Аэрофлот в гавану когда полетит

Обновлено: 18.09.2024

В связи с текущей эпидемиологической обстановкой рейсы некоторых авиакомпаний могут быть недоступны.

Куба — одно из доступных направлений Карибского региона, благодаря наличию прямых рейсов из России. Несмотря на манящие открыточные пляжи и колониальную архитектуру, многих туристов отталкивает от выбора Кубы, как места отдыха, длительный перелет.

Расстояние между российской столицей и Кубой — 9590 километров

Сколько времени лететь на Кубу и как добраться до острова наиболее удобно? Подробно рассказываем о перелете на Кубу из России.

Фото: © Ирина Порунова

Сколько лететь до Кубы прямым рейсом

Из России на Кубу летают как регулярные, так и чартерные рейсы. Время, сколько лететь на Кубу до Варадеро или Гаваны, отличается незначительно. Обычно туристы выбирают тот или иной город, исходя из своих предпочтений в отдыхе: в Гавану летят, чтобы наслаждаться колоритом старого города и его архитектурой, а в Варадеро — для отдыха на белоснежных пляжах в отельных комплексах.

Регулярные рейсы выполняются совместно авиакомпаниями Аэрофлот и Cubana de Aviacion в столицу Кубы — Гавану. Продолжительность, сколько лететь по времени Москва-Куба (Гавана) регулярным рейсом — 12 часов 30 минут. Рейс выполняется на самолетах Airbus A330-200.

В Варадеро (главный кубинский курорт) из Москвы летают:

  • Из Шереметьево: Royal Flight (Boeing 777, 11 часов 30 минут) и Nordwind Airlines (Boeing 777, 11 часов 20 минут).
  • Из Внуково: Azur Air (Boeing 777, 12 часов 40 минут).

Из других городов России прямых рейсов на Кубу нет. Обычно, путешественники летают с пересадкой в Москве или в городах Европы.

Сколько лететь из Москвы на Кубу прямым рейсом

ОтправлениеАвиакомпанииВремя полета
ШереметьевоАэрофлот12 часов 30 минут
ШереметьевоRoyal Flight/ Nordwind Airlines11 часов 30 минут
ВнуковоAzur Air12 часов 40 минут

Стоит отметить, что время, сколько часов лететь до Кубы из Москвы, отличается от времени обратного рейса. В среднем, с Кубы в Россию самолет летит быстрее на 1–1,5 часа. Это связано с тем, что рейс сопровождают попутные ветры, тогда как при полете из Европы через Атлантику дуют встречные ветры.

Аэропорт Гаваны Фото: © Luis Jou García

Средняя цена билета Москва – Гавана авиакомпании Аэрофлот за 12 месяцев

Ниже представлены средние цены по месяцам на билет авиакомпании Аэрофлот по маршруту Москва — Гавана, которые были найдены посетителями сайта за последние 30 дней.

МесяцВ одну сторону, ценаТуда и обратно, цена
Апрель 2021от 33 540 руб.от 57 020 руб.
Май 2021от 30 190 руб.от 51 320 руб.
Июнь 2021от 34 490 руб.от 58 630 руб.
Июль 2021от 30 900 руб.от 52 530 руб.
Август 2021от 33 470 руб.от 56 900 руб.
Сентябрь 2021от 30 660 руб.от 52 120 руб.
Октябрь 2021от 29 190 руб.от 49 620 руб.
Ноябрь 2021от 33 530 руб.от 57 000 руб.
Декабрь 2021от 34 550 руб.от 58 740 руб.
Январь 2022от 31 390 руб.от 53 360 руб.
Февраль 2022от 31 690 руб.от 53 870 руб.
Март 2022от 35 020 руб.от 59 530 руб.

Сколько часов лететь до Кубы с пересадкой

Не всегда прямой перелет до Кубы — это выгодно. Билеты на чартерные рейсы редко можно приобрести без туристического пакета, а прямые рейсы на Кубу стоят довольно дорого. Учитывая то, что время, сколько лететь на самолете из Москвы до Кубы с пересадкой, различается некритично, самостоятельные путешественники, чаще всего, отправляются на Остров Свободы с пересадками в Европе или Америке. Разница во времени, сколько лететь до Кубы из Москвы с пересадкой и без, составляет от 3–4 часов и более.

Самые популярные города для стыковочных рейсов Россия-Куба:

  • Париж. Перелет из Москвы и СПб до Парижа — 4 часа, из Екатеринбурга — 6 часов. Время, сколько лететь из Парижа до Кубы, зависит от аэропорта прибытия — Гавана или Варадеро. В среднем, это около 10 часов. Узнать, сколько лететь до Кубы из Екатеринбурга, можно прибавив к указанным часам время на смену самолетов в стыковочном аэропорту. На пересадку рекомендуется заложить не менее 2 часов. Транзитная виза не требуется — пересадка происходит вне шенгенской зоны. Общее время полета через Париж — не менее 16 часов из Москвы и от 18 часов из Екатеринбурга.
  • Мадрид. Время полета Москва-Мадрид — 5 часов; Санкт-Петербург — Мадрид — 4 часа 30 минут. Время полета до Гаваны из Мадрида — 9 часов. Таким образом, рейс с пересадкой от 2 часов займет не менее 16 часов.
  • Брюссель. Нередко встречаются рейсы с пересадкой в Брюсселе от бюджетного перевозчика Jetairfly. Прямой перелет из Москвы до Брюсселя занимает 3 часа 35 минут. Перелет Брюссель-Куба — 9,5 часов. С учетом времени на пересадку, полет на Кубу займет от 15 часов.
  • Франкфурт. Бюджетные билеты на Кубу из Франкфурта встречаются у авиакомпании Condor. Перелет из Москвы до Германии занимает около 3 часов; из Франкфурта на Кубу — 10,5 часов. Общее время перелета — от 15–16 часов.
  • Хельсинки. Это востребованный вариант у жителей Санкт-Петербурга. Прямой перелет из Хельсинки занимает около 11 часов.
  • Амстердам. Аэропорт Амстердама часто выбирают как транзитный пункт между Европой и Америкой. Полет из Москвы до столицы Нидерландов занимает чуть более 3 часов, перелет Амстердам — Куба — 10 часов. Воздушная гавань — одна из крупнейших в Европе, на пересадку стоит заложить около 2 часов. Таким образом, общее время, сколько лететь на Кубу, занимает от 15 часов.

Аэропорт Гаваны Фото: © Elemaki

Перелет из Москвы до Кубы

Вылет из Москвы до Кубы займет не менее 12 часов, время зависит от рейса, авиакомпании и маршрута поездки. Каждый имеет возможность выбрать наиболее приемлемый вариант соотношения цены и качества.

Также не стоит забывать о том, что стоимость билета зависит и от дня перелета, сезона, авиакомпании и может существенно меняться.

В таком случае можно подобрать маршрут исходя из собственных предпочтений и финансовых возможностей.

Сколько часов лететь и в какие аэропорты?

Прямой перелет будет более комфортным и удобным для отдыхающих. Не нужно пересаживаться в другой самолет и утомительно ждать в зале аэропорта другого самолета, возиться с багажом.

Разница во времени на Кубе летом составит 7 часов, а зимой 8 часов.

  • Санта-Клара;
  • Ольгин;
  • Кейо-Коко.

Но все туристические путеводители в один голос рекомендуют лететь именно до Гаваны, а затем уже добираться до нужного города.

Прямой рейс Москва – Гавана

Прямой вылет из Москвы предоставляет только одна компания — Аэрофлот.

Но нужно иметь в виду, что рейс вылетает только 2-3 раза в неделю, поэтому нужно заранее тщательно планировать долгожданный отдых.

Из Шереметьево, компания Аэрофлот предоставляет вылет без пересадок в солнечную Гавану. Длительность полета составит около 13 часов.

Перелет с пересадками

Из Шереметьево можно лететь с пересадкой в следующих городах:

  • Нью-Йорк (Аэрофлот осуществляет перелет с одной пересадкой с общим временем на трансфер около 30 часов).
  • Париж (Air France предлагает рейсы с ожиданием в Париже от 3-х до 22 часов в зависимости от выбранного варианта перелета).
  • Франкфурт (Аэрофлот предлагает рейсы с общим временем в пути около 18 часов и ожиданием в городе пересадки до 4 часов).
  • Амстердам (компания КЛМ предлагает рейсы с пересадкой от 3 до 14 часов, выбрав 2-ой вариант, появляется возможность прогуляться по Амстердаму, ожидая следующий самолет, ознакомиться с достопримечательностями Голландии).

Из Домодедово предлагают следующие варианты пересадок:

  • Франкфурт (перелет занимает приблизительно 20 часов, а ожидание в аэропорту до 5 часов).
  • Цюрих (время в пути составит 17 часов, а пересадка занимает всего лишь 2 часа).

Какие авиакомпании летают?

  • Аэрофлот;
  • Azur Air;
  • Nord wind (Северный Ветер);
  • KLM- предлагает туристам вылететь в Кубу через Амстердам, остановившись там на ночь. Есть возможность познакомиться с уникальным городом, только обязательно нужно не забыть оформить транзитную визу.
  • Condor — предлагает билеты от 39 тысяч рублей, а время в пути может достигать до 40 часов.

Маршрут

Многие туристы удивляются, когда узнают, как летит самолет до Кубы из России. Дело в том, что маршрут проходит не напрямую (над Центральной и Западной Европой и далее через Атлантику), а дугой через северную часть Атлантического океана.

Конкретный маршрут будет зависеть от метеоусловий в этой части земного шара. Обычно, маршрут проходит над Финским заливом и Балтийским морем, Скандинавией, Северным морем, южной частью Исландии и Гренландии, далее — вдоль восточного побережья Канады и США. Такая траектория связана с нормами безопасности: маршрут должен пролегать мимо больших аэропортов.

При благоприятных погодных условиях, если вы будете сидеть у иллюминатора, по ходу движения самолета можно увидеть фьорды скандинавского полуострова, льды Исландии и Гренландии, огни американских городов вдоль восточного побережья Америки.

Фото: © Евгений Макаров

Как перенести длинный перелет

11–12 часов в воздухе — серьезное испытание, как для физического состояния, так и для психики. Поэтому, первое, что советуют путешественникам — не спать перед вылетом. Сон в самолете — лучший способ скоротать время.

Рекомендации для долгих перелетов от бывалых путешественников и врачей:

  • Надеть удобную одежду, несковывающую движения, компрессионные гольфы от отечности ног и взять в салон удобные носки-тапочки вместо уличной обуви.
  • Обеспечить комфортный сон помогут маска для сна (лучше — с гелевым вкладышем), беруши (есть специальные варианты для облегчения заложенности ушей в самолете), дорожная подушка и теплый плед.
  • Взять бутылочку для воды. В самолете рекомендуется пить пару глотков каждые полчаса. Чтобы не тревожить соседей и не ждать стюардесс, можно взять свою бутылочку и попросить наполнить ее питьевой водой.
  • Взять средства для борьбы с сухостью кожи и глаз. Это могут быть термальная вода или увлажняющая маска. Линзы при полете рекомендуется снять и заменить на очки.
  • Взять в салон книгу/ноутбук с загруженными фильмами/планшет. Не во всех самолетах устройства с медиа развлечениями работают корректно, а на европейских рейсах фильмы показываются на языках оригинала и в переводе на языки стран, из которых выполняются рейсы.
  • Каждый час (если вы не спите) делать разминку или хотя бы пройтись по салону.

Залогом комфортного перелета являются удобные места в самолете. Большинство авиакомпаний предлагает предварительную регистрацию на рейс с выбором места. Подробные советы со схемой мест в самолете и рекомендациями по выбору:

Аэропорт Гаваны Фото: © Travel Aficionado

Аэропорты Кубы

Аэропорт Варадеро принимает чартерные и регулярные рейсы из России, Европы и Америки. Он является вторым по пассажиропотоку в стране (1,5 млн человек в год). В аэропорту всего 1 терминал, обслуживающий как международные, так и внутренние рейсы. Есть небольшая зона отдыха, магазин Duty Free, несколько кафе для быстрого перекуса. Такси до курортной зоны обойдется от 30 CUC. Также аэропорт связан с курортами регулярными автобусами Viazul, стоимость — от 10 CUC.

1963 г.


трансатлантическая – Москва — Мурманск — Гавана = 11 000 км; еженедельный рейс № 47 выполнял Ту-114 по следующему расписанию : вылет из Москвы в 04.45, прилет в Гавану в 16.45, время в пути – 20 часов.

трансазиатская – Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта = 10 000 км; еженедельный рейс № 45 выполнял Ил-18 по следующему расписанию : вылет из Москвы в 20.45 (среда), прилет в Джакарту в 23.20 (четверг), время в пути – 20 часов.

африканская – Москва — Белград — Рабат — Конакри — Аккра = 9 000 км; еженедельный рейс № 21 выполнял Ил-18 по следующему расписанию : вылет из Москвы в 0.35, прилет в Аккру в 21.55, время в пути – 24 часа.

европейская – Москва — Лондон = 2 600 км; дважды в неделю рейс № 31 выполнял Ту-104 по следующему расписанию : вылет из Москвы в 8.30, прилет в Лондон в 9.35, время в пути – 4 часа.

внутренняя – Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский = 9 100 км; ежедневный рейс № 4049 выполнял Ил-18 по следующему расписанию : вылет из Ленинграда в 08.08 (понедельник), прилет в Петропавловск-Камчатский в 02.55 (вторник), время в пути – 19 часов.

В 1963 году самым дорогим был билет на международный рейс Москва — Мурманск — Гавана = 1214 руб. 10 коп. – в первом классе, 831 руб. 10 коп. – в экономическом (для сравнения: средняя зарплата в 1963 году = 85 руб. в месяц).


Маршрут, протяженностью 11 000 км, гигантский Ту-114 преодолевал за 16 часовлетного времени: из Москвы лайнер вылетал в 4.45 утра и прибывал в Гавану в 16.50 местного времени. Беспосадочные рейсы такой продолжительности на тот момент не выполняла ни одна авиакомпания мира. Над океаном лайнер попадал в сильнейшие воздушные течения и турбулентные потоки, ураганный встречный ветер снижал скорость Ту-114 почти вдвое – до 450 км/ч! Самолет шел в основном над водой, частично захватывая территории Финляндии, Норвегии, Британии, Исландии и Гренландии, через траверзы городов Гандер, Нью-Йорк и Варадеро.

21 августа 1963 г. – необычное летное происшествие с Ту-124 – самолет сел на реку Нева в центре Ленинграда. Лайнер выполнял рейс № 1095 по маршруту Таллин – Москва , но из-за ошибки экипажа не долетел до пункта назначения: пилоты неправильно установили остаток топлива, приборы начали давать завышенные показания и двигатели остановились из-за полной выработки горючего. Но летчики проявили мастерство и благополучно приводнили лайнер. В истории мировой авиации это первое успешное приводнение аварийного самолета с пассажирами на борту…


11 сентября 1963 г. – начало регулярных полетов в Гану, Гвинею и Марокко: первый рейс № 21 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Белград — Рабат(Марокко) — Конакри (Гвинея)— Аккра (Гана) .

2 ноября 1963 г. – Ту-124 выполнил первый международный рейс № 7 по маршруту Москва — Стокгольм .

1964 г.

21 февраля 1964 г. – начало регулярных полетов в Алжир: первый рейс № 29 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Белград — Алжир .

14 марта 1964 г. – начало регулярных полетов в Пакистан и на Цейлон (Шри-Ланка): первый рейс № 61 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Ташкент — Карачи (Пакистан) — Коломбо (Цейлон) .


8 мая 1964 г. – начало регулярных полетов в Тунис: первый рейс № 59 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Будапешт — Тунис .


16 июля 1964 г. – начало регулярных полетов в Ирак и Сирию: первый рейс № 37 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Дамаск (Сирия) — Багдад (Ирак) .

23 июля 1964 г. – начало регулярных полетов на Кипр: первый рейс № 37 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Никосия (Кипр) — Дамаск — Багдад .

27 июля 1964 г. – на базе Главного управления Гражданского воздушного флота образовано Министерство гражданской авиации (МГА), основной задачей которого было руководство воздушным транспортом как частью народного хозяйства СССР. Первым руководителем нового министерства был назначен генерал-полковник авиации Евгений Логинов.


1 ноября 1964 г. – начало регулярных полетов в Иран: первый рейс № 57 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Тегеран .

1965 г.

2 мая 1965 г. – начало регулярных полетов в Италию: первый рейс № 25 выполнил Ту-104 по маршруту Москва — Рим .


Кстати, если вылет самолёта задерживался, транзитным пассажирам предлагали совершить экскурсию по Москве, побывать в Третьяковской галерее, познакомиться с Бородинской панорамой, или посмотреть фильмы в кинозале. Обновленный аэровокзал был образцовым примером инфраструктурного проекта мирового уровня, едва ли ни единственным реализованным в Советском Союзе.

1966 г.


4 ноября 1966 г. – начало регулярных полетов в Канаду: исторический рейс № 1 выполнил Ту-114 по маршруту Москва — Монреаль . Эта авиалиния впервые связала Советский Союз и Северную Америку. Ту-114 обслуживал этот маршрут относительно недолго – до 15 сентября 1967 года, когда его сменил новый реактивный межконтинентальный авиалайнер Ил-62. В 1966 году еженедельный рейс № 1 выполнялся по следующему расписанию : вылет из Москвы в 11.10, прилет в Монреаль в 14.15, время в пути – 10 часов.

1967 г.

17 апреля 1967 г. – начало регулярных полетов в Японию: первый рейс № 440 выполнил Ту-114 по маршруту Москва — Токио . Командиром экипажа, осуществившего исторический перелет, был все тот же легендарный Харитон Цховребов.





31 июля 1967 г. – начало регулярных полетов в Швейцарию: первый рейс № 81 выполнил Ту-104 по маршруту Москва — Цюрих .

20 мая 1967 г. – Ту-104 выходит на самый протяженный в мире – 9 500 км. –внутренний маршрут Петропавловск-Камчатский — Хабаровск — Чита — Новосибирск — Челябинск — Минеральные Воды — Симферополь ; из Петропавловска-Камчатского самолет вылетал в 13.05 (понедельник) и прибывал в Симферополь в 9.25 (вторник), время в пути – 15 часов.





Однако эти же двигатели делали Ту-134 и одним из самых быстрых самолетов в своем классе: взлет короткий, набор высоты почти вертикальный, скороподъемность как у истребителя, а на отдельных участках полета крейсерская скорость превышала 1000 км/час. Отличительной особенностью Ту-134 была стремительность форм – высокая стреловидность крыльев и хвостового оперения делали его похожим на военный самолет.



12 сентября 1967 г. – Ту-134 выполнил первый международный рейс Москва — Стокгольм .

15 сентября 1967 г. – Ил-62 выполнил первый международный рейс Москва — Монреаль .


1968 г.


В 1968 году рейс № 69 выполнял Ил-18 по маршруту Москва — Каир — Ходейда — Аден — Могадишо — Дар-эс-Салам по следующему расписанию : вылет из Москвы в 20.10 (суббота), прилет в Дар-эс-Салам в 15.30 (воскресенье), время в пути – 15 часов. Самый длинный отрезок на этом маршруте – сегмент Москва — Каир = 3000 км или 4 часа 20 минут полета; самый короткий – Ходейда — Аден = 350 км или20 минут полета.

Первый рейс Москва – Нью-Йорк: первая на трапе – Н. Арутюнова


Иностранцы сразу отметили комфортабельность Ил-62: удобные кресла, прекрасные интерьеры, низкий уровень шума – всё намного лучше, чем на аналогичных американских или европейских лайнерах. Пассажиров того рейса, как впрочем и всех последующих, обслуживали на высочайшем уровне. Пассажирам первого класса подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки. Стоимость билета в экономическом классе в ценах того времени составляла 350 долларов США.


30 сентября 1968 г. – начало эксплуатации ближнемагистрального самолета Як-40 – первый рейс Ф-41 он выполнил по маршруту Москва (Быково) — Кострома . Як-40 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом на местных воздушных линиях, с которых он полностью вытеснил устаревшие Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Несмотря на свои скромные размеры, Як-40 был скоростным – 550 км/час– и надежным: горизонтальный полет мог совершать и на одном работающем двигателе.


1969 г.



Летом 1969 года из Москвы ежедневно выполнялось 10 и более рейсов в каждый из городов : Симферополь и Сочи – 25 рейсов, Красноярск – 24 рейса, Ростов-на-Дону – 15 рейсов, Свердловск – 14 рейсов, Ленинград – 13 рейсов, Казань, Киев и Челябинск – 12 рейсов, Новосибирск – 11 рейсов, Воронеж и Минеральные Воды – 10 рейсов.

1 октября 1969 г. – начало сложнейших и длительных переговоров (завершились в 1974 году) между Советским Союзом, Японией и странами Западной Европы об открытии Транссибирской авиамагистрали. Воздушный коридор над Сибирью являлся кратчайшим путем из Европы в Японию и страны Юго-Восточной Азии. Он был на 2 500 км короче маршрута через Северный полюс и Анкоридж (Аляска) и гарантировал массу выгод всем авиакомпаниям: на 8 часовсокращалось полетное время из Европы в Японию, экономилось топливо, упрощалось аэронавигационное сопровождение рейса, который теперь становился и намного безопаснее. Из желающих выйти на Транссиб тут же выстроилась очередь.




1970 г.



В 1970 году рейс № 113 Москва — Каир — Хартум — Банги — Браззавиль выполнялся раз в неделю по следующему расписанию : вылет из Москвы в 18.30 (суббота), прилет в Браззавиль в 11.05 (воскресенье), время в пути – 16 часов. Позднее, этот маршрут спрямили и в Браззавиль стали летать через столицу соседнего Камеруна – город Дуала и остров Мальта. Перевозки на линии Москва — Браззавиль прекратились в 1997 году.



1 апреля 1970 г. – начало регулярных полетов в Нигерию: первый рейс № 21 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Будапешт — Тунис — Бамако — Лагос .

3 апреля 1970 г. – начало регулярных полетов в Малайзию: первый рейс № 61 выполнил Ил-62 по маршруту Москва — Тегеран — Карачи — Коломбо — Куала-Лумпур .

31 июля 1970 г. – начало регулярных полетов в Ливию: первый рейс № 421 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Вена — Триполи (Ливия) — Лагос .


15 сентября 1970 г. – начало регулярных полетов во Вьетнам и Кампучию(Камбоджа): первый рейс № 541 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Ташкент — Карачи — Калькутта — Вьентьян (Кампучия) — Ханой (Вьетнам) . Эта трасса стала самой протяженной в маршрутной сети Ил-18 = 10 000 км. В 1970 году еженедельный рейс № 541 выполнялся по следующему расписанию : вылет из Москвы в 09.55 (четверг), прилет в Ханой в 11.20 (пятница), время в пути – 30 часов.


14 ноября 1970 г. – Советский Союз вступил в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Председателем Комиссии СССР по делам ИКАО назначен министр гражданской авиации Борис Бугаев. В рамках ИКАО советские специалисты участвовали в подготовке международных правовых норм, связанных с ответственностью за ущерб, причинённый воздушным судном, внесли вклад в разработку конвенции о правах и обязанностях командира корабля и т. д.

15 ноября 1970 г. – первый в СССР угон самолета и первый случай в мировой практике воздушного терроризма, когда преступники захватили самолет, убили члена экипажа и остались безнаказанными. Ан-24 выполнял рейс Батуми — Сухуми — Краснодар , на борту находились 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Спустя 10 минут после взлета двое мужчин подозвали стюардессу Надежду Курченко и, показав оружие, приказали передать пилотам записку с требованием лететь в Турцию. Девушка пыталась предупредить экипаж о вооруженных людях — и тут же была убита: два выстрела в упор. Ей было всего 19 лет…


1971 г.

советские авиалинии-2

31 марта 1971 г. – открыт 3-й Транссибирский маршрут Копенгаген — Москва — Токио ; первый рейс № 579 выполнил Ил-62 .

1972 г.



7 февраля 1972 г. – начало регулярных полетов в Бангладеш: первый рейс № 547 выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Ташкент — Бомбей — Калькутта —Дакка .


Ту-154 проектировался под замену сразу трех типов – Ту-104, Ил-18 и Ан-10 – поэтому унаследовал их лучшие качества: скорость, комфорт и взлетно-посадочные характеристики. Но первые машины оказались очень сырыми и требовали доработки всех систем, особенно систем управления – большая тушка была слишком капризной. Впоследствии, самолет оправдал себя в плохом смысле слова:по статистике, с Ту-154 произошло наибольшее число катастроф – 72; в них погибли 3172 человека.


Впрочем, этот самолет был и самым массовым: в 70-90-е годы Ту-154 был основным типом на внутренних и международных авиалиниях; в нашей стране он связывал практически все большие города, областные и краевые центры; летал от Калининграда до Дальнего Востока, обслуживая и самый протяженный в мире –8100 км – континентальный рейс № 8501 Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский . Ту-154 летал в европейские, ближневосточные, азиатские и африканские аэропорты, выполняя немыслимые сегодня рейсы с четырьмя-пятью посадками: Москва — Каир — Хартум — Банги — Браззавиль, Москва — Ташкент — Карачи — Бомбей — Рангун — Вьентьян и другие.


Многие считают, что Ту-154 – самый красивый отечественный пассажирский самолет, называют его символом нашей гражданской авиации, хотя Ту-154 никогда и не был флагманом. С эксплуатации этот самолет был снят 31 декабря 2009 года, выполнив последний рейс № 736 по маршруту Екатеринбург — Москва .

2 апреля 1972 г. – Ту-154 выполнил первый международный рейс по маршруту Москва — Берлин.


18 мая 1972 г. Ан-10 совершил последний рейс по маршруту Харьков — Симферополь . Буквально за пару часов до этого произошла страшная катастрофа – у аналогичного самолета в полете оторвались крылья (одной из жертв этой катастрофы стал известный пародист тех лет Виктор Чистяков). После этого, все Ан-10 навсегда вывели из эксплуатации.



Пост в честь Дня воздушного флота. История, которую недавно прочитал в книге "40 лет гражданскому воздушному флоту". Сборник статей. Редакционно-издательский отдел Аэрофлота. 1963 г. 488 с. с илл.

Пишет статью "Рейс за океан" Павел Михайлов, который хорошую книгу написал "10000 часов в воздухе". Герой Советского Союза, кстати.

Куба уже под Фиделем Кастро, уже блокада. Чуть больше года Ту-114 регулярно летают в Хабаровск.

Внуково. 10 июля 1962 (прошел всего год на момент составления текста, если не меньше). Взлет в 2 часа 19 минут мск. Это ж темно совсем. Борт СССР-Л76479 (так в книге, хотя тут наверняка напутано и уже нет буквы "Л" в регистрации). На борту начальник ГУГВФ Евгений Федорович Логинов (военный авиатор с 1926 года, в гражданской авиации с 1959 года, далее первый министр ГА СССР, был женат трижды, в википедии написано. )

Пилоты Витковский - Терехов и Цховребов - Метелкин. Штурманы, бортрадисты.

Будапешт, Белград, в 6.30 Мальта, Африка (Ливия). Ориентиров нет, применяется астроориентировка по Солнцу.

На борту три советских журналиста, комиссия ГУГВФ, советские специалисты. В Конакри к ним добавилась "Мисс Гвинея" и ее спутники" :) Рейс был первым, не регулярным.

Вот и революционная Куба. Хотели сделать второй круг, но тут гроза и ливень, сели после первого круга. "Встречали также сердечно, как и Гагарина в прошлом году".

Итого 21 час 16 минут [видимо, полетное время] - рейс выполнен, воздушная связка Москва - Гавана выполнена.

Отдых экипажа, Варадеро, вспоминают Хемингуэя (никак не почитаю его). а в это время в Гаване самолет посетил Фидель и даже расписался на двух проспектах Ту-114.

Сборы в обратный путь. Не сказано почему, но обратный маршрут изменен. Теперь надо лететь не 5300, а 7500 км. [Видимо, шли на другой привод где-то ближе к Африке?] "Полет будет выполняться по ортодромии". [но почему тогда он длиннее до Конакри на 1800км?] Ориентировка ночью по звездам, днем по Солнцу.

Интересно, на борту есть дальняя связь с центральной диспетчерской службой Аэрофлота.

19.00 мск взлет. На Кубе это. примерно 4 утра этого же дня, так. Потому что "первые три часа летели ночью", странно. Мимо очередной грозы, сквозь болтанку. . 9000 метров, эшелон. "В купе пассажиры уже давно разделись и устроились в постели не хуже, чем дома. Тепло, светло, уютно. Полный комфорт".

. выкатилось Солнце, красота. . 8 часов полета. Показались острова Зеленого мыса. Там радиопривод. Отклонение Туполева составило примерно 100 км. 19 июля самолет сел в Конакри. Полет длился 10 часов 27 минут. 7370 км.

Ночевка и утром в 9 утра [по местному видимо] нового дня 20 июля старт на Москву, навстречу Солнцу. Бамако - Агадез - Себха - Миссураж - Мальта - Греция - Белград - Будапешт, Киев. 8000 км без посадки.

После обеда Логинов проводит высотную пресс-конференцию. "Еще ни один транспортный самолет не летал по этому маршруту" [слово "транспортный" отметили :)] Планы дальнейших полетов - примерно раз в неделю.

Уже над СССР. Но тут Внуково передает, что высота облачности 90 метров, видимость 1,5 км, морось. "Садитесь в Киеве". Логинов опрашивает летчиков и принимает решение лететь в Ленинград. За штурвалами сидят оба КВСа. Идут все еще на Внуково. "Снижайтесь на 1200" - разрешает диспетчер. "Выпускайте шасси". "Стрелки прибора слепой посадки перекрещивались в центре силуэта самолета". "Садитесь".

И вот колеса бегут по бетону Внуково. 20.16 - полет закончен.

[Еще светло, лето же, встреча, объятия, поздравления]

ПС. Потом, довольно скоро после этого полета, в конце 1962 года, главный начальник Гвинеи Туре поддался на уговоры и деньги США и гражданские полеты на Кубу по этому маршруту так в массы и не пошли. После доработки Ту-114Д летали на Кубу по маршруту Москва - Мурманск и далее без посадки (говорят, что иногда садились на Багамских островах в Нассау при встречном ветре). Зато Ту-95 в Конакри бывали и не раз. Как и корабли ВМФ СССР. На аэродроме Гбесия какое-то время базировались Ту-95РЦ и Ан-12 ВВС СССР. Визиты ВМФ СССР в Гвинею закончились примерно в 1989 году (см. детальнее тут ). С тех пор про Гвинею в России почти и не слышно. А было время.


ПС. Еще из истории вопроса:

А после того как в 1962 году Соединенные Штаты ввели блокаду Кубы, полеты самолетов "Аэрофлота" туда, как вспоминал С. С. Павлов, превратились в сложнейшую задачу:

1993 г.

Братислава, Брюссель, Будапешт, Бужумбура, Бургас, Буэнос-Айрес, Бухарест, Варна, Варшава, Вашингтон, Вена, Венеция, Вильнюс (1993) , Вьентьян, Гавана, Гамбург, Гётеборг, Гонконг, Дакар, Дакка, Дамаск, Дар-эс-Салам, Дели, Джакарта, Джибути, Дрезден (1993) ,

Дуала, Дубай, Дублин, Дюссельдорф, Женева, Загреб, Йоханнесбург (1993) , Кабул, Каир, Калькутта, Карачи, Касабланка, Катманду, Кёльн, Кигали, Кингстон, Киев (1993) , Коломбо, Конакри, Копенгаген, Котону, Куала-Лумпур, Лагос, Ларнака, Лейпциг (1993) , Лима, Лиссабон, Ломе, Лонгийр (1993) , Лондон, Любляна (1993) , Люксембург, Майами, Мальта, Манагуа, Манчестер, Марсель, Мехико, Милан, Монреаль, Монтевидео, Мюнхен, Нагоя,

Найроби, Нью-Йорк, Осло, Панама (1993) , Париж, Пекин, Пномпень, Прага, Пхеньян, Рига (1993) , Рим, Рио-де-Жанейро (1993) , о. Сал (Кабо-Верде), Салоники (1993) , Сальвадор, Сана, Сантьяго, Сан-Франциско, Сидней (1993) , Сингапур, Сейшелы, Сеул, Скопье (1993) , София,

Стамбул, Стокгольм, Таллин (1993) , Тегеран, Токио, Триполи, Тунис, Уагадугу, Улан-Батор, Франкфурт, Фритаун, Ханой, Хараре, Хошимин, Хельсинки, Цюрих, Чикаго, Шанхай, Шарджа, Шеннон, Эль-Кувейт, Энтеббе и Янгон (1993) .

трансатлантическая – Москва — Люксембург — Шеннон — Майами — Сантьяго = 17 000 км; еженедельный рейс № 357 выполнял Ил-62М по следующему расписанию : вылет из Москвы в хх.хх (четверг), прилёт в Сантьяго в хх.хх (пятница), время в пути – 23 часа.

австралийская – Москва — Бангкок — Сидней = 15 000 км; дважды в неделю рейс № 555 выполнял Ил-62М по следующему расписанию : вылет из Москвы в хх.хх (понедельник), прилёт в Сидней в хх.хх (вторник), время в пути – 20 часов 20 минут.

африканская – Москва — Мальта — Ломе — Йоханнесбург = 11 000 км; один раз в две недели рейс № 461 выполнял Ил-62М по следующему расписанию : вылет из Москвы в 15.55 (пятница), прилёт в Йоханнесбург в 05.45 (суббота), время в пути – 18 часов 45 минут.

азиатская – Москва — Дубай — Куала-Лумпур — Джакарта = 10 500 км; еженедельный рейс № 565 выполнял Ил-62М по следующему расписанию : вылет из Москвы в хх.хх (среда), прилёт в Джакарту в хх.хх (четверг), время в пути – 16 часов 30 минут.

европейская – Москва — Лиссабон = 4 000 км; дважды в неделю рейс № 235 выполнял Ту-154М по следующему расписанию : вылет из Москвы в хх.хх, прилёт в Лиссабон в хх.хх, время в пути – 5 часов 30 минут.

внутренняя – Москва — Санкт-Петербург = 600 км.

1993 г. – начало регулярных полётов в Македонию: первый рейс № 167 выполнил Ту-134 по маршруту Москва — Скопье . Полёты в македонскую столицу продолжались 9 лет, после чего были закрыты. Причиной тому стали требования по шуму, которые Европа предъявляла к самолётам советского производства. Ставить на линию современные воздушные суда (Боинг-737, более вместительный, чем Ту-134), оказалось нерентабельно из-за низкой загрузки. Поэтому рейсы в Македонию (как и в Словению) больше не возобновлялись. В 2001 году еженедельный рейс № 167 выполнялся по следующему расписанию : вылет из Москвы в 8.10, прилёт в Скопье в 9.45, время в пути – 3 часа 35 минут.

1993 г. – начало регулярных полётов в Панаму: первый рейс № 337 выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Шеннон — Гавана — Манагуа — Панама . В то время там, как и в некоторых других портовых городах Южной Америки, базировались наши рыболовецкие суда, экипажи которых, как правило, и были пассажирами таких рейсов. В 1993 году рейс № 337 выполнялся раз в неделю; время в пути – 18 часов 35 минут. Через два года рейс был закрыт. Ещё через 15 лет о его возобновлении сообщил президент Панамы Рикардо Мартинелли, но в действительности этого не произошло.

Пассажирами рейса Москва — Сидней были, в основном, европейцы, большая часть из которых – югославы; они летали к своим родственникам, которые основали в Австралии большую диаспору. Были и наши туристы, начинавшие осваивать курорты Юго-Восточной Азии. По воспоминаниям бортпроводников, именно на этом рейсе экипажу выдавали настоящие металлические наручники – в Бангкок и Сидней летали тунеядцы и пьяницы, хулиганы и дебоширы 🙂

Кабину экипажа – впервые в отечественном авиастроении – оснастили комплексом из шести жидкокристаллических цветных мониторов, которые заменили устаревшие стрелочные приборы и, тем самым, существенно облегчили пилотам визуальный контроль за всеми параметрами полёта. Новый бортовой комплекс пилотажно-навигационного оборудования обеспечил полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеоусловиях и над любыми районами земного шара. Эти и другие технические новинки позволили максимально оптимизировать работу экипажа Ил-96 и сократить его до трех человек.


Свое слово сказали и дизайнеры, создававшие внутренний интерьер. Для его отделки использовали самые современные материалы и технологии, в том числе и звукоизолирующие – Ил-96 является самым тихим в мире пассажирским самолётом. Салоны, изначально рассчитанные на два или три класса обслуживания, оборудовали видеосистемами, индивидуальными музыкальными каналами (в каждом кресле имелись наушники), новыми системами кондиционирования, увлажнения и очистки воздуха, системами рассеянного и точечного освещения.

Ил-96 летал по африканским, ближневосточным и европейским маршрутам – из Москвы в Амстердам, Анталью, Афины, Валетту (Мальта), Варшаву, Вену, Гамбург, Дюссельдорф, Женеву, Зальцбург, Инсбрук, Ираклион, Ларнаку, Лондон, Мале (Мальдивы), Мюнхен, о. Сал (Кабо-Верде), Прагу, Стамбул, Тель-Авив, о. Тенерифе (Канарские острова), Тунис, Фару, Франкфурт, Хургаду, Шарм-эль-Шейх и Шеннон.

1994 г.

1994 г. – начало регулярных полётов на Мальдивы: первый рейс № 527 выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Дубай — Мале (Мальдивы) .

Сгоревший Ил-86 в аэропорту им. Индиры Ганди, г. Дели.

Сокращая расходы, Владимир Тихонов распорядился закрыть нерентабельные рейсы в Афганистан, Бурунди, Ирак, Руанду и Уганду. И хотя новый гендиректор принимал абсолютно правильные управленческие решения по спасению авиакомпании, его жесткие действия вызвали недовольство пилотов, которых втянул в конфликт глава Профсоюза летного состава Сергей Плевако. Он преследовал свои корыстные цели и занял враждебную позицию по отношению к В. Тихонову.

1995 г.

1996 г.

1997 г.


1998 г.

1999 г.

трансатлантическую – Москва — Буэнос-Айрес = 14 000 км (третья по протяженности среди всех линий); первый рейс в столицу Аргентины в 1983 году выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Будапешт — Дакар — Буэнос-Айрес , последний рейс в 1999 году выполнил Ил-96 по маршруту Москва — о. Сал. — Буэнос-Айрес ; еженедельный рейс № 351 выполнялся по следующему расписанию : вылет из Москвы в 21.35 (воскресенье), прилёт в Буэнос-Айрес в 10.00 (понедельник), время в пути – 19 часов.


самую протяженную азиатскую – Москва — Джакарта = 10 500 км (шестая по протяженности среди всех линий); первый рейс в столицу Индонезии в 1962 году выполнил Ил-18 по маршруту Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта , последний рейс в 1999 году выполнил Аэробус А-310 по маршруту Москва — Мумбаи (Бомбей) — Джакарта ; еженедельный рейс № 565 выполнялся по следующему расписанию : вылет из Москвы в 23.10 (среда), прилёт в Джакарту в 17.00 (четверг); время в пути – 15 часов.


2000 г.

Ил-86 в аэропорту им. Аднана Мендереса, г. Измир.

2001 г.

трансатлантическую южноамериканскую – Москва — Гавана — Лима = 14 000 км (третья по протяженности среди всех линий) – она впервые соединила СССР и Южную Америку; первый рейс в столицу Перу в 1973 году выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Рабат — Гавана — Лима — Сантьяго , последний рейс в 2001 году выполнил Ил-96 по маршруту Москва — Шеннон — Гавана — Лима ; еженедельный рейс № 335 выполнялся по следующему расписанию : вылет из Москвы в 01.45, прилёт в Лиму в 14.10, время в пути – 20 часов.

21 сентября 2001 г. – инцидент с аэробусом Ил-86 – лайнер выполнял рейс № 521 по маршруту Москва — Дубай и в аэропорту назначения … приземлился на фюзеляж – экипаж забыл выпустить шасси , грубо нарушив руководство по летной эксплуатации самолета. Многотонный Ил-86 буквально проскрёб взлётно-посадочную полосу, но к счастью не случилось ни взрыва, ни пожара. В момент ЧП бортпроводники не получили указаний из кабины пилотов и начали действовать самостоятельно – за 90 секунд они эвакуировали 307 пассажиров! Ни один человек из находившихся на борту не пострадал. Грамотными и решительными действиями своих коллег руководила бортпроводник-инструктор Екатерина Чеберда.

Кабинный экипаж рейса № 521 Москва – Дубай.

2002 г.

Рейс Бангкок – Москва: Бизнес-класс. Welcome drink. Шампанское.
Рейс Тегеран – Москва: Бизнес-класс. Закуска.

Читайте также: