Что брать с собой на афон

Обновлено: 18.09.2024

Ковчег с частью Креста Господня Пояс Пресвятой Богородицы Десница Иоанна Крестителя

Тем более странным кажется этот запрет, что Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы — Девы, избранной Богом стать Матерью Спасителя мира. Богородица и апостол Иоанн Богослов стали первыми, кто проповедал здесь язычникам веру в Господа Иисуса Христа. На Афоне хранится большое число чудотворных икон Божией Матери, реликвии, связанные с Ее земной жизнью, в том числе Пояс, сплетенный Ею из верблюжьей шерсти. Монахи афонских монастырей ежедневно совершают сугубое моление Пресвятой Богородице. Почему же в Сад Пресвятой Девы не пускают женщин.

Спустя десять веков после царевны Плакидии еще одна женщина, привезшая богатые дары для монастырей, сербская царевна Маро, была остановлена ангелом с повелением вернуться на корабль.

Иными словами, женщины на Афон не допускаются не человеческим повелением, а велением свыше.

Взглянуть и прикоснуться

В неповторимом храме природы, где небо соединяется с землей и куда направится паломнический корабль, хранятся великие святыни. Участники круиза смогут на расстоянии всего 500 метров от берега полюбоваться неземной красотой древних обителей и услышать рассказ об их истории. Пока корабль будет неспешно идти вдоль побережья, опытный православный гид проведет обзорную экскурсию, во время которой даже самый просвещенный человек сможет открыть для себя что-то новое.

Паломничество — это не только приятная морская прогулка и получение новых знаний. Во время круиза на корабле создается особая атмосфера. Здесь царят благоговение, общая молитва, духовный подъем. Исчезает земная суета, бытие человека обретает иное измерение — духовное. Когда монахи одного из афонских монастырей появляются на лодке далеко в море, у присутствующих захватывает дух. Душа радостно трепещет, ожидая встречи со святыней.

На борт корабля по очереди приезжают монахи двух из четырех афонских обителей: Ватопеда, Ксенофонта, Дионисиата и скита святой Анны. Каждый афонский монастырь — это сокровищница святынь и кладезь священных преданий.

Монастырь Ксенофонт очень древний, он был основан в конце X века. В нем хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века — великомученика Георгия Победоносца и великомученика Димитрия Солунского, а также множество святынь, некоторые из которых монахи привозят на борт корабля: частицу Животворящего Креста Господня, десницу великомученика Георгия Победоносца, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой Марии Магдалины.

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке и посвящен святому Пророку и Предтече Иоанну Крестителю. Монахи обители привезут на корабль мощи Предтечи Господня Иоанна, а именно его десницу, ту самую правую руку, которую он возлагал во время Крещения на главу Господа Иисуса Христа. Вторая великая святыня Дионисиата, приносимая на корабль, — мощи святой Параскевы, покровительницы семьи.

Скит святой Анны — самый древний и большой скит Афона. Скитом обычно называют небольшой монашеский поселок, где живут отшельники. Но есть и общежительные скиты, где монахи живут не каждый сам по себе, а общиной. Общежительным является и скит святой Анны. Посвящен он святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, бабушке по плоти Господа Иисуса Христа. Святые Иоаким и Анна родили Дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака и потому особенно помогают бездетным супругам стать родителями, а также исцеляют больных детей. Монахи скита привозят на корабль нетленные чудотворные мощи — стопу святой Анны.

Нужно только верить

По глазам, по выражению лиц тех, кто сходит с корабля, видно, что с ними что-то произошло. Какой-то внутренний свет снизошел на каждого. Люди стали иными.

«Мне выпало счастье сопровождать этот паломнический круиз, который проходит каждую неделю, по понедельникам. Почти всегда на борт корабля монахи обители Ватопед привозят Пояс Пресвятой Богородицы. Почти, но не всегда. Иногда погодные условия — сильный восточный ветер и волна — препятствуют им совершить долгий путь от Ватопеда.

Однажды ко мне подошла немолодая женщина с ребенком на руках и взволнованно спросила, привезут ли сегодня Пояс. Погода была хорошая, и я ответила, что, скорее всего, привезут. Потом я увидела эту женщину у Пояса Пресвятой Богородицы: все так же с ребенком на руках она стояла у святыни и не могла отойти — слезы текли по ее щекам, но в выражении лица не было страдания или горя.

Анастасия Горюнова-Борисова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Таланты и богатство — как ими пользоваться?
  • С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • Один ли Бог в разных религиях?
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • Исповедь — 20 вопросов об исповеди и покаянии
  • Свобода — что такое христианская свобода?
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Прощение обид — чего не требует прощение?
  • Агав, апостол от 70-ти, священномученик . Житие
  • Феофан Затворник, святитель. Житие
  • 50 советов от Феофана Затворника
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • Суббота — как Церковь относится к субботе?
  • Как обрести душевный покой?
  • Василий Великий. Житие
  • С чего начинается обращение ко Христу
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
  • Борется ли дьявол с Богом?

Наши друзья

Почему люди приезжают на Афон?
Почему люди приезжают на Афон?

C богословской точки зрения Афон представляет собой место святости высшей степени. С социальной точки зрения святогорское государство является древнейшей демократией, сохраняющейся в действии с момента своего основания до сегодняшнего дня. Жизнь и традиция Святой Горы непрерывна. Не было периода, на протяжении которого Афон утратил бы свою идентичность или забыл бы о своей миссии в Церкви и в миру. Его миссия состоит в том, чтобы создавать истинных людей по образу Божьему, то есть святых , культивируя живую традицию обожения и передавая ее светоч миру. Святая Гора отличается уникальностью жизни, она скрывает в себе тайну, некую возрождающую силу, направляющую на Небеса. Поэтому-то многие паломники, посещающие Святую Гору, и даже те, кто поддерживает с ней общение или какую-нибудь связь, обретают внутренний духовный покой и полноту.

Важное место в действии Святогорского общежития занимает прием паломников. Монастырь Святой Горы немыслим без паломников. На самом деле монастырские учреждения принадлежат паломникам, этому народу Божьему. Иноки каждой обители суть лишь временные насельники и распорядители, передающие пространство и дух Монастыря следующему поколению монахов, как некий священный заклад, чтобы те хранили и продолжали его традицию, чтобы паломники приходили и обретали в нем покой.

Афон, несмотря на то, что она представляет собой необъемлемую часть греческого государства и пребывает под духовным омофором Вселенского Патриархата, сама имеет вселенский характер. Ее монахи происходят из различных стран. Но и посетители Святой Горы – которых, конечно, следует называть не посетителями, а паломниками, поскольку они не развлечения ради предпринимают такую поездку, но приезжают поклониться святыням этого места – происходят из всех мест в мире, представляя различные культурные, духовные и даже религиозные традиции.

Все эти вещи, несмотря на то, что они очень человечны и просты, почти неизвестны сегодня современному мирскому обществу. Бескорыстная любовь, которая, собственно, и является единственной истинной любовью, той самой, которую явил миру Христос, не только прекратила свое существование, но и зачастую люди считают ее безумием. Деньги, выгода, эксплуатация человека человеком возведены в цели и идеалы современного общества. Поэтому дух и нравственный уклад Святой Горы Афон, являющийся духом и нравственным укладом бескорыстной любви, подается как плодотворная духовная прохлада для лучшей и более человеческой жизни в мире. Это единственное общество, которое имеет целью и свободно избранным идеалом бескорыстную любовь, любовь во Христе и считает грехом выпадение из нее. Это общество выбирает в качестве идеала то, что действительно может объединить людей, а не то, что предопределяет их разобщенность, а именно своекорыстие и эксплуатацию в целях наживы.

Важная часть заботы о паломниках Святой Горы Афон состоит в предоставлении им для поклонения святых мощей и чудотворных икон во время посещения ими главного собора Монастыря. Ведь не существует ничего более ценного и важного на земле чем присутствие Святых, которое на все времена сохраняется в мире через их мощи. В этом и состоит цель Церкви – в порождении Святых.

В честных мощах Святых пребывает вселившаяся туда Благодать Божия, нетварная божия энергия. Паломник, прикладываясь к этим святым мощам, получает дар Благодати Божией. На Святой Горе Афон паломник имеет благословение прикоснуться ко многим великим Святым нашей Церкви. В нашем Монастыре хранятся более двухсот частиц святых мощей, таких как святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Честного Иоанна Предтечи, апостолов Андрея и Варфоломея, великомучеников Пантелеимона и Иакова Перса. И, конечно, важнейшая реликвия – Честной Пояс Богородицы.

Некий паломник, страдавший от недуга с руками – они были парализованы и недвижимы – приложился к Святому Поясу и тотчас исцелился. Другой, имевший серьезную проблему с поясницей, приложился к иконе Богородицы Парамифийской, одной из семи чудотворных икон, хранимых в нашем монастыре, и почувствовал, словно его пронизывает электрический ток, и тоже в одночасье исцелился. Многие паломники, прикладываясь в нашем Монастыре к святым мощам, чувствуют благовоние. Но никакого благовония естественного происхождения там быть не может, поскольку мы не сбрызгиваем святые мощи одеколоном или духами. Это благовоние сверхъестественно и происходит оно от Благодати Святого Духа.

Паломникам предлагается и слово. Обычно служение слова берет на себя Старец Монастыря, но это может быть какой-нибудь брат, которого всякий раз назначает Старец, чтобы тот говорил на встречах с паломниками. Там обсуждаются практические вопросы, имеющие отношение к духовному формированию паломников и даются ответы на задаваемые ими вопросы.

Такое проницательное отеческое слово может стать источником истинного вдохновения и духовной подпитки паломника. За пределами Святой Горы Афон я как-то встретил находящегося в смятении мирянина, который сказал мне, что уже три года не был на Афоне, но все эти годы его поддерживало слово, которое ему тогда сказал святогорский монах.

Миру, замкнутому в эфемерности и исполненному тревоги и повседневных стрессов с многочисленными трудностями и безысходностью, не думающему, что может существовать что-то другое, отличное от повседневного, дающее решение тем вещам, которые мучают и угнетают его, Святая Гора Афон открывает другую жизненную перспективу. Одномерной, плоской по горизонтали жизни она предлагает вертикаль многомерного общения с Богом и Его Святыми. Совершенно отличным от мирского и зачастую противоположным ему взглядом на вещи он проливает свет истины на смятенную и безысходную мирскую жизнь. Так человек может в конце концов не только по достоинству использовать положительные и благоприятные возможности, попадающиеся в жизни, но и творчески воспринимать сложные ситуации, неудачи, несчастья и даже саму смерть. Святая Гора Афон предлагает образ жизни, освобождающий человека от страха смерти со всеми сопутствующими ей болезненными обстоятельствами и делающий человека действительно свободным.

На Святой Горе Афон, как и в любом православном монастыре, находят прибежище люди, оставляющие мир и мирской образ жизни. Это явление можно рассматривать как противообщественное, да в определенном смысле оно таковым и является. Но от противообщественного в полном смысле слова его отличает следующее: монах покидает мир не из чувства враждебности к нему, а из любви ко Христу и ради более полного общения с Ним и через Него со всем миром. Он отрекается не от мира, не от общества, а от мирского мироощущения и ради этого стремится к истинному общению во Христе.

Один четырехлетний ребенок несколько лет назад видел в главном храме нашего Монастыря сонм Ангелов над алтарем, которые, разумеется, не были видны большинству из присутствующих, но, тем не менее, присутствовали там. Подобный опыт часто переживают многие подвижники. Но каждый получает награду по своей восприимчивости и чистоте. Сколько людей только ни входило в храм, находясь во тьме, в смятении и беспокойстве, обуреваемыми чувствами отчаяния и безысходности, а выходили просветленными, радостными и с миром в душе!

Доброго здоровья. В последние годы информацию о состоянии дел в греческой церкви приходится черпать из противоречивых источников, которые не всегда отличаются точностью и добросовестностью. Что на самом деле представляет собой нынешняя греческая церковь?

Вторая часть греческого православия представлена старостильниками, которые, к сожалению, не представляет собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросам канонического характера или конфликтами. На мой взгляд, разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев. Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается обратный процесс.

Ватопедский монастырь

Внутренний двор Ватопед

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную духовную власть или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.

Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евроконституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Конечно, на распространение греха влияют и так называемые общеевропейские ценности, оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.

Насколько широко в среде греческого духовенства распространено курение — сказать сложно. Однако это факт известный и никем не скрываемый. На улице или в кафе можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается.

Типичный монастырский бар на Афоне

В России сложилось впечатление, что Афон — это почти сказочный остров, населенный праведниками. Что богоугодными трудами его молитвенников, отшельников и затворников держится православная ойкумена, а то и весь мир. Все большую популярность получают туристическо-паломнические путешествия на Афон. Сегодня почти любой желающий может посетить знаменитые афонские монастыри, пообщаться с затворником, пожить в пещере отшельника. Что же на самом деле представляет собой современный Афон?

Как выразился один мой хороший знакомый:

По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон?

Современные паломники

Гора Афонъ

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — церковного совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.

Обитель Есфигмену

По моему мнению, традиции Афона держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных афонских традиций иноческого уединения.

Центральный храм Эсфигмену

Центральный храм Эсфигмену

Монастрь Эсфигмену

Не только Есфигмен, но и некоторые отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями Афона. Есть и такие насельники острова, которые, уподобившись российским беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедальный монолит, оазис правоверия. Но этот далеко не так.

Иноки Хиландарского монастыря

Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были выделены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP-номер, лифты на три-четыре этажа и многое другое.

Монастырь святого Пантелеимона

На мой взгляд, постепенная апостасия греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное влияние на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Монастырь святого Павла

Монастырь Дионисия

Общаясь с пожилыми иноками, интересно узнать, как жил остров 20–30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходил корабль, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь, и оттуда уже должен идти сам, искать пристанище. Сейчас Афон — это два туристических корабля, такси по всему периметру.

Туристы на Афоне

Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. Даже в последние годы на острове происходят разительные перемены. Я прожил на Афоне семь лет и видел, как все меняется. Мне пришлось жить на Каруле, это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. В 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, Интернете.

Гора Карул

А когда я покидал Афон, только на Каруле было три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеют. А сейчас уже у всех все есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. Конечно, ревнующим о благочестивой жизни приходится уходить с острова.

Мы жили на Каруле, и там живет последний серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Нам, молодым, проще — мы снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Думаю, что еще из-за таких последних остальцев афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они умрут, и на них все закончится. А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище.

Этот печальный сценарий был опробован в монастырях Метеор. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. А сейчас настала очередь Афона…

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (16)

Отменить ответ

ЯВЛЯЯСЬ ВЕТЕРАНОМ ГРЕЧЕСКОЙ СТАРОСТИЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ПОЛАГАЮ, ЧТО ХОРОШО БЫ ТЕМ, КТО ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ СТОЛЬ УВЕРЕННО И КАТЕГОРИЧНО РАССУЖДАТЬ И ОТЗЫВАТЬСЯ В СВОИХ КОММЕНТАРИЯХ О СТОЛЬ БОЛЕЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, БЫТУЮЩЕЙ НА СВЯТОЙ ГОРЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УГЛУБЛЁННО ЗНАТЬ О ЖИЗНИ ГРЕЧЕСКОЙ СТАРОСТИЛЬНОЙ ЦЕРКВИ "ИЗНУТРИ", ЧТО БЫ ИМЕТЬ ОСНОВАНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ О НЕЙ ВООБЩЕ, И О ТЕПЕРЕШНЕМ СОСТОЯНИИ АФОНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В ЧАСТНОСТИ… ЭТОТ ИНОК, К ВЕЛИЧАЙШЕМУ СОЖАЛЕНИЮ, ОЧЕНЬ ТОЧНО РАСКРЫВАЕТ НЫНЕШНЕЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ ТАМ. ВЕСЬМА ПРИСКОРБНО ПРИЗНАВАТЬ ЭТОТ ФАКТ, НО ТЕПЕРЬ ВСЁ ОБСТОИТ ИМЕННО ТАК, КАК ОН ПОВЕДАЛ…

Для нас россиян все, что связанос с горой Афон никак не может быть басней, так как именно насельники сей горы, как Силуан Афонский, Софроний Сахаров, Паисий Святогорец и другие оставили богатое духовное наследие нам. И не место красит человека, а человек место. Достаточно быть на этой горе нескольким столпам духовным, чтобы огонь веры не погас.

Что впрочем, не мешает не менее замечательно шантажировать россиян стамбульскому патриархату возможностями паломничеств… Еще впереди мы увидим потрясающую цепь событий по ликвидации русской миссии в этом месте.

Брат, не грусти — всё тлен и мирская суета. Это не РПЦ-ресурс, а старообрядческий.
На Афоне нет ни одного старообрядца, и для пользователей этого сайта тамошние жители не святее никониян, кои суть ……(прости, Господи!)

Справедливости ради надо заметить, что афонские дела критикуются давно и в среде самого новообрядчества. Вот буквально по первым ссылкам в сети:

"Дорогие во Христе братия и сестры, такого наше отношение к Святой Горе и Святогорцам, потому что за всю историю Святого Афона такого отступления Кинотиса Святой Горы никогда, никогда не было! Святогорцы всегда стояли до смерти за чистоту Православия!

Сегодня на наших глазах происходит отступление Кинотиса — официального руководства Афона, члены двойного Собора отказываются зажечь для всего Православного мiра Маяк Святого Исповедничества Истины Христовой…

Кинотис призывает не разрывать общение с архиереями, которые продолжают находиться в общение с экуменистами, то есть, покорно следовать за отступниками от Православия – экуменистами?!

Кинотис называет Критский разбойничий, еретический лжесобор Великим и Святым?!"

Не соглашусь со многим. Жил на Афоне. Вспомнилось притча о пчеле т мухе, пчела летая по дому собирала мед, а муха ни чистоты . Уж простите мне, не достойному иноку.

Дмитрий, так может может быть предложите всем нам перейти в ислам: там много чего хорошего (а на нечистоты смотреть не станем)?

Печально, что сайт не смог остаться сторонним наблюдателем в конфликте из-за независимого государства Украина между Московским и Вселенским патриархами, и присоединился к хору охаивателей афонского монашества.

Александр, благодарствую за ценный компромат. Только вот, если бы монашество было хоть где-то идеальным, то не было разделений. Нигде. Никогда. Никаких.

Также, ждать дифирамбов в адрес афонцев со стороны старообрядцев как-то наивно… Тут уж принципиальные разногласия: одни властям послушались, другие на кострах возвышались. Другое дело, что тему подкатили к моменту укро-вселенского конфликта. Но тем актуальнее переоценка реальности, потому как нонышний обыватель ищет чудо за морями, а в это время он попирает жемчуг под ногами.

В общем пора рымынскому митрополиту Леонтию даровать автокефалию украинской архиепископии РПсЦ. Чтоб староверы не скучали, и не участвовали в чужих драках из-за отсутствия своих)))))

Гора Афон в Греции

Если вы – мужчина старше 18 лет и серьёзно интересуетесь монашеством, историей православия, церковной музыкой или хотя бы просто византийской и средневековой архитектурой, то вам очень даже стоит посетить Святую Гору. Разрешение получить сравнительно просто, обратившись в соответствующее учреждение в Салониках, но учтите, что на протяжении большей части года вам придётся хлопотать о поездке и улаживать формальности задолго до самого посещения. Следует добавить, что кроме замечательной архитектуры и живой религии, Афон ещё и красив – полуостров, бесспорно, принадлежит к живописнейшим частям страны.

Краткая история монашеской республики (гора Афон)

Указ греческих законодателей, принятый в 1926 году, предоставил Афону статус теократической республики. Это церковное государство управляется из собственной столицы – таковой считается городок Карье – советом из двадцати представителей, избираемых по одному от каждого монастыря сроком на один год, этот правящий орган называется Айия Эпистасия (Святое Надзирательство). При этом Афон остаётся частью Греции: все монахи, прибывшие на Святую Гору из других стран, обязаны принять греческое гражданство, а греческое светское правительство представляет на полуострове назначенный этим правительством губернатор и небольшое полицейское подразделение.

Монашеская республика (гора Афон)

На полуострове немало и мужчин-мирян, в том числе мусульман-албанцев: по большей части они обрабатывают принадлежащие монастырям сельские угодья или заняты другой физической работой. История монашества на Афоне уходит в седую старину, и о возникновении этого явления много споров и ещё больше преданий. Самое расхожее в народе сказание утверждает, что сильный ветер прибил корабль Богородицы, направлявшийся на Кипр, к афонским берегам. Она поразилась великой красотой Горы, а некий небесный голос освятил местность во Её имя (провозгласив Гору уделом Богородицы).

Согласно другому преданию Константин Великий заложил здесь первую обитель в IV веке, но эта дата, несомненно, слишком ранняя, поскольку первое упоминание об афонском монашестве в документах появилось лишь в 843 году (монахи-святогорцы присутствовали на совете у императрицы Феодоры), так что скорее всего первые иноки пришли на полуостров к концу VII века. Афон предоставлял раннехристианскому монашеству благоприятнейшие условия: где ещё укрываться от внешнего мира – в частности, от напиравших с востока арабских завоевателей, да и от властей самой Византии, если те вздумают, например, позариться на иконы (как было в VIII-IX веках), если не на далёких и безлюдных горных склонах?

963 год традиционно считается датой основания первого монастыря: Афанасий Афонский при мощной финансовой поддержке императора Никифора Фоки заложил обитель, называющуюся теперь Великой Лаврой. За два последовавшие за этим столетия под покровительством других византийских императоров основывались всё новые и новые монастыри, и их число достигло сорока (и в каждом будто бы спасалось по тысяче насельников), и это не считая скитов, отшельничьих пещер и прочих меньших обителей. А в XI веке Афон стал причинять хлопоты. То пираты на монастырь нападут, то на Гору вторгнутся пастухи-влахи – ордой в 300 семейств.

Сам Афон страдал от франкских набегов, когда Константинополь (нынешний Стамбул) был оккупирован латинянами (1204-1261 годы), да и позднее испытывал немалое давление радетелей за Унию из латинских Салоник, подталкивавших обитателей Святой Горы к союзу с западными католиками: во дворе монастыря Зограф стоит памятник монахам, принявшим мученическую кончину в то время за верность православию, точнее, за отстаивание независимости православного христианства. В начале XIV века монахи пережили два ужасающих года непрерывных грабительских набегов каталанских наёмников, но они оправились, в чём очень помогли благотворители из Сербии – затем наступили годы небывалого процветания в XV и XVI веках.

А когда Византийская империя подпала под власть Османов, отцы мудро отказались от сопротивления, поспешив наладить отношения с султанами, и один из первых владык новой мусульманской Империи даже побывал на Святой Горе с государственным визитом. Конец Средневековья принёс хозяйственные трудности из-за непосильных налогов и конфискаций, и самосохранения ради многие монастыри отказались от общего владения имуществом и сменили киновию на идиоритмию – в этой саморегулирующейся системе монахи жили вместе и совместно участвовали в богослужениях, но трудились и вкушали пищу порознь, каждый за свой счёт.

Порт Дафни (гора Афон)

Тем не менее, Афон оставался духовным средоточием Православия, а в XVII и XVIII веках даже сумел построить и содержать свои собственные учебные заведения. Но подлинный упадок пришёл на Святую Гору в начале XIX века, с окончанием Войны за независимость, в которой немало монахов приняло сторону греческих революционных сил. В Македонии мятежники были без труда раздавлены, область осталась под османским управлением, и монахов призвали к расплате за содеянное. На Афоне разместился постоянный турецкий гарнизон, а число насельников в монастырях начало стремительно сокращаться – тем более на заре греческой независимости, занявшейся на юге Греции, монашество в греческом православии частично утратило своё значение.

На грани XIX и XX веков образовывающуюся пустоту пробовали заполнить православные монахи из-за рубежа, в частности, из России. Но афонские отцы всегда противились любым поползновениям, грозившим размыть греческий облик Святой Горы, и были готовы платить за это даже собственным вещественным благополучием. В самом начале 1960-х годов падение достигло наинизшей точки и число монахов не превышало тысячи – по сравнению с 20 тысячами в славные времена Афона.

К нынешнему времени, правда, численность монахов доползла до двух тысяч, средний возраст снизился и заметно возросло присутствие в монашеской среде хорошо образованных людей. Приветствуя наметившееся возрождение, многие монахи и заинтересованные наблюдатели сетуют на просачивание светскости на Святую Гору: в некогда смиренных обителях есть такие вопиюще мирские ухищрения, как факсы и мобильные телефоны, а иные части полуострова обращены в стройплощадки, и чуть ли не повсюду реставрируются старинные, а то и сооружаются новые здания.

Как добраться и перемещаться по горе Афон

Чтобы попасть на Афон из Салоник, садитесь на автостанции КТЭЛ на Каракасси 68 на автобус до Уранополиса или Иерисоса. Из Уранополиса большую часть года ежедневно отправляются два судоходных рейса: большинство предпочитает садиться на корабль, отправляющийся в 9:45 и идущий 90 минут в главный порт Афона на юго-западном побережье Дафни, откуда служебный транспорт доставляет паломников в небольшую монастырскую общину Святой Анны. Выезжая из Салоник в тот день, с которого начинается период разрешённого вам пребывания на Афоне, вам необходимо успеть на самый ранний автобус (6:00) КТЭЛ, чтобы попасть на этот утренний корабль.

Есть ещё один рейс, он отправляется в 6:30, идёт быстрее и приходит прямо в Дафни (разумеется, вам придётся остановиться на одну ночь в Уранополисе). Из Иерисоса судно отправляется в 8:35 ежедневно и идёт вдоль северо-восточного побережья до монастыря Великой Лавры (2 часа), но обычно команда дожидается прихода первого утреннего автобуса. Опасаясь упустить корабль, ночуйте в Иерисосе. Корабль не обязательно причаливает к каждой пристани на своём пути, но всегда останавливается у полицейского поста в Хиландариу для проверки документов.

Если вы держите путь на Афон из Уранополиса, вам первым делом следует посетить Бюро паломничества – это на въезде в город, за бензозаправкой. Решив заночевать, приходите в учреждение задолго до начала его работы, поскольку маленькая контора переполняется народом сразу же по прибытии шестичасового автобуса из Салоник. В бюро вам поменяют полученную вами в Салониках квитанцию о подтверждении вашего желания побывать на Афоне на настоящее разрешение и надо будет заплатить за него (30 €; или, если у вас есть студенческая карточка, для лиц в возрасте до 27 лет –20 €). С этим документом на руках вы вправе останавливаться в любом из крупных монастырей и в обителях поменьше.

Дома на берегу Ватопедского монастыря (гора Афон)

Если же начать с Иерисоса, то разрешения пассажирам выдают в полицейском участке на пристани Хиландар, первого монастыря на северо-восточном побережье, после чего вы вправе или сойти на берег, или продолжить путь на корабле к любому из других монастырей – по вашему выбору. На время написания данной статьи 15 из 20 главных и 2 меньших монастыря требовали бронирования загодя (за два месяца вперёд официально), то есть предварительной договорённости по телефону или факсу круглый год – если вы намерены переночевать в соответствующей обители. Все эти 17 общин называются по ходу дальнейшего изложения и для каждой обители сообщаются № телефонов и факсов и время, когда следует выходить на связь с нею.

Если телефон не отвечает сразу, будьте настойчивы, только звоните в указанные часы, с понедельника по субботу, и не рассчитывайте на ответ, если день приходится на большой церковный праздник. Многие гости хотели бы продлить срок пребывания за пределы минимума в 4 дня. Теоретически подобные запросы удовлетворяет Айия Эпистасия (Святое Надзирательство), правительство монашеской республики в городке Карье, хотя вы должны будете убедительно обосновать свою просьбу. Обычно с разрешением на два или три дополнительных дня трудностей не возникает, и ваши шансы существенно возрастают, если не сезон.

Разрешения на паломничество и доступ на Афон

Для получения разрешений на посещение Афона (диамонитирьон) первым делом необходимо позвонить в Бюро паломничества на гору Афон (Графио Проскинитон Айиу Орос) в Салониках. Учреждение занимает прекрасное здание в стиле неоклассицизма на Эгнатия 109. Здесь же находится книжный магазин, торгующий иконами и книгами об искусстве, истории и природе Афона и о самих монастырях. Чиновники не любят, если к ним просто заглядывают, сначала звоните.

По предварительной договорённости вам нужно будет отослать на адрес бюро по почте копию соответствующих страниц вашего паспорта или другого удостоверения личности, действительного в стране, гражданство которой вы имеете, а затем подтвердить своё намерение посетить Святую Гору, ближе к назначенной дате и, конечно, накануне её. Выдают десять разрешений в сутки не православным и сто в сутки – крещённым в греческой православной вере, независимо от гражданства.

Затем вам выдадут подтверждение разрешений на проживание в Афоне сроком до четырёх ночей (трёх дней) на определённую дату. Назначать эту дату по своей воле вы не сможете, особенно с мая по сентябрь. А чтобы попасть на православную Пасху, да и в любое другое время, требуется начинать хлопоты о разрешении за многие месяцы вперёд, хотя бы за полгода. В бюро собственно перед путешествием вместо разрешения вам выдадут квитанцию, которую в Уранополисе вам поменяют на само разрешение. Эту квитанцию вам могут переслать по почте или факсом или же вы можете явиться за ней лично.

Монастырь Дохиар на горе Афон

Посещение монастырей Афона в Греции

Имея разрешение на руках, вы вправе останавливаться и питаться в главных монастырях – и некоторых меньших – бесплатно. Будете предлагать деньги, у вас их не возьмут, хотя паломников всячески убеждают покупать свечи, ладан, диски с церковной музыкой и репродукции икон разного качества. Ночевать вы будете преимущественно в общих спальнях, условия воистину спартанские, но где-нибудь в подвале бывает душ (иногда даже с горячей водой) и вам всегда и везде дадут простыни и одеяла, так что нет нужды таскать с собой спальный мешок.

Едой по большей части Афон обеспечивает себя сам: основу монашеской диеты составляют помидоры, бобы, фасоль, оливки, зелень, хлеб из муки грубого помола, сыр и паста (как в Италии), при случае появляются такие лакомства, как хальвас (халва) и фрукты. В воскресенье, после утренней службы к рыбе (свежей или из банки) часто подают вино – это самая роскошная трапеза на всей неделе. Обычно в день к столу приглашают лишь дважды: поздним утром и примерно часа за полтора или два до заката.

Возможно, вам не помешает какое-то самообеспечение – стоит иметь при себе такой сухой паёк, как орехи, сушёные фрукты и иные богатые энергией продукты – на тот случай, когда вы не успеваете к утренней или вечерней трапезе либо вам предстоит долгий путь пешком из монастыря в монастырь (правда, если вы не успеете к столу, вас могут покормить остатками трапезы, которые приберегают для опоздавших). В Карьесе есть кое-какие магазины, но чтобы не мучиться с выбором и не тратить попусту дорогое время, запастись провизией лучше пораньше, до прибытия на Афон.

Даже если у вас хорошая карта, вы всё же попросите, чтобы вам показали начало тропы и сообщили хронометраж и протяжённость в километрах затеянного вами путешествия, а также рассказали об условиях в пути. Строят всё новые и новые дороги, поэтому тропы забрасываются, а климат – влажный, так что года за два всё бесповоротно зарастает высокой травой, а потом и густыми кустами. При необходимости вы можете дополнить пешие походы перемещением по морю: маленький катер регулярно снуёт вдоль побережья, но только юго-западного.

Русский монастырь Святого Пантелеймона на горе Афон

Так что, если вы курите, лучше распрощаться с этой привычкой на всё время пребывания на Афоне – такое решение удобно считать постом или покаянием. Петь, свистеть или повышать голос категорически запрещается. Кроме того, не вздумайте держать руки за спиной или в карманах либо сидеть нога на ногу, тем более по ходу разговора с монахом – всё это позы неподобающие: подумают, что вы строите из себя какого-то властелина или большого начальника. Фотографировать монахов можно только с их разрешения – никогда не забывайте просить такового! Во многих обителях фотографировать вообще запрещено, а видеокамеры на Святую Гору не допускаются.

Постарайтесь не заглядывать во все углы, особенно туда, куда вас как-то не приглашали, пусть и кажется, что место вроде бы открыто для всеобщего обозрения. Монастыри и их насельники относятся к туристам и паломникам, что называется, очень неровно, и слава той или иной обители предваряет встречу с этой самой обителью, будучи излюбленным предметом пересудов между зарубежными паломниками на тропе. Если вы – не православный, вас, скорее всего, будут вежливо не замечать. Во многих учреждениях вывески откровенно запрещают не православным присутствовать на богослужениях и разделять с иноками трапезу. Но другие монастыри принимают гостей, независимо от их вероисповедания.

Вы очень даже можете натолкнуться на фанатично верующих или встретиться с обезоруживающим добродушием, причём в одном и том же месте и за какие-нибудь минут десять, и безо всякого намёка на перепад, из-за чего не очень-то просто составить целостное представление об Афоне или о каком-то конкретном монастыре. Если вы не православный, но вроде бы достаточно понимаете по-гречески, чтобы сообразить, что вам пытаются внушить, то почти наверняка деликатно или не очень вам скажут, что вы должны обратиться в истинную веру.

Стоит учесть, что монахи вообще-то надеются принимать у себя религиозных пилигримов, а не досужих туристов, и что самим инокам подобает огненная ревность по вере, а не попустительство. Вообще говоря, на благожелательную заинтересованность в вас вы можете рассчитывать со стороны тех монахов, которые в какой-то мере образованы или поднаторели в иностранных языках. Кстати, в меньших идиоритмических общинах условия обычно тяжелы даже по не мягкотелым монастырским меркам, а на келли (отдельные кельи в домах и хижинах) правило монастырского странноприимства не распространяется, так что вам, чтобы переночевать в такой небольшой обители, надо сначала подружиться с её хозяевами.

Читайте также: