Как называется заранее намеченный путь следования туристов

Обновлено: 18.09.2024

Рушан Сабиров, директор по маркетингу и продажам Центра Развития Регионального Туризма, еще до начала кризиса в отрасли написал колонку о том, как организовать маркетинг и PR в регионе. Освежим в памяти то, что было актуально до пандемии и, мы верим, будет актуальным и после нее.

Продвигать территории нужно, в первую очередь, чтобы привлекать инвестиции и ресурсы для развития извне, что в свою очередь приводит к положительной динамике в развитии внутри региона. Большая доля таких усилий обычно направлена на развитие туристического потенциала. Привлекательность региона как территории для туризма влияет не только на количество приезжающих туристов и вклад в валовый региональный продукт, но также и на доход населения территории, общий уровень жизни, сервис и инфраструктуру.

Точно определить целевую аудиторию региона

Чтобы спланировать работу туристической сферы и разработать привлекательные продукты прежде всего нужно трезво и всесторонне оценить такие факторы:

· Кто уже приезжает в регион?

· Какой социально-демографический профиль у таких людей?

· Кто потенциально может стать гостем, но не приезжает, и почему?

Описать цели людей, приезжающих в регион, текущие и перспективные

Естественно, что мотивы посещения региона у людей сильно отличаются. Понимание мотивов посещения региона дает почву для разработки востребованных туристических продуктов, сервисов, определения ценовой политики и даже городской навигации. Вот несколько примеров целей, с которыми приезжают в регионы:

· Командировки на производства и в головные офисы предприятий,

· Поездки выходного дня,

· Поездки выходного дня,

· Лечение и оздоровление,

· Посещение исторических и религиозных объектов.

Скорее всего у людей, приезжающих в регион, будут разные цели, но некоторые из них будут преобладать. Наиболее популярные цели поездок могут стать основой для туристического бренда и позиционирования региона.

Определить каналы коммуникации с аудиторией

После того, как вы определите сегменты аудитории и их цели посещения региона, следует очень точно определить каналы коммуникации, которыми пользуются потенциальные гости региона. Чем точнее сегментирование, тем более адресным могут быть коммуникации. Здесь качество выбора каналов и языка коммуникаций напрямую влияет на эффективность коммуникаций, а вот массовость и охват, напротив, не так важны.

Также стоит обратить внимание на популярные тематические тревел-блоги и каналы в youtube и Instagram, а при наличии внушительного бюджета – и на тематические передачи на ТВ. В развлекательно-познавательной форме информация о территории хорошо воспринимается, даже если регион не отличается чем-то особенно ярким.

Еще один очень эффективный инструмент для продвижения региона – это сарафанное радио и работа с амбассадорами . Такой способ продвижения сложен в настройке, но подходит для регионов При использовании данного инструмента преимущества продуктов требуют подробных пояснений. Так, например, с помощью амбассадоров и экспертов успешно продвигаются регионы крайнего севера, исторически имеющие репутацию холодных, недоступных и не привлекательных для массовых туристов. Путешественники, блогеры и эксперты, уже побывавшие в таких местах, после интересного и комфортного путешествия становятся носителями уникальных знаний и с удовольствием делятся ими со своим окружением, разжигая интерес к таким путешествиям у более широкой аудитории.

Рассказать о преимуществах региона широкой аудитории и завоевать доверие помогает также проведение массовых мероприятий на территории региона . Они могут быть посвящены как культурным событиям и быть связанными с традициями региона, так и не быть напрямую связанными с ними. Так, например, масштабные спортивные мероприятия или бизнес-события могут стать площадками для трансляции имиджевых характеристик и ценностей региона. Развлекательные или познавательные секции на таких мероприятиях от региональных туристических компаний или органов власти могут стать хорошим способом отвлечься от основной программы и узнать что-то новое. По такому пути, например, происходило продвижение Баку как гостеприимного, солнечного региона с качественной туристической инфраструктурой, и реализация туристического потенциала Грузии.

Сформулировать особенности территории, точки притяжения, УТП

Еще один важные нематериальный, эмоциональный аспект – умение наполнить экосистему сервисов, предложения для туристов во всех точках контакта духом гостеприимства, уникальным для региона . Это тонкая работа, во многом связанная с тем, как относятся к гостям люди на принимающей стороне, что для них – гостеприимство. Такое отношение может сформироваться, если постараться ставить во главу коммуникации и сервисов не заработок принимающей стороны, а заботу об эмоциях и впечатлениях гостя. Такой подход требует определенного опыта и гибкости от сотрудников, поэтому на начальных этапах необходимо использовать инструкции и скрипты, построенные по принципам гостеприимства.

Выявить и признать слабые стороны региона

Как бы ни хотелось считать, что регион идеален для туристов, стоит трезво взглянуть на весь путь клиента (customer journey) и выделить моменты, в которых могут быть затруднения. В частности, это может быть слабая транспортная доступность, низкая квалификация специалистов на местах, отсутствие качественной сувенирной продукции, размытое предложение для аудитории, или даже стандартное и неинтересное меню в большинстве ресторанов.

Признание этих минусов поможет решить сразу несколько задач:

· Понять, где нужно улучшить/добавить сервис, и сделать это

· Предвидеть кризисные ситуации, в том числе – отзывы в интернете

В то же время, честное признание недостатков может быть привлекательным фактором, так как искренность привлекательнее мнимой идеальности.

Соединив эти данные в одной карте, можно создать уникальное предложение для региона и сформировать качественную стратегию коммуникаций, которая поможет достичь поставленных задач.

Лайфхаки: как создать постоянную аудиторию туристов с помощью коммуникаций

Чтобы коммуникации поддерживали продукт и помогали достигать целей, во всей системе коммуникаций должны быть использованы символы, айдентика и дух территории. Нужно помнить, что все сервисы и точки контакта с аудиторией – тоже площадка для коммуникаций.

Если у вас несколько аудиторий с разными целями, то и коммуникации с ними должны быть отдельными, потоки нельзя объединять.

Чтобы достичь максимального эффекта, нужно создать замкнутую систему коммуникаций, сопровождающую туриста на всем его пути:

· Информировать людей до поездки , организовывать несколько контактов с регионом еще до поездки, чтобы предопределить выбор направления

· Проработать и организовать удобные способы для бронировани я, получения дополнительно информации о территории, организовать удобный сервис для бронирования жилья, экскурсий и других платных услуг в регионе. Не обязательно это должны быть собственные сервисы, важнее провести работу с популярными мировыми агрегаторами так, чтобы информация в них была актуальной и полезной

· Обучить персонал на местах решению нестандартных задач , и обязательно - типовым функциям и процессам. Очень важно сделать акцент на эмоциональном отношении сотрудников к работе и клиентам , так как именно они во многом формируют впечатление о регионе.

· Организовать работу с отзывами. И хотя большинство негативных отзывов будут направлены на работу бизнеса в регионе, будет полезным контролировать работу с отзывами на уровне региона и управлять этим процессом.

· Не забывать о повторных коммуникациях с туристами после завершения поездки. То подогреет их интерес к региону и подтолкнет к тому, чтобы рассказать о поездке в своем кругу общения и может стать причиной повторной поездки – если туристы получат информацию о новом предложении, соответствующем их интересам.

· Организовать качественные, простые, понятные коммуникации на языке целевой аудитории на всем пути следования туриста. Например, очень продуманно сделаны такие сервисные коммуникации в сети отелей для горнолыжников AYS.

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты ― один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т.д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута ― место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута ― место оказания последней туристской услуги.

В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов (рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Типы туристских маршрутов

(А–линейный тип маршрута; Б – кольцевой тип маршрута;В – радиальный тип маршрута;Г – комбинированный тип маршрута; Н – начальная точка маршрута;К – конечная точка маршрута;ПП 1–4 – промежуточные точки маршрута)

Линейный маршрут― путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7―10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.

Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут ―путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов-Великий и Владимир.

При этом место прибытия в страну или местность может быть:

§ отличным от места прибытия, когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города (например, турист начинает тур по США из аэропорта Нью-Йорка на востоке страны, а заканчивает его, улетая домой из Лос-Анджелеса, находящегося на западе страны).

То есть в первом варианте путешествие по стране неизменно начинается и заканчивается в одном и том же пункте, а во втором ― турист прибывает в один туристский центр, а уезжает домой из другого (так называемые кроссинг-туры).

По сезонности действиятуристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования ― на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; специальные туры на личном транспорте туристов ― для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные:

§ теплоходные маршруты ― на теплоходах речных и морских пароходств; морские: круизные ― более суток, экскурсионно-прогулочные ― не более суток; речные: туристско-экскурсионные рейсы ― более суток; экскурсионно-прогулочные ― не более суток;

§ авиационные туры: групповые ― с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы ― полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;

§ автобусные рейсы: туристско-экскурсионные ― с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные ― без обслуживания, может использоваться городской транспорт;

§ железнодорожные туры: групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах; специальные ― арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;

§ комбинированные туры ― путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

3.3. Туристские центры и дестинации[24]

Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала,то есть наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря которым к ней и возникает интерес, вызывающий, в свою очередь, туристские потоки из других мест.

В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят различные потребности людей. С другой стороны, онасвязана с наличием культурного и природного наследия,рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, то есть наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция). Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.

А.И. Зорин, оценивая потенциал туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (табл. 3.1.).

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянов Александр Иванович, Королев Андрей Юрьевич

Рассматриваются возможности применения метода эталонных маршрутов для развития туризма. Анализируется логика составления маршрутов в спортивном туризме. Предлагается абстрактная модель эталонного туристского маршрута

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Зырянов Александр Иванович, Королев Андрей Юрьевич

Opportunities of sample method application for the tourism development are observed. Analysis of routes preparation logic in sport tourism is given. Abstract model of sample touristic route is offered.

А.И. Зырянов, А.Ю. Королев

ЛОГИКА ТУРИСТСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ И РАЗРАБОТКА ЭТАЛОННЫХ МАРШРУТОВ

A.I. ZYRYANOV, A.Y. KOROLEV THE LOGIC OF TOURISTIC TRAVEL AND DEVELOPMENT OF STANDARD ITINERARIES

Рассматриваются возможности применения метода эталонных маршрутов для развития туризма. Анализируется логика составления маршрутов в спортивном туризме. Предлагается абстрактная модель эталонного туристского маршрута.

К л ю ч е в ы е с л о в а: эталонный маршрут; логика; конфигурация.

K e y w o r d s: standard itineraries; the logic; the configuration.

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с

© А.И. Зырянов, А.Ю. Королев, 2009

Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути маршрутен. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Линейный маршрут (рис. 1) - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят проследованный путь.

Рис. 1. Линейный маршрут

Кольцевой маршрут (рис. 2) - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Комбинированный маршрут (рис. 4) как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии

маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и

линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Рис. 2. Кольцевой маршрут

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла

- в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районообразующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся [3,5]. Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

В заключение отметим, что отечественный туризм имеет особенную историю, традиции и специфику, опираться на которые целесообразно при современном планировании и управлении туристскими процессами в регионах. Самодеятельный туризм являлся в СССР особенно удачной формой туризма, обеспечивая возможности занятия этой деятельностью большой доли населения.

Современный спортивный туризм трансформируется под влиянием мировых туристских тенденций. Важно понять, оценить и сохранить те сильные стороны отечественного туризма, которые позволяли этой сфере успешно развиваться - и в этом немаловажную роль играет симбиоз географической науки и туристской практики.

1. Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ) (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов) // Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. М., 2001. с. 36-50.

3. Преображенский В.С., Веденин Ю.А., Зорин И.В., Мухина Л.И. Территориальная рекреационная система как объект изучения географических наук // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1974. № 2. С. 34-42.

4. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера: сб. ст. Смоленск: Ойкумена. 2002. 336 с.

5. Теоретические основы рекреационной географии. М.: Наука, 1975. 224 с.

Opportunities of sample method application for the tourism development are observed. Analysis of routes preparation logic in sport tourism is given. Abstract model of sample touristic route is offered.

фото 1

Отправляться в путь можно пешком, на лыжах, лошадях или с помощью специальных средств передвижения (велосипедов, автомобилей и др.).

Выбор маршрута зависит от подготовки туриста и его личных предпочтений.

Виды спортивного туризма: что это такое

фото 2

Самый простой вид спортивного туризма – пешеходный или лыжный переход на небольшие расстояния (например, туры выходного дня), а самый сложный – горный, водный, в том числе парусный туризм и исследование пещер.

Эти виды связаны с риском для жизни и здоровья и требуют особой подготовки.

Каким бывает современный туризм по целям: таблица с характеристиками

  • групповым и индивидуальным;
  • детским, юношеским и взрослым;
  • с препятствиями разных видов (горный, водный и пр.);
  • профессиональным или любительским;
  • комбинированным и обычным.

Таблица с видами и основными характеритиками туризма.

Виды туризма Определение Особенности
Пешеходный Пеший поход по заранее определенному маршруту (с ночевкой или без) на срок в среднем от 1 до 16–20 дней. Различают походы разного уровня сложности на расстояние в среднем от 50 до 250 км. Самые популярные виды пешеходного туризма – это трекинг (обычный пешеходный тур) и хайкинг (более длительный и сложный переход). Групповые походы проводятся с инструктором. Одиночные походы требуют знания маршрута и специальных навыков.
Лыжный Преодоление намеченного маршрута на лыжах. Группа передвигается с частыми остановками. Возможны остановки на лыжных базах с горнолыжными трассами. Походы делятся на шесть категорий сложности. Длительность похода – от 1 до 16–20 дней. Протяженность маршрута – до 300 км. Время путешествия – с января по март. Всегда проводится со специальным спортивным снаряжением. На маршруте возможна конно-санная поддержка.
Горный Путешествие группы туристов по горной местности с целью прохождения перевалов определенной категории сложности, в том числе восхождение на вершины. Длительность перехода в среднем – от 3 до 15 дней. Протяженность маршрута – до 160 км. Возможно восхождение на высоту до 3000 метров и более, а также преодоление других естественных препятствий. Требует специальной подготовки (навыков альпинизма и пр.).
Водный Передвижение по водной поверхности на самых разных плавсредствах (лодках, яхтах и пр.). Самые популярные виды водного туризма – сплав по рекам, рафтинг, морской каякинг. Протяженность маршрута может достигать 250 км. Требуются спортивные суда (байдарки, каяки и пр.), хорошая физическая подготовка при участии в рафтинге повышенной сложности.
Парусный (яхтинг) Один из самых популярных разновидностей водного туризма. Преодоление маршрута на яхте и других видах плавающих средств (на трехместных и пятиместных лодках, плотах с парусом, досках). Проводится не только на море, но и на озерах, реках. Нужно иметь права яхтенного рулевого либо иные навыки управления водным транспортом.
Спелеотуризм Вид спорта и отдыха, связанный с обследованием горизонтальных и вертикальных пещер, трущоб и подземных ходов. За один маршрут может быть исследовано от 1 до 5 пещер. Путешествие может быть при пониженной температуре, при почти 100% влажности воздуха. Требует специальной подготовки.

Особенности

фото 3

Маршрут для сухопутного перехода составляется заранее и может включать как равнины, протяжённые препятствия (например, болота, реки), так и сложные перевалы и вершины гор.

В зависимости от сложности похода определяется и экипировка туриста.

В расчете категории сложности учитываются такие особенности, как протяженные препятствия, например, для велотуров, а для горных походов – локальные препятствия. У водных маршрутов категория зависит от километража и трудности порогов.

От обычного туризма спортивный отличается необходимостью преодоления естественных препятствий. Для туристов имеет значение расстояние (максимум до 3–3,5 тыс. км) и продолжительность похода (в среднем от 1 до 20 дней). У маршрута может быть до 5, а в некоторых случаях до 6 категорий и до трех степеней сложности.

Справка! Спортивный туризм является в основном командным видом спорта. Если он не связан с покупкой дорогостоящих средств передвижения, то в большинстве случаев не требует значительных финансовых затрат.

Туры на средствах передвижения

Помимо пеших походов и путешествий на воде, бывают популярные виды туризма с использованием лошадей, велосипедов, автомобилей и мотоциклов. Это ускоряет продвижение по маршруту и делает его более интересным для тех, кто любит скорость и риск.

Велосипедный

Велопоходы длятся как 1–2 дня, так и больше (до 20 дней). Группа двигается по велосипедным дорожкам или обычным дорогам и часто совмещает передвижение с осмотром достопримечательностей, отдыхом и прогулками.

фото 4

Фото 1. Небольшая группа туристов с велосипедами, следующая по тропинке сложного маршрута в горной местности.

Популярны велотуры в Тоскане, Турции, Франции, на острове Тенерифе и в других красивых местах. Протяженность маршрута велосипедистов может достигать 600–800 км. Обычно для передвижения формируются небольшие группы от 3 до 10 человек.

Читайте также: