Как африканские женщины относятся к белым туристам

Обновлено: 15.09.2024

Бюджеты большинства влиятельных стран мира, в том числе России, ежегодно включают в себя статьи расходов, целью которых является помощь Африке. Однако, несмотря на денежные вливания, статистика не меняется: проблемы тропической Африки 1 , которая имеет наихудшие в мире показатели уровня экономического и социального развития, благосостояния и здоровья населения, выглядят неразрешимыми, а все усилия по оказанию африканским странам помощи - тщетными. За полгода волонтерской работы в рамках проекта развития африканской деревни мне удалось узнать о жизни, пожалуй, наиболее угнетенного населения Африки – о жизни африканских крестьянок.

На сегодня у большинства африканских этносов преобладают патриархальные принципы организации общества, при том, что следы доминирования женского начала историки и археологи находят во многих памятниках, наскальных рисунках и в устном народном творчестве. Мифология многих африканских этносов до сих пор нередко выводит происхождение того или иного рода, племени, правящей фамилии от женских культурных героев, тесно связанных с животными-тотемами. 2 Так, мне довелось жить и работать в регионе Субре, районе Шантье-Мо Кот-д’Ивуара, среди представителей народа бауле, ключевой историко-легендарной фигурой которых является правительница Абла Поку. Память о ней у современного крестьянина-бауле соседствует с необычайным высокомерием в отношении всех женщин вокруг, достигающим абсурда: например, мужчины и женщины в большинстве семей не едят вместе и практически никогда не разговаривают.

Большую часть времени женщина, живущая в сельской местности Кот-д’Ивуара, вынуждена проводить в повседневных делах – ходить за водой, за дровами, затем колоть дрова, обрабатывать и сушить овощи, готовить и стирать – без газа, без электричества и без малейшего уважения со стороны местных мужчин к этому женскому труду. Женщина ведет хозяйство на отдельном, выделенном ей в пользование, участке, при этом она отвечает за все звенья производственной цепи – от выращивания продовольственных культур до приготовления еды. Основные традиционные обязанности отца – финансирование семейных расходов: мужчины получают доход преимущественно в денежной форме, в основном, занимаясь выращиванием экспортных культур, или работая по найму; таким образом, доход мужчины является основным доходом в семье. В соответствии с традициями, работая на выделенном ей в пользование участке, женщина может реализовывать излишки продукции и распоряжаться по своему усмотрению полученным доходом, а также доходами от побочных занятий – торговли, ремесла и пр. 3 Среди женщин довольно распространена мелкая коммерция – например, почти в каждой деревне есть предприимчивая женщина, которая в определенные дни жарит и продает оладьи; раз в неделю женщины на рынке продают не только излишки овощей с собственного участка, но и, например, трудоемкое в приготовлении блюдо из маниока атчеке, и к нему жареную рыбу. Особенно активные молодые женщины могут заняться чем-то более масштабным: например, ходят по деревням, продавая шлепанцы или крема; или, заручившись поддержкой семьи, могут инвестировать средства в строительство печи и впоследствии выпекать хлеб и булочки.

В большинстве стран тропической Африки на одну женщину приходится в среднем от 6 до 8 детей. 6 На Африку приходится 11% мирового населения, и при этом 50% всех случаев смерти матерей при родах. По данным ВОЗ за 2010 год, вероятность смерти при родах в тропической Африке 1 к 31, по сравнению с 1:4 300 в развитых странах. 7 В силу того, что медицина в Африке является привилегией лишь обеспеченных слоев населения, очень малая часть женщин района Шантье-Мо при родах прибегает даже к вызову фельдшера, не говоря о квалифицированной медицинской помощи в оборудованной клинике.

Большинство исследователей указывают в качестве причины высокой рождаемости в странах Африки патриархальную организацию труда крестьянских семей, где дети являются экономической и социальной необходимостью. В регионе Субре, где крестьяне занимаются выращиванием кофе и какао, эта зависимость с первого взгляда неочевидна: к непосредственной работе на поле детей привлекают редко, как потому, что при выращивании этих культур их участие не может быть достаточно эффективным, так и благодаря активной государственной кампании против детского труда. Однако, в долгосрочном периоде, в силу отсутствия действующей системы социального обеспечения, родство и дети действительно рассматриваются массовым сознанием как основная форма социального обеспечения в старости и при болезни.

В городе, работая в формальном секторе, женщины чаще всего заняты в здравоохранении, на инженерно-технических должностях или других профессиях так называемого женского типа, требующих начального или среднего образования, как, например, младший медицинский персонал и т.д. Социологические исследования показали, что грамотная работающая по найму африканка в среднем хочет иметь не более 2-3 детей.

Стимулирование же малого бизнеса имеет в Африке свои ограничения: при выходе индивидуального предпринимателя на уровень более серьезный, чем работа швеей на дому или выпечка булочек на продажу (уровень, которого женщины могут при активном желании достичь и сами, без микрокредитов, но который все равно не приносит им полной экономической независимости), во всех наиболее прибыльных сферах приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией, в том числе со стороны обосновавшихся в Африке международных корпораций.

Значительная стоимость программ структурной перестройки имела разнообразное воздействие на семью и положение женщин. Вследствие сокращения бюджетных средств на социальную сферу, доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным параметрам был резко сокращен, таким образом, снизилось общее благосостояние всех семей, в особенности беднейших. Отмена субсидий на основные продукты питания привела к резкому повышению на них цен, и они стали недоступны для значительного числа семей. Из-за увеличения стоимости топлива семьи были вынуждены вернуться к таким более дешевым традиционным источникам тепла, как древесина и уголь, требующих от женщин значительно больших временных затрат на приготовление пищи и поиск дров.

Мой муж Франк родом из Ганы, но образование он получал в Петербурге, где мы и встретились. Тогда он был студентом медицинского вуза, а я работала учителем английского языка. Нас познакомили друзья, и сначала он мне не понравился — однажды мне приснился кошмар, будто я выхожу за него замуж и плачу. Но спустя полгода он начал за мной ухаживать, мы стали общаться ближе и уже через два года поженились. Франк изначально не планировал оставаться в России, поэтому я знала, что придется переезжать.

Родители отнеслись к моему выбору очень настороженно: папа отмалчивался, а мама пыталась меня отговорить от брака. Я знаю, что мама Франка тоже переживала, потому что в Гане есть свои предрассудки по поводу белых женщин. Например, считается, что они не уважают традиции, плохо готовят и не кормят детей грудью.

Еще до свадьбы Франк свозил меня в Гану, чтобы я поняла, смогу ли там жить. Когда я впервые оказалась там, было чувство, будто я на другой планете. Меня многое удивляло: еда, дома, манера общения, пропасть между богатыми и бедными людьми. Я увидела мусор, грязь, невоспитанность — ведь там многим постоянно приходится думать только о том, как добыть себе пропитание. Но, с другой стороны, меня приятно удивила приветливость ганцев, их гостеприимность. Нас часто приглашали в гости — для ганцев честь принять у себя дома европейца. В Гане говорят на английском языке, а большая часть населения — христиане. В целом я не увидела ничего такого, что заставило бы меня прекратить отношения с мужчиной, которого я так люблю.

Мы вернулись в Петербург и поженились. На свадьбе моя мама познакомилась с друзьями мужа из Ганы — нарядными, учтивыми, отзывчивыми — и немного успокоилась. Правда, родителей Франка на церемонии не было. В России у нас родился сын Мартин. Как только Франк получил диплом, мы отправились в Гану — ребенку тогда было всего десять месяцев.

Адаптация и широкая ганская душа

Мы живем в Гане уже три года. Почти два года назад у нас появился второй сын — Давид. Его я родила в России, но это произошло случайно: я задолго спланировала поездку на родину и купила билеты, а только после этого узнала, что беременна. В Гане можно спокойно рожать, если найти хорошего врача. Правда, здесь это дорого, а в России все расходы покрывает страховка. У меня российское гражданство и вид на жительство в Гане — его получить легко, если муж местный. Я занимаюсь детьми и хозяйством, веду инстаграм, а муж работает врачом. Сейчас у нас все хорошо.

Но первый год, пока муж искал работу, мы жили очень скромно — мне пришлось привыкать к жизни без стиральной машинки и удобств. Мы поселились в небольшом городе, где не продавалось большинства привычных для меня продуктов. Еще поначалу я испытывала некоторый дискомфорт от особенностей поведения местных — например, они могут прийти в гости в шесть утра, и нужно быть всегда к этому готовой. Но все это мелочи, которые нужно просто принять. Глобально мне было несложно адаптироваться.

Основные проблемы в Гане связаны с безопасностью. В целом здесь все не так плохо, как многие думают: люди дружелюбные, а днем с тобой никогда ничего не случится даже в бедных районах. Но вечером лучше держать ухо востро — могут залезть даже в дом, воровство здесь случается нередко.

Меня часто спрашивают, как я не побоялась переехать в Африку с двумя маленькими детьми. Конечно, здесь распространены разные заболевания, но если ты соблюдаешь элементарные правила профилактики, ты ничем не заболеешь. Мы немного переживали из-за малярии, от которой сложно отгородиться совсем, но она ведь легко лечится: если ее сразу выявить, через три дня болезнь уже полностью проходит.

В Гане есть современные города с интернетом, машинами, кондиционерами, супермаркетами — вопрос в деньгах. Можно себе обеспечить жизнь, которая мало чем отличается от жизни в Европе. Цены здесь сравнимы с питерскими, но импортные продукты — молоко, сыр, яблоки и груши — стоят дороже. Плата за воду, газ и свет выше. Аренда жилья в небольшом городе стоит дешево: мы живем в половине дома и платим за нее 75 долларов в месяц.

Больше всего меня шокирует церемония похорон. Здесь это не оплакивание усопшего, а праздник жизни, шикарное торжество с песнями, плясками и кучей еды

У нас с мужем есть разница в менталитете, но она не мешает — мы же влюблены друг в друга. У Франка большая семья — дяди, тети, братья, сестры, в том числе двоюродные и троюродные. Мне пришлось свыкнуться с тем, что члены семьи могут в любой момент обратиться за помощью или попросить денег, — это архиважно, и иногда нам приходится терпеть неудобства, чтобы помочь родственникам.

Христианство, шаманы и праздник вместо похорон

Больше всего меня шокирует церемония похорон. Здесь это не оплакивание усопшего, а праздник жизни, шикарное торжество с песнями, плясками и кучей еды. Родственники дают объявления в газетах, по телевизору и радио о том, что умер человек, печатают лицо усопшего на футболках. Считается, что если с почестями проводить человека в другой мир, его дух будет помогать семье. Еще некоторые завышают возраст покойников, чтобы покрасоваться перед другими тем, что в их семье хорошая генетика, люди живут долго. Иногда таким образом хотят привлечь богатых женихов. Похороны показывают престиж семьи, поэтому все из кожи вон лезут, чтобы переплюнуть остальных. На торжество может прийти 300–400 человек, то есть даже люди, которые особо не знали умершего. На похоронах заводят знакомства, налаживают деловые связи.

Некоторые ганцы устраивают жертвоприношения куриц, заговаривают кукурузу и вешают на нее красные нитки

Главное культурное мероприятие ганца — это поход в церковь в воскресенье. В церковь идет вся страна — закрываются магазины, банки, а все женщины надевают лучшие платья, делают прически. Если ты не ходишь в воскресенье в церковь и ты не мусульманин, значит, с тобой что-то не так.

Несмотря на то что Гана — христианская страна, люди здесь верят в духов и в магию, ищут всему сверхъестественное объяснение. Здесь много шаманов, поэтому языческие традиции тоже соблюдаются. Некоторые ганцы устраивают жертвоприношения куриц, заговаривают кукурузу и вешают на нее красные нитки. Еще ганцы отмечают все праздники: и христианские, и мусульманские, и национальные — такие как день фермера.

Ганский патриархат и послушные дети

В Гане за невесту платят выкуп. Часто богатство и успешность молодого человека становятся решающими аспектами при выборе мужа. В поиске жениха активно участвует мама и другие родственники, которые моментально превращаются в свах при любом удобном случае. Бедняку не заполучить девушку из хорошей семьи.

В стране господствует патриархат и традиционные ценности, но при этом в правительстве много женщин на важных постах. Часто в обеспеченных семьях нанимают помощниц, так что женщина может даже не заниматься хозяйством. Но она обязана родить ребенка, а лучше трех. Если в семье нет детей, супруги начинают ходить к шаманам, чтобы снять проклятие и забеременеть.

Мои мальчишки очень выделяются на фоне других ребят: они постоянно хулиганят, и им это прощают, потому что они вроде как белые

К детям традиционно относятся строго: их не балуют, им ничего не разрешают трогать, ограничивают их свободу. Здесь очень важно мнение общества, поэтому на людях ребенок всегда должен вести себя хорошо. Распространены физические наказания, в том числе и в школах. Лично мне здешние дети кажутся забитыми существами, которые все время сидят смирно. Мои мальчишки очень выделяются на фоне других ребят: они постоянно хулиганят, и им это прощают, потому что они вроде как белые.

Детей рано отдают в образовательные учреждения, которые тут называются школами. С года они уже в яслях. Мамы выходят на работу после трех месяцев декрета, и до года с детьми сидят бабушки. Образование здесь в приоритете, поэтому семья готова пойти на многие жертвы ради того, чтобы выучить ребенка. Мои дети не ходят в школу, и это тоже вызывает всеобщее непонимание.

Еда, одежда и путешествия

В Гане особенная кухня. Местные едят руками и делают густющие супы, похожие на мясные подливки. К ним подается гарнир, чаще всего это фуфу — блюдо, похожее по консистенции на тесто, которое состоит из вареных маниоки, клубней ямса и бананов. От кашицы отщипывают по кусочку и макают в суп.

Пьют здесь воду, покупные соки, малт — красный солодовый напиток, похожий на квас, но слаще. Также делают пальмовое вино, самогон из пальмового сока, почти безалкогольную брагу, настойки на травах, пиво. Но здесь очень мало пьют, общество на это смотрит с осуждением.

В Гане принято шить одежду на заказ из африканского хлопка с этноузорами — иногда у рода есть собственный узор для одежды. Традиционный наряд — длинная юбка, топ и полотно, которое носят как тюрбан, используют в качестве слинга для ребенка или просто кладут на плечо. Женщины больше любят платья, а шорты здесь не очень принимают, хотя сейчас нравы меняются. Ганские женщины уверены в себе, знают себе цену, ухаживают за внешностью — к ним, как говорится, на хромой козе не подъедешь. Часто они носят накладные волосы, но сейчас в моде ухаживать за своими волосами — правда, это непросто, потому что для жестких африканских волос нужны специальные средства, которые не все могут себе позволить. Краситься здесь не очень принято, но женщины любят накладные ногти со всякими стразами. Мужчины носят широкие рубахи, тоже в основном сшитые на заказ, а еще часто оборачивают полотно вокруг себя по типу римской тоги — так они ходят на традиционные праздники.

Туризм в Гане организован плохо. Это вам не Танзания с Кенией, где есть национальные парки, все благоустроено. У нас есть отдельные достопримечательности, но я не слышала о турах по стране, поэтому чаще всего приходится объезжать все места самостоятельно.

Люди часто думают, что Африка — это одна большая страна, где есть только пустыня и голодающие племена в повязках. Но это не так. Здесь десятки стран с разными режимами, экономическими возможностями и климатическими условиями. В Гане нет повального голода, а в основном территория покрыта зелеными джунглями. Здесь зелено, много цветов, растений, а обезьяны и львы не ходят просто так по улицам. У нас вечное лето, а три раза в год можно собирать урожай.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя:

1.jpg


Женщины Намибии
Я постараюсь обойтись минимумом общих слов – ибо в данной теме слова бессильны! Разве только поэтические. Поэтому и дальше буду цитировать Гумилева:

2.jpg

Раз услышал бедный абиссинец,
Что далеко, на севере, в Каире
Занзибарские девушки пляшут
И любовь продают за деньги.

3.JPG

А ему давно надоели
Жирные женщины Габеша,
Хитрые и злые сомалийки
И грязные поденщицы Каффы.

4.jpg

Двадцать раз обновлялся месяц,
Пока он дошел до Каира,
И вспомнил, что у него нет денег
И пошел назад той же дорогой.

Действительно, кто же такую работу будет задаром выполнять!

5.jpg

В Африке на расстоянии ста метров друг от друга вы можете обнаружить такую женщину:

Служащая библиотеки Мишель, очень милая и добрая девушка, у нее мы жили по Каутчсерфингу. Фото Ани Кирилловой

8.JPG

Милые девушки! Вы еще жалуетесь на тяжкую долю славянской женщины?

9.jpg

Впрочем, все относительно. Еще неизвестно, где девушки веселей:

Фото Ани Кирилловой

10.jpg

Наиболее колоритные женщины Намибии состоят в племени хереро и химб. У хереро незамужные девушки одеваются обычно, по современному, зато замужние матроны пытаются подражать одеяниям викторианских английских леди XIX века. А чтобы не отрываться при этом от национальных корней, пышное платье дополняется традиционным головным убором на голове:

11.JPG

Этот головной убор женщин хереро – простой кусок ткани, завернутый хитрым способом так, чтобы изображать коровьи рога. В южноафриканском регионе традиционно культ мясного животноводства – и количество коров у семьи является главным критерием ее благосостояния с предвечных веков и до наших дней.
Посиделки на автостанции. Нет, никто их этих женщин никуда не едет, просто здесь удобно языками чесать:

12.JPG

Обсуждают жизнь свою хереровую:

13.JPG

Похожи на попугайчиков, сбившихся в кучу:

14.jpg

Как вы уже поняли, леди хереро любят шопинг:

15.JPG

Тетка – понятие интернациональное и межрасовое. Во время моих странствий открылось мне, что тетки с типично совковым взглядом существуют даже во Франции, не говоря уж об Африке!

16.jpg

У второго племени – химба – гламур пошел другим путем. Вместо того чтобы изобретать красивую одежду, дизайнеры этого племени сосредоточили свое внимание на другом: украшения в волосы и на грудь, искусственные помпоны для волос, ремень, тесемки, свисающие отовсюду, и браслеты на ноги. А вот обуви на эти ноги не нужно – да и одежды тоже не надо! Ну, почти.

Обратите внимание – рога у женщин-химб тоже имеются! Только если у хереро они горизонтальные, то у химб – вертикальные. Возможно, когда-то именно разные взгляды на то, какие рога правильные, и привели к разделению на эти два народа (хотя есть версия, что химбы причапали в Намибию аж из Древнего Египта!) Интересно, что мужчины ни того, ни того племени рогов не носят. Нелогично.

17.jpg

Оказывается, можно стоять посредине города раздетой – и выглядеть при этом очень гордо:

Пять возрастов женщины:

21.jpg

Химба, как и херере, как все жители Намибии, любят ходить в супермаркеты. А что, это очень цивилизованная страна! Не видно разве?

В царство свободы дорогу грудью проложим себе!
В царство свободной торговли, видимо.

Говорят, что скоро деньги совсем перестанут иметь материальный вид, а оплата в магазинах и вообще везде будет происходить так – прикладываешь к кассовому аппарату палец, и с твоего счета по отпечатку снимают нужную сумму. Думаю, в данной местности другая технология перспективна – девушка прикладывает к кассовому аппарату сосок, и все что надо сразу считывается!
В общем, западному обществу есть чему поучится у химб. Правда, некоторые девушки ленятся ходить в супермаректы – им холодненькую фанту приносят менее ленивые соплеменницы.

22.jpg

23.jpg

А вот как выглядят украшения химбских женщин вблизи. Полосы справа – это волосы второй химбы, заплетенные в косы, пропитанные глиной.

Фото Ани Кирилловой

24.jpg

Несмотря на изящество своих дизайнерских решений и совершенство своих СПА-технологий, химбы среди других намибийских народов занимают не очень престижное место. Вот, потусовавшись вдосталь у автостанции, идут они домой в свои хижины мимо домов более одевающихся граждан:

25.jpg

Пытаясь оцивилизоваться, некоторые химбы начинают одеваться уж совсем разноцветно:

27.jpg

Иные хереро тоже отходят от традиций Британской Империи, иные же соблюдают их. Боже, храни королеву!

28.jpg


Женщины Ботсваны
В Ботсване, где сегодня не принято ходить с рогами и голой грудью, ввиду этого отхода от традиций предков появилась проблема – как отличить мальчика от девочки?

29.JPG

Вот кто тут кто? Ну которые справа и в платьях – с теми более или менее понятно. Хотя вот если посмотреть на верхнюю часть фото, тоже не сразу поймешь – приходится отслеживать, чьи ноги какой голове принадлежат. Бритая башка, как вы уже поняли, признаком маскулинности является далеко не всегда.
Не думайте, что проблема сложностей в различения пола актуально только для подростков. Вот тут кто есть?

30.jpg

Ну, в розовых штанах справа – девушка. Торговка слева – тоже вроде (хотя уже не 100% уверенности). А вот какого пола создания в центре? Ума не приложу.
Вот так! Начнешь в этой Ботсване подбивать клинья к девушке – а потом на жарком ложе окажется, что… Непростая страна. Но обратите внимание – она не просто догнала Запад, она обогнала новейшие западные традиции!
Но даже в Ботсване не всегда унисекс. Тут например понятно, даже бритоголовость дамы не смутит храбрых определителей пола:

31.jpg

А вот тут совсем-совсем понятно! Тут скорее другое спутаешь – расу. Ну типичнейшие русские тетки, особенно та что справа! Только почерневшие от нелегкой жизни в алмазном царстве.

Фото Ани Кирилловой

32.jpg

А вот это уже – высший африканский пилотаж. Я когда из магазина иду и яйца в руках несу – и то за пять минут до дома половину их перебью! А эта, я уверен, по дороге домой еще 20 раз остановится вот так стоя потрепаться с кумушками – и ни одного не кокнет:

33.JPG

Старость, как и везде, в Ботсване не очень в радость:

34.JPG

Знойные чернокожие женщины прощаются с вами, уходя в туманное (вернее, пыльное) будущее Африки.

Пишет Петр Ловигин: Друг на днях опубликовал заметку о своем пребывании в Гамбии, где с удивлением узнал, что огромное количество пар (пожилая европейка + молодой африканец) на местных пляжах - это не гиды, выгуливающие своих подопечных (хотя и гидами они тоже работают), а незавуалированная проституция. Явление частое для стран Африки, где развит курортный отдых (с востока в этом направлении доминирует Кения).


Женщины 50+ привозят сюда свой целлюлит и бабки, а местные быстро смекнули (что не особо свойственно зачастую для Африки) ЧТО они могли бы предложить взамен.


В итоге черные жиголята клеют очередное "желе" на пляже или в баре, после чего "прописываются" в отеле как "постоянные посетители" и уже там отрабатывают деньги и подарки со стороны женщин. "Сахарные мамочки" - так называют таких женщин.



"-Скольких белых женщин ты сюда уже приводил? - Ни одной!"

Вопрос: кто на таких женщин поведется из местных? уж очень попахивает геронтофилией! Поведутся и еще как! Есть захочешь - не так раскорячишься.
В культовом фильме "Рай. Любовь" Ульриха Зайдля, который наиболее полно раскрывает эту тему, главной героине, которая откровенно разочаровалась в местных ухажерах (вплоть до рукоприкладства), три ее подруги, тоже приехавшие отведать черного перчика, дарят на день рождения молодого парня со словами "Он твой от головы до члена".


В итоге даже вчетвером (удивительно, да?) они не смогли поднять его пенис. Парня выгнали со ловами "Наверное он гей")

кто-то смекается сразу, что всё это вообще не про любовь (просто вдовушки соскучались в Европе по сексу), а кому-то надо пару раз обжечься, чтоб мозги вправились. Героиню того же самого фильма разводили сначала на помощь ребенку сестры Черного Альфонса (который, к слову, был его ребенок), потом на медицинскую помощь отцу, потом брату, попавшему в аварию. И она всё давала, давала. Надо быть вообще слепой, чтоб повестись на это.


А многие просто так спасаются от одиночества. Африканцам же остается только "подыграть", чтоб заиметь удобную постель, обеды и деньги, которые можно отложить на открытие своей "качалки".
В большинстве своем все понимают выгоду в использовании друг друга.

А если удасться пребраться в Европу - то это вообще страйк! Так и живут.

Ну а то, что существует и обратная сторона. Молоденькие африканки для европейских дедушек - про это и говорить-то не стоит. И так всё ясно.


Читайте также: