Лучше газ поедет к туркам

Обновлено: 15.09.2024

Новый КАМАЗ "Компас" в народе успели окрестить "убийцей “ГАЗели”. Сами разработчики нового камского грузовика не отрицают: "Компас" будет конкурировать с грузовыми автомобилями ГАЗ и должен превзойти их по целому ряду параметров.

Издание "Вести КАМАЗа" опубликовало интервью с главным конструктором инновационных автомобилей ПАО "КАМАЗ" Сергеем Назаренко, которое целиком посвящено одной из главных новинок года на российском рынке коммерческой техники – семейству малотоннажных и среднетоннажных грузовиков "Компас". Интервью большое, поэтому перескажем самые интересные моменты.

Начнем с важного признания: КАМАЗ "Компас" – это абсолютно новый автомобиль, не имеющий ничего общего с традиционной техникой Камского автозавода. Вся компонентная база – новая, при этом не вся она была разработана в Набережных Челнах.

"Мы сделали эту машину с китайским партнером компанией JAC Motors, – подтвердил Сергей Назаренко. – Таков бизнес-подход к внедрению этой модели: пока часть узлов заимствована, но по мере ее продвижения на рынке мы намерены локализовать узлы и детали до высокого уровня. На это потребуется 5-6 лет, после чего можно будет без оговорок называть автомобиль российским".

Подобный путь был избран, с одной стороны, ради сокращения срока разработки машины и ее постановки на производство, а с другой – такова политика снижения инвестиционных рисков.


JAC N-series. Фото JAC Motors

Почему партнером была выбрана именно JAC Motors? Компания по состоянию на 2021 год входила в десятку крупнейших автопроизводителей Китая, выпускает высококачественные легковые и грузовые автомобили. У JAC применены хорошие технические решения по кабине, двигателю, коробке передач, мостам, рамам. Грузовики JAC прошли испытали на дорогах России – для КАМАЗа это не кот в мешке.

"Продукт для КАМАЗа новый, и мы уверены, что он выстрелит, – поясняет главный конструктор, – но ведь всегда что-то может пойти не так под влиянием внешних условий. Разработка с нуля потребовала бы от компании огромных денег, а ситуация на рынке в наши времена плохо поддается прогнозам".

Избранная осторожная бизнес-модель позволила минимизировать риски: если в ближайшие 2-3 года машина хорошо себя зарекомендует на рынке, руководство ПАО "КАМАЗ" примет решение об увеличении инвестиций в линейку, и можно будет перейти к освоению собственных крупных узлов для "Компаса" – кабины, двигателя, мостов и так далее.

"Думаю, за этим дело не станет, – прогнозирует Сергей Назаренко, – но объем продаж расти будет постепенно: условно говоря, несколько сотен в первый год, около тысячи – во второй, и так далее. Рубеж в 5 тысяч даст повод задуматься о большом конвейере".


Сегодня в сдаточном корпусе автозавода организовано компактное восьмипостовое конвейерное производство. Ежедневно собирается по два-три автомобиля, но темп будет расти в зависимости от продаж. Уже собрано несколько десятков машин, часть из них передана заводам-изготовителям спецтехники. Первые варианты применения шасси "Компас" – бортовой грузовик с КМУ и изотермический фургон.


Проект "Компас" стартовал со сборки двух моделей: "Компас-9" полной массой 9,5 тонны и "Компас-12" – 11,99 тонны. Обе оснащены двигателями Cummins. Это машины развозного класса, предназначены для работы в городе и пригороде, иногда могут применяться и в междугородних перевозках при транспортировке легковесных грузов. Продажи начнутся уже в декабре. Первоначально все "Компасы" будут поступать в московский регион.

Во втором полугодии 2022 года на рынок планируется вывести модели "Компас-5" полной массой 5,5 тонн и шеститонник "Компас-6".

Разработка самого легкого "Компаса-3" только началась. В следующем году будет готов прототип, а в серию модель пойдет, вероятно, не раньше конца 2023 года.


"Компас-9", видимо, можно рассматривать как конкурента "ГАЗону Next" (горьковские грузовики выпускаются в вариантах полной массы 8,7 и 10 тонн). Модели "Компас-5" и "Компас-3" составят конкуренцию "ГАЗелям". При этом в Набережных Челнах уверены в превосходстве своей новой грузовой линейки.

"У нас бескапотная компоновка, что дает машине ряд преимуществ: в частности, повышает маневренность, уменьшая радиус поворота при тех же габаритах бортовой платформы, – аргументирует Сергей Назаренко. – У нас внутренний объем кабины больше – возникает ощущение, что ты находишься в кабине более высокого класса, повышается обзорность. Показатели грузоподъемности в сравнении с одноклассниками от "Группы ГАЗ" у нас выше. Комплектация тоже немного богаче – кондиционер, к примеру, идет уже в базовом исполнении, как и некоторые другие элементы. Кроме того, мы рассчитываем (и первая наработанная практика это подтверждает), что расход топлива у "Компаса" тоже будет несколько ниже". В общем, наша связка "двигатель-трансмиссия-мост" чуть более эффективна, чем у "ГАЗона Next". Есть и другие преимущества, и в целом мы видим "Компас" автомобилем несколько более высокого технического уровня при сопоставимой цене, что и должно обеспечить нам продажи".

Сколько будут стоить "Компасы", официально пока не объявлено. Но ценники будут ориентироваться на уровень "ГАЗелей" и "ГАЗона Next". За счет применения высококачественных узлов и компонентов "Компасы" будут немного дороже, но действительно немного – в пределах 5%. Такой подход, считает Сергей Назаренко, позволит КАМАЗу закрепиться в новом сегменте.


Фото "Группы ГАЗ"

Жаль только, что главный конструктор проекта "Компас" ничего не сказал о новом грузовике ГАЗ "Валдай Next", который имеет бескапотную компоновку и рассчитан на полную массу 6,7 тонн. Этот автомобиль использует кабину от китайского Foton, но компонентная база – собственного производства "Группы ГАЗ". Причем "Валдай Next" уже выпускается.


А вот Минский автозавод пошел в сегмент развозных грузовиков по такому же пути, как и КАМАЗ. Представленный в сентябре среднетоннажник МАЗ-365120 – это совместный продукт белорусского производителя и корпорации Weichai. За основу была взята модель Shacman Delong K3000, выпуск которой стартовал в Китае в 2019 году.


Полная масса МАЗ-365120 – 7500 кг. Грузовик оснащен 144-сильным двигателем Weichai Power WP3NQ150E50 (Евро-5) и 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear C6J45TB. Расход топлива – 14,6 л/100 км.

В настоящее время МАЗ-365120 проходит сертификацию. Производство и продажи новинки должны начаться в начале 2022 года.

Другие истории из жизни экспатов в России
читайте в нашей подборке

Меня зовут Мустафа Йылдыз, мне 47 лет. Я родился и вырос в Стамбуле, в многонациональном районе Шишли. В семь лет я начал заниматься тхэквондо, в 12 лет уже получил черный пояс, а еще через четыре года начал тренировать. В 20 лет понял, что пора больше внимания уделить интеллектуальному развитию, и решил получить высшее образование.

В моей семье много внимания уделяли иностранным языкам, и мне самому эта тема была очень интересна. Параллельно я увлекался литературой, особенно русской. Поэтому я поступил в университет, где учил редкие языки — османский, арабский и русский. В общей сложности я знаю 13 языков, а еще 40 изучал в качестве лингвиста и понимаю простые слова.

Как я оказался в России: сперва в Дагестане, а потом в Москве

В 1993 году я захотел продолжить обучение в России или соседних с ней странах. В итоге оказался в Баку, где жили мои знакомые. Но через полгода решил все-таки переехать в Россию. Москва 90-х годов напугала меня — я понимал, что там будет сложно зарабатывать и выжить. Пришлось искать компромиссный вариант региона, где была бы и местная культура, и возможность учить русский. Выбор пал на Дагестан.

Я проучился три года в Дагестанском государственном педагогическом университете на факультете восточных языков. А затем перевелся на аналогичный факультет в московский лингвистический вуз — МГЛУ. В новом вузе не хватало преподавателей турецкого, поэтому в 26 лет я стал преподавать.

С 2010 по 2017 год я жил в Москве. Три года назад мы с супругой переехали в ее родной Воскресенск. После рождения детей мои приоритеты изменились — хочу больше времени проводить с ними, поэтому сейчас продолжаю изучать и преподавать языки частно, а также веду свой YouTube-канал. Детей учу в основном турецкому и английскому, а иногда и испанскому языку.

Сейчас я фрилансер, работаю в гибком режиме. Летом много времени посвящаю мотоспорту — это еще одно любимое увлечение. Я сам готовлю восьмилетнюю дочку к соревнованиям по мотоспорту.


В Турции есть два типа мышления — религиозно-консервативное и европейское, более свободное. Поэтому все сферы в жизни, начиная от выбора одежды и заканчивая карьерой, стоит рассматривать в зависимости от этого фактора. Думаю, что отношение к работе не зависит от национальности — плохой сотрудник везде плохой. Такие люди есть и в Турции, и в России. Но есть различия, которые диктуются скорее традициями страны и уровнем экономики.

Я бы не сказал, что мне было сложно найти работу в Москве — меня нанимали по отзывам и рекомендациям. Так, в России много турецких строительных и текстильных компаний, которым постоянно нужны специалисты со знанием языков. С 2010 по 2013 год я был директором и представителем турецкой текстильной компании в Москве. В 2012 году параллельно преподавал языки. А с 2013 по 2018 год работал главным ревизором — ежемесячно проводил ревизию обоев в ста розничных магазинах. Последний год руководил в той же компании магазином мебели. Я управлял разными командами: и турецкими, и русскими, и турко-русскими.


Дербент, 2016 год

Почему в Турции нельзя спрашивать о зарплате до собеседования

На мой взгляд, в России часто путают личную ценность с эго. Будущий сотрудник сразу ставит условия работодателю или просит высокую зарплату еще до собеседования, хотя может ничего из себя не представлять. А вот в Турции неприемлемо в переписке или даже на звонке до официального собеседования спрашивать про размер зарплаты — рекрутер просто не позовет на личную встречу.

Как-то в мебельном магазине я увидел, что менеджер не встал с места, когда вошел клиент. Подошел к сотруднику и спросил, в чем причина. Менеджер решил, что клиент ничего не купит, потому что на нем нелепый пиджак, а в руках старомодная барсетка. Я объяснил коллеге, что так одеваются люди из 90-х — деньги они носят в сумках, потому что не доверяют банковским карточкам, а платят наличными и сразу. В тот день я продал тому же покупателю мебели на 4 миллиона рублей.


В Турции не принято дружить и даже приятельствовать с руководителем: коллеги будут смотреть на тебя косо и считать, что ты подлизываешься и используешь дружбу в корыстных целях.

В Турции есть большие компании, которыми руководят люди с мышлением торгашей: они могли не закончить школу и не получить высшего образования, подняться в 90-х. Такие люди устраивают на работе интриги, любят сплетни и поощряют такое поведение внутри компании, чтобы контролировать обстановку.

Я заметил что-то подобное и в России. У вас бывают сплоченные команды или единомышленники, которые могут влиять на рабочий процесс. Например, если ты не понравишься кому-то из этой группы, то они могут просто выжить тебя. Я сам столкнулся с этим: при мне одна такая группа выжила человек десять в коллективе.


Моя дочка на съемках телевизионной программы, 2020


Про дресс-код, чай и кофе

В Турции есть компании, где соблюдают строгий дресс-код: это скромная форма одежды, обязательно с закрытыми коленями и без откровенных вырезов. Это не из-за религии, как можно подумать, а из-за работы: считается, что ваш образ не должен отвлекать других или провоцировать размышления о том, как вы одеты. В России можно одеваться неформально, у вас это не обсуждают так, как в Турции.

Повторюсь: Турция очень разная. Если компания не консервативная, девушки могут приходить на работу и в мини-юбках.

Турция славится своим кофе. Конечно, как и в России, в турецких офисах есть кулеры с водой, кофейные автоматы и корпоративная кухня. А в одной из стамбульских компаний, где я недолго работал, четыре раза в день к столу подавали чай.

В Турции принято работать сверх нормы безвозмездно. А если ты попросишь за это деньги, то тебя могут и уволить.

В Турции нет предубеждений по отношению к женщинам, которые занимают высокие должности. В стране много влиятельных женщин — и в бизнесе, и в политике. У нас еще в 90-х годах премьер-министром была женщина.


Я уже привык к России и считаю, что тут условия жизни для моей семьи гораздо лучше, чем где-то еще. Свободного времени у меня очень мало.

Россия — необъятная страна. Чтобы посмотреть ее, нужны годы.

Заметил, что в России театр и искусство в целом ценятся больше, чем в Турции. Москва — это не только море возможностей, но и море искусства. Первые годы жизни в России я постоянно ходил в театры и музеи — как минимум 2-3 раза в месяц. Так как мой сын еще маленький, я вожу на экскурсии дочку. У нас есть план: посетить за год 20 музеев.

Очень люблю русскую литературу, особенно Достоевского — я писал по нему дипломную работу. Специально ездил в Петербург, чтобы прочувствовать эту атмосферу и понять, почему Достоевский, Толстой и Пушкин описывали Россию именно такой. А еще я сильно удивился количеству ваших суеверий и популярности эзотерики.


Moscow Raceway 2016

Про любовь к природе

Нам с семьей нравится природа: мы любим отдыхать и заниматься спортом на свежем воздухе. Я стараюсь как можно чаще кататься на велосипеде. Зимой во многих парках есть катки — надеваешь коньки и отдыхаешь.

В Стамбуле природа — это роскошь, а в самом городе очень мало велодорожек и почти нет таких парков, как в Москве. Специально нужно куда-то ехать, чтобы просто подышать воздухом. Перед нашим домом в Стамбуле оживленная дорога — приходится все время следить за детьми.

В Подмосковье и вообще в России много гоночных треков и мотокроссовых трасс, где я с удовольствием тренируюсь. Еще у вас много клубов по интересам — от языков до различных хобби, постоянно проходят бесплатные мероприятия. У жизни в Москве настолько быстрый темп, что она напоминает фастфуд.

Возможно, поэтому русские не обращают внимания на некоторые вещи, например, на вежливость. И в России, и в Турции водители ездят так, будто не знают правил. Могу отметить, что наши предки во многом похожи. Например, в строгом подходе к воспитанию. Но жизнь в мегаполисах стирает традиции, поэтому, чтобы увидеть интересные обычаи, и в России, и в Турции нужно ехать в дальние регионы. Люди вне Москвы гостеприимнее и добрее, всегда готовы помочь.


В России много возможностей для развития и воспитания детей. В Турции услуги няни и детские сады обходятся дорого — больше половины населения не могут себе это позволить. В России мы платим 2000-2500 рублей в месяц за детский сад. Еще у вас есть поддержка семей, например, материнский капитал: для Турции это пока что-то из разряда фантастики.

В России всегда были детские площадки и разные варианты досуга для детей. А в Турции есть поколение, которое детские площадки даже никогда не видело. Раньше дома строились так близко друг другу, что банально не было места для игр.

Про быт и русскую кухню

Мне нравится, что в России есть горячая вода в квартирах, отопление, которое стоит гораздо дешевле, чем в Турции. Мои родители удивляются, как можно за такие небольшие деньги получать столько услуг. В Турции стараются экономить и включают газ и теплую воду только когда это действительно необходимо.

В русской кухне, пожалуй, мне не нравится ничего, кроме блинов, оладий, сырников и выпечки — они чем-то похожи на турецкие. Люблю борщ и шашлык. Остальное — точно нет.

Для себя я решил: неважно, где ты живешь, главное — как. И если ты делаешь все, что хочешь, значит, ты живешь в правильном месте. Сейчас для меня это Россия.

Агентство "Спутник Азербайджан" проболталось, что, по словам спикера турецкого парламента Мустафы Шентопа, Баку и Анкара ведут переговоры о создании совместных вооружённых сил. Эрдоган не стесняется выдвигать лозунг "шесть стран – один народ" и именовать своих будущих подданных "узбекскими турками", "казахскими турками" и даже "татарскими (!) турками". Такая риторика звучит уже как прямая претензия на территорию России, оружием для реализации которой может стать "тюркское НАТО".

Через некоторое время информагентство резко "поправилось": мол, ничего такого Шентоп не говорил, а виной всему безвестный переводчик, который его неправильно перевёл. На самом же деле речь якобы шла всего лишь (!) о военном сотрудничестве.

Ещё до нашей эры великий китаец Сунь-Цзы сказал: "Если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься". Именно так и действуют сегодня турки, шаг за шагом реализуя свои имперские амбиции и при этом уверяя мир (и Россию особенно), что ничего необычного не происходит.

Ах, это вы нас не так поняли…

Правда – она как вода: сколько её не прячь, всё равно находит малейшие щели и выходит на поверхность. Да, положим, слова Шентопа переврал переводчик. Но ещё в октябре прошлого года министр обороны Турции Хулуси Акар совершил вояж по странам Средней Азии на предмет военного сотрудничества. Одним из главных итогов стало подписание 28 октября 2020 года соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве Турции с Узбекистаном (тем самым нашим "союзником", которого мы от талибов защищать собираемся).

А за день до этого "турецкий гость" наведался в Казахстан. С которым договор о военно-техническом сотрудничестве у турок подписан аж с 2018 года и предусматривает взаимное (ну, то есть турецкое) обучение кадров, свободный авиационный транзит грузов через территорию, совместные учения и проведение общих научно-технических исследований. Кстати, и "Байрактары" турецкие Казахстан тоже закупил – интересно спросить: против кого воевать собрался?! А послушать казахстанских блогеров, так их главная "идея фикс" – это допуск в страну турецких дивизий и размещение их… на российской границе. Что, согласитесь, говорит и о целях сотрудничества этого "члена ОДКБ" с турками, и о том, кто рассматривается в качестве "потенциального противника".

Уже 27 октября 2020 года турецкое СМИ Turkiye Gazetesi опубликовало (и, в отличие от "Спутник Азербайджан", не опровергло) статью "Путь – Туранская армия", в которой со ссылкой на многих своих военных экспертов утверждает, что азербайджано-турецкий блицкриг в Карабахе стал ещё одним шагом к воплощению этой давней мечты Анкары. Можно, конечно, проигнорировать частное мнение СМИ, но сама идея создания "Туранского" военного блока в составе Узбекистана, Азербайджана, Туркмении, Казахстана и Киргизии (последние два – члены ОДКБ) витает в воздухе давно и рассматривается в качестве абсолютно логичного элемента при создании "союза туранских народов". А когда некоторые российские эксперты снова принимаются доказывать, что ничего подобного нет и идёт обычная "политическая интеграция", очень хочется порекомендовать ФСБ проверить, чей заказ они при этом выполняют.

"Разбей его союзы" (Сунь-Цзы,"Искусство войны")

"Война – есть продолжение политики иными средствами", – сказал когда-то понимавший толк в войне Карл фон Клаузевиц. Соответственно, военные союзы формируются не сами по себе, а как инструмент решения неких геополитических задач. Поняв которые, нетрудно установить, против кого эти союзы направлены.

Итак, против кого направлен и какие задачи ставит реализуемый ныне эрдогановской Турцией проект "Великий Туран", целью которого является воссоздание под разговоры о "единстве тюркского мира" (абсолютно различного по генетике, культуре, религии и даже расовой принадлежности "тюркоговорящих" народов) почившей в прошлом веке Османской империи. Под турецким руководством, естественно.

В этот проект вкладываются Турцией огромные деньги и усилия на протяжении уже нескольких десятилетий. Чего стоит один только созданный турками в 2009 году "Тюркский совет" – фактический аналог ЕЭС, объединивший все "тюркоговорящие" страны постсоветского пространства, кроме (пока что) Туркмении. Эрдоган не стесняется выдвигать лозунг "шесть стран – один народ" и именовать своих будущих подданных "узбекскими турками", "казахскими турками", "татарскими (!) турками", а всех вместе – "внешними турками".

Чтобы вбить идею этого абсурдного "единства" в сознание народов, развёрнуты спутниковые турецкие телеканалы, обширные образовательные программы, готовящие "внешних турок". А чтобы (по словам экс-премьера Турции Сулеймана Демиреля) "определять политическое будущее (!) мусульманских республик СНГ", при турецком МИД создано Агентство тюркского сотрудничества и развития. И всё это – тоже "ошибка переводчика"?!

Против кого дружат

Вот только не надо о "чисто оборонительном" характере создаваемого турками военного блока! От кого обороняться? От маленькой Армении, только что бездарно потерявшей половину Карабаха? Или, может быть, от практически скупленной на корню турками Грузии? Как-то не верится. От Ирана? Так он, хоть и является историческим соперником Турции в регионе, ни на метр чужой территории, вроде бы, не претендует, и даже в Афганистан, в отличие от турок, влезать не собирается. От Китая? Так ему бы дай Бог со своими тюрками разобраться! Методом исключения остаётся одна Россия. Которая, правда, тоже ни к кому претензий не выдвигает, но…

"Пантюркистский" проект по самой сути своей предполагает внешнюю экспансию с подчинением чужих территорий и народов, присвоением их ресурсов и потенциала. Да, наши неверные "братцы" из Средней Азии сегодня привычно играют в "многовекторность" (всё больше напоминающую поведение известных девиц "с пониженной социальной ответственностью", тоже весьма и весьма "многовекторных"), твёрдо усвоив народную мудрость, что "ласковый телёнок двух маток сосёт".

Однако вечно так продолжаться не может, ибо у "пантюркистов" обширные планы, в которых двурушничающих ныне среднеазиатов рано или поздно заставят поучаствовать. В качестве "пушечного мяса", естественно. В Закавказье – это Грузия и Армения, которые изрядно подзабыли, что некогда были частью Османской империи и как она с ними обходилась. В Центральной Азии – постсоветские республики, у которых очень скоро возникнет масса проблем в связи с событиями в Афганистане. Там же – Иран с его Иранским Азербайджаном, который Алиев с Эрдоганом рано или поздно непременно кинутся "воссоединять". В Китае – это тюркоговорящий Синьцзян-Уйгурский автономный округ – давняя головная боль Поднебесной. Наконец в России – это чуть ли не половина территории, на которой проживают "тюркоговорящие" народы.

Вот тут-то и понадобится Эрдогану "тюркское НАТО", ибо если в Карабахе за турецкие интересы покорно воевали и умирали азербайджанцы, то почему в других местах должно быть иначе?!

Что с того?

России, привычно отгораживающейся от агрессии с Запада, самое время обратить серьёзнейшее внимание на Юг, где год за годом набирает силы уже попробовавший крови турецкий волк. С которым, конечно, можно (и наверно, нужно) разговаривать о совместных выгодных (кстати, кому?) проектах, прелести турецких курортов и вкусе турецких помидоров. Но при этом – помнить, что перед нами всё-таки волк, готовый вцепиться в горло при малейшей возможности.

Что же до моральных ограничений, то как тут не вспомнить демонстративно переоборудованный в действующую мечеть храм Святой Софии, что было откровенным плевком в лицо не только России, но и всему Православному миру? Как забыть периодически "случайно" сбиваемые турками русские самолёты и вертолёты с последующими невнятными извинениями? Бесконечные турецкие провокации в Сирии? Нашего демонстративно убитого посла?

И не надо утешать себя, что турки нынче "цивилизованные", и вообще их чуть было в ЕЭС не приняли. Частью национальной турецкой ментальности является так называемый закон Фатиха, позволявший ставшему турецким султаном наследнику престола перерезать всех своих братьев "ради общественной пользы", чтобы не допустить борьбы за трон и сопутствующей ей смуты.

На протяжении всей своей истории, когда турки считали целесообразной резню или любые другие жестокости, они прибегали к этому без малейших колебаний. Перед войной с Ираном 500 лет назад вырезали 40-50 тысяч шиитов (кстати, в основном азербайджанцев), как потенциально сочувствующих шиитам-иранцам. В ходе Первой мировой перерезали более миллиона армян, которых считали "российской пятой колонной". И надо быть ну очень наивным человеком, чтобы предполагать, что сегодня, в процессе создания "неоосманской империи" турок остановят какие-то моральные или гуманистические ограничения.

А потому, как говорят прекрасно знающие турок греки, "договариваясь с турком, всегда держи палку под рукой". В конце концов, другого вскормленного Западом для похода на Россию "волка" – Адольфа Гитлера тоже ведь в своё время мало кто серьёзно воспринимал.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

"Яблоком раздора" в турецко-американских отношениях стала сделка Анкары с Москвой по покупке российских зенитных ракетных систем С-400 . США, которые планировали поставить Турции свои ЗРК Patriot, были категорически против, однако президент Реджеп Тайип Эрдоган пренебрег угрозам президента Дональда Трампа и "выбрал русское". Сегодня уже восьмой самолет Ан-124 доставил компоненты С-400 в Турцию и вскоре все четыре дивизиона этой системы заступят на боевое дежурство.

В ответ Вашингтон стал разрабатывать все возможные варианты санкций против Турции в рамках закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций". Как сообщается, Дональд Трамп проводит консультации по этому поводу с госсекретарем Майклом Помпео, но какие именно санкции будут применены в отношении Анкары, пока неизвестно. США уже отменили поставку Турции своих истребителей пятого поколения F-35, вероятно, что и дальнейшее военное сотрудничество будет свернуто. Будут и какие-то другие ограничения, в том числе со стороны Евросоюза, на который оказывает давление Вашингтон. К слову, упомянутый закон был подписан Трампом 2 августа 2017 года и предписывает ужесточение санкций в отношении России, Ирана и Северной Кореи. Теперь в этом списке оказалась и Турция.

Отчего вдруг Турция сейчас настолько осмелела, что стала дерзить давнему сюзерену и выходить из под протектората США, обещавших "в случае чего" военную поддержку? Причин, на самом деле, достаточно много. Вашингтон всегда держал Анкару на коротком поводке, представляя Турцию своим безропотным вассалом, готовым во всем подчиняться. США не выполнили свои обязательства по продаже Турции ЗРК Patriot, предпочтя их размещение в Польше и Румынии, плюс заломили за них высокую цену. Вашингтон активно вооружал и поддерживал сирийских курдов, которых Анкара считает террористическими организациями. Евросоюз, не без американского влияния, закрыл путь Турции в членство в этом блоке, где она стоит в "очереди" с 14 апреля 1987 года (момент подачи заявки на присоединение к ЕС, на то время еще ЕАС). Непростой кажется и история с самолетом F-35, в программе создания которого участвовала и Турция, но получила взамен лишь два таких истребителя и отказ в размещении их производства на своей территории.

Будучи полноценным членом НАТО, Турция стала некой страной-изгоем в глазах как партнеров по альянсу, в том числе США, так и большинства стран Европы. Но до недавнего времени Вашингтон был вынужден считаться с Анкарой, которая является достаточно сильным союзником. Запланированное на 12 июля оглашение санкций США в отношении Турции было отменено, но спустя несколько дней о "карательных" мерах заговорили вновь. И закупка российских С-400 это лишь видимый повод, который якобы вбивает клин в систему безопасности НАТО. В той же Греции, тоже стране-члене альянса, давно стоят на вооружении С-300, которые "недоплыли" до Кипра. Всё дело, как видится, в сближении интересов Турции с Россией и далеко идущих планов по сотрудничеству с Китаем. Некий союз Москвы, Пекина и Анкары видится в Вашингтоне страшной триадой, которая способна поставить крест на могуществе самой Америки.

Что получит сама Турция в результате поворота нынешнего политического курса в сторону России и, опосредованно, Китая? Если конкретно, то что выиграет президент этой страны Эрдоган? По сделке с С-400, из-за которой и пошел весь нынешний сыр-бор, то Эрдоган говорит, что это "важнейшее соглашение в нашей современной истории". При этом, процитируем турецкого президента, он отмечает, что "системы ПВО призваны обеспечить мир и безопасность в нашей стране. Другие предпринимаемые нами шаги совершаются для того, чтобы улучшить наши оборонительные возможности". То есть Эрдоган дает понять, что выбор российского оружия не является определяющим в курсе политического вектора развития страны. При этом он заявил, что именно С-400 обладают лучшими возможностями в противовоздушной и противоракетной обороне, поэтому именно на них пал выбор.

Турция приобретает и более надежного партнера в лице России — тут и туристы, и экспортируемые продукты, и газ, и атомная электростанция, которая строится при участии российских специалистов и технологий. Москва может поддержать Турцию и в ее планах по добыче углеводородов у спорных берегов Кипра, на месторождения которых претендуют ряд западных компаний. "Свободная пресса" писала, что может состояться некая сделка по признанию Турцией Крыма российским, взамен на лояльное отношение к Турецкой республике северного Кипра. Заменой американским вооружениям, помимо уже имеющихся в Турции С-400, могут стать и российские истребители пятого поколения Су-57, танки "Армата", другая техника и вооружения. Москва сейчас стала Анкаре гораздо ближе, чем Вашингтон и Европа, плюс еще экономически выгоднее.

Чем рискует сам Эрдоган в случае введения санкций со стороны США и ЕС? Риски есть. Если какие-то эмбарго со стороны США могут турецкого президента не особо испугать, то вот разрыв отношений с Европой может больно ударить. В первую очередь по экономике страны, которая заметно сокращается, инфляция достигла уже 16 процентов, а уровень безработицы — 14%. Санкции могут усугубить этот процесс и отпугнуть западных инвесторов, что сразу обесценит турецкую валюту (лира сейчас стоит 0,17 $, около 11 российских рублей).

— У Эрдогана сейчас достаточно шаткое положение, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — Он, образно говоря, меняет коней на переправе, поворачивая от Запада к Востоку. Шаг оправданный, но требующий реальных достижений в новом сотрудничестве. Эрдогана поддерживают в самой Турции далеко не все. Можно вспомнить и попытку госпереворота 15 июля 2016 года, когда военные пытались захватить власть в стране. Было тяжелое поражение его партии на выборах мэра Стамбула в июне нынешнего года. Сам Эрдоган достаточно уверенно победил на президентских выборах в прошлом году, набрав более 50 процентов голосов, и стал одновременно еще и премьер-министром, так что временной люфт у него еще есть. Можно предположить, что госдеп США постарается его позиции поколебать за счет оппозиционных партий, той же Республиканской народной партии, либо нелояльных военных. Эрдоган это прекрасно понимает, поэтому всячески задабривает армию, стараясь добиться ее расположения. Но расхождение с американцами, которые принимали участие в формировании нового облика турецкой армии, могут стать причиной нового конфликта между президентом и военными. Поэтому ему необходимо предпринять действенные шаги, чтобы показать правильность выбранного курса на военное сотрудничество с Россией. Например, добиться соглашений с Москвой по Курдистану в свою пользу, заручиться ее поддержкой по ситуации со спорными территориями на Кипре. Эти проблемы пока висят в воздухе, поэтому Эрдоган вынужден маневрировать между Путиным и Трампом, но он просто вынужден сейчас быть ближе к России, чем к США.

Эрдоган не так уж и беззуб в противостоянии с США и готов ответить на готовящиеся санкции ответными мерами. Стало известно, что глава турецкого государства намерен объявить о том, что Анкара больше не будет предоставлять военную авиабазу Инджирлик американской военной авиации. А в случае активного противодействия со стороны США, может закрыть пролив Босфор — единственный путь в Черное море. Если санкции в отношении Турции предпримут европейские государства, то турецкие базы будут закрыты и для всех стран-членов НАТО.

Под угрозой ликвидации будут и ядерные боеприпасы, которые помимо Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов хранятся на американских и европейских базах в том числе и в турецком Инджирлике. В общем, Турции есть чем ответить на запланированные санкции США и ЕС. Анкара, в случае введения ряда ограничений с их стороны, постарается компенсировать потери за счет выстраиваемых отношений с Россией и Китаем. Вероятно, что не так много и потеряет в итоге. По крайней мере, в области поставки вооружений. Заменили Patriot на С-400, заменят и F-35 на Су-57, а вертолетные двигатели, в поставке которых Турции уже отказала Великобритания, компенсируют российские, разработанные АО "Климов".

Читайте также: