Что нужно чтобы пересечь границу китая

Обновлено: 18.09.2024

Требование о сдаче двух ПЦР-тестов в течение 5 дней после прибытия с 1 мая распространяется на всех россиян, возвращающихся из-за рубежа, вне зависимости от страны.

Ситуация с коронавирусом в Китае сейчас

Китай занимает 103 место в мире по заболевшим COVID-19.

Египет (Каир) Мальдивы ОАЭ Казахстан Киргизия Куба Сербия Сейшельские Острова Эфиопия Армения Греция (до 4000 россиян в неделю) Венесуэла Сирия Таджикистан Узбекистан Шри-Ланка

Календарь цен на авиабилеты Москва - Пекин (BJS) туда-обратно

Въезд в Китай во время коронавируса (на 20 декабря 2021)

Информация актуальна для авиаперелетов в Китай. Для сухопутных границ правила могут отличаться. Источник: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), база Timatic. Обновлено 16 часов назад.

1. Въезд иностранных граждан, имеющих визу, приостанавливается.

— Это не относится к:

— иностранные граждане с визой, выданной после 28 марта 2020 года, с местом выдачи за пределами материковой части Китая. Они не должны прибывать из Бангладеш, Бельгии, Франции, Индии, Италии, Филиппин, Российской Федерации и Соединенного Королевства;

— иностранные граждане с дипломатической, служебной, вежливой или C визой;

— иностранные граждане с визой, выданной после 3 ноября 2020 года.

2. Въезд иностранных граждан, имеющих вид на жительство, приостанавливается.

— Это не относится к:

— иностранные граждане, имеющие постоянный вид на жительство;

— иностранные граждане, имеющие вид на жительство с целью "работы", "личных дел" или "воссоединения". Они не должны прибывать из Бангладеш, Бельгии, Франции, Индии, Италии, Филиппин, Российской Федерации и Соединенного Королевства.

3. Въезд иностранных граждан с бизнес-проездной картой АТЭС приостанавливается.

4. Портовые визы, 24/72/144-часовая безвизовая транзитная политика, 30-дневная безвизовая политика Хайнаня, 15-дневная безвизовая политика, указанная для иностранного круизного группового тура через порт Шанхай, 144-часовая безвизовая политика Гуандуна, указанная для иностранных туристических групп из Гонконга или САР Макао, и 15-дневная безвизовая политика Гуанси, указанная для иностранных туристических групп стран АСЕАН, приостановлены.

5. Иностранные граждане, прибывающие на материковую часть Китая для осуществления необходимой экономической, торговой, научной или технологической деятельности или в связи с чрезвычайными гуманитарными потребностями, могут обращаться за визами в посольства или консульства Китая.

6. Пассажиры проходят медицинский осмотр и карантин в течение 14 дней в первом пункте въезда.

7. Экипаж авиакомпании иностранных авиакомпаний:

— не обязаны проходить тест на нуклеиновую кислоту, если они ненадолго задерживаются после посадки, а затем немедленно вылетают и не покидают перрон во время перехода; ИЛИ

— должны пройти тест на нуклеиновую кислоту в первом порту въезда, если им необходимо въехать в страну для отдыха или продолжения работы на внутренних маршрутах. Результаты тестирования будут подтверждены местными органами власти в соответствии с требованиями управления по профилактике эпидемий. Только в случае отрицательных результатов испытаний экипажи могут продолжить выполнение работ; ИЛИ

— им разрешается вернуться на родину для лечения в изоляции по согласованию с местным механизмом совместного контроля, если у них имеются симптомы, они находятся в тесном контакте с инфицированными лицами или у них положительный результат теста. Авиакомпании и экипажи должны взять на себя все обязательства по выполнению своих обязанностей, а также осуществлять строгую защиту.

9. Граждане Китая (Народный представитель) должны иметь зеленый QR-код с пометкой "HS". Код можно получить из приложения WeChat "Фан И Цзянь Кан Ма Го Джи Бан", загрузив отрицательный результат теста на нуклеиновую кислоту на коронавирус (COVID-19), выданный не более чем за 2 дня до вылета, и отрицательный результат теста на антитела к IgM, выданный не более чем за 2 дня до вылета. Пассажиры, не прибывающие непосредственно в Китай (Народный представитель), должны повторить оба теста в транзитных странах и получить новый зеленый QR-код с пометкой " HS " в каждой транзитной стране.

— Это не распространяется на граждан Китая (Народного Представителя), прибывающих из китайского Тайбэя, САР Гонконг, Китая, САР Макао, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов или США.

10. Пассажиры должны иметь зеленый QR-код с пометкой "HDC". Код можно получить по адресу https://hrhk.cs.mfa.gov.cn/H5/ с отрицательным результатом теста на нуклеиновую кислоту на коронавирус (COVID-19), выданным не более чем за 2 дня до вылета, и отрицательным результатом теста на антитела к IgM, выданным не более чем за 2 дня до вылета. Пассажиры, не прибывающие непосредственно в Китай (Народный представитель), должны повторить оба теста в транзитных странах и получить новый зеленый QR-код с пометкой " HDC " в каждой транзитной стране.

— Это не относится к гражданам Китая (Народному представителю).

— Это не относится к пассажирам, прибывающим из китайского Тайбэя, САР Гонконг, Китая, САР Макао, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов или США.

— Это не относится к пассажирам младше 3 лет.

— Это не относится к гражданам Китая (Народному представителю).

— Это не относится к пассажирам младше 3 лет.

13. Граждане Китая (Народный представитель), прибывающие непосредственно из Объединенных Арабских Эмиратов, должны иметь зеленый QR-код с пометкой "HS". Код можно получить из приложения WeChat "Фан И Цзянь Кан Ма Го Джи Бан", загрузив:

— отрицательный результат теста на нуклеиновую кислоту на коронавирус (COVID-19), выданный за 14 дней до вылета, и отрицательный результат теста на антитела к IgM, выданный за 14 дней до вылета; и

— отрицательный результат теста на нуклеиновую кислоту на коронавирус (COVID-19), выданный за 14 дней до вылета, и отрицательный результат теста на антитела к IgM, выданный за 14 дней до вылета; и

— Это не относится к гражданам Китая (Народному представителю).

15. Пассажиры, прибывающие из китайского Тайбэя, должны иметь медицинскую справку с отрицательным результатом ПЦР-теста на коронавирус (COVID-19), выданную не позднее чем за 3 дня до вылета.

16. Пассажиры, въезжающие в Пекин (Пекин) из САР Гонконг, Китай, должны иметь медицинскую справку с отрицательным результатом ПЦР-теста на коронавирус (COVID-19), выданную не позднее чем за 7 дней до вылета.

17. Пассажиры, прибывающие из САР Макао, Китай, должны иметь медицинскую справку с отрицательным результатом ПЦР-теста на коронавирус (COVID-19), выданную не позднее чем за 7 дней до вылета.

Страны устанавливают запрет на въезд чаще по стране пребывания, а не гражданству.

Здравствуите, прочитала тему как легализоваться, если пересек нелегально границы Мексика- США.

Вот хочу спросить - где нелегально перейти границу Китай - Россия, Китай - Казахстан, или Китай - Таджикистан?

Тропинки кто-нибудь знает?

И что за это будет?

Я думаю, что ничего - я гражданин России. А если китайцы поймают - тоже ничего - скажу заблудилась, виза в порядке.

Каких только чудных вопросов я не встречал на форуме! Встречный: а Вам это.. зачем? Не ищете лёгких путей?

Нелегально можно перейти почти где угодно на Памире, Тянь-Шане, т.п. Граница как сито. Сплошные горы, очень высокие.

Тропинки знают криминальные элементы типа наркоторговцев (но это больше актуально для границы Афганистана и Таджикистана) и местный люд, а также покойные Семёнов-Тян-Шанский с Пржевальским.

За это будут неприятности, это нарушение режима госграницы, со стороны российских пограничников при переходе из КНР в РФ на Дальнем Востоке - в Вашем случае санкция согласно КоАП и прочие разбирательства, попадание в базы данных. Но Вы речь ведёте в основном о западных районах КНР, стратегических для китайцев, с ними шутки плохи, и они не дураки.

Где нелегально выйти из Китая в страны СНГ

P.S. Кыргызстан забыли! Вот так выглядит граница между этой страной и Китаем, за этой горой Китай.


Да . Амур в этом году чудит. очень широкий. Но по Приморью сухопутная граница, да и река не преграда, китайцы по реке постоянно снуют и норовят под нашим берегом порыбачить.

ну у меня кошки с собой.
почему западные районы стратегические для китайцев, а Дальний Восток нет?

я пока въехала назад в Таиланд, может документы им сделаю

Liso писал(а) 01 окт 2013, 21:35: почему западные районы стратегические для китайцев, а Дальний Восток нет?

Был весной на плато Уч Кок на Алтае. Там сходятся границы Монголии, Китая, России и Казахстана. Был легально, но показалось что при желании можно и нелегально пройти, сплошной колючей проволоки КСП и дзотов я не видел. Но это реальный экстрим, нужна серьезная альпинистская подготовка и опыт выживания в экстремальных условиях. И если поймают проблем не избежать. И не известно что лучше для женщины - нарваться на погранцов или на чабанов каких-нить полупьяных из местных народностей.

dima33 писал(а) 09 окт 2013, 19:40: но показалось что при желании можно и нелегально пройти, сплошной колючей проволоки КСП и дзотов я не видел.


Это не говорит о том, что граница не контролируется. Был в этом году опыт на Кавказе, дай-ка, думаю, прогуляюсь из Баксанского ущелья к границе Грузии. ни колючей проволоки, ни дзотов. Никакого намёка на пограничников. Но только стоило углубиться в лес, был перехвачен двумя бойцами, которые материализовались из-за кустов.

Рекомендую обратиться к мемуарам атамана Семенова.
Либо всё-таки разъяснить в чём проблема по легальному пересечению границы?
Думаю найти выход для законного перемещения более просто, чем с боями прорываться через рубежи Родины.

Невозможно - слишком длинное слово.
- А Вам не кажется, благородный дон, что Вы слишком много себе позволяете?
- Я не знаю значения слова "слишком".(с)
No one likes us, we don't care (с)
Мой кумир: Доктор Быков

Альдо Апач Рейн писал(а) 10 окт 2013, 02:34: Либо всё-таки разъяснить в чём проблема по легальному пересечению границы?
Думаю найти выход для законного перемещения более просто, чем с боями прорываться через рубежи Родины.

думаю, проблема в легальном ввозе животных (кошек) в РФ без прохождения карантина?

volga_volga писал(а) 10 окт 2013, 02:48:
думаю, проблема в легальном ввозе животных (кошек) в РФ без прохождения карантина?

Неужели легализовать кошек сложнее, чем под покровом ночи "перейти границу у реки" (с)?

Невозможно - слишком длинное слово.
- А Вам не кажется, благородный дон, что Вы слишком много себе позволяете?
- Я не знаю значения слова "слишком".(с)
No one likes us, we don't care (с)
Мой кумир: Доктор Быков

Кошек также прививают от панлейкопении.

Пункты пропуска через государственную границу РФ, предназначенные для ввоза на территорию России животных.

I. Автомобильные и ж/д пункты пропуска

Российско-китайский участок государственной границы

29. Забайкальск
30. Пограничный

III. Воздушные пункты пропуска

41. Владивосток (Кневичи)
42. Екатеринбург (Кольцово)
43. Магадан (Сокол)
44. Москва (Внуково)
45. Москва (Домодедово)
46. Москва (Шереметьево)
47. Новосибирск (Толмачево)
48. Санкт-Петербург (Пулково)
49. Хабаровск (Новый)

IV. Морские пункты пропуска

50. Азов
51. Архангельск
52. Астрахань
53. Большой порт Санкт-Петербург
54. Ванино
55. Владивосток
56. Восточный
57. Выборг
58. Геленджик
59. Кавказ
60. Калининград
61. г. Кронштадт, остров Котлин, пункт база Литке
62. Корсаков
63. Магадан
64. Мурманск
65. Находка
66. Новороссийск
67. Оля
68. Петропавловск-Камчатский
69. Ростов-на-Дону
70. Сочи
71. Таганрог
72. Туапсе
73. Усть-Луга

V. Смешанные пункты пропуска

74. Благовещенск
75. Нижнеленинское
76. Покровка

Невозможно - слишком длинное слово.
- А Вам не кажется, благородный дон, что Вы слишком много себе позволяете?
- Я не знаю значения слова "слишком".(с)
No one likes us, we don't care (с)
Мой кумир: Доктор Быков

Как выехать, какие правила и ограничения выезда из Китая в период пандемии коронавирус (COVID-19) в 2021 году

Всю актуальную информацию о COVID-19 (профилактика, статистика, симптомы и другое) вы найдёте на сайте ВОЗ, а также в ленте Google.

2021 год во многих странах начался в достаточно жестких условиях, с существенными ограничениями: комендантский час, ограничение передвижения и пр.

Коронавирус в Китае: статистика общая для страны Китай

По состоянию на 5 Июнь 2021 в Китае подтверждено 91 218 случаев заражения, из них 4636 человек умерли.

Выезжая из Китае, следует придерживаться всех мер предосторожности, чтобы обезопасить себя и своих близких от заражения коронавирусом.

Можно ли выехать из Китая сегодня, в 2021 году?

На сегодняшний день Китай перешла к адаптивному карантину. Таким образом, разрешен выезд из Китае на территорию других государств.

Что касается условий для жителей Китая, которые работают за границей, они динамично меняются. Для большинства стран-соседей Китая, достаточно предоставления результата отрицательного ПЦР-теста.

  • Доступно стран для въезда без ограничений: 20/ 32
  • Доступно стран с ограничениями: 27/ 32
  • Недоступных стран: 4/ 32

Посмотрите, как мы собираем данные и узнайте, почему в статистике учтены не все страны.

Ограничения на выезд из Китая

Таким образом, в условиях адаптивного карантина граждане Китае могут свободно выезжать за границу в ряд стран. В свою очередь Китай частично открыта для туризма и иностранцев, и полностью для возвращения на родину граждан Китая (китайцов).

Условия при выезде из Китая

Условия при выезде из Китая регламентируются нормативными актами и законами других государств, в которые собирается поехать гражданин.

Большинство государств мира вводят усиленный или облегченный режим в соответствии с общей ситуацией связанной с пандемией ковид 19. Для въезда в любую другую страну из Китае необходимо предоставить отрицательный пцр-тест, а также стандартный набор документов: загранпаспорт, виза (если у стран действует визовый режим). Также на момент пересечения границы у человека должны отсутствовать признаки ОРВИ (повышенная температура тела, насморк, кашель).

Правила выезда из Китая на сегодня: 5 Июнь 2021

Правила выезда из Китая на 5 Июнь 2021 практически не предусматривают серьезных ограничений. Главное условие при возвращении на территорию Китая — соблюдать правила тестирования на коронавирус:

В какие страны можно улететь или выехать из Китая

Список стран, которые доступны для поездки из Китае:

В какие страны нельзя улететь или выехать из Китая?

Несомненно, для путешественников сейчас непростые времена. В 2021 году достаточно тяжело планировать какие-либо путешествия заранее.

К примеру, выезд из стран-резидентов Европейского Союза или стран, входящих в состав Шенгенской зоны, возможен без каких-либо серьёзных ограничений. Главное условие — страна, из которой пребывают туристы, должна находиться в зелёной или оранжевой зоне.

Список стран, в которые нельзя уехать из Китае:

Нужен ли паспорт вакцинации при выезде из Китая в другую страну?

Начиная с 2021 года многие страны обсуждают введение единого сертификата (паспорта) о вакцинации от SARS-CoV-2. Пока что эта мера лишь активно обсуждается правительствами разных стран, поэтому на данный момент при выезде из Китая паспорт вакцинации необязателен.

Цифровая статистика: на выезд и въезд по стране Китай

Хотя борьба с Ковид-19 продолжается, граждане Китае могут свободно пересекать границы других государств. Главное условие — соблюдение всех карантинных мер. Благодаря этому вы сможете спокойно путешествовать без вреда для здоровья.

  • Доступно стран: 20/ 32
  • Доступно стран с ограничениями: 27/ 32
  • Недоступных страны: 4/ 32

Посмотрите, как мы собираем данные и узнайте, почему в статистике учтены не все страны.

Актуальные данные о COVID-19 в Китае

По состоянию на 5 Июнь 2021 в Китае прослеживается снижение случаев заражения коронавирусом. Более подробная статистика в цифрах:

  • Всего случаев заболевания: 91 218
  • Сейчас болеют: 399
  • Выздоровело: 86 183
  • Летальных исходов: 4636
  • Вакцинированных: 723 486 000

Информация про открытость границ на въезд и выезд других стран, в которые можно полететь из Китая

На сегодня большинство государств мира открыли свои границы для въезда граждан других стран. Еcли речь идёт о туризме, наиболее закрытыми странами можно назвать Индию, Индонезию, Испанию, Италию.

Таким образом, невзирая на пандемию, которая охватила весь мир, вы сможете путешествовать или отправляться в командировки с рабочей целью практически в любой уголок мира. Естественно, не забывая о мерах предосторожности.

1. Чудеса с российскими вагонами на китайской границе

Коллеги обратили мое внимание на серию однотипных дел с интересными фактическими обстоятельствами и важными вопросами международного частного права, которые в них затрагиваются.

Вкратце фабула в этих делах является примерно следующей. Российский грузоотправитель, осуществляя погрузку вагонов на путях необщего пользования, производит взвешивание направляемого груза на вагонных весах, соответствие которых метрологическим требованиям регулярно подтверждается соответствующим сертифицирующим органом (центром метрологии, который является структурным подразделением российской региональной железной дороги)[1]. Китайские грузополучатели при получении груза не фиксируют каких-либо отклонений массы груза от показателей, указанных грузоотправителем в железнодорожных накладных.

Наверное, описанный пример мог бы остаться незаметным сюжетом для фельетона о трудностях российско-китайских отношений и не требовал бы обстоятельного юридического анализа, если бы не два обстоятельства.Первое – описанный выше сюжет к настоящему моменту возник уже в нескольких сотнях судебных дел (это не считая случаев, когда российские грузоотправители предпочли за благо не конфликтовать с РЖД и выплатили штраф в добровольном порядке). Проблема касается многих российских экспортеров сырьевых продуктов, которые направляют свои грузы в Китай железнодорожным транспортом. Почти во всех делах фигурируют два пограничных пункта – станция Маньчжурия или станция Суйфыньхэ. Общий размер истребуемых штрафов по всем этим делам подсчитать сложно, но, по всей видимости, он составляет сотни миллионов рублей. Чтобы не быть голословным вот несколько примеров уже рассмотренных дел, в которых штрафы в аналогичной ситуации взысканы с российских грузоотправителей: А16-1898/2018 (РЖД против Кимкано-Сутарский ГОК), А04-7976/2016 (РЖД против Олекминский рудник), А10-6785/2018 (РЖД против Разрез Тугнуйский), А27-28882/2018, А27-28883/2018, А27-25702/2018 (РЖД против Сибэнергоуголь).

2. Трудности взвешивания

Однако суды в большинстве случаев отказываются анализировать применимые нормы внутригосударственного права по данному вопросу. Они ссылаются на существование любопытных документов – Советско-Китайского пограничного железнодорожного соглашения 1951 г. (Пограничное соглашение 1951 г.) и протоколов к нему, подписанных в октябре 2015 г. (Протокол 2015 г.) и сентябре 2016 г. (Протокол 2016 г.). Пункт 27 Протокола 2016 г. прямо разрешает применять вагонные весы определенной модели (типа) - именно те, которые фактически стоят на соответствующих пограничных станциях. Пункт 67 того же Протокола утверждает новую форму акта за подписями представителей РЖД и Китайской железной дороги, составление которого является достаточным для проверки вагонных весов на пограничных станциях. Установив, что РЖД представил в материалы дела копию акта проверки вагонных весов, которая соответствует Протоколам 2015 и 2016 гг., российские суды делают вывод о том, что положения этих Протоколов, будучи действующими международными договорами, являются единственными релевантными источниками права по вопросу о точности китайских весов. Соответственно, все возражения российских грузоотправителей в этой части отвергаются как противоречащие положениям Пограничного соглашения 1951 г. в редакции Протокола 2016 г.

Именно ссылки на эти документы и побудили меня написать настоящую заметку, потому что я не могу пройти мимо тех важных вопросов действия международных договоров в рамках российской правовой системы, которые поднимаются в описываемых делах.

3. Любой ли документ является международным договором, который может быть применен российским судом?

При оценке Протоколов 2015 и 2016 гг. судами допущены сразу несколько фундаментальных ошибок, которые имеют принципиальный характер. Подробно проанализируем каждую из них.

Как и многие другие пограничные соглашения России с соседними странами, Пограничное соглашение 1951 г. предусматривает создание так называемой смешанной комиссии из представителей железных дорог обеих сторон (§ 69 Пограничного соглашения 1951 г. в редакции 1961 г.). Порядок внесения изменений и дополнений определен в § 70 Пограничного соглашения 1951 г. (в редакции 1961 г.):

Во-вторых, при толковании данного положения мы должны учесть правила российского законодательства о заключении международных договоров Российской Федерации. Вне зависимости от того, о каком виде международного договора идет речь (межгосударственном, межправительственном или межведомственном договоре – см. п.2 ст.3 Федерального закона о международных договорах РФ), он считается заключенным от имени Российской Федерации и порождает международные обязательства именно Российской Федерации, а не заключившего его органа или организации[3]. Соглашение (протокол) об изменении и дополнении международного договора – это такой же международный договор[4].

В соответствии с абз.2 п.3 ст.11 Федерального закона о международных договорах РФ решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. В силу п.в) ст.13 того же Федерального закона полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров межведомственного характера предоставляются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации. Согласно п.2 ст.6 того же Федерального закона решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства РФ.

Ошибка № 2. При разрешении спора, затрагивающего права частного субъекта, суд не может применять положения международных договоров, которые не были официально опубликованы.

Важно отметить, что по другим делам, сталкиваясь с решениями аналогичных смешанных пограничных комиссий (только в сфере автомобильного транспорта), российские суды неоднократно отказывались принимать во внимание их протоколы именно со ссылкой на отсутствие официального опубликования[8].

Протоколы 2015 и 2016 гг. к Пограничному соглашению 1951 г. никогда не были официально опубликованы, поэтому они не могут применяться российскими судами.

Ошибка № 3. Международный договор межведомственного характера не может иметь приоритет над российскими федеральными законами.

Как известно, в российской правовой системе действует строгая иерархия правовых актов: на вершине этой иерархии находится Конституция РФ, следом идут федеральные конституционные законы, затем обычные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты министерств и ведомств. Поскольку положения надлежащим образом заключенных и официально опубликованных международных договоров становятся частью российской правовой системы, неизбежно возникает важный вопрос о том, на какой уровень в указанной иерархии они попадают.

Если бы любой международный договор (например, международный договор межведомственного характера) имел приоритет над любыми внутригосударственными нормативными актами (например, федеральными законами), то это приводило бы к очевидному нарушению принципа разделения властей (ст.10 Конституции РФ) и нарушению базовых характеристик правового государства (ч.1 ст.1 Конституции РФ). Международные договоры могли бы превратиться в способ обхода положений федеральных законов со стороны российских органов исполнительной власти.

По этой причине в основе толкования части 4 статьи 15 Конституции РФ лежит так называемый принцип иерархии, согласно которому место любого международного договора в российской правовой системе строго соответствует уровню того государственного органа, который выразил согласие на обязательность международного договора. При этом положения международного договора будут иметь приоритет над внутригосударственными актами того же органа. Соответственно, если международный договор был ратифицирован российским парламентом через процедуру принятия федерального закона, то такой международный договор имеет приоритет над несоответствующими ему положениями внутренних федеральных законов и нижестоящих нормативных актов. Однако если согласие на обязательность международного договора межведомственного характера было выражено федеральным министерством, то такой международный договор будет иметь приоритет только над внутригосударственными актами этого федерального министерства и подчиненных ему ведомств, но не над положениями российских федеральных законов, указов Президента или постановлениями Правительства РФ[9].

Принцип иерархии находит последовательное закрепление в практике Верховного Суда РФ. Так, уже в абз.2 п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 было указано, что суд не вправе применять нормы федерального закона, если иные правила установлены таким вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого было принято в форме федерального закона. В более подробном виде это разъяснение было воспроизведено в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5:

«Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.

Наглядным примером применения описанного принципа иерархии может служить Кассационное определение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2009 г. № 59-О09-35, которое по случайному совпадению также связано с проблемами российско-китайских двусторонних международных соглашений. В данном деле возникла коллизия между положениями УПК РФ и двустороннего международного договора между Россией и Китаем от 9 ноября 2006 г. о режиме российско-китайской государственной границы, согласие на обязательность которого было выражено Правительством РФ без прохождения ратификации в российском парламенте. Верховный Суд РФ указал на то, что приоритетом пользуются положения УПК РФ, поскольку соотношение нератифицированного международного договора РФ и федерального закона определяется на основе принципа иерархии нормативных актов, установленного Конституцией РФ. Международные договоры РФ, согласие на обязательность которых принято Правительство РФ, обладают приоритетом по отношению к актам Правительства РФ и актам федеральных органов исполнительной власти, но не по отношению к федеральным законам.

Таким образом, положения Протоколов 2015 и 2016 гг. (даже если бы они были заключены уполномоченным федеральным ведомством и были официально опубликованы) не могут иметь приоритета над положениями российских федеральных законов (например, Федерального закона об обеспечении единства измерений). Соответственно российские суды не могли проигнорировать положения российских федеральных законов только потому, что международным договором межведомственного характера установлены иные правила.

Вместо послесловия. С высоких трибун много говорится о необходимости развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Описанные в этой заметке примеры свидетельствуют о необходимости еще много сделать в этом направлении, в частности, для прозрачного режима поставок железнодорожным транспортом, при котором российские экспортеры будут чувствовать себя достаточно защищенными.

[5] Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г.№ 395 (с последующими изменениями и дополнениями).

[6] Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 (с последующими изменениями и дополнениями).

[8] См., например, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2013 г. по делу № А62-7661/2012: «Как отмечено выше, последствия несовпадения ряда сведений в международной транспортной накладной в виде необходимости получения специального разрешения на перевозку установлены Протоколом заседания российско-литовской смешанной комиссии по автомобильному транспорту от 11-12 сентября 2012 г., т.е. международным актом.

Исходя из смысла правовой определенности для того, чтобы правовой акт мог непосредственно создавать права и обязанности физических и юридических лиц, он должен быть доступен для заинтересованного лица. Только в этом случае лицо может сообразовывать свое поведение с соответствующей правовой нормой, предвидеть для себя последствия, которые повлечет ее неисполнение, соотнося дату перевозки с датой возникновения публичной обязанности по получению специального разрешения.

См. аналогичные выводы в следующих судебных актах: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2015 г. по делу № А49-13326/2014, Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 г. по делу № А62-7820/2012, от 16 мая 2013 г. по делу № А62-7640/2012, от 15 мая 2013 г. по делу № А62-7186/2012, от 25 апреля 2013 г. по делу № А62-7781/2012, от 12 апреля 2013 г. по делу № А62-6991/2012.

[9] См., например, Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. Москва, 2010. С.286-287: «Нератифицированные межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера также являются частью правовой системы России. Однако, в отличие от ратифицированных международных договоров, нератифицированные международные договоры не обладают иерархическим приоритетом в случае возникновения коллизии между положениями закона и положениями вышеупомянутых договоров…

Читайте также: