Что будете брать иерусалим

Обновлено: 07.09.2024

Иерусалим – священный город трех крупнейших монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Иерусалим играет важное значение для мусульман. Он был первой кыблой мусульман, в ней находится третья по святости мечеть Аль-Акса, именно в этом городе было совершено возведение Пророка Мухаммада на небеса (Исра ва Мирадж). Более того, Иерусалим не раз упоминается в Коране. В свете последних событий, мы хотим взглянуть на непростую историю Иерусалима, пропитанную надеждой, страхом, верой, сопротивлением и борьбой.

%article_title%

Мирная передача Иерусалима мусульманам в 637 году

Впервые мусульмане вошли в Иерусалим в 637 году без войны и кровопролития. Сам патриарх Иерусалима, представитель византийского правителя Софроний мирно передал ключи от города халифу Умару ибн Аль-Хаттабу. Во время мирной сдачи города, был заключен договор, в котором оговаривали права и привилегии местного населения и мусульман.

Договор Умара обеспечил христианскому населению Иерусалима свободу вероисповедания, в соответствии с Кораном и высказываниями Мухаммада (мир ему и благословение). В истории человечества это был один из первых и самых значительных документов, гарантирующих религиозную свободу.

Халиф Умар немедленно принялся за то, чтобы сделать город видной мусульманской достопримечательностью. Он расчистил Храмовую гору, с которой Мухаммад (мир ему и благословение) взошел на небо. Во время правления византийцев христиане использовали это место под свалку, и Умар вместе со своими воинами и некоторыми евреями лично расчистили завалы и построили мечеть аль-Акса.

За время правления Умара и Омейядов Иерусалим стал крупным центром паломничества и торговли. В 691 году в дополнение к аль-Аксе была построена мечеть Купол скалы. По всему городу появилось множество мечетей и учреждений.

Очевидно, что завоевание Иерусалима халифом Умаром в 637 году было важным моментом в истории города. В следующие 462 года им правили мусульмане, и в городе царствовала свобода вероисповедания, в соответствии с договором Умара.

%article_title%

Кровавое завоевание крестоносцами

Однако, к сожалению, расцвет и спокойствие Иерусалима было невечным. В 1099 году город жестоко был завоеван крестоносцами.

В мае 1097 года Папа Урбан II объявил первый крестовый поход, главной целью которого было завоевание Иерусалима. 7 июня 1099 г. 12 000 пеших и 1500 всадников подошли к стенам священного города. После 40-дневной осады крестоносцы завоевали город. В этот раз Иерусалим был завоеван жестокостью, массовыми убийствами невинных людей и поджогами святых мест.

Страшная резня описана разными летописцами, ставшими очевидцами событий. Один из них,

%article_title%

Подобным образом описывает происходящее Вильгельм Тирский:

Великий завоеватель Салахуддин

Тираны завоеватели не жалели даже маленьких детей. Но это деспотичное правление длилось не долго. В 1187 году Иерусалим вновь завоевали мусульмане. На этот раз с победой в город вошел великий воин Салахиддин Аюби. Жители Иерусалима все еще помнили тот ужас, который царил на улицах города во время завоевания крестоносцами. Поэтому, когда Салахиддин вошел в город людей охватил страх. Они боялись возмездья и жестокого убийства. Поэтому некоторые люди начали убегать, а некоторые и вовсе совершили самоубийство.

%article_title%

Салахуддин преподал крестоносцам урок. Пощадив жителей захваченного города, он показал им превосходство своей веры над верой врага.

В 1517 году Палестина вошла в состав великой Османской империи. В ее составе Палестина находилось около 400 лет до самого ее разрушения в ходе первой мировой войны.

Британский мандат и начало арабо-израильского конфликта

В 1917 году английский генерал Алленби вступил в Иерусалим. На Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций.

В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. Основной ее целью было создание в Палестине национального дома для еврейского народа. Принятие декларации привело к значительному росту иммиграции евреев. За период с 1919 по 1923 год в Палестину прибыло свыше 40 тыс. еврейских иммигрантов. С 1924 по 1929 гг в Палестину приехали 82 тыс., а в 1930-х годах иммигрировали около четверти миллиона еврейских беженцев.

%article_title%

Рост иммиграции евреев в Палестину, их незаконное поселение на землях приводил к ухудшению отношений между арабами и евреями. Кроме того еврейские предприятия из националистических побуждений как правило не хотели брать на работу арабов, отдавая предпочтения при приёме на работу еврейским иммигрантам. Арабы также избегали нанимать евреев..

Великобритания, которая сама спровоцировала своей декларацией Бальфура арабо-еврейский конфликт, в 1947 году заявила о своём желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что она не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев. Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла Резолюцию № 181 о плане раздела Палестины на арабское и еврейское государства с предоставлением особого статуса району Иерусалима. Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины, так как согласно ему большая часть земли (56 %) отводилась под еврейское государство, хотя на тот момент евреи владели только 7 % подмандатной территории. При этом, на территории, которая отводилась под еврейское государство, находились 45 % арабов. Под арабское государство ООН выделяло только 45 %, большая часть этой территории не была пригодна для земледелия, кроме Яффы.

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между арабами и евреями.

%article_title%

Судьба Иерусалима

Стена раздора

%article_title%

Западный берег изолирован от Израиля огромной стеной и бесконечными блок-постами. Жители ежедневно живут под страхом незаконных арестов, убийств и конфискаций имущества.

Таким образом, палестинцы на своих родных землях ежедневно подвергаются дискриминации, преследованиям и жестокости.


В первой части материала Настя объяснила, что происходит с консульской проверкой из-за коронавируса, какие документы нужны для репатриации по реформистскому гиюру, сколько денег уходит на личное спокойствие и как весь процесс выглядит в новой реальности.


Настя Венчикова. Фото из личного архива

  • согласие на обработку данных;
  • согласие на прохождение карантина в отеле;
  • личная информация;
  • данные загранпаспорта и визы;
  • декларация о семейном статусе;
  • декларация о состоянии здоровья;
  • фото на документы.

Я наобум назвала 15 августа и молилась, что успею провернуть все свои дела и улететь.

В ульпане тоже пошли навстречу и подключили меня через Zoom, так что месяц я учила иврит онлайн с воскресенья по четверг с 8:00 до 13:00.

Сортировка книг: кучку справа — взяла с собой, кучке слева — предстоит отправка в Израиль. Последнее селфи в московской квартире. Фото из личного архива

Сортировка книг: кучку справа — взяла с собой, кучке слева — предстоит отправка в Израиль. Последнее селфи в московской квартире. Фото из личного архива

Для возмещения трансфера потребовалось предоставить мой российский паспорт и назвать сумму, затраченную на дорогу до Домодедова, — так мне выдали 1500 рублей наличными. Признаюсь, было неожиданно и, что уж там, приятно.

После приземления самолёта нас отвезли в терминал Бен-Гуриона, больше походящий на аэропорт небольшого европейского города, — никого, кроме пассажиров нашего рейса, в этом терминале не было. Там нужно:

После вы заселяетесь в номер, который становится вашим домом на ближайшие семь дней: выходить оттуда строго запрещено (благо есть балкон), еду вам приносят три раза в день (вешают пакет на ручку двери), мусор вы выставляете за дверь одной рукой.

Шаббатнее напоминание: если вы соблюдаете Шаббат, заблаговременно сообщите об этом сотрудникам ресепшена — о том, что халы должно быть две, а для кидуша (специального благословения) нужен виноградный сок, знает не каждый.

Вид из отеля и завтрак в номере. Фото из личного архива

Вид из отеля и завтрак в номере. Фото из личного архива

Заканчиваю этот текст в последнее утро карантина — вот-вот я окажусь в Иерусалиме. Мне уже позвонили и сообщили, что в 13:45 я могу выйти из номера и спуститься в лобби, ждать развозку.

Не думала, что до этого дойдёт, но вот я здесь: оставлю вам свой инстаграм — там я планирую рассказывать и показывать разное, личное, смешное и (наверное) интересное.

Как Иерусалим стал еврейским

Как Иерусалим стал еврейским
С самого своего основания Иерусалим повидал войн больше, чем любое другое место на Земле. В нём множество мест, так или иначе связанных со священными писаниями иудеев, мусульман и христиан и этот город по праву называется городом трёх религий.

Первые упоминания Иерусалима (Рушалимума) относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, и уже в то время его жители конфликтовали с египтянами, о чём свидетельствуют ритуальные древнеегипетские проклятья "для врагов Египта". Есть несколько версий происхождения названия города - Ирушалем от слова "шалом" - "мир", в Библии город называется Шалем - ханаанский, вероятно потому что до евреев город населяли племена язычников-ханаанеев.

Как Иерусалим стал еврейским

Первые стены Иерусалима были построены примерно в XVII веке до нашей эры теми самыми ханаанеями. В 1000 году до нашей эры евреи захватили город во главе с царём Давидом. Он построил крепость и перенес в неё главную святыню иудеев - Ковчег Завета, а также провозгласил крепость столицей Израильского царства. Позже сын Давида Соломон построил на месте захоронения ковчега Святой Храм или Храм Соломона, который еще долгое время играл важную роль в истории евреев. В 586 году до н.э. на Иерусалим напали вавилоняне, которые варварски уничтожили Храм Соломона, разграбили весь город, а большинство его жителей убили или угнали в рабство. Позже было завоевание Александра Македонского, при котором евреи имели мало-мальскую автономию, а затем в городе оказались римляне, которые не хуже вавилонян глумились над еврейскими святынями.

Как Иерусалим стал еврейским

В пятом веке Иерусалим десятилетиями переходил от Персидской империи к Византийской и обратно (победили персы). В десятом веке на ближнем востоке появились крестоносцы, которые с переменным успехом отвоёвывали город у мусульман-персидов и это продолжалось 144 года. В XVI веке Иерусалим стал частью Османской Империи во главе с Сулейманом I Великолепным, который остановил религиозную вражду между жителями: в этот период было возведено множество синагог, храмов и мечетей.

В начале и до середины XX века Иерусалим был столицей Палестины, которая находилась под влиянием Британии. В 1947 году ООН приняла резолюцию о разделении Палестины. Евреям эта идея понравилась, а вот арабам не очень и через год развязалась Арабо-израильская война. В апреле 1949 Израиль и Трансиордания подписали договор о перемирии, но иорданцы не выполнили его условия. В 1967 году в ходе Шестидневной войны Израиль вытеснил иорданские войска из восточной части Иерусалима. В 1980 году израильский Кнессет новым законом объявил Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля в ответ на попытки арабов претендовать на Святую землю. Арабо-израильский конфликт не разрешён до сих пор.

Как Иерусалим стал еврейским

Сегодня несмотря на споры о принадлежности города, здесь вполне мирно соседствуют представители самых разных наций и религий. Сейчас Иерусалим переживает относительно мирный период и находится на подъёме за счёт интереса туристов и паломников.


Иерусалим – столица древней Иудеи и современного Израиля. Вечный город, первые упоминания о котором относятся едва ли не к 19 веку до нашей эры. И в течение тысячелетий никогда он не выделялся среди других городов мира чем-то особым и примечательным. Никогда не был самым большим, самым красивым, самым престижным и, говоря уже современным языком, никогда не имел стратегического значения. Тем не менее, с давних времен Иерусалим, без преувеличения, это самый известный город на планете. И сегодня все происходящее в нем по-прежнему волнует самых разных людей и нередко заполняет все передовицы ведущих мировых СМИ. Чем же вызван этот необычный интерес, который проявляют к нему люди, проживающие в самых различных уголках нашей планеты?

Немного истории и впечатлений

Его называют Святым городом, и, вероятно, это единственный город на Земле, название которого произносят с неким трепетом. Когда-то на старинных картах его изображали в центре, и это неудивительно – уже в течение многих тысячелетий он находится на пересечении исторических и духовных путей человечества. Веками одни пытались завладеть им, другие – стереть с лица земли, и, вероятно, нет больше города, который видел бы в своей истории столько войн и пережил столько разрушений.

Человека, впервые попавшего в Иерусалим, поражает его бесконечная многоликость, в которой, непостижимым образом, уживаются, казалось бы, несовместимые понятия – добро и зло, любовь и ненависть. И создается впечатление, что абсолютно все, существующее в мире, хорошее и плохое, собирается в этом городе. Это отражено даже в его названии – в переводе с иврита Иерусалим означает Город Мира.

Иерусалим в мире и в сердце

Один из законов, с которым сегодня никто не спорит, гласит, что все в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо. А в продолжении говорится, что все происходящие в нем процессы изначально определяются в некой точке, из которой затем, концентрическими кругами, расходятся в мир. Причем, в ходе этих процессов могут меняться любые количества и качества, не меняется лишь суть тех зависимостей и связей, которые формируются в исходной точке.

Очевидно, что Иерусалим, это и есть та точка, в которой формируется происходящее в мире. И это подсознательно ощущают все – не только живущие в нем последователи авраамических религий, но и буддисты, зароострийцы, даосы, и даже изолированные от мира индейцы, обитающие в горах и джунглях Южной Америки. Происходит это потому, что отсюда исходит сила, которая выше нашей природы – сила Творца Мироздания, скрытая в наши дни и раскрывавшая себя когда-то в древности, в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Сегодня, как и в прошедшие века, сюда устремлены взгляды людей со всех континентов планеты. Здесь сходятся интересы и желания, которые вершат судьбы мирового сообщества. Потому что Иерусалим – это духовное сердце всего человечества. И он незримо живет в сердце каждого из восьми миллиардов, обитающих сегодня на планете.

Связующие нити Иерусалима

Любой город на Земле, это населяющие его люди, которых связывают между собой их взаимные желания. Если эти желания схожи, то интересы их обладателей, как правило, находят свою реализацию, если несовместимы, то между людьми рвутся всякие отношения и возникает отторжение. Но одно общее желание в обязательном порядке связывает всех – иначе бы города просто не существовало.

Жители Иерусалима не исключение, у них тоже есть такое желание – все они хотят жить в Иерусалиме. Во всем же остальном их желания не совпадают. Каждая отдельная группа из бесконечной мозаики, проживающих в нем, хочет пребывать здесь в гордом одиночестве – чтобы не было рядом никого, чья вера в чем-то отличается от их веры, чей язык разнится с их языком, и чье мнение не совпадает с их мнением. Время, к сожалению, здесь не лечит, скорее наоборот, с годами это отторжение только растет и переходит, в открытую ненависть. Это буквально бросается в глаза в Старом городе – самом сердце Иерусалима. Живущие в его четырех кварталах не только не общаются друг с другом, но и то чувство, которое они испытывают к соседям, иначе как ненавистью не назовешь.

Наряду с этим, В Иерусалиме присутствует и совершенно иная сила. Она изначально заложена здесь Творцом и противоположна всем нагромождениям разобщения и отторжения, которые выстраивают в нем люди. Поэтому сегодня она скрыта и почти не ощущается. Это сила Любви, способная покрыть собой все человеческие грехи, стоит только людям этого захотеть. И для того, чтобы ее увидеть, нужно совсем немного – отбросить, застилающую сегодня наши глаза, силу вражды и ненависти.

Из Вавилона в Иерусалим

Все те связи, какие существуют на сегодняшний день в Иерусалиме, точно в таком же виде реализуются в окружающем мире. Поэтому нечего удивляться кризису, который сотрясает сегодня планету – это всего лишь следствие. Согласно библейским источникам, нечто подобное когда-то уже происходило в Вавилоне. Люди попытались добраться до небес, чтобы обрести себе возможности богов, и при этом каждому из них, хотелось быть богом над всеми остальными богами. Такой одновременный вариант для всех оказался невозможным, но в результате они перестали слышать и понимать друг друга. Примерно, как это сегодня происходит у нас, даже между людьми, говорящими на одном языке. Тогда они разбрелись по Земле и основали множество народов, благо места для этого, на тот момент, хватало.

Сегодня Вавилоном является весь мир, но нам уже некуда друг от друга спрятаться – планета заселена, а на Луне и Марсе, как выяснилось, нас никто не ждет. Выхода из такой ситуации, как всегда, два. Либо каждому из нас нужно слегка умерить амбиции и изменить свое отношение друг к другу (естественно, мир при этом тоже изменится, и тогда места на Земле хватит всем), либо – очередная мировая война, со всеми вытекающими последствиями – зверствами, разрушениями и очередной катастрофой.

И если мы, как люди благоразумные, выберем первый вариант, то начинать, безусловно, нужно из центра – из Иерусалима. С того места на Земле, куда ушла когда-то из Вавилона небольшая группа людей во главе с праотцом Авраамом, для того, чтобы начать оттуда исправление мира.

Читайте также: