Постоянная забота о нравственном и физическом здоровье соблюдение правил безопасного отдыха и досуга

Обновлено: 19.09.2024

Охрана собственного здоровья-это непосредственная обязанность каждого, и мы не в праве перекладывать ее на окружающих.

Ведь нередко бывает так, что человек, ведущий неправильный образ жизни, обремененный вредными привычками, уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния.

Человек-творец своего здоровья, и за здоровье надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены-словом, разумными путями добиваться подлинной гармонии здоровья.

Здоровье-это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Существует целый ряд определений, которые содержат критерии, определяющие здоровья человека:

Здоровье-это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

Здоровье-это умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Здоровье-это отсутствие болезни;

Здоровье-это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения так и записано, что «здоровье-это состояние физического, духовного и социального благополучия ,а не только отсутствие болезней и

Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье.

Индивидуальное здоровье каждого из нас в основном зависит от четырех факторов:

Окружающая среда(природная, техногенная, социальная)-20%;

Индивидуальный образ жизни-50%;

Исходя из этого, следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни(поведения, привычек, поступков, стремлений).

Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.

Здоровый образ жизни(ЗОЖ)-это рационально организованный, трудовой, активный, основанный на принципах нравственности способ существования, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющий до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье.

Физическое здоровье-это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем.

Психическое здоровье- зависящее от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основной социальной жизнью человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья является овладеть сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Нравственное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают человека настоящим гражданином.

Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Здоровый, духовно развитый человек счастлив- он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремясь к самосовершенствованию, достигает неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Для сохранения и укрепления здоровья нужны постоянные и значительные усилия. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что в его силах вернуть здоровье, пока болезнь не запущена окончательно.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие критерии определяют здоровье человека?

2.Какие факторы влияют на здоровье человека?

3.Какой образ жизни можно назвать здоровым?

Пляжный отдых является весьма распространенным и доступным способом проведения летнего досуга. Статья посвящена проблеме повышения качества летнего отдыха в контексте соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Ключевые слова

Статья

Научный руководитель: доцент, к.м.н. Сергеева Е.С.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Кафедра общей гигиены и экологии

В летнее время года для многих наших сограждан пляжный отдых является весьма распространенным и доступным способом времяпрепровождения. Под пляжем понимается совокупность береговой территории и прилегающего к ней участка водного объекта, обустроенных для безопасного отдыха граждан у воды. Территория пляжа должна быть песчаной или из мелкой гальки, или в виде озелененных площадок и иметь
хорошо инсолируемые и защищенные от ветров площадки; отлогий хорошо выровненный берег, постепенно переходящий в дно участка водного объекта, отведенного для купания.

В 2016 году в Саратовской области работало 109 пляжей, 19 из них - муниципальные. Перед выдачей разрешения на их использование специалисты должны очистить водный объект и его территорию, подготовить системы водоснабжения, почистить песок и провести дезинсекцию и дератизацию (очистку места отдыха от крыс). При проверке пляжей эксперты оценивают также воду на соответствие микробиологическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям. Эколого-гигиеническое состояние воды поверхностных водоемов и прибрежных территорий можно охарактеризовать при определении зообентоса и биохимических процессов сообществ растительных и животных организмов [1,2,3,4 ]. Контроль за санитарным состоянием пляжей и пригодностью поверхностных вод для купания осуществляет государственный орган санитарно- эпидемиологического надзора. Мониторинг за состоянием пляжей и баз отдыха должен продолжаться в течение всего купального сезона, вплоть до официального закрытия пляжа. Подобного рода практика гарантирует гражданам безопасность заражения инфекционными заболеваниями. Для анализов бралось 50 роб воды, все они соответствовали санитарным нормам. Было также проверено 8 проб песка.

Следовательно, проблема является достаточно актуальной, так как несоответствие пляжей нормам отражается не только на качестве отдыха наших граждан, но и на их здоровье.

Осенью 2016 года нами был проведен социологический опрос студентов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского на тему благоустройства пляжей и их использование. Было опрошено 60 респондентов, преимущественно обучающихся на 3 курсе педиатрического факультета.

Как показал опрос, лишь 40% бывают на нем несколько раз в неделю, в то время как 48% респондентов посещают пляж лишь несколько раз в месяц. И лишь небольшой процент указал, что вообще не посещает данное место отдыха. Чем можно объяснить указанные цифры?

Прежде всего, несоответствием пляжей санитарно-гигиеническим нормам. 40% опрошенных состояние воды на пляже категорически не устраивает. Большинство указало что вода грязная (51,7%) и мутная (78,3%). Неудовлетворительным 55,7% опрошенных считают состояние песка на пляже, он грязный и с мусором.

В ходе опроса студенты также ответили на вопросы, касающиеся не только санитарно-гигиенических показателей пляжа (состояние воды, песка, дна пляжа), но и его инфраструктуры, так как зачастую это является одним из важнейших показателей посещаемости того или иного пляжа.

Большинство 65% отдают предпочтение пляжам с плавным заходом в воду, без быстрого течения. На официальных пляжах, как правило, должны быть медицинские пункты, организована работа спасателей, которые смогут оказать квалифицированную медицинскую помощь в экстренных ситуациях. Ведь статистика Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области свидетельствует о том, что в Саратовской области за летний период 2016 года утонул 91 человек, а 90 человек были спасены. При этом 65% опрошенных указали отсутствие спасателей на пляже и 51,7% отсутствие медицинского пункта.

Результаты опроса отразили неразвитость инфраструктуры пляжей Саратовской области. 41,7% респондентов недовольны зонтиками, лежаками, лавочками и кабинками для переодевания. Практически каждый из опрошенных говорил о том, что инфраструктура пляжа минимальна, нет урн для мусора, в раздевалках грязно и нет крюков для одежды. Указано, что лежаки если есть на пляже, то их недостаточное количество.

Немаловажным пунктом в желании посетить пляж является транспортная доступность. 41,7% указал, что испытывает неудобство, когда добирается на пляж. Однако, 43% подчеркнули, что некоторые неудобства не являются причиной не посещаемости данного места отдыха.

Если же городские пляжи не устраивают, можно и найти другую альтернативу, например, частные пляжи. При этом около 50% респондентов подчеркнуло, что пляжный отдых следует развивать, особенно в Саратовской области, обладающей такими обширными природными водными ресурсами. Одним из путей повышения качества летнего отдыха может стать ужесточение требований по соблюдению санитарно-гигиенических норм каждым объектом рекреационной зоны и проведение грамотной инвестиционной политики.

Литература

1. Сергеева Е.С. Санитарно-гигиеническая оценка антропогенного загрязнения малых рек Саратовской области: Дис. . канд. мед. наук: Оренбург 2009.

2. Сергеева И.В, Систематика и диагностика ТАНИПОДИН ( DIPTERA CHIRONOMIDAE: TANYPODINAE) из водоемов России: Автореф. дис. . канд. биол. наук: Санкт-Петербург, 1995, 16с.

3. Сергеева И.В., Шевченко Е.Н., Гулина Е,В,, Спивак Н.А. Практикум по ботанике. Издание 2-e, переработанное и дополненное. Саратов 2016

4. Сергеева Е.С., Сергеева И.В. К вопросу качества и эколого-гигиенической оценки водоснабжения населения из открытых источников. Аграрный научный журнал.2014. №12. С.36-40

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, и напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

РЕЖИМ СНА

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее, как нагрузку, можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен извест­но, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использова­нии специальных температурных воздействий и процедур. Основ­ные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных осо­бенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на про­цедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздей­ствие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастно­го душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры - они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36С), постепенно переходя к прохладной, а затем - к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Закаливание - мощное оздоровительное сред­ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Пища является не только основным источником энергии, но и "строительным материалом" для новых клеток.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований, которые должны учитываться всеми. Когда идет речь о рациональном питании, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув­ствия, - мы полнеем.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь­ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От­сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо­лочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Также нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю­щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов".

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического и психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Недостаток движения, недостаток физической работы, физических упражнений – характерная черта нашего времени, болезнь века, как говорят многие. Поэтому необходимо не забывать о разумной профилактике, чтобы не допустить заболеваний в дальнейшем.

Одной из составляющих здорового образа жизни на сегодняшний день является рациональный режим труда и отдыха. Труд – истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы “износ” организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы.

Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю, не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека. В течение дня необходимо делать небольшие перерывы и отвлекаться от работы на другой вид деятельности. Гимнастические упражнения в течение рабочего дня не только улучшают деятельность центральной нервной системы, но и оживляют, нормализуют все физиологические процессы, поднимают эмоциональный тонус, способствуя тем самым высокой работоспособности.

Также очень важно правильно организовать отдых вне работы. Для улучшения врабатываемости необходимо иметь хороший предварительный отдых. Считается, что общее время работы и отдыха должно соотноситься, как 1:2. Это вовсе не означает состояния полного покоя. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (“контрастный” принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Также рекомендуется выработать привычку засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Таким образом, рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном его соблюдении вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2021 гг.


Постановка проблемы. Детский оздоровительный отдых — это одна из систем, в которых производится воспитание и обеспечение формирования и поддержания творческого мышления детей и подростков. Также является системообразующим направлением в реализации государственной политики в отношении детей и подростков наряду с образованием и организации досуговой деятельности. В структурах, осуществляющих детский оздоровительный отдых, важным является и правильная организация режима отдыха детей, который направлен на создание комфортных условий для проживания детей разного возраста, на этом уровне в частности и проходит формирование и закрепление основных принципов здорового образа жизни наряду и со спортивными мероприятиями.

В связи с этим целью данного исследования стало изучение влияния режима дня в детском оздоровительном лагере на формирование здорового образа жизни.

Анализ литературы. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. В результате постоянного повторения элементов режима: питания, сна, игр, занятий, прогулок, у детей формируются условные рефлексы. Встает вопрос, как довести до осознания ребенком, что от соблюдения режима дня зависит состояние его физического, психического, эмоционального здоровья и подготовить дошкольника к осознанному выполнению режима дня ведь, у детей нет целостного понимания сущности здорового образа жизни [1].

Одним из направлений организации отдыха и оздоровления детей является работа детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) во время каникул в школах, что позволяет сделать воспитательный процесс непрерывным, отражая взаимосвязь между воспитательной функцией школы и лагеря [3, 2,5]. В этой структуре работают как профессиональные педагоги и психологи, так и дополнительный обслуживающий персонал, при этом очень важную роль играет вожатый, который непосредственно связан с жизнью детей в лагере и проводит с ними большинство времени на протяжении всей смены [4]. В своей деятельности вожатый обязан выполнять поставленные администрацией лагеря задачи непосредственно: оздоровление, поддержание дисциплины, досуг и воспитание экологической ответственности как основы жизнедеятельности человека. В данной работе важно учитывать, что большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня ребёнка и задача вожатого в том, чтоб следить за выполнением каждого звена этого процесса [3].

Выполнение режима дня — средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности детей и в их жизни вне лагеря. В большинстве детских оздоровительных лагерей режим дня состоит из следующих элементов: Подъем, зарядка, уборка комнат, завтрак, активный отдых, купание, солнечные ванны, внутриотрядные мероприятия, свободное время, обед, тихий час, полдник, дискотека, ужин, второй ужин, подготовка ко сну, сон.

Время применения каждого мероприятия, как и интервал, могут различаться. При планировании распорядка дня обязательно учитываются возрастные особенности детей, месторасположения и инфраструктуру лагеря, погодные условия.

Главными задачами по укреплению здоровья детей это формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни и формирование основ здорового образа жизни и посредством включения в жизнь детей режима дня ДОЛ. Молодые специалисты должны привить ребенку рациональное отношение к собственному здоровью и чувство собственной ответственности за его состояние [3].

В процессе работы по формированию здорового образа жизни необходимо стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы появилось понимание их значения и важности для здоровья, приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро [6].

В работе по формированию навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры, наглядный материал, чтение художественной литературы, фольклор. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

При формировании культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Так как в последнее десятилетие все больше становится детей, страдающих полнотой. Мало того что лишний вес отражается на физиологии ребенка, он является причиной неуверенности в себе, заниженной самооценки и оскорблений среди сверстников. Если не брать во внимание полноту, связанную с заболеваниями, то в большинстве случаев вина в появлении лишнего веса ребенка лежит исключительно на взрослых [6]. Именно поэтому применение зарядки каждый день необходимо использовать как профилактическую меру. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, а также переутомлению. Вожатому для создания заинтересованности детей в заряде необходимо рассказывать детям о том, что это поможет им быть сильными, а также получат заряд энергии на весь день.

Проводя работу по формированию здорового образа жизни, необходимо объяснять детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. Безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике, в реальной жизни, полученные знания и навыки.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Выводы. Режим дня это одна из основных составляющих здорового образа жизни человека, формирование, которого начинается с самого детства и продолжается в образовательных учреждениях. Во время каникул необходимо продолжать педагогический процесс посредством организации детского отдыха в ДОЛ, так как это влияет на формирование здорового образа жизни.

  1. Ворощенко В. Е. Психолого-педагогические условия формирования мотивации учащихся на здоровый образ жизни // Вестник Ставропольского государственного университета 2009/64. С. 27–32.
  2. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: моногр. — Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 336 с.
  3. Коллектив авторов. Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие — АСТ. — 20015. — 780 стр.
  4. Байбородова Л, Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. — 2005. — № 2. — С.67–71.
  5. Белова С. М. Уроки воспитания для воспитателей. — Народное образование. — 2004. — № 3. — С. 102–109.
  6. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. — 2003. — № 3. — С.33–41.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, режим дня, формирование, время каникул, детский оздоровительный отдых, здоровье, лагерь, навык.

Читайте также: