Отдых обломова и штольца

Обновлено: 19.09.2024

Цель: выявление особенностей авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца).

образовательные:

формировать навыки характеристики литературных персонажей;

помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения:эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.


Слово учителя: Обломов и Штольц – в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.

IІ. Изучение нового материала.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока: "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

- Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

Как знакомит нас автор со Штольцем? (Уроки 1, 2, где знакомство с Обломовым уже состоялось.) Так же, как с Обломовым, или иначе?

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание — трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын. ”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо. ”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора — КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

— Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

В чем все-таки причина угасания Обломова?

Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

А где же тут автор?

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

4. Выводы о Штольце.

Любовь.Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

Жизнь.
Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…

Чтобы полностью раскрыть в своем романе явление "обломовщины", Гончаров создает образ Андрея Штольца, противоположности Ильи Обломова.

Штольц - друг детства главного героя. Его жизнь полна движения. Он часто путешествует, ведет множество дел, постоянно читает и развивается, ведет активную светскую жизнь. При этом его деятельность всегда продумана и эффективна. В отличие от главного героя - "лишнего" человека, - он человек нужный.

Жизнь Ильи Обломова похожа на существование тяжелобольного человека. Он поздно просыпается, а проснувшись, долго не встает, даже несмотря на приходящих в его дом посетителей. В середине дня герой в конце концов решает заняться делами и поднимается, но не проходит и нескольких часов, как он снова засыпает. Вокруг Ильи Ильича пыль и грязь, но его это не беспокоит.

Обломов забросил службу, не выходит в свет, не заводит новых знакомств. Постоянно откладывает решение проблем со своим имением и съемным жильем. Создается впечатление, что для Обломова непосильно даже самое простое действие, поэтому он как будто застыл и не двигается с места.

В чем причина столь кардинальной разницы между героями? Гончаров дает четкий ответ: дело в воспитании, в среде, которая окружала маленьких Илью и Андрея. Обломовы вели барскую жизнь, не утруждая себя ни физически, ни умственно. Подвижного и любознательного сына они окружили удушающей заботой нянек. В конце концов ребенок просто сломался и смирился с бесполезностью попыток сделать что-то самостоятельно.

Отец Штольца, немец, не жалел сына и не давал русской матери его баловать (не мешая при этом прививать любовь к светской жизни). В Андрее всячески поощрялось стремление к деятельности, самостоятельности, обучению. Его не ограждали от ответственности за свои решения и поступки.

Мальчик научился преодолевать трудности с детства, поэтому в будущем они не становились для него неприподъемным грузом, как для Ильи Обломова. В этом Гончаров видит прививку от "обломовщины", ведь она похожа на болезнь, от которой сформировавшуюся личность можно уже не вылечить.

Сочинение Образ жизни Обломова и Штольца рассуждение

Он хорошо учился. Знал, что только сам, своим трудом, своими знаниями, может достичь успеха. Его отец, был не богат, и не оставил юноше большого богатства. Молодой Штольц достиг многого сам, приложив свои силы и знания. Андрей активен, у него много мыслей, идей. Он старается достичь определенных жизненных высот. Он читает газеты и находит в них разные мудрые мысли, которые часто реализует в своей службе. Он с утра совершает визиты. Одет с изыском, румян и весел. Штольц во всем любит порядок , он считает дни и часы своей жизни, они расписаны у него по минутам. Андрей Иванович борется за своего друга- Обломова. Старается каждое утро заехать, поднять и растормошить Илью.

После того, как свадьба Ильи и Ольги Ильинской расстроилась, Андрей поддержал друга, а далее, после его смерти, связал свою жизнь с Ольгой, и прожил с ней долгие годы. Они путешествовали за границу. Часто вспоминали Обломова и, думается, жалели, что у них не хватило сил его спасти.

Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов

Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов

Я и общество, в котором я нахожусь. Как строятся наши взаимоотношения? По каким законам мы живем? Почему для всех нас так необходимы правила, обязательные для выполнения всеми членами общества.

Язык народа по праву можно назвать его бессмертной душой. Язык хранит культуру своего народа и одновременно влияет и создает ее. Явления материального мира и культуры обязательно находят отражение в языке.

Когда наступает осень, почему-то появляется грустное настроение. Осенью постоянно идут дожди, очень грустная пора года. Бабье лето-это можно сказать маленький кусочек лета, перед наступление тоски и грусти. Когда наступает бабье лето,

Сегодня я с удовольствием хочу рассказать свой вариант мыслей и идей на тему того, почему я очень люблю зиму.

Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература

Цели уроков: анализ, сопровождаемый комментированным чтением отдельных сцен.

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

Главы 2 части.

Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)

Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душойпередала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147 (2 глава).

(Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)Определение записать в тетрадь.

Прошлое – настоящее,

Обломовка – Петербург,

Обломов – Штольц.

Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

· Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

· Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.

5. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружинин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.

· Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

8. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговорсо Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.

Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.

· Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.

Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171) Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

Д. з. Прочитать 6 -10 гл., 2 часть. В тетради написать Сравнительную характеристику Обломова и Штольца.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Обломовщина – это миролюбиво-пассивное бездельничанье, праздное, бессмысленное времяпровождение; боязнь выйти за рамки комфортного состояния полудремы.

Образ Обломова

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Гончарова, молодой мужчина, обладающий рядом положительных качества. Он добр, умен, простодушен. Однако инертность и нерешительность, впитанные им с молоком матери, мешают ему жить. Характер Ильи Обломова является прямым следствием воспитания. Он не был с детства приучен к труду и весьма разбалован. В его понимании идеальная жизнь – это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Взрослый Обломов в работе не видит никакого смысла, любой труд приносит ему только чувство досады. Придумав смешной повод, Илья Ильич увольняется с работы.

Трагедия главного героя романа Гончарова заключается в том, что у него нет острой необходимости зарабатывать на жизнь. Доход ему приносит родовое имение, которое и является предметом ежедневных мечтаний Обломова. Особенно ярко бездейственность Обломова проявляется на фоне его деятельного друга Штольца.

Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.

Образ Штольца

Андрей Штольц, сын аккуратного и трудолюбивого немца, учителя, преподававшего начальную грамоту маленькому Илье Обломову. Андрей вырос практическим, деловитым, трезвым человеком. Он не способен погружаться в лень и покой, отдаваясь мечтам. Стихия Штольца – труд, и для него как воздух нужны плодотворные занятия, вечная работа, которая кипит в его руках. Является труд, без которого невозможно прожить. Он считает, что в жизни можно полагаться только на себя и быть уверенным в собственных силах. Это развило в нем упорство воли и самостоятельность. Он устоял в житейской борьбе, когда ему, еще совсем молодому, пришлось добывать средства на жизнь. Однако работа для него не только необходимость – Штольц полюбил свой труд.

Готовые работы на аналогичную тему

Жизнерадостный и бодрый, он идет по своему жизненному пути, не строя идеальных планов, не задаваясь мечтами о непосильных задача. Он всегда в своих замыслах привык считаться с реальными условиями окружающего мира.

Положительными чертами Штольца являются его твердая выдержка и уравновешенность, благодаря которым никакие неблагоприятные факторы не способны сломать его энергию и веру в жизнь. Но одновременно с этим в характере Штольца присутствуют черты узости и ограниченности. Ему совершенно непонятна и чужда та сфера жизни, где находятся искусство, поэзия, философия и религиозный дух. Он полностью отдается трудам и заботам внешнего устроения жизни, другие вопросы его абсолютно не волнуют.

Обломов и Штольц

  • Те, кто разделял старые, частично архаичные устои;
  • Сторонники обновлений.

Такая концепция внутриобщественного противостояния стала основой противопоставления в романе Обломова и Штольца. На примере выделяющихся, ярких, но типичных героев писатель пытается проанализировать то, как разное воспитание и образование формирует из двух представителей одного социального строя, одной эпохи, совершенно разных, антитетичных личностей.

При описании становления образов героев антитеза в романе прослеживается в первую очередь в различном, абсолютно противоположном воспитании.

Лень, мечтательность и нежелание трудиться Илья Обломов перенял от своих родителей и ближайших родственников – жителей Обломовки. Родовое поместье Обломова – это средоточие спокойствия и умиротворения, где любой труд воспринимался как наказание, а время исчислялось не по часам и минутам, а по обрядам – от свадьбы к крестинам, от рождения к похоронам. Большое влияние на маленького Обломова оказали рассказы няни о мифических героях и сказочных богатырях. Обломов с самого детства мечтал о влекущем сказочном мире, где можно спрятаться подальше от реальности. Мечтательность и эскапизм Ильи в зрелом возрасте развивались и усиливались. Неудачи на службе, интровертный характер, отсутствие приспособленности к реальному миру, требующему постоянной активности и стремительно меняющемуся, способствовал этому.

Среда, в которой проходило детство Штольца, разительно отличалось от атмосферы Обломовки. Отец Андрея был немецким бюргером, прививавшим сыну любовь к активной деятельности и труду, учившему его всегда стараться быть на шаг впереди остальных и прокладывать себе путь самостоятельно. Мать Штольца, русская дворянка, видела в сыне яркую светскую фигуру, а не работящего буржуа, и всеми силами прививала ему любовь к искусству, книгам и светскому общению. Постоянные визиты гостей, шумные компании в доме родителей способствовали становлению открытой миру, экстравертной натуры Штольца.

Прием антитезы в романе Гончарова прослеживается и при раскрытии темы любви.

В жизни Ильи Обломова было две любви – всеохватывающая, стихийная, способная изменить жизнь, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и тихая, спокойная, основанная на чувстве благодарности и уважения любовь к Агафье Пшеницыной.

Отношения Обломова и Ольги с самого начала были обречены на расставание по причине иллюзий влюбленных относительно друг друга. Каждый идеализировал друг друга и не замечал отрицательных качеств.

Совершенно другие чувства связывали Ольгу с Андреем. Между ними не было страстного пламени, как между Обломовым и Ольгой. Не было и спокойного принятия друг друга, как у Ильи с Агафьей. Любовь Андрея и Ольги основана на взаимоуважении и крепкой дружбе.

Таким образом, Обломов и Штольц противопоставляются автором как активно, рациональное, новое начало и пассивное, мечтательное, консервативное.

Но их противоположность только внешняя, на деле же оба героя дополняют друг друга.

Смысл противопоставления Ильи Обломова и Андрея Штольца заключается в том, чтобы показать, что человек не будет счастливым и гармоничным, развивая лишь одну сторону личности. Необходимо уметь уверенно смотреть в будущее, при этом помня о ценностях и опыте прошлого.

Читайте также: