В древнем риме суд трибунал юрисдикция место где отправляется правосудие юрисдикции

Обновлено: 18.09.2024

Конечно, гражданин, приговоренный к смерти консулом, имел право апеллировать к народу (т. н. провокация'). Но эта апелляция, по крайней мере в первые века, должна была быть обращена к комициям по куриям или по центуриям, а на этих комициях председательствовал консул, и никто не имел права говорить в этом собрании без разрешения председателя. Из этого видно, что гражданину не легко было обратиться к народу и добиться от него, наперекор консулу, постановления, направленного против того же консула. Может быть даже, что апелляция к народу являлась, подобно многим другим учреждениям. Римской республики, пустым звуком и приманкой для народа. Доказательством, что этот закон об апелляции не исполнялся и оставался обычно мертвой буквой, служит то, что в течение трех веков, как это видно из сочинений римских историков, его возобновляли семь раз, и Тит Ливии сам замечает, что только после седьмого возобновления (т. е. в предпоследний век Республики) закон об апелляции стали действительно применять на практике.

В последний век Республики развивается учреждение, которое на первый взгляд кажется аналогичным современному суду присяжных. Суд производит уже не консул или претор, разбирающий дело единолично и постановляющий окончательный приговор: это дело переходит к трибуналам, состоящим из тридцати судей каждый. Эти трибуналы, официально называвшиеся постоянный уголовный суд, возобновлялись каждый год и функционировали постоянно в течение всего годичного срока. Члены их собирались под председательством претора, квестора или эдила. Они избирались по жребию, как и наши присяжные, и половина их могла быть отведена как обвинителем, так и защитой. Несколько трибуналов заседало одновременно, и каждый из них разбирал лишь дела одной какой-нибудь категории: один - казнокрадство, другой - взяточничество, третий — подкуп, четвертый — оскорбление величества, остальные — убийство, поджог, подделку, прелюбодеяние.

Такое учреждение кажется и демократическим, и либеральным; на самом же деле оно служило средством для уничтожения демократии и подавления свободы.

Во-первых, даже если члены этих трибуналов и избирались по жребию, они могли быть избраны только из заранее составленного списка, а этот список заключал в себе только сенаторов. Благодаря этому сенат, уже овладевший управлением, мог прибрать к своим рукам еще и суд, и он послужил для олигархии новым средством удержать власть. Если мы возьмем для примера трибунал, судивший дела об оскорблении величества, т. е. преступления и проступки против государства, то очевидно, что эти присяжные из сенаторов должны были под оскорблением величества подразумевать все, что было направлено против власти сената и привилегий олигархии. Трибунал, судивший дела о злоупотреблениях на выборах и о подкупе голосов, без сомнения, не мог помешать тому, чтобы голоса избирателей продавались тому, кто больше даст; но если их покупал какой-нибудь враг сената, то его за это привлекали к суду и обвиняли. Если какой-нибудь консул или проконсул показывал враждебное отношение к сенату, то ему очень трудно было избежать осуждения в одном из трибуналов, разбиравших дела о казнокрадстве или взяточничестве.

Таким образом, олигархия пользовалась судом, чтобы оберегать свою власть; он служил ей также и для обогащения. Правителями провинций были люди, которые занимали раньше магистратуры в Риме. Римские же должности были не только бесплатны, но и очень разорительны, и казалось справедливым вознаграждать за них выгодным управлением провинциями. Пользование властью в Риме очень скоро разорило бы сенаторскую олигархию, если бы она не пополняла и не увеличивала постоянно своих богатств эксплуатацией завоеванных стран; но для безопасного пользования этим средством необходимо, чтобы суд был организован соответствующим образом. Что же можно было придумать лучшего в этом смысле, как не поручить сенаторам судебное разбирательство тех дел, в которых замешаны проконсулы? Таким образом, судьи принадлежали к той же корпорации, что и обвиняемые, и имели с ними одинаковые интересы: ведь, все эти судьи сами были проконсулами или собирались ими стать, все они совершали такие же преступления или надеялись их совершить когда-нибудь. Такой суд, казалось, устроен был нарочно для того, чтобы обеспечить полную безнаказанность членам олигархии.

От такого положения дел страдали две категории людей — провинциалы и всадники. Провинциалы страдали непосредственно от грабежа и тирании правителей; всадники же — косвенно, из-за соперничества правителей в деле эксплуатации страны. Первые редко находили возможность заявить свои жалобы, зато всадники, сильные в Риме своим богатством и своей сплоченностью, умели заставить выслушать свои требования. Они не упускали случая обнаружить недостатки сенаторского суда. Это не значит, конечно, что их самих воодушевляло чувство справедливости: они стремились не к изменению свойств этого суда, а лишь к тому, чтобы самим попользоваться выгодами, доставляемыми таким судом. Проще говоря, им хотелось сесть на место сенаторов в этих же самых судебных трибуналах. Из-за этого и разгорелась борьба между обоими классами. Гракхи решили дело в пользу всадников и этим нанесли наиболее чувствительный удар сенаторской знати; но во время последовавшей затем реакции знать вернула себе судебную власть; она вторично была отнята у нее Марием и снова возвращена Суллой. Наконец найден был компромисс, благодаря которому оба сословия поделили между собой трибуналы.

В эпоху Империи суд был преобразован в том же духе, как и управление; но связь между тем и другим сохранилась прежняя: судебная власть продолжала быть функцией власти административной. А так как император соединил в своем лице всю государственную власть, то ему полностью стала принадлежать и судебная власть. Народ передал государю всю свою верховную власть: он передал ему, следовательно, и свое право судить. Вот почему император стал верховным, а в принципе даже единственным судьей в Империи.

Всякая судебная власть исходила от него: он мог передать ее избранным им людям так же, как и власть административную. Он посылал в провинции своих чиновников, которым поручалось судить, собирать подати, командовать военными отрядами, и все они постановляли свои решения от его имени. С тех пор стало невозможным существование присяжных или какой-нибудь корпорации независимых судей. Суд присяжных являлся бы властным вмешательством общества, а такое вмешательство так же мало могло быть допущено в судебной области, как и в области политики. Корпорация независимых судей была бы даже непонятной, так как все признавали, что судебная власть исходила только от императора. Государи же и не думали вовсе учреждать две различные категории своих агентов — одну для управления, а другую для суда. Обе эти функции были совершенно соединены между собой, точно так же, как они соединялись и в руках республиканских магистратов, и в лице самого императора.

Если мы перенесемся в IV в. н. э., когда Империя была разделена на префектуры претория, на диоцезы или викариаты и на провинции, то мы увидим, что правитель провинции был в то же время судьей и в гражданских, и в уголовных делах. Убийства, поджоги, прелюбодеяния, кражи, тяжбы по поводу владения, наследования и разных сделок - все эти дела восходили к нему. Правда, в разных округах провинции существовали особые низшие судьи, называвшиеся дознаватели; но их назначал правитель провинции, и на них смотрели как на его делегатов. Точно так же в городах существовала еще юрисдикция выборных магистратов, но все их решения можно было обжаловать перед правителем. В итоге всякий суд совершался чиновниками императора.

Всякое постановление суда могло быть обжаловано, но это уже не была апелляция к народу, как во времена Республики: на действия дознавателей апеллировали правителю провинции, на него— викарию, на викария-префекту претория; другими словами, на приговор каждого чиновника приносили апелляционную жалобу его начальнику. Было столько же апелляционных инстанций, сколько степеней чиновничьей иерархии; но в любом случае судиться приходилось у чиновника.

Можно составить себе довольно верное представление о положении суда в Римской империи, если предположить, что у нас (во Франции) совершенно деспотический образ правления, без каких бы то ни было ограничений и без контроля, и что в то же время все судебные трибуналы уничтожены, а суд творят префекты в качестве агентов абсолютной центральной власти. Не нужно при этом забывать, что в ту эпоху не существовало никаких законов, кроме тех, которые исходили от императора. Законом являлось то, что государь сказал, или что он написал, или же то, что он ответил на обращенный к нему запрос чиновника. Закон был не что иное, как воля императора.

Таким образом, вся власть, и административная, и законодательная, и судебная, сосредоточивалась в руках одного человека или же в руках его агентов.

При таком порядке совершенно естественно было появление предварительного заключения. Древним гражданским общинам оно было неизвестно. Обвиняемый оставался на свободе, если только он вносил соответствующий залог. Во времена же Империи предварительное заключение установилось окончательно. Пытка стала общераспространенным средством для проведения дознания, — раньше же ей подвергались только рабы. Система наказаний сделалась также более суровой: появились разные новые виды казни, бичевание, конфискация, каторжные работы в рудниках, рабство.

Конфискация, по-видимому, пришлась особенно по вкусу императорским судьям. Всякий приговор к смертной казни или к изгнанию сопровождался конфискацией имущества осужденного. Это же наказание назначалось и самостоятельно за множество разных преступлений, например, в том случае, если декурион женился на рабыне, если хозяин давал у себя приют вору, если кто-нибудь для уменьшения подати скрывал истинную ценность своего имущества, и за многие другие не особенно значительные проступки. Таким образом, государство обогащалось благодаря преступлениям частных лиц, и оно оказывалось заинтересованным в том, чтобы были виновные. Суд, вместо того чтобы защищать собственность, объявлял ей войну; вместо того чтобы оберегать жизнь и имущество людей, он, казалось, наоборот, отдавал и то, и другое на полный произвол власти.

Верительные грамоты ( фр. Lettres de créance , англ. Credentials ) — документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве [1] . В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа [2] . Гра́мота (grammata — византийское) — на Руси X—XVII веков деловой документ (главным образом, так называли акты ) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии , где grammata обозначала послания, указы а также любые другие письменные документы .

В современной дипломатии при установлении и поддержании дипломатических отношений верительные грамоты при назначении в страну пребывания дипломатических представителей высшего ранга :

    • подписываются лично главой государства, назначающего дипломатического представителя:
    • скрепляются подписью министра иностранных дел;
    • адресуются лично главе государства пребывания;
    • вручаются лично дипломатическим представителем высшего ранга главе государства пребывания в торжественной обстановке;
    • порядок (очерёдность) вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

Уже в Византии существовали системы верительных грамот. Гра́мота (grammata — византийское) — на Руси X—XVII веков деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы а также любые другие письменные документы.





К XVII веку относится и первая классификация официальных российских представителей, направлявшихся с дипломатическими поручениями в иностранные государства. Они подразделялись на три категории (класса) в зависимости от политического значения, которое придавалось их миссии:

Содержание и функции современных верительных грамот

  • Грамоты начинаются с официального, конституционного наименования главы государства, который направляет посла.
  • Затем следует полный титул главы принимающего государства.
  • Выражается желание назначением нового посла способствовать дальнейшему развитию и углублению отношений между двумя странами.
  • В тексте грамот указывается, что глава государства просит главу другого государства, к которому верительные грамоты адресованы, верить всему тому, что данный дипломатический представитель будет заявлять в стране пребывания; фиксируется, кто направляется в качестве представителя и в каком ранге, причём, как правило, констатируется состояние отношений между странами.

Просьба верить действиям и словам дипломатического представителя — основное в верительных грамотах. Но следует отметить, что верительные грамоты сами по себе не дают права дипломатическому представителю подписывать международные соглашения без специальных на то полномочий за подписью главы государства или главы правительства.

В республиках и конституционных монархиях они, как правило, скрепляются министром иностранных дел, в абсолютных монархиях этого нет.

В большинстве стран вручение верительных грамот является результатом признания и означает взаимное признание де-юре двух правительств. В некоторых государствах вручение грамот не требует обязательного признания де-юре. В этом случае вручение верительных грамот может сопровождаться оговорками о характере отношений, а верительные грамоты удостоверяют представительный характер деятельности дипломата.

Форма верительных грамот

Форма верительных грамот является своеобразным отражением дипломатического права стран. Их редакция различная. Она определяется тем, из какой страны пребывает дипломат, этапам её исторического развития. В феодальную эпоху верительные грамоты отличались большой пышностью формы и стиля. В новейшее время формат грамот везде становится проще.

Порядок вручения верительных грамот

Прибывший дипломатический представитель обязан для осуществления своих функций как можно быстрее вручить верительные грамоты главе государства страны пребывания. В случае неоправданной задержки вручения грамоты правительство страны пребывания вправе требовать его отзыва.

Если дипломатический представитель приезжает в страну впервые после установления дипломатических отношений, то он обычно делает краткое заявление для печати по прибытии в столицу данного государства, в котором сообщает о задачах, поставленных перед ним пославшим его правительством.

В большинстве стран в связи с напряжённым графиком работы главы государства торжественные церемонии по случаю вручения послами верительных грамот проходят не индивидуально, а организуются с периодичностью 2—4 раза в год. При этом на каждой церемонии сразу несколько послов по очереди вручают свои верительные грамоты [9] [10] . Порядок (очерёдность) вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

До вручения представителем своих верительных грамот все отношения с официальными органами государства пребывания осуществляются только через протокольный отдел министерства иностранных дел данной страны.

Как правило, ещё до официальной церемонии вручения верительных грамот главе государства и сразу по прибытии в страну дипломатический представитель наносит незамедлительно визит руководителю протокольного отдела и узнаёт у него установленный в данном государстве порядок вручения верительных грамот.

Потом он наносит визит министру иностранных дел, с тем, чтобы представиться, передать ему копию верительных грамот [11] и текст речи, которую он намерен произнести при его вручении, если это предусмотрено по обычаям данной страны. С момента вручения копии верительных грамот министру иностранных дел страны пребывания считается, что посол приступил к исполнению своих обязанностей де-факто.

Однако официальной датой вступления в должность де-юре считается час и день вручения дипломатическим представителем верительных грамот главе государства страны пребывания.

Юрисдикция - это слово, заимствованное из правовой системы, получившее широкое распространение в богословии , где, например, оно часто используется в противоположность порядку, чтобы выразить право прислуживать таинства как нечто добавленное к власти совершать их. Таким образом, он используется для обозначения территориальных или иных границ церковной, исполнительной или законодательной власти. Здесь он используется как орган, с помощью которого судебные исполнители расследуют и решают дела в соответствии с каноническим правом .

Он также рассматривался как рукоположенный Богом, который властвовал над своим мирским имуществом. Как Церковь в древние времена имела исполнительную и законодательную власть в своей духовной сфере, так и в ней были судебные исполнители, расследующие и решающие дела. До союза с государством его власть в этом направлении, как и в других, была просто над духами людей. Принудительная светская власть над их телами или имуществом могла быть дана только с уступки светского правителя. Более того, даже духовная власть над членами Церкви, то есть крещеными людьми, не могла быть заявлена ​​исключительно как право церковными трибуналами, если предмет дела был чисто мирским. С другой стороны, очевидно, что все верующие подчинялись этим судам (когда действовали в пределах своей собственной сферы), и что в древние времена не проводилось различия в этом отношении между духовенством и мирянами.

СОДЕРЖАНИЕ

Католическая каноническая юрисдикция

Общее понятие и классификация

Принято говорить о тройственном служении Церкви: служение учения (пророческое служение), священническое служение и пастырское служение (управляющее служение), и, следовательно, трехчастное служение Церкви: учительская власть, служебная власть. и правящая власть. Поскольку учение Церкви авторитетно, учительский авторитет традиционно входит в состав руководящего авторитета; тогда различают только министерскую власть и правящую власть.

Под властной властью, которая дается посредством акта посвящения , понимается внутренняя и в силу ее неизгладимого характера постоянная способность совершать действия, посредством которых передается Божественная благодать. Под властью, которую дает Церковь ( missio canonica , каноническая миссия), понимается власть направлять и управлять Церковью Бога. Юрисдикция в той мере, в какой она охватывает отношения человека с Богом, называется юрисдикцией внутреннего форума или юрисдикцией форума Небес ( jurisdictio poli ). (См. Церковный форум ); это опять-таки либо сакраментальное, либо покаянное, если оно используется в Таинстве покаяния , либо вне-сакраментальное, например, при предоставлении разрешения от частных обетов. Юрисдикция в той мере, в какой она регулирует внешние церковные отношения, называется юрисдикцией внешнего форума или, вкратце, jurisdictio fori . Эта юрисдикция, фактическая власть постановления - законодательная, судебная или кооперативная. Юрисдикция может быть разной. Он также может проводиться либо для обоих форумов, либо только для внутреннего форума, например, приходским священником.

Юрисдикция может быть далее подразделена на обычную, квази-обычную и делегированную юрисдикцию. Обычная юрисдикция - это то, что постоянно связано Божественным или человеческим законом с постоянной церковной службой. Его обладатель называется обычным судьей. По Божественному закону Папа имеет обычную юрисдикцию для всей Церкви и епископа для своей епархии. По человеческому праву эта юрисдикция принадлежит кардиналам , должностным лицам Римской курии и конгрегациям кардиналов, патриархам , приматам , митрополитам , архиепископам, праелатам нулевым и прелатам с квази-епископальной юрисдикцией, орденам или высшим генералам. орденов, кафедр собора по своим делам, архидиаконата в средние века и приходских священников на внутреннем форуме.

Делегация

При необходимости делегат может сам делегировать, т. Е. Субделегат, квалифицированного лица; он может сделать это, особенно если он папский делегат , или если он получил разрешение, или если он был делегирован по ряду дел. Поскольку делегирование представляет собой новый суд, апелляция может быть подана от делегата к делегатору, а в случае подчинения - к первоначальному делегатору. Делегированная юрисдикция истекает в случае смерти делегата, в случае, если комиссия не была выдана ввиду постоянства его должности, в случае потери должности или смерти делегата, в случае, если делегат не действовал ( re adhuc integration , вопрос остается в силе), при отзыве его полномочий делегатором (даже в случае adhuc nondum integration , вопрос уже не в сохранности), по истечении отведенного времени, по урегулированию вопроса, по заявлению делегата, что он не имеет силы.

Развитие юрисдикции в строгом смысле слова

Католическая церковь считает себя вправе как совершенное и независимое общество, имеющее все средства для достижения своей цели, разрешать в соответствии со своими законами споры, возникающие в отношении ее внутренних дел, особенно в отношении церковных прав ее членов, а также при необходимости выполнить свое решение с помощью соответствующих средств принудительной, судебной или гражданской юрисдикции. Это подразумевает право наставлять или предупреждать своих членов, церковных или мирян, которые не соблюдают его законы, и, если необходимо, наказывать их физическими средствами, то есть принудительной юрисдикцией.

Церковь имеет власть судить грех на внутреннем форуме, но грех может быть в то же время внешне проступком или преступлением ( delictum, crimen ), когда ему угрожает внешнее церковное или гражданское наказание. Церковь также судит церковные преступления на внешнем форуме, применяя наказания, за исключением случаев, когда проступок остается в тайне. В этом случае он, как правило, довольствуется добровольно принятым покаянием.

Последнее различие следует проводить между необходимой юрисдикцией и добровольной юрисдикцией; последний предполагает добровольное подчинение со стороны тех, кто ищет в юридических вопросах сотрудничества с церковными учреждениями, например нотариально оформленных документов, завещаний и т. д. Судебная власть, описанная выше, строго так называемая юрисдикция, была дана Христом Его Церкви Апостолы использовали и передали их преемникам (Матфея 18:15 sqq .; 1 Коринфянам 4:21; 5: 1 sqq; 2 Коринфянам 13:10; 1 Тимофею 1:20; 5:19 sqq.) .

С самого начала христианской религии церковный судья, то есть епископ, решал спорные вопросы, которые носили чисто религиозный характер ( causae simple ecclesiasticae ). Эта юрисдикция Церкви была признана гражданской (имперской) властью, когда она стала христианской. Но задолго до этого первые христиане, следуя увещеванию апостола Павла (1 Коринфянам 6:14), имели обыкновение подчиняться церковной юрисдикции в вопросах, которые по своей природе принадлежали гражданским судам. Пока христианство не признавалось государством, на совести человека оставалось только подчиняться он решению епископа или нет. Как только христианство получило гражданское признание, Константин Великий возвел прежнее частное обиходо в публичное право. Согласно имперской конституции 321 года, стороны в споре могли по взаимному согласию передать дело епископу, даже если оно уже находилось на рассмотрении гражданского судьи, и последний был обязан привести в исполнение решение Верховного суда. епископ. Еще одна конституция 331 г. предусматривала, что на любой стадии иска любая из сторон могла апеллировать к епископу даже вопреки воле других, но Аркадий в 398 г. и Гонорий в 408 г. ограничили судебную компетенцию епископа этими делами. в котором обе стороны обратились к нему. Эта арбитражная юрисдикция епископа не была признана в новых тевтонских королевствах. Во франкских королевствах чисто церковные споры относились к юрисдикции епископа, но смешанные дела, в которых проявлялись гражданские интересы, например, вопросы брака, судебные иски, касающиеся церковной собственности и т. Д., Принадлежали гражданским судам.

В средние века церкви удалось расширить свою юрисдикцию на все вопросы, которые представляли церковный интерес ( causae spiritibus appae ), все судебные тяжбы, касающиеся браков; вопросы, касающиеся погребения; завещания; компакты, ратифицированные под присягой ; вопросы, касающиеся бенефициаров ; вопросы патронажа ; судебные тяжбы относительно церковного имущества и десятины . Кроме того, все гражданские тяжбы, в которых рассматривается элемент греха ( ratio peccati ), могут быть вызваны в церковный суд.

Также церковный суд имел юрисдикцию над делами священнослужителей, монахов и монахинь, бедных, вдов и сирот ( personae miserabiles , нуждающиеся) и тех лиц, которым гражданский судья отказал в правовой защите. Эта далеко идущая гражданская юрисдикция церкви в конечном итоге вышла за естественные границы церкви и государства. Реакция на такое положение дел возникла в Англии еще в двенадцатом веке, распространилась на Францию ​​и Германию и приобретала все большее влияние и оправдание по мере того, как улучшалось отправление правосудия со стороны государства. В конце долгой превратной борьбы Церковь утратила свою юрисдикцию в отношении res Spiritibus Annexal, невзирая на требования Тридентского Собора, а также привилегию духовенства и, наконец, юрисдикцию в супружеских делах в том, что касалось их гражданского характера.

Что касается церковной юрисдикции в уголовных делах, Церковь сначала осуществляла юрисдикцию только в отношении чисто церковных преступлений и применяла только церковные наказания, например отлучение от церкви и в случае смещения священнослужителей. Соблюдение этих наказаний должно было быть оставлено на совести человека, но с официальным признанием церкви государством и увеличением церковных наказаний, пропорциональным увеличению церковных преступлений, пришло обращение от церкви к светским рука о помощи в обеспечении соблюдения указанных наказаний, которая всегда предоставлялась добровольно. Некоторые правонарушения, особенно отклонения от католической веры, были объявлены государством наказуемыми по гражданскому праву, и к ним были применены светские наказания, а также некоторые дисциплинарные проступки священнослужителей. И наоборот, в средние века Церковь усилила свою уголовную юрисдикцию в гражданской сфере путем наложения различных наказаний, некоторые из которых были чисто светскими по своему характеру.

При наказании преступлений чисто церковного характера Церковь безоговорочно пользовалась помощью государства для исполнения наказания. Когда в вышеупомянутом посыльном суде, проводившемся епископом во время его посещения, он налагал наказание за гражданские проступки мирян, наказание, как правило, налагалось имперским графом ( Графом ), который сопровождал епископа и представлял гражданскую власть. . Позже возобладал принцип, согласно которому правонарушение, уже наказанное светским судьей, более не подлежит наказанию церковным судьей.

Когда посыл начал исчезать, как церковные, так и светские судьи в целом были признаны одинаково компетентными в отношении смешанных правонарушений. Предупреждение (предыдущее решение дела одним или другим судьей) было решающим. Если дело было передано на рассмотрение церковного судьи, он одновременно применял гражданское наказание, но не телесные наказания, такие как смертная казнь . Если обвинение предъявлялось светскому судье, гражданское наказание налагалось им, а действия церкви ограничивались наложением аскезы. Церковь в конечном итоге потеряла гораздо большую часть своей уголовной юрисдикции по тем же причинам, которые с конца средневековья привели к утрате большей части ее спорной юрисдикции, и таким же образом. Более того, начиная с пятнадцатого века, recursus ab abusu, который впервые возник во Франции ( appelcom d'abus ), то есть призыв к злоупотреблению властью со стороны церковной власти, во многом ослабил и дискредитировал церковную юрисдикцию.

Сфера юрисдикции в строгом смысле слова

Сегодня единственными объектами спорной церковной юрисдикции (в которой, однако, государство часто принимает участие или вмешивается) являются: вопросы веры, совершение таинств , особенно заключение и поддержание брака, проведение церковных служб, сотворение мира. и изменение бенефициаров, назначение и отпуск церковных должностей, права бенефициаров как таковых, церковные права и обязанности покровителей, церковные права и обязанности верующих, управление церковной собственностью.

Что касается уголовной юрисдикции церкви, то теперь она предусматривает для мирян только церковные наказания и исключительно за церковные преступления. Если когда-либо наступят гражданские последствия, их может принять во внимание только гражданская власть. Что касается духовенства, то власть церкви наказывать их за дисциплинарные проступки и злоупотребление служебным положением широко признается государством. Если церковь и государство не разделены, государство помогает расследовать эти преступления, а также выполнять канонически вынесенные церковные решения.

Что касается гражданских правонарушений духовенства, церковная юрисдикция не влечет за собой светских последствий, хотя Церковь вправе наказывать такие преступления церковными санкциями. Согласно Папской булле "Apostolicae Sedis moderationi" (12 октября 1869 г.), те лица подпадают под отлучение, закрепленное за папой speciali modo , который прямо или косвенно препятствует осуществлению церковной юрисдикции на внешнем форуме или во внутреннем форуме, поскольку а также те, кто обращается из церковной юрисдикции в гражданскую; наконец, каждый законодатель или лицо, облеченное властью, которое прямо или косвенно заставляет судью ссылаться на церковных лиц в гражданском суде. В различных конкордатах с гражданской властью Церковь более или менее отказалась от привилегии духовных лиц.

Смотрите также

Источники и ссылки

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Читайте также: