Отдых перед крымским мостом

Обновлено: 19.09.2024

Таинственные города эллинской цивилизации, грязевые вулканы, редкие птицы и звери… И главное — два моря сразу!

Город, который на 700 лет старше Христа

Место: Керчь, гора Митридат

Гора высотой 91,4 м названа в честь царя Боспорского царства Митридата VI Евпатора, который погиб в этих местах в бою с римлянами.

Подъем на гору — это отдельное приключение. Можно оставить машину у подножия и подняться наверх по Большой Митридатской лестнице, украшенной статуями мифических животных и птиц (1830 г. ) По пути наверх будет несколько террас со смотровыми площадками, там можно отдохнуть и сделать фотографии.

Подняться почти до вершины можно и на автомобиле. Стоянка наверху стихийная, но бесплатная.

С вершины открывается захватывающий вид на город, Керченский пролив и Крымский мост. На восточном и северо-восточном склонах можно пройтись по развалинам Пантикапея — древней столицы Боспорского царства (основана в VII в. до н.э). Части стен, колодцев, старинные лестницы, фрагменты арок — отличный фон для фотосессии.

На вершину горы Митридат ведет лестница, состоящая из 432 ступеней. Ее построили в середине XIX века по проекту керченского городового архитектора Александра Дигби-младшего.

На вершину горы Митридат ведет лестница, состоящая из 432 ступеней. Ее построили в середине XIX века по проекту керченского городового архитектора Александра Дигби-младшего.

О Великой Отечественной войне напоминает Обелиск Славы — один из редких памятников, которые установили еще до окончания войны, 8 августа 1944 года. Он создан из уцелевших остатков Свято-Троицкого собора, разрушенного во время войны.

Время осмотра: 2–4 часа

Где поесть: неподалеку от Митридатской лестницы (расстояние от 300 м до 1 км) можно найти кафе или ресторан практически на любой вкус и кошелек.

Жилище нимф

Место: Городище Нимфей, 17 км от Керчи, на краю поселка Героевское

Устали в многочасовой пробке на дороге вглубь полуострова? Остановитесь в поселке Героевское. Не пожалеете! Здесь расположен еще один уникальный музей эллинской культуры под открытым небом.

Древнегреческие виноделы и земледельцы жившие на этих землях более 2,5 тыс. лет назад, считали, что в каждом из окружающих город источников живет нимфа. Поэтому и город назвали в их честь.

Нимфей — греческий город, основанный на полуострове в VI веке до н.э. В III веке уже нашей эры был разрушен древнегерманскими племенами — готами.

Нимфей — греческий город, основанный на полуострове в VI веке до н.э. В III веке уже нашей эры был разрушен древнегерманскими племенами — готами.

Время осмотра: 2–3 часа

Белые лебеди в розовом озере

Место: Тобечикское озеро (Тобечик) примерно в 25 км от Керчи и 12 км от села Челядиново.

Когда-то это был морской залив. В советское время сделали насыпь 100 метров шириной и километр длиной. Насыпь отделила море от озера. Местные виды напоминают пейзажи неизвестных планет. Цвет озера меняется от ярко-розового до нежно-фиолетового и почти бордового (благодаря живущим на дне микроорганизмам этих цветов). Рядом бурлит метровый грязевой вулкан, эта грязь считается очень полезной для здоровья. На дне бьют грязевые вулканы поменьше — поэтому вода в озере тоже слывет целебной.

Еще один приятный момент: дорога к озеру идет мимо побережья. Местные пляжи считаются одними из лучших в Крыму.

Время осмотра: если не купаться и не загорать, часа-двух хватит. Но многие туристы разбивают палатки и живут у озера несколько дней.

Искупайтесь в двух морях сразу!

Место: мыс Такиль, недалеко от поселка Заветное.

Можно присоединиться и к компаниям парапланеристов. Большие перепады высот позволяют совершать затяжные полеты.

Время осмотра: от 3 до 9 часов (в зависимости от цели и маршрута).

Зоопарк под открытым небом

Место: мыс Опук, недалеко от села Яковенково.

Мыс входит в состав одноименного природного заповедника площадью почти 1,6 тысяч гектаров (вместе с прибрежной зоной). Туристов привлекают гора Опук (153 метра) и Кояшское озеро.

Правда, приехать спонтанно не получится: посещать заповедник можно только в составе экскурсионной группы (запись в Керчи и Феодосии).

Здесь можно полюбоваться на 700 видов растений, многие из которых — редкие. Восторг у детей вызывают красивые крупные бабочки — медведица, махаон, бражник. А еще ласки, волки, енотовидные собачки, летучие мыши… Много и редких птиц: соколов-балобанов, дроф, розовых скворцов и журавлей.

Высшей точкой мыса Опук является одноименная гора. Она возвышается над уровнем моря на 183 метра. Фото: Михаил Шишов

Высшей точкой мыса Опук является одноименная гора. Она возвышается над уровнем моря на 183 метра. Фото: Михаил Шишов

При желании можно осмотреть остатки древнегреческого города Киммерик (V в. до н.э.), входившего в Боспорское царство. Сегодня от поселения остались развалины крепостной стены, остатки домов и хозяйственных построек.

Время осмотра: 6–7 часов, в зависимости от маршрута. Полностью территорию не осмотришь и за целый день.

Гора-враг

Место: самый знаменитый грязевой вулкан Крыма Джау-Тепе, недалеко от села Вулкановка.

Когда-то, по преданию, вулкан уничтожил целое поселение (за что и получил свое имя). Последние крупные извержения случались в XX веке. Тогда грязь вместе с газом вырывалась на высоту более 10 метров.

Джау-Тепе — крупнейший грязевой вулкан Крыма. В прошлом веке он извергался шесть раз. Самый мощный выброс грязи произошел в 1914 году. Фото: Михаил Шишов

Джау-Тепе — крупнейший грязевой вулкан Крыма. В прошлом веке он извергался шесть раз. Самый мощный выброс грязи произошел в 1914 году. Фото: Михаил Шишов

Вулкан и сейчас извергает небольшие потоки грязи, поэтому свежие грязевые потоки можно встретить на вершине практически всегда.

Время осмотра: 1–2 часа.

Где поесть: в кафе села Вулкановка.

Благодарим комитет по автотуризму Российского союза туриндустрии за помощь в подготовке статьи.

Эта статья — о существующем мосте через Керченский пролив. О мосте в Москве см. Крымский мост (Москва); о мосте, существовавшем в 1944—1945 годах, см. Керченский железнодорожный мост.


Кры́мский мост, также Керченский мост — транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу [4] [17] . Состоит из двух параллельных мостов — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск) [18] [19] [d] , и железнодорожного [4] [17] , являющегося частью линии Багерово — Вышестеблиевская. Общей протяжённостью 19 км [e] , Крымский мост является самым длинным из когда-либо построенных Россией мостов [24] [f] и нередко называется самым длинным в Европе [28] [5] [g] .

Создание транспортного перехода началось после не признанного большей частью международного сообщества присоединения Крыма к Российской Федерации и резкого ухудшения российско-украинских отношений, поставившего перед российскими властями вопрос о создании независимой от Украины сухопутной связи с Крымом [⇨] . Автодорожный мост был открыт в 2018 году [h] , железнодорожный — в 2019—2020 годах [i] .

Содержание

Предложения по строительству моста через Керченский пролив прорабатывались как минимум с начала XX века, а в 1944 году СССР возвёл Керченский железнодорожный мост протяжённостью 4,5 км. Однако запроектированный как временная конструкция и уязвимый в результате ошибок при проектировании и строительстве, мост был серьёзно повреждён в конце февраля 1945 года льдом, нагнанным ветром из Азовского моря [36] .

Предложение по восстановлению временного моста было отвергнуто, остатки мостового перехода разобраны, но в скором времени после разрушения моста, к 1947 году, началась проработка вариантов строительства новой переправы — постоянного мостового сооружения — вместо утраченного временного. Был запроектирован высоководный двухъярусный мост на два железнодорожных пути и две полосы для автотранспорта от Еникале до косы Чушка длиной 6 км и стоимостью сооружения 850 млн рублей по ценам 1945 года. Высота подмостового габарита на судоходном пролёте предполагалась 40 м, максимальная глубина погружения свай — 55 м. Схема моста: 3×55 м + 8×110 м + 8×220 м + 8×110 м + 25×55 м + эстакада [37] . 18 мая 1949 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве моста [38] (подготовительные строительные работы велись ещё с 1947 года [37] ), но в 1950 году строительство моста было прекращено, и началось сооружение паромной переправы [36] .

17 декабря 2013 года было подписано соглашение между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив [49] . Кабинет министров Украины утвердил соглашение в январе 2014 года [50] . В 2014 году в связи с крымскими событиями переговоры о строительстве моста прекратились [51] . 18 марта 2014 года был объявлен конкурс на инженерные изыскания по строительству моста [52] , однако его формальные условия, ссылающиеся на российско-украинское соглашение по мосту [53] , уже не соответствовали фактическим реалиям — в этот день Россия официально включила Крым в состав своей территории.


Возможные варианты транспортного перехода через Керченский пролив (2002 год) [63] . За основу современного моста взят проект, отмеченный красным цветом

Летом 2014 года Росавтодор объявил предварительную смету проекта: 150 млрд рублей на строительство транспортного перехода, 86 млрд рублей на подготовительные работы и 51 млрд рублей на строительство подъездных дорог [71] .

В феврале 2016 года началось строительство самого моста [10] . В начале года начались работы по погружению свай в основание опор [93] [94] , а в апреле была сооружена первая опора [95] . В июне началась установка первых пролётных строений [96] . 16 августа 2017 года завершилась установка свай автодорожного моста [97] , 29 августа закончилась операция по транспортировке и установке железнодорожной арки в центральный судоходный пролёт над Керчь-Еникальским каналом [98] . 12 октября 2017 года закончилась операция по транспортировке и установке автодорожной арки [99] . 4 декабря 2017 года было завершено возведение всех опор автодорожного моста и половины опор железнодорожного моста [100] , 20 декабря — пролётных сооружений автодорожного моста [101] . 26 апреля 2018 года была завершена укладка асфальта на автодорожном мосту [102] [103] и мост прошёл приёмочные обследования, что стало основанием для последующего введения его в эксплуатацию [62] [104] [105] [106] .

Кроме того, летом 2019 года для строительства временного моста через Северский Донец в городе Каменск-Шахтинский (Ростовская область) были использованы металлоконструкции временного (технологического) моста через Керченский пролив (после окончания работ над автодорожным мостом временный мост был разобран). Металлоконструкции понадобились для срочного создания временного моста в связи с закрытием одного из мостов Каменского мостового перехода на автомобильной трассе М4 [107] [108] .


Строительство опор и монтаж первых пролётов ж/д моста со стороны Керчи. Одновременно происходит засыпка технологической площадки и начало сборки арок моста.


Асфальтирование готового участка а/д моста со стороны Тамани. На встречной стороне ведутся строительные работы по соединению технологического съезда с мостом.


Завершение сборки арок на стапеле и подготовка их к транспортировке и монтажу на фарватерные опоры.


Установленные арки моста и процесс надвижки пролётов а/д моста к арке. Вид со стороны Тамани.

Строительство железнодорожного моста продолжилось и после окончания строительства автодорожного моста; к 4 июня 2018 года было завершено создание его свайных фундаментов [121] , 25 июля началась укладка рельсовых путей [122] , к первой половине ноября 2018 года было завершено формирование опор [123] [124] [125] [126] .

К 24 марта 2019 года была завершена сборка железнодорожных пролётов моста [127] , к 18 июля — укладка рельсов двухпутной [128] неэлектрифицированной [129] железной дороги [130] , продолжался монтаж средств сигнализации, централизации и блокировки [130] [131] . 11 сентября сообщалось о начале установки системы автоматического контроля и управления движением поездов [132] . 28 ноября началась настройка железнодорожной автоматики моста [133] .

18 декабря 2019 года строительство железнодорожного Крымского моста было официально завершено — был подписан акт приёмки, разрешающий ввод железнодорожного моста в эксплуатацию [11] [134] . 23 декабря движение по железнодорожному мосту запустил президент России Владимир Путин [135] . Грузовое движение открылось 30 июня 2020 года [15] .

Намечается электрификация моста переменным током напряжением 27 кв, совместно с участком до Багерово. Для этого в Багерово запланировано строительство тяговой подстанции. На 2021 год, под неё осуществлён землеотвод [137] .


Файл:Trip of Vladimir Putin through Crimean Bridge in RA2.webm

"> Воспроизвести медиафайл

30 июня 2020 года железнодорожный мост открылся для грузовых поездов [15] .

Неофициальным талисманом моста во время его строительства стал рыжий кот по кличке Мостик [174] , живущий на КПП стройки. Котёнок появился на стройке в 2015 году благодаря первым охранникам, которые его заметили и подобрали [175] [176] [177] . Днём его рождения назначили День мостов — 29 ноября, так как настоящая дата рождения неизвестна [175] .

Перед официальным открытием движения по автодорожному мосту Мостик первым прошёл по нему [175] .

Транспортный переход состоит из двух параллельных мостов — автодорожного и железнодорожного. Они начинаются на Таманском полуострове, проходят по Тузлинской косе и острову Тузла, пересекают фарватер, огибая мыс Ак-Бурун [79] [27] [q] , и завершаются в Керчи [179] . Длина транспортного перехода в границах проектирования [4] — 19 км, железнодорожного моста — 18,1 км [5] , автодорожного — почти 17 км (без насыпей на керченском берегу) [23] . Ширина проезжей части автодорожной арки, включая полосы безопасности — 23,1 м [6] .

Мосты проходят длинными эстакадами, пролёты которых, общей массой в 260 тыс. тонн, стоят на 595 опорах [180] . Длина пролётов в основном от 55 до 63 м [3] [181] [182] , судоходные пролёты над Керчь-Еникальским каналом проходят по аркам автодорожного и железнодорожного мостов длиной 227 м [3] и высотой 45 м с подмостовым судоходным габаритом высотой 35 м и шириной 185 м [7] [183] [184] , являющимся крупнейшими элементами транспортного перехода [185] [186] .

Автодорожный мост представляет собой четырёхполосную скоростную дорогу (категория IБ). Расчётная скорость движения по мосту [r] составляет 120 км/ч, фактическая максимальная разрешённая скорость движения [s] — 90 км/ч [187] . Пропускная способность моста — 40 тысяч автомобилей в сутки [188] ; действующий рекорд суточного трафика составляет 36 393 автомобилей и был установлен 16 августа 2020 года [189] .



Развязки моста на Таманском полуострове


Съезды с моста удалены от Керчи


  • 8 сентября 2018 года во время шторма сильный ветер сорвал с якоря плавучий кран, находившийся на якорной стоянке. Экипаж пытался взять многотонное плавучее сооружение под контроль и остановить его движение, однако в итоге кран прибило к опоре 227-й автодорожного моста, на 154-м км трассы А-290 (участок между островом Тузла и фарватером). В результате были повреждены одна мачта освещения и несколько метров барьерного ограждения моста. Для устранения повреждений строителям понадобилось около суток [209][210][211] , было введено ограничение движения по левой полосе автодороги, снятое в тот же день [212] .
  • 4 октября 2018 года на морском участке строительства железнодорожного моста, между Тузлинской косой и одноимённым островом, в процессе опускания на опоры один из пролётов упал в мелководной части акватории Чёрного моря. Никто не пострадал. Предположительно, авария была вызвана технической неисправностью одного из домкратов [213][214][215][216] . В середине октября упавший пролёт был поднят из воды, но повторно не устанавливался, а был заменён новым [217][218] .
  • 13 сентября 2019 года на площадке строительства керченского железнодорожного подъезда к Крымскому мосту произошёл обвал в тоннеле. В результате один из двух рабочих, оказавшихся под завалом, погиб [219] .

В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры.

Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.


Мост, призванный соединить Россию и Крым – политический проект. Местным жителям, действительно, не хватает понтонной переправы, но 228 миллиардов рублей государство тратит не ради них, и они уже успели это понять.

proliv_5

Проект керченского моста

Экологическая катастрофа

Проезжая вдоль разбитой однополосной дороги к станице Тамань вы не сможете пропустить огромную свалку, густой дым с которой застелил соседнее поле. Каждые несколько минут подъезжают грузовики и тракторы с пакетами бытового мусора, деревянными барабанами из-под проводов, отходами стройки. Внизу, откуда идет едкий дым, плещется жидкость с радужными разводами.

Теперь, после начала строительства моста, отходов становится все больше, а ведь по-настоящему строительство еще даже не началось. Пока на строительных площадках идут подготовительные работы – археологи освобождают площадку от памятников древности, саперы собирают пролежавшие 70 лет снаряды Великой Отечественной, плавучий кран устанавливает строительную технику, а геодезисты берут пробы грунта перед забиванием свай.

Из 228 миллиардов, выделенных на мост, на экологическую безопасность, похоже не выделили ничего. Более того, новый закон позволяет не проводить перед строительством моста экологическую экспертизу и местные экологи вовсю бьют тревогу, они опасаются, что такое гигантское сооружение, может нанести серьезный урон окружающей среде и, в том числе, нарушить водообмен Черного и Азовского морей.

Ни воды, ни электричества, ни работы

Дело не только в экологии. Пока жители читают в новостях о сотнях миллиардах рублей, которые зарываются в землю в непосредственной близости от их станицы, из элементарные бытовые проблемы не только не решаются, но наоборот усугубляются:

"Местных брать категорически не хотят – они же могут возмущаться, требовать соблюдения прав"

Следующая болевая точка станицы – медицина. Четыре года назад в участковой больнице было 54 круглосуточных коек, сейчас осталось 13. Нет ни одной детской, с больными детьми родители ездят в соседние города.

Земельные войны

С 37-летней Юлией Степанченко мы договорились встретиться в цветочном магазине, где она работает продавцом. Уже четыре года ее многодетная семья пытается выбить у местных властей положенный по закону участок. С началом строительства моста обещанную землю отдали под общежития для рабочих. Новый закон, который позволит изымать земли для моста, пока не принят, так что местные жители не теряют надежду и продолжают бороться.

Многодетная мама Юлия Степанченко говорит, что стройка уже забрала у станичников лучший мелкий пляж

Многодетная мать Юлия Степанченко

Несколько лет чиновники перебрасывали ответственность с поселкового уровня на районный и обратно.

На месте, которое обещали выделить под участки, развернулся рабочий городок, ближайшие три года землю многодетным семьям не видать.

В соседнем поселке Волна от строительства ничего хорошего не ждут. Местная жительница Лариса Дейнега встречает нас перед двором, мимо которого мчатся большегрузы.

Водоснабжение отключают каждое лето, в 2014-м вода пропала и перед Олимпиадой в Сочи.

С обеих сторон Крымского моста открыли стационарные посты ДПС

С начала работы моста здесь находились временные здания. Сотрудники полиции работали в вагончиках. В начале 2019 года был согласован проект капитальных строений. За его основу взяли уже зарекомендовавшие себя аналоги. Они были доработаны с учётом местных особенностей. В конце 2019 года всё было построено.

Полицейские работают на постах в две смены по 12 часов. Помимо инспекторов ДПС, здесь также несут службу сотрудники ППС и кинологи. Каждый из постов имеет контролируемый разворот, позволяющий выехать в обе стороны трассы.

Архитектура безопасности

Каждое здание, помимо помещения несения службы, оснащено комнатой отдыха, приёма пищи, хранения специальных средств, душевой. Имеется помещение административного задержания. Обустроено несколько туалетов, рассчитанных не только на сотрудников поста, но и обычных граждан. Ведь любой водитель может здесь остановиться, отдохнуть, попросить о помощи. У входа в здание построен пандус для инвалидов. На посту имеются аптечки первой помощи пострадавшим в ДТП. Не забыли и о полицейской собаке, для неё возведён вольер.

Особое внимание при строительстве постов было уделено безопасности. Каждое здание имеет стены повышенной прочности. Поэтому внутри даже пропадает сигнал сотовой связи. Специальное стекло на окнах выдерживает выстрел из пистолета в упор. Каждый пост оборудован пуленепробиваемыми ставнями и бронированной дверью. Имеется бомбоубежище. На подъезде к месту досмотра транспорта установлена бронированная бойница.


На каждом посту установлена федеральная информационная система учёта, сканер, позволяющий оперативно считывать информацию с документов, проверять их на подлинность. Имеется оборудование, позволяющее проводить экспертизу соответствие транспортных средств заявленному идентификационному номеру.

У каждого инспектора, заступающего на дежурство, есть индивидуальный видеорегистратор. В здании установлен терминал, позволяющий одновременно и заряжать устройства и сбрасывать с них информацию в общую базу. Также здесь есть радио и телефонная связь с постом-дублёром. Она обязательно проверяется каждые сутки. Ведь посты на керченском и на таманском берегу — единое целое перехода. Налажена связь с дежурной частью, а также ситуационным центром Крымского моста, который отслеживает все события на объекте. Всё это даёт возможность в комплексе обеспечивать безопасность всего перехода.

Комфорт ради порядка

Министр транспорта России Евгений Дитрих считает, что стационарные посты с обеих сторон Крымского моста создадут только удобства пересекающим переход гражданам. Ведь востребованность новой магистрали, а значит и её загрузка только увеличивается.


Начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников сообщил, что в ходе строительства капитальных зданий постов были учтены все требования МВД к их конструкции и оснащению.

— Два современнейших поста ДПС на подъездах к Крымскому мосту являются лучшими в нашей стране, как по своему структурному обустройству, так и по обеспеченности и оснащённости. Данная трасса и сам мост являются самыми безопасными участками дорог в России. Сотрудникам госавтоинспекции здесь в первую очередь необходимо оказывать содействие участникам дорожного движения, которые десятками тысяч в сутки преодолевают многие километры при подъезде к мосту. Уверен, что служба на этих постах будет комфортной и безопасной. Комфортно будет и водителям с пассажирами, которые могут быть уверены, здесь сделают всё возможное, чтобы им помочь, — отметил Черников.

Каждый пост также получил 5 новых автомобилей Skoda Octavia. Все машины отечественной сборки, оснащены специальным оборудованием. Автомобили будут нести службу на мосту и на подходах. Черников заметил, что транспорт уже получает положительные отзывы от сотрудников.

В ближайшее время рядом с постами построят инспекционно-досмотровые комплексы. На них будут выявлять факты перевоза незаконных грузов, в том числе в скрытых полостях. Тайники в автотранспорте будут находить с помощью радиоволн, которые способны распознавать плотность предмета или материала.


Особое значение введения новый постов ДПС отметил начальник главного управления МВД России по Краснодарскому краю генерал-майор полиции Владимир Андреев. Он заявил, что сотрудники правопорядка приложат все усилия, чтобы законопослушные граждане при пересечении транспортного перехода ощущали себя комфортно. Те же, кто не уважает закон, почувствовали его силу и неотвратимость. Андреев подчеркнул, что условия, созданные для инспекторов, обязывают их увеличить производительности труда в вопросе обеспечения безопасности дорожного движения.

Читайте также: