Что такое политические клубы во франции

Обновлено: 18.09.2024

Внутренняя политика и общественное движение во Франции конца XIX в. – нач. XX в.

В 1869-1870 гг. накал стачек в стране достиг предела. Против забастовщиков принимались всё более строгие меры. На одном из луарских рудников войска стреляли в толпу бастующих шахтёров, убив 13 человек. Неспособность властей Второй империи решать внутренние проблемы привела к кризису, который совпал с франко-прусской войной. Поражение страны вызвало взрыв народного недовольства и в конечном счёте привело к трагедии Парижской коммуны. Всё это не могло не повлиять на экономическое и политическое развитие страны в конце XIX — начале XX вв. В политической жизни это проявилось в ожесточенной борьбе за республику против опас­ности реставрации монархии, в экономике - в снижении тем­пов развития: в мировом промышленном производстве Франция со второго места перешла на четвертое, уступая теперь не толь­ко Англии, но и США и Германии.

После подавления Париж­ской Коммуны во Франции свирепствовала политическая реак ция. До 1876 г. в городах действовали военно-полевые суды, выносившие приговоры участникам революции. Решения судов не отличались большим разнообразием. Чаще всего это была смертная казнь или каторга. Во многих рабочих семьях опла­кивали убитых, арестованных или высланных кормильцев. Парижская Коммуна надолго поселила страх перед респуб­ликанскими идеями свободы и равенства во влиятельных слоях французского общества. 4 сентября 1870 г. Францию объявили республикой, но это решение не было закреплено в конституции, и монархисты (в Национальном собрании их было боль­шинство) не теряли надежды на восстановление монархии. Но среди них не было единства. Сторонники Бур­бонов, Орлеанов и бонапартисты не могли договориться между собой о династии, которая должна возглавить Францию. Это была одна из причин, которая спасла республику.

В мае 1873 г. президентом Франции стал известный маршал Мак-Магон , который коман­довал версальскими войсками при подавлении Парижской Коммуны. В отличие от Тьера, Мак-Магон готов был без про­медления восстановить монархию во Франции. Однако возни­кали препятствия из-за ожесточенных споров между монархи­стами по поводу того, кто должен занять престол. Во время его правления (1873-1879 гг.) резко оживилось республиканское движение, и Национальному собранию пришлось присту­пить к выработке конституции.

В 1875 г. была принята Конституция Третьей республики , просуществовавшую до II мировой войны (при этом она была принята большинством всего в один голос, 353 против 352 депутатов).

По Конституции 1875 г. парламент состоял из двух палат — палаты депутатов и сената. Палата депутатов избиралась на 4 года мужчинами, достигшими 21 года (кроме военных и жи­телей колоний). В сенат избирались граждане не моложе 40 лет сроком на 9 лет. Выборы в него были многосту­пенчатыми.

Сенат и палата депутатов вместе составляли Национальное собрание, обладающее законодательной властью. Президент избирался сроком на 7 лет. Исполнительная власть принадлежала президенту и мини страм.

После принятия конституции Национальное собрание объя­вило о своем самороспуске и назначило выборы в палату депу­татов. На этих выборах в 1876 г. республиканцам удалось провести в нижнюю палату парламента 366 депутатов из 550. Власти принимали все возможные меры, чтобы воспрепятствовать республиканской агитации. Лидеров республиканцев нередко арестовывали, штрафовали, закрывали их газеты. Но все было напрасно: на состоявшихся в октябре 1877 г. выборах представительство республиканцев в палате депутатов выросло с 366 до 400.

Президент Мак-Магон еще пытался противостоять республиканскому большинству в парламенте. Он подумывал даже о государственном перевороте, рос­пуске палаты депутатов и введении в стране военного положе­ния. Однако выяснилось, что в армии, на которую он собирался опереться, не только солдаты, но и многие офицеры не собира­ются поддерживать президента. В начале 1879 г. Мак-Магону пришлось уйти в отставку.

Начался период реформ.

Резиденцию парламента и прави­тельства перенесли из Версаля в Париж .

В июле 1880 г. были амнистированы коммунары (осуждённые участники Парижской коммуны).

Власти предприняли серь­ езные шаги, чтобы ограни­ чить влияние на обществен­ ную жизнь французского ре­ акционного духовенства , ко­торое всегда поддерживало монархистов. В 1880 г. в стране запретили орден ие­зуитов, закрыли все школы и другие учреждения. Священ­ники были удалены из уни­верситетских советов, а като­лические университеты и другие высшие религиозные учебные заведения лишили права присуждать ученые степени. В первую половину 80-х годов были приняты законы о бесплатных начальных школах, об обязательном обучении детей с 6 до 13 лет, впервые ввели государственное и светское женское образование (до этого молодые девушки могли обучаться только в монастырях), духо­венству запретили инспектировать школы, а из учебных про­грамм был исключен закон Божий.

Кроме того, власти резко увеличили ассигнования на подго­ товку учителей и строительство школьных зданий. В результа­те уже к концу XIX в. в школах стали пропагандировать республиканские ценности. Уровень культуры народа возрос: если в начале 70-х годов неграмотных во Франции было около 30%, то к началу 90-х - 10% .

Закон 1884 г. разрешал свободную деятельность профсоюзов и забастовки . Муниципальные советы получили право выбирать своего мэра , который прежде назначался центральной властью.

Особенностью политической жизни Франции была многопартийность . Среди республиканцев в 80-е годы произошёл раскол, они разделились на правых (умеренных) и левых (радикальных) республиканцев , которых обычно называли радикалами .

Партия радикалов , созданная в 1881 г., пользовалась влия­ нием среди городской мелкой буржуазии и крестьянства. В ее программе содержались требования защиты республики, част ной собственности, борьбы против влияния церкви, национали­зации крупных монополий, введение прогрессивного подоход­ ного налога.

80-90-е годы во Франции стали временем глубокого политического кризиса. Это было время, когда идеи реваншизма и национализма захлест­ нули страну.

Для этой цели подходила идея реванша . Боль и го­речь, которые испытывало французское общество после пора­жения во франко-прусской войне и потери Эльзаса и Лотарин­гии, стали благоприятной почвой для роста реваншистских на­строений.

Особую популярность эта идея приобрела в реакционных кругах и в армии.

Французское офицерство состояло преимуще­ственно из аристократии и той части богатой буржуазии, кото­рая правдами и неправдами стремилась пролезть в дворян­ство. Следует также учесть, что с 80-х годов во Франции стал усердно насаждаться самый настоящий культ армии .

Во внутренней политической жизни страны усилилась роль радикальных и откровенно уголовных элементов. Стоило, например, лидеру буржуазных республиканцев, премьер-министру Леону Гамбетте попытаться провести прогрессивные экономические реформы, как он внезапно умер, хотя ему было всего 44 года и он ничем не болел. То и дело всплывали факты взяточничества, воровства и мошенничества в среде правительственных чиновников и политических деятелей . В 1887 г. пришлось уйти в отставку президенту страны Жюлю Греви , так как выяснилось, что его родственник с ведома президента торговал орденами и другими наградами прямо в президентском дворце. А сменившего его на посту президента Сади-Карно в июне 1894 г. заколол кинжалом итальянский эмигрант-анархист.

Громкий скан­дал разразился в связи с деятельностью акционерного общества для строительства Панамского канала . Еще в 1879 г. знамени­тый строитель Суэцкого канала Фердинанд Лессепс основал компанию по строительству Панамского канала. Началась про­дажа акций. Деньги сред­них и мелких вкладчиков, мечтавших об обильных доходах, рекой потекли в кассы компании. Акции быстро распродали, однако вскоре выяснилось, что стоимость строительства значительно превы­шает запланированную смету. Работы шли в тяжелых климати­ческих и природных условиях Колумбии. За 7 лет была закончена лишь треть работ, а все собранные средства уже давно израсходованы. Положение оказалось настолько безнадежным, что Лессепсу осталось толь­ко ликвидировать свое предприятие.

Само дело Дрейфуса - судебный произвол, допущенный над одним человеком, но в нем, как в капле воды, отразились все противоречия, существующие во Франции в 90-е годы XIX в. И вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция.

В конце 1894 капитан Альфред Дрейфус был арестован по обвинению в государственной измене, а именно, передаче секретных военных документов Германии. Этому аресту способствовали многие другие факторы, включая растущий антисемитизм. Дрейфус был осужден, признан виновным и приговорен к пожизненной каторге. Однако постепенно появлялись сомнения в справедливости приговора, и началась кампания за его пересмотр. Дело получило огласку в столице страны и провинциях, в него оказались втянуты многие общественные деятели. Потре­бовалось немало времени, чтобы новый начальник французской разведки полковник Пикар, изучив улики, предъявленные Дрейфусу, пришел к выводу, что секретные документы передал немцам совсем другой человек - майор Эстергази (род Эс­тергази с начала XVIII в. принадлежал к верхам французского дворянства). Пикар потребовал от руководителей военного министерства при­знания судебной ошибки и ареста Эстергази. В ответ полковник был немедленно сме­щен со своего поста. Однако о его разоблачениях узнали газеты. По требованию ряда депутатов и родственников Дрейфуса в на­чале 1898 г. состоялся военный суд над Эстергази, который вы­лился в настоящий фарс, завершившийся его оправданием. В знак протеста против этой судебной комедии выступил известный фран­цузский писатель Э. Золя. Его поддержали многие писатели, художники и уче­ные (среди них - Анатоль Франс и Ромен Роллан).

Тем временем Эстергази, опасаясь новых разоблачений и не выдержав нервного напряжения, бежал сначала в Бельгию, а затем - в Англию, где он открыто признался в шпионаже в пользу Германии. В свою очередь германское правительство официально заявило, что у него с Дрейфусом никогда не было никаких отношений. Поворотный момент в разбирательстве наступил, когда главный свидетель полковник Анри признал, что подделал документы, и покончил жизнь самоубийством.

В кон­це лета 1899 г. состоялся новый суд над Дрейфусом, который приговорил его вместо пожизненного к 10-летнему заключе­нию, а президент Лубе тут же помиловал его. Окончательно приговор по делу Дрейфуса был отменен в 1906 г.

Дело Дрейфуса глубоко потрясло весь цивилизованный мир.

Стремясь сделать Францию светским государством, радика­лы сосредоточили свои усилия на борьбе с духовенством. Еще в 1901 г. в стране вышел закон, ограничивавший пре­подавательскую деятельность духовенства.

Комб повел с духовенством еще более решительную борьбу. При нем были закрыты тысячи религиозных школ. Неред­ко дело доходило до столкновений с церковниками и фанатичными католиками. Духовенство сопротивлялось отчаянно. В некоторых местностях монахи ложились поперек дверей при входе в школы и не хотели пускать туда полицию. Но Комб действовал беспощадно. О этом свидетельст­вует разрыв дипломатических отношений между Ватиканом и Францией в 1904 г.

В стране увеличилось число гражданских браков и не­крещеных детей.

Франция стала светской республикой .

В конце 70-х - начале 80-х годов французское рабочее движение стало постепенно оживать, осо­бенно после амнистии коммунарам. Слабые темпы индустриализации и низкий при­рост населения приводили к медленному росту рабочего класса.

В конце XIX в социалистические идеи были особенно популярны во Фран­ции. В 1880 г. представители рабочих организа­ций создали Рабочую партию Франции. Эта партия, руководимая Жюлем Гедом и Полем Лафаргом , заявляла о своей при­верженности марксизму. Но уже вскоре в партии произошел раскол. Отделились социалисты , считавшие, что нельзя пугать большинство населения призывами к революции, а нужно до­биваться проведения тех реформ, которые возможны в данный момент. Эта группа социалистов образовала свою - Революци­ онную социалистическую рабочую партию.

Все социалистические партии и группы, которых много было во Франции, вечно соперничали друг с другом.

В 1893 г. депутаты-социалисты получили 30 мест в На­циональном собрании. Среди избранных наиболее яркой фигурой был Жан Жорес (1851-1914). Когда в конце 90-х годов на весь мир прогремело дело Дрей­фуса, Жорес не остался в стороне от борьбы за его оправдание. Особенно велики заслуги Жореса в его борьбе против коло­ниализма и войны. Он сыграл также важную роль в объедине­нии в 1905 г. разрозненных социалистических фракций в объ­единенную политическую партию, получившую официальное название Французская секция Рабочего Интернационала (по первым буквам французского названия — СФИО). Объединен­ные социалисты быстро превратились во влиятельную полити­ческую силу. На выборах 26 апреля — 10 мая 1914 г. за СФИО проголосовали 1,4 миллиона избирателей, и социалисти­ческая фракция выросла до 103 мандатов — примерно одна шес­тая от общего числа парламентариев.

Рабочие создавали профсоюзы и биржи труда, которые забо­тились о безработных и помогали бастующим.

В 1895 г. профсоюзы и биржи труда объединились в единую организацию - Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ).

В 90-е годы в стране усилили свою деятельность анархисты , совершившие серию террористических актов , - так они рассчи­ тывали свергнуть существующий строй.

В марте 1891 г. анархист Равашоль подложил бомбы в три здания в Париже. В декабре 1893 г. Вайян бросил бомбу в па­лате депутатов и ранил 80 человек. В 1894 г. анархист Казе-рио убил президента республики Сади Карно. Преступников арестовали и казнили, но вспышки насилия в стране повторя­лись.

Новый подъем стачечного движения произошел во Франции в начале XX в. , главным требованием стало сокращение рабо­чего дня.

В ок­тябре 1910 г. во Франции вспыхнула забастовка железнодо­рожников, которые требовали повышения зарплаты и умень­шения рабочего дня, продолжавшегося иногда 14 - 16 часов. Забастовка охватила 40 тысяч человек. Правительство объявило железнодорожников мобилизованными и отказ от работы при­равняло к дезертирству.

Несмотря на репрессии, социальный протест усиливался .

Антиправительственные выступления охватили и крестьян.

В начале века во Францию хлынули дешевые виноградные вина из Алжира и Испании, что вызвало кризис перепроизвод­ства. В 1907 г., недовольные политикой правительства и дове­денные до отчаяния неурожаем винограда, крестьяне на юге Франции начали движение протеста, в котором участвовали около 500 тысяч человек. К движению присоединилось и население городов, занятое виноградарством. Началась кампания гражданского неповино­вения: уходили в отставку мэры, отказывались выполнять свои обязанности чиновники, законопослушные граждане не плати­ли налогов.

В 1912-1913 гг. усилились антивоенные выступления. Фран­цузы протестовали против продления военной службы с 2 до 3 лет, но закон о трехлетней военной службе был принят.

Особенно активно против закона о трехлетней военной служ­бе боролся Жорес.

Он также возглавлял борьбу против военной опасности во Франции.

Часть социалистов — Жюль Гед и его последователи — считали, что война есть следствие капитализма, поэтому бо­роться надо не против опасности войны, а против капитали­стического строя.

Убийство Жореса вызвало такой взрыв негодования, что правительство было вынуждено выпустить особое воззвание к народу с призывом к спокойст­вию и обещанием покарать убийцу (что, впрочем, не было ис­полнено: состоявшийся в 1919 г. суд оправдал убийцу Жореса).

На следующий день после убийства Жореса, 1 августа 1914 г., началась Первая мировая война.

Похожие документы:

Первая половина XIX века весьма значительный и своеобразный этап в истории России

. событий во Франции; Н.Н.Новосильцев, много путешествовавший, получивший прекрасное европейское образование. В конце 1792 . проблемы. М., 1996. Демешик Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири XIX - начала XX в. Иркутск, 1986. Декабристы. .

Методические рекомендации программа всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века 10 класс, базовый уровень (30 ч), профильный уровень (58 ч)

. общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение . политику и который обладал наиболее сложной внутренней . конца XVIII в., а с революциями во Франции XIX в., . древнейших времен до начала XX века. — М., .

. Начало правления Александра 1. Внешняя политика. Отечественная война 1812г. Внутренняя политика и общественные движения во время царствования Александра 1.Внутренняя политика во . развития Великобритании и Франции в конце XIX в. чертами были .

1. Модернизм Модернизм (от фр moderne новый, новейший, современный) совокупность эстетических школ и течений конца XIX начала XX в., характеризующихся р

. родиной стала преимущественно Франция конца XIX — начала XX века. Модернизм . общественного механизма . высадке войск во Франции, присоединяется . внутренний монолог, воспроизводящий хаос мыслей и переживаний, мельчайшие движения . итог политики, социального .

Пособие для поступающих в вузы

. XIX в. Тема 32. Движение декабристов. Тема 33. Внутренняя политика второй четверти XIX в. Тема 34. Общественное движение . во Франции и Бельгии. Николай I крайне болезненно воспринял революцию во Франции . русского искусства конца XIX-начала XX века. - .

Александр Морозов

Мы предлагаем вашему вниманию серию интервью с российскими философами и ведущими специалистами из разных научных дисциплин, изучающих политическую жизнь. В формате беседы интеллектуалы отвечают на несколько вопросов, как чисто академических, так и общественно значимых. Дальней целью проекта служит интеграция участников и читателей открытых разговоров в общее поле диалога, задача которого – перевести существующие в обществе идеологические и социальные конфликты в плоскость продуктивного спора, значимого для широкого круга соотечественников.

Тимур Атнашев, Михаил Велижев, Олег Никишкин, Андрей Фетисов

Предыдущие материалы серии: интервью с Алексеем Глуховым (часть 1, часть 2), Григорием Юдиным, Арсением Куманьковым и Александром Филипповым (часть 1, часть 2).

Герой нового интервью – Александр Морозов, научный сотрудник философского факультета Карлова университета, Прага.

Вопросы: Тимур Атнашев.

Как бы вы описали свою позицию по отношению к политической философии? Кем вы себя видите – историком, исследователем или человеком, который от первого лица этим занимается?

Я считаю себя журналистом с широким кругом гуманитарных интересов, с особым интересом к политической философии. Сейчас даже не так важно, как он у меня сформировался. С одной стороны, я учился на философском факультете МГУ, с другой стороны, меня всегда интересовал широкий круг гуманитарных проблем, и с какого-то момента я стал внимательно смотреть на политическую философию, но в значительной степени как продвинутый пользователь.

Каковы сейчас ваши предпочтения в поле политической философии? Периоды, страны, авторы – с кем вам интереснее разговаривать?

Если говорить про наше время, сейчас огромный интерес вызывают практически все элементы, узловые вещи политической философии. Конечно, есть темы, в отношении которых в данный момент нет дефицита, но есть те, которые точно вызывают огромный интерес. Во-первых, это непрерывная проблематизация представительства. Она есть, с одной стороны, и у современных французских авторов, например, Манана; с другой стороны – и у Анкерсмита, в связи с теорией политической репрезентации.

Совершенно верно. Второй момент, который явно начинает заново проблематизироваться, – пусть в нашем российском контексте это всё сейчас извращено – проблема суверенитета. Скажем, Квентин Скиннер в России в сегодняшнем контексте прочитывается как конкретный историк политической мысли, с особым интересом к тому, как он анализировал формирование концепции суверенитета в раннее Новое время.

Третий момент – это демократия и популизм. Проблематика того, что сейчас называется популизмом, возникла не сегодня, а была проанализирована на материале Берлускони какое-то время назад…

Уже в 90-х политология занималась Латинской Америкой в этих терминах…

Да, тогда это было в политологии. Но после Нади Урбинати или Яна-Вернера Мюллера нельзя сказать, что это остается в рамках политологии. Политические философы заново проблематизируют то, каким образом возникает коллективное управление как демократия мнения; возвращаются постоянно к исследованию античности, республик раннего Нового времени.

Упомянутые вами авторы – либо мировые классики, либо современные зарубежные исследователи. Российские и советские тексты, видимо, не отвечают на наш запрос? Значит ли это, что на восполнение отечественных дефицитов лучше работают импортированные концепции, которые отвечают структурно схожим проблемам, хотя созданы в других контекстах?

Ответ может быть прагматическим: время истекло, надо принимать решение.

Получается, нет этого запроса.

Суверенитет, общественный договор, цезаризм

Фронезис, вписанный в традицию. Практический разум или благоразумие.

Это пример философской работы в России? На нескольких уровнях.

Григорий Юдин делал доклад про плебисцитарную демократию – во многом отталкиваясь от Вебера. При этом он ссылался в частности на аргументы Валерия Федорова, который использовал понятие плебисцитарной демократии в целом как позитивную доктрину. Вы говорите о более раннем периоде?

Это такой большой узел, он был важен и в ельцинский период. В каком-то смысле вся постсоветская российская мысль стартовала со знаменитого диалога об авторитарной модернизации.

Игорь Клямкин в этом знаменитом интервью, по собственным словам, скорее полемизировал с Андроником Миграняном.

Кремль называется.

…которое само себя собирает, заполняет и которое сильно мистифицировано – как его ликвидировать?

В общем, это один из основных вопросов – сейчас, очевидно, есть момент такого дефицита. Большой круг людей говорит нам, опираясь на некоторые традиции, что нас спасет парламентская демократия, что ее нужно усилить. На это есть интуитивный ответ наблюдателя – массы людей сначала соглашаются, а потом задумываются и перестают видеть, каким образом вообще можно управлять этой территорией с помощью какой-либо представительной демократии.

Я бы поддержал здесь вашу консервативную озабоченность. Потому что вопрос не только в том, как ограничить власть, но и в том, как поддерживать власть.

Катастрофа и секуляризация

Как формулирует в частности Хабермас, нам сложно исходить из очевидности, предзаданности общего блага в нашем посткритическом, постмодернистском контексте. При этом в вашем дискурсе и у ряда коллег, с которыми мы разговаривали ранее, классический язык политической философии позволяет убедительно говорить об общем благе. Но проблематика постметафизического контекста, в котором благо и истина стоят под вопросом, – в других областях интеллектуальной деятельности вполне явная – в данном случае как будто выпадает из рассмотрения. Что вы по этому поводу думаете?

Если мы посмотрим на британского политического философа Джона Грея, то, как бы он ни проблематизировал базовую тематику современного общества, идентичности, классического либерализма и diversity, он все равно при этом в мышлении своем будет двигаться к этому общему благу. И даже если мы говорим о левых теоретиках, которые изучают политико-философские вопросы, то они в значительной мере остаются в рамках этого же подхода.

Когда возникает другой подход, не связанный с классическим фронезисом? Он возникает, на мой взгляд, только в одном случае: при колоссальном чувстве вины, то есть, условно говоря, у Адорно. Существует такой драматический извод политической философии, когда человек, хорошо подготовленный, стоит перед лицом катастрофы, превосходящей возможности интерпретации. В этом случае заранее ясно, что имеющуюся картину ужаса нельзя привести к какому-либо благополучному концу. Такая политическая философия в каком-то смысле самоубийственна. Вообще, русские имеют в этом отношении большие возможности. Имея за спиной масштабнейшую катастрофу XX века, мы могли бы сделать очень сильный шаг вперед. У нас есть две большие темы, в которых мы как политические философы отстали. Первая – это катастрофа, а вторая – это секуляризация. Сегодня происходит, слава богу, некое движение хотя бы по второму пункту, потому что тематика постсекулярного и секуляризации, небольшая группа молодых политических философов – Шишков, Узланер и другие – взялась как-то приводить хотя бы к чему-то. Надо сказать, поскольку Россия – чемпион по секуляризации, круче нас церковь не истребил никто – никакие мексиканские повстанцы или испанские республиканцы.

В католической Италии, например, еще меньше воцерковленных, чем у нас, – и без активной борьбы. Видимо, там само как-то за долгостью лет.

Это понятно, но дело не в том, много ли верующих, а дело в том, насколько велика энергия истребления. И точно так же проблематика катастрофы.

Здесь Шаламов приходит в голову. Потому что Солженицын – это такой классический просвещенческий ответ. А Шаламов дает обратный ответ.

Да, конечно, есть Шаламов. И правильно на Западе многие понимают про нас, что Шаламов является важнейшей фигурой этой рефлексии. Нельзя не сказать и про Александра Дугина. Это всемирно известная фигура, и если за пределами РФ попросить назвать российского философа, то в значительной части европейских стран назовут его, независимо от восприятия его учения. Его политическая философия эсхатологична, апокалиптична, он прямо возводит ее к Хайдеггеру и не скрывает этого. (Эту апокалиптику Карла Шмитта и Хайдеггера тонко чувствовал Таубес, письма которого сейчас опубликованы. Таубес, будучи специалистом по истории иудаизма, сразу понял то, что поняли немногие.) Учение о конце истории у Хайдеггера, а сейчас у Дугина находится на одних и тех же рельсах с любой другой религиозной апокалиптикой. Но на мой взгляд, мы не прославимся Дугиным, если брать наш вклад в целом в мировую философию, потому что Дугин показал себя продуктивным компилятором и мастером интеллектуального реферата, но он, конечно, не продвигает как таковую политическую философию вперед.

Но все-таки здесь есть особая проекция на Россию?

Да, есть, и в этом смысле слова есть у нас такой политический философ без общего блага – Александр Дугин.

Насколько вам кажется проблемой отсутствие дисциплинарной институционализации политической философии в России? Недавно Александр Марей говорил о том, что такой дисциплины нет в официальных рубриках и классификациях. Или интеллектуальный процесс параллелен университетскому?

В Вышке потихоньку к этому объединению гуманитарных факультетов движутся, если уже не пришли.

Тогда совсем нет проблемы, потому что ты учишься на философском факультете, под которым находится все – от греческой филологии до феноменологии Гуссерля, и ты можешь найти себе то, что нужно, если ты выбрал направление интеллектуальной интерпретации и тебя интересует эта проблематика.

То есть в принципе невозможно вычленить этот элемент из политико-философской работы?

Невозможно. Я не к тому это говорю, что политическая философия обязательно должна выглядеть как некоторый моральный трактат. Нет, потому что задача может быть поставлена совершенно…

Прагматически.

Да, она так будет прочитана современниками. Условно говоря, можно сказать, когда Хабермас пишет работу о модерне, он просто решает для себя вопрос того, как в его концепции выглядит весь модерн. Но, читая его, мы понимаем, что он предлагает нам ответ на вопрос, как сложилось то общество, в котором мы находимся и в отношении которого нам предстоит предпринимать какие-то шаги, что в нем мы должны укреплять. Мы как люди с ответственностью в кантианском смысле, должны опереться на что-то, чтобы его развивать, чтобы оно не деформировалось, не завалилось ни вправо, ни влево, чтобы в нем сохранялся диалог, договор, общее пространство людей и мнений – в определенных пределах. Там всегда содержится элемент политической философии, даже если сама по себе работа посвящена рассмотрению достаточно специального термина.


Революций в истории были почти у всех народов. Но сегодня мы будем говорить о французской революции, которую стали называть Великой.


Крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению абсолютной монархии, и провозглашению Первой французской республики.

Расскажем вам о Великой французской революции из разных источников.

Источник I — Википедия

П ричины революции

Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера).

Франция в XVIII веке была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями — за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий.


Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству — в течение длительной серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация всё больше вооружала против монархии народные массы, жизненные интересы которых совершенно игнорировались государством.


Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием чёткого законодательства, запутанной системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты либеральные реформы в политической и экономической областях. Предоставление некоторых политических прав третьему сословию наряду со значительным ухудшением его экономического положения в результате реформ неизбежно вели к краху Старого порядка.

З начение Великой французской революции

Ускорила развитие капитализма и крах феодализма
Оказала влияние на всю последующую борьбу народов за принципы демократии
Стала уроком, примером и предостережение преобразователям жизни в других странах
Содействовала развитию национального самосознания европейских народов

Характерный взгляд

Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство.
Началом революции послужило взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года (Переворот 18 брюмера).


Среди немарксистских историков преобладают два взгляда на характер Великой французской революции, не противоречащих друг другу. Традиционный взгляд, возникший в конце XVIII — начале XIX вв. (Сийес, Барнав, Гизо), рассматривает революцию как всенародное восстание против аристократии, ее привилегий и ее методов угнетения народных масс, откуда революционный террор против привилегированных сословий, стремление революционеров разрушить все, что ассоциировалось со Старым порядком, и построить новое свободное и демократическое общество. Из этих устремлений вытекали и главные лозунги революции — свобода, равенство, братство.



Согласно второму взгляду, который разделяет большое число современных историков (в том числе И.Валлерстайн, П.Губер, А.Коббо, Д.Герэн, Э.Леруа Ладури, Б.Мур, Хунеке и др.) революция носила антикапиталистический характер и представляла собой взрыв массового протеста против капитализма или против тех методов его распространения, которые применялись правящей верхушкой.

Имеются и другие мнения о характере революции. Например, историки Ф.Фюре и Д.Рише рассматривают революцию в значительной мере как борьбу за власть между различными группировками, сменявшими друг друга несколько раз в течение 1789—1799 гг. Существует взгляд на революцию как на освобождение основной массы населения (крестьян) от чудовищной системы угнетения или некой разновидности рабства, откуда основной лозунг революции — свобода, равенство, братство .


От взятия Бастилии до похода на Версаль





5 октября состоялся поход на Версаль к резиденции короля, чтобы силой заставить Людовика XVI санкционировать декреты и Декларацию, от одобрения которых монарх до этого отказывался. При этом Национальное собрание приказало Лафайету, командовавшему Национальной гвардией, повести гвардейцев на Версаль. В результате этого похода король был вынужден покинуть Версаль и переехать в Париж, во дворец Тюильри.

Я кобинская диктатура

Казнь Людовика XVI послужила поводом для расширения антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия и Испания. Неудачи на внешнем фронте, углубление экономических трудностей внутри страны, рост налогов – все это пошатнуло позиции жирондистов. В стране усилились волнения, начались погромы, убийства, а 31 мая – 2 июня 1793 г. произошло народное восстание. С этого события берет отсчет третий этап Революции.

Власть перешла в руки радикально настроенных слоев буржуазии, опиравшейся на основную часть городского населения и крестьянство. Победе монтаньяров в национальном масштабе предшествовала их победа над своими оппонентами в Якобинском клубе; поэтому установленный ими режим получил название Якобинской диктатуры. Для спасения революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима. Непременным условием якобинцы признавали централизацию государственной власти. Конвент остался высшим законодательным органом. В его подчинении находилось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Был укреплен Комитет общественной безопасности Конвента для борьбы и контрреволюцией, активизировались революционные трибуналы.

Положение нового правительства было тяжелым. Бушевала война. В большинстве департаментов Франции, особенно Вандее, шли мятежи. Летом 1793 г. молодой дворянкой Шарлоттой Корде был убит Марат, что оказало серьезное влияние на ход дальнейших политических событий.

Якобинцы продолжали наступление на католическую церковь и ввели республиканский календарь. В июне 1793 г. Конвент принял новую конституцию, в соответствии с которой Франция объявлялась единой и нераздельной Республикой; закреплялись верховенство народа, равенство людей в правах, широкие демократические свободы. Отменялся имущественный ценз при участии в выборах в государственные органы; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. Осуждались завоевательные войны. Эта конституция была самой демократичной из всех французских конституций, однако ее введений было отсрочено из-за чрезвычайного положения в стране.

Комитет общественного спасении провел ряд важных мер по реорганизации и укреплению армии, благодаря чему в довольно короткие сроки Республике удалось создать не только многочисленную, но и хорошо вооруженную армию. И к началу 1794 г. война была перенесена на территорию неприятеля. Решающая победа генерала Ж. Б. Журдана 26 июня 1794 при Флерюсе (Бельгия) над австрийцами дала гарантии неприкосновенности новой собственности, задачи Якобинской диктатуры были исчерпаны, и необходимость в ней отпала.

Среди якобинцев обострились внутренние разногласия. Так, Дантон с осени 1793 г. требовал ослабления революционной диктатуры, возврата к конституционному порядку, отказа от политики террора. Он был казнен. Низы требовали углубления реформ. Большая часть буржуазии, недовольной политикой якобинцев, проводивших ограничительный режим и диктаторские методы, перешла на позиции контрреволюции, увлекая за собой значительные массы крестьян.

Термидорианский переворот и Директория.В сентябре 1794 впервые в истории Франции был принят декрет об отделении церкви от государства. Не прекращались конфискации и распродажи эмигрантских имуществ.

В 1795 г. была принята новая конституция, согласно которой власть перешла к Директории и двум советам – Совету пятисот и Совету старейшин. Всеобщее избирательное право ликвидировалось, восстанавливался имущественный ценз (правда, небольшой). Летом 1795 республиканская армия генерала Л. Гоша разгромила силы мятежников – шуанов и роялистов, высадившихся с английских кораблей на полуострове Киберон (Бретань). 5 октября (13 вандемьера) 1795 республиканские войска Наполеона Бонапарта подавили роялистский мятеж в Париже. Однако в политике сменявшихся у власти группировок (термидорианцы, Директория) все больший размах приобретала борьба с народными массами. Были подавлены народные восстания в Париже 1 апреля и 20-23 мая 1795 (12-13 жерминаля и 1-4 прериаля). 9 ноября 1799 г. Совет старейшин назначил бригадного генерала Наполеона Бонапарта (1769–1821) командующим армией. Широкомасштабная внешняя агрессия – Наполеоновские войны в Италии, Египте и т. д.– защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации старого порядка, и от нового подъема революционного движения.

Г лавные итоги Великой французской революции

1. Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности.

2. Земли многих (но не всех) дворян были распроданы крестьянам с рассрочкой на 10 лет мелкими участками (парцеллами).

3. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций.

4. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789–1791 гг.), Законодательное собрание (1791–1792 гг.), Конвент (1792-1794 гг.) Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

5. Резолюция породила новое государственное устройство – парламентскую республику.

6. Гарантом равных прав для веек граждан теперь выступало государство.

7. Была преобразована финансовая система: отменен сословный характер налогов, введен принцип их всеобщности и пропорциональности доходам или имуществу. Провозглашена гласность бюджета.

Мемы о Политических Координатах (МоПК)

Мемы о Политических Координатах (МоПК)

Мемы о Политических Координатах (МоПК) запись закреплена

Современные основные политические партии Франции на политических координатах. Новая версия

Авторитарные левые (сверху вниз):
1) Новая антикапиталистическая партия - неокоммунизм, альтерглобализм, антикапитализм, крайне жёсткий евроскептицизм
2) Рабочая борьба - троцкизм, марксизм, феминизм, коммунизм, евроскептицизм
3) Непокорённая Франция - экосоциализм, демократический социализм, антилиберализм, альтерглобализм, левый гражданский национализм, левый популизм
Примечание: большинство политологов относит партию к либеральным левым. Тем не менее, я поставил её в АЛ так как её лидер, Жан-Люк Меланшон очень активно усиливал радикальную риторику в последних выступлениях, да и в электорат партии идёт всё больше и больше левых радикалов

Либеральные левые (сверху вниз):
1) Коммунистическая партия Франции - еврокоммунизм, лёгкий евроскептицизм (а раньше была главной леворадикальной партией Франции)
2) Социалистическая партия - прогрессизм, социал-демократия, зелёная политика (в смычке с социализмом) + внутри партии есть фракции, выступающие за демократический социализм и социал-либерализм
3) Поколение-С - социал-демократия, демократический социализм, зелёная политика
4) Европа-Экология-Зелёные - прогрессизм, зелёная политика, европейский федерализм, альтерглобализм
Примечание: Ныне эта партия очень активно набирает обороты во Франции

Центр:
Демократическое движение - социал-либерализм, христианская демократия, европейский федерализм, гуманизм

Либералы (экономически нейтральные):
Союз демократов и независимых - социал-либерализм, христианская демократия, проевропеизм

Либеральные правые:
Республика, вперёд! - социал-либерализм, проевропеизм, реформизм, третий путь, трансформизм (ориентация на активацию создания фракций в парламенте и усиления роли фракций в жизни парламента)
Примечание: Ныне это - "партия власти", так как она поддерживает практически все инициативы президента Э.Макрона, который является основателем партии и её бывшим лидером. Ряд политологов её относит к либеральным левым, я же её сюда поставил из-за экономической политики Э.Макрона

Правые:
Республиканцы - голлизм, консерватизм, либерализм-консерватизм, христианская демократия
Примечание: Ныне эта партия активно восстанавливает свою популярность, что и позволило ей успешнее остальных выступить на прошедших в июне региональных выборах во Франции

Авторитарные правые (сверху вниз):
1) Народный республиканский союз - крайне жёсткий гражданский национализм, крайне жёсткий евроскептицизм, протекционизм, антиамериканизм, консерватизм
2) Патриоты - гражданский национализм, голлизм, жёсткий евроскептицизм, республиканизм, популизм, этатизм, защита прав животных
Примечание: это - молодая партия, являющаяся наиболее радикальной частью бывшего "Национального фронта", отколовшаяся от партийного центра
3) Поднимись, Франция! - голлизм, социальный голлизм, национал-консерватизм, мягкий евроскептицизм, правый популизм, республиканизм, гражданский национализм, национализм

Авторитаристы:
Национальное объединение - национализм, социал-консерватизм, национал-консерватизм, ограничение миграции, правый популизм, антиглобализм, протекционизм, гражданский национализм, мягкий евроскептицизм, экономический национализм
Примечание: большинство политологов характеризует эту партию как крайне правую. Тем не менее, она стоит посередине так как имеет абсолютно левую экономическую программу, характерную для социалистов

Читайте также: