Из за чего ромео уехал из вероны

Обновлено: 18.09.2024

Автор: Смирнова Зинаида Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лицей №10
Населённый пункт: г. Клин Московской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Любовь,смерть ,бессмертие"(по трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
Раздел: среднее образование

Конспект открытого урока

на тему «Любовь, смерть, бессмертие

(по трагедии У.Шекспира

«Ромео и Джульетта).

Смирнова З.П., учитель

русского языка и литературы МОУ Лицея №10

г. Клина Московской обл.

Цель урока:1)доказать, что значит для героев любовь и смерть ,2)раскрыть

глубину образов трагедии ,причины гибели героев У.Шекспира,3)показать,

почему эти образы являются вечными, в чем тайна их

бессмертия,4)повторить теорию литературы: что такое конфликт, трагедия,

Оборудование:1)портрет У.Шекспира,2)презентация учителя по теме

урока,3)опережающие индивидуальные и групповые задания: а)презентации

названием произведения и автора, в)оформление доски в виде двух больших

Эпиграфы к уроку :

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью

Любовь всегда прекрасна и желанна, особенно, когда она нежданна.

Выходят 3 ученика.

1ученик: «В мире литературы есть имена героев, которых знают все, даже

если человек не читал самого произведения. Эти имена являются

олицетворением каких-то вечных ценностей: чести, благородства,

преданности, дружбы, любви. Над ними не властно время, не властна

2ученик: «В конце 16 века, а более точно в 1596 году английский драматург

Уильям Шекспир создал трагедию, которая стала бессмертной. Тема

,поднятая в ней , дала жизнь многим произведениям литературы, живописи,

3 ученик: «У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его

у древнеримского поэта Овидия, который рассказал историю Пирама и

мало кто запомнил, а имена Ромео и Джульетты стали символом любви и

преданности. Джузеппе Франко Вивиани определил точную дату событий ,о

Учитель: «Почему события столь далекого прошлого до сих пор волнуют

нас ,заставляют переживать, вот это мы и будем изучать. Сегодня у нас с

Целью нашего урока являются (идет одновременный показ презентации, где

перечислены эти цели ), но прежде, чем назвать тему урока, давайте

вспомним ,к какому жанру литературы относится пьеса У. Шекспира? Что

характерно для данного жанра? Дайте определение.

( Ответы учеников : «Пьеса относится к жанру трагедии, трагическому

восприятию жизни. Трагедия - драматическое произведение, изображающие

глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их

последствия чаще всего завершаются гибелью героя. Трагическое - это все

то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром,

которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими

страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею

идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.)

Продолжение просмотра презентации учителя.

Попробуйте назвать тему нашего урока, исходя из выше услышанного.

(Ответы учеников). Давайте запишем эту тему на доске и в тетрадях.

будем разбираться на этом уроке (вопросы записаны на доске:

-Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными? -В чем чудо и тайна

их образов и любви?

1Проверка домашнего задания

Прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте начнем урок с мозгового

штурма и выполним небольшой тест на знание текста произведения

Шекспира (Учащиеся отвечают на вопросы теста).

Вы показали, что знаете текст .. произведения неплохо.

Послушайте, что писал исследователь творчества Шекспира о трагедии

шуток. Здесь этот комический эффект ослабляет трагическое звучание пьесы,

потому что мы видим картину столь короткого, но такого полного и

светозарного счастья любящих, которая уравновешивает, если не

Вспомните, как до встречи с Джульеттой Ромео отзывается о любви(Группа

исследователей текста показывают сценку(Красножженов Д.- Гурова Л.)-акт

-Пустая тягость, тяжкая забава,

Нестройное собранье стройных форм,

Холодный жар, смертельное здоровье,

Бессонный сон, который глубже сна.

Вот какова, и хуже льда и камня,

Моя любовь, которая тяжка мне.

- Что есть любовь? Безумье от угара,

-Игра огнем, ведущая к пожару,

Воспламенившееся море слез,

Раздумье - необдуманности ради,

Смешенье яда и противоядья

-Я потерял себя, и я не тут.

Ромео нет. Ромео не найдут.-

-Почему герой так отзывается о любви?

-Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине? (Ромео признается, что

влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это

заставляет его страдать). Таким был Ромео до встречи с Джульеттой.

А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео? ( Первая

встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с

матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса.

Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что

-Еще не знаю. Надо сделать пробу,

Но это лишь единственно для вас ( акт1,сцена3)

-Думает ли она о любви? (Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она

никого не любит.)

Итак, видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного ,они

жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не

встретились. Любовь вспыхнула тотчас, как только они увидели друг

друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре.

-Как меняется их отношение к любви(продолжает работу группа

исследователей( Красножженов Д -Гурова Л.):

Ее сиянье факелы затмило,

Она, подобно яркому бериллу,

В ушах арапки, чересчур светла.

Для мира безобразия и зла,

Как голубя среди вороньей стали,

Ее в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О, нет то были ложные богини.

Я истинной любви не знал доныне…

Я воплощенье ненавистной силы

Некстати по незнанью полюбила

Что могут обещать мне времена,

Когда врагом я так увлечена?

Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно

созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже

ощущают мощь нового чувства.

-Как любовь воздействует на Ромео и Джульетту после знакомства?

(чтение строк из трагедии…Ромео после встречи с Джульеттой начинает

действовать, т.к. чувство требует решительности. Из мечтательного

юноши он превращается в смелого, мужественного человека,

способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь прошла и Джульетта. Ей раньше все было безразлично, но

влюбившись, она борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель: герои становятся

взрослыми, принимают важные решения, становятся ответственными.)

- Что мешает влюбленным?( Монтекки и Капулетти -кровные враги.)-

Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей?

Так это Капулетти …

Я у врага в руках и пойман в сети…

Что могут обещать мне времена… Когда врагом увлечена )

В чем видят герои смысл жизни? Что любовь для них значит? (зачитать

Герои видят смысл жизни в любви. Почему же они выбирают смерть? (Они

умирают за свою любовь, тем самым вынося приговор своим семьям,

их сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает

бесценность и вечность любви.)

Есть ли смысл в гибели героев? (После смерти юных супругов враждебные

силы примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их

вражда - страшный пережиток времени и они наказаны за зло.)

Обращение к эпиграфу урока Посмотрите на наши эпиграфы.

Соответствуют ли они содержанию нашего урока? ( Ромео и

Джульетта с радостью встретили свою любовь, которая вошла в их

жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя

смерть, но их гибель открыла глаза их родителям. Шекспир показал,

что любовь сильнее смерти ).

.А теперь давайте вернемся к проблемному вопросу. Что сделало Ромео и

Джульетту бессмертными? В чем тайна их образов и любви? (отвечают

означает любовь?-2 вариант-Что для каждого из вас означает смерть?

(Учащиеся пишут на лепестках ромашки по 1 слову, затем подходят к

доске и прикрепляют эти лепестки, потом рядом с ромашками

вывешивается таблица с перечислением тех слов , которые были

ими написаны, которые являются

определением вечных ценностей :

дружба, взаимопонимание , беда,

радость, невозможность возврата,

уверенность в завтрашнем дне , боль,

надежность, вина перед умершими ,

защита , что не все сделали для них,

вера, преданность, что было можно…

Вечные ценности – это то, что из поколения в поколение, из века в век

ценится людьми разных национальностей, разных стран. Все, что касается

любви, воспевается поэтому в поэзии, музыке, в кинематографе, то , что

касается смерти, заставляет многих ценить, что они имеют в жизни, не

совершать опрометчивых поступков, думать о будущем.

- А что собой представляют Ромео и Джульетта? Какими чертами характера

они обладают? (Групповая работа по вариантам-1вариант готовит рассказ

о Ромео,2вариант-готовит рассказ о Джульетте-2 отдельных стола в конце

класса, на одном стоит трафарет- Ромео, на другом- Джульетта. Ребята

садятся и готовят ответы. Через 4-5минут по одному человеку от каждого

варианта отвечают, что подготовила группа. Делают вывод.)

Юные герои бросили вызов своим враждующим семьям, сделав свою

любовь не только возвышенной, но и героической. Они отстаивали право

любить не имя, не положение, а просто человека, какой он есть.

К сегодняшнему уроку ребята подготовили небольшие исследования о

развитии темы Ромео и Джульетты в различных видах искусства.

Просмотр презентаций детей.

По традиции переводчики Шекспира последнюю фразу трагедии трактуют

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте,

Но известная поэтесса Бэла Ахмадулина предложила свой вариант

заключительных строк. т. к. история Ромео и Джульетты вызывает

восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности .Чтение

Род людской один, и он неделим

Не на Монтекки и Капулетти,

Не на тех, кто был убит и кто убил,

А лишь на тех, кто любит и любил.

Любовь есть гений и спасенье сердца.

И нет тому счастливее примера,

Чем повесть о Джульетте и Ромео.

На дом:Какой памятник вы воздвигли бы Ромео и Джульетте (место,

материал, фигуры героев и т.д.)?

Оценки за урок. Спасибо за внимание! Урок закончен.

1В кого был влюблен Ромео перед тем, как встретить Джульетту? а) Розалин,

б)Розмарин, в)Джульетта, г) Тибальд, д)Офелия.

2)Ромео был единственным сыном в семье Капулетти: а)У него был брат.

б)Да. в)У него была сестра.

3)Кого убил Ромео? а)Меркуцио, б)Тибальд, в)Беневолио. г)Дездемона.

4)Сколько лет было Джульетте, когда она познакомилась с Ромео?

5)За кого хотели выдать замуж Джульетту? а) Принц, б)Ромео, в) Парис,г )

6)Где Ромео первый раз встретил Джульетту и влюбился? а)В его доме. б)На

балу, в)в саду, г)в церкви.

7)Где происходит действие трагедии? а)Верона, б) Лондон, в) Венеция.

8)Зачем монах Лоренцо обвенчал Ромео и Джульетту?

а)Потому что Ромео и Джульетта любили друг друга, б) у него не оставалось

Почему враждовали семьи Ромео и Джульетты?

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте

Трагедия Шекспира не являлась оригинальным произведением и была основана на целой плеяде аналогичных сочинений итальянских, французских и испанских писателей.

Содержание поэмы Луиджи имело под собой жизненную основу. Фундаментом для новеллы стала романтическая история, произошедшая еще в Античности и превратившаяся в популярную итальянскую легенду.

Легендарный сюжет

Сюжет шекспировской трагедии разворачивается вокруг двух 14-летних подростков. Их семьи были самыми влиятельными фамилиями в городе и соперничали друг с другом. Ромео встретил Джульетту на балу, признался ей в любви и положил начало романа.

Почему враждовали семьи Ромео и Джульетты?

Далее события развиваются очень стремительно. Молодые тайно женятся. Однако семья пытается насильно выдать Джульетту за другого мужчину. Отчаявшаяся девушка принимает снотворное и делает вид, что погибла. Ромео этому поверил и заканчивает жизнь самоубийством у её гроба. Джульетта просыпается и отправляется вслед за любимым юношей.

Роман длится всего 5 дней! За это время Ромео успел убить брата Джульетты и её жениха, что в целом, девушку никак не смутило, ведь между семьями идёт война.

За что же воевали Монтекки и Капулетти?

История о враждующих семьях повторяется в произведениях многих писателей. При этом ни один не даёт точного ответа на вопрос, почему это происходит. Семьи воюют и всё. Вражда зародилась так давно, что никто уже не помнит причину.

Ответ на этот вопрос был у Овидия. Семьи Пирам и Фисба ненавидели друг друга, потому что были соседями. А соседи, по мнению античного автора, всегда враждуют.

Почему враждовали семьи Ромео и Джульетты?

Что касается Монтекки и Капулетти, то здесь, помимо соседства двух влиятельных фамилий, была кровная месть, которая зародилась задолго до рождения двух влюбленных.

Более детально к вопросу подошел историк Олин Мур. Он покопался в истории итальянского города Вероны, где разворачиваются события, и предположил, что Монтекки и Капулетти – это две политические партии, существовавшие в XII-XIII веках.

Почему враждовали семьи Ромео и Джульетты?

Папа Римский и император бились за влияние в северной Италии в течение сотен лет. Верона была важным городом и контроль за ней был важен обеим сторонам

Не желая родниться с безродными купцами, аристократы напустили на себя спесь и дистанцировались, что позже привело к конфликту. Подобные ситуации происходили по всему миру и также стали основой для тысяч любовных рассказов.

В Вероне каждый уважающий себя турист перво-наперво направляется в дом Джульетты, посмотреть на знаменитый балкон и приложить руку к груди золотой статуи.

Хотя большинство слышало о том, что места Ромео и Джульетты к трагедии Шекспира никакого отношения не имеют, сей факт никого не останавливает. Нужно же отдать дань романтике!



Дом Джульетты в Вероне

Жилище Ромео – еще большая условность, он принадлежал графскому роду Ногарола. Гробница же Джульетты – и вовсе чистой воды фикция: безымянный мраморный саркофаг находится на территории упраздненного монастыря капуцинов и по всей видимости в нем был похоронен местный священнослужитель.

Саркофаг, прозванный гробницей Джульетты


Замки Ромео и Джульетты на холме Монтеккью Маджоре

Стоп-Стоп, скажите вы, действие шекспировской трагедии разворачивалось в Вероне! Об этом все знают! На деле же, все не так просто. Чтобы разобраться с пропиской Ромео и Джульетты, для начала стоит вспомнить следующий факт: Шекспир свои произведение создавал не с нуля. Он просто брал хорошо известные сюжеты и перабатывал их на собственный лад, превращая в пьесы. Первым же историю о несчастных возлюбленных в законченную литературную форму ее облек итальянский писатель Луиджи да Порто, живший в городке Виченца, что находится по соседству с Монтеккьо Маджоре.



Литератор был родом из города Удине. Долгое время он пылал страстью к своей кузине 16-летней Лучине Саворнян, но из-за семейных распрей влюбленным не суждено было пожениться. В жизни, конечно, все вышло менее трагично: Лучину просто выдали замуж за другого, а Луиджи уехал в Виченцу.

Винные угодья и замок Джульетты

Уже находясь там, писатель долго любовался двумя замками, один из которых принадлежал семейству Монтеккьо, и примерно тогда в его голове сложился сюжет знаменитой на весь мир трагедии. Более того, писатель даже не стал менять фамилию Ромео, он так и остался Монтекки, правда, место действие драмы литератор перенес в Верону.


Замки Ромео и Джульетты в Монтеккьо Маджоре

Пьеса Шекспира и новелла Луиджи да Порто, хоть и являются изложениями одной и той же истории, но в деталях разнятся. К примеру, в шекспировской версии Джульетте всего 13 лет, а у Луиджи она уже взрослая восемнадцатилетняя девушка. Продолжительность действия тоже отличается: в оригинальной версии влюбленные вначале долго смотрели друг на друга, потом поженились, несколько месяцев встречались по ночам в парке и других потайных местах, и только потом их разлучили, что привело к трагической развязке. Шекспир же уместил всю историю в три дня и был таков: у него менее чем за неделю Ромео и Джульетта успели познакомиться, пожениться и умереть.


К слову, о местах встреч влюбленных: между замками Ромео и Джульетты в Монтеккьо Маджоре имеется подземный грот, где, как считается, наша парочка и могла устраивать тайные ночные свидания.

Конечно, замки Ромео и Джульетты в Монтеккьо Маджоре – тоже чистой воды условность, но, по крайней мере, в одном из них действительно жила семья Монтекки.

Сегодня в их стенах устроены рестораны, и по понятным причинам итальянцы очень любят гулять там свадьбы: как ни крути, а история-то известная. Превращать же замки в популярные туристические объекты владельцы пока не планируют. Говорят, слишком хлопотно это все, лучше уж просто банкеты по случаю бракосочетаний закатывать.

НИЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ НАШ РОЛИК ОБ ИСТИННОЙ ИСТОРИИ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ И ЗАМКАХ МОНТЕККЬО МАДЖОРЕ

Вы знали, что историю о Ромео и Джульетте придумал не Уильям Шекспир? Писатель взял за основу поэму другого автора и переделал ее на свой лад. Так история любви подростков из враждующих семей превратилась в жесткую трагедию о нездоровых отношениях. Психологи говорят, что эта пьеса отнюдь не гимн светлым чувствам, а похороны незрелости.

1. Ромео — далеко не романтичный юноша, а неуравновешенный и опасный человек

Психологи говорят, что если через пару недель после знакомства человек сообщает, что хочет быть вместе до конца своих дней, то это тревожный звоночек. Такое поведение часто присуще нарциссическим личностям, которые хотят контролировать партнера. Ромео признался Джульетте через несколько часов после первой встречи, на следующий день герои поженились.

2. Психологическая травма заставляла Ромео выбирать недоступных женщин

В начале истории юноша изнывал, потому что его отвергла Розалина. Прекрасная девушка, которая: а) была из рода Капулетти, с которым враждовала семья Ромео, б) дала обет безбрачия. Среди всех женщин герой выбрал объективно недоступную и самозабвенно по ней страдал.

С точки зрения психоанализа зависимость Ромео от Розалины могла быть проявлением вытесненной детской травмы. Герой проецировал на девушку свою холодную мать, которая его отвергала, но от которой он зависел.

3. Ромео вообще никого не любил, а с Джульеттой хотел забыть бывшую

Правда, было условие — претендентка на звание новой любви всей жизни должна быть красивой. Парень не скрывал, что в случае с обеими девушками был очарован их внешностью. Он влюблялся даже не в реальных женщин, а в саму концепцию влюбленности.

К слову, оригинальный текст поэмы, которая легла в основу пьесы Шекспира, наполнен двусмысленными намеками и шутками ниже пояса. Ее автор, английский поэт Артур Брук, сделал это специально, чтобы вызвать у читателей чувство отвращения к поведению героев.

4. Джульетта была слишком незрела, чтобы дать отпор харизматичному нарциссу

Девушка производит впечатление эмоционально нестабильной личности, но ее можно понять. Она все время проводила в родительском доме и практически не контактировала с окружающим миром. По пятам за ней ходила кормилица, а родители уже подобрали Джульетте жениха.

Судьба героини предопределена, а ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Вдруг появляется юноша, который осыпает ее комплиментами, зовет замуж и клянется в вечной любви. Остроты ситуации добавляет принадлежность Ромео к роду Монтекки. Их семьи враждуют, но парню плевать — что это, если не любовь?

Если смотреть на вещи объективно, то Ромео — просто психологически травмированный парень, который женился на 13-летней двоюродной сестре своей бывшей. В отличие от Розалины Джульетта ответила ему взаимностью, но у нее просто не было возможности повзрослеть и научиться отличать любовь от болезненного увлечения. Их брак продлился 3 дня.

5. Семья для персонажей пьесы — пустой звук

Вспомните, как вела себя Джульетта после дуэли Ромео и Тибальта. Не стало ее любимого двоюродного брата, а она переживала о своем парне и пробовала оправдать его поступок. Впрочем, если проанализировать ситуацию в ее семье, многое становится понятным.

6. Это история о депрессивных личностях, которые еще и глухи к умным советам

Брат Лоренцо, хотя и струсил в финале, был лучиком света в том царстве тьмы, куда забрели главные герои. Монах явно симпатизировал Ромео, но именно он указывал парню на его склонность к саморазрушению. Шекспир словно сделал Лоренцо голосом рассудка, который Ромео и Джульетта, увы, предпочли не слышать.

Например, после дуэли с Тибальтом Ромео расчувствовался, словно внезапно осознал, что наделал. Это могло быть проявлением его Супер-Эго, которое всегда борется за нравственность и взывает к совести, чтобы подавить аморальное Ид.

8. Сама концепция любви в пьесе неправильная

Главными героями руководили 3 основные эмоции: страх, беспокойство, замешательство. Но где же радость и легкость, свойственные влюбленным? Понятно, что обстановка вокруг Ромео и Джульетты накалялась до предела, но что у них вообще было, кроме проблем?

У Ромео и Джульетты не было даже общих интересов, их объединяло лишь желание сбежать от реальности. Он бежал от своих нарциссических обид, она — от свадьбы с графом Парисом и семьи, где никому не было до нее дела.

Читайте также: