Что это за произведение в лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами

Обновлено: 18.09.2024

Цель занятия: создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения .

Задачи занятия:

учить детей слушать новое произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

учить детей воспроизводить по памяти информацию, строить рассуждения, составлять монологические высказывания;

развивать художественное восприятие и эстетический вкус,

развивать умение оценивать свои и чужие поступки;

развивать умение донести свою позицию до других:

развивать интерес к литературным произведениям о животных;

повышать эрудицию и словарный запас детей;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувство сострадания;

воспитывать в детях желание помочь слабому, совершать добрые поступки по отношению к животным.

Организационный момент. Приветствие, перекличка, объявление темы.

Основная часть. Беседа педагога.

Ребята, вы были когда – нибудь в зоопарке?

Каких животных вы там видели?

А видел кто – нибудь, как кормят животных? (ответы обучающихся).

Педагог: Раньше животных в зоопарке нередко кормили бездомными животными.

Послушайте, что рассказал Л. Н. Толстой о случае, который произошел в одном таком зоопарке. Эта история произошла в дном далеком от нашей страны городе Лондоне. Л. Н. Толстой в юном возрасте был очень чувствительным мальчиком. Когда он слушал печальные истории или увидел, например, убитую птичку или собачку со сломанной лапкой, он плакал. Эта черта, сострадание, сохранилась в нем до конца жизни. Сострадание – умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.

Лондон – город столица Великобритании

подле него – возле, рядом

метался в клетке – бросался

барин – богатый человек

(чтение текста)

Лев и собачка (быль)

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны в сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Беседа по тексту. Вопросы :

Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.)

Почему? (Здесь нет сказочных персонажей, нет рифмы).

Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Какие события происходили: грустные или веселые? (рустные).

Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

Где происходят события? (в зверинце).

Кто главные герои? (лев и собачка).

Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная).

Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение).

Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку).

Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

Как жили лев и собака в одной клетке? (они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли. ).

Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно).

Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (лев ощетинился и зарычал).

Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (целый год).

Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).

Как вел себя лев после смерти собачки? (он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней).

Что стало со львом? (он умер).

Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (он умер от горя, тоски, от боли, печали).

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (да).

2. Высказывания детей о собаке и льве:

Собака – самый верный друг из домашних животных.

Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве, охраняет жилище.

Породы собак : английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая.

Многие представители помогают спасать людей, согревают их своим телом.

Самая маленькая собака в мире чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев – царь зверей.

У льва – грива, а у львицы гривы не бывает.

Лев может ползать по-пластунски и даже может скрыться в невысокой траве.

Лев может развивать скорость до 50км/час.

Может лазить по деревьям.

Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их.

Вопрос: Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают: (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные).

Педагог: Ребята, послушайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вещь хорошая, когда старая, а друг, – когда старый.

III . Заключительная часть.

1.Ребята, в течение всего занятия я наблюдала за вашей работой. Мне показалось , что вам хотелось что-то изменить в этом рассказе. Что и почему? ( в зверинец пускать бесплатно, чтобы собачка и лев были живыми, чтобы их выпустили на волю.)

3. Чьи ответы вас заинтересовали, помогли увидеть больше, задуматься…(дети дают качественную оценку друг другу)

бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Если рядом любимое существо, то даже жестокий, сильный может стать добрым. Невозможно жить без любимого, близкого человека. Эти слова, чувства хотел донести до нас Л.Н. Толстой, написав этот рассказ (слайды с животными).

Я хочу пожелать, чтобы это занятие оставило в ваших сердцах капельки доброты .

У вас на партах лежат сердечки. Какая тайна вам открылась? Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил, и хотел её съесть. Белка стала просить: "Пусти меня". Волк сказал: "Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете". Белка сказала: "Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя". Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: "Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем".

Бедняк и богач

В одном доме жили наверху богач барин, а внизу бедный портной. Портной за работой всё пел песни и мешал барину спать. Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел. Портной стал богат, и всё стерёг свои деньги, а петь уж не стал. И стало ему скучно, он взял деньги и снёс их назад барину, и сказал: "Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь, а то на меня напала тоска".

Учёный сын

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: "Нынче покос, возьми грабли, и пойдём, пособи мне". А сыну не хотелось работать, он и говорит: "Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?" Только он пошёл по двору - наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: "И что за дурак тут грабли бросил!"

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать её ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

— Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)

— Я буду читать, а вы следите по учебникам. (После чтения выдерживается пауза.)

— Сейчас вчитайтесь сами в текст, а потом поделитесь своими мыслями. (Дети читают текст самостоятельно.)

— Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли и чув­ства вызвало чтение? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрыйподелил мясо с собачкой, которую вначале встре­тил с удивлением.)

V. Физкультминутка

Я умею греться сам,

Сильно их прижму к плечам,

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте отрывки, которые вам запомнились. Почему именно этот отрывок запомнился?

— Прочитайте, как начинается рассказ. (ВЛондоне показыва­ли диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. )

Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)

— Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Что­бы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)

Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Посмотрел с любопытством, интересом и удив­лением.)

— Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

— Как автор относится к собачке? (Он ее любит.)

— Какова же собачка? (Она добрая. Этим она и понравилась льву.)

Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Что же происходит дальше? (Собачка умирает, лев не вы­держивает разлуки с ней и умирает тоже. Л.Н. Толстой изо­бразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Найдите и прочитайте слова, в которых Л.Н. Толстой го­ворит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)

Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами? (Дети вспоминают истории из своей жизни.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке о писателе, ознакомившись с новым рассказом?

— Какие общечеловеческие ценности нам открылись?

— Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?

Домашнее задание

Цели: обучить выразительному чтению для более глубо­кой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отноше­ния читающего к изображенному; сравнить текст-рассуждение и текст-описание; расширить знания детей о круговороте воды в природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; пони­мать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаи­ческом тексте; сравнивать текст-рассуждение и текст-описание. 162

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слай­ды с изображением картин природы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

• Добра себе желаешь — делай добро.

• Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

— Прочитайте хором. Объясните их смысл.

III. Проверка домашнего задания

Трагедия - 1) драматическое произведение, изображающее на­пряженную и неразрешимую коллизию, личную и общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2) потря­сающее событие, тяжкое переживание, несчастье.

(Дети пересказывают, показывают свои иллюстрации.)

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

— А что же такое красота? (Дети пытаются объяснить.) Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

IV. Работа по теме урока

— Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Ни­колаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.

(Самостоятельное чтение учащимися.)

Работа после чтения

— Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань смягким гладким и густым ворсом.

— Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочи­тать выразительно, как будто читает один человек. (Повтор­ное чтение текста.)

— Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы пе­редать свою радость при виде необыкновенной красоты.

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)

Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рас­сказ можно назвать описанием.)

— Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиден­ного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)

V. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо.

Ветер тише, тише, тише. (Приседают.)

Деревцо все выше, выше!

VI. Продолжение работы по теме урока

(Ребята читают самостоятельно.)

2. Работа над содержанием текста

— Попробуйте рассказать о причинах дождя. Какой получился текст — описание или рассуждение? (Тип текста —рассу­ждение.)

— Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой? (Это круговорот воды в природе.)

Сочинение рассказов учащимися

— Придумайте свой рассказ с описанием или с рассуждением. (Дается время на составление рассказа.)

— Чей рассказ вам больше всего понравился?

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных?

— Какой из рассказов Л.Н. Толстого произвел на вас самое сильное впечатление?

Домашнее задание

Урок 5 3. Оценка достижений

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоя­тельно.

Оборудование: КИМы для учащихся 3 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Тест. Великие русские писатели

Вариант 1

А1. Найдите лишнее произведение.

А2. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?

A3. Из какого произведения приведенные строчки?

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

А4. Какое из приведенных произведений можно назвать на­учно-познавательным?

А5. Сколько братьев и сестер было у Л.Н. Толстого?

1) два брата и две сестры

2) один брат и одна сестра

3) три брата и одна сестра

4) четыре брата и одна сестра

81. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?

1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой

2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов

82. О ком из писателей приведенные строки?

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

1) Л.Н. Толстой У)А.С. Пушкин

2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов

83. Узнайте произведение по ключевым словам.

Шляпа, забавляла, сын, капитал, ружье, страх.

В4. Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для кре­стьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.

1) АС. Пушкин 3) Л.Н. Толстой

2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов

С1. Кто из приведенных авторов писал басни?

1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой

2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов

С2. Как ласково называла няня маленького Сашу Пушкина?

1) мой свет, красно солнышко

2) мой ненаглядный

3) милый ангел

Вариант 2

А1. Найдите лишнее произведение.

А2. Какое произведение принадлежит перу Л.Н. Толстого?

погода, весь народ был на палубе.

А4. Какой из приведенных текстов можно назвать научно-познавательным?

А5. В каком из произведений Л.Н. Толстого говорится о друж­бе животных?

81. Какие чувства вы испытали при чтении-стихотворений

1) веселье, радость 3) печаль

2) страх 4) легкую грусть

82. О ком из писателей здесь говорится? И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт, никто не запомнил, и мы их не знаем.

1) М.Ю. Лермонтов 3) Л.Н. Толстой

2) И.А. Крылов 4) А.С. Пушкин

83. Узнайте произведение по ключевым словам. Мальчики, артиллерист, купание в парусе, морское чудовище, страх отца.

же рассказы и басни?

1) А.С. Пушкин 3) М.Ю. Лермонтов

2) И.А. Крылов 4) Л.Н. Толстой

С1. Найдите определение басни.

1) большой юмористический рассказ

2) маленький рассказ

3) сатирическое стихотворение

4) произведение, в котором высмеиваются пороки и недо­статки людей

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Лев и собачка" Толстой Л. Н. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сказка "Лев и собачка" Толстой Л. Н. читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей:
он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.

Читайте также: