Как называется транспорт на котором путешествует чичиков

Обновлено: 18.09.2024

"Наконец он пронюхал его (своего начальника - прим. автора) домашнюю, семейственную жизнь, узнал, что у него была зрелая дочь, с лицом, тоже похожим на то, как будто бы на нем происходила по ночам молотьба гороху. С этой-то стороны придумал он навести приступ. Узнал, в какую церковь приходила она по воскресным дням, становился всякий раз насупротив ее, чисто одетый, накрахмаливши сильно манишку, - и дело возымело успех: пошатнулся суровый повытчик (встарину - должностное лицо, ведавшее делопроизводством в суде - прим. автора) и зазвал его на чай! И в канцелярии не успели оглянуться, как устроилось дело так, что Чичиков переехал к нему в дом, сделался нужным и необходимым человеком, закупал и муку и сахар, с дочерью обращался, как с невестой, повытчика звал папенькой и целовал его в руку; все положили в палате, что в конце февраля перед Великим Постом будет свадьба. Суровый повытчик стал даже хлопотать за него у начальства, и чрез несколько времени Чичиков сам сел повытчиком на одно открывшееся вакантное место. В этом, казалось, и заключалась главная цель связей его с старым повытчиком, потому что тут же сундук свой он отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире. Повытчика перестал звать папенькой и не целовал больше его руки, а о свадьбе так дело и замялось, как будто вовсе ничего не происходило. Однако же, встречаясь с ним, он всякий раз ласково жал ему руку и приглашал его на чай, так что старый повытчик, несмотря на вечную неподвижность и черствое равнодушие, всякий раз встряхивал головою и произносил себе под нос: "Надул, надул, чертов сын!"

Это был самый трудный порог, через который перешагнул он. С этих пор пошло легче и успешнее. Он стал человеком заметным".

Мне свое время довелось быть свидетелем похожего поворота в судьбе одного человека. Назовем его Петром Олеговичем. Был он в то время аспирантом. Срок аспирантуры приближался к концу. Происходил этот аспирант родом из небольшого городка. После окончания аспирантуры перед ним вставала дилемма: вернуться на родину, чего ему, по-видимому, очень не хотелось, или что-то предпринять, чтобы остаться в Москве. А остаться в Москве в те времена (80-е годы) было очень и очень трудно. Единственный законный путь - это жениться на москвичке. Этот путь и избрал наш аспирант. События разворачивались стремительно (до защиты оставалось мало времени). На какой-то конференции он познакомился с девушкой. Она была маленького роста и совершенно неприметная. "Но что поделаешь - любовь!" - поговаривали сотрудники кафедры. За две недели до защиты была назначена свадьба. После молодые отправились в свадебное путешествие. "О чем думает Петя?!" - возмущался его руководитель. Кто знаком с процессом защиты диссертации, знает, что последний месяц перед защитой - самый напряженный. Но Петя укатил со своей молодой женой, и, казалось, обо всем забыл. Но, слава Богу, все обошлось. Петя вернулся, защита прошла успешно. Но что мы слышим спустя месяц? Петя разводится! В своем роде он поступил благородно. Он не стал претендовать на жилплощадь. Ему была нужна лишь московская прописка. Впоследствии он обменял свою квартирку в захолустном городишке на московскую и переехал с мамой в Москву. Это был очень нежный, любящий, заботливый сын. Лишь когда мама умерла, он женился, на этот раз уже по-настоящему. О чем он думал, когда женился в первый раз? Ведь для его первой жены это была трагедия: найти свою любовь, и тут же ее потерять, понять, что ее обманули, ею воспользовались для достижения своих целей. Как сложилась дальше ее жизнь? Возможно, Петя размышлял: "Да, я совершу нехороший поступок, женюсь на девушке, которую не люблю, во имя своих целей. Но зато дальше на протяжении всей своей жизни я буду вести себя честно и искуплю свою подлость". Не правда ли, это все очень знакомо. Такой же философии придерживался и Раскольников, но он в результате потерпел крах. Ведь это роман, скажут некоторые. В жизни же может быть все по-другому. В жизни подлецы доживают до преклонных лет и умирают в своей постели, окруженные близкими. Так ли это? Эта история еще не закончилась, и нам, вероятно, еще доведется узнать, чем она завершится.

Продолжим, однако, тему карьеры Чичикова: "Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах. С такими средствами добыл он в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом".

"Хлебные местечки" бывают и в наше время. Позволю себе еще одно воспоминание. В нашей лаборатории работала одна сотрудница. Однажды она заявила, что уходит, нашла работу в органах власти (в мэрии или в управе - сейчас не помню). Как-то она разоткровенничалась и, нисколько не стесняясь, заявила, что это хлебное место, там можно брать взятки. Причем она это сказала совершенно без смущения, честно и открыто. По-видимому, считала, что это само собой разумеется, и другие не берут взяток лишь потому, что им не дают.

Далее Гоголь пишет: "Нужно знать, что в то же самое время начались строжайшие преследования всяких взяток; преследований он не испугался и обратил их тот же час в свою пользу, показав таким образом прямо русскую изобретательность, являющуюся только во время прижимок". Оказывается, кампании по преследованию взяток в России уже были. Чем же они завершились? Может, мы давно побороли этот недуг и живем уже давно в честной стране? Боюсь, что читатель скажет: хватит иронизировать. Конечно, хватит. Всем известно, что сейчас у нас проводится аналогичная кампания, чиновников сажают сотнями. А сколько у нас всего чиновников в России? Может надо сажать не сотнями, а половину стоит пересажать?

Такие воспоминания породило чтение "Мертвых душ" (даже перечитывание, потому что все мы изучали эту поэму Гоголя в школе). Скоро исполнится 170 лет со дня создания этого шедевра, но проблемы, герои, люди какие были, такие и остались. Может, они бессмертны?

Что же такое хотел провернуть Чичиков? Герои романа строили разные предположения. Но на деле это был обход закона с целью обогатиться.

Кого покупал Чичиков и зачем?

Манилову Чичиков объяснил так:

Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает.

Пойдем по порядку и начнем с ревизии.

Для определения количества этих душ в конце 1718 г. начала производиться подушная перепись. Реестры крестьян (сказки) были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.

С 1722 г. до 1724 г. проводилась проверка результатов переписи, которая была поручена специальным военным ревизорам. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. до 5,5 млн.

И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.

Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос…

Зачем Чичикову были нужны мертвые души?

Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами.

С 1772 г. при Опекунских советах в Москве и Петербурге официально стали создаваться ссудные и сохранные казны, которые выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей и принимали вклады.

Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.

Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.

Причем тут Херсонская губерния

Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было. А его наличие было необходимо для осуществления замысла. Количество крестьян только определяло размер ссуды, в залог же передавалось имение.

Но Чичиков и это предусмотрел — он собирался переселить купленных крестьян в Херсонскую губернию и такой выбор был неслучаен. Эта территория, которая называлась Новороссией, вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.

Именно там Чичиков и приобрел землю.

При чтении в голове заиграла музыкальная тема криминальной России и показался Леонид Каневский. "Каково же было удивление чиновников уголовного сыска, когда в Херсонской губернии не оказалось усадьбы гражданина Чичикова. Следствие снова зашло в тупик".

Я вообще думал, что он зарабывает себе имя, то есть помещик у которого 1000 мёртвых душ хозяйства наверняка очень богат и влиятелен. А значит можно выйти в высшие круги, и там на связах уже проводить значительно большие махинации. В общем Остап бендер того времени.

У нас в городе, губеры фишку такую давно проснулись. Примерно в 80-х заложили фундамент нового роддома, к 90-м стране пришёл трындец, и сваи так и остались стоять. И только к середине 2000-х, выяснилось, что по бумагам этот роддом давно работает, есть персонал, которому отчислялась зарплата, дотации, деньги на оборудование и пр. Схема была охерительная! Действовала она минимум лет 10-12, т.е. чинуши у руля передавали эту кормушку следующему. Вскрылось это только тогда, когда старый роддом который все эти годы работал, встал на ремонт, и нужно было куда-то девать народ. Приехала проверка, и натянули нашего главу по полной программе, хотя он был совсем не причём - просто ему это досталось в наследство. Реально. Он даже, по-моему, сам был инициатором разоблачения. Но, так как нужен был виноватый, он им и стал. В Инете почему то не нахожу материалы о случившемся, только фото этого недостроя.

Иллюстрация к комментарию

По-моему, смысл схемы махинаций с мертвыми душами рассказывали ещё в школе.

а в каком возрасте крестьянские дети мужского пола становились "душами"?

Короче дальневосточный гектар в РИ!

Конечно, удалось! Вон сколько народу там сейчас.

Есть же часть второго тома.Там он вроде с деньгами уже,но слишком она морализаторская и приторная .Хорошо что он сжег.

Спасибо автору, все четко, коротко, интересно. Нам тоже это рассказывали в школе, но в моем юном мозге это воспринималось как афера в общих чертах.

А у меня претензия к тов. Гоголю, почему у Манилова нет имени отчества, как-то не по людски чисто по фамилии всегда обращаться

Хммм. Похоже, моя дочь в понедельник таки сдаст доклад =3

Немножко не сходится.

" В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком."

"А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки."

Какой смысл продавать мертвые души, если всё равно надо ждать следующей ревизии и на ней сказать, что человек мертв? И только тогда снизится налоговая нагрузка. Или что то ещё может быть?


Перечитайте классику

Перечитайте классику Николай Гоголь, Ревизор, Книги, Литература, Джокер


Читая Гоголя. Про пуговицы

«- А что, дядько, - сказал молодой овчар с пуговицами, - можно ли узнать по каким-нибудь приметам ведьму?

- Нельзя, - отвечал Дорош. - Никак не узнаешь; хоть все псалтыри перечитай, то не узнаешь.

- Можно, можно, Дорош. Не говори этого, - произнес прежний утешитель. - Уже бог недаром дал всякому особый обычай. Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик.

И перед этим тоже.

А потом я подумал, а почему овчар с пуговицами? Что это за описание персонажа? При чём тут пуговицы? В примечаниях в книге нет ничего.

Полез в инет. И обнаружил две интересные вещи.

А во-вторых, в те времена, пуговица была не только застёжкой на одежде, а это был специальный аксессуар, магический талисман, оберег, назначение которого отпугивать нечистую силу.

Приведу пару цитат.

Таким образом, когда Гоголь описывая молодого овчара, упоминает о пуговицах, это значит, что овчар верит в нечистую силу и боится её. И то, что именно он задаёт такой вопрос, придаёт дополнительный смысловой и эмоциональный оттенок этому эпизоду. И читатель времён Гоголя всё это понимал.

Современному же читателю это всё уже не доступно. Увы.

И напоследок. Тот, кто считает, что всё понял про Гоголя ещё в школе…, советую перечитать. Умел писать Николай Васильевич.

(Для ЛЛ: фейк, автор цитаты наш современник)

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.


Задание 6 № 8180

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, способные на благородные, бескорыстные поступки, и в чём состоит отличие этих героев от Манилова?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

– Так вы полагаете?

– Я полагаю, что это будет хорошо.

– А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, – сказал

Манилов и совершенно успокоился.

– Теперь остаётся условиться в цене.

– Как в цене? – сказал опять Манилов и остановился. – Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: – Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке. – Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

Гоголь написал известнейшую поэму в восемнадцатом веке. Он подробно описал характеры, нравы русского народа. Основной класс дворян были помещиками. В ходе произведения главный герой наведывается по очереди к каждому обитателю патриархального имения. В каждом персонаже автор смог передать особенности черт характера, свойственные для помещиков 18 века.

Из негативных качеств писатель представил яркую картину бездумности, расточительства, паразитизма, морального, умственного убожества. Каждый мертвый крестьянин стоит определенных денег для главного героя. Его душа приближает Павла к заветному обогащению путем оформления ссуды. Персонаж один поэтапно навещает помещиков, подробно рассказывая о каждом действующем лице в соответствии с сюжетной линией.

К каким помещикам заезжал Чичиков – последовательность

Поэма условно подразделяется на эпизоды. В каждом из них описывается встреча с определенным человеком, его реакция на странное предложение главного героя. Сюжет выстраивается автором в соответствии с негативными чертами характеров персонажей. Рассмотрим каждый визит.

Чичиков

Чичиков

Последовательность посещения Чичиковым помещиков – визит к Манилову

Беспочвенный мечтатель Манилов представлен интеллигентным, воспитанным, образованным человеком. Для него предложение главного героя напоминает нечто нереальное, тест или проверку. Это объясняется его отрешенностью от реальности. Герой постоянно погружается в собственный мир. Все местные чиновники и власти – воры, взяточники. Для Манилова они остаются прекрасными, добрейшими членами общества.

Герой постоянно строит планы на будущее, создает проекты. Однако они являются нереальными, несбыточными, граничат с фантастикой. После знакомства с Маниловым Чичиков понял, что этот человек ничего не добьется в жизни, продолжая строить воздушные замки.

Помещица Настасья Коробочка – урок хозяйственности, практичности

Коробочка – полная противоположность Манилова. Это практичная, деловая женщина предприниматель, знающая цену деньгам. В ее имении установлен четкий порядок. Главный герой попадает к Настасье случайно, заинтересовывает ее предложением о покупке мертвых душ. Однако персонаж негативно относится к предпринимательнице. Гоголь описывает ситуацию следующим образом:

  • Автор отмечает старинное убранство дома, в котором проглядывается пошлость;
  • Женщина осторожно отнеслась к сделке, стараясь не продешевить;
  • Даже умелый хитрец Чичиков утомился после торгов с Настасьей;
  • Павел характеризует женщину как бестолковую, скупую.

Визит к Коробочке отнимает много сил, после чего Чичиков продолжает свое путешествие.

В каком порядке Чичиков посещал помещиков – Ноздрев и Собакевич

Главный персонаж решил скоротать время, посетив местный трактир. Здесь он знакомится с Ноздревым. Собакевича Павел уже знал к этому моменту после встречи на светском ужине у губернатора. Через Ноздрева писатель выражает суть русской разгульной души, не находящей себе места. Он делает героя:

  • Вспыльчивым, склонным к разжиганию споров;
  • Азартным, любящим карточные игры;
  • Беспринципным, действующим исключительно себе во благо;
  • Подлым, готовым на любое мошенничество ради наживы, интереса.

Ноздрев стал единственным помещиком в поэме, который не заключил сделку с Чичиковым. Спорить с ним – слишком сложное, неблагодарное задание. Собакевич представлен грубым, уверенным в себе мужчиной. Он обладает практической смекалкой, хитростью, действует силой.

Плюшкин – последний помещик на пути Чичикова

Последний визит героя перед возвращением в город – усадьба Плюшкина. Внешне жалкий, никчемный, на самом деле имел большие богатства. Скупость не позволяла ему заботиться о себе, своих крестьянах, поэтому они перебивались с хлеба на воду. Тем не менее сделка с Плюшкиным стала самой выгодной для Чичикова.

Читайте также: