Иностранные туристы в ссср статистика

Обновлено: 18.09.2024

Советская власть уделяла совё пристальное внимание туристско- экскурсионной деятельности, понимая, что это- одна из возможностей влияния на массы. Уже в 1918 года создавались курсы для учителей, в целях повышения квалификации , используя при этом вид обучения, как экскурсии.

В 1919 году создаются экскурсионные секции для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций были расположены в окрестностях Петрограда, были разработаны специальные маршруты. Для детей, пребывающих на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной станции 1920го года, возникло ещё 3 опорных центра:в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах, это позволяло ознакомить школьников с лестным ландшафтом и т.д.

В 1920 году создаётся Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР, где разрабатывают планы предстоящих походов и экскурсий.

С 1921 года начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела, и носили они общероссийский характер. И теперь, экскурсии должны были носить не только общеобразовательный характер, но и идеологический, так что стала разрабатываться историко-революционная тематика , а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия привели к созданию Бюро туризма в 1927 году, главной задачей которого являлось развитие массового туризма среди молодежи.

Но выезжали ли совграждане заграницу в довоенный период? Основной формой выезда за рубеж были, конечно же, заграничные командировки. За рубежом побывали такие люди как, Цветаева, Маяковский, Есенин, Горький и т.д.

Организованный, или, как его стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 году, когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам читали лекции о международном положении, проводились политинформации, но также давался страноведческий журнал по всем странам и берегам, вдоль которых происходило путешествие.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 40ых годов, и в послевоенный период получили широкое распространение такие виды туризма как, плановый, самостоятельный, детский, семейный и спортивный.

В 1964 году создаётся Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960х годов создаётся специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, гидов и переводчиков. Основными туристическими центрами были: Ленинград, Сочи, Ялта, Иркутск и др.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области. Т северо-западный, включающий в себя Ленинград, Новгород и Псков. Более половины всех маршрутов были проложены в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье.

С 1970х годов наступает этап нормативно-планового развития туризма. Основными задачами являлись: массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующего повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине и т.д. В то же время планирование в туризме стало приобретать тотальный характер, разрабатывались и утверждались планы на 5, а иногда и 10 лет вперёд. Всё также активно продолжалась пропаганда туризма среди молодёжи, в 70х.годах была разработана программа всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР увеличился спрос на оздоровительные услуги, и в связи с этим появляются новые форма обслуживания, например курсовое лечение в санаториях. По этим путёвкам отдыхающие получали лечебные и оздоровительные услуги в санаториях, с питанием и проживанием в частном секторе.

В 1970-1980г.г. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с морскими и речными круизами, когда совершались путешествия по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, наблюдается разработка самостоятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из самых популярных форм отдыха среди советских граждан.

Также стал развиваться социальный туризм, когда рабочие покупали путёвки через свои профсоюзы всего за 30% от их стоимости, иногда и больше.

Уже с 1960ого года появляется первый организованный автомобильный туризм, но реальное развитие он получает только в 80х годах. В 1985 году существовало 5 всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород-Пярну, от Смоленска до Кара- Бугаза.

СССР приняло участие во всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Филиппинах в 1980 году. Руководство советского союза от лица Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов. Также туризм становился важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносил значительный вклад в поддержание мира во всём мире.

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960х, постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью многих маршрутов того времени.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 80х годах авиатуризм. Причём услугами авиации пользовались не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия.

В 1960-1980 годы туризм уже не носил того принудительного идеологического характера, как это было в довоенные годы. Различными туристическими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги превышал предложение. И многие туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путёвки всем желающим.

Начавшаяся во второй половине 1980х перестройка и последующий распад СССР привели к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

Основной формой выезда за рубеж были, конечно, загранкомандировки.

Организованный, или, как его со временем стали называть, плановый зарубежный

туризм, возник в СССР в 1930 г., когда первая группа из 257 передовиков производства из

разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и

Стамбул. Туристам во время круиза читались лекции о международном положении,

проводились политинформации, что было обязательной составной частью путешествия

91 Билет. Особенности развития туризма в 60-80 годы.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг.

В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и

самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств

и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн

военнослужащих и членов их семей

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР.

Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле

ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона.

Проявлялась забота и о семьях молодых офицеров. В три раза увеличилось в

середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал

вокруг Европы из Одессы в Ленинград.

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема

иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть

гостиниц и ресторанов, накопить опыт перевозок большого количества иностранцев

авиационным и железнодорожным транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить

производство сувенирной продукции.

После запуска в 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли интерес к

нашему государству резко повысился. Это привело к увеличению потоков туристов

В 1964 г. при Совмине СССР создается Управление по иностранному туризму и

Совет по иностранному туризму, куда вошли представители 17 министерств, комитетов и

ведомств. Управление и Совет должны были координировать работу различных

организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране.

В середине1960-х гг. создается и специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, а также сопровождающих групп и гидов-переводчиков.

С 1964 г. Интурист стал принимать туристов для лечения на наиболее известных

В 1983 г. Главное Управление по иностранному туризму при Совете Министров

СССР было преобразовано в Государственный комитет СССР по иностранному туризму.

Его председатель входил в состав Совета Министров, что говорит о высокой значимости

этого направления в экономике бывшего СССР.

В 1960-х гг. в СССР насчитывалось пять направлений туризма, которые

существовали в значительной степени параллельно друг другу:

профтуризм (Центральный Совет по туризму и экскурсиям — ЦСТиЭ при

интуризм (Государственный комитет по иностранному туризму при Совете

военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР);

школьный туризм (ЦДТЭС Министерства просвещения СССР).

До Великой Отечественной войны в вузах не готовили специалистов по туризму. С

середины 1950-х гг. преподавание туризма вводится как обязательная дисциплина для

конце 1970-х гг. к туризму добавили ориентирование на местности.)

Первый выпуск специалистов с высшим туристским образованием состоялся в 1978

в августе 1969 г., было сказано, что «основными задачами совета по туризму и

экскурсиям являются: массовое развитие туризма и экскурсий среди трудящихся и

учащейся молодежи как действенного средства организации отдыха, способствующего

повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному

труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической Родине, верности

революционным, боевым и трудовым традициям народа; дальнейшее развитие туристско-

1970—1980-е гг. огромное развитие получает социальный туризм. Рабочие всех сколько-нибудь крупных предприятий покупали путевки через свои профсоюзы всего за 30 % их

В "перспективах" данная тема оказалась несколько оффтопной, предлагаю обсудить её здесь.
Речь зашла про сравнение пассажиропотока в СССР и США, а потом дошло и до сравнения с современной Россией.

Цитата: Danilov71 от 15.02.2021 17:57:36 Вот сравнение по количеству РФ и РСФСР. Но снова не забываем про 54 млн. туристов.



На самом деле, название графика не совсем корректное.

Всё, что начиная с 1992 на вашем графике - это данные, которые соответствуют авиаперевозкам только российскими авиакомпаниями. Без учета иностранных авиакомпаний.

А всё что до 1991 - это не пассажиропоток российских авиакомпаний, а число отправок пассажиров из аэропортов РСФСР.
Близкие понятия, но не совсем. Число отправленных из аэропортов РСФСР пассажиров не равняется ни числу жителей РСФСР, летавших авиатранспортом, ни числу пассажиров, перевозимых российскими авиакомпаниями (авиакомпанией в случае "Аэрофлота СССР).
Если соривший деньгами житель солнечного Тбилиси прилетал из Грузинской ССР в Москву, потом через пару дней в Питер, а оттуда обратно в Тбилиси, то он учитывался в числе отправок из аэропортов РСФСР 2 раза.

Вот так будет правильнее и полнее:


Более точные данные по отправкам из аэропортов РСФСР в 1990-м году такие:



СССР: 126.3 (первоначальные ВВЛ) + 5.0 (МВЛ) + 6.5 (ПАНХ) = 137.8 млн пасс.
РФ: 81.2 (первоначальные ВВЛ) + 4.5 (МВЛ) + 5.1 (ПАНХ) = 90.8 млн пасс.

"Авиаперевозки советского периода" А.Б. Фрайман

Но других данных по РСФСР нет вообще. В СССР была только одна авиакомпания - "Аэрофлот". Её пассажиропоток во всех 15 республиках с населением 287 миллионов человек к 1990 году составил по разным данным от 137,1 до 137,7 млн.

Цитата В 1975 году для их расчета и оптимизации впервые применили компьютер. А к концу 1976 года общий пассажиропоток "Аэрофлота" превысил 100 млн человек. Абсолютный рекорд был установлен в 1990 году, когда авиакомпания перевезла 137,1 млн пассажиров.
.
Согласно данным Росавиации, в 1985 году воздушным транспортом СССР было обслужено до 112,5 млн человек, в 1990 году — 137,7 млн человек.

Сколько из них были жителями РСФСР сказать сложно. Ведь в эти 91 млн пассажиров, воспользовавшихся аэропортами РСФСР в 1990-м году, входили и украинцы, казахи, белорусы, грузины, азербайджанцы, латыши, литовцы, эстонцы, молдоване и т.д.

В целом в Грузиях и Приебалтийских республиках доходы у населения были выше чем у жителей РСФСР, поэтому и летали "Аэрофлотом" они чаще чем советские россияне. Если принять, что 20% всех авиапассажиров в РСФСР были приезжими из других советских республик (к родственникам в гости, командировочные, туристы), то получается, что пассажиропоток собственно жителей РСФСР к 1990 году вырос лишь до 65 млн. Остальные авиапассажиры в аэропортах РСФСР были приезжими из других республик, которые прилетали по своим делам и улетали обратно (поэтому считаются по 2 раза). А если еще учесть, что в советские времена очень часто летали самолётами "Аэрофлота" командировочные (на деньги государства), военные и т.д., то получится что за свои кровные вообще не так много жителей РСФСР покупали билеты.

Вот из приведенной выше статьи:

Иностранные авиакомпании в СССР практически не летали, а на те, что летали (менее 1-2% от общего пассажиропотока граждан СССР), простым смертным билеты купить было невозможно. Вот с авиафорума:

Цитата Билеты на рейсы иностранных авиакомпаний продавались только за СКВ (свободно конвертируемую валюту - доллары, фунты, франки, марки и т.д.). А легально в СССР СКВ купить было невозможно. Поэтому для простого советского человека было не реально купить билеты на рейсы иностранной авиакомпании, даже если у него было много честно заработанных (на Северах, например)рублей.
"Капиталисты" (PanAm, Lufthansa, BA, SAS и т.д.) "деревянные" рубли ни за какие коврижки не принимали.
А до начала перестройки любой советский посетитель офиса PanAm или SAS мог запросто посетить вне зависимости от собственного желания районный отдел КГБ или, что еще хуже, - особиста по месту работы со всеми вытекающими последствиями.
.
У джалов боингом 747 в разрезе всегда любовался в витрине. цену запомнил: 43 млн долларов. опять год не помню. семидесятые где-то. Другой мир был. недосягаемый. Скажи мне кто тогда, что в париж свободно будет слётать - посмеялся бы))

А в современную Россию достаточно массово летают иностранные авиакомпании. По крайней мерее, до пандемии.

Например, из Белоруссии в Москву и другие российские города летает "Belavia" (пассажиропоток в 2019 ~ 4 млн), из Казахстана - "Air Astana" (5 млн), из Узбекистана - "Uzbekistan Airways" (более 3 млн), из Азербайджана - "Azerbaijan Airlines" (более 2 млн) и т.д. Эти авиакомпании не только возят туда-сюда гастарбайтеров, но в том числе и российских туристов/командировочных/бизнесменов в страны СНГ и обратно.

А также российских туристов и иностранных гостей возят многочисленные авиакомпании "дальнего зарубежья" - "Emirates", "British airways", "Lufthansa", "AirFrance", "Alitalia", "Qatar" и ещё десятки других. Практически все крупные страны, у которых есть авиакомпании - летают в Россию, некоторые страны летают в РФ сразу несколькими своими компаниями.

Цитата На внутренних линиях в 2019 году перевезено 73,1 млн пассажиров, что составляет 49,6% от общего пассажиропотока на российском рынке. Средняя занятость кресел составила 82,6%, на 0,2 п. п. ниже показателя прошлого года.
Сегмент международных перевозок продолжил расти опережающими темпами. На международных направлениях российские авиакомпании перевезли 55,1 млн пассажиров, на 16,3% больше, чем в 2018 году. Средняя занятость кресел российских авиаперевозчиков на международных линиях составила 84,9%, на 0,3 п. п. больше показателя прошлого года.

Итого, в 2019 году авиакомпании России перевезли 128,1 млн пассажиров. Из них 73,1 млн были на внутренних рейсах.
Ещё дополнительно около 20 млн пассажиров на российском рынке (как российские туристы в другие страны, так и иностранные туристы в Россию) обслуживаются иностранными авиакомпаниями.
Совокупные авиаперевозки на российском рынке составили 147,2 млн. Это на страну с населением 146,7 млн.

Для сравнения, совокупные авиаперевозки на рынке СССР составили в 1976-м году 100 млн (население СССР тогда составляло 256 млн), в 1985-м году 112,5 млн (при населении страны 276 млн) и в 1990-м году 137 млн (при населении 287 млн).

Ну а в РСФСР всё было скромнее - максимум 85-91 млн пассажиров в 1990, из них 65-68 млн непосредственно жители РСФСР, остальные из других республик.

Как внутри страны, так тем более и на международных авиалиниях к 2019-му году россияне стали летать намного больше чем летали жители РСФСР на самом пике СССР.
На внутренних линиях современные россияне летают на 12-15% больше. А с учетом международных перелётов россияне стали летать в среднем в 2 раза чаще чем на пике РСФСР, в 3-3,5 раза чаще чем в 70-е и в 6 раз чаще чем в лихие 90-е.

Растут не только авиаперевозки, но и железнодорожные, автомобильные.

Пассажиропоток российских авиакомпаний, млн:
2010 - 56,9
2011 - 64,1
2014 - 93,1
2015 - 92,1
2016 - 88,6
2017 - 105,1
2018 - 116,2
2019 - 128,1

Пассажиропоток российских аэропортов, млн:
2010 - 99,6
2011 - 112,4
2014 - 157,7
2015 - 159,3
2016 - 159,9
2017 - 187,1
2017 - 186,7
2018 - 206,5
2019 - 220,9

Пассажиропоток некоторых российских аэропортов (куда и во времена РСФСР летели со всей страны, в том числе и с мелких аэропортиков, таким образом можно прикинуть их вклад в общий пассажиропоток):
Пассажиропоток аэропорта Сочи, млн:
1990 - 2,279
2009 - 1,375
2010 - 1,915
2011 - 2,081
2012 - 2,117
2013 - 2,426
2014 - 3,066
2015 - 4,077
2016 - 5,249
2017 - 5,682
2018 - 6,335
2019 - 6,772

Пассажиропоток аэропорта Толмачёво, Новосибирск, млн:
1991- 2,650
2002 - 1,241
2009 - 1,804
2010 - 2,261
2011 - 2,765
2012 - 3,266
2013 - 3,748
2014 - 3,957
2015 - 3,703
2016 - 4,097
2017 - 5,007
2018 - 5,909
2019 - 6,747

Пассажиропоток аэропорта Пулково, Санкт-Петербург, млн:
1990 - 10,00
2009 - 6,758
2010 - 8,444
2011 - 9,611
2012 - 11,16
2013 - 12,85
2014 - 14,26
2015 - 13,50
2016 - 13,26
2017 - 16,12
2018 - 18,12
2019 - 19,58

Пассажиропоток РЖД, млн:
2010 - 947,0
2011 - 992,4
2015 - 1024,4
2016 - 1037,1
2017 - 1117,9
2018 - 1157,2
2019 - 1196,7


С учётом КЖД и ЖДЯ пассажиропоток будет ещё больше, ведь в 2019 поехали первые пассажирские поезда по Крымскому мосту и первые пассажирские поезда в Якутск (Нижний Бестях).

Количество скоростных комфортабельных электропоездов типа "Сапсан", "Стриж", "Ласточка" в РФ:
2010 - 8
2012 - 27
2013 - 55
2014 - 75
2015 - 100
2016 - 132
2017 - 164
2018 - 199
2019 - 233
2020 - 265

Количество легковых автомобилей в РФ/РСФСР, млн:
1990 - 8,6
1999 - 18,5
2007 - 28,0
2017 - 42,0
2018 - 43,5
2019 - 44,5

Теперь по поводу "в СССР было больше аэропортов".

Да, так и есть. Часто из деревни Гадюкино в деревню Пиндюкино можно было долететь на каком-нибудь Ан-2, соседствуя с бидонами молока и прочими грузами. Лужайку с будкой называли "аэропортом".


Дорог асфальтовых между этими деревнями не было, мостов было мало, комфортабельных скоростных поездов не было, личных автомобилей было очень-очень мало. А заведомо убыточные дотируемые государством произведённые в Польше прожорливые Ан-2 (180-200 л/ч дорогого авиационного бензина Б-91/115, при скорости 190 км/ч. 1 литр на 1 км) были в изобилии.

С 1960 по 1991 в Польше на заводе WSK PZL-Mielec было произведено 11881 экземпляров Ан-2, 10583 из которых было импортировано в СССР (3386 шт. в пассажирском и транспортно-десантном вариантах).
С 1959 по 1967 в Чехии на заводе Let Kunovice было произведено 367 шт. самолётов L-200 различных модификаций, 181 шт. из них были импортированы в СССР для "Аэрофлота".
С 1969 по 1991 в Чехии на заводе Let Kunovice было произведено 1104 шт. самолётов L-410 различных модификаций, 862 шт. из них были импортированы в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях.
С 1965 по 1992 в Польше на заводе PZL Swidnik было произведено 5400 вертолётов Ми-2, большая часть из которых были импортированы в СССР и использовались в том числе для пассажирских авиаперевозок.
С 1984 по 1993 в Польше на заводе WSK PZL-Mielec было произведено 191 шт. Ан-28, большая часть из которых были импортированы в СССР и использовались в "Аэрофлоте".







Значительную долю пассажиропотока в "Аэрофлоте" советских времен как раз составляли такие вот сверхкороткие авиаперелёты на польских Ан-2/Ан-28/Ми-2 и чешских L-200/L-410. Тысячи маленьких импортных самолётов и вертолётов, способных взлетать с любой лужайки, перевозили по 4-17 пассажиров. Уровень комфорта на борту было околонулевой, зато не надо было десятки часов трястись по ухабам проселочной дороги.

В 1990 пассажирооборот "Аэрофлота" по всему СССР достиг 243,8 млрд пкм., из них на территории РСФСР (из/в аэропортов РСФСР) - 159,7 млрд пкм.
Для сравнения, в 2019 пассажирооборот только российских авиакомпаний составил 322,98 млрд. пкм - в 2 раза больше чем в 1990 в РСФСР и на 33% больше чем во всех республиках СССР вместе взятых (в том же пиковом 1990).

И это без учета иностранных авиакомпаний на нашем рынке (ещё +15% млрд пкм, итого вместе с зарубежными авиаперевозчиками на нашем рынке получилось бы суммарно более 372 млрд пкм, в 2,3 раза больше чем было на пике в РСФСР).

Россияне стали летать не только чаще, но и дальше.
________________________________________________________________

Отпала нужда летать на очень короткие расстояния. Там где раньше летали на самолётах Ан-2, теперь можно с комфортом проехать на собственной машине или на автобусе. Там, где раньше надо было ехать 6-7 часов на неудобном плацкарте, теперь за 3 часа доезжает очень комфортабельный электропоезд типа "Ласточка".

Пример - большая федеральная трасса А360/М56 "Лена" из Невера в Якутск длиной 1157 км, соединяющая множество населенных пунктов Амурской области и Якутии, куда в распутицу иначе как на самолёте и не доберёшься. Вернее было не добраться до реконструкции.

До недавнего времени (и при СССР) она была грунтовой, раскисавшей весной и после дождей. Вот такой:




И вот в 2011-м году началась масштабная реконструкция этой дороги, с превращением её в полноценную современную круглогодичную автомагистраль с качественным твёрдым покрытием.

Теперь трасса "Лена" на протяжении более 520 км выглядит так:






В тяжелейших условиях построены с нуля десятки новых мостов и путепроводов, более чем на 520 км уже положен качественный гладкий асфальтобетон (оставшиеся 600 км доделают до 2024). Теперь ехать по такой дороге одно удовольствие. Там где раньше приходилось пробираться по бездорожью 25-30 часов теперь можно с комфортом проехать за 4-5 часа. Ну и зачем Ан-2/Ми-2 с такими классными дорогами?

С каждым годом в России развивается и улучшается транспортная инфраструктура. Увеличивается протяженность дорог, приходят качественные асфальтобетонные трассы и новые мосты в такие богом забытые посёлки, куда раньше в распутицу добраться по земле было почти нереально. А теперь с ветерком на собственной современной машине или на "Ласточке".

Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ГАО "Интурист") было организовано на основании постановления Совета труда и обороны от 11 апреля 1929 г. и находилось в ведении Наркомата внешней торговли СССР.
В его задачи входило осуществление перевозок иностранных туристов и их багажа, содействие иностранным туристам в получении виз и необходимых документов, выдача различных справок, связанных с приездом и пребыванием в СССР иностранных туристов, осуществление их культурного обслуживания, издание справочников и путеводителей по
иностранному туризму в СССР, организация рекламы, осуществление продажи сувениров.
7 февраля 1933 г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР произошло слияние ГАО "Интурист" с Всесоюзным акционерным обществом "Отель", созданным 21 января 1931. для строительства, ремонта и эксплуатации гостиниц, предприятий отечественного питания.
Вновь организованное Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ВАО "Интурист") было передано в ведение ХОЗу ЦИК СССР. Постановлением СНК СССР от 11 января 1939 г. ВАО "Интурист" вновь передается в ведение Наркомата внешней торговли СССР. На общество дополнительно было возложено подготовка кадров по
иностранному туризму в вузах, техникумах, организация соответствующих учебных заведений; оно должно было развивать все виды иностранного туризма в СССР, обслуживать иностранных туристов, приезжающих в СССР, а также организовать туризм из СССР в другие страны.
На основании постановления Совета Министров СССР от 22 августа 1964 г. было создано Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР. В подведомственную сеть Управления входили бюро переводчиков, курсы по подготовке и повышению квалификации работников "Интуриста", гостиницы в Москве ("Метрополь", "Берлин", "Националь"), в Ленинграде ("Астория", "Европейская"), отделения и агенства в различных городах СССР. При Управлении по иностранному туризму на правах общественного органа функционировал Совет по туризму. В его задачи входило рассмотрение вопросов улучшения обслуживания иностранных туристов.
Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1969 г. Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР было преобразовано в Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1983 г. оно преобразуется в Государственный комитет СССР по иностранному туризму (Госкоминтурист). На него возлагалось определение основных направлений развития иностранного туризма в СССР
и советского туризма за границу, осуществление координации международных туристских связей СССР на коммерческой основе, обеспечение обслуживания иностранныхз туристов в СССР и советских туристов, выезжающих за границу, организация проведения с
иностранными туристами информационно-экскурсионной работы, осуществление рекламы иностранного туризма в СССР. Сеть учреждений, подведомственных Госкоминтуристу включала более 70 объединений, отделений и агенств в различных регионах страны.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 июля 1989 г. Госкоминтуристом СССР был издан приказ от 22 августа 1989 г. о выделении из структуры Центрального аппарата Госкомитета СССР по иностранному туризму Всесоюзного акционерного общества "Интурист" (ВАО "Интурист") с 1 сентября 1989 г. было установлено, что ВАО "Интурист" находится на самостоятельном балансе. Все 74 агенства,
управления и отделения Госкоминтуриста СССР, главный вычислительный центр стали подразделениями ВАО "Интурист". предметом деятельности ВАО "Интурист" являлась организация поездок иностранных туристов в СССР и продажа этих поездок на коммерческой основе, разработка и внедрение новых маршрутов, специализированных и новых видов туризма, организация и продажа советским гражданам поездок за границу, а также
организация и обеспечение приема и обслуживания иностранных туристов в СССР и советских граждан за границей по приобретенным путевкам.
Госкоминтурист СССР прекратил свою деятельность на основании постановления Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1991 г., одновременно при Кабинете Министров СССР был образован Совет по иностранному туризму СССР, который просуществовал до 14 ноября 1991 г. и был ликвидирован в соответствии с постановлением Верховного
Совета СССР от 14 ноября 1991 г. "Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР".
Возглавляли "Интурист": А.С.Сванидзе (1929), Д.И.Кутузов (1930), В.А.Курц (1931 - 1937), П.С.Коршунов (1938), А.С.Синицын (1939-1940), П.Е.Краснов (1941-1945), И.И.Гордеев (1946), В.М.Анкудинов (1947-1968), С.С.Никитин (1969-1982), П.А.Абрасимов (1983-1985),
В.Я.Павлов (1985-1989), И.А.Коновалов (1990-1991).

Читайте также: