм. Необходимо помнить, что не существует нагрузки просто стандартной или просто переменной, поскольку и та, и другая выполняется или с интервалами отдыха, или без них. И поэтому в практике физического воспитания и спортивной тренировки принято в названии метода определять режим нагрузки и ее сочетание с отдыхом: например, метод стандартно-повторного упражнения или метод интервально-переменного упражнения.

Так как мы уже говорили о том, что организация нагрузки связана с выбором интервалов отдыха, то следует разобраться, каким отдых бывает по характеру и по длительности. Отдых как компонент методов физического воспитания может быть пассивным и активным (двигательная деятельность невысокой интенсивности).

Длительность интервалов отдыха между частями нагрузки при различных методах определяется в соответствии с направленностью воздействий (скоростная, на выносливость, силовая и др.) и закономерностями протекания процессов восстановления.

По длительности и эффекту интервалы отдыха в ходе занятия могут быть полными (ординарными), жесткими и экстремальными (минимакс-интервалами). Полный интервал отдыха позволяет повторно воспроизводить упражнения при полном восстановлении оперативной работоспособности, т.е. без значительного дополнительного напряжения систем организма. Жесткий интервал отдыха предполагает выполнение повторной нагрузки на фоне значительных функциональных сдвигов, вызванных предыдущей нагрузкой, т.е. в фазе недовосстановления функций организма и позволяет суммировать действие нескольких повторных нагрузок. Экстремальный (минимакс-интервал) интервал отдыха позволяет получить ближайший положительный следовой эффект упражнения, выраженный в повышенных проявлениях оперативной работоспособности.

Все эти типы интервалов отдыха используются в качестве условия восстановления в ходе каждого отдельного занятия. Однако необходимо учитывать и интервалы отдыха между занятиями, которые в большей мере влияют на общий ход восстановительных и адаптационных процессов. В связи с этим выделяют ординарный, сжатый и суперкомпенсаторный.

Ординарный интервал отдыха между занятиями примерно равен длительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма после проведенного занятия. В массовой практике физического воспитания он приблизительно равен двум суткам, у спортсменов он значительно короче.

Сжатый интервал отдыха предусматривает проведение очередного занятия на фоне недовосстановления общей работоспособности. Данные интервалы, способствуя суммации эффектов тренировочных занятий, позволяет предъявлять к функциональным возможностям организма особенно высокие требования и тем повышать общую эффективность тренировки.

Суперкомпенсаторный интервал позволяет в очередном занятии увеличивать общую нагрузку и выполнить задание на более высоком качественном уровне. Как правило, при таком интервале очередное занятие попадает в фазу суперкомпенсации.

В практике физического воспитания используются все три типа отдыха. Ни одному из них нельзя отдавать предпочтение — оптимальным может быть лишь их оправданное сочетание, чередование.

Таким образом, величина суммарной нагрузки определяется не только ее объем и интенсивностью, но и характером и продолжительностью интервалов отдыха.

Лекция 6. Тема: Общие основы обучения двигательным действиям(2 часа)

1. Основы обучения двигательным действиям

2. Основы формирования двигательного навыка

Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд. Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление). Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале интервала между частями нагрузки дается активный отдых, а затем— пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, непостоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как отдельной нагрузки, так и всего занятия. Интервалы отдыха являются в рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности, порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов физического воспитания.

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

— в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

2. ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревновательным методами.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности.Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия.

Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости.Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность. Создается высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки.Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся.

Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Читайте также: