Отдых на сайменском канале

Обновлено: 04.10.2024

В конце прошлой недели Россия и Финляндия отмечали 150-летие Сайменского канала. Напомним, что его российская часть 43 года назад была отдана в аренду финнам. Срок договора истекает через 7 лет. Финляндия торопит Россию решить судьбу этой "акватории", чтобы суомские бизнесмены могли определиться со своими планами. Для финнов Сайменский канал - это экономическая дорога жизни, которая развивает и поддерживает восточные региона страны. По каналу из внутренних вод можно прямиком выйти к Балтийскому морю и доплыть до портов европейского побережья и внутренних водных путей Центральной Европы и России. Переговоры о продлении аренды начались два года назад, но пока договорились лишь о том, что российская часть канала останется "под присмотром Финляндии". Г-жа Хуовинен была не прочь подписать новый договор аренды хоть во время праздничных торжеств. Но, как выяснилось, пока остаются открытыми два самых важных вопроса - о сроке новой аренды и о цене. Как сказал Игорь Левитин, вряд ли целесообразно вновь заключать договор на полвека. Ситуация на рынке меняется стремительно, так что 20-25 лет - самый оптимальный вариант. Судя по всему, финны особо не возражают. А вот с ценой сложнее. Наши партнеры, похоже, понимают, что 300 тысяч долларов в год, которые платит нам Финляндия, по нынешним временам - смешные деньги. Они готовы обсуждать другую сумму, но настаивают, чтобы учли их затраты по обслуживанию канала, которые ежегодно обходятся финскому бюджету уже в 10 миллионов евро. У российской стороны - свои аргументы. "Мы пришли к решению, - объяснил Игорь Левитин, - что сумма аренды должна закрыть наши расходы по созданию пограничной, таможенной и транспортной инфраструктур канала". Не исключено, что сумма аренды сложится из двух составляющих: некая постоянная величина и процент от стоимости тонны перевозимого груза (либо в основу расчетов ляжет вес судна вместе с грузом и топливом). Вопрос аренды Сайменского канала, по всей видимости, будет обсуждаться во время визита российского президента в Финляндию на саммит Евросоюза и "к этому времени мы будем готовы и по цифрам, и по срокам".

Что касается финнов, то для них главное, чтобы не пострадали интересы перевозчиков. Для них Сайменский канал - это еще и важный социальный проект. Вдоль него живут десятки тысяч людей, для которых в случае чего будет трудно найти новую работу.

Как оказалось, судьба канала волнует не только финнов, но и Евросоюз. Не случайно так активен был во время юбилея еврокомиссар Жак Барро. ЕС, судя по его заявлениям, намерен всерьез заняться развитием своих внутренних водных путей. Ведь более 400 тысяч единиц автотранспорта перевозят столько груза, сколько могут взять на борт лишь 12,5 тысячи судов. А Сайменский канал имеет огромное значение для "закольцовки" внутренних вод ЕС.

министр иностранных дел Финляндии:

- Канал, я уверен, и дальше будет работать на укрепление наших добрососедских связей. Но сейчас на первый план вышли экономические аспекты, связанные с дальнейшим существованием и развитием этой транспортной артерии. Между нашими странами начаты переговоры, с финской стороны их ведет мой коллега - министр транспорта. Пока, насколько знаю, не по всем позициям договорились. Как нам кажется, российские партнеры несколько преувеличивают коммерческую составляющую во всем, что связано с будущим Сайменского канала. А ведь он помимо всего прочего имеет природоохранное и большое культурно-историческое значение - как для Финляндии, так и для России.

чрезвычайный и полномочный посол России в Финляндии:

- Нельзя сказать, что Сайменский канал с экономической точки зрения что-то супервыдающееся. По нему не могут проходить крупнотоннажные суда, но в наших отношениях с Финляндией он играет важную роль. Не будь его - и это резко понизило бы возможности двустороннего сотрудничества. Ведь вся центральная Финляндия через Сайменский канал имеет выход в Балтийское море, что для этих районов очень существенно. Судя по переговорам, которые сейчас ведутся на экспертном уровне, у нас нет принципиальных расхождений во взглядах на то, каким образом и на каких условиях может быть продлена аренда российского участка канала.


Сайменский канал ( финский : Saimaan Kanava ; шведская : Saima Kanal ; русский : Сайменский канал ) является транспортировкой канала , который соединяет озеро Сайма с Финским заливом близ Выборга , Россия. Канал строился с 1845 по 1856 год и был открыт 7 сентября 1856 года (по старому стилю : 26 августа 1856 года). В 1963–1968 годах его отремонтировали и расширили.

Через канал проходит система внутренних водных путей и каналов в 120 соединенных между собой озерах юго-центральной и юго-восточной части Финляндии ( финское Озеро ). Сеть глубоких каналов в озере Сайма с осадкой не менее 4,2 метра (14 футов) покрывает 814 километров (506 миль). Глубокие каналы простираются до Куопио в Центральной Финляндии.

СОДЕРЖАНИЕ

Топография

Канал начинается недалеко от Лаурицалы , Лаппеенранта , Финляндия, в точке с координатами ( 61 ° 04′43 ″ N 028 ° 16′24 ″ E  /  61,07861 ° с. Ш. 28,27333 ° в.  / 61.07861; 28,27333 ) и заканчивается в Выборге , Россия, в координатах ( 60 ° 48′38 ″ N 028 ° 44′13. ″ E  /  60,8 · 1056 ° с. Ш. 28,73694 ° в.  / 60,81056; 28,73694 ), соединяющий озеро Сайма и Выборгский залив . По пути он соединяет озеро Нуйямаа на финско-российской границе в точке с координатами ( 60 ° 57′6 ″ с.ш., 28 ° 34′33 ″ в.д.  /  60,95167 ° с. Ш. 28,57583 ° в.  / 60.95167; 28,57583 ) и три небольших озера в России.

Габаритные размеры

  • Расстояние: 42,9 км
    • Финская часть: 23,3 км (14,5 миль)
    • Российская часть: 19,6 км (12,2 миль)
    • Длина: 82,5 м (271 фут)
    • Ширина (ширина): 12,6 м (41 фут)
    • Осадка : 4,35 м (14,3 ft)
    • Высота мачты: 24,5 м (80 футов)
    • Другие требования включают, например, то, что торговые суда должны иметь два УКВ-радио и автоматическую систему идентификации (АИС).

    Замки

    Всего на канале восемь шлюзов: три верхних шлюза в финской части канала и пять нижних шлюзов, расположенных на российской стороне границы:

    Шлюзы на Сайменском канале
    Нет. Имя Старое имя Метры Ноги Координаты Страна
    1 Брусничное Юустила 10.0 33 60 ° 48′38 ″ с.ш. 28 ° 44′14 ″ в.д.  /  60,810667 ° с. Ш. 28,737316 ° в.  / 60.810667; 28,737316 Россия
    2 Искровка Сяркиярви 11,4 37 60 ° 49′56 ″ с.ш. 28 ° 44′12 ″ в.д.  /  60,832155 ° с. Ш. 28,73661 ° в.  / 60.832155; 28,73661 Россия
    3 Цветочное Ряттиярви 5.5 18 60 ° 52′55 ″ с.ш. 28 ° 39′03 ″ в.д.  /  60,881817 ° с. Ш. 28,650756 ° в.  / 60,881817; 28,650756 Россия
    4 Илистое Lietjärvi 10.2 33 60 ° 53′36 ″ с.ш. 28 ° 37′22 ″ в.д.  /  60,893306 ° с. Ш. 28,622904 ° в.  / 60.893306; 28,622904 Россия
    5 Пелли 11,7 38 60 ° 54′26 ″ с.ш. 28 ° 36′55 ″ в.д.  /  60,907227 ° с.ш. 28,615179 ° в.  / 60.907227; 28,615179 Россия
    6 Соскуа 8,3 27 61 ° 02′23 ″ с.ш., 028 ° 24′02 ″ в.д.  /  61,03972 ° с. Ш. 28,40056 ° в.  / 61.03972; 28,40056 Финляндия
    7 Мустола 7.3 24 61 ° 03′45 ″ с.ш., 028 ° 18′59 ″ в.д.  /  61,06250 ° с. Ш. 28,31639 ° в.  / 61.06250; 28,31639 Финляндия
    8 Mälkiä 12,4 41 год 61 ° 04′15 ″ с.ш., 028 ° 18′14 ″ в.д.  /  61.07083 ° с.ш. 28.30389 ° в.  / 61.07083; 28,30389 Финляндия

    Самый высокий подъемник (12,4 м) у шлюза Мялкия, самый низкий - у Цветочного шлюза (5,5 м).

    Мосты

    • 12 автомобильных мостов:
      • 6 из них в Финляндии - 3 движимые и 3 недвижимые
      • остальные 6 в России - 4 движимых и 2 недвижимых

      История


      Канал, открытый в 1856 году, был построен между городами Лаппеенранта и Вийпури (ныне часть России), оба они тогда находились в автономном Великом княжестве Финляндском в составе Российской империи .

      По Московскому мирному договору 1940 года Финляндия уступила Карельский перешеек и Выборг Советскому Союзу ; контроль над каналом был разделен, и движение прекратилось.

      Финляндия получила в аренду на 50 лет советскую часть канала и остров Малый Высоцкий (Равансаари) в 1963 году. Финляндия построила более глубокий канал длиной 42,9 километра (26,7 миль), который открылся в 1968 году. Годовая арендная плата во время этой аренды повысилась только один раз.

      В 2010 году Финляндия получила второй договор аренды на 50 лет у России, начиная с 2013 года. Малый Высоцкий не был включен в новый договор аренды. Переговоры в 2008 году поднял ежегодную арендную плату от € 290000 до 1220000 €, с изменениями каждые 10 лет. Новое соглашение вступило в силу 17 февраля 2012 года.

      Положения, касающиеся морских правил и найма персонала канала, подпадают под юрисдикцию Финляндии; во всех остальных случаях применяется российское законодательство. Паспорта требуются на международных границах, но российские визы не требуются для простого проезда через канал.

      Финляндия

      Живописные окрестности Сайменского канала обычно быстро мелькают за окнами туристического автобуса. Мы же предлагаем любоваться ими не спеша, как это делали представители высшего света во второй половине XIX века! Отправившись в плаванье Выборга в Даппеенранту, мы увидим, как работают шлюзы, и будем любоваться прекрасными пейзажами.

      Отметьте эту страницу

      Поделитесь в соцсетях:

      • Цены
      • Описание
      • Характеристики
      • Отзывы
      • Задать вопрос
      • Комментарии

      7.00: Выезд из Петербурга. Переезд в Выборг.

      Говоря о Выборге обычно вспоминают о замке, но наша пешеходная экскурсия будет посвящена городской застройке. Экскурсия начнётся на Рыночной площади. Мы увидим модерновый Рынок, старинную Круглую башню, средневековую усадьбу бюргера, костёл святого Гиацинта, дом Епископа, модерновый Гранитный дворец, гостиницу Мотти, где ночевала Анна Керн по дороге на Иматранский водопад, старую Ратушу, дом Векрота, где останавливалась Екатерина II, памятник основателю города Торгильсу Кнутссону, гауптвахту, где содержался младший брат Кюхельбекера, остатки Старого Кафедрального собора, Часовую башню, средневековый дом Гильдии Святого Духа, остатки средневекового монастыря доминиканцев, Башню Ратуши, поднимемся на бастион Панцерлакс, чтобы полюбоваться видом на Финский залив и зданием Художественной школы работы Уно Ульберга, а затем пройдём по Выборгу губернского времени: мы увидим православный Спасо-Преображенский собор, Новую ратушу, лютеранский собор Петра и Павла и, наконец, вернёмся на Рыночную площадь. В свободное время можно будет немного отдохнуть или купить сувенир.

      Знакомство с Выборгом мы продолжим, пройдя по проспекту Ленина, разглядывая здания в стиле модерн. На фасадах мы увидим волков, зайцев, лосей, сов, кошек и собак. Мы посетим библиотеку Алвара Аалто, где нас ожидает экскурсия с местным гидом.

      Перед обедом мы проедем на противоположный берег Крепостного пролива чтобы увидеть памятник Петру I установленный, по преданию, там, где русский царь стоял при штурме Выборга.

      После обеда мы пройдём паспортный контроль с российской стороны и отправимся в круиз по Сайменскому каналу. Идея строительства канала появилась в XVI веке, но была осуществлена только в середине XIX. Мы пройдем на теплоходе через 8 шлюзов (5 — на территории России и 3 — на территории Финляндии). Перепад высот в шлюзах колеблется от 5,5 до 12,7 м. В пути можно заказать ужин шведский стол или порцию знаменитой финской ухи.

      21.45: Прибытие в Лаппеэнранту.

      Заселение в гостиницу, свободное время, сауна и небольшой бассейн включены в стоимость проживания.

      Завтрак в отеле. Освобождение номеров.

      После экскурсии останется свободное время для самостоятельной прогулки.

      Затем мы вернёмся на Сайменский канал, но уже на автобусе. У первого шлюза со стороны Лаппеэнранты разбит парк. Мы увидим сверху действующий шлюз, а также старую часть канала.

      Из Лаппеэнранты мы отправимся в Иматру. В окрестностях города мы увидим церковь Трёх Крестов работы Алвара Аалто. Если библиотека в Выборге — это работа ещё довольно молодого мастера, то церковь в Иматре построена мастером в самом расцвете сил. Интересно проследить, как развивался его творческий почерк.

      После церкви Трёх Крестов мы направимся в магазин Disas Fish, где можно будет купить всё то, что петербуржцы так любят привозить из Финляндии, а кроме того — пообедать в кафе. Здесь можно приобрести полноценный обед шведский стол, или ограничиться знаменитой ухой, которую здесь готовят просто восхитительно.

      Главная достопримечательность Иматры — водопад Иматранкоски. Со времён Екатерины II его посещали состоятельные русские. Здесь побывали Боратынский, Анна Керн, Глинка, Александр II и даже бразильский император Педру. Некоторые оставляли памятные надписи, которые подновили не так давно.

      В начале XX века по проекту Уско Нюстрёма над водопадом был построен знаменитый отель в стиле модерн. Здание можно разглядывать часами. Ни один номер не повторяет другой. После обретения независимости финны построили на водопаде электростанцию, и теперь он открывается только летом, по расписанию. 23 мая водопад заработает сверх обычного расписания. Мы постараемся прибыть заблаговременно, чтобы заранее занять место для обзора и насладиться величественным зрелищем.

      После этого мы поспешим в автобус чтобы вовремя вернуться в Петербург.

      Фирма оставляет за собой право вносить изменения в программу, не меняя объема предоставляемых услуг.

      Фирма не несет ответственности за возможные задержки на границе.

      В стоимость тура включено:

      - проезд на автобусе и на теплоходе " M/s Carelia"

      - размещение в отеле с завтраком

      - экскурсии по программе

      - консульский сбор + мед. страховка

      - входные билеты в музеи и замки

      Круиз по Сайменскому каналу

      Отзывов пока никто не оставил. Вы будете первым.
      Чтобы оставить отзыв Вы должны авторизоваться на сайте.

      Сайменский канал и круизы Выборг — Лаппеенранта

      В России построено несколько каналов, о которых мы знаем из школьной программы. Но мало кому известен Сайменский канал, соединивший Балтийское море с озером Сайма в Финляндии. А между тем, это единственный в России искусственный водный путь, связывающий Россию с другим государством.

      Фактически, Сайма — это не одно озеро, а водное пространство, состоящее из 187 888 озер.

      Построенный в XIX веке водный путь имел 28 шлюзов, его протяженность составляла 57,3 км, причем, 31 км были прорыты, остальная часть канала проходила по озерам. Сайменский канал значительно сократил торговый путь между Карелией и Саволаксом и поэтому имел большое значение для экономического развития этих территорий.

      Саволакс — так называлась провинция Саво, когда Финляндия входила в состав Швеции.

      Круизы по Сайменскому каналу (Выборг — Лаппеенранта)

      В основном канал используется для грузовых перевозок, но в летний период по нему также ходят круизные суда.

      Стоимость проезда по маршруту Выборг — Лаппеенранта и Лаппеенранта — Выборг составляет 60–70 евро (в одну сторону). Стоянка корабля, отправляющегося в круиз по Сайменскому каналу, находится около Выборгского замка (на другом берегу протоки).

      Ориентировочная стоимость круиза на одного человека с учетом проезда на автобусе из Санкт-Петербурга до Выборга и обратно составляет:

      • На один день — от 119 евро
      • На два дня — от 200 евро.

      Карта Сайменского канала

      Сайменский канал — описание

      В настоящее время Сайменский канал имеет 8 шлюзов, длина сооружения составляет 42,9 км, из них 19,6 км проходит по России и 23,3 км — по территории Финляндии. Ширина водного пути от 34 до 55 метров.

      Сайменский канал доступен для плавания речных, озерных и морских судов, период навигации составляет в среднем девять месяцев. Максимальные габариты судов: длина — 82 метра, ширина — 12,2 м, осадка — 4,35 м, высота — 24,5 м.

      На территории Финляндии находится три шлюза, на территории России — пять, а самый большой из них — Малкия, это первый шлюз со стороны Финляндии. Высота подъема в этом шлюзе 12,4 м, а самый маленький шлюз — Цветочный, здесь перепад высот 5,5 метров. Как правило, шлюзование в каждом из шлюзов занимает не более 10 минут.

      Вместе с тем, для тех, кто прошел на теплоходе по Волго-Балтийскому каналу, шлюзы Сайменского канала не произведут большого впечатления. Для сравнения — шлюз №6 Пахомовского гидроузла — самый высоконапорный и глубокий шлюз Волго-Балта, высота его подъема составляет 20 метров.

      Сайменский канал — строительство

      Мысль соединить Выборгский залив и озеро Сайма впервые пришла губернатору Выборга Эрику Туресону Бьелке. По его инициативе в начале XVI века был прорыт так называемый Старый канал длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. Примерно через 100 лет была предпринята вторая безуспешная попытка соединить залив с озером.

      Уровень Финского залива на 76 метров ниже уровня озера Сайма и, чтобы соединить их, необходимо было построить шлюзы. Однако, в то время технических возможностей для их сооружения не было, а без них канал мог превратиться в реку с порогами и быстрым течением.

      Очередные проекты были предложены при Екатерине II и Николае I, но каждый раз на реализацию идеи не хватало средств. И наконец в 1835 году, когда губернатором Великого Финляндского княжества был Александр Меншиков, начались изыскания по строительству. Проект был одобрен Николаем I и в 1845 году начались строительные работы.

      Сайменский канал был построен в сентябре 1856 года, когда российским государством правил Александр II. В память о двух императорах, поддержавших грандиозное, по тем временам, строительство, имена Николая I и Александра II выбиты на гранитных плитах на финском и русском языках. О важности построенного Сайменского канала говорит тот факт, что перед началом Первой Мировой войны за период навигации по нему проходило 13 тысяч судов, перевозивших 700 тысяч грузов.

      Вместе с тем, возможности водного пути были ограничены — по нему могли пройти суда только небольших размеров. Но начинать новую стройку в то время было невозможно из-за отсутствия средств и нестабильности, как в экономике, так и в политике.

      После Второй Мировой войны канал оказался разделенным на две части, принадлежащих СССР и Финляндии. В середине 50-х годов, когда экономика Финляндии стала восстанавливаться, для дальнейшего развития ее юго-восточной части потребовался удобный выход к морю. Чтобы использовать для этой цели Сайменский канал, необходимо было отстроить его заново.

      В 1962 году было подписано соглашение, в соответствии с которым часть Сайменского канала, расположенная на территории СССР, вместе с прилегающей территорией передавалась на 50 лет в аренду Финляндии. С 1963 по 1968 год прошла реконструкция канала, в результате которой возможности сооружения, в том числе и шлюзовых камер, были значительно увеличены.

      В 2011 году подписан новый договор, согласно которому в последующие 50 лет Сайменский канал, как единый комплекс, будет также находиться под управлением Финляндской республики.

      Сайменский канал очень красив — он проходит через скалы и озера, над ним перекинуты мосты, некоторые из них разводятся. С борта теплохода открываются великолепные пейзажи. Круиз по каналу часто совмещают с осмотром достопримечательностей Выборга. Также эти места популярны у рыбаков, здесь водятся щука и окунь, озерный лосось и налим, семга и форель.

      Читайте также: