Как купались в древнем риме

Обновлено: 18.09.2024

Понятие стыда пришло к человечеству благодаря развитию цивилизации и морали. В дохристианские времена люди не были ограничены грузом греховности, поэтому могли быть свободны в воплощении любых желаний, в том числе сексуальных. Известно, что древние и первобытные народы не связывали желание с долгом и предавались удовольствиям направо и налево. Не существовало и моногамного брака в нашем привычном понимании, дети рождались от самых усердных и сильных, а женщины заботились о них сообща. Не удивительно, что с разного рода сексуальными актами были сопряжены первые ритуалы.

Иногда проституцию называют древнейшей профессией, и отчасти так и есть, однако вряд ли участие женщин в случайных и хаотичных связях с малознакомыми мужчинами несло тогда исключительно материальный характер. Самые древние проститутки были скорее жрицами в современном понимании, поскольку отдавались не за деньги, а следуя определённой традиции или обряду. Так происходило до тех пор, пока моногамный брак не вступил в свои права, оттеснив полигамию на задний план.

Религиозная проституция — это своего рода смешение физических и духовных потребностей человека, в этом случае женщина отдаётся мужчине не ради материальной выгоды, а во имя веры в одного или нескольких богов. Существует множество исторических доказательств тому, что религиозная проституция существовала многие тысячелетия как у первобытных племен, так и у высокоразвитых исторических народов.

Ритуальная проституция как явление зародилась на Востоке и уже оттуда была привезена в Грецию и Рим. Изначально подобные культы производились в храмах богинь плодородия — Инанны, или Иштар, в Месопотамии, Мелитты в Вавилоне, Астарты в Финикии, Анаис в Армении, Исиды в Египте.

Вавилон

Геродот писал о религиозной традиции древних вавилонян: каждая женщина была обязана один раз в жизни явиться в храм богини плодородия Мелитты и отдаться первому же чужестранцу, который её выберет, бросив ей в подол горсть монет. Это касалось вавилонянок всех сословий — от рабынь до цариц. Красавицы не проводили в храме и нескольких дней, их выбирали сразу и отпускали домой. Некрасивым женщинам иногда приходилось жить при храме годами, ожидая своей участи. Не исполнив своего долга, женщина не имела права уйти домой.

С точки зрения генетики этот ритуал выполнял опредёленную функцию: он позволял разбавлять тесный круг горожан, ведь женщины часто рожали детей от чужестранцев, которым вавилоняне приписывали магическую силу.

Финикия

В Финикии тоже существовали подобные храмы богини плодородия Астарты, при которых постоянно жили блудницы, обслуживающие жрецов и чужеземцев. Раз в год, в праздник Астарты, священных блудниц становилось в несколько раз больше. Финикийские женщины усаживались вдоль дорог прямо на землю, в тростниковых венках на головах. Они могли быть выбранными любым прохожим и согласно шли исполнять свой долг во имя богини, чтобы потом вернуться домой уже без венка.

У финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им
на растление своих юных незамужних дочерей

Кроме этого, у финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им на растление своих юных незамужних дочерей. Кроме того, проституцией в Финикии занимались многие незамужние девушки, чтобы таким образом накопить на приданое и удачно выйти замуж. На въезде в торговый город Карфаген девушки разбивали палаточные городки, чтобы принимать купцов из разных стран. Накопив достаточно денег, они часто жертвовали большие суммы на строительство храмов и памятников, о чём свидетельствуют надписи на стенах. Судя по всему, куртизанки часто жертвовали большие суммы, чем богатые ремесленники и купцы, как будто благодаря богов и богинь за возможность с помощью своего ремесла удачно выйти замуж.

Египет

В Египте поклонялись богу солнца Осирису как мужскому началу и богине земли и плодородия Исиде — как женскому. Во время религиозных праздников жрицы и жрецы совершали действия, напоминающие половой акт с веялками, символами земли, и магическими ключами от всех дверей, тау, имевшими форму мужского полового органа. Жрицы, участвовавшие в шествиях, носили на груди золотые урны с фаллосами, которые являлись священными изображениями верховного божества и, по совместительству орудиями наслаждений. Во имя Исиды мужчины и женщины сплавлялись на лодках по Тигру, играя на музыкальных инструментах и распевая песни, после чего женщины поднимали платья и оголяли грудь, приглашая мужчин к совокуплению. В храмах Исиды собирались одновременно сотни тысяч паломников, которые предавались там самому грубому разврату.

И во время праздников и в обычное время при храмах Исиды жили блудницы, которые удовлетворяли жрецов и чужестранцев. Все заработанные живущими при храмах проститутками деньги шли в руки жрецов, которые распоряжались ими на своё усмотрение.

У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей,
чтобы отдать их в жертву Осирису.

Особо процветала ритуальная проституция во время обрядов посвящения, которым предшествовало длительное воздержание. Геродот и Эпифан пишут, что эти обряды, происходившие в подземельях, уносили участвовавших в них во времена неостановимых оргий глубокой древности, со всеми сопутствующими грубыми извращениями и смешением полов.

У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей, чтобы отдать их в жертву Осирису. Функцию бога выполняли жрецы, его прямые посредники. Интересно, что в жертву могли быть принесены только красивые девушки. После совершения обряда они благополучно выходили замуж.

Существует гипотеза, что подобные ритуалы, которые часто имели массовый характер (по некоторым данным, на праздники Исиды собиралось около 700 тысяч паломников), сильно развратили нравы египтян. В сочетании с горячей восточной кровью такая раскрепощённость приносила свои поды. Это, в частности, привело к расцвету светской проституции и чрезвычайной свободе нравов. Известно, например, что сам Хеопс, разорившись на строительстве пирамид, заставил заниматься проституцией собственную дочь. Преданная отцу, она просила каждого приходящего к ней мужчину кроме денег дарить ей камень для гробницы отца. Из этих камней, по преданию, была построена одна из четырёх пирамид.

Израиль

В эти постройки попадали израильские юницы, чтобы посвятить себя религиозной проституции. Они шли на это сознательно, по доброй воле, а не из-за нищеты или порока. Очень часто девушки, живущие при храмах, были из очень знатных семей. В храм они приходили, потому что чувствовали неспособность служить одному мужчине, поэтому обрекали себя на супружество с целым народом.

Совокупление с блудницами ритуально обставлялось,
освящалось двумя священниками (подобно как
современные браки совершаются в присутствии двух
свидетелей), а потому не считалось пороком.

Таким образом, борьба законодателей и религиозных проповедников с распущенностью нравов могла нести как отрицательный, так и положительный характер, с одинаковым успехом ломая и спасая жизни женщин, которые попадали в это ремесло из принуждения или же по собственному желанию, conjunx totius populi sacra populi sacra.

Армения

Продолжительность служения при храме определяли родные будущих блудниц. Когда же женщины покидали пределы храма, они должны были оставить все вырученные сбережения в пользу храма. После этого они с успехом выходили замуж, причём более завидными невестами считались те, у которых было больше всего клиентов. Женихи справлялись у жрецов о поведении будущих жен, успех невесты считался залогом счастливой супружеской жизни.

Древняя Греция

В Греции, как известно, существовал культ Афродиты, богини любви и плодородия. Афродита являлась одним из ликов единой для всех народов богини, следы которой тянутся из дремучей древности. Из культа Афродиты родился культ любви, а из него, в свою очередь, родилась ритуальная проституция. В Афинах процветали публичные дома — диктериады, их учредители стремительно богатели и в знак благодарности богине на вырученные деньги строили храмы в её честь.

В четвёртый день каждого месяца во время праздника Афродиты у подножия храмов и у статуй богини собирались многочисленные гетеры и работали, отдавая все деньги, полученные от мужчин, в пользу храмов. Это было возможно среди бела дня, потому что храмы Афродиты окружали глухие заросли, посаженные специально, чтобы на гетер и их клиентов опускалась тень и скрывала их ласки от посторонних глаз. При каждом храме в Афинах, Фивах, Аркадии и других греческих городах жило множество гетер, согласно воспоминаниям Страбона, при храме Афродиты в Коринфе их проживало около тысячи.

Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите
50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах
и обслуживали чужестранцев.

Окружённая греховным садом и выточенная из мрамора Афродита собирала вокруг себя общество извращённых и праздных мужчин и женщин. Из-за густых зарослей, окружающих её храмы, она носила имя Milanis или Scotia, то есть богини чёрной любовной ночи и мрака. У нее существовало множество других интересных имен, наделённых двусмысленными метафорами: Porne (чувственная гетера), Mucheia (богиня тайных мест), Castnia (богиня бесстыдных совокуплений), Kallypigos (богиня с красивыми ягодицами). Были даже деревянные скульптуры Афродиты с мраморными руками и ногами, которые двигались с помощью механических пружин, и богиня совершала двусмысленные движения. Из-за таких статуй ей дали имя Mechanitis, или механическая богиня.

Древние греки также не обходились без жертв богине. Ей посвящали юных девушек перед важными событиями, чтобы задобрить её и надеяться на хороший исход дела. Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите 50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах и обслуживали чужестранцев. Известны строки оды на победу Ксенофонта в Олимпийских играх. Они принадлежат поэту Пиндору:

Древний Рим

В Риме точно такую же функцию выполняли храмы Венеры. Вокруг них каждый вечер собирались куртизанки, чтобы привлекать мужчин. Часть вырученных денег они посвящали богине-покровительнице. Куртизанки принимали участие во всех религиозных празднествах. Интересно, что в Риме в праздничных оргиях участвовали и почтенные замужние дамы. Они отличались от проституток только тем, что закрывали голову мантией. Оргии с участием гетер происходили у подножий статуй, которым украшали золотыми венками не только головы, но и половые органы.

В Древнем Риме существовал бог Мутунус, которого изображали, в отличие от остальных богов, например Приапа, восседающим на троне. Перед тем как выйти замуж, девушка должна была сесть на колени к каменному изваянию Мутунуса, метафорически принося ему в жертву свою девственность. Однако в некоторых случаях статуя бога изображалась с эрегированным половым членом, и девушки, садясь к нему на колени, совершали с ним половой акт, лишаясь девственности по-настоящему. К этому же действию прибегали замужние женщины, чтобы Мутунус помог им забеременеть.

Стыд и ожидание расплаты за грехи нахлынули волной на древний мир, свободный от предрассудков. Вместе с цивилизацией, религией и культурой пришло другое, отличное от первобытного осознание человеческих желаний. Однако сами желания никуда не исчезли, поэтому проституция существует и поныне, принимая совершенно другое обличье. Из этой профессии исчез элемент святости, который несомненно присутствовал в сердцах древних блудниц, отдававших тело и душу во имя богов и богинь, в которых они горячо верили и ждали от них спасения и награды за святые и сладостные труды свои.

Тяжкая жизнь крепостных крестьян на Руси — курорт по сравнению с участью рабов в Древнем Риме. Да, есть и в нашей истории тираны. Взять, к примеру, Салтычиху или вспомнить общепринятую практику пороть холопов на заднем дворе и сажать на цепь в колодках. Однако от изощренности наказаний рабов в величайшем государстве античности у нормального человека волосы на голове встают дыбом.

Как в Древнем Риме становились рабами?

green tea

Рабы и хозяин

Вам будет интересно: Выя — это устаревшее обозначение шеи

Каждый, кто знаком с историей Вечного города, знает, что римские граждане составляли ничтожно малую часть от общего количества населения. Основная массовая доля приходилась на рабов. Согласно законам кредитор мог обратить в долговое рабство своего заемщика. Рабыней становилась свободная женщина, уличенная в связи с невольником. И, наконец, осужденные преступники передавались в руки палачей, только обретая статус раба.

Основным же источником рабской силы были захватнические войны и морской разбой. Пленные иностранцы, независимо от социального положения, становились рабами, которых жители Древнего Рима считали низшей расой, называли варварами и с удовольствием покупали у работорговцев. При таком отношении наказание раба оказывалось крайне бесчеловечным и часто было синонимом истязаний и казни. Например, один господин приказал сжечь банщика заживо в печи за то, что тот мыл его слишком теплой водой.

Даже у простого ремесленника было хотя бы 2-3 раба, а у сенаторов и военачальников — до нескольких тысяч. По подсчетам ученых, рабы выполняли в доме хозяев не менее 150 функций и безжалостно наказывались за каждую провинность. Рабы, принадлежащие государству, были заняты на общественных работах, например, чистили клоаки, строили водопроводы или прислуживали в магистратах. Но несмотря на род деятельности, в большинстве своем отношение к невольникам было везде одинаковым, а наказания рабов на фото старинных гравюр выглядят цинично и бесчеловечно.

Раб — это одушевленное имущество, владеющее речью

Вам будет интересно: Проекция силы на ось и на плоскость. Физика

Истязание раба

В Древнем Риме царил произвол господ и надсмотрщиков, а что самое ужасное — не было кодекса, который определял бы конкретные преступные деяния и предусмотренные для них наказания рабов. Справедливости ради, примитивность судебной системы сказывалась на всех людях, совершавших преступления, однако жуткого самоуправства и беззакония, которому подвергались рабы, свободные граждане на своей шкуре не испытывали.

Преступления и наказания

Рабы и надсмотрщик

Сколько обязанностей — столько и провинностей, поэтому наказывали рабов буквально за все, нередко используя превентивные меры. Например, в пекарнях на шею невольникам надевали жернова, чтобы голодные рабочие не ели муку или тесто.

На тяжелых работах истощенных рабов подгоняли палками и плетями и жестоко избивали, если те не справлялись со своими обязанностями. Даже покалеченных людей вынуждали продолжать работу, пока они не падали замертво. Наказанием рабу могла стать казнь за случайно разбитую кухонную утварь, съеденную без разрешения еду, или если он перебежал дорогу кортежу храмовых жриц.

Страшным преступлением считалось убийство рабом своего господина. Тогда наказывали не только виновного, но убивали всех невольников, принадлежащих этому хозяину.

Еще человека могли убить забавы ради, потому что он раб, значит, личное имущество. В подземельях знатных вельмож томились несчастные, якобы уличенные хозяином в страшных грехах, что требовало наказания — смертного приговора. В разгар пиршества на потеху гостям раба приводили и показательно отрубали ему голову, и это было меньшим из зол, которые приходилось испытывать невольникам Древнего Рима.

Домашняя тирания

Господа не стесняясь раздавали затрещины часто ни в чем не повинным рабам, а хозяйки в плохом настроении кололи своих полуголых прислужниц длинными иголками. Для порки использовались специальные приспособления: кнуты с узелками и кожаные плетки. Особо провинившихся заковывали в ножные, ручные или шейные кандалы, выжигали на лбу клеймо позора, а могли посадить на цепь вместо сторожевого пса.

Наказание раба хозяином в гневе могло выплеснуться в настоящее членовредительство. Господин мог совершенно безнаказанно переломать невольнику кости или обмазать его голову смолой и содрать скальп. Взбреди хозяину в голову заполучить еще одного евнуха, как молодой раб был тут же оскоплен. Если господину казалось, что невольник слишком говорлив, несчастному вырывали язык. А бывало, что раб становился ненужным, или хозяин видел в нем возможность заработать.

Отлучение от дома

Гладиатор и лев

В эпоху расцвета работорговли одним из методов наказания рабов в Древнем Риме была продажа неугодных. Устав мучиться с непокорным невольником, молодого человека могли выгодно продать в гладиаторскую школу. Там раба ждала еще худшая участь, чем в хозяйском доме. Многие молодые люди становились участниками смертельных схваток с себе подобными и шоу с дикими животными.

Красивых юношей и девушек продавали в публичные дома, где их использовали так, что подумать страшно. Некоторых отправляли за границу или ссылали на рудники и в каменоломни, где невольники продолжали приносить хозяевам доход тяжким трудом.

Если рабу не посчастливилось стать свидетелем преступления хозяина, невольника отправляли в казематы для дачи показаний. Там в рамках судебной системы его предписывалось истязать на специальных станках и изуверских машинах, т. к. считалось, что только под пытками раб способен сказать правду.

Обреченные на смерть

Цепи и кандалы

Практически каждый человек, став рабом или рожденный в неволе, понимал, что его ждет неминуемая и преждевременная смерть. Народ Рима требовал хлеба и зрелищ, а одним из самых популярных развлечений этой жестокой эпохи были публичные казни.

Найти приговоренных не составляло труда. Что касается показательных наказаний для рабов, список получается внушительным и пугающим:

  • избиения до смерти палками, камнями и плетьми;
  • перемалывание мельничными жерновами;
  • обезглавливание;
  • перепиливание пополам;
  • отрезание носа, ушей, губ и конечностей;
  • растерзание толпой, зверями и хищными рыбами;
  • сожжение на кострах и в печах;
  • погребение заживо;
  • подвешивание на крюке и распятие на кресте;
  • утопление в кожаном мешке;
  • сбрасывание с Тарпейской скалы.

Чем мучительнее экзекуция и чем дольше страдал человек, тем больший восторг испытывала толпа.

Зверствовали в отношении рабов не только господа, но и потомки вольноотпущенных. Например, Ведий Поллион за малейшую провинность без суда и следствия бросал невольников в садок с муренами.

Но такое положение рабов не могло продолжаться вечно.

Изменения к лучшему

Восстание Спартака

Тяжкое существование и жестокие наказания рабов неминуемо приводили к мятежам. Серьезной угрозой Риму стало восстание Спартака, однако после кровопролитных сражений бунт был подавлен — 6 тыс. пленных рабов были распяты на Аппиевой дороге.

Наученные горьким опытом власти начали принимать меры в защиту прав рабов. Приказом императора Адриана тому, кто замучил невольника до смерти или продал в публичный дом, грозило уголовное наказание. Его сын, Антонин Пий, наложил запрет на торговлю детьми и отменил обращение в рабство должников. А император Константин Великий издал указ, согласно которому преднамеренное убийство раба приравнивалось к убийству свободного гражданина.

Каким рабам жилось хорошо?

Римская семья

Судя по чудовищным методам наказаний рабов Рима, создается впечатление, что свободные граждане империи — скопище садистов и маньяков. Однако наиболее бесчеловечные расправы не носили массовый характер и в большинстве своем относились к временам правления жестоких тиранов: императоров Калигулы и Нерона.

Но там, где царствует порок, всегда есть место добродетели. Были в Древнем Риме образованные и порядочные рабовладельцы, способные увидеть в невольнике не вещь, а человека. Такие хозяева своих рабов не наказывали, а воспитывали, обучали и давали им вольную. Яркий тому пример — Марк Туллий Цицерон и его раб Тирон, который был секретарем, биографом и другом знаменитого римского политика и философа.

В рабовладельческом Риме человека знатного происхождения можно было приговорить к смертной казни за четыре преступления: убийство, поджог, магию и покушение на величие римского народа. Во времена республики высшую меру назначали за противодействие органам власти. Когда республику сменила монархия, то смертельно опасными обвинениями стали заговор против императора, отрицание его религиозного культа и угроза жизни имперского чиновника. Рабов же казнили за 30 преступлений, перечислять которые мы здесь не будем.


Сословное правосудие

За более чем тысячелетнюю историю Древнего Рима (753 год до нашей эры – 476 год нашей эры) было изобретено множество казней. Историки выделяют обычные и особо жестокие (выражаясь юридическим языком, квалифицированные). Казнь выбирали с учетом тяжести содеянного и статуса преступника.

К обычным казням относились обезглавливание, закалывание мечом или кинжалом, перерезание горла, удушение петлей, утопление, отравление ядом, сбрасывание с Тарпейской скалы, что находилась с западной стороны Капитолийского холма. По одной из версий, название происходит от имени первого казненного здесь римлянина Луция Тарпея. Его столкнули со скалы за непокорность первому римскому царю Ромулу.

Для казни знатных граждан применялись удушение в тюрьме при нескольких свидетелях, самоубийство под надзором или обезглавливание. Последнее совершалось публично и происходило на центральной площади или перед городскими воротами. Зрителей на действо собирали сигналами труб. Глашатай объявлял толпе, за какие преступления человек осужден. Палачи укладывали его на землю, закрепляя шею деревянными клиньями, или привязывали к столбу. Покрытую тканью голову отсекали топором или мечом. В Риме местами казни были Эсквилинский холм, Форум и Марсово поле. Головы казненных выставлялись на всеобщее обозрение.

В 43 году до нашей эры политические противники объявили врагом народа римского политика, философа и знаменитого оратора Цицерона. Он был внесен в проскрипционный список (список лиц, объявленных вне закона. – Прим. ред.), и его имел право убить любой человек. Цицерон пытался бежать в Грецию, но палачи настигли его и убили прямо в паланкине. После этого великому оратору отсекли руки, в которых он держал изобличительные речи – филиппики, когда выступал в сенате, – и голову, выставив их затем на ораторской трибуне Форума.

Читать: Шведский король пытается взять реванш за Северную войну, но Екатерина II ставит фантазёра на место.

В римской армии применялось массовое обезглавливание – децимация, когда казнили каждого десятого по жребию солдата из подразделения, проявившего
малодушие в бою.

Без суда и закона

В Древнем Риме существовали законы, но не было судов. При республиканском строе судебные функции выполняли государственные органы власти, хотя на закате республики в I веке до нашей эры при сенате появились большие, до 450 человек, постоянные комиссии. Они, как cуды присяжных, рассматривали уголовные преступления против государства и граждан. В них входили только римляне высших сословий – сенаторы и всадники. Приговоры исполнялись немедленно, хотя смертную казнь иногда откладывали на 10 дней. Так комиссия давала осужденному возможность покончить жизнь самоубийством, чтобы уйти из жизни с меньшим позором.

Комиссии не переросли в систему исключительно судебных органов. Постепенно они теряли свое значение. При монархии вся судебная власть перешла к императору. В провинциях она принадлежала наместникам и высшим чиновникам.

Рабов обычно предавали мучительной смерти. К ним, в отличие от свободных граждан, обычно применяли дополненные жестокой фантазией хозяина квалифицированные казни, чаще всего распятие на кресте. В арсенале рабовладельцев были также сожжение в печи или просто в просмоленной одежде, виселица, подвешивание на крюке, растерзание зверями, утопление в колодце, закапывание живьем в землю, забивание до смерти плетьми и палками, казнь в мешке с ядовитыми змеями… Всего не перечислить.

Только во II веке император Адриан запретил самовольное убийство рабов. Казней стало меньше, но не столько из-за запретов, сколько по экономическим причинам. Эпоха успешных завоевательных войн завершалась. Легионы захватывали все меньше пленных. Они дорожали, и рачительные хозяева старались беречь говорящее имущество.

Смерть на арене

В 264 году до нашей эры в Риме состоялся первый гладиаторский бой. В нем насмерть сошлись три пары. После премьеры римляне полюбили кровавые развлечения и предавались им в течение семи веков. В разных городах для таких зрелищ были построены 250 амфитеатров. В I веке в огромном Риме с миллионным населением императоры Веспасиан и Тит за 10 лет возвели грандиозный Колизей на 55 тысяч зрителей.

В моду надолго вошли схватки с хищниками. Смертники сражались со львами, тиграми, леопардами, медведями, пантерами. Однажды зрители увидели на арене даже белых медведей. Гладиаторы-бестиарии выходили на поединок без доспехов, только с копьем. Иногда зрителям предлагали схватку нескольких человек со звериной стаей. Было в зрелищном репертуаре и растерзание хищниками приговоренных к смерти безоружных людей.

Морской бой

Две флотилии вступили в бой у берега, где холмы стали для зрителей естественными трибунами. Возможно, места на них заняли почти полмиллиона человек, хотя цифрам двухтысячелетней давности трудно доверять.

Сражение началось в 10 утра и продолжалось до четырех дня. Римский историк Тацит писал, что боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов. Погибли больше трех тысяч человек. Иначе говоря – их казнили необычным способом.

Клавдий остался в римской истории как император, который лучше всех развлекал подданных зрелищами.



Еда в Риме никогда не отличалась изысканностью
и утонченностью. Темная, древняя, тяжелая, страстная,
c насыщенными пряными ароматами, она похожа на сам город, породивший ее.

Римская кухня — отражение истории великого города. Здесь
и наследие античности, и печать запретов католической церкви, и влияние еврейских кулинарных традиций, и горькие истории о нелегкой жизни бедняков с окраин…

Как развивались местные гастрономические традиции?
Что отличает кухню Рима и Лацио от других регионов Италии?

С одной стороны, современная кухня Вечного города сильно отличается от древних гастрономических традиций, с другой, основы знаменитой на весь мир средиземноморской диеты восходят ко временам императорского и республиканского Рима.

Жизнь в Древнем Риме во многом определялась тем, какое положение в обществе занимал человек. Так, быт и распорядок дня бедняков и аристократов сильно отличались. Само собой, сословные различия проявлялись и за столом.

Еда рядового небогатого римлянина, крестьянина или ремесленника, была простой и питательной: она должна заряжать энергией для долгого трудового дня. Основой всего было зерно, из него изготовляли похлебки и каши. Примечательно, что голодом в античном Риме считали нехватку или неурожай именно зерновых, с чем были связаны народные волнения и восстания.

Главной древнеримской кашей был пульс (аналог поленты). Такую кашу ели в каждом доме, добавляя к ней морковь, репу, тыкву, бобы и сыр. Для бедных пульс был самостоятельным блюдом, для богатых — гарниром к мясу.

Все, что касалось хлеба и его качества строго соответствовало положению человека. Традиционно белый хлеб из муки высшего сорта, panis candidus, был доступен лишь избранным, более распространен был panis secundarius из муки более низкого качества. Народу доставался panis plebeius или cibarius — черный хлеб из муки грубого помола с добавлением отрубей. Panis militaris предназначался солдатам, nauticus (галеты) — морякам. К самому низкому сорту относился черствый, похожий на сухари, panis castrensis или panis buccellatum, пригодный для долгого хранения, что учитывало нужды легионеров.

eda v drevnem rime

Неизвестный автор — Натюрморт, фреска, 50−79 гг. до н.э., Археологический музей Неаполя (изображение)

Также в рацион римлян входили местные фрукты: виноград, инжир, яблоки, груши, сливы и гранаты. Их ели в свежем или засушенном виде, поливали медом и виноградным соусом, в богатых домах использовали в приготовлении вторых блюд.

eda v drevnem rime

Дешевыми и доступными даже для бедняков были сыры из овечьего и козьего молока. Широко были распространены яйца, куриные и гусиные — для бедных, экзотические павлиньи и страусиные — для богатых. Их ели сырыми и вареными, делали яичницы и омлеты, использовали в приготовлении.

Также для аристократов разводили зайцев и кроликов, привозили дичь
и деликатесы из дальних стран. Особенно разнообразным было птицеводство: наряду с курами, утками и гусями на столы богачей попадали фазаны, рябчики, куропатки и даже павлины, фламинго и попугаи.
Особым деликатесом считалась печень перекормленного гуся. Экстравагантный чревоугодник, богач и кулинар-любитель Марк Гавий Апиций рекомендовал откармливать гусей сушеным инжиром и мулсумом (напитком из вина и меда).

eda v drevnem rime

Рыба считалась пищей аристократов, многие даже увлекались разведением морских и пресноводных рыб, устраивая бассейны на территории своих загородных вилл. Там же разводили улиток и устриц.

И если морепродукты могли себе позволить только богачи, то всем без исключения был доступен гарум. Этот знаменитый древнеримский соус готовили из рыбьих потрохов, вымачивали их в оливковом масле и вине с солью и травами и выдерживали в глиняных сосудах на солнце в течение нескольких месяцев. Из-за сильного запаха его производство было запрещено в городах. Гарум изготовляли в провинциях, рассылая по всей территории Римской империи миниатюрные соусники. Пряный, он заменял запредельно дорогую соль.

eda v drevnem rime

Жажду в Древнем Риме утоляли водой и вином.
Молоко же, особенно коровье, не считалось полезным. Овечье, козье и ослиное, его использовали в кулинарии, добавляли в каши и омлеты, давали детям и больным.
Системы водоснабжения обеспечивали доступ к чистой воде круглый год всем горожанам без исключения.
Не было недостатка и в вине. Вино пили только разбавленным, иногда в него добавляли мед, пряные травы, лепестки фиалок и роз. В чистом виде вино использовалось только для приготовления сладостей и соусов.

Особый интерес представляет культура принятия пищи
в Древнем Риме. Те, кто мог себе позволить, ели три раза в день:

Примечательно, что традиция лаконичного завтрака на бегу сохранилась в Риме и в наши дни. В античные времена завтраком считали пресную лепешку или плошку каши, несколько высушенных фиг, мед и разбавленное вино. Впрочем, иногда небогатые римляне с утра могли доесть и остатки ужина.

Обед также был достаточно быстрым и не требовал накрытия стола. В разгар рабочего дня ели пульс с бобовыми, парой анчоусов и оливок, кусок сыра с вином.
В течение дня римляне перекусывали на бегу (merenda) и утоляли жажду освежающим напитком на базе ароматических трав, меда, воды и вина.

Ужин был главным приемом пищи. Бедные ужинали скромно в кругу семьи, отдыхая от долгого дня. Аристократы принимались за ужин уже в 4−5 часов дня, после посещения форума и терм. В среднем ужины длились шесть-семь часов, за это время слуги подавали не меньше шести перемен.

Для ужинов в богатых домах устраивались особые залы, где устанавливали триклинии, диваны, на которых полулежа проводили время за трапезой
и дружеской беседой хозяева дома, их гости и родственники. Ужин сопровождали развлечения, среди которых были театральные сценки, музыка, танцы, выступления акробатов и пантомима. Интересно, что обслуживание, место за столом и блюда определялись в соответствии с положением, которое
в обществе занимал участник застолья.

Подобный ужин, если хозяином был император, мог длиться сутками напролет
и насчитывать сотни гостей. Такие пиры отличались запредельной роскошью
и невиданными блюдами. Так гостям могли подать слоновьи хоботы, целого кабана, паштеты из соловьиных и павлиньих языков, петушиные гребни, мозги страуса. и все это сопровождалось распущенными и жестокими развлечениями.

Ужин продолжал simposium, вечеринка для мужчин с беседами, гетерами, музыкой, танцами и разбавленным вином. К слову сказать, древнеримским лекарям были известны последствия чрезмерного употребления алкоголя. Тревожными знаками в обществе считалось пристрастие к неразбавленному вину и питью на пустой желудок.

eda v drevnem rime

Лоуренс Альма-Тадема - Розы Гелиогабала, 1888, коллекция Хуана Антонио Переса Симона, Мехико (изображение)

Именно римской католической церкви, папским законам и господствующим правилам на протяжении веков подчинялись горожане и паломники.
Церковный календарь предписывал соблюдать посты, вводил ограничения и фактически регламентировал повседневную жизнь.

Больше половины дней в году были постными, да и в остальное время не следовало предаваться чревоугодию, которое считалось одним из смертных грехов. Это обстоятельство определило многое, в том числе известный, изворотливый и хитрый, характер простых римлян. Они весьма находчиво обходили церковные запреты, кроме того, изобрели яркую и разнообразную кухню, в основе которой вегетарианские блюда на основе пасты и наваристые похлебки из бобовых и овощей.

eda v rime istoriya

Что до пап и кардиналов, то те и вовсе не утруждали себя ничем подобным. В тени собора Святого Петра, чревоугодие было достойно легенд и самых страстных молитв о спасении души. Сколько смертей понтификов и кардиналов и от банального обжорства, и от самого изысканного гурманства хранят стены Ватикана! Известны случаи, когда конклавы длились годами, а кардиналы привольно жили, ели и пили, забывая об обязанности избрать нового папу, до тех пор, пока народные волнения и строгие сокращения рациона не приходили на помощь. Кардинальские столы пустели, холеные лица худели, и католики обретали очередного Папу.

Сегодня церковные законы не имеют былой власти, тем не менее, они навсегда отпечатались в ДНК каждого римлянина. Так правило, предписывающее по четвергам есть ньокки, по пятницам — рыбу, а по субботам — триппу, превратились в нерушимые семейные традиции, которые почитаются не менее свято.

Триппа алла романа или рубец по-римски — это коровий желудок, приготовленный в густом томатном соусе и сдобренный остро-соленым овечьим сыром пекорино.

eda v rime istoriya

Еврейская община существует в Риме со II века до н.э.
И сегодня без еврейских рецептов уже невозможно представить себе традиционную кухню Вечного города.

Изначально евреи свободно жили в районе Трастевере и на Авентине на равных правах с остальными жителями.
В XVI веке Папа Павел IV ограничил свободу евреев, лишил их движимого и недвижимого имущества, привилегий и прав заниматься определенными профессиями, принудил к посещению христианских богослужений.
Отныне евреям предписывалось жить, точнее тесниться на крошечной территории от набережной Тибра до городского рыбного рынка. Место было огорожено, и ворота на ночь запирались на замок.
Лишь спустя почти 300 лет гетто было упразднено, и евреи вновь обрели свободу передвижения.

В наши дни центр еврейской общины Рима по-прежнему располагается в квартале у портика Октавии. А улица via del Portico d'Ottavia известна всем гурманам, ведь здесь сосредоточены главные рестораны римско-еврейской кухни.

Римско-еврейская кухня появилась на свет благодаря ограничениям и запретам. Так евреям пришлось приспосабливаться к новым жизненным реалиям. Основой стали традиционные местные блюда, измененные согласно религиозным требованиям и непростым условиям. Удивительно то, что рецепты еврейской кухни идеально сочетались с запросами постящихся римлян-католиков и паломников, которых в Риме всегда было множество.

Пряжение в масле или фритюр, — излюбленный способ обработки овощей в римско-еврейской традиции. В условиях недостатка личного пространства и при отсутствии полноценных кухонь все, что было нужно для фритюра — глубокая сковорода, открытый огонь и оливковое масло, которое не стоило больших денег. Так появились знаменитые артишоки по-еврейски (они известны с XVI века), и фритто мисто из молодых сезонных овощей.

Артишоки во всех видах: как гарнир, как самостоятельное блюдо, с пастой, с рыбой вы можете попробовать в традиционных ресторанах. Рыба и мясо также широко используются в римско-еврейской кухне (кроме тех, что запрещены кашрутом). Самые яркие рецепты — это филе трески во фритюре (filetto di baccala') и ягненок с травами.

Есть у римских евреев и свой десерт, известный далеко за пределами Вечного города. Кростату (пирог) с вишней и рикоттой можно встретить почти в любой римской пекарне, но только кростата из семейной пекарни Boccione (via del Portico d'Ottavia, 2) — настоящая достопримечательность и один из символов старого Рима.

Очищенные артишоки погружают в кипящее оливковое масло, в результате чего они раскрываются как сказочные цветы. После чего их высушивают на бумаге, сбрызнув водой, лепестки при этом становятся хрустящими и приобретают невероятный вкус.

Попробовать баккалу приходите в Dar Filettaro - закусочную для настоящих римлян! Адрес: largo dei Librari, 88

Читайте также: