Совместный отдых как и труд спаивает людей

Обновлено: 19.09.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этике общения (и с точки зрения содержания, и с точки зрения самих использованных форм: выбор той или иной лексики, формы императива, использование имени или имени и отчества, вы- или ты-общения и т. д.).
Но дело не в выборе самих слов или форм, а в их соответствии ситуации общения, включая в нее соотношение адресанта и адресата, т. е. фактически речь опять идет о целесообразности использования тех или иных слов и форм. Очевидно, что целесообразность речи – главный критерий хорошей речи.

Содержание

1. Речь и общение 4

2. Основные критерии хорошей речи 6

3. Функции речи 8

4. Основные качества речи 9

5. Речь и мышление 12

Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

Соц псих..docx

Хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, выражающая интенции ее автора и вызывающая адекватное понимание у адресата. Именно адекватность понимания делает речь эффективной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей.

Соблюдение современных языковых норм также входит в данное нами определение. Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная (в любом отношении) речь затрудняет понимание. Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях. Такое же затруднение вызывает использование жаргонных слов, особенно до их широкого распространения затрудняет понимание и, следовательно, противоречит критерию хорошей речи несвойственная русскому языку сочетаемость русских слов.

Многие неправильности пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека.

Вместе с тем следует учесть, что некоторые неправильности в определенных условиях вполне допустимы: они могут стать условием или составной частью языковой игры (запланированная неправильность речи) или быть простой оговоркой, особенно в спонтанной речи, тем более при ослабленном самоконтроле в неофициальном общении. В отличие от запланированных неправильностей их можно назвать случайными неправильностям.

Очевидно, что ни первые, ни вторые не могут служить критерием плохой речи, хотя вторые во всяком случае не могут служить и качеством хорошей речи (первые, если адресат улавливает, что это игра, достаточно компетентен для этого и не может заподозрить собеседника в низкой речевой культуре, могут быть и признаком хорошего качества речи. Однако присутствие посторонних наблюдателей меняет дело и в таком случае).

Речь носителей среднелитературного типа речевой культуры вполне может быть хорошей не только в дружеском общении, но и в профессиональной деятельности, однако за пределами указанных ситуаций их речь может быть беспомощна. По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры, хотя какие-то погрешности могут быть и у них.

Сказанное выше заставляет обратиться еще к одному параметру хорошей речи – допустимости и недопустимости тех или иных отклонений от норм. Начнем с ортологических норм. Давно известно, что нельзя с одной и той же строгостью относиться к орфографическим ошибкам в проверяемых и непроверяемых орфограммах, что многое в нашей орфографии должно быть изменено (обсуждение изменений идет уже много лет), что есть расхождения кодификаций в словарях и визуальной практике (использование прописных букв, написание некоторых наречий и сложных прилагательных), есть ошибки в редких словах и в часто встречающихся. Очевидно, что подлежащее реформированию и требующее проверки по словарям – ошибка менее грубая. Письменная речь без единой ошибки встретилась мне лишь у одного носителя элитарного типа речевой культуры, в речи других ошибки были возможны, но единичны и не грубые (речь не идет о тех случаях, когда слитное или раздельное написание может иметь разный смысл и потому быть оспорено).

Еще более сложны для определения границ допустимого факты нарушения лексических и стилистических норм, поскольку зыбкими являются критерии целесообразности употребления того или иного слова, обладающего ярко выраженной экспрессивностью. Появление словаря общего жаргона – одно из доказательств этого. В таких случаях решение вопроса о целесообразности включения в речь того или иного слова, словосочетания должно определяться с учетом функционально-стилевой и жанровой принадлежности текста.

Эмоциональная функция речи принадлежит к генетически первичным ее функциям. Об этом можно заключить и по тому, что при афатических расстройствах она дольше всего сохраняется. Когда при афатических заболеваниях генетически более поздняя и более высокая по своему уровню "интеллектуальная" речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, "эмоциональная" речь (X. Джексон) иногда сохраняется. Так, некоторые больные не в состоянии сказать или даже повторить слова какой-нибудь песни, но в состоянии ее пропеть.

Выразительная функция сама по себе не определяет речи: речь не отожествима с любой выразительной реакцией. Речь есть только там, где есть семантика, значение, имеющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т.д. Но у человека самые выразительные моменты переходят в семантику.

Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вместе с тем обращается к кому-то – к реальному или возможному собеседнику или слушателю, и всякая речь вместе с тем выражает что-то – то или иное отношение говорящего к тому, о чем он говорит, и к тем, к кому он реально или мысленно обращается. Стержнем или канвой смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в ней выразительным моментам, она сплошь и рядом выходит за пределы абстрактной системы значений. При этом подлинный конкретный смысл речи раскрывается по большей мере через эти выразительные моменты (интонационные, стилистические и пр.). Подлинное понимание речи достигается не одним лишь знанием словесного значения употребленных в ней слов; существеннейшую роль в нем играет истолкование, интерпретация этих выразительных моментов, раскрывающих тот более или менее сокровенный внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим.

Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощь речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как цецт ральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов речевых зон — заднелобных и премоторных отделов полушария.

4.Основные качества речи.

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями, Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

    • какие положения будут развиты;
    • что нового вносится в решение вопроса;
    • что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
    • насколько высказываемые мысли аргументированы;
    • какова авторская позиция.

    Точность речи. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила. Таким образом, точность речи определяется:

      • знанием предмета,
      • логикой мышления,
      • умением выбирать нужные слова.

      Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

      Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

        • употребление слов в несвойственном им значении;
        • не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;
        • смешение паронимов, омонимов.

        Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

        Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

        Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

        Понятность речи. Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности.

        Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность' словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

        Таким образом, точность речи определяется:

        умением выбирать нужные слова.

        Рассмотрим несколько ситуаций.

        Как вам представляется, может ли такое быть? Некоторые скажут: «Да.

        . Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

        «Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения.. * В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся: в монахи и ходит в таком виде на работу. Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались.

        Этот пример не нуждается в комментариях; нарушение логической связи очевидно.

        Приведем пример из выступления профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал:

        «Требования^ предъявляемые к речи лектора* кратко можно свести к с^тедумвдему:

        Безукоризненное знание грамматики русского: языка-.

        Знаний литературы об ораторском искусстве* о культуре речи.

        Владение орфоэпическими кормами, т.е. четкое произно-шение каждого звука, каждого слова, каждой фразы,, правильная постановка ударении, безукоризненное іфонзношение звуков и прочее.

        Нарушение логической: последовательности, отсутствие логики Б изложении приводит к неточности речц,

        3-я ситуация. Разговор подруг:

        Займи мне двести рублей,

        Я не знаю, у кого,

        Тебя прошу мне занять!

        Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?

        Почему ведущие диалог на понимают друг друга? Одна из

        В данном случае неточность речи обусловлена, неточностью словоупотребления. Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; неусграненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов.

        Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т.е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

        Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

        Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться.

        (на катере) Вы на следующей пристани. ?

        (на электричке) Вы на следующей станции.

        (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке.

        Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам:

        Вы на следующей остановке сходите?

        “ Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите* Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

        — Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

        Как вы объясните, из-за чего сыр-бор загорелся? Кто был прав, а кто нет?

        Приведем другой пример*

        Общение требует точности выражения, Если же ошибся, допустил небрежность в выборе слов, то не сердиться надо, не обвинять другого, а согласиться и быть в дальнейшем внимательнее к своей речи*

        Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления вречи*

        Паронимами (рата — рядом, onyma — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению* Например: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор * кворум — форум, контракт “ контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклассный — внеклассовый.

        Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

        Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы ври каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

        Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный для них труд, то дети трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств. положительных взаимоотношений в процессе труда.

        Разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей. У них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, воспитывается уважение к труженикам. Здесь важно вызвать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как делают это взрослые.

        Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают рабочее усилие, каждый видит себя помощником взрослого, начинает понимать значимость своего труда. При этом нельзя забывать основное условие - содержание труда детей должно соответствовать их возрастным возможностям.

        В семьях ещё недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родными: "Люблю с папой вместе делать что-нибудь", "Мне с мамой всегда весело трудиться", позволяет родителям осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом даёт ребёнку пример правильного выполнения работы. передаёт ему рациональные приёмы труда.

        Ребёнок старшего возраста может участвовать в уборке квартиры, мыть игрушки, протирать столы, вытирать пыль, стирать кукольное бельё, свои носки, носовые платки, гладить небольшие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды - мыть сырые овощи, нарезать варёные, вырезать из готового теста печенье, лепить пирожки, пельмени, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Всё это хозяйственно-бытовой труд.

        По ручному труду родители вместе с детьми изготавливают поделки из бумаги, дерева.природного и другого материала: спичечных коробков, проволоки, ниток, выполняют ремонт игрушек, книг, шьют одежду для кукол, учат детей вышивать, вязать крючком и на спицах.

        Вместе со взрослыми дети трудятся в природе:ухаживают за растениями: полив, рыхление почвы, вытирание пыли с листьев, опрыскивание растений. Дети помогают в выращивании рассады для высадки на огороде, в цветнике. Весной участвуют в подготовке грядок к посадке, высадке рассады, летом - в поливе и прополке растений, осенью - в сборе овощей и фруктов, заготовке семян.

        Взрослым. выполняющим с детьми совместную работу, следует подавать высокие образцы трудового поведения. Только живым примером можно увлечь ребят, вызвать у них желание трудиться так, как взрослые.

        Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда. Рассказывайте ребятам чаще о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них.

        Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

        Великий педагог В. А.Сухомлинский говорил: "Чем больше духовных сил вложил ребёнок в труд во имя радости матери, тем больше человечности в его сердце", а это качество очень важное для воспитания полноценного члена нашего общества.

        Нормы использования числа определений при согласовании

        В единственном числе определение ставится в следующих случаях: 1) если существительное не имеет формы множественного числа: научный и технический прогресс, счастливое и беззаботное детство; 2) если существительное приобретает во множественном числе иное значение: электронная и космическая связь (сравните тесные связи); 3) если определения, характеризующие существительное, связаны между собой (правый – левый, мужской – женский и т.д.) и образуют вместе с существительным словосочетание терминологического характера: с правой и левой стороны, глаголы единственного и множественного числа, уравнения первого и второго порядка. Во множественном числе существительное ставиться тогда, когда подчеркивается наличие нескольких предметов, например, деревянные и пластмассовые рамы, японский и китайский словари.

        К распространенной часто допускаемой ошибке относится нарушение согласования причастия (или прилагательного) с определяющим словом, если члены предложения отдалены друг от друга. Например:

        Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует всех этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающих серверы военных ведомств.

        Следует написать:

        Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует всех этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающими серверы военных ведомств.

        Гениями – какими? – сидящими и взламывающими, а не взламывающих. Чтобы не допускать ошибок в согласовании причастия и прилагательного с существительным, нужно после существительного ставить вопрос в виде местоимения какой? В том числе, падеже и роде, что и определяющее слово.

        При согласовании приложений затруднения возникают,как правило, когда нужно выбрать падежную форму географического названия, выступающего в роли приложения.Названия городов обычно согласуются во всех падежах с определяемым словом: в городе Казани, у города Витебска. Допустимы согласованные и несогласованные формы для названий городов на : в городе Зверево и в городе Звереве, Не согласуются составные названия городов: у города Великие Луки, к городу Великие Луки.

        Названия рек, как правило, согласуются с определяемым словом, не изменяются только малоизвестные и составные наименования: между реками Волгой и Доном, у реки Лены, но с рекой Северский Донец.




        Не согласуются названия заливов, проливов и бухт, островов и полуостровов, гор и горных хребтов, пустынь. Исключения составляют только широко известные названия, которые часто употребляются без родового слова. Сравните: к полуострову Ямал, по озерам Эльтон и Баскунчак.

        Названия зарубежных стран, включающие в себя слово республика, согласуются, если окончания на -ия: торговые связи между Россией и Республикой Нигерией.

        Нормы использования причастных и деепричастных оборотов

        Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил: а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота в предложении; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного, например:

        В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служащий

        Жильцам полкой.

        Следует написать:

        В комнате был камин, служащий жильцам полкой, так как в нем давно не зажигали огня.

        Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложении,т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Можно выделить следующие ошибки, связанные с использованием деепричастных оборотов: а) употребление деепричастных оборотов, не соотнесенных по смыслу с подлежащим; б) включение подлежащего в середину деепричастного оборота; в) включение в состав деепричастного оборота союзов.

        Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоит в том, что пишущие или говорящие не всегда отчетливо осознают, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание:

        Написано: Следует написать:

        Подъезжая к городу, Когда мы подъехали к городу,

        начался дождь. начался дождь.

        Основное действие, выраженное глаголом начался, выполняет подлежащее дождь. Добавочное подъезжая, выраженное деепричастием, – автор высказывания.

        Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом. В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них глагол был в неопределенной форме. Иначе возникает такое безличное предложение: Открыв окно, запахло соснами. Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом -а (-я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить.

        Иногда встречается нарушение порядка слов, заключающееся в том, что подлежащее оказывается внутри деепричастного оборота, например:

        Написано: Следует написать:

        Встретившись ребята около Встетившись около школы,

        Школы, все вместе пошли в ребята все вместе пошли

        Зоопарк. в зоопарк.

        Вопросы для самопроверки

        1. Какие правила согласования определений вы знаете?

        2. Сформулируйте правила согласования приложений.

        3. Какие правила употребления причастных оборотов вам известны?

        4. Какие ошибки возникают при употреблении деепричастных оборотов?

        Практические задания

        Задание 1. Исправьте допущенные в предложениях ошибки.

        1. Добрый, кроткий с теми, кого он любил. Иванов был круглая сирота. Цинически заметил это проницательная шельма, Марк. 2. В городе находилась важная персона – столичный актер. 3. Этот Петров – простофиля, который способен перепутать все на свете. 4. А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич…попросит у него извинения. 5. Она опытная педагог и известная мастер спорта. 6. Бекман-Щербина – одна из старейших музыкальных педагогов. 7. Играла Анна Пети – одна из призеров Международного конкурса имени Листа в Будапеште.

        Задание 2. Отредактируйте данные предложения. Объясните причины возникновения ошибок.

        1. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 3. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 4. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 5. Устав после занятий, мне не читалось. 6. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 7. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 8. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 9. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 10. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 11. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

        Нормы грамотной речи

        Точность как качество грамотной речи предполагает следующее: 1) умение ясно мыслить (логическая точность); 2) знание предмета речи (предметная точность); 3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность) слов.

        1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные и устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Суждение – мысль, заключающаяся в установлении связи между двумя понятиями через утверждение и отрицание этой связи. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего и утверждающего характера. Умозаключение связывает два или несколько суждений. Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным и ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире.

        3. Понятийная точность непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности следующие: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление в речи омонимов, порождающее двусмысленность текста; 3) употребление плеоназмов; 4) употребление паронимов.

        Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического повтора, 2) синонима, 3) анафорического местоимения. Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.

        Чистотаречи предполагает отсутствие в ней ненормативных элементов. Нехарактерными для литературного языка элементами считаются диалектные слова, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-празиты. Диалект – разновидность общенародного языка, используемая для общения между людьми, связанными единой территорией. Жаргон – разновидность общенародного языка, используемого для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой. Канцеляризмы – стандартные формулы официально-деловой речи, использование которых в других речевых стилях неуместно. Варваризмы –включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения.

        Уместностькак качество грамотной речи требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Различают уместность стилевую, контекстуальную, личностно-психологическую.

        Выразительностью речиназывают такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Основной источник выразительности – лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, оксюморон, эллипсис и т.д. (см. терминологический словарь)

        Вопросы для самопроверки

        1. Что такое понятие?

        2. Что такое суждение?

        3. Что такое умозаключение?

        4. В чём заключается логическая (предметная, понятийная) точность?

        5. Какие ненормативные элементы языка являются объектом литературной правки?

        6. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?

        Практические задания

        Задание 1. Найдите в предложениях ошибки, приводящие к предметной и понятийной неточности. Отредактируйте их.

        Читайте также: