Отдых в пощупово рязанская область

Обновлено: 18.09.2024

Рязанский кремль

Самая, пожалуй, знаменитая достопримечательность Рязани — Рязанский кремль. Он был заложен в XI веке и пережил немало изменений за свою богатейшую историю. По нему вполне можно изучать древнерусскую архитектуру и архитектуру классицизма веков. В местном музее хранится посох легендарного Пересвета, сразившего Челубея. В кремле также найдёте самый высокий иконостас России и многое, многое другое.

Музей-заповедник С. А. Есенина

Музей-усадьба академика И. П. Павлова

Настоящий музей науки разместился в родительской усадьбе еще одного известного уроженца Рязанской области академика Ивана Павлова. Да, да, тот самый Павлов, который стал основоположником физиологии в России и мире, родился и жил в Рязанской области. Сейчас в доме, где он провел свои детские и юношеские годы, не только работают экспозиции, посвященные ученому, но и проходят семинары и научно-практические конференции.

Музей К. Э. Циолковского

Окский биосферный заповедник

На берегу реки Пры располагается уникальный биосферный заповедник, где с 1935 года ведется работа по сохранению редких и исчезающих видов животных и птиц. Изюминкой заповедника, конечно, является журавлиный питомник, где проживают самые редкие виды этих благородных птиц. Кроме того, в лесах заповедника обитают зубры и лоси, а на реках восстановлена популяция бобров, полностью уничтоженная в Рязанской области начала 20 века.

По одной из версий, Рязань, как пограничный город, часто подвергалась набегам кочевников. Там, где промчался конный отряд монголов, всегда оставались растоптанные грибы. Именно так рязанские дозорные узнавали откуда ждать неприятеля и могли как следует подготовиться к встрече. Есть и другие версии.

Рязанцы эту поговорку очень любят и даже поставили у себя несколько скульптур грибов. С глазами, конечно.

Рязань — столица ВДВ

А вы знаете почему день ВДВ справляют именно 2 августа и почему фактически дата выбрана неверно? А кто создал первый в мире ранцевый парашют? Ответы на эти вопросы точно знают сотрудники первого в России музея воздушно-десантных войск. Здесь можно как следует рассмотреть настоящие боевые машины десанта, артиллерийские и зенитные установки, противотанковые пушки и гаубицы.

Скопинский гончарный промысел

Михайловское кружево

Касимов — древняя столица татарского ханства, город двух культур

Более двухсот лет на территории современной Рязанской области существовал осколок Золотой Орды — Касимовское ханство. Ханство производило вино, кожевенные изделия, добывало соль и золото. Сейчас Касимов по праву считается городом двух культур, где мирно уживаются русские и татары, а традиции двух народов органично вписываются в быт жителей современного города.

Усадьба фон Дервиза в Кирицах

Ожившая сказка ждёт вас в Кирицах. Усадьба фон Дервиза — это потрясающе красивый архитектурный ансамбль, в котором гармонично сочетаются несколько архитектурных стилей. Кстати, усадьба — именно то место, где по весьма известной в Рязани легенде, в далеком 1947 году снимали советскую сказку про Золушку. Так что, если вы её смотрели, то наверняка вспомните удивительные башни и арки, скульптуры и мостики, гроты и, конечно, ту самую лестницу, на которой наша Золушка потеряла хрустальную туфельку.

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

К святому источнику вблизи Свято-Иоанно-Богословского монастыря в с. Пощупово вот уже несколько сотен лет каждый день приходят люди, мечтающие о чудесном исцелении. Сам монастырь — не менее значимое для верующих сооружение, история которого насчитывает более восьми веков.

Старожиловский конезавод

Этот конезавод существует с XIX века. Его владельцам удалось возродить утраченную ранее русскую верховую породу лошадей. Сегодня на конезаводе можно не только посмотреть или купить лошадей, но и просто прокатиться на них.

Курортный поселок Солотча

Это не начало сказки, хотя для многих сказка начинается именно в этом необычном развлекательном комплексе. На огромной территории разместились гостиница, ресторан, баня, детская площадка, велопрокаты — каждый сможет найти развлечение по своему вкусу. А тех, кто хочет просто отдохнуть от городской суеты, всегда ждут длинные лесные тропинки и шум сосен над головой.

Авто и мотоспорт

На территории автокомплекса расположена гостиница и ресторан, боксы для спортивных команд и трибуны для зрителей. Благодаря современным системам освещения он может работать вне зависимости от времени суток.

Сплав по реке Пре

А вот любителям водного туризма наверняка придется по душе путешествие по реке Пра на байдарках, рафтах, катамаранах или каноэ. Маршрут составлен так, что вы сможете не только погрести в свое удовольствие, но и побывать в красивейших местах Мещерского края, которые невозможно увидеть с берега.

Калинник

Это уникальный старинный десерт, рецепт которого был утрачен и восстановлен сравнительно недавно. Калинник делается из смеси ржаной, пшеничной и черёмуховой муки. Начинка — терпкий калиновый джем. Для контраста с начинкой тесто покрывают сладкой глазурью, в которую входят белый шоколад и сгущённое молоко.

Петушок на палочке

Настоящий рязанский леденец может быть только ручной работы. Традиционно лакомство делается из цветочного мёда — рецепту не одна сотня лет. Если вы увидите в продаже рязанский леденец, у которого срок годности год, то он не настоящий. Натуральный леденец нужно успеть съесть за пару месяцев.

Каравайцы

Это тонкие пшеничные блинчики, которые в особом почёте в Рязани. Часто их отличает хрустящая кромка, а запекают их, как правило, с одной стороны. Как и прочие блины, едят их и просто так, и с различными начинками.

Александр Ляк, директор филиала МТС в Рязанской области

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово считается одним из старейших в Рязанской области. Согласно летописям, обитель была основана в конце XII - начале XIII века греческими монахами, которые не просто пришли на русские земли для просвещения язычников, но и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна. Этот чудотворный образ написал в VI веке византийский мальчик-сирота, рукой которого, по преданию, водил явившейся ему образ святого апостола Иоанна Богослова, и именно этот образ стал главной святыней мужского монастыря.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Документальных подтверждений этой легенде о возникновении монастыря нет, но если верить ей до конца, то Богословская обитель изначально находилась под землей! Говорят, что спуститься в подземные пещеры можно и в наши дни. Нам не удалось побывать в монастырских пещерах, но подобный опыт у нас есть - несколько лет назад мы посетили Святогорскую Лавру в Донецкой области, где смогли посетить самые настоящие пещеры, вырубленные в горе.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Помимо легенды о возникновении монастыря, существует множество древних преданий, связанных с Иоанном Богословом. Одна из них гласит, что в 1237 году хан Батый после разорения столицы Рязанского княжества двинулся вдоль Оки на Коломну, и на пути ему попался Богословский монастырь. Грозный хан был намерен разорить и сжечь святую обитель, но когда он прибыл в монастырь, ему явился образ Святого Иоанна Богослова, который напугал его. Хан Батый решил не испытывать судьбу и, чтобы как-то загладить свою вину, оставил в монастыре около чудотворной иконы свою золотую печать, которая и хранилась здесь в течение 416 лет. Сняли ее только в 1653 году для позлащения большой водосвятной чаши.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Если в XIII веке Святой Иоанн защитил свою обитель, то в конце XVI - начале XVII веков крымским татарам все-таки удалось разорить монастырь. Но Иоанно-Богословский монастырь всегда возрождался вопреки всем жизненным невзгодам. В XVI веке монахи предприняли попытку перенести монастырь в более безопасное место под защиту пограничников, которые охраняли российские рубежи. Но тут опять случилось необычное явление: чудотворная икона апостола Иоанна во время отдыха монахов сама вернулась назад, а затем вернулись и послушники. После приказа Екатерины II 1764 года о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословская обитель, как и многие другие русские монастыри, пришла в упадок. Новый расцвет в жизни монастыря наступил только во второй половине XIX века.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

В советские времена Богословский монастырь в Пощупово ждало еще одно испытание: в 1931 году настоятеля обители и ее насельников арестовали и сослали в Казахстан, а сам монастырь упразднили и закрыли. Примерно в то же время из монастыря в неизвестном направлении пропал чудодейственный образ апостола Иоанна Богослова, с тех самых пор о месте нахождения этой удивительной иконы ничего неизвестно.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

В монастырских строениях в советское время сначала находилась колония для малолетних, затем училище механизации, а в одном из храмов был даже клуб. Только спустя полвека монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и случилось это радостное событие в 1988 году. С тех пор продолжается возрождение знаменитой обители Иоанно-Богословского мужского монастыря.

Прежде чем мы отправимся на осмотр основных храмов и святынь обители, хотелось бы кратко рассказать о том, как добраться до Иоанно-Богословского монастыря. Монастырь находится в селе Пощупово, Рыбновского района Рязанской области на берегу реки Ока, всего в 25 километрах от Рязани. Добраться до Богословской обители на своем автомобиле очень просто: двигаетесь по трассе Москва-Самара, у поста ГИБДД (не доезжая до Рязани) необходимо повернуть на Константиново и город Рыбное, а затем следуя указателям повернуть на село Новоселки, а дальше дорога приведет вас прямо к входу в Иоанно-Богословский монастырь. О том, как добраться до обители на общественном транспорте, очень подробно написано на официальном сайте монастыря.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Перед входом в монастырь есть небольшая парковка, где можно оставить автомобиль. Там же находится небольшой рынок с сувенирами и магазин с монастырскими продуктами.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Несмотря на то, что Свято-Иоанно-Богословская обитель - очень популярное место среди путешественников по Рязанской области, это, прежде всего действующий монастырь, куда люди приезжают на поклон святыням, поэтому для паломников здесь организован целый центр со своей гостиницей.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Храмы и святыни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово

Обычно вход в монастырь осуществляется через Святые Ворота, и так получилось, что в Иоанно-Богословском монастыре их двое: старые и новые. Сейчас вход в обитель осуществляется через новые ворота, рядом с которыми есть сторожка, где можно взять во временное пользование платок, чтобы привести свой внешний вид в подходящий для посещения монастыря.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Рядом с часовней Иверской Богоматери находится колокольня, которую видно еще на подъезде к Иоанно-Богословскому монастырю. Кстати, колоколен в обители тоже две - первая появилась в XVII веке, а вторая относительно недавно, в 1901 году. Новая кирпичная колокольня имеет высоту 76 метров, в ее звоннице имеется полный набор колоколов, и вес самого большого - более 8 тонн. На большие церковные праздники звон с колокольни Богословского монастыря слышен на много километров в округе.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Но колокольный звон слышен в обители не только по праздникам - ежедневно на Божественную Литургию паломников и братию созывают колокола, находящиеся в старой шатровой колокольне XVII века.

Под этой колокольней находится храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Именно с этой церкви началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря в 1989 году.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Каждая из колоколен интересна по-своему, а вместе они создают неповторимый облик Богословского монастыря.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Всего в монастыре семь храмов, две колокольни и две часовни. Главным храмом обители является Иоанно-Богословский храм, построенный в 1689 году. В Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120 угодников Божиих: Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и других.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Под алтарной частью Богословского собора выстроен еще один храм - в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В храме-усыпальнице покоятся останки трех архимандритов, последних настоятелей монастыря.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Еще один небольшой храм разместился в доме наместника Авеля, который возглавил монастырь после того, как его вновь вернули церкви. Архимандрит Авель приложил немало усилий на восстановление Иоанно-Богословской обители.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Например, храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба располагается прямо в новом братском корпусе.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Территория монастыря окружена мощными толстыми стенами, так что обитель напоминает хорошо защищенную крепость.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Хочется отметить, что территория монастыря очень большая и ухоженная. Недалеко от монастырских стен находится святой источник, который обязательно нужно посетить, если вы приехали в Иоанно-Богословский монастырь.

Мы, к сожалению, туда не попали из-за того, что были очень ограничены во времени.

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово
Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово
Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь на карте

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово 2014-09-29T06:06:09+03:00 2019-07-30T16:12:22+03:00 Natalya 'Poznamka'

Сегодня мы проедем по окрестностям Рязани и посетим три места: Константиново, Пощупово и Солотчу.

И начнем мы с самого известного рязанского села – Константиново. Не родись здесь Сергей Есенин, это село ничем не отличалось бы от тысяч других русских сел. Но Константиново повезло (или не повезло), и уже много лет оно выдерживает наплыв туристов и почитателей таланта поэта.


В Константиново мы приехали с утра, туристов еще не было, поэтому мы шли по селу в одиночестве, останавливаясь посмотреть на пасущихся кур и козлят.





Мы зашли внутрь, там выставлена крестьянская утварь, которую удалось собрать и сохранить до наших дней.




У калитки рядом с домом Есенина растет тополь, внимание к которому привлекает табличка:


Недалеко от дома поэта стоит церковь Иконы Божией Матери Казанская (1779). У нее очень интересная колокольня с узкими шпилями необычной формы.


И здесь потрясающая природа: бескрайние луга до горизонта, петляющая между ними Ока, смотреть на это можно бесконечно…



На обратном пути нам навстречу уже шли приехавшие туристы, местные жители оживились и выставили на продажу урожай.


Дальше мы поехали в село Пощупово (ударение ставится на первый слог), оно находится рядом с Константиново. В Пощупово расположен мужской Иоанно-Богословский монастырь, основанный в XIII веке.

Из архитектуры монастыря самое интересное – это 80-метровая колокольня, построенная в 1901 году. Сооружения таких циклопических размеров на фоне деревенских домов смотрятся особенно эффектно (как в Кукобое и Данилове).


В этом монастыре оказалась очень строгая охрана, так что внутри я фотографировать не решилась.

Хозяин музея извинился, что нам придется подождать 10 минут, и мы гуляли вокруг музея, пока не подошли к большому дереву, под которым лежали свежесозревшие грецкие орехи. Для нас это экзотика (не сами орехи, а дерево), поэтому мы заинтересованно рассматривали плоды. Когда хозяин вышел к нам, то рассказал, что это дерево он вырастил сам из такого же ореха, и посоветовал нам взять несколько плодов, чтобы посадить их дома. Мы так и сделали, теперь ждем, когда орехи прорастут, и готовим тару для урожая :)

Музей пощуповской игрушки был создан художниками – супругами Владимиром и Ириной Ивановыми. Под их деревенским домом проходит пласт глины, из которой они лепят игрушки. А на веранде своего дома они разместили экспозицию, состоящую из этих глиняных игрушек, а также сувениров со всего света.


Темы для игрушек – совершенно разные. Это и сказочные герои, и животные, и птицы.



Есть даже целая серия фигурок монахов из местного монастыря. На заднем плане – фотография монастыря с той самой колокольней.


Не обойдены вниманием и грибы с глазами – все-таки это самый узнаваемый рязанский образ.


Художники проводят мастер-классы по живописи и лепке из глины. Нам Владимир показал, как появляются на свет глиняные котята.


Взяв кусочек глины, художник скатал из него толстенькую колбаску и быстрыми движениями вытянул ушки, лапки и хвостик. На все ушло меньше минуты. Конечно, эту игрушку еще нужно обжигать, но у него была припасена обожженная заготовка, на примере которой он показал, как игрушки расписывают. Тонкой кисточкой мастер нанес несколько точных мазков, и вот перед нами готовый котенок, которого мы получили в подарок :)


Если исключить время обжига, то на одного котенка уходит меньше двух минут. А котята получаются очень симпатичными!

Вот такой интересный музей существует в Пощупово на энтузиазме двух людей. Хотелось бы, чтобы таких увлеченных своим делом мастеров было больше даже в таких маленьких селах.

И еще одно курортное местечко мы сегодня посетим. Это Солотча, здесь в большом количестве расположены детские оздоровительные лагеря, базы отдыха и спа-отели.

На главной площади Солотчи, как это принято в последние лет 80, стоит Ленин.


И правой рукой он указывает, как это принято в последние лет 20, на монастырь. Это Солотчинский Рождества Богородицы монастырь, известный с XIV века.


Монастырь был основан великим князем Олегом Рязанским. Здесь до революции хранилась кольчуга князя весом 16 фунтов (видимо, порядка 35 кг), которую он носил вместо вериг под монашеской одеждой 12 лет. В Рязани стоит памятник благоверному князю.


Главный храм Солотчинского монастыря – Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1650).


Церковь Сошествия Святого Духа построена в 1689 году.


В Солотче сохранилась еще одна церковь – Иконы Божией Матери Казанская (1858).


А перед ней установлен памятник Николаю Чудотворцу - копия памятника, который стоял в турецком городе Демре, расположенном рядом с древним городом Мира.



Такие рязанские места мы посетили. Может быть, они и не богаты на достопримечательности, но для нас самыми запоминающимися стали равнинные просторы, когда поля и луга простираются до самого горизонта. Живя в каменных джунглях, начинаешь ценить такие бескрайности :)

Чудеса исцелений у святого источника Иоанно­-Богословского мужского монастыря село Пощупово

История обители приводит нас в Византию, в некий маленький городок, у ворот которого пас гусей мальчик по имени Гусарь. Часами глядел он на образ Иоанна Богослова, украшавший ворота, и просил Бога даровать ему искусство этот образ повторить. Молитва была услышана — сам Иоанн Богослов явился Гусарю и научил его. Икону эту впоследствии Иерусалимский патриарх прислал рязанскому князю. Так на левом берегу Оки появилось место, освященное именем любимого ученика Иисуса Христа, апостола любви, святого евангелиста Иоанна.

Образ этот прославился и другими чудесами: он прекращал холеру в окрестных городах и селах в 1848 и 1892 годах, а в 1865 году остановил пожар в Пощупове. Возле него исцелились многие паломники. А однажды в селе Окаемово напал на огороды зеленый червь. Он пожирал все — капусту, огурцы, репу. Принесли чудотворный образ Иоанна Богослова, стали служить молебен. И зеленый червь прямо на глазах у молящихся превращался в бабочек, которые тучами летели в сторону Оки и гибли в воде.

Но особенно стал знаменит своими исцелениями святой ручей. Вот одно из современных свидетельств, записанное журналистом со слов Алексея Ивановича — учителя из города Скопина (Рязанская область).

«Я уже на тот свет приготовился. Вышел из больницы с направлением в Москву, на операцию. Врачи признали ишемическую болезнь, сердце совсем отказывалось служить. Пройдешь несколько шагов — грудь так и раздирает на части, дышать нечем. Ну, нитроглицерин под язык, постоишь, отдышишься — еще несколько шагов пройдешь. А ведь мне и сорока еще не было. И вот, прежде чем ехать в Москву на операцию, жена привезла меня сюда, в монастырь. Она — верующая, к тому же родом из здешних мест. А случилось это семь лет назад, тут все в запустении было.

Подобных чудесных историй от паломников, толпами притекающих в Иоанно-Богословский монастырь, немало, причем все они утверждают, что, кто побывает здесь один раз, обязательно приедет и в другой, и третий.

Много чудесных исцелений было на Святом источнике, издавна почитаемом народом, как чудотворный.

Замечательный случай исцеления бесноватой расслабленной крестьянки произошел 21 мая 1872 года. О нем архимандрит Виталий докладывал Преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому следующее: "Рязанского уезда, села Кузьминского, князя Крапоткина временно-обязанного крестьянина Егора Полетаева дочь Анна Егорова, 22 лет, четыре года страдала расслаблением членов и с тем вместе, по признанию других, недугом беснования, потому что при звуке колокольного звона она тряслась, а при совершении Божественной литургии, особенно при чтении Евангелия и при пении Херувимской песни падала без сознания и кричала. Мая 20 дня 1872 года она - Анна - у себя дома легла отдохнуть, и вот видит во сне, будто она находится в Богословском монастыре, и по двору его несут чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сопровождаемый множеством народа, а за ним следовала старица с посохом в руках, которая подозвав ее к себе и назвав по имени, говорит ей: "Анна, тебе еще не полегчало?" и, получив отрицательный ответ, взяла ее за руку и повела с монастырского двора по дороге к часовне, у которой находился источник, и зачерпнув из него воды, дала ей пить из корца, как будто стеклянного, и, умыв ей лицо, сказала: "Теперь ты будешь здорова, и благодари Бога; из этого источника если больные умываться и пить будут, будут здравы, и не только люди, но и скот".

Сказавши сие, старица повела Анну по тому же следу обратно в монастырь. Но тут видение кончилось, потому что больная Анна проснулась, и, почувствовав облегчение в болезни своей, немедленно рассказала это сновидение матери своей и родной тетке, ближним соседям и знакомым, а тетка сказала Анне: "Мы завтра с тобою пойдем в монастырь и испытаем".

На другой день 21 мая в воскресенье девица Анна отправилась с теткою своею в монастырь Богословский, где отслушала Божественную литургию уже без страха и крика, а после литургии вместе с теткою, пошла искать тот источник, который она видела во сне, и сама без указания других нашла его, несмотря на то, что никогда не только не видала его, но даже не имела сведения о его существовании; испивши и умывшись его водою, она в то же время почувствовала себя совершенно здоровою.

О сем дивном исцелении своем, кроме бывших с нею в то время свидетелей - матери и тетки, она заявила и многим другим, а, наконец, возвратившись в монастырь, подробно рассказала настоятелю и братии как о видении во сне, так и о чудесном своем исцелении".

Спустя несколько дней на источнике исцелилась от головной боли и глухоты солдатка из г. Иванчина Ксения Акимова, гостившая в Окаемове у своей родной сестры.

Священник села Дурного Пронского уезда Василий Иссопов заявил следующее: "В первой половине июля 1872 года полуторалетняя дочь моя Татьяна чудесно выздоровела от воды, принесенной мне прихода моего крестьянкою вдовою Варварою Трофимовой Соловьевой из Святого ручья. От продолжительного поноса, колотья в животе и бессонницы дочь моя представляла собою настоящий скелет, облеченный тончайшею кожицею. Больная требовала, чтобы нянчивший ее ни на минуту не садился. Такое требование до того изнурило мать, что она, выбившись наконец из сил, сдала больную на мои руки. Сострадая малютке, я вспомнил про воду, принесенную мне из Святого ручья и, призвавши святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на помощь, взбрызнул ею больную. Больная мгновенно усыпает и спит всю ночь глубоким сном. На другой день тою же водою умыли ее, и она, не более как часа через три, начала ползать, есть, пить и смеяться. Это обстоятельство поразило нас и всех, кому известно было жестоко-болезненное состояние нашей дочери, в настоящее время пользующейся полным здоровьем".

Крестьянка дер. Колесни села Высокого Михайловского уезда Лукерья Алексеева Лобкова 17 лет страдала беснованием. В продолжении этого времени она испытывала сильное трясение в голове и во всех членах, а при звоне церковного колокола приходила в оцепенение и страх. Сама в церковь никогда не могла войти, а когда была вводима другими, молиться почти не могла; во время чтения Евангелия и Херувимской песни кричала и падала на пол без сознания. К принятию Святых Тайн подводима была поневоле пятью, а иногда и более человеками, сжавши губы и стиснув зубы, не хотела принимать Святых Даров, поэтому каждый раз с большим трудом могли причащать ее. Дома у себя Лукерья мало молилась, ей казалось, будто кто-то запрещал ей молиться, ножом неоднократно замахивался и хотел ее зарезать, всячески угрожал ей. Все это представлялось ей наяву. Лукерья посещала разные монастыри, но легче ей не делалось.

Наконец, когда она услышала, что в Богословском монастыре есть Святой ручей и от него исцеляются, тотчас же со своею дочерью, 17-летней девицей, отправилась туда. Когда пришли в монастырь, отдохнувши немного, отправились к Святому ручью. У ручья с больной сделались страшные припадки, в беспамятстве она всячески ругалась и кричала во весь голос. Много народа было у ручья, и то едва могли ее подвести к нему, - и когда ей ко рту поднесли воду, она губы и зубы крепко сжала, и ни за что не хотела пить, а когда поневоле напоили - пришла в себя и опамятовалась.

Пожила она неделю в гостинице и каждый день ходила к Святому ручью сперва с дочерью, а потом уже одна, и ей становилось раз от раза все легче и легче. Наконец Лукерья совершенно исцелилась от всех вышеупомянутых страданий.

Очень часто родители приносили на источник своих младенцев, больных разными болезнями - грыжей, сыпью, различными глазными заболеваниями, купали их, омывали водой из Святого ручья, и в скором времени те исцелялись.

Особенно трогательный случай произошел в семье машиниста Рязанской железной дороги Ивана Трофимова. Вот как он сам его описывал: "В первых числах марта 1874 года жена моя Анастасия Петрова к вечеру почувствовала боль в левом боку, а поутру - кашель с коликами, а через сутки боль усилилась, сделался жар, бред и отступление рассудка". Из Коломны вызвали доктора. По свидетельству его болезнь оказалась опасною. При отъезде доктор сказал, чтобы больную напутствовать по долгу христианскому, и что он пришлет лекарства. Но лекарство не подействовало, а болезнь усиливалась и продолжалась целую неделю.

Когда врач земной не помогает, то нужно прибегать к Врачу душ и телес. Немедленно был приглашён приходской священник с причтом, и больная напутствована Святыми Тайнами по долгу христианскому, все совершено, - только осталось одно - прочесть на исход души, но что же случилось?

11-летний старший сын больной матери говорит священнику смело, хотя со слезами: "Нет, не читайте!" Священник спрашивает: "Почему же, Митя, не читать? "Ответ: "А с кем мы будем жить?" Священник задумался. Сын обращается к отцу и говорит: "Папаша! Пусти меня с кем-нибудь в Богословский монастырь, я привезу из Св. ручья воды и напоим мамашу, и мамаша будет жива". Это было говорено с детской простотой. Священник, выслушав его объяснение, спросил: "А что, Митя, ты надеешься, что мать твоя встанет от этой воды, которую ты привезешь из Святого ручья?" Ответ Мити: "Да как же, я там в монастыре жил и учился, - видал, как купали больных, и таких видал, которых на руках тащат, купают и поят, и они все живы." Священник сказал: "Ну, Митя, ступай за водой". "Затем прощайте", - сказал священник и, благословив больную, ушел.

Затем немедленно было послано письмо в монастырь, где живет отец болящей. В письме было написано так; что при смерти дочь твоя и желает повидаться с тобою, и просит отца привезти из Святого ручья воды. По приезде к больной, отец спросил подробно о болезни дочери и сколь давно больна. Я сказал, что 12 дней. "А что, пьет и ест?" "Нет, ничего ни пьет, ни ест".

В то время больная была в забытьи; когда открыла глаза, не признала отца, а долго смотрела на него; губы больной были потемнены, и вокруг глаз тоже, - видимый признак смерти. Но что тут делать? Привезена вода, а дать не знаем как. Отец отклонился несколько на сторону и замечает, что будет делать больная, - замечает, что больная следит глазами за отцом; это повторилось несколько раз. Отец берет привезенную бутылку с водой, показывает ей и говорит: "Я привез тебе водицы, можешь ли пить?" Больная, увидавши бутылку, вдруг вспыхнула, заплакала и перекрестилась: "Ах! Чего я ожидала, дайте мне напиться!"

Детям было приказано стать на колени перед образом Божией Матери - молиться; старший сын заплакал, также дети посмышленее плакали; и дана была самая малость воды; минут через 10 дали еще неполную рюмку воды; выпивши оную, больная сказала: "Желала бы лежать при Святом ручье и пить эту воду".

После сего (это было в 9 часу ночи) детей уложили спать, и в третий раз дана также неполная рюмка воды. По-видимому, больная ослабела и выступил пот: заметив оное, мы вышли в другую комнату, дали больной покой. Больная спит крепко, а пот усиливается. В 5ч. утра больная открыла глаза и начала как бы искать, пощупала голову, на руки посмотрела, бок пощупала и все, что было около нее, все пересмотрела, повернула голову, на иконы, заплакала и перекрестилась, нас не замечая.

Отец закашлял; больная вдруг обратила взор к тому месту, откуда был голос. "Папинька, ты приехал?" - "Приехал дитя. Что, Настя, ты больна?" - "Да, всем больна была, кашлянуть было нельзя, колики были по всему телу, а особенно в левом боку". - "А что теперь чувствуешь?", -спрашивает отец. Иван Трофимыч! Чем ты мне голову намочил?" - "Я ничем не мочил". Отец говорит: "Это пот, дитя; это тебя Царица Небесная исцеляет; я вчера приехал и привез тебе из Святого ручья воды; ты три раза пила, и если желаешь, то вот тебе и лекарство, - пей, только помни Царицу Небесную - нашу Целительницу.

Через час был готов чай; больная сама встала и села на постели около подушек и выпила чашку чаю. Отец спросил: "Чего тебе хочется?" Больная говорит: "Малинового варенья?" К вечеру она выпила две чашки с вареньем и белым хлебом; потом другую ночь - спала преспокойно: на ночь намочена была голова водою из Святого ручья, а на следующий день больная встала с кровати, разливала чай и угощала отца; и со слезами смотрела на икону Царицы Небесной, дала обет быть в Богословском монастыре и благодарить Царицу Небесную и святого Иоанна Богослова за исцеление, что и было исполнено ею 29 мая". Так по вере 11-летнего мальчика была спасена от смерти его мать.

В 1874 году у Ивана Васильевича Котова, телеграфиста Сергиевской станции Рязанско-Козловской железной дороги сильно заболела правая рука. Рука распухла, а через некоторое время отнялась. Обратившись к врачам и не получив от них помощи, Котов с матерью отправился в конце концов в Иоанно-Богословский монастырь. Идучи в монастырь два дня, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал сильную и нестерпимую боль в руке, потому что от ходьбы рука моя как бы более отяжелела и невыносимо ломила.

По приходе в монастырь, конечно, пришлось подойти для благословения к о. архимандриту, - о. архимандрит, узнавши о моей болезни, посоветовал мне и матери моей - с крепкою верою и полною надеждою прибегнуть к заступлению Угодника Христова Иоанна Богослова, и вместе с тем о. архимандрит посоветовал три раза искупаться в воде из источника, находящегося при монастыре.

Когда же мать моя объявила о. архимандриту, что больной более года не видел на себе капли сырой воды, так как врач запретил мочить водою больную руку, - о. архимандрит сказал: "Тот - врач, а этот - Иоанн Богослов, скорый целитель от всех болезней; советую вам искать помощи от болезни у одного Бога и скорого целителя Иоанна Богослова".

По совету о. архимандрита мы пробыли несколько дней при монастыре, прося Угодника Иоанна Богослова об исцелении больной руки. На первый день после обедни я искупался при источнике в первый раз, после вечерни - во второй и на другой день после утрени искупался в третий раз. Во время третьего купания, пальцы моей больной руки начало подергивать, в то же время пальцы стали шевелиться". Прошло некоторое время, и рука Ивана Кротова стала здорова.

Читайте также: