В китае можно было свободно поменять свое место сословие если выполнить определенные условия

Обновлено: 18.09.2024

Дата: 30.11.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цели: рассмотреть сословный строй средневековой Европы; охарактеризовать феодальные отношения.
План

Оборудование: Вед. §11.


    • Как возникло сословное общество? (Свободный человек постоянно оказывался в опасности. Чтобы найти себе могущественного покровителя, он был вынужден признать свою зависимость от магната.)

    • Подумайте, на какие сословия делилось средневековое общество? (Феодалы, духовенство, крестьяне.)

Каждое из этих сословий выполняло определённую функцию. Феодалы защищали общество, крестьяне его кормили, а духовенство за всех молилось. Общество сравнивалось с человеческим организмом, где каждый орган имел определённую функцию. Место каждого человека, по мнению мыслителей Средневековья, было установлено Богом и не подлежало обсуждению. Неслучайно, сословия предполагались как замкнутые корпорации. Лишь сын рыцаря мог быть рыцарем, а сын крестьянина – крестьянином. Открытым оставалось лишь духовное сословие. Конечно, на практике имели место перемещения в рамках сословной иерархии. Однако это не соответствовало норме.

Материал учебника
Расцвет Средневековья. XI век оказался важной вехой в истории Европы. Средневековье вступило в пору своей зрелости, когда своеобразие эпохи проявилось наиболее ярко. Этот период продолжался в Европе примерно до рубежа XIII-XIV веков.

К середине XI века эпоха непрерывных вторжений подошла к концу. Жизнь стала намного безопаснее, и потому хозяйство и общество могли развиваться быстрее, чем прежде. Зрелое Средневековье стало временем важных перемен. Развивалось сельское хозяйство, осваивались прежде пустовавшие земли, быстро увеличивалось население, значительная часть которого проживала в бурно растущих городах. Торговля всё теснее связывала между собой прежде почти изолированные области Европы.

XI-XIII века – время наивысшего могущества католической церкви и папства, выступившего организатором Крестовых походов. Но в это же самое время церковь переживала значительные трудности, связанные с широким распространением ересей. Одновременно усиливалась королевская власть, постепенно бравшая верх над силами феодальной раздробленности. В Европе появились первые сословно-представительные органы, с этого времени игравшие в истории важную роль. В полной мере сформировалось средневековое общество, возникли первые университеты, были созданы подлинные шедевры средневековой культуры.

Общество – совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности.


  • Выделите важнейшие черты феодального общества.

  • Какую роль в феодальном обществе играла теория трёх сословий?

Рождение нового устройства общества. К XI веку в Западной Европе сложилось новое общественное устройство, глубоко отличное и от античного, и от древнегерманского. Чтобы понять, как и почему это произошло, нам придётся мысленно вернуться назад, в первые столетия после Великого переселения народов.

Прежде всего, окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королём усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно земледельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.

Могли ли свободные крестьяне избежать зависимости? Увы, шансов на это почти не было. В зависимость попадали те, кто, не имея собственной земли, получал её у крупного землевладельца; те, кто не мог отдать долги; те, кто вступил в брак с кем-либо из зависимых. Свою лепту в распространение уз зависимости внесла и королевская власть.

Вспомним: в это время нескончаемые военные угрозы заставляли государей создавать профессиональное конное войско. Его организовывали Карл Мартелл во Франкском государстве, Альфред Великий в Англии, Генрих I в Германии. Роль пешего ополчения постепенно сходила на нет. Королевскими указами крестьяне освобождались от обременительного права воевать. Перестав быть воином, крестьянин постепенно терял и право носить оружие, и право участвовать в судебных заседаниях, то есть всё то, что составляло основу его свободы.

Постепенно – в разных странах в разное время – почти все крестьяне теряли связь с военным делом и попадали в зависимость от сеньоров. А военное дело становилось занятием профессиональных воинов, которые сосредоточивали в своих руках землю и власть над обрабатывающими её крестьянами.

Рядом с крестьянами и воинами в христианской Европе формировалось многочисленное духовенство. Оно оказалось ещё одной важной силой в средневековом обществе.
Три сословия. Люди того времени по-разному представляли себе, как устроено их общество. Одни делили его на мирян и служителей церкви, другие – на богатых и бедных, третьи выделяли в обществе не два-три, а множество разных слоёв. Но, пожалуй, наиболее важную роль и в эпоху Средневековья, и позже, в Новое время, сыграла теория, в соответствии с которой общество делилось на три большие группы – сословия, и каждому человеку Бог предназначил место в одном из них. По тем задачам, которые они выполняли в обществе, выделялись сословия молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все члены общества, не входящие в первые два сословия, но, прежде всего, крестьяне.

Сословия – это большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, передающиеся по наследству.

Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о душах, являлось заступником за людей перед Богом, служило примером веры и нравственности для всего общества. С точки зрения человека Средневековья, эта роль была самой важной. Воюющие проливали свою кровь, защищая всё общество от внешних врагов. Именно они должны были обеспечивать порядок и правосудие, с оружием в руках распространять христианскую веру среди язычников. Трудящиеся кормили всех остальных. Благодаря их тяжкому труду два других сословия могли выполнять свои обязанности.

По сравнению с двумя первыми крестьянство рассматривалось как низшее, третье сословие. Но, в отличие от Древнего Рима, где физический труд считали делом рабским и недостойным свободного человека, в эпоху Средневековья те, кто трудились своими руками, считались необходимыми и уважаемыми членами общества. Высокая оценка крестьянского труда способствовала хозяйственному развитию средневековой Европы.

Мыслители той эпохи нередко сравнивали строение общества с человеческим телом, уподобляя молящихся груди, воюющих – рукам, а трудящихся – ногам. Тем самым подчёркивалось, что в обществе все сословия хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга; если они не будут действовать слаженно, то общество не сможет существовать.

Из трёх сословий первое – духовенство – пополнялось за счёт выходцев из двух других. Напротив, принадлежность к сословиям воюющих и работающих считалась наследственной: только сын рыцаря может стать рыцарем, а заниматься крестьянским трудом должны только дети крестьян. Конечно, на практике бывали случаи возвышения крестьянина до положения рыцаря или, напротив, утраты рыцарем места в своём сословии. Но это случалось достаточно редко и считалось нарушением нормального течения жизни.


  • Кто такой феодал? (Обладатель феода.)

  • Что такое феод? (Земельное владение, обусловленное службой и передаваемое по наследству.)

  • Почему Средневековье часто называют эпохой феодализма? (Это период, когда феодалы безраздельно господствовали в обществе.)

  • Кто был высшим сеньором в том или ином регионе Европы? (Король или император.)

Правда, короли объявлялись вассалами Бога, а иногда они признавали свою зависимость от папы.

Дополнительный материал
В бурные годы нашествий викингов и сарацин подходит к концу действие древнего германского принципа, по которому каждый свободный человек имеет право носить оружие. Вскоре свободные, но безоружные бедняки, материальное положение которых ставило их на столь низкую ступень социальной лестницы и также угнетало духовно, практически ничем не станут отличаться от зависимых людей. Так, уже капитулярий 808 г., озаглавленный De exercitu promovendo, начинает проводить различие между liberi (свободными) и pauperes (неимущими). С формальной точки зрения различие некорректно. В самом деле, как можно сравнивать две неоднородные категории, одна из которых юридическая, другая – социально-экономическая и идеологическая. Однако с практической точки зрения различие это весьма показательно: только тот, кто располагает имуществом и в состоянии позаботиться самостоятельно о своей вооруженной защите и, таким образом, внести непосредственный вклад в оборону общества, может всерьёз называть себя свободным человеком.

Тем временем продолжалось возвышение как тех, кто был достаточно богат, чтобы вооружиться, так и тех, кто вопреки своему положению получал от своих господ необходимые для приобретения оружия средства благодаря каким-то своим личным достоинствам – физической силе либо особым талантам, раскрывшимся при благоприятном стечении обстоятельств. Возвышались также члены господской свиты, входившие в состав комитата или отряда телохранителей сеньора. Они привнесли в феодальную и рыцарскую эпоху дух германской военной дружины.

Изменения тактико-стратегической обстановки на Западе в связи с распространением лобовой атаки и необходимостью сочетать утяжеление веса вооружения с маневренностью конницы привели к тому, что вооружиться – это, прежде всего, значило добыть себе боевого коня и обеспечить его содержание. По этой причине потерять благосклонность господина или имущество, то есть право на владение землёй, означало для воина (miles) деградировать до уровня безоружного крестьянина (rusticus). В то же время способные и удачливые крестьяне могли рассчитывать на возвышение до ранга воина. В отличие от древнегерманского деления общества на свободных и рабов феодальное деление на воинов (miles) и крестьян (rustificus) – не важно, были ли земледельцы свободными людьми или рабами, - обеспечило на рубеже XI-XII вв. усиление социальной мобильности, санкционировав при этом превосходство узкого слоя военных над остальной массой крестьянства. Быстрые восхождения вверх по социальной лестнице и столь же быстрые падения вниз становятся обычным явлением. Особенно если речь идёт о падениях, которые были положены в основу морализаторского направления в искусстве, засвидетельствованного, например, романской скульптурой.

При всём том фундаментом богатства по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Благосостояние, связанное с ним, было довольно статичным, оно хотя и росло, но чрезвычайно медленно. В свете сказанного более понятно то, каким образом в ходе этого процесса мало-помалу происходит выделение, с одной стороны, немногочисленных богатейших военных семейств, тесно сплочённых друг с другом на основе профессиональной специализации, готовиться к которой начинали с самого раннего возраста, и с другой – массы неимущих семей, безоружных и обречённых на то, чтобы весь свой век гнуть спину в поле. В духовном плане человек, рядившийся в одеяния защитника (defensor) своего народа и во имя его спасения готовый даже пролить свою кровь, символически как бы повторял деяния Христа. Выполнение профессионального долга воин оправдывал образом распятого Христа. Землепашец в эпоху, когда физический труд воспринимался по-библейски как наказание за первородный грех (первым же, кто был принужден возделывать землю, считался Каин), становится символом падшего, греховного и проклятого человечества.

Сеньоры и вассалы. Хотя формально первым сословием считались молящиеся, реально ведущая роль в обществе принадлежала воюющим. В условиях постоянных войн именно они могли защитить себя и остальных. Поэтому воюющие владели большей частью земли, то есть тем, что было главной ценностью средневекового общества. Земля, которую обрабатывали зависимые крестьяне, давала её собственникам и богатство, и власть, и престиж.

Но не только крестьян их связь с землёй вовлекала в отношения зависимости. Сеньоры тоже не могли быть абсолютно свободными и оказывались в определённой зависимости друг от друга. Ключевую роль в этих связях играл феод. Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют феодалами. А поскольку именно феодалы господствовали в обществе, то и весь строй жизни той эпохи принято называть феодализмом. Соответственно историки употребляют такие понятия, как феодальное общество, феодальное государство.

Отношения между сеньором и вассалом начинались с торжественной церемонии передачи феода. Вначале вассал объявлял себя человеком сеньора. Стоя на коленях, он вкладывал свои руки в руки сеньора, затем обменивался с сеньором поцелуем и произносил клятву верности. Сеньор вручал ему какой-либо предмет (посох, знамя) в знак наделения феодом. С этого момента вассал и сеньор устанавливали прочные личные связи друг с другом, которые в идеале должны были не только продолжаться при их жизни, но и наследоваться их потомками.

Главная обязанность вассала заключалась в военной конной службе сеньору. Обычно вассал нёс службу в течение 40 дней в году, и самые ожесточённые войны иной раз надолго прерывались, когда заканчивался срок службы вассалов. Кроме того, вассал должен был помогать сеньору советом, заседать в его суде. В определённых случаях (например, для выкупа сеньора из плена) вассал оказывал денежную помощь сеньору.


  • В каком случае власть сеньора над вассалами была более прочной?

В идеале храбрые вассалы верно служили справедливому сеньору, который щедро их вознаграждал. Реальность заметно отличалась от идеала. Средневековью хорошо известны и несправедливые сеньоры, и неверные вассалы, и кровопролитные усобицы между ними. К тому же часто вассал получал не один, а два или более феода от разных сеньоров. В этом случае отношения между сеньорами и вассалами сильно запутывались, порой было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь.

В столкновениях между сеньорами и вассалами последние часто брали верх, ведь многие из них были богаче и могущественнее своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.

В эпоху Средневековья все члены общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Крестьянин зависел от своего господина, феодал – от своего сеньора (но реально также и от вассалов). Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным.

ПИСЬМО ОДОНА, ГРАФА БЛУАСКОГО, КОРОЛЮ ФРАНЦИИ РОБЕРТУ (1025 ГОД)
…Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь, если дело касается условий происхождения, то, благодарение Богу, родовитость есть у меня. Если же дело касается качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне по милости твоей от предков моих перешло по наследству. Если дело касается исполнения службы, то тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод решил отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я могу оставить и не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость.

Китайское феодальное общество по давно установившейся традиции делилось на сословия земледельцев, ремесленников, торговцев и ученых (шэньши). Особым сословием были по существу и восьмизнаменные войска. Сословное деление не отражало имущественного положения различных членов китайского общества, их места и роли в системе феодальных производственных отношений. Иначе говоря, оно не совпадало с классовым делением. Например, в сословие земледельцев входили и крестьяне и помещики, в сословие ремесленников- и кустари и владельцы сравнительно крупных кустарно-промышленных предприятий, в сословие торговцев- мелкие торговцы и крупные купцы, обладавшие солидными капиталами.

Сословие ученых, являвшееся привилегированным и поставлявшее чиновников государственного аппарата, объединяло обладателей различных ученых степеней (сюцаев, цзюйжэне, цзиньши и ханьлиней) и чиновничьих

рангов. Доступ в него теоретически был открыт для представителей всех сословий, в том числе крестьян, ремесленников и мелких торговцев. Чтобы стать шэньши, нужно было прежде всего сдать государственный экзамен на низшую ученую степень сюцая, проводившийся в областных и провинциальных центрах раз в три года. Однако, чтобы освоить тот круг знаний классической конфуцианской литературы и навыков написания по определенной форме прозаических и стихотворных сочинений на западную тему, который требовался от экзаменующихся, нужно было располагать достаточным образованием и большим досугом, а следовательно, и известным достатком. Крестьяне, ремесленники и прочий трудовой люд обычно не располагали ни тем, ни другим, ни третьим. Поэтому доступ к экзаменам был для них практически закрыт. К тому же число лиц, которых разрешалось считать успешно выдержавшими экзамен, строго ограничивалось и составляло ничтожную долю экзаменующихся. В таких условиях успех дела решался не столько знаниями экзаменующихся, сколько их общественным и имущественным положением, протекцией влиятельных лиц либо вовремя подсунутой взяткой. Не удивительно, что обладателями ученых степеней становились в основном представители имущих классов- помещики, торговцы, сыновья чиновников. Впрочем, богач, если даже он и не сдал экзамен, мог стать шэньши, купив за деньги чиновничий ранг.

Ученые степени получало и какое-то число малообеспеченных лиц, которые случайно прорывались через экзаменационные препоны, поддерживая тем самым иллюзию о равных возможностях для представителей всех социальных слоев.

Большая часть шэньши не занимала никаких чиновничьих постов, оставалась дома, пользовалась привилегиями, связанными с принадлежностью к ученому сословию, вершила местными общественными делами и являла собой влиятельную силу, на которую опирались власти.

Шэньши были важной составной частью господствующего класса феодалов, наследниками и хранителями его традиций. Хотя привилегированное положение открывало им широкие возможности для обогащения, тем не менее, подобно другим сословиям, они были неоднородны в имущественном отношении.

Верхушку класса феодалов составляла маньчжурская феодальная аристократия во главе с императором.

Хотя формально признавался паритет в распределении чиновничьих должностей между маньчжурами и китайцами, однако фактические наиболее важные посты в центральном государственном аппарате, состоявшем из шести палат-министерств и ряда других ведомств, занимали представители маньчжурской знати. Они же преобладали в высших совещательных органах при особое императора- в государственном и военном советах. Высшие посты на местах- наместники, военные и гражданские губернаторы провинций, провинциальные казначеи и т.д. Они большей частью также замещались представителями маньчжурской династии.

Главное военной опорой Цинской династии были восьмизнаменные войска, состоявшие из маньчжуров, монголов и потомков тех китайцев, которые в свое время деятельно помогали маньчжурам в завоевании Китая. Эти войска насчитывали 262 тыс. человек. Примерно половина их размещалась в районе Пекина, а остальные располагались гарнизонами в провинциальных центрах и важных стратегических пунктах. Служба в них была наследственной. Восьмизнаменные войска обеспечивались всем необходимым гораздо лучше, чем другие. Их офицеры и солдаты наделялись из казны довольно крупными земельными участками, которые они обычно сдавали в аренду китайским крестьянам. Будучи привилегированной паразитической кастой, офицеры и солдаты восьмизнаменных войск проводили время в праздности, попойках, азартных играх и разврате, что не могло не сказываться самым отрицательным образом на их дисциплине и боеспособности. Кроме того, во всех провинциях имелись так называемые войска зеленого знамени (всего 660 тыс. человек). Их рядовой состав состоял из наемников-китайцев, а командный- из маньчжуров и китайцев.

Они не получали из казны земельных наделов, вооружались и снабжались хуже, чем восьмизнаменные войска, и также не отличались высокой дисциплиной и боеспособностью. И наконец, в сельских районах шэньши и помещики нередко создавали по своей инициативе вооруженные дружины (туань лянь) для поддержания порядка и оказания помощи цинским властям в борьбе против народных восстаний. Вместе с тем правящая маньчжурская верхушка всячески использовала для освещения и увековечения своей власти широко распространенную в старом Китае конфуцианскую идеологию.

Привилегированное положение маньчжуров, сосредоточение государственной власти в руках маньчжурской знати, введение некоторых унизительных для китайцев обычаев (выбривание у мужчин передней части черепа и ношение косы), а также беспощадные расправы цинских властей с китайскими патриотами не могли не вызывать справедливое недовольство и возмущение в массах китайского народа. Тем более что еще не были забыты чудовищные зверства, которыми сопровождалось маньчжурское завоевание Китая.

Китай во времена Цинской династии по-прежнему оставался тюрьмой для многочисленных малых народностей, населявших страну.

Эксплуатируемые своей феодальной верхушкой, эти народности одновременно подвергались гнету и притеснениям китайских помещиков и цинских властей и не раз поднимались на вооруженную борьбу против национальных угнетателей.

В Цинской империи можно различить две важнейшие категории государственных учреждений: центральная власть и местные власти.

Центральная власть

В первые годы после воцарения династии Цин наибольшей властью обладало Собрание князей и министров, возникшее из имевшегося прежде у маньчжур совета родовой знати. Собрание князей и министров находилось в руках маньчжурской аристократии, китайцам в нем не было места. В 30-х годах XVIII века военные и административные права перешли к Цзюньцзичу (Управление военных и политических дел) и маньчжурские министры и князья ведали важными и тайными делами, занимая места цзюньцзидачэнь (министров военных и гражданских дел).

1) министерство личного состава и аттестаций

2) министерство финансов

3) министерство церемоний

4) военное министерство

5) министерство юстиции

6) министерство общественных работ.

Это были высшие административные органы. Каждое министерство возглавляли министр и два его заместителя. Хотя должности эти замещались на равных началах маньчжурами и китайцами, однако вся реальная власть находилась в руках маньчжур.

Контролем и юстицией ведали главный ревизор (дучаюань) и верховный суд (далисы). Палата по делам вассальных территорий (лифаньюань) управляла районами национальных меньшинств. В этих органах власти высшие чиновные должности поровну занимали либо маньчжуры и китайцы, либо маньчжуры и монголы. Реальная власть также принадлежала маньчжурам.

Местные власти

Вся страна была разделена на 18 провинций. Провинции были разделены на более мелкие административные районы: фу (область), чжоу (округ), сянь (уезд), и т.д. Во главе каждой провинции должны были стоять сюньфу (военный губернатор) и бучжэнци (гражданский губернатор). Над ними стоял цзунду (наместник), который, совмещая управление военными и гражданскими делами, возглавлял несколько провинций. Например, провинции Цзянсу, Цзянси и Аньхуэй составляли область Лянцзян, подчиненную одному наместнику; провинции Гуандун и Гуанси объединялись в область Лянгуан под властью одного наместника. Наместник столичной провинции Чжили управлял только одной провинцией. В местных органах власти средние и низшие должности обычно занимали китайцы, а высшие- маньчжуры.

Цинское правительство разделило все должности по степени их важности на 4 разряда: места для маньчжур, места для монголов, места для

VinKen все записи автора Образованные люди средневековья. размышляли над тем, как устроено их общество, они и создали теорию трех сословий.
Ей была суждена необычно долгая жизнь — даже во времена Великой французской революции XVIII в. идея о трех сословиях вовсе не казалась устаревшей.


Три сословия общества (средневековое изображение)

Согласно теории трех сословий, каждому человеку определено Господом место в одной из трех больших групп — молящихся, воюющих и работающих.
Первая группа — это духовенство,


вторая — рыцарство (сеньоры)



Общественное положение наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря — рыцарем или же, скажем, аббатом. (Не случайно и сейчас сословиями называют такие общественные группы, в которых права и обязанности передаются по наследству.)


Крестьяне сдают оброк. Гравюра

Рубрики: ~Разное~
Метки: сословия средневекового общества
Понравилось: 1 пользователю









Основных сословий было три, купцы по -ходу не входили ни в одну коалицию.
И всё потому, что их профессия не считалась столь необходимой в то время.

Бесспорно, торговля важна.
Просто тут речь идёт о раннем Средневековье, когда и была развита эта теория о трёх основных сословиях.
Со временем, с развитием городов, появится ещё одно сословие - горожане (туда и можно отнести и торговцев, и ремесленников, мастеровых всяких)

Логично. Крестьяне это деревня, а деревня это не только поля , но и кузнецы и прочие мастеровые. Торговали сами крестьяне своим урожаем. Всё вместе это крестьянское сословие, которое трудится.

Во времена Средневековья тоже была своя общественная структура. Но в ее основе лежал совершенно иной принцип, нежели богатство и благосостояние. Общество делилось не на классы, а на сословия, каждое из которых выполняло свою особую функцию.
1) духовное сословие, которое состояло из епископов, священников и монахов – в их функцию входила молитва, совершение богослужений и других священных обрядов, проповедь и дела благотворительности;
2) рыцарское сословие, включавшее в себя короля, герцогов, графов и маркграфов, баронов и простых рыцарей – в их функцию входило защита христианских земель от внешних вторжений, поддержание справедливости и порядка, покровительство духовенству, сиротам и вдовам, то есть тем, кто не мог сам себя защитить;
3) третье сословие, к которому крестьяне, горожане, ремесленники, купцы и пр. – они должны были усердно трудиться (каждый на своем месте) и содержать свои трудом не только себя, но и первые два сословия, на которые ложилась забота о духовном спасении и физической безопасности простых граждан.

Как поступит президент РФ, когда в НАТО отвергнут договор о безопасности?

Сергей Аксенов

На фото: вид на здание МИД РФ



Администрация Джо Байдена считает часть предложений Москвы, содержащихся в обнародованном 18 декабря проекте договора между Россией и США о гарантиях безопасности неприемлемыми, сообщает агентство Bloomberg. При этом некоторые пункты документа могут быть полезными. Официальный ответ Вашингтон планирует дать на следующей неделе.

Фактически отвергла предложения России и Европа. Страны имеют право выбирать себе политику безопасности и союзы, считают во внешнеполитическом ведомстве ЕС. Министры обороны стран Северной Европы и Балтии, экстренно собравшись в видеоформате, единодушно решили, что с требованиями РФ государства Запада не могут согласиться ни при каких условиях.

Какие возможности есть для этого у России? Об этом рассказал военный эксперт Константин Сивков.

— Положительной реакции на предложения Москвы по безопасности не будет, так как конфликт Запада и России носит сущностный, антагонистический характер. Задача Запада — уничтожение и взятие под контроль России, уничтожение суверенитета нашей страны. Без победы над Россией Запад решить задачу собственного выживания не сможет. Потому что США сейчас сами находятся на грани распада, а Европа настолько дезорганизована (миграционный кризис, внутренние конфликты ), что выживаемость государственных элит там под вопросом. Поэтому им нужна война.

— Духовная сила российского народа, к сожалению, лишь бледная тень духовной силы, которую имел советский народ. Особенно в 1940—1950-х годах. Вооруженные силы России сейчас скромнее того, что имел Советский Союз. Несмотря на героизм отдельных бойцов, групп военнослужащих, который они демонстрируют, например, в Сирии.

Поэтому сегодня Россия способна успешно решать тактические задачи — отражать наступление, вести боевые действия, максимум в рамках локальной войны. Группировкой численностью до 1 млн. человек при полной мобилизации (например, у американцев в Ираке было до 800 тысяч бойцов). Это мы вытянем. В реальности же приемлемая численность группировки может быть 300−400 тысяч человек.

— Более масштабные военные кампании Россия вытянет только с помощью ядерного оружия. Это надо четко понимать. Собственно, именно эти параметры и закреплены в нашей военной доктрине. Да, мы можем решить задачу нейтрализации Европы и США. Но путем их физической ликвидации нашим ядерным потенциалом.

— США и Европа исчезнут физически. Выживших там почти не будет. Но и мы будем уничтожены. Разве что судьба России будет получше, потому что у нас большая территория. Всю ее они покрыть ядерными ударами не смогут. Поэтому процент выжившего населения будет выше. Хотя Россия как государство после масштабной ядерной войны, скорее всего, исчезнет. Распадется на фрагменты.

Но для того, чтобы усадить США и НАТО за стол переговоров, нужен какой-то сверхпотенциал. В настоящий момент такой потенциал Россия своим противникам не предъявляет. А он есть. Это создание мегаоружия. Россия располагает возможностью использовать сверхмощные боеприпасы мощностью до 100 мегатонн. Их испытания были проведены в СССР еще в 1961 году.

Также, возможно развертывание серийного производства гиперзвукового оружия и крылатых ракет большой дальности, которые не подпадают под договор СНВ-3 и могут достать до территории США. У американцев нет сплошной системы противовоздушной обороны. Их система, построенная на наземных РЛС, имеет огромные дыры.

— Это военно-технический ответ. Но можно предпринять и военно-политический шаг. Мы должны создать с Китаем военный блок. Без альтернативы. И четко объявить, что он направлен против США и их союзников. Именно так действует Вашингтон, который создал военные блоки и против России, и против Китая.

Для сдерживания России НАТО имеет три эшелона: Восточная Европа, старая Европа и англосаксонская атлантическая ось. А против Китая два эшелона: первый, ближайший — это сообщество Южной Кореи, Японии, Индии и США. Этот блок пока не оформлен, но реально он существует. А второй, тыловой, уже оформленный — AUKUS.

Кроме того, поскольку американцы предоставили немцам право применять ядерное оружие против России, нам нечего стесняться и следует предоставить такое же право, скажем, Ирану и КНДР. А также заключить военные союзы и с ними. Нам нужно выстоять несколько лет. Не исключено, что США прекратят свое существование.

— Рассчитывать на то, что нам помогут дипломатические трюки, наивно. Подобные обращения — договоры о безопасности, если есть надежда на то, что их реально могут принять, всегда делаются скрытно, непублично. Предложение России — это демонстративный шаг, необходимый для того, чтобы начать принимать уже радикальные меры. Мол, раз вы отказались, то…

Если российское руководство не пойдет на вышеперечисленные шаги, то стоит задуматься о его адекватности.

По мнению военного эксперта Виктора Литовкина, Москве будет достаточно доказать свою силу на украинском театре боевых действий.

— У России достаточно убедительный военный потенциал. Только на земле у нас 320 ракет стратегического назначения. На них почти тысяча боеголовок. Но атаковать ими первыми мы, конечно, не будем.

Такой подход потенциального противника развязывает России руки по отношению к Украине. Мы может предпринять там разного рода действия, которые не допустят превращения этой страны в плацдарм для наступления на Россию и дальнейшего давления на нас.

Этим мы преподадим урок натовским и американским политикам — поставим их на место. В первую очередь американским, потому что НАТО - вассалы США, который выполняет их волю. Они ничего не смогут сделать. Перекроют трубу? Пусть. Кто будет мерзнуть? Европа — союзник США.

Читайте также: