Что общего имело гражданство в древних афинах и древнем риме

Обновлено: 18.09.2024

Греция

К III в. до н.э. Греция представляла из себя разрозненные земли, объединённые лишь общей историей и наследием эллинской цивилизации. Росло социальное расслоение, назревали и вспыхивали пожарами народные восстания и конфликты между городами. Так историк и философ Плутарх описывал положение Спарты:

Сильные стали наживаться безо всякого удержу, оттесняя прямых наследников, и скоро богатство собралось в руках немногих, а государством завладела бедность… Спартиатов было не более семисот, да и среди тех лишь около ста владели землёй и наследственным имуществом, а все остальные нищею и жалкою толпой сидели в городе, вяло и неохотно поднимаясь на защиту Лакедемона от врагов, но в постоянной готовности воспользоваться любым случаем для переворота и изменения существующих порядков.

На протяжении всего третьего столетия до Рождества правители нескольких государств вели кровопролитные войны за власть в регионе. Основными участниками этой игры престолов были Македония, Этолийский и Ахейский союзы.

​Ахейский и Этолийский союзы - Рим против Эллады: завоевание Греции | Warspot.ru

Ахейский и Этолийский союзы

Македония, как известно, своего исторического рассвета достигла в IV веке до н.э. при царе Александре. Александр Македонский смог дойти аж до Индии, однако построить устойчивую империю ему было не под силу, равно как и его последователям – удержать завоёванные территории. В III столетии Македония некоторое время переходила от власти эпирского царя к фракийскому и наоборот, потом подверглась опустошительному набегу кельтских племён. В 221 г. до н.э. македонский престол занял царь Филипп V, опытный дипломат и талантливый полководец, старающийся подражать своим великим предшественникам: Филиппу II и Александру.


Этолийский союз известен ещё с V века до н.э. Он зарождался как объединение трёх этолийских родов, и к III в. стал крупным политическим образованием, включая в себя даже пелопонесские и фессалийские города. Этолия – область средней Греции, граничащая с Акаранией на западе, Локридой и Доридой на востоке и землями долопов и амфилохов на севере. На юге Этолии, согласно мифам о Пелопонесской войне, некогда располагались города Плеврон и Калидон. Во главе Этолийского союза стоял выбранный предводитель, созывающий войско по постановлению союзного собрания – синедриона (слово это греческое, а не иудейское – συνέδριον).

Ахейский союз – объединение греческих полисов на Пелопоннесе. Был образован в 279 г. до н.э. из старого объединения ахейских городов. Непрекращающаяся гражданская и классовая война между полисами заставляла правителей объединяться, чтобы не быть завоёванными более сильным соседом. Несмотря на отсутствие центрального полиса, Ахейский союз имел собственную профессиональную армию. Правда, частично расходы на неё покрывала династия Птолемеев, стараясь, таким образом, из Египта повлиять на политическую жизнь Греции.

​Римский легион против македонской фаланги. Рисунок Питера Коннолли - Рим против Эллады: завоевание Греции | Warspot.ru

Римский легион против македонской фаланги. Рисунок Питера Коннолли

Таким образом, если Этолийский и Ахейские союзы исторически претендовали на главенство в эллинских землях, называя себя потомками древнего народа, то Македония – по праву завоеваний царя Александра.

Стоит отметить, что непрекращающееся противостояние не мешало развитию производства, торговли, рабовладельческих и культурных отношений между государствами. Надо полагать, греческие цари осознавали опасность, исходящую от их молодого соседа – агрессивной и весьма эффективной в военном плане Римской Республики.

Отношения между Римом и Грецией были крайне враждебными. Греческие земли были формально независимы, но аристократия то и дело обращалась к римскому Сенату для решения своих проблем, чем давало повод для вмешательства в дела страны извне. В итоге Сенат пришёл к выводу, что в Греции не будет ни устойчивого мира, ни порядка до тех пор, пока города не перейдут под власть Рима. Греки, со своей стороны, весьма активно провоцировали Рим, не до конца осознавая, с насколько отлаженной, мотивированной и могучей военной машиной имеют дело.

Македонские войны

Македонские войны велись на протяжении полувека и позволили Риму получить контроль надо всей восточной частью средиземноморского бассейна.

Первая македонская война состоялась в 215–205 гг. до н.э. Пока Рим был втянут в разорительный конфликт с Карфагеном, Филипп V решил ввязаться в борьбу за Грецию и расширить свои территории на запад. По мнению греческого историка Полибия, большое влияние на македонского царя оказывал Деметрий Фаросский – полководец, правящий Иллирей и побеждённый римлянами во время Иллирийских войн. Деметрий советовал Филиппу вступить в союз с Карфагеном, и македонский царь быстро польстился на возможные перспективы – устранение Рима возвращало грекам монополию на морскую торговлю. Однако для войны с Республикой царю необходимо было защитить тылы и остановить войну с Этолийским и Ахейским союзами.

​Монета с профилем Филиппа V - Рим против Эллады: завоевание Греции | Warspot.ru

Монета с профилем Филиппа V

Мир с этолийцами был заключён на побережье, недалеко от Навпакта. Полибий приводит воззвание этолийцев в пользу заключения мира:

Македонцы начали готовиться к войне. Зиму 217–216 гг. Филипп посвятил постройке флота. Не имея достаточного количества ресурсов для создания тяжёлый боевых кораблей, македонский царь решил сделать ставку на манёвренные десантные суда – лембы. При необходимости, корабли могли уклониться от битвы в море, да и римляне были больше озабочены войной с флотом Карфагена.

Когда в 216 г. римляне потерпели серьёзное поражение при Каннах, Филипп направил послов в лагерь карфагенского полководца Ганнибала с предложением о заключении союза. Ганнибал понимал, что открытие второго фронта на востоке ещё сильнее расшатает Республику, а у Карфагена не было планов по экспансии собственно в Элладу. Союз был заключён в 215 году, однако послы Филиппа и сопровождающие их послы Ганнибала были захвачены римлянами по пути в Македонию, и заговор был раскрыт.

Союз Карфагена и Македонии вызвал в Риме вполне оправданную панику, а затем и возмущение – сердить суровых вождей Республики и патриотически настроенный Сенат решительно не следовало. Консулу Публию Валерию Флакку было поручено вести наблюдение за флотом Македонии и удерживать Филиппа в границах его царства. В 214 г. Филипп попытался вторгнуться в Иллирию (Балканский полуостров) с моря, захватил Орик и взял в осаду Аполлоний.

Римские легионы быстро среагировали на военную кампанию греков и стремительно вышибли армию Филиппа с полуострова. Филипп бежал в Македонию, бросив на произвол судьбы войско и флот. На этом Первая македонская война была окончена.

Вторая македонская война (200–196 гг. до н.э.)

Как мы помним, Рим успешно одержал победу во Второй Пунической войне, после чего Сенат решил усилить влияние на Балканах. Поводом для объявления войны Македонии послужило нарушение договора от 205 года, по которому Филипп V не мог заключать союзы и воевать с союзниками Рима.

Решающим моментом оказалось выступление на стороне Рима сначала Этолийского, а потом и Ахейского союзов. Война с Римом была крайне непопулярной в Македонии, внутри страны возрастала оппозиция против царя.

​Схема битвы при Киноскефалах - Рим против Эллады: завоевание Греции | Warspot.ru

Схема битвы при Киноскефалах

В 197 г. римские войска впервые столкнулись в открытом полевом бою с македонской фалангой при Киноскефалах. Проконсул Тит Квинций Фламинин нанёс сокрушительное поражение Филлипу, доказав тактическое превосходство шахматного построения легионов против шеренги. Македонская фаланга разделилась на две части, форсируя холмистую местность. Пока правое крыло двигалось вперёд, левое только выстраивалось для боя. Боевые слоны Фламиния пробили левый фланг, после чего непобедимые легионеры окончательно отбросили фалангу. В битве пали 8000 македонян и 721 римлянин.


В результате поражения Филипп обязался отдать Риму свой флот, отвёл гарнизоны из греческих городов. Его армия и политическая власть были сильно ограничены. Македония была номинально объявлена свободной, но фактически стала Римской колонией с внешним управлением.

Третья македонская война (171–168 гг. до н.э.)

Филипп V умер в 179 г., после чего македонский трон занял его амбициозный и талантливый сын Персей. Юный правитель женился на дочери сирийского царя, заключил союз с Эпиром и племенами Иллирии и Фракии. Он решил восстановить былое могущество Македонии и намеревался заручиться поддержкой греческих городов в борьбе с Римом.

Сенат был крайне обеспокоен усилением Македонии, объявил Персею войну, поводом для которой послужил конфликт юного царя с правителем Пергама. Персей не был готов к войне с резко усилившейся Республикой и не успел перетянуть на свою сторону всю Грецию, и греческие отряды так и остались вспомогательными частями римских легионов.

​Схема битвы при Пидне - Рим против Эллады: завоевание Греции | Warspot.ru

Схема битвы при Пидне

В начале войны Персея ждал успех – он разбил Публия Красса при Лариссе и вынудил отступить римскую армию в Иллирии и даже предложил Риму мир на правах победителя. Разумеется, Сенат от такого предложения отказался.

В 168 г. войска под командованием Луция Эмилия Павла начали теснить Персея. 22 июня близ города Пидна состоялось решающее сражение, в котором римские легионы разбили и обратили в бегство македонян. Войско римлян состояло из 29 000 солдат, из них 24 000 – пехота.

Эмилий Павел разметил легионы в центре поля, а союзнические войска по флангам. Македонская армия выстроилась в привычную фалангу, расположив по флангам наёмников и конницу. Армии столкнулись, и римляне начали прорываться через македонские шеренги, пользуясь преимуществом в ближнем бою: легионеры были вооружены щитами и короткими мечами против македонских копий. Менее, чем за час, фаланга была разбита.

Персей бежал с поля боя, но был настигнут римлянами и взят в плен. 20 000 македонских воинов были убиты и 11 000 ранены.

Ахейская война

С падением Македонии Рим перестал нуждаться в помощи Ахейского союза, и Сенат счёл излишним существование на Пелопоннесе отдельной политической силы. Более того, руководство Ахейского союза переходит к враждебным Риму партиям. Борьба за земли Ахейского союза была достаточно длительной и напряжённой: Риму приходилось играть на социальных и экономических противоречиях эллинских городов, расшатывая союзные отношения.

Поводом к началу самой войны стал конфликт союзников со Спартой: ахейская партия Демокрита, Критолая и Дэя попыталась присоединить Спарту к союзу, на что спартанцы обратились за помощью к Риму. Прибывший в 147 г. в Коринф консул Луций Аврелий Орест, от имени Сената объявил об исключении из союза Ахейских городов, неродственных ахейцам по крови, включая Спарту и Аргос. Такое решение Рима низводило Ахейский союз до уровня второстепенного государства, не способного на серьёзные внешнеполитические действия.

После отъезда римских послов города Ахейского союза охватила череда восстаний и революций. Военачальник союзных войск Диэй пошёл на радикальные меры. Он мобилизовал все силы страны, объявил общий воинский призыв, ввёл военный налог. Такая политика ещё больше расшатала неустойчивое положение греческого социума. Ахейская олигархия начала видеть в Римской республике избавление от неэффективной и устаревшей системы управления.

Впрочем, война Рима и Ахейского союза не была долгой и кровопролитной. Греки быстро потеряли Фермопилы, потерпели поражение у Скарфея в Локриде. Генеральное сражение произошло при Левкопетре в 146 г. Ахейская армия, вдвое превышавшая римскую, была разбита, рассеяна и частично захвачена в плен. В наказание за дерзость к Республике римляне сожгли Коринф, консул Муммий перебил всех мужчин-коринфян, женщин и детей продал в рабство, а всё движимое имущество и произведения искусства были вывезены в Рим. Таким образом, Ахейский союз повторил судьбу Македонии, и на многие и многие года стал частью создаваемой латинянами империи.

​Коринф, каким он был до пришествия римлян - Рим против Эллады: завоевание Греции | Warspot.ru

Коринф, каким он был до пришествия римлян

Присоединение Этолийского союза далось Риму малой кровью. Во время Второй македонской войны этолийцы сражались на стороне Рима. Этолийские воины стояли по флангам во время битвы при Киноскефалах, за что союзу были переданы Локрида, Фокида и Амбракия. Но притязания этолийцев оказались чересчур велики, и в результате конфликта с Римом армия Этолийского союза была разбита в 191 г. при Фермопилах. В 189 г. этолийцы были вынуждены просить мира, по условиям которого они выплачивали Риму 500 талантов контрибуции и признавали верховную власть Сената.

Итогом войн 201–146 годов до нашей эры стало то, что Греция и Македония были окончательно превращены в римские провинции во главе с назначаемым Сенатом губернатором; только Афинам и Спарте (скорее не из милосердия, а отдавая дань их былому величию) было позволено сохранить свои законы.


О Древнем Риме снимаются бесчисленные телепередачи, фильмы и документальные картины — нас впечатляют громадные размеры империи и её устрашающая армия.

Но не будем забывать и об интеллектуалах и философах Древнего Рима, заложивших основы многих современных наук, в том числе математики, философии и астрономии.


2. По оценкам историков, средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла примерно 20–30 лет. Однако эти показатели, скорее всего, искажены высоким уровнем младенческой смертности и частой смертью женщин при родах. Судя по всему, римлянин, доживший до зрелого возраста, жил примерно столько же, сколько современный житель западного мира.



4. Крупнейшим конфликтом в истории человечества была война римлян с персами, которая тянулась аж 721 год. Считается, что причиной войны было желание персов захватить новые земли, а заодно отомстить грекам, которые поддержали мятеж ионийцев против персидских правителей.



6. В VII веке до нашей эры римские весталки (девушки, посвятившие себя богине Весте и давшие обет безбрачия) должны были хранить девственность до 30 лет. В качестве доказательства они должны были продемонстрировать целую девственную плеву. Нарушивших обет заживо закапывали в землю.


7. По некоторым свидетельствам, плотность населения Древнего Рима была в шесть раз выше, чем в сегодняшнем Нью-Йорке. По оценкам историков, население Римской империи, покрывавшей в период максимального расцвета около 4,4 миллионов квадратных километров, составляло чуть меньше 57 миллионов человек. Крупнейшими городами были Рим, Константинополь и Сиракузы.


8. Жители Древнего Рима поклонялись и молились разным богам. В частности, у них была богиня канализации, бог туалета и бог экскрементов. Римляне верили, что эти боги часто посещают отхожие места, а фекалии считались пищей мёртвых.




11. Как ни странно, имущественное расслоение в Древнем Риме было меньшим, чем в сегодняшних Соединённых Штатах. Видимо, недоплачивать солдатам, воинам и интеллектуалам считалось зазорным. Похоже, неравенство доходов — изобретение наших дней.


12. Одним из римских императоров был Гай Калигула, скандально известный тем, что сделал своего коня сенатором и якобы совершал инцест со своими многочисленными сёстрами (что, впрочем, было не такой уж и редкостью в те времена). А ещё он отдавал заключённых на растерзание диким зверям и разговаривал с луной.


13. Как и моча, соль в то время ценилась очень высоко. Её применяли не только как приправу, но и для консервации продуктов (в отсутствие холодильников и морозилок). А ещё соль — хороший антисептик: неслучайно римскую богиню здоровья звали Салюс.


14. Помимо мочи и соли, большой ценностью считался пот гладиаторов. Римлянки верили, что, если им намазаться, можно обеспечить себе красоту и здоровый цвет лица. Считалось также, что на женщин он действует как афродизиак. А ещё римляне пили кровь гладиаторов, чтобы излечиться от эпилепсии!



16. Хотя рабство было в то время обычным явлением, римляне относились к своим рабам довольно учтиво (или по крайней мере без лишней жестокости). За прилежный труд невольникам полагались премии или послабления. Наверное, всё дело в празднике, где рабы и господа менялись местами!


17. Диктатор Римской республики по имени Цинциннат уберёг Рим от кризиса, но затем отказался от власти и занялся земледелием. Говорят, город Цинциннати назван в его честь. Наверное, быть правителем утомительно.



19. В I веке нашей эры римляне устраивали бои белых медведей с тюленями в затопленных амфитеатрах. На глазах у зрителей медведи забивали и пожирали тюленей. Вообще римляне часто отлавливали крупных животных и везли их через огромные расстояния для цирковых представлений.


20. Говорят, прообразом статуи Свободы была римская богиня Либертас. Либертас — это богиня свободы, символизирующая свободу действий, свободу от ограничений, независимость, права личности и прочие личные и общественные свободы.


21. Ещё одно свидетельство долговечности римской архитектуры — постройки из бетона. После падения Римской империи технология изготовления бетона была утеряна почти на 1000 лет. Возведённые римлянами бетонные постройки настолько прочны, что стоят уже почти 2000 лет без видимых повреждений, что вряд ли светит современным домам.


22. В то время люди тоже ходили на шопинг. Для этого был построен рынок Траяна. Это был настоящий торговый центр, вмещавший в себя более 150 магазинов и контор. То-то туристы дивились!


23. Подсчитано, что если бы римский Колизей строили сегодня, это обошлось бы примерно в $380 миллионов. Самый большой амфитеатр в истории построен из смеси песка и цемента. Поразительно, но его строительство длилось всего 6–8 лет!


24. В Древнем Риме за убийство отца полагалась смертная казнь. Убийцу зашивали в мешок с обезьяной, собакой, петухом и гадюкой. Смерть была мучительной, особенно если учесть, что перед зашиванием в мешок виновника избивали палками.


25. Древние римляне пили скипидар, чтобы придать своей моче аромат роз. Это стремление вполне понятно, если вспомнить, что мочой чистили зубы, стирали одежду и выводили пятна.


26. Употребление в пищу рыбы под названием сарпа заменяло римлянам наркотики, так как вызывало галлюцинации. В 2006 году два человека попали в больницу после отравления сарпой. У обоих были слуховые галлюцинации и кошмарные видения, которые длились несколько дней.


27. В римских сутках тоже было 24 часа, но они делились на 12 светлых и 12 тёмных часов. То есть летом светлый час длился дольше, чем зимой.


28. Осторожно, не запутайтесь: между сооружением египетских пирамид и Древним Римом прошло больше времени, чем между Древним Римом и сегодняшним днём. Иными словами, по времени мы ближе к римлянам, чем римляне были к пирамидам, хотя многим кажется, что наоборот.


29. Язычки фламинго считались в Древнем Риме деликатесом и были доступны только самым богатым. Впрочем, основу рациона большинства римлян составляли злаки — пшеница, ячмень, овёс, полба и рожь.


30. В 2012 году команда ныряльщиков обнаружила останки римского судна 2000-летней давности. В нём было обнаружено множество хорошо сохранившихся предметов и даже запасы провизии в сосудах для хранения.



32. Древний Рим был одним из первых мест с водопроводом и канализацией. Трубы с холодной водой были пропущены через жилые помещения, чтобы охлаждать воздух в жару. Через акведуки вода подавалась в общественные бани, уборные и фонтаны. Сточные воды тоже попадали в трубы, после чего сливались в ближайшие водоёмы.


33. Римский император Нерон прославился жестокостью и взбалмошными выходками. Он сочетался браком с вольноотпущенным, сыгравшим роль невесты, которого приказал кастрировать. За время своего царствования он убил родную мать и двух первых жён.


34. В Древнем Риме нос с горбинкой считался признаком сильного и властного человека. Причина, по мнению историков, в том, что многие воины, вернувшиеся с победой из кровопролитных сражений, имели сломанные носы.


35. Изначально римляне считали самоубийство вполне допустимым и не порицали его, но позднее приравняли к преступлению, потому что это наносило экономический ущерб государству. Ведь каждая смерть лишала страну одного работника или потенциального солдата!


36. В 86 году нашей эры Колизей заполнили водой, чтобы разыграть морское сражение. По свидетельству римского историка Диона Кассия, для выступления в воду запустили дрессированных быков, коней и прочих домашних животных.


37. Римские колесничие были настоящими суперзвёздами спорта. По подсчётам одного учёного, колесничий по имени Гай Аппулей Диокл, который считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, заработал $15 миллиардов в пересчёте на современные деньги!



39. В 117 году нашей эры император Адриан ввёл смертную казнь за попытку самоубийства. Он заявил, что самоубийство солдата равноценно дезертирству. Поэтому неудавшихся самоубийц казнили.


40. О гладиаторах ходит много мифов. Гладиаторы вовсе не всегда сражались с соперниками или дикими зверями насмерть, хотя многие, разумеется, получали серьёзные ранения (а некоторые таки умирали). Большинство гладиаторов были рабами и содержались в таких ужасных условиях, что многие из них пытались бунтовать.


41. Римляне подкупили знаменитого правителя гуннов Аттилу, чтобы он не нападал на них. Аттила пообещал не атаковать Рим в обмен на большое количество золота, но, получив взятку, передумал и атаковал.


42. Почти во всех фильмах на вёслах в римских боевых кораблях трудятся рабы, но в действительности только вольным гражданам Рима разрешалось нести военную службу. Рабов при поступлении на службу либо освобождали, либо обещали освободить за доблесть в бою.


43. Говорят, что после брачной ночи римлянке запрещалось представать перед мужем обнажённой. Поэтому философы, отстаивающие моногамные отношения, были непопулярны. Мысль о том, чтобы заниматься сексом только с женой, казалась большинству мужчин странной.


Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием.

Возможно, это и стало предпосылкой к тому, что первые в мире Олимпийские игры были проведены в Древней Греции в 776 году до нашей эры. Они проводились вплоть до 393 года до нашей эры, т.е. на протяжении порядка четырех веков. Заметим, что современная традиция Олимпийских игр берет начало с 1896 года и насчитывает чуть больше столетия.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Римское общество

Римское общество никогда не было однородным. Статус жителей империи различался в зависимости от места рождения и состояния. Главное деление на свободных и рабов не отменяло тысячи мелких градаций внутри этих двух основных групп. Свободные люди могли называться гражданами, а могли носить имя пилигримов — представителей других городов Италии, а позднее — других народов, входивших в империю. Рабы могли быть общественными и частными, военнопленными, купленными на рынке или родившимися в доме. Последние особенно ценились, так как, с одной стороны, не знали другой жизни, а с другой — воспринимались хозяевами как члены семьи — фамилии.

Римское рабство заметно отличалось от греческого: оно, как и все в латинском мире, несло отпечаток юридических пристрастий древнего Рима.

Рабство в Риме

Перед лицом закона раб не имел никаких прав. Все невольники, жившие под крышей господина, подлежали смертной казни, если хозяина убивали в доме. Однако в эпоху империи были введены наказания и для владельцев за жестокое обращение со своими невольниками. Раб мог занять привилегированное положение, как, например, дворецкий или любимая наложница. Заслуги раба перед хозяином часто являлись поводом к освобождению. Было широко распространено освобождение по завещанию господина для частных рабов либо по акту магистрата — для общественных. В некоторых случаях разбогатевший невольник заводил своих рабов. А вольноотпущенники, занимаясь торговлей, подчас приобретали исключительно высокое положение в римском обществе. Все это не отменяло тяжелого положения массы невольников, трудившихся в хозяйстве римлян, однако показывало способы, посредством которых ловкий, сметливый или просто преданный раб мог получить свободу.

Общественная жизнь и гражданство в Риме

Общественная жизнь Рима была по сравнению с греческой куда более сложной и напряженной. Римляне даже в республиканский период тяготели к всеохватности государственной власти. Во времена республики Рим управлялся целой армией выборных должностных лиц: консулов, преторов, квесторов, цензоров, трибунов, эдилов, префектов. Их функции были четко очерчены и не пересекались. В отличие от соседних народов, и в первую очередь от эллинов, они охотно делились своим гражданством не только с пилигримами, но и с вольноотпущенниками. При этом получение гражданства было равносильно получению национальности. Кровь не играла роли. Главными были общий для всех граждан образ жизни, подчинение единым законам. Убежденные в собственной исключительности, даже мессианстве, римляне тем не менее не были националистами и в том смысле, в каком, например, можно назвать националистами афинян, смотревших даже на собратьев из древней Греции как на людей второго сорта. Для римлянина грань между цивилизованным человеком и варваром пролегала по образу жизни и определялась весьма просто. Культурный человек живет в городе, носит тогу, владеет рабами, подчиняется законам. Варвар живет в лесу, носит штаны из звериных шкур, ему сильно повезет, если он попадет в рабство и сможет послужить укреплению Рима. если он будет хорошо трудиться и усвоит римские идеалы, хозяин отпустит его на волю, а глядишь, и поможет получить гражданство. Так, обретение гражданских прав — это в прямом смысле слова переплавка в горниле иной культуры.

Однако было бы неверно видеть в римском гражданстве некий аналог современного. Гражданство — принадлежность к городу — долгое время не могло стать в Риме общегосударственным институтом. Обитатели других италийских городов имели свое гражданство, хотя и жили в одной стране с римлянами. Промежуточным этапом на этом пути стало предоставление двойного гражданства, например Рима и Капуи, Рима и Медиоланума и т. д. Но это не решало всех проблем. Римляне понимали, что стабильность их государства напрямую связана с расширением числа граждан. К началу новой эры из 50 млн подданных Рима лишь около миллиона имели статус гражданина. Император Каракалла в 212 г. в так называемой Антониновой конституции дал римское гражданство всем свободным людям вне зависимости от национальности, проживавшим на территории империи. Римский гражданин имел обычно три имени: личное (Гай), родовое (Юлий) и фамильное или прозвище (Цезарь). Отпущенный на волю раб получал личное и родовое имя своего хозяина. Так, раб и близкий друг Цицерона — Тирон, освобожденный в 53 г. до н. э., стал именоваться, как его господин, Марк Туллий и приобрел римское гражданство.

Римское общество отличалось высокой социальной мобильностью. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в зависимости от имущественного ценза. Городские власти в соответствии с оценкой состояния приписывали жителей к сословиям, которые не наследовались. Таким образом, разбогатевший мастеровой мог проскользнуть в сословие всадников, надеть золотое кольцо и белую тогу с тонкой пурпурной полосой.

Читайте также: