Отдых для глухих и слабослышащих

Обновлено: 04.10.2024

Отделом УФМС России по Нижегородской области в Ленинском районе г.Н.Новгород 24.02.2011 г.

(когда и кем выдан)

Фактический адрес прописки

603135 г. Нижний Новгород, ул.Голубева, д.8, корп.1, кв.73

Название организации заявителя

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания "Нижегородское училище-интернат "

ФИО и должность руководителя организации

Бортовая Ирина Петровна

Адрес организации

603058 г. Нижний Новгород, ул. Героя

603058 г. Нижний Новгород, ул. Героя

Тел./факс организации

npuii 1943@ mail . ru

Банк России по Нижегородской области

ФИО бухгалтера,

ответственного за подготовку

отчетности по проекту

Трофимова Елена Александровна

География проекта

Ленинский район г.Нижний Новгород

-Библиотечный информационно-досуговый центр

им. К. Паустовского

-МКУК Библиотека им. А.Ахматовой

-Учебные учреждения Ленинского района г.Нижний Новгород

Длительность проекта

август – октябрь 2017 г.

Общий бюджет проекта (руб.)

Запрашиваемая сумма (руб.)

Имеющаяся сумма (руб.)

Краткое описание проекта

В ходе реализации проекта будут проведены следующие мероприятия:

Обучающие семинары для волонтеров.

Занятия для обучающихся с инвалидностью в Школе наставников (из числа успешных нижегородцев), в ходе которых будут разработаны программы наставничества, определены методы организации работы наставников.

Проведение выставок и мастер-классов в библиотеках и школах Ленинского района г.Нижнего Новгорода с участием волонтеров в рамках Передвижной арт-мастерской.

Настоящим подтверждаю достоверность предоставляемой мной информации.

Подпись руководителя организации ___________

Дата __________________

(заполняется при регистрации проекта)

Регистрационный номер заявки

Дата регистрации заявки

Подпись лица, принявшего заявку

hello_html_34379411.jpg

Идея проекта:

обучение+культура+

доступная среда=

Описание организации

Учреждение основано в 1943 году как Горьковская профтехшкола-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны, статус училища получило в 70-е годы.

Постоянно ведется работа по созданию современной материально-технической базы для обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Коллектив ориентирован на качественную профессиональную подготовку обучающихся на основе учета современных требований работодателей.

В учреждении делается акцент не только на обучение. Работает психологическая служба, социальные педагоги проводят занятия, дающие возможность понять себя, развить имеющиеся качества, адаптироваться инвалидам в социуме.

Обучающиеся принимают участие в международных, всероссийских, региональных, областных, городских конкурсах, занимают призовые места. В конкурсе на присуждение именных стипендий Правительства Нижегородской области для одарённых детей-инвалидов в течение последних лет наши воспитанники неоднократно становились победителями.

Постановка проблемы

Многие из нас даже не догадываются, что в России около полмиллиона глухих и слабослышащих людей. Во всем остальном они ничем не отличаются от слышащих, но, тем не менее, они часто оказываются в ситуации, когда подвергаются дискриминации, начиная с самого детского возраста. Родители не дают играть своим детям с глухими и слабослышащими детьми. Их передразнивают во дворе и на улице. По многим специальностям их не берут на обучение в ВУЗы. Им сложно найти работу, многие компании отказывают им только по причине своих предубеждений, не понимая, что они могут выполнять целый ряд работ ничем не хуже слышащих.

Этот проект не случайно называется "Я слышу!". Наша главная задача – привлечь внимание к этой проблеме и научить наше общество относится к глухим и слабослышащим без предубеждений.

Каждый из таких обучающихся имеет свой индивидуальный интеллектуальный и творческий ресурс, и задача училища — максимально учесть все эти индивидуальности с тем, чтобы выработать особые методы и технологии обучения-воспитания, оптимальный режим жизни . Потому что для детей, которые большую часть времени проводят в училище-интернате, училище действительно должно стать еще и семьей, осуществляя самым серьезным образом все связанные с семейным воспитанием функции.

Очевидно, что в нашем образовательном учреждении базовое образование, является первостепенным. Но именно навыки творческого труда могут приблизить к получению профессии, полноценно включить в процессы социализации .

На наш взгляд, дети, имеющие дефицит определенных информаций, должны иметь возможность максимальной компенсации этого дефицита средствами, доступными для их восприятия . А это требует особых приемов, методик, технологий и современных технических средств.

Цель проекта:

- Формирование образовательного-культурного пространства, соответствующего целям опережающего развития обучающихся – инвалидов по слуху.

Задачи проекта:

1. Способствовать обеспечению предоставления инвалидам по слуху разносторонних услуг по реабилитации, что позволит им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.

3. Обеспечить возможность использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал в различных областях жизни.

4. Внедрить современные технологии в обучение.

4. Создать территорию безбарьерной среды, открытой для самого широкого круга и спектра участников.

Рабочий план реализации проекта

Проведение PR - кампании проекта, привлечение участников-волонтеров

Поиск социальных партнёров для реализации проекта.

Семинар «Глухие и слабослышащие в едином пространстве песни и танца" - создание условий и расширение возможностей социальной адаптации и реабилитации инвалидов по слуху посредством занятий самодеятельным творчеством

Борисова Э.В., зам. директора по ВР

(Радиосистема коллективного использования, предназначена для реабилитация лиц с нарушенными функциями слуха и речи, а также для улучшения восприятия речи в обстановке, где расстояние и уровень фонового шума делают затруднительным общение между собеседниками. Устройство предназначено для использования в аудиториях, классах, спортивных залах, в театрах, на экскурсиях и других местах профессиональной деятельности и отдыха.

При индивидуальной работе устройство может быть использовано как сурдологопедический тренажер)

Борисова Э.В., зам. директора по ВР,

Соколова О.П., мастер производственного обучения

педагог дополнительного образования

Отражение в СМИ результатов проекта

Оформление отчетной документации и материалов (диски, видео).

Борисова Э.В., зам. директора по ВР

Схема управления проектом

Резюме исполнителей проекта

Ф.И.О. Бортовая Ирина Петровна

Дата рождения 25.04.1966

Образование высшее

ННГУ им. Лобачевского ,1990 год, специальность история,

НГПУ им. Горького,1997 год, специальность психология

Место работы, должность

директор Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования системы социальной защиты населения "Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов"

Стаж работы 27 лет

Стаж проектной деятельности

Домашний адрес г.Н,Новгород, ул.Героя Попова, д.12, кв.90

Ф.И.О . Трофимова Елена Александровна

Дата рождения 26.11.1976

Образование высшее

ННГУ им. Лобачевского, год окончания 1997

главный бухгалтер

Место работы, должность

главный бухгалтер Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования системы социальной защиты населения "Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов"

Стаж работы 15 лет

Стаж проектной деятельности

9 проектов, 2011-2015гг

Домашний адрес г.Н.Новгород, ул.Мечникова, д.79, кв.37

Ф.И.О . Борисова Элла Викторовна

Дата рождения 4 сентября 1965 года

Образование высшее

Владимирский Государственный педагогический институт, год окончания 1986, специальность преподаватель русского языка и литературы

Место работы, должность

зам. директора по воспитательной работе Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования системы социальной защиты населения "Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов"

Стаж работы 27 лет

Стаж проектной деятельности

Домашний адрес г.Н.Новгород, ул. Героя Попова, д.3а, кв.22

Конкретные ожидаемые результаты

-Отражение в СМИ результатов проекта

- общее количество детей и молодёжи, принимающих участие в проекте, составит около 200 человек;

- общее количество партнеров проекта – более 10 организаций;
- привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации.

- приобретение друзей среди здоровых сверстников

На основе достижений современной медицины, новых медицинских технологий необходимо осуществлять возможную коррекцию диагноза. В нашем случае это не механизм, как принято говорить, не схема, а развивающее, активное пространство: училище-культура-дом . Образовательное и культурное поле учреждения может быть и должно быть предельно насыщенным и конденсированным. С пластическими и визуальными искусствами неслышащим детям можно и необходимо взаимодействовать непрерывно. Музыку и поэзию можно не только слышать. Если ими пронизано и насыщено пространство - ими можно дышать. Ритмическое и энергетическое поле всех искусств едино, и задача педагогов – сделать училище этим информационным полем. Пространством-органом подобной целебной концентрации.

Таким образом, настоящий проект — это проект единого образовательно-культурного пространства. Он включает в себя обобщение уже созданной творческо-педагогической системы, авторскую инновационную методику и предполагает развитие эмоциональной природы человека.

Ответы руководителя о значимости

1. Я работаю в Государственном бюджетном образовательном профессиональном учреждении социального обслуживанияия "Нижегородское училище-интернат" в должности заместителя директора по воспитательной работе 14 лет и лично знаю, с какими проблемами в социуме сталкиваются наши студенты с инвалидностью по слуху.

2. Данный проект предполагает дальнейшее продолжение участия детей и молодежи с инвалидностью в различных мероприятиях района и города во взаимодействии со здоровыми сверстниками. Весь этот процесс будет способствовать полному общению инвалидов по слуху между собой, со слышащими гражданами, что важно не только в быту, но и на работе, в общественных местах. Это поможет глухим более комфортно себя чувствовать в общение со слышащими людьми, выведет их из почти полной языковой изоляции.

Вычеркнутые из социума

Как рассказал Станислав, в России огромный дефицит педагогов – специалистов по работе с глухими детьми, не хватает более 10 тысяч человек, почти 80%. Это касается садиков и школ, не считая институтов. В результате внушительная часть глухих детей не получатет должного образования или вообще не умеет читать. Даже среди тех, кто оканчивает специализированные школы-интернаты, многие пишут плохо, с ошибками и не приучаются много читать (основной способ развития для глухих). Баллы, которые получают глухие в школах, не позволяют им поступать в колледжи и университеты.

Сегодня во Всероссийском обществе глухих состоят 100 тысяч человек (то есть 10% всех глухих) – это самые активные неслышащие. Из них 18 тысяч человек – в возрасте от 18 до 35 лет. Из них меньше тысячи человек учатся в вузах и всего порядка 2 тысяч – в колледжах и профессиональных училищах. Профессиональное образование для глухих тоже хромает на все четыре ноги.

Нравственная глухота

«Но дело наше двигается, – рассказывает Станислав. – За последние два года мы (представительство ВОГ) вошли в рабочие группы министерств труда и образования, в рабочую группу администрации президента, в комиссию по делам инвалидов при президенте РФ и так далее. Мы постоянно участвуем в обсуждениях, нас слышат, с нами работают. Мы регулярно встречаемся с работодателями. Мы будем развиваться, будем процветать – это вопрос времени.

По данным ВОЗ, в мире сегодня 466 миллионов человек страдают инвалидизирующей потерей слуха (34 миллиона из них – дети), а через 30 лет эта цифра удвоится и приблизится к миллиарду. У нас в стране около миллиона тех, кто не слышит с рождения или с детства, и им тяжелее всего. Как им познать окружающий мир, если в стране не хватает 10 тысяч сурдопедагогов? Учить жестовый язык или делать кохлеарную имплантацию? Пытаться стать условно слышащими или входить в культуру глухих? В каких сферах им найти свое место в жизни?

В СССР глухие жили практически в своей отдельной стране – государство в государстве. Советские руководители выделяли глухим территории, здания и деньги. В стране было 170 предприятий для глухих.

И хотя специальности предоставлялись в основном рабочие (швея, строитель, кабельщик, фрезеровщик), все же они предоставлялись. Предприятия ВОГ обеспечивались госзаказами. Общество глухих было не только самодостаточным, но и саморазвивающимся. Глухие сами строили себе дома культуры, школы-интернаты, жилые здания, дома отдыха, санатории. К слову, центральное здание ВОГ в Москве на улице 1905 года тоже строили глухие. К началу 90‑х у глухих было много зданий, предприятий, санаториев, земли и так далее.

После краха СССР госзаказов у ВОГ не стало. Большинство предприятий глухих (95%) закрылось. Ценная недвижимость оказалась непрофильной. И бывшее руководство ВОГ в нулевые и десятые годы стало распоряжаться ею не в пользу глухих. Об этом последние два года много писали СМИ, открыты уголовные дела. Все это очень больно ударило по репутации ВОГ. Станислав Иванов привел пример, как пару лет назад они пытались обновить сайт, но компания, поставщик услуг, до этого выигравшая официальный тендер, отказалась с ними сотрудничать: дескать, знаем, все вы там бандиты.

Пример перед глазами

Те, кто бывал в США или Европе, наверняка видели там глухих, к которым нет и тени дискриминации. Полицейские знают язык глухих, в городских администрациях его знают. В магазине, учреждении, на улице, поняв, что человек не слышит, тотчас протянут блокнот с ручкой, или телефон, или планшет. У глухих нет проблем ни с трудоустройством, ни со специальным или высшим образованием. Там есть детские сады и школы для глухих. Всемирная организация глухих объединяет 135 стран и в большинстве из них имеет серьезное влияние.

В Вашингтоне, округ Колумбия, с 1986 года работает единственный в мире Галлаудетский университет для глухих, где преподавание ведется исключительно на жестовом языке. Во всех университетах ЕС и США есть группы глухих, преподавание которым происходит через сурдопереводчика. Услуги такого переводчика стоят порядка 100 евро в час, он работает с глухими все пять университетских лет. И это не благотворительность: государство знает, что глухой специалист позже вернет эти деньги в виде налогов.

В маленькой небогатой Латвии глухой человек имеет право на 120 часов бесплатного сурдопереводчика в год плюс 300 часов бесплатного переводчика в год для получающих образование. Для сравнения: у нас глухие имеют право на 40 часов бесплатного переводчика в год – это очень мало. Впрочем, и переводчиков у нас катастрофически не хватает: при потребности в 5 тысячах переводчиков у нас их 600 человек.

Жестовый язык, кстати, в Европе и США изучают слышащие дети в школах, чтобы общаться с глухими. Изучают слышащие аспиранты в университетах, чтобы защищать кандидатские и докторские диссертации. В каждом втором университете есть лаборатория по изучению жестового языка. В результате, если в этих странах рождается глухой ребенок, родители заранее знают, что в этом нет ничего страшного, просто в процессе обучения и образования придется приложить немного больше усилий.

За границей жестовый язык понимают очень многие – полицейские, чиновники, работники сферы обслуживания

Goran Stanz / PA Images / ТАСС

Тяжелое наследие

В России сегодня, как ни странно это звучит, глухим детям везет, если они рождаются у глухих родителей. Дело в том, что глухие люди (глухие от рождения или с детства) живут в своих сообществах, создают семьи, как правило, рожают больше двух детей. А глухота очень часто передается по наследству.

Кстати, РЖЯ еще в 2012 году получил в России статус официального языка, но его до сих пор многие побаиваются. Даже в академическом сообществе бытует мнение, что жестовый язык примитивный, медленный и неполный. Считается, что, если не научить ребенка думать словами, он вырастет отстающим в развитии.

Наверное, тут ошибка кроется в убеждении, что человек думает словами. На самом деле человек думает и общается не с помощью слов, а посредством знаковых систем. То есть знаков‑индексов, знаков‑сигналов, образов, символов, этим занимается целая наука – семиотика. Русская устная речь – это одна из знаковых систем, а русский жестовый язык – другая система. РЖЯ красив и сложен. Жест передает не букву, как может показаться, а целый знак или символ. Как в китайском иероглифическом письме: дом, убегать, изменить, больной, лошадь, отвратительно, государство. В РЖЯ 10 тысяч только зафиксированных в словаре знаков. И словарь далеко не полный. Знаками, к слову, можно думать ничуть не хуже, чем словами.

Негуманные протезы

Сегодня в России активно развивается кохлеарная имплантация. Что это такое? Глухому ребенку снаружи и внутри черепа устанавливают высокотехнологичное устройство, посылающее в мозг сигнал, аналогичный звуковому. Государство выделяет деньги – 1 миллион 300 тысяч рублей на один имплант. Если ребенок глухой на оба уха – 2 миллиона 600 рублей. Квоты успешно осваиваются, хотя вопрос о кохлеарной имплантации остается спорным.


©Shutterstock / Fotodom

Глаза в глаза

– С глухими можно общаться: голосом, жестами, с помощью переписки на бумаге. Если вы не знаете, какой способ выбрать, спросите у них.

– Если вы хотите привлечь внимание глухого, дотроньтесь до его плеча рукой. Если он далеко от вас, помашите рукой – у глухих хорошо развито периферическое зрение. Ну а если вы постоянно общаетесь с глухими, скажем, на работе, стоит выучить несколько основных жестов. Это не так сложно.

Представьте себе, ребенку, чаще всего новорожденному, сверлят голову и вставляют внутрь черепа гаджет, передающий в мозг некий сигнал, похожий на псевдослух. Который, кроме прочего, убивает свой остаточный слух ребенка. То есть он не получает слух, но вместо звуков, в том числе голосов, слышит нечто модулируемое в голове.

Подходит эта тяжелая операция не всем, однако врачи, столкнувшись с глухим ребенком, без сомнений отправляют его на кохлеарную имплантацию, поскольку это позволяет осваивать государственные квоты. Но это редко помогает, дети отказываются пользоваться имплантами.


На фото: Станислав Иванов

из личного архива

Станислав Иванов родился в Новосибирске. В раннем детстве из-за лечения антибиотиками почти полностью оглох. Окончил Новосибирскую школу-интернат №12 для слабослышащих, затем Московскую государственную академию физической культуры и Российский государственный социальный университет. Работал учителем физкультуры для глухих с 1995 года, к 2010 году дорос до должностей вице-президента и начальника управления социальной политики и реабилитации ВОГ. С 2018 года по 2020-й временно исполнял обязанности президента ВОГ.

Станислав считает, что деньги можно было бы потратить с гораздо большей пользой для глухих. Во-первых, обеспечивая неслышащих современными цифровыми слуховыми аппаратами, которые могут решить проблемы с глухотой вплоть до 4-ой степени. Вопрос только в цене. Некоторым детям, чтобы сделать их слышащими, нужны два аппарата по 240 тысяч рублей. Но государство покрывает глухим в среднем 7 рублей на слуховой аппарат раз в 4 года, и тратит бешенные миллионы на кохлеарную имплантацию.

- Мне кажется, что не нужно изобретать велосипед, – Станислав показывает мне свой слуховой аппарат, выполненный в виде небольшой, полупрозрачной, невидимой постороннему заушины. – А делать так, как делают за границей. Если у ребенка есть остатки слуха, обеспечивать его самыми современными слуховыми аппаратами и адаптировать к обучению в более или менее обычной школе. А тотально глухих обучать в школах интернатах. Только, чтобы делать это качественно, нам нужно подготовить 10 тысяч недостающих сурдопедагогов. И это тоже деньги.

- Кстати, я глубоко уверен, – добавляет он. – Что к интеграции глухих или почти глухих детей в обычные школы для слышащих детей, наше общество совершенно не готово. Нет толерантности. Ее надо нарабатывать еще десятилетия. Глухих детей в обычных школах будут подвергать постоянной обструкции. Они вырастут забитыми и закомплексованными. А должны воспитывать в себе лидерские качества, чтобы несмотря на свои особенности, суметь добиться в многого. Ну, для этого наше общество глухих и работает постоянно, – показывает на кипу документов, инициатив и законопроектов мой визави. – Чтобы обеспечивать образование для глухих, заниматься интеграцией их в общество. Чтобы до трех лет было воспитание соответствующее. И далее цепочка: детский сад, школа, колледж, университет, работа. Мы все эти цепочки отслеживаем и стараемся налаживать. Чтобы глухим можно было жить в России более или менее комфортно.

Главный на холодильнике

И это типичная история. Из-за того, что глухим трудно найти работу, они держатся за нее изо всех сил: нет более лояльного к начальнику сотрудника, чем глухой. Плюс у глухих масса компенсационных талантов, которые реализуются в самых разных сферах. Особенно успешны глухие в профессиях, не требующих интенсивного живого общения, – инженеры, программисты, кондитеры, химики.


Самое главное в работе с глухими детьми – научить их получать знания в необычных условиях и внушить им уверенность в себе

Денис Кожевников / ТАСС

Чтобы изменить стереотипы, сотрудники ВОГ регулярно проводят конкурсы профессионального мастерства. В 2017 году первый конкурс DeafSkills – навыков глухих – прошел в Казани при поддержке Президента Татарстана. 70 мастеров соревновались по 10 профессиям. Результат был впечатляющим. В Татарстане руководители министерств и ведомств поняли какие проблемы у глухих людей, какие таланты. Начали открываться курсы, упростился процесс трудоустройства. В апреле, в Московской области, в Крокус Экспо впервые пройдет Национальный Чемпионат по профессиям для глухих. Этот Чемпионат уже поддержан ООН

- Мы, конечно, наши собственные предприятия тоже стараемся восстанавливать, – рассказывает Станислав, – глухим нравится работать в своей среде. Но на настоящий момент, в условиях рыночной экономики, из 170 предприятий ВОГ остались всего 7.

Кстати, глухие охотно занимаются спортом. В последних Сурдлимпийских играх, прошедших в конце декабря 2019 года в Италии, участвовало 135 российских спортсменов, которые завоевали 50 наград: 18 золотых, 18 серебряных и 14 бронзовых – первое место в командном зачете.

Дыхание прогресса

Но главная проблема для глухих – педагоги и переводчики. У них даже есть особый праздник – День переводчика. Безусловно, нужны словари и учебники. А еще очень нужна система обучения слышащих родителей – как вести себя с глухим ребенком, в какой детский сад вести, какому врачу показывать и так далее. Все то, что в развитых странах стало азбучными истинами.

Когда глухая девушка подняла глаза и улыбнулась покупателям, на нее уже кричали. А когда покупатели сообразили, что девушка глухая, они молча сложили продукты с транспортера в корзину и ушли на другую кассу. Надеюсь, из-за того, что им стало стыдно.

Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.

ВложениеРазмер
statya.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации и проведение экскурсии с глухими

и слабослышащими учащимися.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: "Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

"Слышать" – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. "Слышать" – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. "Слышать" – это значит иметь облик слышащего человека, располагать окружающих к общению.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом.

В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных школах организовано целенаправленное обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.

Развитие личности, т.е. становление культуры в человеке, происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.

Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

Известные сурдопедагоги ( С.З. Зыков, Н.М. Лаговский, А.Ф. Остроградский, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау) раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребёнка и его самостоятельной практической деятельности.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия. В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно – воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.

Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:

- ход экскурсии (собственно экскурсия);

Требуется проведение системы внеклассных занятий на подготовительном и заключительном этапах. До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:

  1. развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
  2. развитие мыслительных операций и познавательной активности;
  3. активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
  4. развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности.
  5. развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств,

Разный объём познавательного материала, различные задачи, методические подходы к организации и проведению экскурсий определяется количеством занятий в календарном планировании. Я провожу экскурсии 4 раза в месяц. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор. Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность учащихся. Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.

Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:

  1. искусствоведческие;
  2. обществоведческие;
  3. природоведческие;
  4. профориентационные;
  5. познавательные;

При планировании экскурсий необходимо учитывать:

  1. возрастные и психологические особенности учащихся;
  2. взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;
  3. уровень их готовности к решению познавательных задач;
  4. состояние их слуха, речи и речевой активности.

При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха я заранее обдумываю ход, введение экскурсии, формы обсуждения её результатов., подбираю речевой материал, задания для отдельных учащихся и всего класса. Перед экскурсией я сама заранее знакомлюсь с объектом экскурсии. Для себя, я определяю, на что требует обратить внимание учащихся, фиксирую объект для наблюдения, составляю примерный план экскурсии, намечаю вопросы и задания для детей, определяю для себя цели и задачи экскурсии.

На подготовительном этапе я подготавливаю учащихся к экскурсионному мероприятию. На предварительной беседе со школьниками, я прежде всего, указываю тему, цели и задачи предстоящей экскурсии (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Затем сообщаю разработанный план, т.е. когда, куда и на какое время идёт группа. Рассказываю содержание экскурсии, разъясняю, что предстоит изучить. Перед проведением экскурсии следует повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации, полученной на экскурсии. Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому иногда я вступительную беседу дополняю презентацией или учебным фильмом.

При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.

Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Учащиеся должны осознавать, что экскурсия – это не прогулка на свежем воздухе, а учебное занятие. Поэтому заранее я заинтересовываю учащихся проблемно – познавательными задачами, даю им некоторые сведения об объектах изучения, задаю вопросы и распределяю задания. Крупные, основополагающие вопросы я сообщаю всему классу, а индивидуальные – конкретно каждому ученику.

Перед началом экскурсии я провожу инструктаж или беседу по технике безопасности. Знакомлю с техникой безопасности на дорогах города, вблизи проезжей части, рассказываю о правилах поведении в дороге и на месте проведения экскурсии.

Говорю, детям, что нужно взять с собой на экскурсию (тетради, карандаши). Я оцениваю готовность учащихся к выходу, вместе с учащимися проверяем наличие и состояние слуховых аппаратов. Кроме того можно взять один или два фотоаппарата.

II этап. Собственно экскурсия.

Основной этап позволяет мне обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.

Наблюдение—один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия я :

• создаю проблемную ситуацию перед наблюдением;

• фиксирую внимание детей на важном, существенном;

• стимулирую их активность в процессе наблюдения.

В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения я применяю таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимости использую дактильную и жестовую речь.

На экскурсии стараюсь своим учащимся больше заниматься наглядно – практической деятельностью по возможности включаю их в тот или иной вид деятельности. Я заранее продумываю варианты включения учащихся в тот или иной вид практической деятельности на экскурсиях. Напр.: предусмотреть возможность поработать вместе с работником почты при сортировке писем и газет, собрать гербарий для класса, самостоятельно покормить животных в уголке природы и т. д.

В основной части нельзя превращать экскурсию в лекцию, так как многословие и длинные рассказы, охлаждают интерес учащихся к экскурсии. Говорить на экскурсии надо только о том, что можно показать. Проводя любые объяснения, не следует забывать о роли слова и наглядно – практической деятельности в познание мира детей с нарушениями слуха. Я слежу за систематичностью и правильностью выполнения наблюдений учащимися до тех пор, пока у них не будет сформированы навыки наблюдения и обобщения. Такая организация работы закрепляет речевое оформление наблюдений ребёнка с нарушениями слуха, от правильности которого зависит дальнейшее введение понятий в его самостоятельную речь.

Правильно нужно проводить демонстрацию изучаемого. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывая об объекте или давая какие – либо объяснения, сначала я убеждаюсь, что все ученики видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для слабослышащих и неслышащих детей особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или учитель находился от них на расстоянии прямой видимости.

Экскурсия является учебным занятием, а поэтому требует грамотного описания. Начиная со 2 класса мы ведём тетради в которых учащиеся, фиксируют свои наблюдения и работы, можно дополнять их рисунками и пояснениями. Но сначала я научила их вести тетради, потом постоянно проверяла их качество и полноту. Учащиеся могут работать в тетрадях во время экскурсий, но я обычно провожу это на заключительном этапе в классе.

Во время экскурсий я регулярно проверяю выполнение детьми самостоятельных заданий, требую выполнение промежуточных отчётов, поощряю представление обобщений, умозаключений, выводов.

После проведения экскурсии я провожу с учащимися работу по осмыслению и проработке полученных впечатлений. Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является её повторение. Каждый ученик отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний я осуществляю в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. Иногда я использую виды предметно-практической деятельности: рисование, аппликации, моделирование, конструирование предметов, которые были объектом наблюдения во время экскурсии, сюжетно-ролевые игры. При запоминании новых слов можно организовать загадки-инсценировки. Например, дети по очереди изображают действия почтальона, повара, художника, портнихи и т.д. Все термины обязательно фиксируются в словарях, схематические зарисовки во время экскурсии сопровождаются соответствующими записями. После экскурсии ребята представляют результаты наблюдений в тетрадях. Иногда я предлагаю заполнить заранее приготовленные анкеты по теме экскурсий. Рефлексия служит одновременно целям повторения и систематизации материала, обеспечивает столь необходимое в работе с детьми с нарушениями слуха неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям и умениям, их переосмыслению и дальнейшее обобщение на более высоком уровне требований к умственной деятельности. Анализ собранных данных позволяет мне узнать круг интересов каждого ребёнка, оценить степень его готовности к экскурсионной работе. Писать отчёт или заполнять анкеты школьники должны, по возможности, в день проведения экскурсии. Экскурсионная работа при правильной её организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания.

Осуществляя итоговую проверку результатов после экскурсии, я ориентируюсь не только на конкретные цели и задачи экскурсии, но и на особенности общего и речевого общения неслышащих и слышащих учащихся, которые оказывают непосредственное влияние на содержание работы. Для низкомотивированных учащихся написание законченного доклада зачастую является невыполнимым, таким учащимся я предлагаю сделать самые простые задания. Моя главная задача – сохранить в таких группах исследовательский принцип работы, добиться того, чтобы дети самостоятельно нашли ответы на предложенные элементарные вопросы. Высокомотевированным школьникам можно предложить проблемные задания высшего уровня сложности. Старшеклассникам можно предложить оформить итоговую работу, отчёты в соответствии с планом, который включает название, введение(обоснование значимости данной темы), методическую главу, место, дату и время проведения исследования, результаты собственных наблюдений, сравнение и анализ полученных материалов. Выводы, заключения и список литературы. Защиту представленных старшеклассниками отчётов в виде докладов, презентаций, как и защиту творческих проектов можно провести на научно – практической конференции, во второй половине дня. Материалы, собранные детьми во время экскурсий, могут быть использованы для выпуска стенгазет, работе кружков, в оформление альбомов по темам.

Тематика экскурсий от класса к классу расширяется в связи с развитием интересов и возможностей детей, в начальной школе можно взять следующие темы:



  • роль родителей в процессе реабилитации детей с нарушениями слуха;
  • организация полноценного участия глухих и слабослышащих детей в жизни семьи и общества;
  • интеграция детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами в обычные детские сады и школы;
  • поддержка ребенка с нарушением слуха в быту и при обучении в образовательных учреждениях;
  • обучение пониманию смысла устной речи и письменных текстов;
  • значение движений для развития слуха и речи.





  • почему дети не хотят заниматься;
  • как изменить стиль общения с ребенком так, чтобы не ссориться, а быть одной командой;
  • какие бывают причины и как переориентировать манипулятивное поведение;
  • приемы для занятий дома, направленные на улучшение внимания, снижение импульсивности, формирование пространственных представлений и повышение нейродинамики.



  • возможности речевого процессора системы кохлеарной имплантации;
  • правильный уход за внешними компонентами системы кохлеарной имплантации;
  • музыка и ее роль в развитии слухового восприятия;
  • интересные гаджеты для пользователей кохлеарных имплантов.

Виктория Мухина: Кохлеарные импланты – дорогостоящие высокотехнологичные устройства, требующие не только бережного ухода, но и знаний их функциональных особенностей. К сожалению, очень многие родители кохлеарноимплантированных детей этими знаниями не обладают. Но не потому, что не хотят, а потому, что информации на эту тему не так много и черпать ее надо из разных источников. Мы решили помочь нашим пациентам и записали пять полезных видеороликов, содержащих самую разностороннюю информацию о системах кохлеарной имплантации. Первые четыре – это фактически видеоинструкции по эксплуатации звуковых процессоров четырех разных фирм-производителей кохлеарных имплантов. А пятый – беседа с экспертами, которые являются пользователями систем. Они говорят о самых разных вещах – как произошло первое подключение, какие эмоции они при этом испытывали, что слышит человек с кохлеарным имплантом, как пользуется телефоном и слушает музыку, какое влияние оказывает статическое электричество, на что обратить внимание при прохождении различных медицинских процедур, таких, например, как МРТ. Уверена, что эти ролики помогут родителям разобраться во многих вопросах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Посмотреть их можно на сайте Тоши и на нашем YouTube-канале.





Анна Рябчикова: Говоря о настройках, особо отмечу, что с этого года в нашем Центре проводится настройка слуховых аппаратов воздушной и костной проводимости всех фирм производителей, а также оказывается уникальная для нашей страны профессиональная услуга по бимодальной настройке аппаратов: когда у человека одно ухо протезировано слуховым аппаратом, а другое – кохлеарным имплантом.

Специалист редкой квалификации, с которым мы познакомились в Казахстане, и который теперь также является членом нашей команды, – Инесса Исаевна Ишакву. Она практикует телесно-ориентированный подход в реабилитации. Мы уже давно заметили, что работа с движением и телом напрямую влияет на уровень развития высших процессов головного мозга, среди которых мышление и речь. Благодаря методике, которой владеет Инесса, ей удается снять страхи и психологические комплексы у детей, помочь малышам сбросить накопленное напряжение. Мы очень рады такому перспективному знакомству и сотрудничеству.

Также нашу команду пополнил новый логопед Наталия Николаевна Кожевникова. Ей замечательно удается заинтересовать детей. Ее конек – игровая логопедия, логоритмика. Малыши и ребята постарше ходят на занятия к Наталье с большим удовольствием.







Мы очень надеемся и верим, что все наши начинания обязательно продолжатся, а планы непременно осуществятся!

Читайте также: