Газ турист как использовать

Обновлено: 18.09.2024

ГОСТ Р 56217-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ГАЗ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Общие технические требования к эксплуатации на сжиженном природном газе, техника безопасности и методы испытаний

Automotive vehicles using gas as a motor fuel. General technical requirements for the operation of liquefied natural gas, safety testing methods

Дата введения 2015-06-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к эксплуатации криогенных бортовых топливных систем (далее - КБТС), установленных на автомобильных транспортных средствах (далее - АТС), работающих на сжиженном природном газе (далее - СПГ); методы испытаний.

Настоящий стандарт распространяется на КБТС, устанавливаемые на АТС категорий M и N в соответствии с ГОСТ Р 52051, снабженные двигателями внутреннего сгорания.

Технические требования к криогенным системам питания и методы их испытаний установлены в ГОСТ Р 56218.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 8505-80 Нефрас-С 50/170. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вскипание: Процесс парообразования при снижении давления ниже равновесного значения.

3.2 дренаж: Выход паров криогенной жидкости из сосуда в окружающую среду.

3.3 дренажный вентиль: Запорный вентиль на дренажном трубопроводе.

3.4 максимально допустимый уровень жидкости: Уровень жидкости в сосуде, при котором исключено переполнение сосуда при термическом расширении жидкости.

3.5 заправочный резервуар: Резервуар, из которого производится заправка криогенной бортовой топливной системы.

4 Характеристика криогенной бортовой топливной системы

4.1 КБТС входит в состав силовой установки АТС с газовым двигателем и должна проектироваться, изготавливаться и эксплуатироваться с учетом особенностей конкретного типа силовой установки. В качестве газомоторного топлива используется сжиженный природный газ (далее - СПГ), теплофизические свойства которого можно определять как для жидкого метана (см. приложение А).

4.2 КБТС характеризуется параметрами, значения которых должны быть обоснованы при проектировании, подтверждены испытаниями и приведены в технической документации на КБТС:

- геометрический объем криогенного бака, л;

- наибольшее количество СПГ, заправляемого в бак, кг;

- рабочее давление, МПа;

- максимальная производительность испарителя, м/ч;

- допустимое давление в баке, МПа;

- время подъема давления в баке, мин;

- время заправки холодного бака, мин;

- время заправки теплого бака, мин;

- величина потерь от испарения, кг/ч;

- масса КБТС (нетто), кг;

- АТС или силовая установка/силовые установки, для которых может быть использована данная КБТС.

Значения параметров указывают в технических условиях на конкретное изделие.

4.3 КБТС включает (см. приложение Б, рисунок Б.1):

- бак криогенный топливный (далее - БКТ);

- систему регазификации СПГ;

- запорную и распределительную арматуру;

- систему обеспечения безопасности;

- систему измерений параметров жидкой и газовой фазы;

- трубопроводы (включая газопроводы), аппараты технологической обвязки, машинное оборудование, (включая насос для подачи СПГ в двигатель, насос для циркуляции теплоносителя и др.);

- комплект крепежных элементов;

- запасное оборудование, инструмент, принадлежности - комплект ЗИП.

Состав КБТС может уточняться при конкретном исполнении.

4.4 КБТС должна обеспечивать:

- поддержание устойчивого расхода газа на входе в газовый двигатель при любом количестве СПГ в БКТ;

- параметры мощности двигателя в соответствии с характеристиками, заявленными в технических условиях (ТУ) на двигатель;

- стабильность температуры газа на входе в двигатель;

- запуск газового двигателя в диапазоне рабочих температур, указанных в ТУ на двигатель;

- возможность проведения всех технологических операций.

4.5 При эксплуатации КБТС проводят следующие технологические операции:

- хранение и регазификация СПГ на борту АТС;

- подготовка КБТС к заправке СПГ и заправка теплого и холодного БКТ;

- опорожнение и отогрев КБТС;

- проверка КБТС на герметичность;

- вакуумирование изоляционного пространства.

5 Хранение и регазификация сжиженного природного газа на борту автомобильного транспортного средства

При хранении и регазификации СПГ на борту АТС необходимо обеспечить:

- устойчивую подачу газа в двигатель в необходимом количестве и при заданной температуре;

- безопасность при хранении и регазификации СПГ.

5.1 Особенности хранения сжиженного природного газа на борту автомобильного транспортного средства

5.1.1 Хранение СПГ на борту АТС может проводиться при открытом или закрытом дренажном вентиле.

5.1.2 Потери СПГ при хранении с открытым дренажным вентилем определяются величиной внешнего теплопритока (см. приложение В), значение которого приводится в эксплуатационной документации на КБТС.

5.1.3 Расчет длительности бездренажного хранения СПГ в криогенном топливном баке при различной степени заполнения приведен в приложении Г.

5.2 Меры по устранению засорения коммуникаций и аппаратов твердыми отложениями

Наиболее вероятными местами для кристаллизации являются криогенная арматура, через которую проходит СПГ, необогреваемые участки испарителя-газификатора. Перед началом отогрева следует убедиться, используя газоанализаторы или другие аппаратные средства, в отсутствии взрывоопасной концентрации метана около КБТС. Для отогрева можно использовать горячую воду. Не разрешается использовать для отогрева устройства с открытым пламенем.

5.3 Требования безопасности при хранении и регазификации сжиженного природного газа на борту автотранспортного средства

5.3.1 Хранение АТС на открытой площадке с централизованным сбросом газа на свечу проводится с открытым дренажем. В этом случае дренажный газопровод КБТС должен быть присоединен к устройству сброса на свечу. Также допускается хранение АТС на открытой площадке с открытым дренажем при сбросе газа.

5.3.2 Если в конструкции КБТС отсутствует система поддержания наименьшего допускаемого давления, то при хранении с открытым дренажем следует контролировать изменение атмосферного давления, чтобы при необходимости путем отключения дренажного устройства исключить подсос атмосферного воздуха в БКТ.

5.3.3 Проверку герметичности предохранительного клапана проводят сигнализатором или обмыливанием выходного отверстия дренажного трубопровода. При протечках предохранительного клапана эксплуатация АТС не допускается.

6 Заправка криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом

6.1 Общие положения

6.1.1 В процессе заправки следует уменьшать длительность операции и сокращать потери жидкости, а также обеспечивать условия безопасности при выполнении операции.

6.1.2 Скорость заправки бака определяют расходом жидкости, зависящим от давления в заправочном резервуаре, и потерями на трение в подающих и дренажных коммуникациях.

6.1.3 Упрощенный расчет длительности заправки КБТС и потерь жидкости при заправке приведен в приложении Д. Существенное отклонение реальной длительности процесса заправки от расчетного значения свидетельствует о появлении паровой фазы в заправочной коммуникации, о засорении заправочной коммуникации или о повышенном сопротивлении дренажной коммуникации.


В целом расход газа зависит от кучи разных параметров: форма кастрюли, объем кипячения, окружающая температура, наличие ветра, высота использования, качество газа, тип горелки, меню и т.д.

Все рекомендации и мнения даны не в качестве истины. Статья носит только обзорный характер.

Норму расхода газа рассчитать сложно, но можно.


Попробуем разобраться:

В нормальных условиях я готовил на 1-5 человек без проблем. Это 0,3 — 2,5 литра. Но если объем превышает 2 литра, начинается существенная во времени задержка готовки. Более 5 литров на одной горелке готовить не реально. Котелок теряет тепло быстрее, чем его нагревает пламя. Если помните еще из школьного курса физики, половина энергии уходит на доведения воды до температуры 80-90 градусов, а вторая половина на нагрев с 90 до 100 °С. Поэтому подогреть воду в большом объеме легко, а вот закипятить ее может и не удастся.




Чем выше мы забираемся, тем меньше кислорода в воздухе и тем меньше его давление. Эти два параметра определяют использование газа на высоте. До 1500 метров, обычно, изменений работы горелки не заметно. Ощутимо чувствуется высота где-то от 2000 метров. Выше 3000 расход газа увеличивается существенно. На высоте больше 5000м начинаются проблемы с закипанием даже небольшого количества воды. Расход в этом случае достигает 100 грамм газа на литр воды! Большинство экстремальщиков для суровых условий выбирает бензиновые или универсальные горелки в сочетании со скороварками.

От устройства горелки также зависит и расход газа. Чем выше мощность горелки (от 600 до 3200 w — мощность, которую указывает призводитель принимать близко к сердцу не надо), тем быстрее она вскипятит воду, тем меньше теплопотеря. Чем плотнее котелок стоит над рассеивателем, тем меньше энергии уходит на обогрев Антарктиды. Чтобы убедиться в этом, можете на досуге включить горелку в самом слабом режиме и поднять котелок хотя бы на 3 см над пламенем. Газ закончится прежде чем вода станет горячей.

И, наконец, о самом интересном и приятном, о еде! Ради нее все эти размышления мы и излагаем.

Процесс готовки можно разбить на несколько этапов:

  1. Подогрев воды (или еды) до 60-90 °С.
  2. Доведение до кипения (до 100 °С).
  3. Варка (поддержание содержимого кана в кипящем состоянии).
  4. Жарка.

Выводы.

  • Минимальный расход газа (около 3 грамм) получится, если вы на экваторе, на берегу моря в полный штиль, подогреваете 0,1 литра Кока-Колы, один раз в день, в плоской скороварке на 0,1 литра (20 см в диаметре), на горелке 3200 w и баллоне со смесью 60/40
  • Максимальным расход газа будет (весь газ на один раз) если вы попытаетесь на вершине Эвереста, в ураган, без ветрозащиты, отварить 10 кг свеклы в тазу без крышки, на горелке 500 w с баллоном чистого бутана

В этой статье пойдет речь о том, как подобрать себе газ для зимних походов. Я думаю, многие туристы, которые ходили в походы в минусовые температуры, встречались с проблемой, когда газ из баллона горит очень плохо, или вообще перестает гореть. Давайте же подробнее рассмотрим различные смеси газа в баллонах для горелок, и попробуем определиться, которые из них лучше всего подойдут для отрицательных температур.

Какой газ брать в зимние походы.

Для начала мы рассмотрим, какие же вообще смеси бывают в газовых баллонах. Начнем с того, что в баллоне газовая смесь находится в состоянии кипения, только в этом случае газ начинает интенсивно испаряться, в количестве, достаточном для поддержания пламени горелки. То есть, еще раз: чтобы газ из баллона выходил, и чтобы мы его могли поджечь, смесь должна кипеть. И кипит смесь при определенной температуре. Если же температура окружающей среды падает ниже температуры кипения нашей смеси, газ из баллона перестает выходить, и понятное дело, горелка перестает функционировать, в этом и есть загвоздка.

Теперь же перейдем к тому, какие смеси обычно заправляют в туристические газовые баллоны.

- Самая популярная смесь и самая распространенная – это пропан-бутан. То есть, попросту говоря смесь из двух составляющих – бутана и пропана. Температура кипения бутана примерно равна 0 – 0.5 градусов Цельсия, а вот температура кипения пропана равна минус 40 градусов Цельсия. Казалось бы, по логике, можно заправляться одним пропаном, что практически и делают обычно в домашних условиях, заправляя использованные баллоны повторно смесью из больших хозяйственных баллонов.

какой газ брать в зимние походы

Из школьного курса химии мы помним, что теплоемкость (или, вернее сказать, октановое число) пропана гораздо ниже чем у того же бутана, собственно, поэтому обычно пропановую смесь и разбавляют бутаном.

Так вот, в зависимости от того в каких пропорциях производитель смешивает бутан с пропаном, и варьируется температура кипения нашей балонной смеси. Как правило, при минусовых температурах, например, если на улице минус десять, когда температура ниже максимальной точки кипения газовой смеси, пар из баллона перестает выделяться, баллоны с пропан бутановой смесью работать перестают, и с ними приходится проводить ритуал подогрева.

Из личного опыта: после перезарядки баллонов (на перезарядку отдал по обьявлению), взял два на природу. Восемь с половиной минут мой примус Омни Фюел пытался вскипятить кружку воды. Летом. Я не знаю, что было залито в баллоны, но это совершенно запредельные цифры, обычно хватает пары минут)). Вот, поэтому, крайне рекомендую, либо перезаряжать баллоны самостоятельно, либо же использовать оригинальные

в зимние походы берем смесь изобутан - пропан

Ну и собственно исходя из всего вышесказанного подведем итоги. Смесь, на которой написано пропан – бутан – берем в летние походы, в зимние походы берем баллоны на которых написано изобутан – пропан.

Как сохранить работоспособность газового баллона при низких температурах.

как повысить работоспособность газового баллона

В горах на высокогорье часто бывает, что готовить приходится на газовой горелке, в виду отсутствия дров или каких либо горючих подручных материалов. Газовые горелки, как известно, работают от газовых баллонов, и в этой статье я хотел бы поговорить о том, на что нужно обратить внимание, чтобы наша горелка работала в холодную погоду на высокогорье, ну и на невысокогорье тоже. Как известно из курса физики за седьмой или восьмой класс, в баллоне, в следствие того, что температура газа в баллоне выше температуры кипения этого самого газа, создается избыточное давление, выталкивающее его из баллона. Соответственно, если газовая смесь в баллоне охладится до температуры ниже температуры кипения, газ испаряться больше не будет, и горелка наша перестанет функционировать.

Сразу скажу, что здесь мы рассматриваем газовые горелки без систем подогрева газа, вроде моей Примус Омни Фьюэл. Если в горелке присутствует система подогрева, то выбор газа не так критичен.

Какие же не хитрые правила нужно соблюдать и на что обратить внимание, дабы сохранить работоспособность газового баллона при низких температурах?



Известная шутка говорит о том, что русские не могут сделать нормальный автомобиль, зато могут создать первоклассный танк. В известной степени народную остроту можно перенести и на производство грузовых автомобилей. Если чем-то советский автопром и мог по-настоящему похвастаться, так это выпуском работяг для перевозки многотонных грузов.

1. ГАЗ-51

Отличная была машина. /Фото: автогурман.com.

Грузовик 1946 года выпуска производился на протяжении 20 лет. Собрали его помимо Советского Союза еще в четырех странах: Северной Корее, Китае, Польше и Финляндии. В Финляндии выпускалась особенная модель грузовика с удлиненным кузовом. Только в СССР было произведено свыше 3.5 млн экземпляров. Машины пользовались большим спросом из-за низкой себестоимости производства.

2. ЗИС-150

Пользовалась большим спросом. /Фото: m.fotostrana.ru.

Сегодня китайских автомобилей все больше становится на рынках бывших советских республик, а когда-то дела обстояли строго наоборот. В 1953 году технология производства ЗИС-150 была передана дружественной Поднебесной. Помимо этого, простые, дешевые и в целом надежные грузовики собирали в Румынии. Выпуском машин занимались до 1965 года.

3. ЗИЛ-130

Ездят до сих пор. /Фото: YouTube.

Настоящая советская легенда от мира грузовиков, быстрый и надежный 130-ый изготавливали с 1964 по 1995 год. В общей сложности было произведено свыше 3.4 млн таких машин. Уже готовые грузовики поставлялись в Китай, Финляндию, многие страны Варшавского договора. Чего уж там, закупал ЗИЛ-130 даже Кипр.

4. ГАЗ-53

Выглядит хорошо и сегодня. /Фото: drive2.com.

Еще один знаменитый и хорошо известный советский грузовик. Выпускалась машина с 1961 по 1993 год. Именно эти грузовики использовались для нужд советского ДОСААФ. От предыдущих моделей 53-ий качественно отличался более мощным двигателем и лучшей ходовой. Собирали грузовики не только в Союзе, но еще и Болгарии.

5. ЗИЛ-157

Делали даже в Китае. /Фото: drive2.ru.

Покупали Буханку и в Англии. /Фото: livejournal.com.

7. УРАЛ-375

Любимый грузовик солдат. /Фото: m.fishki.net.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте про 10 лучших моделей BMW за всю историю существования компании.

Читайте также: