Где германия брала нефть в войну

Обновлено: 15.09.2024

Разработки и производство тракторных , танковых , авиационых и автомобильных двигателей и агрегатов велись крайне распылёно, врозь и в результате было потрачено много лишних сил , а нужной отдачи не получили .
Да официально провозглашалась унификация ,но на деле её реально не было .

Ну что мешало унифицировать двигатель и трансмиссию Т-26 и грузовиков ЯГАЗа ?
Экономия несомненна и грузовики есть и танки есть и стоимость и тех и других меньше .


В 1931 году нефтяная промышленность получила 417 млн. рублей капиталовложений.
В середине 1932 года планировалось в следующем, 1933 году , почти удвоить величину капиталовложений, доведя ее до 815,2 млн. рублей , а к 1937 году капиталовложения должны были возрасти более чем в 4 раза по сравнению с 1932 годом (план - 440,3 млн. рублей ) и достичь 1 746,1 млн. рублей.
Все эти показатели планировались в неизменных ценах без учета инфляции и роста оптовых цен .
При учете обесценения рубля реально в 1933 году было капиталовложений только 670 млн рублей .
В 1937 году около 800 млн. рублей .
Но даже этих денег отрасль не получала.
Так, расходы на бурение на пятилетку были запланированы в размере 2 429 млн руб., освоено - 2 100 млн руб., или 86,5% плана .
С учетом обесценения рубля и роста оптовых цен -- это будет около 1000-1200 миллионов рублей 1931-1932 года .
Результат -- дефицит решительно всех нефтепродуктов стал хроническим.
Осенью 1933 г. в очередной раз создалось катастрофическое положение даже с снабжением жидким топливом речного волжского ,камского и каспийского флота , даже для перевозки нефти не было жидкого топлива .
Встали железные дороги юга СССР ,т.е. там где использовали нефть и мазут как топливо для паровозов .
Начали вставать металлургические печи на южных заводах .Мартены там использовали мазут как топливо .
В крупных городах пропал осветительный керосин ( про мелкие города и села можно и не говорить ) .
Из письма Межлаука Молотову . "основные транспортные магистрали и предприятия, как Мариупольский завод, Донсода, ЧХК, военные заводы и т.п. поддерживаются за счет переадресовок, оценок путевого нефтетоплива, за счет использования в качестве нефтетоплива других, также крайне дефицитных нефтепродуктов: смеси гудронов с керосиновым дестиллятом, черной солярки, веретенных и других масел, смазочного мазута! "
Добыча сырой нефти , всего по СССР : план 1934 года -- 27 245 тыс тонн ; факт только -- 24 145,4 тыс тонн .
Более того предполагали ,что Грознефть добудет в 1933 году 5,15 млн тонн нефти и газа, в 1934 г. - 6,2 млн тонн в 1935 г. - 7,2 млн тонн , в 1936 г. - 8,4 млн тонн в 1937 г. - 10,2 млн тонн .
На самом деле, в 1934 году добыча нефти Грознефтью составила только 69,3% к уровню 1933 года и составила менее 3,6 млн. тонн .
Планы по добыче нефти'Грознефтью' в 1934 году были выполнены на 56%, в 1935 году план снизили - на 83%, в 1936 году ещё раз план снизили - на 103%.
Добыча в Грозном тогда составила лишь 3 289 тыс. тонн - в два с лишним раза меньше, чем в 1931 году .
На лицо быстрое истощение нефтеносных пластов .
К всем бедам просто не было нужного количества насосов для откачки нефти из пластов и после прекращения фонтанирования нефти многие скважины были в забросе .
В 1932 году на самую дешевую фонтанную добычу нефти в Грозном пришлось 81% всей добычи .
В 1933 году фонтанная добыча нефти составляла только 17,9% , насосная - 29,5% , остальное ( 52,6% ) добывали ветхопещерным тартанием с конным и даже человечьим приводом .
Тартанием было невозможно поднимать нефть с глубины более 500 метров ( обыкновенно менее 100-200 метров ) .
Кроме это средний дебит скважины упал почти в двое .
Это тоже совсем не удивительно .
За период 1918 - 1936 год открыт один только новый и единственный нефтеносный район - Горно-Чеченский .
Для увеличения нефтедобычи в Грозном не была произведены разведка недр и не была подготовлена ресурсная база .
Просто не было открытых геологами достаточных запасов нефти в недрах и никто их толком и не искал .
И достаточных средств в это не вкладывали .
Даже в известных в Грозном и его окрестностях нефтеносных районах нормального бурения новых скважин не велось ,а те что бурились имели недостаточную глубину по причине нехватки буровых труб и машин .
Грозненская нефтяная промышленность базировала свою добычу исключительно на верхних пластах обоих своих основных районов - нового и старого.
Глубже 2км не бурили , а большинство скважин имело глубину не более километра .
На вторую пятилетку однако планировалось выйти на более глубокие пласты, доведя бурение до 3 километров , но на это не было выделено ни средств , ни материалов и оборудования .
В Бакинском нефтеносном районе положение было немногим лучше .
Однако и здесь достаточных площадей для добычи разведано не было ,а нужного количества скважин и в старых районах нефтедобычи не бурилось .
В Азербайджане с 1924 по 1934 гг. в разведке глубоким бурением пребывали следующие площади:
1) Апшеронский полуостров - 34 площади;
2) Кабристан - 11 площадей;
3) Прикуринская низменность - 6 площадей;
4) Прикаспийский район - 1 площадь;
5) Кировобадский район - 1 площадь.
Всего с 1924 по 1934 г. за 10 лет было пробурено в этих районах 234,8 км скважин ,т.е. только менее 150 промысловых и разведывательных скважин .
В период 1935 по 1940 год было пробурено Азнефтью ещё 270 км ,т.е. около 140 шт. промысловых и разведывательных скважин , что решительно всеми геологами для для такого хорошего нефтеносного района, как Бакинско-Азербайджанский было признано абсолютно недостаточным .
Как и в Грозненском нефтеносном районе и в Бакинско-Азербайджанском для увеличения добычи не хватало ни оборудования , ни особенно буровых труб .
Снабжение буровыми трубами было менее 20% от необходимого .
В результате нехватки жидкого топлива была весьма подорвана обороноспособность СССР .
Не было топлива для нормального обучения например танкистов и летчиков .
Особенно плохим было положение с высокооктановым авиабензином .
И к 1941 году , как и до революции практически всю нефть добывали в двух основных районах : Грозненском нефтеносном районе и в Бакинско-Азербайджанском .
Освоение и разведка новых нефтеносных районов , например Урало-Волжского района шло просто преступно медленно .
Вот где ошибка руководства СССР .
Надо при начале индустриализации вложить больше средств в добычу и переработку нефти .
Построить заводы по производству бурового оборудования и труб вместо вложения средств в автомобильную промышленность , пока урезать автомобильную и тракторную промышленность до 50 % реала .
На деньги полученные от увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов начинать масштабную автомобилизацию и механизацию сельского хозяйства , но не в 1928 году ,а в 1935 году .
Приток нефтяных денег позволил-бы вести индустриализацию более быстрыми темпами .
Тех объемов добычи нефти ,что на Ближнем Востоке добывали после войны в 50-60 годах в 30 годах ещё просто не было .
Кроме этого не было открыто и многих других месторождений в Европе ,Азии и Африки .
Спрос на советскую нефть был не малый .
В 30-е годы автомобильная промышленность Советского Союза была развита еще довольно слабо, основным потребителем нефтяного топлива и масел была армия.
Горючим и маслами обеспечивали в основном бакинские нефтеперерабатывающие заводы.
Перед второй мировой войной были открыты нефтяные месторождения в Волго-Уральском районе, но промышленная добыча нефти началась лишь после войны.
В 30-е годы основная нефтеперерабатывающая промышленность была сосредоточена в Баку.
В довоенные годы Советский Союз продолжал активно экспортировать нефть и нефтепродукты в страны Европы, причем эта статья экспорта была одной из самых успешных в бюджете страны.
Некоторые страны Европы, например Италия и Германия, сильно зависели от советской нефти.
Доля импортируемой из Советского Союза нефти в общем балансе итальянского государства с 1925 по 1935 г. составляла около 50%, а в 1940г. 75% советского экспорта нефтепродуктов и нефти пришлось на долю Германии.
Интересно отметить, что в годы советской власти произошло резкое изменение состава российского экспорта.
Если до 1917 г. 70% российского экспорта составляло зерно и даже в лучшие годы нефть составляла только 7% экспорта, то после 1920 г. доля нефтяного экспорта постоянно растет и достигает к 1932 г. 18%.
После коллективизации, когда Советский Союз, по существу, потерял свою роль поставщика зерна в Европу, процентное соотношение нефти в экспорте Советского Союза резко возрастает и составляет уже около 50%.
Иными словами половина валютных доходов СССР приносила экспортируемая нефть .
Однако СССР не мог удовлетворить спроса на свою нефть именно потому ,что достаточных объемов добычи нефти не было и причиной этого было хроническое недофинансирование нефтедобычи и нефтепереработки .
Заводы по производству нефтегазового оборудования тоже в случае войны могут многое делать .

Наращивая производство авиационной техники в СССР наступили повторно на те же грабли ,что и с автомобилями .
И так в 1937 году в СССР было получено всего только 3 мил. тонн бензина всех сортов .
В конце 1937 года в СССР было всего 580 000 автомобилей всех типов .
Тогда на каждый автомобиль приходится 5,17 тонн бензина в год и это без учета нужд авиации , танков и мотоциклов и создания военных и прочих запасов .
Или это будет 7,15 м.куб -- 7150 литров .
Средний расход топлива в то время и для тогдашнего автомобильного парка составлял около 20л на 100км по шоссе (для ГАЗ-АА ) .
Тогда средний ежедневный пробег автомобилей составлял всего только максимум 100 км и на ходу автомобили были не более 3 часов .
На деле он был меньше на треть ( если не на половину ) .
Иными словами автомобильный парк СССР большую частью простаивал и не был обеспечен топливом .
Развитие автомобильного транспорта не было подкреплено адекватным ростом добычи нефти и производством из неё бензина .
К 1941 году число автомобилей в СССР выросло почти в два раза , а бензина для них было 3 млн. 476,7 тыс. т. ,т.е. ситуация стала ещё хуже чем была в 1937 году .
Массового производства высокооктанового бензина для нужд авиации в СССР так и не было развёрнуто .
В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление "О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов", где было намечено в короткие сроки реконструировать 9 существующих предприятий и построить 9 новых авиационных заводов .
По этим планам в стране стало развёртываться производство современных видов боевой авиационной техники - истребителей ЯК-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, штурмовика Ил-2 и других самолетов.
Моторы этих самолётов требовали использования качественных высокооктановых бензинов.
Однако такое наращивание численности военной авиации СССР было абсолютно не обеспечено наращиванием мощностей по производству авиационного бензина .
Кроме этого РККА имела и другие быстрорастущие топливные потребности .
Имеющееся мощности не могли удовлетворить такой спрос ни в количественном, ни в качественном отношении .
Качество нефтепродуктов было плохим .
В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн. 414 тыс. т. нефти, из этого количества нефти выработано :
883,6 тыс. т. авиационного бензина,
3 млн. 476,7 тыс. т. автомобильного бензина,
5,6 млн. т. керосина,
1 млн. 274 тыс. т. лигроина,
1 млн. 459 тыс. т. дизельного топлива,
413,2 тыс. т. флотского мазута,
9,8 млн. т. топочного мазута,
1 млн. 469 тыс. т. различных масел .
Т.е. выход бензина составил менее 15% .
В США ещё в 20х годах выход бензина был около 35% ,т.е. глубина и эффективность переработки нефти была намного выше .
Однако даже из тех 883,4 тыс. тонн авиационного бензина, которые были произведены в 1940 году более 95% составлял авиационный бензин с невысоким октановым числом от 70 до 74.
Для отечественных самолётов устаревших типов вроде истребителей И-15, И-153, И-16 , бомбардировщиков Тб-3 и СБ кое-как годился и бензин Б-70 .
Новые боевые самолеты :Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2 -- нуждались в бензине не хуже Б-78 .
Однако его в 1940 году было выработало всего 36 тысяч тонн -- т.е. 4% от всего количества авиационного бензина .
Из этого количества на обучения летчиков тратились крохи и вообще бензин поступал с перебоями .
Генерал Новиков :
"Как правило, ежегодно. в самый разгар полетов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты. Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить" .
.
В 1941 году общий расход всех видов жидкого топлива в РККА составил 1,1 миллиона тонн , что было примерно 1/3 от необходимого .
Вот , что по словам генерал-майора П.В.Котова ( начальник Управления снабжения горючим ) представляло собой снабжение ГСМ РККА в 1941 году :
"Удовлетворение потребности Красной армии в ГСМ по текущему снабжению, начиная с 1940 г., происходит с большими урезками. Из месяца в месяц НКО недополучает значительное количество ГСМ по установленным нормам . Выделенные Правительством лимиты в 1-м полугодии 1941 г. относительно того же периода 1940 г., значительно урезаны, а именно: по автотракторному горючему с 80,4% за 1940 г. до 61,1% от потребности 1941 г.; по авиабензинам с 78,2% за 1940 г. до 66,2% от потребности 1941 г. В целом на 1941 г. Госплан при СНК СССР планирует для текущего снабжения Красной Армии покрыть потребность НКО СССР в следующих размерах: по автотракторному горючему на 46-75%; по авиабензинам на 91%. . обеспеченность по авиабензину Б-78, дизтопливу и дизсмазке в сравнении с другими сортами ГСМ крайне низкая"

Ещё хуже было то , что НКО фактически не имел мобилизационных запасов ГМС .
Таковых на 22 июня 1941 года имелось менее 300 тыс. тонн на всю армию .
Конечно меры по устранению такого недостатка предписывались .
Было издано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 июля 1940 года ? 1372-536 по которому предполагалось к 1 мая 1941 года обеспечить наличие в мобилизационных фондах уже 1 млн. 236 тыс. тонн ГСМ .
Ничего из этого не вышло ,горючего как не было до этого , так и после этого не прибавилось .
Это постановление нанесло немалый вред боеготовности РККА .
Дефицит авиационного горючего привел к тому, что Главное управление ВВС в мае 1941 года отметило низкую огневую подготовку летчиков на современных боевых машинах вследствие их налета всего в 12 часов .
В 1941 году и без того недостаточное количество горючего выделяемого на боевую подготовку было сокращено.
Так в связи с необходимостью создания мобилизационного резерва 16 июня 1941 года было принято совсем уж не адекватное постановление СНК и ЦК ВКП(б) ? 1624-684 "О сокращении потребления высокооктановых бензинов в ВВС РККА .
Однако ничуть не лучше было положение с горючим и в народном хозяйстве Советского Союза.
Мало того , что качество довоенного отечественного бензина было очень плохим и и его максимальное октановое число было 56 , а в среднем оно составляло 40-50 , но и этой дряни не хватало .
Средняя обеспеченность автомобильного транспорта в важнейших отраслях в 1940-1941 году бензином была не более 70% от потребного , а в прочих колебалась от 20% до 70% .
Из доклада Л.П.Берия "О состоянии автотранспорта СССР" от 18 декабря 1940 г.
"Снабжение автопарка Союза ССР горючим в первом полугодии 1940 г., производилось с большими перебоями и в количестве, не удовлетворяющем потребность, . из-за недостатка горючего по-прежнему имели место простои автотранспорта. В хозяйствах имеет место применение суррогатов и заменителей бензина - главным образом бензола, пиробензола, лигроина, бутиловой смеси, метанола, керосина, отходов синтетического каучука, сивушных масел, анилокрасочных и сульфатного скипидара"

Вот на ,что надо бросать силы и средства например с военно-морских программ .

На реализацию этой обширной и опоздавшей правительственной программы спешной модернизации нефтехима требовалось от 3х- до 5 лет , которого уже не было.
В результате нефтяная промышленность СССР в 1941 году могла обеспечить потребность Наркомата Обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6%, дизельному топливу - на 67,5%, по авиационным маслам - на 11,1% .
Повезло ещё ,что у СССР была возможность получать топливо по ленд-лизу , а у Германии положение дел с жидким топливом было ещё хуже.
П.С. Тиснул с СИ.


Одной из самых сложных задач для Третьего рейха было обеспечение своей громадной армии топливом. В этой связи нефтяная политика порой превращалась в один из определяющих факторов для выбора новой жертвы агрессивного нацистского режима.

Где Германия брала нефть в войну? Потребность в ресурсах

На замену паровым машинам XIX века пришли двигатели внутреннего сгорания, потребляющие нефтепродукты. Появляются новейшие виды вооружений — самолёты, стремительно развивающиеся танковые и транспортные войска, ставшие главными потребителями горючего. XX век ознаменовал собой век моторов — каждое десятилетие добыча нефти возрастала более чем в два раза. Подобный рост потребления чёрного золота сформировал две категории стран — экспортёры и импортёры нефти.

С середины 1936 до весны 1938 года шло широкое планирование во всех областях, связанных с промышленными ресурсами. С момента аншлюса Австрии и до вторжения в Польшу происходило производство необходимых для армии лёгких металлов и материалов, разработка синтетической базы.

Нефть разжигает войну

Рассмотрим способы, благодаря которым германское влияние всё ещё имело место в условиях тотального дефицита горючего: аннексия (Австрия, Судетская область); заключение военного союза (Словакия); учреждение протектората (Богемия и Моравия); соглашение с Румынией, предусматривающее обеспечение Германии нефтепродуктами. Румыния занимала значимое место в планах НСДАП, однако на тот момент в ней были сильны позиции западного капитала.

Немцы не отказывались от своих притязаний на ближневосточные месторождения, сблизившись в 1937 году с Саудовской Аравией на фоне споров США и Британии в регионе. Открытие нефти на Аравийском полуострове вызвало невероятный поток желающих заполучить здесь свои концессии. Державы, не имевшие собственных залежей нефти — Италия, Япония и Германия, — входили в их число. Но британцы в очередной раз не позволили им подобраться к своей сфере влияния. К 1939 году колоссальные военные расходы Германии привели к тому, что перед ней встал выбор — либо экономическая катастрофа, которая непременно приведёт к ослаблению или вовсе падению нацистского режима, либо вступление в войну. Нацистское руководство предпочло второй вариант.

Направление удара — нефтеносные регионы

Интересно то, насколько всё удачно сложилось для Третьего рейха — за несколько месяцев до начала войны в Австрии были обнаружены крупные нефтяные месторождения, которые почти сразу же начали разрабатываться. Кроме этого, согласно нефтяному пакту декабря 1939 года, Германия должна была получать от Румынии 130 тысяч тонн минеральной нефти ежемесячно. Однако из-за враждебного к НСДАП отношения румынского короля объёмы поставок были гораздо меньше согласованного. Только после его отречения от престола и прихода намного более лояльного Антонеску ситуация изменилась — британские и американские эксперты покинули страну, а немецкое влияние на румынскую промышленность и Румынию в целом начало усиливаться.

Таким образом, кампания на Западе вопреки ожиданиям не ухудшила нефтяную ситуацию Германии, а наоборот — значительно её улучшила. Немцы заполучили гораздо больше трофейной нефти, нежели израсходовали в ходе военных действий.

Крушение планов

О сенью 1941 года стало ясно, что наступление затягивается Военное руководство рей ха начало обсуждение оперативных целей войны, в результате которого было принято решение отрезать снабжение Советов кавказской нефтью.

Поражение в Битве за Москву и дальнейшее отступление привели к существенной потере материальной и боевой части. В этот момент немцы начинают терять контроль над ситуацией — проблема нехватки топлива усиливается с каждым днём, появляются проблемы с его транспортировкой. Война с Советским Союзом словно болото затягивало ресурсную базу немецкой военной экономики.

Зимой германское командование разработало дальнейшую стратегию, планируя закончить войну на Востоке до конца 1942 года, целью которой являлось взятие Сталинграда, захват и последующая эксплуатация нефтяных залежей в Баку, Грозном и Майкопе.

В ходе длительного наступления, 9 августа, был взят Майкоп, но все буровые установки были ликвидированы советами. С разрушенными месторождениями немцам придётся столкнуться ещё не один раз — у них не было времени и средств на их восстановление. Тем временем германские войска потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом, которое похоронило все планы по завоеванию кавказской нефти. В дальнейшем немцы существенно увеличат объёмы производства синтетического топлива, однако это не сможет компенсировать тотальный дефицит горючего. Главная экономическая цель советской кампании была провалена, и это в значительной мере предопределило последующий крах нацистской Германии.

В общем и целом можно констатировать любопытный факт: Вторая мировая война во многом была спровоцирована необходимостью Третьего рейха обеспечить себя снабжением нефтью. Чёрное золото очень быстро стало кровавым и до сих пор является причиной множества войн и конфликтов.

Журнал: Война и Отечество №11(40), ноябрь 2019 года
Рубрика: Неизвестное об известных войнах
Автор: Адильбек Калиаскар

При этом как-то в тени остается один ключевой момент. С одной стороны, все понимают, что для большой войны Германии нужна была мощная топливная база. Все знают, что такой базой для Германии стала Румыния, в которой, кстати, до сих пор добывают нефть.

Характерно, что по настоящему серьезные проблемы с обеспечением немецкой армии топливом начались как раз после выхода Румынии из состава союзников Гитлера. Таким образом, роль румынской нефти признается исключительно важной, но то, как именно Гитлер эту нефть получил, остается как бы за рамками дискуссии.

Этому вопросу редко уделяют внимание.

Союзник или враг?

Во главе Румынии в предвоенные годы стоял монарх Кароль II — представитель немецкого рода Гогенцоллернов-Зигмарингенов. Хотя династия немецкая, но назвать ее политику безоговорочно прогерманской никак нельзя.

Возможно, это связано с тем, что значительную часть своих капиталов представители правящего рода предпочитали хранить в английских банках.

Впрочем, считать немецкой династию румынских монархов можно лишь с определенными оговорками, ведь матерью Кароля II была принцесса Великобритании, а бабушкой – Великая княжна Мария Александровна (да, да, дочь российского императора Александра II).

А предшественник Кароля на румынском престоле Фердинанд так вовсе выступал против Германии в Первой мировой войне.

Что касается Кароля, то ему пришлось решать ряд сложнейших внешних и внутренних политических задач.

Было видно, что Германия усиливается на глазах при полном попустительстве Англии и Франции.

Венгрия, имевшая территориальные претензии к Румынии, стала союзницей Германии; Чехословакия перестала существовать; проводился аншлюс Австрии, а это означало, что Германия теперь стала граничить с Румынией. Гитлер предложил Каролю поучаствовать в разделе Чехословакии, но румынский правитель на эту приманку не клюнул и отказался.

Это, конечно, был вызов Гитлеру. Но демарш Бухареста отчасти был смягчен тем, что Румыния не дала разрешение Советскому Союзу прийти Чехословакии на помощь, не пропустив советские войска через свою территорию.

Кароль пытался лавировать между сверхдержавами, но пространство для маневра стремительно уменьшалось, а тут еще Советский Союз заявил о своих претензиях на Бессарабию и часть Буковины.

Англия и Франция уведомили Кароля, что не гарантируют Бухаресту неприкосновенности румынских границ на востоке, где находится Бессарабия. Вот тут то и наметился поворот Бухареста в сторону Берлину, Германия получила право закупать румынскую нефть по ценам ниже мировых.

Видно, что Кароль продолжал упираться, до последнего пытаясь изыскать возможности не связывать судьбу своей страны с гитлеровской Германией.

Да, он шел на уступки, но Румынию при Кароле нельзя было назвать союзницей Германии.

Роль Иона Антонеску

Тем не менее политика лавирования для Бухареста не увенчалась успехом. Румыния потеряла Бессарабию и часть Буковины, отошедшие Советскому Союзу, уступила часть своей территории Венгрии и Болгарии. с 19 по 21 августа 1940 года прошли соответствующие румыно-болгарские переговоры. Причем требования Болгарии поддержали Германия, Италия, СССР и Британия.

Понятно, что деваться Каролю уже было некуда.
Также понятно, что это полностью подорвало его позиции внутри самой Румынии, чем и воспользовался Антонеску – на тот момент глава правительства.

Антонеску заставил Кароля отречься от престола в пользу сына Михая, который, по сути, стал лишь прикрытием для диктатуры Антонеску.

Характерно, что Гитлер посулил Антонеску пересмотр условий Второго венского арбитража, если Румыния проявит активность в войне против СССР.

Антонеску считается ставленником Гитлера.

И, действительно, именно этот человек присоединил Румынию к Тройственному пакту (Германия-Италия-Япония), именно при нем в 1940 году в Румынию вошли немецкие войска под предлогом необходимости защитить нефтяной помысел, а в дальнейшем втянул Румынию в войну с СССР под лозунгом возвращения утраченных территорий.

Итак, Антонеску Ион (румынский вариант имени Иван). Родился в офицерской семье и избрал для себя карьеру военного. Получил очень хорошее образование.

Военную гимназию окончил с отличием, после чего учился в кавалерийско-пехотной школе, где был первым среди курсантов своего выпуска.

Далее — учеба в элитном кавалерийском училище, и вновь он – первый ученик. Военную академию Антонеску окончил в числе лучших.

В 1914 году Антонеску стал сотрудником Генерального штаба, занимался дипломатической работой, в 1919 году командовал батальоном при подавлении революции в Венгрии.

Принял участие в Парижской мирной конференции. В звании полковника работал атташе в Турции, Франции, Бельгии и Британии.

При этом пребывание в Британии наложило глубокий отпечаток на будущего диктатора Румынии, он впоследствии даже внедрял униформу английского образца в румынской армии. Быстро двигаясь по карьерной лестнице, Антонеску в 49 лет получил звание генерал-майора.Вскоре стал заместителем начальника, а потом и начальником Генштаба.

В 55 лет (в 1937 году) возглавил министерство обороны.

Крупной фигурой среди идеологов румынского национализма был Александру Куза, профессор университета, где учился молодой Кодряну.

Но если Куза тяготел к публицистике, то Кодряну был скорее человеком действия.

Румынский национализм

Впоследствии при участии Кодряну Куза создал Лигу национальной христианской защиты, и румынский национализм получил политическое оформление.

Спустя некоторое время Лига приобрела значительную популярность.

Но, видимо, слишком большое влияние националистов не входило в планы властей: скорее всего, по приказу сверху в среде руководителей Лиги был спровоцирован конфликт (можно сказать, на пустом месте), который привел к расколу организации.

Однако это его не спасло от тюремного заключения, во время которого Кодряну и ряд других видных представителей движения были убиты. Спрашивается, кому была выгодна расправа над Кодряну, ведь мертвый вождь очевидным образом превращался в мученика, погибшего за правое дело.

Не думаю, что приказ об убийстве шел от короля, вероятней всего, монарха подставили люди рангом пониже.

Для Германии это означало устранение последнего препятствия на пути к началу масштабной войны.

Вот и давайте рассмотрим военно-экономический потенциал Германской империи накануне и в ходе Второй Мировой войны. И начнём, пожалуй, с нефти и нефтепродуктов. Как известно, по окончании Первой Мировой войны глава Форин-офис лорд Керзон утверждал, что "дело союзников приплыло к победе на гребне нефтяной волны" . Именно так: в войне моторов топливо для этих самых моторов - это ресурс № 1.

Итак, в начале войны потребности Рейха (суммарно потребности хозяйства и вооружённых сил) в нефтепродуктах оценивались в приблизительно 690 тыс. тонн в месяц. Из этой цифры примерно 275 тыс. тонн закрывалось за счёт внутреннего производства, ещё 180 тыс. тонн - за счёт импорта из Румынии и СССР, остальное - из накопленных резервов (на 1.IX.1939 г. они составляли около 2.134 тыс. тонн).

В ходе войны ситуация изменилась кардинальным образом.

Во-первых, расход нефтепродуктов вырос до безобразия.

Во-вторых, с 22.VI.1941 г. все поставки из Советского Союза прекратились в связи с началом войны против него. Правда, немцы очень быстро получили в своё распоряжение месторождения Галичины, которые с такой заботой выговорил себе в 1939 г. Сталин в обмен на соответствующую компенсацию Германии.

В-третьих, это собственно ситуация с румынской нефтью. Авторский коллектив 12-титомной "Истории ВМВ 1939 - 1945 гг.", сравнивая экономический потенциал СССР и стран Оси, по какой-то непонятной причине записал немцам в актив 10 млн. тонн румынской нефти в год, что, извините, есть чепуха, т.к. а) в 1938 - 1944 гг. добыча нефти в Румынии никогда не поднималась выше 6,6 млн. тонн (1938 г.); б) она стабильно сокращалась, достигнув в 1943 г. 5,3 млн. тонн; в) на экспорт (и, заметьте, не обязательно в Германию) попадала далеко не вся добытая нефть (максимум - 4,5 млн. тонн в 1938 г., минимум - 3,2 млн. тн в 1943 г.) и г) максимум того, на что могла рассчитывать Германия и что она получила в 1941 г., - 2,9 млн. тонн, т.е. в среднем 242 тыс. тонн в месяц.

Теоретически немцы, наверное, могли бы выкачать из румын больше нефти, если бы не одно "но" под названием "логистика". Проблема заключалась в том, что в мирное время вся нефть, закупаемая Германией в Румынии, поступала в Рейх по трём каналам: а) морем; б) судами по Дунаю и в) железной дорогой. При этом в 1938 г. на морские перевозки приходилось более 3/4 всех поставок, на речные перевозки - 1/5 и на железную дорогу - менее 1/30!

С началом Второй Мировой войны возможность каботажных перевозок нефти из Констанцы куда-нибудь в Гамбург или Венецию была исключена. А транспортные возможности Дуная и железных дорог существенно ограничены слабостью речного танкерного флота и пропускной способностью железных дорог Румынии. В 1941 - 1942 гг. у немцев существовали планы, которые, впрочем, так и не удалось довести до конца, предусматривавшие значительную расшивку этих узких мест. Так, пропускную способность дунайского маршрута предполагалось увеличить в 3, а железнодорожной сети аж в 8 раз! При этом сами же немцы не считали возможным импорта из Румынии после модернизации транспортных возможностей Оси в регионе более 4,6 млн. тонн в год.

Наконец, в-четвёртых, уже в ходе Второй Мировой войны начали выходить на проектные мощности германские заводы по производству синтетического топлива. Для сравнения: если пиковые поставки нефти из Румынии давали Рейху в 1941 г. менее 250 тыс. тонн сырья в месяц, то в апреле 1944 г. у себя в "Фатерлянде" немцы "без шуму и пыли" (с), "не отходя от кассы" (с), получили 600 тыс. тонн "синтетики", т.е. готового продукта .

Германское руководство прекрасно понимало важность обеспечения экономики страны и её вооружённых сил нефтепродуктами. Поэтому ещё в 1930-е гг., после прихода НСДАП к власти, предпринимаются попытки расширить доступ немецких компаний к зарубежным нефтяным источникам.

Наиболее перспективным нефтеносным районом в указанный период являлся ближневосточный регион. Так, в 1938 г. в четырёх странах Передней Азии (в Иране, Ираке, Саудовской Аравии и Бахрейне) добывалось суммарно около 16,2 млн. тонн нефти, или 5,9% мировой добычи.


Ближний Восток

Но уже в 1945 г. этот показатель вырос в полтора раза до 25,5 млн. тонн, составив, таким образом, 7,1% мировой добычи. Для сравнения: в 1945 г. советская промышленность выдала на гора 19,4 млн. тонн нефти и газового конденсата.

Впрочем, германские попытки оказались неудачными: ". Параллельно с поисками нефти на собственной территории руководство Рейха предпринимало попытки получить доступ к нефтяным месторождениям Ближнего Востока. Временной удачей для германского правительства стало заключение соглашения с английской нефтяной компанией-аутсайдером "Бритиш Ойл Девелопмент". Однако усиление влияния Германии в ближневосточном регионе противоречило интересам англичан. Английские, голландские, американские нефтяные компании не желали терять крупный рынок сбыта нефти в Германии, поэтому они предпринимали все меры с целью не допустить Германию к нефтяным месторождениям Ближнего и Среднего Востока. Воспользовавшись тем, что после начала войны с Эфиопией Италия начала испытывать значительные финансовые трудности, "Ирак Петролеум Компани" при поддержке английского правительства скупила итальянский пакет акций "БОД". Вскоре началась тяжба за немецкие интересы в "БОД", которая закончилась для Германии неудачей. После провала проекта с "БОД" германское руководство решило перейти к политике автаркии в вопросах обеспечения горючим. С этой целью создается "Четырехлетний план". " [1].

Но даже если бы вся эта история с "British Oil Development" и закончилась для немцев триумфом, то и тогда бы ситуация с обеспечением Германии нефтепродуктами существенно не изменилась бы.

Ниже приведена схема ближневосточных, закавказских и некоторых восточноевропейских нефтяных месторождений, а также существовавших на конец 1930-х гг. трубопроводов:


основные районы нефтедобычи и нефтепроводы

Итак, перед немцами в полный рост встала бы проблема логистики, а именно:

а) везти нефть и продукты её переработки в Рейх можно тремя путями: через порты Восточного Средиземноморья, через порты Персидского залива (порты Красного моря я не учитываю, т.к. нефтепровод из Кувейта к восточному побережью Красного моря - это реалии послевоенного мира) и сухим путём через Аравию и Египет;

б) первый и второй маршруты абсолютно нереальны, т.к. Германия не в состоянии их защитить;

в) третий маршрут технически выполним, но громадное транспортное плечо делает возможным его реализацию только с использованием гужевого транспорта примерно так, как это немцы продемонстрировали летом - осенью 1942 г. на Северном Кавказе; впрочем, и здесь остаётся реальная угроза британского флота - на этапе переправки топлива в Европу.

Параллельно попыткам заполучить доступ к богатым нефтью регионам планеты, нацистское руководство предпринимало попытки увеличения производства нефтепродуктов в границах Германской империи за счёт а) выпуска искусственного топлива и б) повышения объёмов нефтедобычи.

Первый из путей решения проблемы оказался возможным, благодаря специалистам IG "Farben". Уже в предвоенные годы немцы начали строительство заводов по производству синтетического топлива и не переставали их создание, а наоборот, даже увеличили в годы войны: в 1938 г. - 5 заводов, в 1940 г. - 9, в 1943 г. - 13, в 1944 г. - 16.


немецкие заводы по производству синтетического топлива


Созданные мощности, если и не позволили Германии добиться полного самообеспечения топливом, то, во всяком случае, существенно сократили её зависимость от внешних источников.


роль синтетических Г.-С.М.

Таким образом, в 1940 - 1944 гг. доля искусственного топлива в топливном балансе Германии возросла с 72,8% до 97,4%. Даже принимая во внимание тот факт, что статистические данные взяты из различных источников и наверняка не всегда точны, общая тенденция ясна.

Несмотря на достигнутые немцами успехи, Рейх уже ничто не могло спасти. Пик производства синтетического топлива германской промышленностью пришёлся на апрель 1944 г. - время, когда оборона Германии трещала по швам.

Красная Армия и союзники, действуя с двух направлений, лишили немцев источников их снабжения топливом: ". До начала массовых воздушных налётов на предприятия нефтяной промышленности в мае 1944 г. в результате ряда различных мероприятий почти удавалось обеспечивать все потребности в жидком топливе. Воздушные налёты на важнейшие предприятия по производству жидкого топлива, начавшиеся в мае 1944 г., приводили к уничтожению гидрогенизационных заводов. В ходе этих налётов производство гидрогенизированного топлива упало до 5% от уровня в мае 1944 г., то есть практически приостановилось. В результате военных событий на Юго-Востоке одновременно резко сократился импорт нефтепродуктов; объём его снизился до 10 - 15% объёма импорта в начале указанного периода. Добыча в самой Германии вначале форсировалась всеми способами; однако она ни в коей мере не могла возместить потерь, а затем также значительно сократилась в результате вступления в Австрию советских войск. Общее поступление жидкого топлива упало к декабрю 1944 г. до 1/3, а в марте 1945 г. примерно до 1/5 первоначального уровня, при этом в первую очередь наиболее сильно снизилось поступление топлива для карбюраторных авиационных двигателей. Если бы не воздушные налёты, то производство синтетического горючего в декабре 1944 г. превысило бы на 20% уровень его производства в январе 1944 г. Тем самым общий спрос на моторное топливо был бы покрыт даже без поставок из Румынии. Однако вместо этого собственное производство в Германии в конечном итоге давало лишь 1/4 запланированного количества. Таким образом, и на этот раз минеральное топливо превратилось в решающий военный фактор. " [2].

Итак, сумрачный тевтонский гений сумел решить нефтяную проблему, но сделал это на радость всему остальному человечеству поздно, слишком поздно - тогда, когда союзники вплотную занялись владениями собственно Рейха .

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Гехт Е.В. Нефть в политике Германии (1933 - 1943 гг.): Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.и.н. - Екатеринбург, 2007. - с. 16 - 17.

[2] Промышленность Германии в период войны 1939 - 1945 гг. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - с. 147 - 151.

Читайте также: