Как нужно пунктуационно оформить предложение встревоженные туристы

Обновлено: 18.09.2024

Пунктуация — это раздел грамматики, который изучает знаки препинания, правила их постановки и употребления в письменной речи.

Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:

1. Интонационный . Знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи, отражают интонацию речи.

2. Синтаксический . Знаки препинания выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений;

3. Логический . Пунктуация обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.

В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

  • Знаки препинания в конце предложения;
  • Знаки препинания внутри простого предложения;
  • Знаки препинания между частями сложного предложения;
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:

  1. выделение имеющихся знаков препинания;
  2. объяснение необходимости их постановки согласно правилам русского языка;
  3. определение роли данных знаков в предложении.

Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.

Знаки препинания внутри и в конце предложения

В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.

Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).

  1. знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
  2. тире между подлежащим и сказуемым;
  3. знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
  4. знаки препинания при обособленных членах предложения;
  5. знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
  6. знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
  7. знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

Пунктуационный анализ предложения

Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.

Пример со вставленными знаками

Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).

В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)

1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.

2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.

Самостоятельная расстановка знаков препинания Сделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.

1 и 2 – ставим запятые, выделяя причастный оборот, стоящий после определяемого слова. 3 и 4 – ставим запятые, выделяя вводную конструкцию. 5 – ничего не ставим, союз и связывает однородные сказуемые. 6 и 7 – ставим запятые, выделяя деепричастный оборот. 8 – ничего не ставим, причастный оборот находится перед определяемым словом. 9 – ставим тире (или запятую), выделяя приложение. 10 – в конце повествовательного невосклицательного предложения ставим точку.

Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложносочиненное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложносочиненного;

Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения

Все вокруг наполнилось весенним ароматом,(2) и вся природа пробудилась ото сна.(1)

Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложноподчиненное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложноподчиненного;

Образец пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения

Анна знала,(2) что больше никогда не вернется в это шумное,(3) беспокойное место.(1)

Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

В конце бессоюзного предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности могут стоять следующие знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

В середине бессоюзного предложения стоят знаки разделения, зависящие от отношений между частями бессоюзных предложений. К ним относятся: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

План

1. Знаки завершения; 2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное бессоюзное предложение; 3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного бессоюзного предложения;

Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения

Мы знали: (2) впереди нас ждут приключения! (1)

Предложение повествовательное, восклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – восклицательный знак (1).

Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного предложения;

Образец пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи

Восход солнца осветил край неба на горизонте, (2) и вскоре стало светло (3), хотя солнце ещё так и не показалось (1).

В конце сложного предложения с различными видами связи ставится знак завершения – точка (1), так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Прямая речь

Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:

1. Прямая речь находится перед словами автора:

2. Прямая речь находится после слов автора:

3. Прямая речь прерывается словами автора:

Примеры:

Как правильно оформить прямую речь

Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.

Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Если прямая речь располагается после слов автора , то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы . Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

Рассмотрим примеры.

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.

Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.

Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.

Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.

Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.

Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.

Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.


Задание 8 № 16974

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о скалистый берег.

2) Народ дышал чистым воздухом, подрёмывал; кто украдкой откусывал от яблока, кто перешёптывался с подругами, а Артюха Колотушкин, упав лицом в раскоренье старой яблони, спал.

3) Максим Петрович, попрощавшись с нами и пообещав, что будет нам писать, отправился в Петербург.

4) Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать всем, кто в этом нуждается.

5) Девочки радовались не столько полученным подаркам, сколько вниманию, уделённому им, а также редкой возможности побыть с близкими людьми.

6) Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более 60 концертов в разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру.

7) Мы с Александром, приехавшим ко мне на дачу в субботу, решили совместить приятное с полезным и, гуляя по лесу, не только наслаждались свежим воздухом, но и брали пробы почвы для исследования в лаборатории.

8) Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, что не хотите ли вы прогуляться со мной по саду.

9) Гордость переполняла родителей, увидев фамилию сына среди авторов книги.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 6) Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более 60 концертов в разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру. КОРРЕКТНО: 6) Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более 60 концертов в разных городах нашей страны, начал а напряжённо готовиться к туру.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом — 1) Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о скалистый берег. КОРРЕКТНО: 1) Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавш им успокоиться и продолжавш им биться о скалистый берег.

В) нарушение в построении предложения с косвенной речью — 8) Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, что не хотите ли вы прогуляться со мной по саду. КОРРЕКТНО: 8) Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, не хотим ли мы прогуляться с ней по саду.

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами — 4) Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать всем, кто в этом нуждается. КОРРЕКТНО: 4) Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать всех и помогать тем, кто в этом нуждается.

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом — 9) Гордость переполняла родителей, увидев фамилию сына среди авторов книги. КОРРЕКТНО: 9) Гордость переполняла родителей, когда они увидели фамилию сына среди авторов книги.


Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА


Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.



Запишите предложения и выполните письменный синтаксический разбор предложения

Один учащийся работает у доски

Поздней осенью птицы улетают на юг.

Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой)


-75%

Читайте также: