Отдых восстановление сил с помощью средств физического воспитания это

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассмотрены значительные для современного общества темы исследований сектора физической культуры и спорта, а также структурные компоненты физической культуры. Каждый структурный компонент физической культуры частично удовлетворяет конкретным средствам и методам и тесно связан с иными компонентами, их общая база − интерпретация теории физической культуры, организованной на концепциях общей культуры, которая открывает инновационные методологические аспекты содержания и сущности физического отдыха. Проведен анализ особенностей физического отдыха как неотъемлемого компонента физической культуры. Рассмотрены следующие отличительные особенности физической культуры: содержание преобладающего двигательного компонента; деятельность представлена в рациональных формах двигательных действий, которые имеют собственную определенную методику проведения занятий; физкультурная деятельность личности направлена на совершенствование самого себя (развитие двигательных способностей, укрепление здоровья). При анализе научной литературы выявлены специфические особенности физического отдыха: огромное число вариантов упражнений; приемлемость для людей разных возрастных категорий; значительная эмоциональность во время проведения занятий, с сочетанием игрового соревнования. Вопросы, которые можно разрешить с помощью физического отдыха: удовлетворение потребностей социума, развлечения, реабилитация каких-либо функций организма.


1. Бальсевич В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. 2004. – № 2 (4). − С. 3-7.

2. Гонтарь О.П. Развитие физической культуры личности студента // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 43-2. – С. 81-83.

3. Маликов Н.В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни // ППМБПФВС. – 2007. − № 6. – С. 195-197.

4. Константинов Д.В. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода / Д.В. Константинов, С.С. Петров // ОНВ. – 2012. – № 3 (109). − С. 85-88.

5. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Философия. Социология. Право. – 2008. – № 4 (44). – С. 191-196.

6. Черепов Е.А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования / Е.А. Черепов, А.В. Ненашева // Человек. Спорт. Медицина. – 2014. – Т. 14. – № 3. – С. 5-18.

7. Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 4 (44). – С. 206-209.

8. Капленко О.М. Социальные функции физической культуры // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2010. − С. 12-19.

10. Пашин А.А. Физическая культура основа формирования ценностей здорового образа жизни // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 736-741.

11. Лотарев А.Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2013. – № 1. – С. 105-111.

12. Хохлова О.А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания / О.А. Хохлова, Н.С. Алешина // Символ науки. – 2016. − № 2-1. − С. 214-215.

13. Андреева О. Особенности физической рекреации различных групп населения // Теория и методика физ. восп. и спорта. − 2014. − № 1. − С. 10-14.

14. Гониянц С.А. Физическая культура взрослого населения: взгляд из прошлого в настоящее // Теория и практика физ. культуры. − 2009. − № 9. − С. 55-57.

15. Филиппов С.С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. − № 6 (112). – С. 201-202.

17. Красовский С.Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. – 2013. − Т. 13. − № 4. − С. 23-27.

18. Круцевич Т.Ю. Рекреация в физической культуре разных групп населения / Т.Ю. Круцевич, Г.В. Безверхняя. – Киев: Олимп. л-ра, 2010. – 248 с.

19. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2008. − № 10. − С. 140-144.

20. Николаев А.А. Двигательная активность и здоровье современного человека. − Смоленск: СГИФК, СГУ, 2015. – 93 с.

23. Певицына Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. − № 2 (15). − С. 91-99.

24. Букин В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин, А.Н. Егоров // Известия высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. − № 2 (18). − С. 105-113.

25. Митин Е.А. Физическая культура и спорт основа здорового образа жизни // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 10. – С. 20-22.

В современном мире физическая культура является составляющей общей культуры личности, образа жизни и поведения в обществе, а также способствует решению социальных, воспитательных и реабилитационных задач. С помощью организационных форм различных видов физкультуры предельно уравновешены личные и социальные интересы людей, что способствует формированию устойчивого психологического климата в нашей стране.

Цель исследования. Проанализируем понятие физической культуры и особенностей физического отдыха, физической подготовки, выделим структурные компоненты физической культуры и характерные особенности физического отдыха, для дальнейшего осуществления теоретического исследования.

Материал и методы исследования. В основе статьи осуществлен обзор и теоретический анализ последних исследований в области физической культуры и физического отдыха. В настоящее время актуальны следующие темы для проведения научных исследований в сфере физической культуры и спорта: модернизация методики стимулирования естественного созревания организма и его функций, психики у обучающихся разных возрастных групп, улучшение общей физической подготовки, потенциал физических упражнений в медицине; разработка и улучшение существующих методик повышения уровня физической подготовки обучающихся, модернизация методики проведения школьных и дошкольных занятий [1, с. 6]; обучение методам познания себя, своих способностей, достоинств и недостатков, мотивирование и стимулирование осознанного отношения к физической культуре и спорту; разработка методик применения средств физической культуры и спорта с целью активного отдыха, восстановления трудоспособности после умственной и физической нагрузки, эмоциональных напряжений [2, с. 81].

Культура ? сложное явление в современной науке, так как в отечественной и зарубежной теории существует множество трактовок этого понятия [3, с. 197]. Культура (воспитание, образование, развитие) - степень развития социума, креативных сил и способностей личности, которая выражена в видах и формах организации существования и профессиональной деятельности, в материальных и духовных ценностях, обусловленных исторически [4, с. 85]. Физическая культура сложное явление, поэтому сложно дать ему однозначное определение, которое сможет отразить многогранность этого социального феномена. Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для совершенствования физического состояния людей [5, с. 192]. Физическая культура ? совокупность материальных и духовных ценностей, представленных в виде двигательной деятельности и внутреннего достояния личности, выраженных в его собственных физических способностях [6, с. 12]. Рассмотрим отличительные особенности физической культуры от иных видов физической активности человека: содержание преобладающего двигательного компонента; деятельность представлена наиболее рациональными формами движений, имеющими определенную методику занятий; физкультура обращена на совершенствование личности (освоение целесообразной техникой упражнений, формирование двигательных способностей, прямой осанки, укрепление здоровья и т.д.) [7, с. 207]. Выделим в структуре физической культуры три основных компонента: деятельностный, ценностный и результативный, представленных на рисунке 1.


Рис. 1. Компоненты физической культуры


Любое социальное образование и каждая сфера человеческой деятельности имеют ретроспективную форму организации - структуру, в которую входят: компоненты явления, связи и отношения, внутренняя организованность, упорядоченность или хаос [8, с. 13]. Выделим структурные компоненты физической культуры, представленные на рисунке 2.


Рис. 2. Конфигурация физической культуры

Проблемы, которые возможно разрешить с помощью физического отдыха: удовлетворение человеческих потребностей, развлечения, трансформация разных видов деятельности, устранение отрицательных последствий и восстановление временно сокращенных или утраченных функций организма [18, с. 96]. Потребности людей удовлетворяются типами физических упражнений, создавая предпосылки для нормального функционирования человеческого тела в конкретных условиях [19, с. 142]. Физический отдых - свободная форма занятий, позволяющая изменять тип, характер и контент в зависимости от мотивов, увлечений и запросов, направленная на выполнение предусмотренных задач. Положительная динамика возникает при грамотной организации физического отдыха [20, с. 48]. Характерные особенности физического отдыха: наличие большого количества вариантов упражнений; доступность для людей всех возрастов; активная эмоциональность во время занятий, с сочетанием элементов игры и соревнования. Как правило, физическому отдыху не нужны организационный и административный контроли, занятия легко адаптируются к требованиям и возможностям людей, внешним условиям и субъективным требованиям. Это дает свободу выбора средств и методов физического отдыха, гибкости занятий, а также учитываются не только желания, но и возможности человека [21, с. 106]. Физический отдых является органической частью физической культуры, комплексом независимой мотивации деятельности, для обеспечения нормального функционирования человеческого организма в различных условиях жизни и профессиональной деятельности человека. Некоторые ученые считают, что физический отдых имеет большое значение в аспекте рабочего времени человека и проведения досуга, поэтому необходимо расширять исследования структуры и компонентов физического отдыха, а также генезиса развития и этапов его функционирования. Теоретические и практические проблемы организации и проведения физического отдыха имеют огромное значение с точки зрения поисков новых эффективных средств, методов и форм организации для удовлетворения людских потребностей, восстановления сил; развлечений и стабильного состояния интеллектуальной и физической работоспособности [22, с. 99].

В процессе проведения спортивных и оздоровительных мероприятий во время работы и досуга, особую значимость получает принцип доступности и индивидуализации, так как в процессе занятий человек получает серьезные нагрузки на организм. Существует угроза возникновения отрицательного эффекта в случаях отсутствия контроля за мерой допустимой нагрузки, таким образом, необходимо учитывать возможности и физический потенциал работников и разрабатывать программу занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, уровня предварительной физической подготовки и т.д. Определение мер доступности физических упражнений и их соблюдение ? актуальная проблема использования физического отдыха в профессиональной деятельности и реабилитации. Опытные данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что особенно эффективно не равномерное распределение объема выполненных физических упражнений в течение рабочего дня и недели для достижения и поддержания высокого уровня профессиональной производительности рабочего.

Основываясь на результатах исследований, можно говорить о том, что физическая подготовка также создает предпосылки для успешной карьеры, косвенно затрагивая ее посредством таких факторов, как состояние здоровья, степень физической подготовки и адаптация к условиям труда [23, с. 92]. Всякая профессиональная деятельность обладает индивидуальной моторной спецификой, различными условиями труда, психофизиологическими характеристиками и различными требованиями к уровню развития физических качеств и умственных способностей личности. Адаптация человека к определенным условиям труда без специальной психофизической тренировки может продолжаться от 1 года до 5 лет. Следовательно, образование и подготовка будущих специалистов в образовательных организациях улучшают уровень определенных физиологических функций, физических и умственных качеств посредством передачи соответствующих знаний и навыков, необходимых для эффективной работы в определенных профессиях [24, с. 109]. Неотъемлемая часть физического воспитания, касающаяся вопросов, связанных с подготовкой к трудоустройству, и обеспечивающая эффективное формирование и улучшение свойств и качеств, необходимых для конкретных профессий, называется профессионально применяемая физическая подготовка. Цель этой подготовки - оптимальное использование ресурсов, методов и форм физического воспитания для достижения и поддержания физической культуры на основе приоритетного развития физических и умственных качеств, которые предъявляют высокие требования к процессу профессионального обучения и развития. Применение профессионального физического воспитания в условиях хорошей организации работы снижает риск профессиональных заболеваний, повышает уровень профессиональной подготовки, а также делает человека более подходящим для эффективной работы с точки зрения неблагоприятных факторов [25, с. 21]. Основой воздействия физических упражнений на успешную карьеру является механизм передачи двигательных навыков и способностей, сформированных во время физической культуры, к результатам овладения навыками, необходимыми для успешной работы.

Результаты исследования и их обсуждение. Основное внимание в какой-либо физической деятельности заключается в улучшении функциональности организма, расширении арсенала двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации к различным факторам работы. Успешное развитие профессии возможно при условии соблюдения определенных психофизиологических качеств человека, особых требований, предъявляемых к производственным процессам и к профессиональным качествам. Основываясь на выявлении таких качеств и физиологических намерений, необходимых для конкретных профессий, разработаны критерии пригодности для большинства профессий. Таким образом, профессионально применяемая физическая подготовка, осуществляемая в соответствии с условиями производства и деятельности, залог психофизической готовности человека к успешной карьере. Полученные результаты обзора и анализа научной литературы послужат основой для более детального изучения и разработки, а также возможного внедрения методик физической подготовки и физического отдыха в деятельность образовательных организаций высшего образования.

Основываясь на проведенном обзоре и анализе научной литературы, можно сделать следующие выводы: физическая культура играет важную роль в системе физического воспитания. Систематическое применение мер профессиональной физической культуры в системе физического воспитания способствует сохранению профессионального здоровья сотрудников, развитию их профессионально важных физических качеств, повышению производительности труда. Тем не менее при разнообразных научных исследованиях в области физической культуры необходимо признать, что вопросы влияния физического отдыха при повышении уровня физического напряжения человека и влияния физической подготовки на успешность профессиональной деятельности требуют дальнейшего изучения.

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим .

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

Средства физического воспитания

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения.

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания.

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

-как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

-при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещённость, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного упражнения предусматривает:

- твёрдо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей.

-игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми – футбол, волейбол и т.д.

-соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

- словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание быстроты. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Воспитание выносливости Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле её можно определить так:выносливость – это способность противостоять утомлению.

Воспитание ловкости (координационные способности). Ловкостью принято способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Воспитание гибкости. Гибкость-способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако не неё влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Спорт оказывает огромное влияние на физическое и духовное развитие человека. Более того, активные занятия спортом способствуют здоровому образу жизни молодежи. Так, большинство студентов, занимающихся спортом, высказывают отрицательное отношение к наркотикам и к курению. Кроме того, молодые спортсмены изредка употребляют спиртные напитки. Именно поэтому во всех вузах страны целесообразно усилить пропаганду спортивного стиля, здорового образа жизни. К сожалению, в настоящее время не все студенты понимают значимость спортивного образа жизни. Исходя из этого, преподаватели физической культуры вузов на занятиях обязаны настойчиво разъяснять студентам теоретические положения здорового образа жизни и побуждать их включать основные его положения в повседневную жизнь.

За период обучения в вузе, где происходит становление личности будущего специалиста, у студентов формируется убежденность в необходимости постоянной работы над собой, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Исследование факторов здорового образа жизни показало, что динамика отношений к нему неуклонно ползет вниз; это снижение обусловлено изменениями в социальной среде и общем снижении уровня жизни.

Задачи спорта в физическом воспитании студента направлены на:

- преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

- формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;

- подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;

- содействовать повышению производительности труда работающих;

- способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду;

- создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.

  1. Нет, к сожалению
  2. Нет, спорт - это ерунда
  3. Да, я иногда посещаю бассейн, тренажёрный зал или стадион
  4. Да, я регулярно тренируюсь, обычно несколько раз в неделю, не прерываясь на значительное время
  5. Да, спорт - моя жизнь, стараюсь всё свободное время посвящать любимому делу
  6. Я серьёзный спортсмен, тренирующийся и выступающий на соревнованиях
  7. Я профессиональный спортсмен.

Таким образом, навыки спорта в процессе физического воспитания, преследуют задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Спорт в физическом воспитании студента представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной деятельности.

Проведен анализ литературы, в ходе которого были выявлены основные этапы развития оздоровительной физической культуры, в том числе в ВС РФ и других государств. Рассмотрен опыт различных исторических периодов: древности, эпохи классицизма, времени расцвета оздоровительной физической культуры в 20 веке. Представлен опыт развития оздоровительной физической культуры в ВС различных государств, показана актуальность совершенствования ее в нашей стране.

Ключевые слова

Полный текст

Об авторах

Ю. А Бойцова

А. М Сильчук

С. М Сильчук

Список литературы

  1. Аксенова О.В. Производственная гимнастика: второе дыхание творческого долголетия / О.В. Аксенова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2016. - №2. - С. 114-116.
  2. Анохина А.Б. Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области в 1945-1991 гг.: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. - Ульяновск, 2019.
  3. Башлакова Г.И. Плавание в профессиональной подготовке сотрудников и военнослужащих системы обеспечения национальной безопасности / Г.И. Башлакова, С.А. Гайдук // Опыт и современные технологии в развитии оздоровительной физической культуры, спортивных игр и туризма. - Минск: БГУФК, 2019. - С. 6-7.
  4. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры / В.С. Макеева, З.С. Тинькова. - Орел: ФГБОУ ВПО "Государственный университет - УНПК", 2012. - 193 с.
  5. Николаев А.В. Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис. канд. истю наук: 07.00.02. - М., 2004.
  6. Пельменев В.К. История физической культуры / В.К. Пельменев, Е.В. Конеева. - Калининград: Калининградский государственный университет, 2000. - 186 с.
  7. Рябчук В.В. Международное военно-спортивное сотрудничество и физическая подготовка иностранных армий: Монография / В.В. Рябчук- СПб.: МО РФ, 2011. - 188 с.
  8. Сильчук А.М. Факторы, определяющие необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в ВС РФ. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №9 (175). - С. 273-276. Юнкеров В.И. и др. Математико-статистическая обработка данных медицинских иследований. СПб, 2005. 292 с.
  9. Каминский Л.С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных: применение статистики в научной и практической работе врача. Ленинград, 1964. (2-е издание). 252 с.
  10. Григорьев С.Г. и др. Пакет прикладных программ Statgraphics на персональном компьютере. СПб, 1992. 104 c.
  11. Гублер Е.В. и др. Применение критериев непараметрической статистики для оценки различий двух групп наблюдений в медико-биологических исследованиях. Москва, 1969. 31 с.
  12. Степанов А.П. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Омск, 2019. Том Часть 1 Основы безопасности жизнедеятельности. 299 с.
  13. Иванов В.В. и др. Решение военно-медицинских задач с использованием общего программного обеспечения. СПб, 2019. Часть 2 MS Word. 96 с.
  14. Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. Москва, 1977. 391 с.
  15. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Ленинград, 1982. 115 с.
  16. Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека / Российская академия наук, Отделение биологических наук. Москва, 2008. 113 c.
  17. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. Психоневрологический институт. Москва, 1910. 41 с.
  18. Зайцев Г.К. и др. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб, 1994. 78 с.
  19. Утенко В.Н. и др. Физическая подготовка иностранных армий. СПб, 2007. 272 с.
  20. Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Теория и методика здорового образа жизни с использованием средств физической культуры. СПб, 2011. 210 с.
  21. Болотин А.Э. и др. Педагогическая модель физической подготовки курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости. Вестник Рос. воен.-мед. акад. 2016. № 1 (53). С. 256-259.
  22. Сапов И.А., Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность. Ленинград, 1980. 192 с.
  23. Фисун А.Я. и др. Системные и надсистемные факторы медицинского обеспечения. Материалы всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 70-72.
  24. Иванов В.В. и др. Решение военно-медицинских задач с использованием общего программного обеспечения. СПб, 2017. Часть 1 MS Excel. 185 с.
  25. Юнкеров В.И. и др. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. СПб, 2011. (3-е издание, дополненное). 318 с.
  26. Курамшин Ю.Ф. и др. Теория и методика физической культуры. Учебник / Москва, 2003. 463 с.
  27. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений Москва, 1951. 532 с.

© Бойцова Ю.А., Сильчук А.М., Сильчук С.М., 2020


Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.


Физическая активность – важнейшая составляющая здоровья


Регулярная физическая активность способствует не только укреплению и сохранению здоровья, но и достоверно снижает риск развития важнейших социально- значимых заболеваний: диабета II типа, рака, гипертонии. Физическая активность оказывает в долгосрочной перспективе положительное влияние на здоровье, и улучшает качество жизни.

Даже 30 минут в день физической активности открывают доступ к следующим преимуществам.

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ



  • Снижение риска инфаркта
  • Снижение и нормализация веса
  • Снижение содержания холестерина в крови
  • Снижение риска развития диабета II типа
  • Снижение риска развития некоторых видов рака
  • Снижение риска развития гипертонии
  • Укрепление костной ткани, снижение риска рарзвития остеопороза и переломов.
  • Улучшение координации и снижение риска падений
  • Сокращение сроков выздоровления и реабилитации при госпитализациях
  • Улучшение самочувствия и настроения

Кроме того, доказано, что регулярная физическая активность оказывает положительное влияние на эмоциональный фон, и даже облегчает течение депрессии.

ЦЕЛЬ: 30 МИНУТ В ДЕНЬ И БОЛЬШЕ

Физическая активность будет оказывать положительное воздействие на состояние здоровья только при достаточной продолжительности и регулярности.

Согласно научным исследованиям- достаточно 30 минут ЕЖЕДНЕВНОЙ активности умеренной интенсивности.

Быть физически активным- это не только посещать спортзал или заниматься каким либо конкретным видом спорта, требующим специального места, оборудования или инвентаря. Заниматься хоть какой -нибудь физической активностью лучше, чем вообще ничего не делать.

МОЖНО БЫТЬ ФИЗИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ, НЕ ЗАНИМАЯСЬ СПОРТОМ

Как увеличить ежедневную активность, внеся небольшие изменения в распорядок дня?

  • Пройдитесь, вместо того, чтобы пользоваться автомобилем
  • Выходите на одну- две остановки раньше и идите пешком оставшуюся часть пути
  • Поднимайтесь по лестнице, отказавшись от лифта
  • Активно играйте с детьми
  • Слушайте любимую музыку и и танцуйте по всему дому
  • Активизируйте всю семью по выходным. Диапазон бесплатных мероприятий ограничен только вашим воображением !

ПОМНИТЕ: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ!

Исследования показывают, что пожилые люди могут получить значительную пользу для здоровья уже после двух-трех месяцев регулярных упражнений.

Важно! Перед началом регулярных занятий, в некоторых случаях необходимо проконсультироваться с врачом, особенно, если :

  • Вы старше 45 лет
  • После физической нагрузки у Вас возникает боль в груди или одышка
  • Вы часто падаете в обморок или у Вас сильное головокружение
  • Вы думаете, что у вас могут быть проблемы с сердцем
  • Во время беременности

Обследование перед тренировкой помогает выявить людей с заболеваниями, которые могут повысить риск возникновения проблем со здоровьем во время физической активности. Этот своеобразный фильтр помогает определить, перевешивают ли потенциальные выгоды от упражнений возможные риски.

Читайте также: